Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

ИЗБРАННОЕ ИЗ АРХИВОВ НОВОСТЕЙ 2004 - 2009 ГГ.

Архив новостей 2003

Архив новостей 2004

Архив новостей 2005

Архив новостей 2006

Архив новостей 2007

Архив новостей 2008

Архив новостей 2009

Архив новостей 2010

Архив новостей 2011

Архив новостей 2012

Архив новостей 2013

Архив новостей 2014

 

Архив новостей 2015

30 декабря 2015: Москва: В воскресенье 3 января 2016 г. вылетаю из аэропорта "Внуково в 18.00 снова в Якутск – проводить курсы повышения квалификации для воспитателей из дошкольного образовательного учреждения "Парус" г. Якутска (и других учреждений г. Якутска). А началось всё 14.10.2014, когда я получил вот такое письмо: "Добрый вечер, Игорь Георгиевич! Пишут Вам педагоги из дошкольного образовательного учреждения "Парус" г. Якутска. Мы в этом учебном году хотим массово ввести шахматы в практику нашего учреждения, где функционируют 5 подготовительных групп и 5 – старших. И мы очень заинтересовались Вашими учебно-методическими комплектами, хотим сотрудничать с Вами и пригласить Вас провести выездные курсы обучения на базе нашего ДОУ. Хотели бы узнать, возможен ли Ваш приезд в г. Якутск на ноябрь месяц. Оплату проездных, командировочных расходов и оплату за проведение курсов гарантируем. Очень надеемся, что Вы примете наше приглашение. Другие педагоги ДОУ города тоже готовы посетить Ваши курсы. С уважением, старший воспитатель Дарья Романовна". После этого у нас завязалась конструктивная переписка, и мы утрясли все детали. Я написал, что в декабре буду проводить курсы в Якутске и предложил коллегам присоединиться к тем курсам. Но для педагогов из "Паруса" более предпочтительным оказался вариант с проведением отдельных курсов. И их мы наметили на 4–6 января. 4 Января в 06.20 самолёт прилетает в Якутск, а в Рождество 7 декабря в 10.50 вылетаю из Якутска обратно в Москву (плановый прилёт в а/п "Домодедово в 12.05).

28 декабря 2015: Ханты-Мансийский автономный округ: Валентина Акишина (г. Урай) информирует: "Запланировали провести курсы повышения квалификации в нашем ЦДО на весенних каникулах (36 час – очно и 36 час – заочно). Набрали 20 слушателей и отправили заявку со списком в Департамент образования. У Марата Мухаммадиярова 31 человек набралось на курсы – он хочет в феврале провести (также отправили заявку в Департамент). Ждём результата... Мы с Владиславом Моисеевым и с Маратом здорово поддерживаем друг друга в нашем деле. В плане подготовки курсов плотную держим связь с Маратом". Наш комментарий: Очень хорошо и важно, что в регионах есть такие энтузиасты и специалисты как В.Акинина, В.Моисеев, М. Мухаммадияров, которые вширь продвигают дело шахматного образования (под крылом Югорской шахматной академии).

26 декабря 2015: Отзывы о книге И.Г.Сухина "1600 головоломок с одинаковыми цифрами": Светлана: "Книга порадовала. Множество головоломок - отличное занятие для досуга. Отличная разминка для ума. Любителям головоломок понравится. Удобный размер, твердый переплет и удобный шрифт по небольшой цене оставляют очень приятное впечатление". Наталья: "Немного для нас рановато (6 лет), но кое-что можно использовать уже сейчас. Купили несколько книг этого автора - супер! Ребенок с таким интересом разгадывает кроссворды, решает задачки. Жаль, что раньше не знала этого автора".

22 декабря 2015: Курганская область: V областной фестиваль “Папа + Мама + Школа + Я = Шахматная семья”: ПРИВЕТСТВИЕ Губернатора Курганской области А.Г. Кокорина Участникам V областного фестиваля по шахматам “Папа + Мама + Школа +Я = Шахматная семья”. 16 декабря 2015 года, г. Куртамыш.

22 декабря 2015: Курганская область: V областной фестиваль “Папа + Мама + Школа + Я = Шахматная семья”: "Пятый региональный фестиваль под названием "Папа, мама, школа, я - шахматная семья" прошёл в Куртамыше" – Сюжет ГТРК-Курган.

22 декабря 2015: Курганская область: Курганская областная Дума: "Разносторонее развитие детей – задача общая: Депутат Курганской областной Думы Александр Обласов наградил победителей областного шахматного фестиваля в Куртамыше".

22 декабря 2015: Республика Саха: Т.Карпухина "Через куклы к культуре: В Якутске проходит выставка инновационных проектов в дошкольном образовании": "Выставка "Открытое будущее" является своеобразным подведением итогов Года дошкольного образования в Якутии, на площадке которой учреждения республики представили свой лучший педагогический опыт. Об этом на торжественной церемонии открытия мероприятия сказал первый заместитель министра образования Эдуард Кондратьев… Он отметил, что сегодня система образования республики динамично развивается и включает в себя разветвленную сеть образовательных организаций. Дошкольное образование республики представлено 758 ДОУ. "Более 123 из них успешно реализуют задачи в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта, порядка 115 ДОУ республики являются пилотными площадками по внедрению проекта "Одаренный ребенок", "Шахматы - детям"…, - сказал замминистра".

21 декабря 2015: "Ученые: занятия физкультурой не влияют на продолжительность жизни": "Финские ученые провели несколько исследований, целью которых было доказать, что физические нагрузки вовсе не влияют на продолжительность жизни… Большинство же специалистов считают, что спорт благотворно влияет на все органы. Медики утверждают, что человек, который занимается каким-либо видом спорта (кроме шахмат) обладает быстрым обменом веществ, не страдает ожирением, а также не имеет хронических заболеваний".

20 декабря 2015: Москва: "Президент РШФ обещал поддержать шахматный всеобуч в Липецке": "В Москве состоялось заседание Наблюдательного Совета Российской шахматной федерации, в котором принял участие президент шахматной федерации Липецкой области Сергей Титов… Положительную оценку получила Липецкая область –…в наступающем году при поддержке областной администрации планируется внедрение программы “Шахматы в школу”. На первом этапе преподавание шахмат планируется ввести в 10% средних учебных заведений области. Программа “Шахматы в школу” не ставит задачей подготовку профессиональных спортсменов – идея заключается в использовании шахмат в качестве инструмента для повышения интеллекта школьников. Андрей Филатов в личной беседе пообещал Сергею Титову оказать поддержку внедрению шахматного всеобуча в Липецкой области".

Важно 20 декабря 2015: Курганская область: Институт развития образования и социальных технологий: "Утвержден план-график мероприятий проекта “Интеллектуал Зауралья” (шахматное образование) на 2015-16 учебный год": "Курганская область продолжает реализацию проекта “Интеллектуал Зауралья”, суть которого во внедрении в программу начальной школы курса “Шахматы - школе” И.Г. Сухина с целью развития у детей способности действовать “в уме” на основе освоения шахматно-задачной технологии. Проект поддержан региональным отделением Партии “ЕДИНАЯ РОССИЯ”, региональными и муниципальными органами власти Курганской области, поскольку является одним из шагов к решению проблемы дефицита кадров. В Зауралье уже пять лет реализуется проект “Шахматный всеобуч”, в перспективе стоит цель - перейти от всеобуча к общему шахматному образованию. В числе приоритетных направлений на 2015 – 2020 гг. определены: создание системы методического обеспечения общего шахматного образования, консолидация методического актива проекта; повышение устойчивости системы шахматного всеобуча через рост материально-технической и кадровой оснащенности образовательных организаций; создание системы психологического сопровождения общего шахматного образования; выявление, поощрение и распространение лучших практик".

20 декабря 2015: Курганская область: Институт развития образования и социальных технологий: Методист МмИМЦ В.С. Нуршаева "Эффективные формы организации шахматного всеобуча": "Чтобы развивать интеллектуальные способности детей, учитель должен знать, уметь, и владеть соответствующими методиками, формами организации развития мышления на шахматном материале. Об этом собрались поговорить на семинаре 2 декабря представители пяти районов западного образовательного округа. (Мишкинский, Альменевский, Щучанский, Шумихинский и Целинный). Нужно было осмыслить то, что сделано, подвести итоги работы по шахматному всеобучу за 2015 г. Семинар по теме “Эффективные формы работы по организации шахматного всеобуча”, проходил на базе Михалёвской школы Целинного района (директор школы Казыева З.П.). Практика показывает, что преподавание шахмат в начальной школе приносит свои плоды, юные шахматисты, как правило, учатся успешнее своих одноклассников, кроме того, шахматы способствуют развитию личности ребенка, развитию общего его кругозора, повышают активность в общественной жизни… Опыт реализации проекта “Интеллектуал Зауралья” представили на семинаре педагоги из разных районов. Панова Н.Н. заместитель директора по УВР Михалёвской школы проанализировала работу школы по применению современных технологий при обучении игре в шахматы детей дошкольного и младшего школьного возраста… В выступлении Бекетова А.П. педагога дополнительного образования Центра развития творчества и юношества (г. Шумиха) по теме “Трудности преподавания шахмат и пути их решения” были названы основные проблемы реализации шахматного всеобуча. Прежде всего – это материально техническая база, методическое обеспечение. Во многих школах есть только доска с фигурами и несколько комплектов шахмат (фигуры маленькие). Классы не приспособлены для проведения практических занятий для больших групп. Неоднозначным оказался ответ на вопрос: “Кто должен обучать детей игре в шахматы”? (с одной стороны, педагог должен знать шахматы, с другой – знать психологию ребёнка). Преподаватели шахмат ждут поддержки в решении данных проблем от руководителей и партнёров проекта… Семинар – практикум показал, что первый цикл, называя шахматным языком: “Дебют” (“Шахматный всеобуч” 2010-2015г.г.) несмотря на трудности, успешно завершился, и нужно переходить к “Миттельшпиль” (“От шахматного всеобуча к шахматному образованию” 2015 – 2020 гг.)".

20 декабря 2015: Москва: Сайт РШФ: "В Москве состоялось заседание Наблюдательного Совета РШФ": "В субботу 19 декабря в Москве в гостинице "Рэдиссон-Славянская" состоялось заседание Наблюдательного Совета Российской шахматной федерации… В конце заседания были обсуждены многие актуальные вопросы шахматной жизни России".

19 декабря 2015: Курганская область: Институт развития образования и социальных технологий: Л.С.Толстых, методист по работе с учителями начальных классов отдела дошкольного и начального общего образования ГАОУ ДПО ИРОСТ "Областная научно-практическая конференция “Опыт и результаты реализации ФГОС НОО в образовательных учреждениях Курганской области”: "19 ноября 2015 г. в ГАОУ ДПО ИРОСТ состоялась научно-практическая конференция для работников органов управления образованием, руководителей ОУ, заместителей директоров, учителей начальных классов, по проблеме: “Опыт и результаты реализации ФГОС НОО в образовательных учреждениях Курганской области”… На конференции рассматривались вопросы: … “Использование игровых приемов на занятиях по шахматам как способ развития интеллектуальных способностей учащихся младшего школьного возраста”… По итогам проведения конференции был выпущен сборник “Опыт и результаты реализации ФГОС НОО в образовательных учреждениях Курганской области” с публикациями материалов конференции".19 декабря 2015: Республика Беларусь: "Программу "Шахматы в школах" начнут пилотно внедрять в Беларуси в 2016 году": "Первоначально программу будут проходить на факультативной основе как в минских школах, так и в регионах. Международная шахматная федерация со своей стороны поможет в подготовке тренеров, проведении семинаров и мастер-классов, а также с учебниками. ФИДЕ объединяет 186 стран мира и развивает эту программу во многих государствах, обучая шахматам детей с первого класса".

18 декабря 2015: Республика Беларусь: "Александр Лукашенко поддержал идею руководителя FIDE ввести в школах Беларуси факультативы по игре в шахматы".

18 декабря 2015: Республика Беларусь: "Президент принял главу ФИДЕ": "Александр Лукашенко и Кирсан Илюмжинов договорились, что в Беларуси в 2016 году начнется внедрение программы “Шахматы в школах” на факультативной основе… — Нам за этот интеллектуальный вид спорта (хотя трудно сказать, спорт это или какое–то искусство, наверное, и то и другое) не стыдно, потому что в Беларуси мы стараемся на достаточно высоком уровне поддерживать его и развивать, — сказал Президент".

18 декабря 2015: Рязанская область: "Международный гроссмейстер Дмитрий Кряквин проведёт в Рязани семинар для преподавателей по шахматам": "Об этом на пресс-конференции в пятницу, 18 декабря, сообщила начальник управления по физической культуре и массовому спорту горадминистрации Марина Кащеева".

17 декабря 2015: С.Аксёнов "Россия научит Америку демократии": "Глава ФИДЕ Кирсан Илюмжинов откроет в США фонд поддержки демократических процессов, который будет действовать по аналогии со знаменитым фондом Сороса, но только в российских интересах. Фонд Илюмжинова намерен поддерживать образовательные и культурные программы, главной из которых станет программа “Шахматы в школах”… Популяризация шахмат под “вывеской” фонда Илюмжинова, а также сопутствующие программы могут стать успешным способом формирования у американцев позитивных ассоциаций в отношении России. “Я ударю по ним шахматизацией, чтобы молодежь интеллектуально образовывалась”, — заявил Илюмжинов. Несмотря на ироничные параллели, возникающие у начитанной российской публики, план вполне реален. Программа “Шахматы в школе” не имеет ничего общего с прожектерством и реализуется Илюмжиновым вот уже почти десяток лет как в России, так и в других странах. Сам бывший шахматист, возглавивший в возрасте 15 лет взрослую сборную Калмыкии, мечтает довести число играющих в шахматы людей до 1 млрд человек. ФИДЕ как инструмент и многочисленные личные связи Илюмжинова-бизнесмена и государственного деятеля позволяют претворить проект в жизнь. Похоже, это тот редкий случай, когда желания совпадают с возможностями. Характерно, что Илюмжинов не просит денег у государства, а намерен сам заняться их привлечением".

Важно 15 декабря 2015: Москва: 3 января снова лечу проводить курсы в Республику Саха. Ещё 14 октября я получил следующее письмо (раньше на сайте я об этом не писал), цитирую: "Добрый вечер, Игорь Георгиевич! Пишут Вам педагоги из дошкольного образовательного учреждения "Парус" г. Якутска. Мы в этом учебном году хотим массово вести шахматы в практику нашего учреждения, где функционируют 5 подготовительных групп и 5 старших. И мы очень заинтересованы Вашими учебно-методическими комплектами и хотим пригласить Вас на сотрудничество и провести выездные курсы обучения на базе нашего ДОУ. Хотели бы узнать, возможен ли Ваш приезд в г. Якутск на ноябрь месяц. Оплату проездных, командировочных расходов и оплату за проведение курсов гарантируем. Очень надеемся, что Вы примете наше приглашение, другие педагоги ДОУ города тоже готовы посетить Ваши курсы. С уважением, старший воспитатель Дарья Романовна". В ответ я 14.10.2015 написал так: "Добрый вечер, Дарья! Спасибо за приятное письмо! На своём сайте я писал в конце сентября: http://chess555.narod.ru "В следующий отпускной период проведу курсы повышения квалификации в Якутии: по учебнику "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны": 1) для воспитателей детских садов: 7–9 декабря, 2) для учителей начальных классов: 10–12 декабря"… Они уже купили для меня невозвратные электронные билеты туда и обратно... Поэтому возможны два варианта: 1) Вы связываетесь с ними и вливаетесь в их поток; 2) У Вас могу провести курсы в зимние каникулы (где-то со 2-го или с 3-го января). В ноябре не получится, т.к. 16 ноября сдача темы, а 21 ноября я лечу до 29 ноября в Тыву... Если Вас заинтересовал первый вариант, то я дам Вам мейл непосредственного организатора. Если Вам интереснее второй вариант, то обсудим нюансы по электронной почте". На это 15.10.2015 мне ответили так: "Очень рады, что Вы откликнулись на наше письмо, и нас очень устраивает 2-й вариант Вашего предложения, так как нам удобнее провести курсы на базе нашего образовательного учреждения. Просим огласить еще раз организационные условия, сколько будет стоит оплата за проведение курсов, как ранее писали, проезд, размещение и условия для проведения мы обеспечим. С уважением, Дарья".

12 декабря 2015: Республика Саха: Курсы повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения": Второй поток – 63 человека (10–12 декабря 2015): День третий: Начало в 09:40. В этот день педагоги продолжили осваивать технологию преподавания по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения". Завершение работы с учебником "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны". В 16.45 – окончание курсов (второй поток) и торжественная выдача сертификатов, фотографирование.

11 декабря 2015: Республика Саха: Курсы повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения": Второй поток – 63 человека (10–12 декабря 2015): День второй: Начало в 09:40. В этот день педагоги продолжили осваивать технологию преподавания по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения". Вторично прошли первую часть учебника "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны". Ровно в 17.00 – окончание второго дня работы курсов.

10 декабря 2015: Республика Саха: Курсы повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения": Второй поток – 63 человека (10–12 декабря 2015): День второй: 09:45 – торжественное открытие курсов. Курирует курсы также как и 1-й поток методист отдела дошкольного и начального образования Малой академии наук "Ленский край" Саргылана Иннокентьевна Сокольникова. На курсах: учителей начальных классов – 1, учителей физической культуры – 1, ПДО – 1, воспитателей детских садов – 60. Из них преподавал шахматы – 1, 20% – немного умеет играть в шахматы, 1 – кандидат в мастера (Валерий Александрович Алёхин), 1 - шахматистка 1 разряда (Надежда Александровна Щепкина). О курсах – здесь. В этот день педагоги приобрели первую профессиональную компетенцию – "Освоение правил шахматной игры" (с помощью двух частей "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны") и начала приобретать вторую – осваивать технологию преподавания по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения" – вторично начали проходить первую часть учебника "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны". Ровно в 17.00 – окончание первого дня работы курсов.Важно 9 декабря 2015: Республика Саха: Курсы повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения": Первый поток – 62 человека (7–9 декабря 2015): День третий: Начало в 09:40. В этот день педагоги продолжили осваивать технологию преподавания по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения". Завершение работы с учебником "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны". В 14:50 приехало телевидение НВК-Саха. Сюжет выйдет в эфир в передаче "Вестник образования" НВК-Саха в пятницу 18 декабря в 20.15 (до 20.30)… Ровно в 17.00 – окончание курсов (первый поток).

9 декабря 2015: Республика Саха: Государственное автономное учреждение Республики Саха (Якутия) “Малая академия наук Республики Саха (Якутия)”: "X шахматная олимпиада по классическим шахматам на призы Первого Президента РС(Я) М.Е. Николаева".

8 декабря 2015: Республика Саха: Курсы повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения": Первый поток – 62 человека (7–9 декабря 2015): День второй: Начало в 09:40. В этот день педагоги продолжили осваивать технологию преподавания по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения". Вторично прошли первую часть учебника "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны". Ровно в 17.00 – окончание второго дня работы курсов. А завтра приедет телевидение.

8 декабря 2015: Ханты-Мансийский автономный округ: И.Свинков "Академия мастеров": "10 сентября 2010 года в мире шахмат состоялось важное событие: в столице автономного округа была открыта Югорская шахматная академия. Губернатор Югры Наталья Комарова и председатель правления ПАО “Газпром” Алексей Миллер, запустив символические часы, дали старт шахматной жизни в автономном округе… Сегодня в шахматы играют в 20 муниципалитетах Югры, эту древнюю игру любят даже в самых отдаленных поселениях… Играют в Югре и малыши. По инициативе окружного департамента образования прошли соревнования по шахматам в детских садах всех муниципалитетов. Например, чемпионат среди воспитанников детских садов г. Ханты-Мансийска проходил в дошкольном учреждении “Планета детства”, в котором создан шахматный уголок… Важным аспектом развития шахмат стала подготовка кадров. Югра первой в России системно стала проводить 80-часовые курсы повышения квалификации для учителей, преподающих шахматы. Для проведения курсов приглашаются самые опытные специалисты страны, например, профессор Игорь Сухин, автор популярных детских учебников о шахматах. С 2007 года обучение прошли более 200 человек. Большим событием в мире шахмат стала Международная научно-практическая конференция “Шахматное образование — важный ресурс мировой системы образования”, прошедшая в г. Ханты-Мансийске с участием президента Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсана Илюмжинова. Обращаясь с приветственным словом к участникам конференции, К.Н. Илюмжинов озвучил важнейшую стратегическую задачу, которая состоит в поэтапном введении шахмат в школьную программу всех стран, входящих в ФИДЕ… Ханты-Мансийск сегодня считается одной из мировых шахматных столиц. Югорская шахматная академия совместно с окружной федерацией шахмат внесла в это достижение немалый вклад".

7 декабря 2015: Республика Саха: Курсы повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения": Первый поток – 62 человека (7–9 декабря 2015): День первый: 10:45 – торжественное открытие курсов. Курирует курсы методист отдела дошкольного и начального образования Малой академии наук "Ленский край" Саргылана Иннокентьевна Сокольникова. На курсах: учителей начальных классов – 1, учителей физической культуры – 2, ПДО – 4, воспитателей детских садов – 55. Из них никто не преподавал шахматы, 20% – немного умеет играть в шахматы, два шахматиста третьего разряда. О курсах – здесь. В этот день педагоги приобрели первую профессиональную компетенцию – "Освоение правил шахматной игры" (с помощью двух частей "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны") и начала приобретать вторую – осваивать технологию преподавания по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения" – вторично начали проходить первую часть учебника "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (детально прошли 4 урока из 31). Ровно в 17.00 – окончание первого дня работы курсов.7 декабря 2015: Республика Саха: Курсы повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения": Перед началом курсов – поездка на радио, и там мы с 09:25 до 09:50 с начальником отдела дошкольного и начального образования Малой академии наук "Ленский край" Ольгой Николаевной Степановой отвечаем на вопросы ведущей якутского радио НВК-Саха, передача "Поговорим на тему "Шахматы – гимнастика ума для раннего интеллектуального развития детей" (прямой эфир)… Думаю, позднее выложу в Интернет запись этой передачи.

6 декабря 2015: Республика Саха: г. Якутск: В 06:42 приземлились в аэропорту. Сердечная встреча с начальником отдела дошкольного и начального образования Малой академии наук "Ленский край" Ольгой Николаевной Степановой. Едем в гостиницу "Триумф" (ул. Ойунского, д. 26, VIP-номер №711). Все условия – великолепные. В этот день обсудили с О.Н.Степановой многие важные нюансы развития шахматного образования в Якутии. Очень хорошо, что организаторы предоставили мне день отдыха перед курсами (так бывает не всегда), всё же 6 часов разницы между Москвой и Якутском – это серьёзно. В 15:50 совершил небольшую прогулку на улицу, но больше 15 минут не выдержал – ведь минус 43 градуса мороза!

5 декабря 2015: Москва: Сборы в Якутск. Информация о рейсе: R3 478. Внуково — Якутск; до Якутска 4897 км. Авиакомпания Якутия. Вылет: Внуково 5 декабря 18:00. Терминал А. Багаж 20 кг. Boeing 737-800. Плановый прилёт в Якутск: 6 декабря (воскресенье) в 06:20. Время в пути: 6 ч 20 мин. Разница во времени: +6 час. Погода в Якутске: 6 дек. -35 (-44), 7 дек. -40 (-38), 8 дек. -35 (-38), 9 дек. -32 (-32)…

5 декабря 2015: Москва: Подготовка к курсам в г. Якутске.

4 декабря 2015: Республика Саха: Малая академия наук Республики Саха (Якутия): "Авторские курсы И.Г.Сухина Федеральной программы "ШАХМАТЫ – ШКОЛЕ" с 07 по 12 декабря 2015 г. в г. Якутске": "Министерство образования Республики Саха (Якутия) и Малая академия наук Республики Саха (Якутия) с 07 по 12 декабря т.г. в г. Якутск организуют для учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных организаций федеральный курс “Шахматы – школе” Игоря Георгиевича Сухина".

4 декабря 2015: Курганская область: "В Курганской области из-за гололеда отменен семейный фестиваль “Папа + Мама + Школа + Я = Шахматная семья”: "Вечером 3 декабря в регионе несколько часов шел ледяной дождь. Дороги покрылись сплошной ледяной коркой. В этих условиях фестиваль семейных шахматных команд, намеченный на 4 декабря в городе Куртамыше пришлось перенести на другую дату. - Дату предстоящего фестиваля мы согласуем в ближайшее время, - отметили в оргкомитета фестиваля. - Сожалеем, что готовое мероприятие приходится отменять, но это необходимо сделать в целях безопасности. Участниками фестиваля станут: 26 команд из 24 районов области и городов Кургана и Шадринска (в каждой команде 4 человека: семья с учеником начальной школы + учитель); 26 специалистов муниципальных образовательных систем, ответственных за реализацию проекта “Интеллектуал Зауралья” (шахматное образование), а также учителя, преподающие шахматы, студенты Куртамышского филиала Курганского педагогического колледжа. Организаторы фестиваля: Главное управление образования Курганской области; Курганское региональное отделение ВПП “ЕДИНАЯ РОССИЯ”; ГАОУ ДПО “Институт развития образования и социальных технологий”; Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области; ГБОУ ДОД “Детско-юношеский центр”; Федерация шахмат Курганской области; Администрация Куртамышского района Курганской области; МКОУ “Куртамышская СОШ №2”. Фестиваль является ярким традиционным мероприятием проекта “Интеллектуал Зауралья” (шахматное образование) и проводится уже пятый год подряд".

4 декабря 2015: Республика Саха: Навстречу курсам повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения" (7–12 декабря 2015): Окончание заметок о прошлогоднем посещении Малой академии наук Республики Саха: "10 декабря 2014: Республика Саха: Республика Саха: Сайт Президента Республики Саха: В.Павлов "IX шахматная олимпиада среди школьников республики на призы Первого Президента Республики Саха Михаила Николаева": "9 декабря 2014 года в селе Октемцы началась IX шахматная олимпиада по классическим шахматам на призы Первого Президента Республики Саха Михаила Николаева. По традиции олимпиада проводится под эгидой Физико-математического форума “Ленский край”… Впервые олимпиада проводится в первой половине декабря и в последующем, по словам организаторов турнира, это время будет постоянно зарезервировано для этих соревнований… Торжественная церемония открытия шахматной олимпиады началась с приветственного выступления вице-президента Шахматной федерации Якутии Матвея Мучина, отметившего мудрую и дальновидную политику нашего Первого Президента Михаила Николаева, который не только обозначил вектор интеллектуального развития республики, но и создал систему работы с подрастаяющим поколением якутян, чьи природные данные и любопытство получают поддержку и оттачиваются путем применения инновационных методик обучения и посредством использования пяти китов образования – шахмат, рисования, музыки, физической культуры и иностранных языков, выдвинутых Первым Президентом в качестве основы воспитания детей в раннем возрасте для достижения максимального развития их умственных способностей… В этом году олимпиада проводится на фоне активизации усилий федеральных властей по развитию школьного шахматного образования. Об этом отметил в своем выступлении почетный гость олимпиады – автор единственного в России рекомендованного федеральным Министерством образования и науки учебно-методического комплекта “Шахматы – школе” Игорь Сухин: “В этом году впервые наш Президент Владимир Владимирович Путин поднял вопрос о шахматном образовании в России. А главой попечительского совета Российской шахматной федерации избран пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков”. Игорь Сухин назвал шахматы великой игрой и сравнил шахматы с морем, в котором наша республика начала плавание еще в начале 2000 годов. Результатом этой работы он указал превосходное выступление школьников во взрослом чемпионате республике, в котором шахматную корону взял десятиклассник, а второе место семиклассник, одержавшие убедительные победы над мастерами спорта России и ФИДЕ. О спортивном духе и постоянном преодолении себя рассказал директор Форума кандидат физико-математических наук Владимир Егоров, который также сделал анонс о включении по предложению Первого Президента Республики Саха в программу международной физико-математической олимпиады “Туймаада” шахмат как отдельной дисциплины… Приятным сюрпризом стало вручение новых методических пособий по шахматному образованию, разработанных Игорем Сухиным и Владимиров Егоровым, который сам является заядлым шахматистом и шахматным тренером, воспитавшим двукратную чемпионку мира среди школьников – свою родную дочь Айыыну".

4 декабря 2015: Республика Саха: Навстречу курсам повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения" (7–12 декабря 2015): Продолжение заметок о прошлогоднем посещении Малой академии наук Республики Саха: "10 декабря 2014: Республика Саха: Из новостей сайта Физико-математического форума “Ленский край”: "Открытие IX шахматной олимпиады по классическим шахматам на призы Первого Президента РС (Я) Михаила Ефимовича Николаева": "Вчера 9 декабря 2014 года, в стенах Физико-математического форума “Ленский край”, с. Чапаево, состоялось официальное открытие IX Шахматной Олимпиады по классическим шахматам на призы первого президента РС (Я) Михаила Ефимовича Николаева. На торжественном открытии приветственную речь произнесли помощник депутата Государственной Думы, вице-президент Федерации шахмат Республики Саха (Якутия) М.В.Мучин, зам.министра образования Н.Г.Попова, директор форума В.А.Егоров, директор РЦФВДЮС М.И.Варламов, президент шахматной Федерации Республики Саха (Якутия), М.Ю.Николаев, почетный гость из Москвы И.Г.Сухин, главный судья Р.В.Ганжуров… В заключение торжественной церемонии всем командам- участникам была вручена памятная брошюра "Методические рекомендации по введению учебного курса "Шахматы – школе" в начальные школы и детские сады Республики Саха (Якутия)", написанную И.Г.Сухиным, старшим научным сотрудником лаборатории педагогической компаративистики ФГНУ Института теории и истории педагогики Российской академии образования, г. Москва и В.А.Егоровым, директором Физико-математического форума “Ленский край”.

4 декабря 2015: Республика Саха: Навстречу курсам повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения" (7–12 декабря 2015): Продолжение заметок о прошлогоднем посещении Малой академии наук Республики Саха: "9 декабря 2014: Республика Саха: Снова возвращаюсь к 2-го ноября 2012 года, к научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в Республике Саха (Якутия)”, прошедшей в рамках II республиканского конгресса по шахматному образованию. Для понимания тех процессов, которые протекают в последние два года в шахматном образовании Якутии ниже озвучу свой доклад "О развитии шахматного образования в мире: Успехи и проблемы", с которым выступил 02.11.2012; И.Г.Сухин (02.11.2012): "Нынешний год стал эпохальным для развития шахмат. В марте Европарламент принял декларацию “Шахматы в школе”, в которой шахматы в современном мире трактуются не как вид спорта, а как составная часть системы образования. Этот придает шахматам новый статус и приведёт к соперничеству между странами и регионами России – кто из них добьётся более позитивных успехов на ниве шахматного образования. И гандикап в этом имеют те регионы мира, в которых, во-первых, вопросы шахматного образования были поставлены раньше, во вторых, решены методологические вопросы. И в решении обоих данных аспектов Якутия – в числе лидеров. Прежде всего, Якутия стала вторым регионом России и в мире (после Калмыкии), который выпустил базовый приказ по шахматному образованию. Это приказ Министерства образования Республики Саха от 17 ноября 2000 года № 01-08/1589 "О введении уроков шахмат в образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)", где, в частности, есть такие пункты: "1. С 2000-2001 учебного года ввести в программу с 1 по 4 классы общеобразовательных школ республики учебный предмет “шахматы” за счет часов по выбору. 2. …Рекомендовать в качестве программы обучения… курс "Шахматы – школе". Но ещё важнее, что именно в Якутии был дан ответ на ключевые вопросы шахматного образования. Я имею в виду опубликованную в "Учительской газете" статью “Игра, наука или искусство? Что мешает развитию шахматного образования”, написанную Первым Президентом Республики Саха, заместителем Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Михаилом Ефимовичем Николаевым, которая стала в 2009 году ключевым событием и шахматной, и педагогической жизни России. Ведь как идёт процесс шахматного всеобуча в большинстве стран? Организаторы обычно не знают, ни для чего проводить уроки шахмат в школе, ни как их строить, ни кто их должен вести. А здесь важна методология. Ведь, что самое ценное в статье Михаила Ефимовича Николаева и в его других работах? Это чёткий ответ на основные дискуссионные вопросы… Как это ни странно, в СМИ до сих пор продолжается дискуссия "Нужен ли урок шахмат в школе?" Михаил Ефимович пишет об этом изящно: "Бесконечные обсуждения и многочисленные разговоры о пользе очевидных вещей – одна их наших национальных особенностей. Вместо того, чтобы использовать свои преимущества в шахматах и накопленный в ХХ веке опыт их преподавания, мы ведем очередную бесконечную, пустую и бесполезную дискуссию". Добавлю. Известное дело: кто хочет делать (и способен) – ищет способ, кто не хочет – ищет причину. И апофеоз статьи Михаила Ефимовича: "Преподавание шахмат требует создания нового научного направления – шахматной педагогики". В этом направлении в России сделано больше, чем в других странах. Прикинем, какие основные проблемы полноценного введения шахмат в школьную программу являются общими для всех стран? Первая и главная: научное обоснование курса шахмат в начальной школе… Вторая проблема, тесно связанная с первой: наличие базового целеполагания, ориентированного на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования… Выдающийся тренер Ю.С.Разуваев писал: "Просто научить учеников в школе играть в шахматы – это ерунда, а не цель. Пока же, на уроках детей всего лишь учат играть в шахматы, а потом перенаправляют в кружки. Это неправильно. Мы должны достигать значимых для системы образования целей, а это, прежде всего, – развитие способности действовать "в уме". Развитие способности детей действовать "в уме" и является тем целеполаганием, той фундаментальной целью, для достижения которой и разработан федеральный курс "Шахматы – школе". Третья проблема: какие учебники использовать? Ответ: Применять на уроках в начальной школе следует не одиночные учебники (что чаще всего наблюдается), а полноценный четко структурированный и научно-обоснованный учебно-методический комплект... Четвёртая проблема: Проблема преподавателя шахмат в школе. Здесь необычайно ценно, что Михаил Ефимович поставил жирную точку в диспуте на тему: "Должны вести уроки шахмат тренеры или профессиональные учителя?" Конечно, учителя!.. Слова Михаила Ефимовича: "Необходимо дать шахматное образование учителям" высвечивают и ставят последнюю, пятую проблему: Как следует готовить учителей начальных классов? В большинстве стран полагают, что для этого достаточно педагогам дать основы шахматной игры, не понимая, что на самом деле, учителей, как и воспитателей детского сада нужно, прежде всего, учить конкретной технологии работы с конкретным научно-обоснованным учебно-методическим комплектом. И учить не вообще, а предельно конкретно! Поэтому здесь в Якутске с 1 по 5 ноября на курсах повышения квалификации я учу педагогов начального звена конкретной технологии работы с учебно-методическим комплектом первого года обучения федерального курса "Шахматы – школе", базирующимся на научных теориях П.Я.Гальперина и Я.А.Пономарёва. На слайде видны составляющие учебно-методических комплектов трёх лет обучения курса: программа, учебники для учеников, пособия для учителей, тетради и задачники. Верхний ряд – УМК "Шахматы, первый год", средний ряд – УМК "Шахматы, второй год", нижний ряд – УМК "Шахматы, третий год"… А более подробную информацию о ходе шахматного всеобуча в мире вы можете получить на Сайте шахматного всеобуча (http://chess555.narod.ru). К примеру, 30 августа в Стамбуле прошла конференция "Шахматы и образование", и на Сайте шахматного всеобуча даны прямые ссылки на её презентации и видеовыступления. Здесь же на слайде приведены обложки моих книг, изданных в США и Испании с предисловиями Г.Каспарова, В.Крамника и Ж.Полгар. Возвращаясь к курсам в Якутске, отмечу, что де-факто на них я знакомлю учителей начальных классов и воспитателей детских садов с новой образовательной технологией – “Технологией развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала” или иначе "Шахматно-задачной технологией И.Г.Сухина". В заключение хочу поблагодарить Михаила Ефимовича Николаева за тот большой вклад, который он внёс в развитие мирового шахматного образования и подарить сборник трудов конференции в Ханты-Мансийске, в котором материал Михаила Ефимовича является первым и базовым..."

4 декабря 2015: Республика Саха: Навстречу курсам повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения" (7–12 декабря 2015): Продолжение заметок о прошлогоднем посещении Малой академии наук Республики Саха: "9 декабря 2014: Республика Саха: Напоминаю, что 20.08.2014 в Якутске создана новая общественная организация по продвижению шахматного образования среди детей республики – "Ассоциация образовательных учреждений, реализующих шахматное образование в Республике Саха". Президентом ассоциации избрана бывший министр экономики, а ныне генеральный директор авиакомпании Якутия Ольга Фёдорова. Кандидатура президента ассоциации была заочно предложена Первым Президентом Республики Саха Михаилом Николаевым, который много лет борется за использование шахматного образования в качестве инструмента по повышению умственных способностей детей. По словам Ольги Фёдоровой, работавшей в свое время в команде Первого Президента, предложение Михаила Николаева “как всегда почетно и ответственно”. Она сказала также в своем выступлении следующее: “Мы живем в потребительском обществе, где требуются быстрые результаты, новые компетенции и где чаще образы заменяют письма, нужно дать детям возможность и время думать, анализировать и действовать. Шахматы являются, по сути, образовательным инструментом, позволяющим без стресса конкуренции развивать математические способности, системное мышление, что станет основой высокой адаптивности и конкурентоспособности в будущем”, Присутствовавшая на учредительном собрании министр образования Сардана Татаринова поздравила вновь избранного президента ассоциации и подчеркнула важную роль шахматного образования в развитии личности человека: “Мы пытаемся более десяти лет внедрить шахматное образование, но больших успехов не достигли. В прошлом мы старались действовать директивно, и это не сработало. Сегодня мы изменили наши подходы. Мы будем развивать шахматное образование при поддержке энтузиастов, людей заинтересованных в шахматном образовании. Шахматное образование мы будем развивать путем убеждения, на исключительно добровольной основе”. Директор Физико-математического форума “Ленский край” В.А.Егоров рассказал собравшимся об успехах шахматного образования в разных странах и регионах России. По его словам, Калмыкия, давно внедрившая шахматный всеобуч, достигла кардинальных успехов в математическом образовании, что подтверждается 17% ростом среднего балла по математике ЕГЭ в сравнении со средним уровнем по стране. Физико-математический форум “Ленский край” в Октемцах, Хангаласского улуса, открыл в этом году кафедру шахмат, и будет проводить курсы шахматной педагогики для учителей начальных классов для всей республики. “Мы изучили успешный опыт наших коллег из Ханты-Мансийска, Калмыкии и Москвы. Шахматы можно преподавать как математический предмет, при этом это будет носить игровой характер и будет очень интересным для мальчиков и девочек”, – сказал Владимир Анатольевич Егоров, которого учредительное собрание избрало вице-президентом новой ассоциации. Руководитель кафедры шахмат мастер ФИДЕ Роман Ганжуров представил в тот день на суд учредителей ассоциации свое предложение по организационной структуре ассоциации, которая будет включать координационный и методический советы. Работа ассоциации, по его мнению, будет заключаться в информационной и организационной поддержке шахматного образования. В собрании приняли участие руководители школ и многие заинтересованные в развитии шахматного образования лица.

4 декабря 2015: Республика Саха: Навстречу курсам повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения" (7–12 декабря 2015): Продолжение заметок о прошлогоднем посещении Малой академии наук Республики Саха: "9 декабря 2014: Республика Саха: с. Октёмцы: Физико-математический форум “Ленский край”: 19.30 – 23.00. В течение трёх с половиной часов проходил мой семинар с тренерами и представителями команд из Амгинского, Алданского, Нюрбинского, Мегино-Кангаласского, Усть-Алданского улусов и города Якутска. Но и до семинара, в ходе неформального общения, много аспектов шахматного образования мы затронули с целой плеядой тренеров-преподавателей. В частности, очень интересным оказалась беседа с опытнейшим Степаном Степановичем Соровым, КМС, бывшим тренером-преподавателем ДЮСШ Таттинского улуса (ныне он переехал в Якутск), который 2-го ноября 2012 года на научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в Республике Саха (Якутия)” в рамках II республиканского конгресса по шахматному образованию сказал о цели уроков шахмат так: "Одно чемпионство - это нам не надо". Шахматы как предмет он стал преподавать в школе с 2006 года и отметил, что у них троечников среди шахматистов нет, все олимпиадники, все поступают в престижные вузы. И Степан Степанович в тот день (2012 год) сделал мне самый удивительный подарок в моей жизни – подарил мне мою же книгу "Шахматы, второй год, Или играем и выигрываем" (2003 года издания) клеенную-переклеинную, зачитанную почти до дыр, что доказывало, что она была в неустанной работе и очень востребована, а не лежит мёртвым грузом на полке. Тот день 2-го ноября 2012 года для меня имел особое значение, так как после моего доклада "О развитии шахматного образования в мире: Успехи и проблемы" Первый Президент Республики Саха Михаил Ефимович Николаев публично вручил мне почётную награду – звание лауреата Фонда Первого Президента Республики Саха "Во славу и пользу Республики", лично повесил на шею нагрудный знак лауреата Фонда и сказал: "Вот человек, невзрачный, худенький, а сто книг написал!..". И Первый Президент Республики Саха Михаил Ефимович Николаев с горечью добавил, что другие страны у россиян растаскивают самое значимое: идеи, мысли, книги и т.п. А сохранять свой приоритет, своё достояние, свои наработки мы так и не научились, поэтому нужно пуд соли съесть для того, чтобы убедить регионального министра сделать нечто очевидно позитивное (к примеру, оперативно решить ключевые проблемы шахматного образования). Как рефрен прозвучали два принципиальных вопроса: 1) Когда мы, наконец, станем великой державой? 2) Что делать? И была озвучена программа из 11-ти пунктов, из которых первым был назван вопрос кадров. И было сказано, что выполнение решений конференции требует времени, но начинать следует прямо сейчас. И, протягивая мост от 02.11.2012 к 09.12.2014, замечу, что мысли и идеи Первого Президента Республики Саха начали пролагать себе дорогу! Во многом это связано с деятельностью директора Физико-математического форума “Ленский край Владимира Анатольевича Егорова, плодотворной работой Управления образования Хангаласского улуса в направлении шахматного образования и созданием 20.08.2014 новой общественной организации по продвижению шахматного образования среди детей республики – Ассоциации образовательных учреждений, реализующих шахматное образование в Республике Саха.

4 декабря 2015: Республика Саха: Навстречу курсам повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения" (7–12 декабря 2015): Продолжение заметок о прошлогоднем посещении Малой академии наук Республики Саха. "9 декабря 2014: Республика Саха: с. Октёмцы: Физико-математический форум “Ленский край”: До торжественного открытия, утром (10.00) и днём (14.30) прошли два тура IX шахматной олимпиады по шахматам на призы первого президента Якутии Михаила Ефимовича Николаева. Я побывал на обоих турах – смотрел, как играют школьники, какие дебюты разыгрывают, для того, чтобы вечером предметно поговорить с тренерами. Затем подъехала брать интервью корреспондент Якутского информационного аганства ЯСИА Анна Николаева. Возможно, в течение недели интервью появится в Интернете. А в 17.30 началось официальное открытие олимпиады – мощное и красочное. Участников и гостей олимпиады приветствовали многие знаковые в Якутии лица. В том числе: помощник депутата Государственной Думы, вице-президент Федерации шахмат Республики Саха М.В.Мучин, заместитель министра образования Н.Г.Попова, директор форума В.А.Егоров, директор РЦФВДЮС М.И. Варламов, президент шахматной Федерации Республики Саха (Якутия), М.Ю.Николаев, главный судья Р.В.Ганжуров. Слово для приветствия было предоставлено и автору этих строк. Для тренеров команд директор Физико-математического форума “Ленский край” Владимир Анатольевич Егоров оперативно приготовил сюрприз – брошюру "Методические рекомендации по введению учебного курса "Шахматы – школе" в начальные школы и детские сады Республики Саха (Якутия)" (Якутск, 2014. – 56 с.). Эту работу мы написали в соавторстве с Владимиром Анатольевичем Егоровым, и в ходе торжественной части я подарил это пособие каждому представителю команд. Отмечу, что это пособие мы подготовили по предложению Министерства образования Республики Саха".

4 декабря 2015: Республика Саха: Навстречу курсам повышения квалификации для воспитателей детских садов и учителей начальных классов "Обучение педагогов технологии проведения шахматных занятий по Федеральному курсу "Шахматы – школе": Первый год обучения" (7–12 декабря 2015): Организатор курсов – Малая академия наук Республики Саха (Якутия) (раньше эта структура называлась Физико-математический форум “Ленский край”). Я уже бывал у коллег не раз. После прошлогоднего посещения я писал в новостях Сайта шахматного всеобуча: "9 декабря 2014: Республика Саха: с. Октёмцы: Физико-математический форум “Ленский край”: Очень важно и значимо для РФ, когда ключевыми структурными подразделениями руководят такие яркие, знающие и инициативные люди как директор форума Владимир Анатольевич Егоров и его заместитель Юрий Иванович Семёнов. Их высокий профессионализм получил лишнее подтверждение в ходе Всероссийской научно-практической конференции “Российский и международный опыт и перспективы работы с одаренными детьми” (11-13 ноября 2014), проведённой в Якутске. Вот "РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции “Российский и международный опыт и перспективы работы с одаренными детьми” г. Якутск, 11-13 ноября 2014 г.", опубликованная на сайте Министерства образования Республики Саха (Якутия). Вот её фрагменты: "Участники Всероссийской научно-практической конференции (далее - Конференция), обсудив российский и международный опыт работы с одаренными детьми, вопросы организации системы поиска, развития и сопровождения одаренных детей в России, отмечают, что работа с одаренными детьми является значимой для социально-экономического развития страны… Участники Конференции также отмечают, что развиваемые в Республике Саха (Якутия) проекты “Шахматы – школе”, “Музыка для всех”, “Рисуем все”, Международные игры “Дети Азии”, работа Физико-математического Форума “Ленский край”, других организаций, работающих с одаренными детьми, заложили основы системного подхода к одаренности, данный опыт может быть использован и в других регионах… Обсудив различные практические, теоретические и методические аспекты работы с одаренными детьми, участники Конференции вносят следующие предложения:… Организациям, реализующим программы профессионального образования, дополнительного профессионального образования… Обеспечить ежегодное повышение квалификации педагогов начальной школы по федеральному трёхлетнему курсу "Шахматы – школе" (курсовая подготовка по каждому году обучения отдельно)… Резолюция обсуждена и принята единогласно на заключительном заседании конференции"… Поэтому с удовольствием принял предложение Владимира Анатольевича Егорова посетить: 1) вначале конференцию “Российский и международный опыт и перспективы работы с одаренными детьми” (11-13 ноября 2014), хотя ноябрь у нас в Институте стратегии и теории образования Российской академии образования практически не выездной месяц (отчёт, отчёты, отчёты); 2) затем после курсов повышения квалификации в г. Покровске приехать в с. Чапаево для проведения семинара для тренеров Якутии и участию в торжественном открытии IX шахматной олимпиады по шахматам на призы первого президента Якутии Михаила Ефимовича Николаева. Приятно было в очередной раз посетить прекрасно оборудованные здания форума "Ленский край" и обсудить с коллегами перспективные планы. На сайте форума (в разделе "О форуме") опубликована его историческая миссия; где, в частности, читаем: "В ряду приоритетных задач по обеспечению устойчивого развития республики первостепенной является подготовка специалистов, которые будут жить и работать в новой Арктике и защищать ее интересы… Главная миссия физико-математического форума “Ленский край” при Президенте Республики Саха (Якутия) — формирование высококвалифицированных и конкурентоспособных научных и технических кадров, готовых в своей профессиональной деятельности защищать интересы и обеспечить устойчивое развитие Арктики. Для выполнения этой миссии Форум должен развиваться как научно-образовательный центр, способствующий целевой предпрофессионалъной подготовке школьников, дополнительному специализированному обучению студентов, повышению квалификации специалистов, организации научных исследований по актуальным проблемам развития Арктики. При этом физико-математическое и естественнонаучное образование как фундаментальное для овладения школьниками и молодежью специальностями, необходимыми республике, становится фундаментом и ведущей идеей для всей деятельности форума". Очень важно, что на форуме есть кафедра шахмат, заведует которой мастер ФИДЕ Роман Ганжуров".

3 декабря 2015: "London Chess Conference": "Training Teachers to Teach Chess": "Sunday 5th December 2015: 10.30 – 12.00. Training education professionals to teach chess is essential if more children are to learn the game. Apart from knowing how the pieces move, what do teachers need to know about chess and about its didactic possibilities? This workshop is a window on American experience and perspective".

3 декабря 2015: "London Chess Conference": Организаторы: Team: "1) Malcolm Pein, Director of London Chess Classic, Chief Executive, Chess in Schools and Communities; 2) John Foley, Conference Director, Director of Training, and Education, Chess in Schools and Communities; 3) Stefan Löffler, Programme Director; 4) Tereza Pribanova, Event Organiser, Client Relationship Manager, Chess in Schools and Communities…". И другие.

3 декабря 2015: London Chess Conference "Chess and Society": "The conference brings together people who are developing ways for chess to make a valuable contribution to society. Chess can help to improve the situation for many groups in society. We are fortunate that many project leaders are able to come to London to share their experiences. It will be your chance to hear about a variety of projects including chess in prisons, chess with refugees and chess as part of youth counselling as well as a range of new topics and the latest research on chess in schools. The conference breaks new ground in its content and range of contributors". "2015 Conference Opening": "Meet the organisers. Outline of event. Housekeeping. Malcolm Pein. John Foley. Stefan Loffler. Tereza Pribanova". "Chess and Society Introductory Overview": "The conference gets underway with three speakers who provide an overview of the impact of chess on society".

3 декабря 2015: "Коммерсант": “Я не считаю, что потраченные деньги ушли в песок”: Президент FIDE Кирсан Илюмжинов о реформах в Международной шахматной федерации": "— Одна из ключевых программ FIDE называется “Шахматы в школах”. Почему для вас принципиально, чтобы они были встроены в систему обучения? — Эту программу я анонсировал в 2010 году в Ханты-Мансийске. Говоря о ней, сказал, что основные задачи, поставленные передо мной в середине 1990-х, выполнил. Добился того, чтобы МОК признал шахматы спортом, объединил шахматный мир, отстроил систему розыгрыша чемпионского титула. Теперь — следующий этап. На ближайшие десять лет я поставил цель довести количество людей, играющих в шахматы, до миллиарда. — Зачем? — Те, кто увлечен шахматами, формируют рынок сбыта шахматных идей. А увлекать ими надо с детства — со школы, с детского сада. — И какие успехи? Коммерческих партнеров под программу удается найти? — И немало. В России одной из первых откликнулась “Роснефть”, движение “Шахматы в школах” поддерживает, к примеру, благотворительный фонд “Система”. Я благодарен всем партнерам движения “Шахматы в школах” и надеюсь, они также довольны сотрудничеством. Какой ведь плюс в шахматах в сравнении с тем же футболом? В футболе потратишь кругленькую сумму и не заметишь, потому что это зарплата одного игрока за год. А в шахматах за те же деньги спонсор решает множество заметных задач. Проводится большое количество мероприятий, которые освещают как отечественные, так и мировые СМИ. Решается социальный вопрос: это ведь по-настоящему благородная миссия, дать возможность нашим детям изучать в школе шахматы, значит становиться умнее, интеллектуальнее, конкурентоспособнее. Наконец, спонсор может ассоциироваться с таким модным видом спорта, как шахматы. Все, как говорится, в одном флаконе. А вообще во всех странах, в которых я бываю (а в среднем я посещаю примерно 100 в год), обязательно стараюсь подписать — как правило, с министром образования — договор о сотрудничестве. В их рамках проводятся мастер-классы, издаются учебники. Результаты впечатляющие. Помню, в Парагвае приезжаем в обычную провинциальную школу, а там на партах лежат планшеты с шахматной программой. Ученикам их между прочим раздают бесплатно. Или возьмем Мексику. Там отобрали десять школ, в течение года смотрели, как дети шахматами занимаются, как успеваемость растет, а потом ввели шахматы как обязательный предмет обучения в 200 тыс. школ. В Армении он являются обязательным предметом во всех школах, а президент Серж Саргсян возглавляет шахматную федерацию страны. В ЮАР, во Вьетнаме картина похожая. В Турции сегодня 6 млн детей играют в шахматы, притом что раньше они там были не очень популярны… В этой стране больше детей шахматами занимаются, чем футболом. У нас тоже некоторые регионы вводят это новшество. — Какой российский регион считается наиболее продвинутым с точки зрения продвижения шахмат? — В целом шахматы в школах развиваются в Москве, Томской, Псковской, Кемеровской областях, Забайкальском крае, Республике Татарстан, Калмыкии. Особо хочу отметить успехи ХМАО-Югры. Там введен шахматный всеобуч, там за последние годы прошли все крупнейшие мировые соревнования, включая олимпиаду, построен замечательный шахматный дворец. Наконец, руководитель региона Наталья Комарова является вице-президентом РШФ".

3 декабря 2015: Самарская область: "Аркадий Дворкович и Николай Меркушкин отметили юных шахматистов страны": "В среду, 2 декабря, в рамках рабочего визита в Тольятти вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович и губернатор Самарской области Николай Меркушкин посетили российский шахматный центр… Николай Меркушкин особо отметил, что сейчас в 154 школах области в качестве дополнительного предмета изучают эту интеллектуальную игру".

2 декабря 2015: Создана страница "Архив новостей 2015", и часть новостей за 2015 год отправлена в этот архив.

2 декабря 2015: Калужская область, г. Обнинск: По согласованию с директором учебно-методического объединения Т.К.Фесенко мои курсы повышения квалификации по 2-му году обучения Федеральному курсу "Шахматы – школе" пройдут в Обнинске в январе после зимних каникул 2016-го года (36 академических часов; точное время ещё не намечено).

30 ноября 2015: Тюменская область: Е.Шевцова "Тюменские школьники осваивают программу шахматного обучения": "Учащиеся школ региона активно изучают на уроках методику игры в шахматы. Программа шахматного обучения стартовала в регионе несколько лет назад и уже дала результаты, считает двенадцатикратный чемпион мира по шахматам, депутат Государственной думы России, вице-президент Российской шахматной федерации Анатолий Карпов. "Она появилась еще при министре образования России Владимире Филиппове и работает до сих пор. Теперь все зависит от директоров школ и региональных департаментов образования – они могут включить шахматы в обязательную программу на весь срок обучения или на один год", - отметил он на пресс-конференции в с пресс-центре информационного агентства "Тюменская линия"… В регионе к программе присоединились школы Тюмени, Голышмановского, Ялуторовского, Сорокинского районов, в некоторых классах созданы отдельные предметы по шахматной методике. "В год по муниципальному заданию мы должны обучить 1 тысячу 240 школьников. Но дискуссии о том, обучать детей выборочно или всех в обязательном порядке, идут до сих пор. В этом плане интересен опыт Челябинской области: один год длится обязательное обучение, а далее школьник, если у него остался интерес, может перейти в специализированную школу, где шахматам учат 11 лет", - добавил Евгений Прокопчук. К школьникам присоединяются и дошкольники – в 50 тюменских детских садах малышей учат играть в шахматы с раннего возраста. "Я беседовал с ребятами младших и старших классов в школе №66. Спрашиваю: "В шахматы играть умеете?" Все младшие школьники, и мальчики, и девочки, хором отвечают: "Да!"", - отметил Анатолий Карпов. По его словам, одна из проблем шахматного обучения – нехватка в школах шахматных учебников. Существует много хороших пособий, в том числе для самых маленьких, но единого стандарта нет. "Я предлагаю провести всероссийский конкурс, определить лучшие программы и ввести их во всех школах. Я бы остановился на двух-трех учебниках", - добавил Анатолий Карпов". Наш комментарий: Как это – нехватка учебников? Учебников издаётся давно уже вполне достаточно для всех, заинтересованных в развитии шахматного всеобуча. И не только учебников, но и учебно-методические комплекты трёх лет обучения. В научно обоснованном Федеральном курсе "Шахматы – школе", рекомендованным Минобразования РФ.

29 ноября 2015: Забайкальский край: А. Смоляков: "В Забайкальском крае стартует Конкурс на лучшую организацию преподавания шахмат".

29 ноября 2015: Тюменская область: Г.Шантуров: "19 ноября. Шахматный Грант Губернатора в Омутинском и Голышманово": "Благодаря грантовой поддержке Губернатора Тюменской области В.В.Якушева, в регионе стартовал проект “Шахматы – в сельскую школу!”… Первый заместитель Главы администрации Омутинского района Александр Робканов сказал, что сегодня шахматы уже твердо обосновались в семи школах района из восьми, и выразил уверенность в том, что шахматы придут не только в каждую школу, но и, обязательно, в каждый детский сад! Такую задачу поставил Глава администрации Омутинского района, председатель районной шахматной федерации Виктор Воллерт".

28 ноября 2015: Москва: Также в четверг, 26 ноября принял участие (и выступил) на вебинаре Я.С.Турбовского по теме “Формирование образовательного пространства в современных условиях”, который прошёл в нашем Институте стратегии развития образования РАО: "Актуальную тему, помимо постоянных участников, обсуждали: директор Института стратегии развития образования РАО, д.филос.н. С.В. Иванова; научный консультант-координатор по взаимодействию с научным сообществом Института, академик РАО Е.В. Ткаченко; заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии образования Института, чл.-корр. РАО, д.п.н. М.А. Лукацкий. В основном докладе С.В. Иванова охарактеризовала специфические черты современной эпохи постмодерна, влияющие на формирование образовательного пространства: рост образовательных потребностей, увеличение количества образованных людей, усиление необходимости в квалифицированных кадрах, но в то же время – появление высокоинтеллектуальной преступности, потребительского отношения к образованию как к услуге, утрата прямого диалога с учеником, который “научился владеть компьютером ра