САЙТ ШАХМАТНОГО ВСЕОБУЧА

(ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 14 ЛЕТ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ: УЧИТЬСЯ НА ОДНИ ПЯТЁРКИ)

 

Nationwide Chess Education Website

(Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers)

 

 

Сухин И.Г.

Школьное шахматное образование как фундамент интеллектуального развития человека

г. Курган, 2 июня 2015 г.

Пленарный доклад

 

(Слайды 1, 2) Дорогие коллеги! Я счастлив присутствовать на этой конференции, так как в Курганской области Слово не расходится с Делом! Это в России, да и в мире в целом, – большая редкость.

Сегодня в мире уже поняли, насколько важен урок шахмат в начальной школе для развития интеллекта детей, так как собрана огромная доказательная база (слайд 3). Поэтому в марте 2012 года Европарламент принял Декларацию "Шахматы в школе", в которой шахматы трактуются не как вид спорта, а как составная часть системы образования, и которая рекомендует европейским странам проводить в общеобразовательных школах полноценные уроки шахмат для развития мышления детей. Такие же процессы характерны и для других регионов мира.

А у вас в области это поняли раньше Европы и остального мира, и за 5 лет вами уже накоплен большой и позитивный опыт.

Очень важно, что это направление поддержал и Президент России, который 2 июня 2014 года – ровно год назад (и это считаю символичным) сказал (слайд 4): "Мне очень приятно отметить, что возрождаются именно школьные шахматы".

Давайте оценим, что к 2015 году сделано в области шахматного образования:

1) в зарубежных странах;

2) в других регионах России;

3) в Курганской области.

В ХХ веке в Англии, Германии, Канаде, Советском Союзе, США, Франции, Японии проводились исследования по тренингу мышления. Их итоги обратили внимание ученых на такой перспективный инструмент развития мышления как шахматы. В результате сегодня пилотные проекты использования шахмат как элемента системы образования выполнены более чем в пятидесяти странах.

Вместе с тем не каждое общество заинтересовано, чтобы его члены обладали развитым мышлением. Вспомним, как прусский король Фридрих II писал: "Шахматы воспитывают склонность к самостоятельному мышлению" (слайд 5). Но это только начало фразы. А вот её окончание: "...а потому не следует их поощрять" (слайд 6).

Итак, к 2015 году волевое решение о введении шахмат в программу начальных классов как учебной дисциплины на Западе и на Востоке принято, но ни в одной из зарубежных стран до сих пор не разработан научно обоснованный курс шахмат, ориентированный на решение фундаментальных задач общеобразовательной школы и тем более обеспеченный полноценными учебно-методическими комплектами для каждого года обучения. Это сделано пока только в России! (слайд 7).

В 1993 году Министерство образования России выступило инициатором разработки курса шахмат, и такой курс – "Шахматы – школе" был разработан. Вскоре в Калмыкии шахматы стали обязательной дисциплиной начальной школы, благодаря чему показатели региона по ЕГЭ значительно улучшились.

И сегодня, отвечая на вызовы Европы и потребности общества, уроки шахмат как компонент образовательного учреждения или как внеурочную деятельность на региональном или муниципальном уровнях ввели или пытаются ввести Республики Калмыкия, Саха, Татарстан, Тыва, Забайкальский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Курганская, Московская, Томская, Тюменская, Челябинская, Псковская, Самарская, Ростовская, Калужская области и др.

Но редко, где такая работа проводится системно, причём чаще всего для преподавания используются не научно обоснованные учебно-методические комплекты, а случайные учебники.

Важно отметить, что сегодня складывается поразительная картина – если в Советском Союзе на руководящие должности была очередь грамотных управленцев, то в последние годы руководители многих российских предприятий жалуются на глобальный дефицит хороших управленцев! Поэтому тезис: "Кадры решают всё" ныне ещё актуальнее, чем прежде. А с учётом "свинских" санкций Запада, вопрос развития интеллекта наших детей и внуков как будущего кадрового резерва региона и страны – это вопрос обеспечения национальной безопасности России.

В этих условиях значение постановки и реализации проекта "Интеллектуал Зауралья" как проекта подготовки кадров из зауральской глубинки переоценить невозможно. Для региона, в котором нет нефти и газа, именно интеллект уже становится ресурсом номер один. Посмотрите, какая изящная триада в основе программы Губернатора Алексея Геннадьевича Кокорина: "Человек, порядок, инвестиции" (слайд 8).

Видите, "человек" в ней – на первом месте! Если в годы существования Советского Союза отрицалась роль личности, и люди считались массой одинаковых винтиков, то теперь понятно, что каждый человек неповторим, и главное внимание нужно именно к человеку.

Обычно, когда в России происходит смена региональной власти, то отметается многое из позитивных наработок предшественников и наблюдаются тяжёлые кадровые потери. А вот в Курганской области сохранено и поддержано всё лучшее – и лучшие кадры, и самые значимые проекты!..

А вот в Курганской области проект "Интеллектуал Зауралья" развивается, и результат налицо – сегодня по развитию шахматного всеобуча Курганская область – не только российский, но и мировой лидер. Это факты! Уникальным явлением для общемирового шахматного всеобуча является то, что его проводит рабочая группа соратников-профессионалов – в других регионах обычно всё зависит только от одного инициативного человека – если он охладевает к проекту, то всё сразу и прекращается.

Отметим важнейшую роль, которую играет в развитии проекта ректор "Института развития образования и социальных технологий" Борис Алексеевич Куган, который в 2010 году был начальником Главного управления образования Курганской области. И по линии Главного управления образования мы наблюдаем всю ту же замечательную линию на обеспечение преемственности. Это крайне важно, потому что когда мы говорим об уроках шахмат в начальной школе, то должны понимать, что первую скрипку здесь должно играть Управление образования, а не система спорта, так как проект ставит в первую очередь образовательные цели – развитие интеллекта.

24 февраля, когда я принял участие в заседании рабочей группы, то сказал и сейчас повторяю: "На "Институт развития образования и социальных технологий" у меня особая надежда и опора". Я признателен, что ИРОСТ организовал в феврале курсы повышения квалификации по шахматному образованию, создал мне идеальные условия для их проведения и пригласил на курсы замечательных учителей начальных классов. А сегодня мы видим, что к нашей конференции ИРОСТ издал два качественных объёмных сборника, которые закрепляют приоритеты Курганской области по ряду аспектов шахматного образования. Спасибо!

Сейчас, когда на ближайшую пятилетку намечено планов громадье – расширение проекта, связанное с включением в него "Малой академии наук" и “Агробизнесшколы”, – хочется взять с Бориса Алексеевича слово, что внимание к шахматному всеобучу будет не ослаблено, а значительно усилено, так как шахматный всеобуч должен стать добротным фундаментом для "Малой академии наук" и “Агробизнесшколы”. Тем более что не все вопросы шахматного всеобуча решены; к примеру, остро не хватает в ИРОСТе специалиста-методиста по шахматному всеобучу, хоть на полставки, с которым я мог бы еженедельно продвигать методико-методологические вопросы всеобуча.

Отмечу, что я впервые в жизни и с огромной радостью наблюдаю, что работа по шахматному образованию ведётся последовательно и системно. В этом огромная заслуга принадлежат автору идеи проекта "Интеллектуал Зауралья", координатору проекта, Первому заместителю Секретаря регионального отделения партии “Единая Россия” Марату Нуриевичу Исламову! Последовательность и системность в проведении шахматного всеобуча – ещё одно ноу-хау Курганской области. Как и то, что это партийный проект! Ни в одном другом регионе России партия пока не разглядела этот ключ к развитию интеллекта. Уверен, что вложения в детей –это самое важное, что должны делать партия и правительство. Тогда налогоплательщики и избиратели будут горой стоять за эту власть.

Кстати, я узнал, что ряд высокопоставленных сотрудников Администрации и даже один из заместителей Губернатора области приобрели для личного пользования учебно-методические комплекты курса "Шахматы – школе". Одно это уже говорит о многом!

Поэтому невозможно переоценить значимость того, что сегодня делается у вас в области шахматного образования. Имея две мощнейшие научные опоры, – Курган и Шадринск – область, де-факто, совершила прорыв в шахматном образовании. 5 тысяч выпускников шахматного всеобуча, которые в этом году первые в мире получили свидетельства – это очень серьезный шаг к решению кадрового вопроса, а ведь за этими ребятами каждый год будут идти новые 5000 выпускников и тогда через 5 – 10 лет в Курганской области может случиться настоящий эволюционный скачок.

Но, конечно, и проблем немало. Это связано, в частности, с тем, что отечественные СМИ как правило рисуют образ шахмат исключительно как спортивной дисциплины. Так было исторически, и это очень сложно преодолеть. В результате, когда любой из вас слышит слово "шахматы", то возникает образ только двух сидящих друг против друга игроков. Поэтому даже лучшие из лучших руководителей различного ранга, лучшие из лучших директоров школ, когда им говорят о проекте "Интеллектуал Зауралья", то подспудно понимают в нём шахматы как игру с победителями и побеждёнными и интересуются у учителей после проведения каких-либо соревнований: "А какое место там наши заняли?". Это беда! Страшная беда. Именно из-за этого шахматный всеобуч глох в других странах мира.

А мы-то выбрали из шахмат всё то, что реально работает на развитие ребёнка, облекли это в задачную форму и разработали такие учебные материалы, чтобы все дети стали умнее; чтобы они сравнивали себя не с другим, а с собой вчерашним: "Вчера я не смог решить эту задачу, а сегодня смог!". Вот в чём всё дело-то.

Вместе с тем я прекрасно понимаю директоров школ – сейчас такая чехарда с новыми стандартами образования, которые нельзя ни выполнить, ни не выполнить, поэтому нет времени вникать в суть проекта "Интеллектуал Зауралья". Это не вина, а беда!

Поэтому очень прошу представителей СМИ видеть в шахматах не спорт, а смотреть на них гораздо шире – как на инструмент развития мышления всех детей без исключения. Не каждый ребенок станет гроссмейстером; это и не нужно, но каждый должен научиться решать задачи, которые день за днем будет ставить перед ним жизнь – этому и учат шахматы.

Вернёмся к светлому и радостному: у вас налажено правильное взаимодействие между образовательными и спортивными организациями в деле шахматного всеобуча. И это тоже ваше ноу-хау: в начальной школе уроки проводят учителя начальных классов по шахматно-задачной технологии по учебно-методическим материалам Федерального курса "Шахматы – школе" с целью оптимального развития у детей фундаментальной способности действовать "в уме" (слайд 9).

А затем или параллельно, те из ребят, которые захотят достигнуть успехов на спортивном попроще, идут в кружки, секции, клубы и дома детского творчества.

Казалось бы, это очевидная схема распределения ролей. Однако на практике в других регионах мира имеет место иная схема: спортивные шахматные организации пытаются проникнуть в начальную школу со своим уставом – проводить уроки шахмат в начальные классы рекрутируют спортсменов-разрядников (нередко без педагогического образования) с целью выявить лучших и пригласить их в спортивные секции. Такие спортсмены-разрядники на уроках всерьёз занимаются с тремя-четырьмя учениками, а для остальных это оказывается пустой тратой времени. А ведь задача начальной школы – не готовить резерв для клубов, а максимально интеллектуально развить каждого ученика!

Поэтому приятно, что в Курганской области понимающее руководство Шахматной федерации; все вопросы решаются качественно и коллегиально.

Образовательная школа часто справедливо ругает нас учёных: разработайте внятные учебники, вооружите правильной технологией работы. В Федеральном курсе "Шахматы – школе" всё это сделано! Эти учебники любимы учениками (хранят их даже под подушками) и учителями.

В заключение хочется сказать следующее. Считаю, что первая пятилетка проекта прошла на пятёрку. Хочется пожелать проекту на пятёрку пройти и следующее пятилетие. А ещё лучше – на пять с плюсом! (слайд 10). Спасибо за внимание!

 

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/kurgan1.htm

© Сухин И.Г.

Веб-страница создана 24.06.2015.