Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

Избранные материалы из книги И.Г.Сухина "Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя"

(Обнинск: Духовное возрождение, 2004, 2008. – 104 с., ил., формат 70х108 1/16)

 

 

АННОТАЦИЯ

В данном пособии объясняется, как учителю с минимальной шахматной подготовкой проводить занятия с учениками второго года обучения (обычно второклассниками) по учебнику "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем". Пособие будет интересно и родителям, помогающим своим детям освоить основы шахматной игры.

Для педагогов, знакомых с шахматами только по материалам учебно-методического комплекта "Шахматы, первый год", сделаны необходимые разъяснения.

В пособии детально описывается каждый из 33 уроков, приводится большая часть заданий из учебника с решениями.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В пособии для педагога "Шахматы, второй год, или Учусь и учу" подробно изложена методика проведения каждого из 33 программных занятий; приведены необходимые рекомендации по применению на занятиях учебника "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем".

В пособии приводится большая часть учебных положений дидактических заданий из учебника с правильными решениями.

Структура большей части главок-уроков едина: вначале даются необходимые шахматные сведения учителю (если в этом есть необходимость), а затем излагается методика проведения данного урока: повторение пройденного материала, разъяснение детям нового материала (предлагаются некоторые формы его подачи), решение занимательных заданий, проведение нестандартных дидактических игр.

Программный материал второго года обучения сложнее, чем материал первого года, ибо если раньше нужно было просто усвоить элементарные правила игры и возможности каждой фигуры, то теперь и обучающийся и педагог должны прочувствовать, как взаимодействуют фигуры при защите, атаке, постановке мата.

Немало страниц пособия занимают задания на мат в два хода с решениями, причем подобраны яркие малофигурные примеры таких заданий. Прежде чем дети почувствуют красоту и очарование шахмат, они должны твердо усвоить сравнительную силу фигур. Ребята должны понять, что преимущества в одну фигуру чаще всего достаточно для победы и что стремление к материальному перевесу – разумная стратегия (при прочих равных условиях). Только затем им показываются эффектные исключения из правил (например, когда маленький шахматный отряд одолевает превосходящее войско партнера). Это объясняет структуру учебного курса. Сначала дети учатся реализовывать огромное материальное преимущество и получают элементарные навыки в налаживании взаимодействия своих фигур при постановке мата. Затем приобретают умение создавать и реализовывать матовые угрозы при небольшом перевесе. И только после этого практикуются в нахождении комбинаций, когда к выигрышу ведет красивый тактический удар.

УРОК 1: ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат". Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальиое положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО УРОКА

За лето ребята соскучились по шахматным занятиям и кое-что забыли. Начиная урок, спросите, кто из учеников играл во время каникул и насколько успешно. Затем покажите им диафильм "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат", задавая по ходу просмотра необходимые вопросы. Ребята должны вспомнить такие термины как белое и черное поле, горизонталь (горизонтальная линия), вертикаль (вертикальная линия), диагональ, центр, белые, черные и назвать все фигуры.

Далее ученики раскрывают учебник "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" на с.3 и определяют, куда на сюжетном рисунке спрятались шахматные фигуры. Причем обязательно отмечают, какие именно фигуры куда спрятались.

Вместе с ребятами вспоминаете ходы ладьи, слона, ферзя, коня, пешки (без взятия на проходе и превращения), короля. Проверяете, помнят ли ученики, что такое шах, мат, пат. Просите расставить на доске начальное положение.

В конце занятия дети разбиваются на пары и играют в шахматы, а педагог определяет, кто что забыл ("Игорь Георгиевич, а как конь скачет?" и т.п.), подводит уроку итог.

УРОК 4: ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания "Назови вертикаль", "Назови горизонталь", "Назови диагональ", "Какого цвета поле", "Кто быстрее", "Вижу цель". Игровая практика.

НЕОБХОДИМЫЕ ШАХМАТНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Шахматная нотация – система записи течения шахматной партии или определенной позиции. Горизонтали обозначаются цифрами – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и называются "первая горизонталь", "вторая горизонталь" и т.д. Вертикали обозначаются буквами латинского алфавита – а, b, с, d, e, f, g, h и называются "вертикаль а", "вертикаль бэ" и т.д. Поле находится на пересечении вертикали и горизонтали и обозначается буквой и цифрой. Например, а2, с4, е6.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕТВЕРТОГО УРОКА

В начале занятия повторение пройденного материала. Спросите у детей, помнят ли они, как назывались древние шахматы, могут ли они пересказать шахматную легенду, знают ли чемпионов мира по шахматам. Предложите ученикам раскрыть учебники на с.8.

– Предположим, вы сыграли интересную партию. Можно ли записать ее, подобно тому, как композиторы записывают свои музыкальные произведения? Или вы не успели доиграть с папой, а уже пора спать. Можно ли записать получившееся положение, чтобы убрать фигуры в коробку? Можно. У шахматистов есть своя "нотная грамота" – шахматная нотация. Шахматная нотация – система записи шахматной партии или любой позиции. Посмотрите на свои шахматные доски. Видите, вокруг них поставлены цифры и буквы. Они нам в этом помогут. Горизонтальные линии шахматной доски обозначаются цифрами – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 (в учебнике они показаны стрелками) и называются – первая горизонталь (ребята, проведите по ней пальцем), вторая горизонталь, третья горизонталь, четвертая, пятая, шестая, седьмая, восьмая. А вертикальные линии обозначаются буквами латинского алфавита – а, b, с, d, e, f, g, h. По-русски они произносятся так – а, бэ, цэ, дэ, e, эф, жэ, аш. Трудные буквы? Чтобы побыстрее их запомнить, давайте разучим маленький стишок:

Мы сидели на крыльце,

Повторяли – а, бэ, цэ.

А потом спросили: "Где

Буква дэ и буква e?"

Папа, дай нам карандаш,

Мы запишем – эф, жэ, аш.

Вертикали стрелками показаны на с.8 учебника. Поясните, что вертикальные линии называются так: вертикаль а, вертикаль бэ, вертикаль цэ, вертикаль дэ, вертикаль е, вертикаль эф, вертикаль жэ, вертикаль аш. Покажите вертикали на демонстрационной доске и попросите ребят провести по ним пальцем на их шахматных досках. Объясните, что любое поле находится на пересечении вертикали и горизонтали и обозначается буквой с цифрой. На с.8 (внизу) приведена диаграмма, на которой даны обозначения каждого поля. Пусть ребята внимательно рассмотрят ее. На демонстрационных шахматах покажите каждое поле и назовите его. Объясните, что диагонали принято называть по крайним полям. Например, диагональ al-h8, диагональ а7-b8. Предложите ребятам назвать все поля третьей горизонтали, вертикали е, диагонали а4-е8.

Дидактические задания

"Назови вертикаль". Покажите указкой на демонстрационной шахматной доске одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Дети должны назвать все вертикали. Затем спросите: 1. На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? 2. Ферзи? 3. Королевские слоны (то есть слоны, которые стоят ближе к королям)? 4. Ферзевые ладьи? Ответы: 1. На вертикали е. 2. На вертикали d. 3. На вертикали f. 4. На вертикали а.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но ученики выявляют горизонталь. Например, третья горизонталь. Потом спросите: 1. Какие фигуры в начальном положении стоят на второй горизонтали? 2. На каких горизонталях фигур нет? 3. На какой горизонтали стоят черные пешки?

Ответы: 1. Белые пешки. 2. На третьей, четвертой, пятой, шестой. 3. На седьмой.

"Назови диагональ". И это задание аналогично предыдущим, но определятся диагональ. Например, диагональ a2-g8. Еще спросите: 1. Как называется большая белая диагональ? 2. Большая черная диагональ? Ответы: 1. Диагональ a8-hl. 2. Диагональ al-h8.

"Какого цвета поле". Назовите какое-нибудь поле. Ученики должны определить его цвет.

"Кто быстрее". Вызовите к демонстрационной доске двух учеников и предложите им найти на ней определенное поле. Выиграет тот, кто сделает это быстрее.

"Вижу цель". Задумайте какое-нибудь поле и предложите детям угадать его. Ребята отвечают по очереди. После ответов учеников учитель уточняет: "Ближе", "Дальше", "Почти на таком же расстоянии". И так до тех пор, пока задуманное поле не будет отгадано.

Обязательно спланируйте занятие так, чтобы осталось время на практическую игру. Важно отметить, что начиная с этого занятия, ребята, играя друг с другом, каждый раз должны вслух проговаривать, какая фигура с какого поля на какое перемещается. Например: "Король идет с е1 на е2".

 

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

Шахматный курс в начальной школе: история становления

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/2pos.htm

© 2004-2009 Сухин И.Г.

 

 

Hosted by uCoz