Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

ЗАСЕДАНИЕ

круглого стола по обсуждению предварительных результатов Программы "Первый ход"

7 декабря 2004 года, г. Москва

Повестка дня:

  1. К.Ю.Курченков, Руководитель Программы, председатель Благотворительного Фонда "Попечитель" - "О результатах Программы "Первый ход" и перспективах её продолжения".
  2. Т.А.Портнова, депутат Мосгордумы, член КС по развитию шахматного образования в системе образования РФ – "О роли шахмат в интеллектуальном развитии школьников младших классов".
  3. И.Г.Сухин, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО, ответственный за методическое наполнение Программы - "Значимость эксперимента в СВАО, промежуточные итоги".
  4. С.В.Барканов, заместитель начальника отдела Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки РФ - "Министерство образования и науки РФ и вопросы шахматного образования".
  5. А.Н.Костьев, президент Международного школьного шахматного союза - "Первый Конгресс "Шахматы в школах" (Испания, октябрь 2004)".
  6. А.А.Тимофеев, кандидат экономических наук, преподаватель шахмат - "Уроки шахмат в начальной школе: опыт и перспективы".
  7. Т.А.Огнева, психолог – "Психологические аспекты шахматного образования детей".
  8. Выступления директоров школ СВАО – обмен мнениями по результатам введения шахматного образования в школах:

- Р.В.Николаева, директор школы № 234;

- Л.Ю.Корнеева, директор ГОУ СОШ № 1202;

- З.Я.Исаев, директор школы № 271;

- З.С.Строчкова, директор школы № 297.

9. И.М.Калинина, начальник отдела Управления образования СВАО Департамента образования г. Москвы – заключительное слово.

10. Прения.

Регламент выступлений – 7-10 минут, в прениях – 3 минуты.

Ведущий круглого стола: И.Г.Сухин

 

И.Г.Сухин "Вступительное слово"

Уважаемые коллеги! В одной из статей многократный чемпион мира Анатолий Евгеньевич Карпов писал: "В массовом развитии шахмат наступает пора рассвета. При благоприятном стечении обстоятельств они могут стать одним из предметов в общеобразовательной школе". Вопросам практической реализации в СВАО данной идеи и посвящён наш сегодняшний Круглый стол. У Вас в руках примерная повестка сегодняшнего мероприятия, поэтому не будем терять время на её оглашение, и сразу переходим к первому вопросу…

 

Т.А.Огнева "Психологические аспекты шахматного образования детей"

Преподавание шахмат в начальной школе оказывает на детей положительное влияние и развивающий эффект. Это положение известно всем кто имеет отношение к данной области. Как психолог, к данному положению я хочу добавить, что шахматы в начальной школе несут психодиагностическую нагрузку. По тому, как дети осваивают этот предмет, виден их уровень организации зрительного восприятия, потенциал к наглядно- схематическому мышлению, их общей активности и регуляторной зрелости в целом, в общем-то, что составляет основу успешной обучаемости ребёнка в начальной школе, как метаспособности.

Для того, чтобы успешно освоить шахматную игру, необходимо научиться выполнять, казалось бы, очень простой навык - нападение.

Это навык включает умение ребёнка удерживать на шахматной доске, пестрящей разноцветными клетками, определённую линию. На физиологическом уровне требуется от ребёнка достаточная глазо-моторная активность и координированная работа обоих полушарий мозга, что у современных детей встречается, только у 50% к 6-7 годам. Остальные 50% учащихся первого класса испытывают затруднения при ориентировании в пространстве листа, освоении чтения.

Трудности в освоении данного навыка, особенно комбинированного нападения, такого, как двойной удар, должны насторожить педагога по шахматам, потому, что это возможный признак нарушения зрения, такого, как астигматизм или нистагм. В данном случае необходимо через классного руководителя поинтересоваться у родителей, не страдает ли ребёнок данными недостатками зрения и настоятельно посоветовать пройти консультацию окулиста и специалиста по позвоночнику, если астигматизм. Нарушения зрения, часто связаны с нарушением осанки. Если у ребёнка нистагм (невозможность удержания взгляда на фиксированной точке. Глаза постоянно убегают), то необходимо обратиться к невропатологу, так как у ребёнка повышенная возбудимость, не дающая ему сосредоточиться. Хорошо если родители в курсе данных проблем ребёнка и принимают адекватные меры, но бывает и такое, что шахматный педагог первым замечает эти недостатки. Представляете, как страдает такой ребёнок, вроде бы с нормальным зрением в школе! Ведь недостатки восприятия нарушают развитие мышления.

Очень много проблем у современных детей и одна из них, нарушение работоспособности из-за психосоматической ослабленности, ведущая к истощаемости. Урок шахмат требует известного интеллектуального напряжения, соизмеримым с уроком математики. Заниматься данным предметом на последних уроках в фазе накопления усталости или после обеда, когда снижена умственная активность из-за активизации процессов пищеварения - категорически недопустимо. Нарушение данного положения ведёт к развитию мигреней (головных болей непонятного происхождения) или потери интереса и снижению развивающего эффекта данного урока.

Конечно, здорово, когда предупреждены всевозможные нарушения и приняты своевременные меры, но для преодоления недостатков развития у детей одних шахмат явно недостаточно и требует объединённых усилий многих специалистов разных направлений. Это только один аспект. По последним данным учёных психологов поисковая активность ребёнка, является генетически обусловленной. Очень трудно развить данное качество у детей со сниженной активностью, а данное качество, является главным для освоения шахмат. Если даже у ребёнка поисковая активность находится на высоком уровне, но он развивался в неблагополучной социальной среде, то это будет способствовать к поведенческим нарушениям, что также будет препятствовать освоению шахмат.

Поэтому шахматы как развивающий предмет должны вызвать интерес у профилированных школ, особенно экономического и математического направления. Не для кого не секрет, что туда идут отобранные дети. В настоящий момент детскими специалистами отмечается спад развития детской популяции в обще - мировом масштабе.

Если мы раньше наблюдали явление акселерации, то сейчас наоборот. Поэтому, говоря об отобранных и развитых детях, мы судим относительно данной детской популяции, но эта группа детей также нуждается в развивающей работе, и шахматы здесь незаменимы. Невостребованный потенциал разрушается и теряется.

Подводя итоги работы программы “Первый ход”, можно говорить о фиксации исходного уровня, школьников обучающихся по данной программе. О результатах можно говорить, только тогда когда будет получен повторный срез, а он возможен, если работа программы будет продолжена.

Основной задачей психолога на данном этапе работы было разъяснение шахматным педагогам о необходимости проведения психологических исследований и их анализ результатов, и их осмысление. Учёт возможностей и индивидуального уровня положительно повлияет на качество и эффективность обучения шахматам и принесёт пользу учащимся данной программы.

 

И.Г.Сухин "Значимость эксперимента в СВАО, промежуточные итоги"

Уважаемые коллеги! Во многих странах мира вот уже порядка ста лет идут разговоры о том, что в школе необходим такой урок "Шахматы". Но лишь в России, в Москве, в СВАО по инициативе и при поддержке фонда "Попечитель" с 2003 года принят к реализации масштабный проект по реализации данной идеи.

Немного истории. В СССР и РФ можно выделить 3 этапа интереса к шахматам как к учебному предмету.

Первый этап начался в конце 70-х - начале 80-х гг. ХХ века и был поддержан шахматными СМИ. Вначале, благодаря инициативе Александра Николаевича Костьева, шахматы законодательно были оформлены как кружок. Им была написана программа, включённая в "Программы для внешкольных учреждений" и серия методических пособий для руководителей кружков в школах. В 1986 году была создана комиссия "Шахматы - школе" и произведена попытка сделать шахматы уроком, но Министерство образования СССР "не прогнулось", сославшись на перегруженность школьных программ.

Второй этап был начат в 1993 году, когда Минобразования РФ дало зелёный свет появлению новых учебных дисциплин в начальной школе. И уже с 1994 года официально в начальной школе были выделены обязательные учебные часы для факультативов (в основной сетке занятий), и написанный мной курс "Шахматы – школе" был узаконен в нормативных "Программах общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4)" и "…(1-3)". В 1994 году в журналах "Начальная школа" и "Вестник образования" была напечатана программа первого года обучения. А в нормативных сборниках программ трёхлетний курс "Шахматы – школе" появился с 1996 года. Позднее в обеспечение курса были изданы и УМК.

Третий этап начат 15 ноября 2002 года, когда по инициативе Анатолия Евгеньевича Карпова в Министерстве образования РФ состоялся круглый стол, посвящённый проблемам шахматного Всеобуча.

Затем, благодаря колоссальной энергии А.Е.Карпова, подписан Приказ Минобразования №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ", создан Координационный совет, комиссия "Шахматы и образование" РШФ, принята программа мер по шахматному образованию, создана кафедра шахмат в РГСУ.

А сегодня на острие направления Программа "Первый ход".

И здесь мы пока впереди планеты всей. На Западе было проведено несколько попыток ввести шахматы в школы. Но для преподавания там до сих пор применяются лучшие учебники для начинающих, изначально предназначенные для спортивного совершенствования детей. А ведь для общеобразовательных школ нужны не учебники для начинающих, а полноценные УМК, направленные на развитие ребёнка. И именно здесь, в СВАО, в учебном процессе впервые масштабно применяются шахматные учебники и пособия, специально написанные для начальной школы.

Важнейший штрих. По традиции в последнюю неделю августа 2004 года в РФ проходил пятый Всероссийский Августовский Интернет-педсовет. При этом среди секций по активности первое место завоевала секция "Школьный психолог". Её ведущая Надежда Болсуновская в первый же день работы форума предложила коллегам поделиться опытом формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Это настолько глобальная и трудная задача, что она получила только один отклик. Я ей ответил, что один из подходов к формированию внутреннего плана действий реализован в УМК "Шахматы - школе". Собственно именно для этого и разрабатывался курс, плюс внимание к эстетической составляющей и применение здоровьесберегающих технологий.

Отмечу, что первой школой в СВАО, которая стала работать по УМК "Шахматы - школе" стала школа №1202. С 1998 года, педагог Вениамин Иванович Исаев, директор Лариса Юрьевна Корнеева.

На данной стадии эксперимента в СВАО с 2004 года УМК "Шахматы - школе" применяются во всех десяти школах.

Думается, в СВАО сейчас достигнуто оптимальное сочетание, которое позволит заложить первый камень в постройку стройной концепции шахматного образования.

А именно, мы имеем:

Если добавить внимание Министерства образования РФ и Московского департамента образования, то большего и желать нельзя.

При этом мы реалисты, это первый кирпич, начало тяжёлой каждодневной работы. Ведь, почему ещё в других странах шахматы буксуют как урок? Потому что там на уроках обращают внимание только на лучших детей, разрабатывают методики обучения лучших, а остальные ребята оказываются вне зоны внимания.

Перед нами же стоит задача учить не лучших, а всех, так строить урок, чтобы всем было интересно.

Теперь ещё один важный штрих. По информации "Учительской газеты" (№32, 2004), недавно в Дании прошёл 10-й Международный математический конгресс. На нём российские учёные в который раз продемонстрировали, что в РФ прекрасно поставлена работа с одарёнными детьми. А вот на вопрос французского профессора Ги Бруссо, как заниматься с обычными и трудными детьми, никто из россиян ответить не смог. И это в математике, преподавание которой имеет богатейшую историю! Введение шахмат в жизнь начальной школы мы рассматриваем именно с точки зрения развития всех детей, а не вундеркиндов.

Перейду к конкретике. Развивая эксперимент, фонд "Попечитель" постарался учесть все нюансы. Школы оснащены шахматным оборудованием, компьютерами, учебниками и пособиями, к проекту подключён психолог, работа поставлена серьёзно - каждые две недели в головной школе №234 проводятся учебные семинары, а мне предоставлена возможность авторского надзора над учебным процессом.

Отмечу то, что я сам увидел в школах проекта и на уроках. Я сравнительно недавно подключился к проекту, но уже побывал на уроках практически у всех педагогов.

По моему мнению, успех шахматного эксперимента в школе реален только тогда, когда директор и педагог - единомышленники. Личное и заочное знакомство с директорами Реной Владимировной Николаевой, Зинаидой Сергеевной Строчковой, Заравшаном Яхъевичем Исаевым, Вадимом Борисовичем Вартынем и другими настраивает на мажорный лад. Здесь искренняя заинтересованность.

То же касается и педагогов. Каждый из них личность, у каждого свой набор учебных приёмов, свой подход, своё творческое кредо.

Отмечу основательность и опыт Александра Алексеевича Тимофеева и Владимира Михайловича Колосова, заботливо-системный метод работы Надежды Александровны Макагоновой, планомерный подход Владимира Михайловича Мартынова, афористичную работу Георгия Олеговича Соболева, постоянное искание истины Леонидом Борисовичем Миненским.

У меня большой опыт работы с детьми, но на уроках шахматных педагогов я почерпнул немало для себя нового, а со своими методическими изюминками постоянно знакомлю коллег на наших регулярных семинарах, которые, полагаю, скоро можно будет делать уже общегородскими.

Что меня больше всего потрясло в школах, которые я курировал. Случайно, мне удалось переговорить с классными руководителями двух разных школ проекта. Я был поражён, что оба они поблагодарили меня за то, что теперь в их школах преподаются шахматы. По наблюдениям классных руководителей, за столь короткий срок ученики уже стали другими, изменились в лучшую сторону. Я не называю номера данных школ только потому, что убеждён в том, что подобное мог бы услышать в любой школе проекта.

Теперь о перспективах:

  1. Надеюсь, что для шахматных занятий во всех школах предоставят не вторую, а первую половину дня, ведь эффективно формировать внутренний план действий у усталого ребёнка проблематично.
  2. В перспективе целесообразно организовать постоянно-действующие курсы повышения квалификации по подготовке педагогов по шахматам.
  3. Важнейший кадровый резерв - учителя начальных классов, для которых со временем желательно организовать лекции по шахматному образованию и курсы повышения квалификации (подобная работа, к примеру, ведётся в г. Набережные Челны).
  4. Очень важно в перспективе изыскать возможность преподавания шахмат, начиная с 1-го класса и здесь учителя начальных классов незаменимы (я неоднократно писал об этом в своих статьях, в том числе и недавно в №46 "Учительской газеты", в №7 журнала "Практика административной работы в школе")! А во втором, в третьем классах и в кружке могут преподавать шахматисты-разрядники.
  5. Дополнительный прекрасный кадровый ресурс - студенты шахматной кафедры РГСУ.

В заключение хочется поблагодарить фонд "Попечитель" за огромную работу. Надеюсь, что Москва оценит значимость инициатив СВАО, и Программа "Первый ход" будет продолжена. Спасибо.

 

Проект решения

Выступления участников Круглого стола и характер обсуждения показали огромную заинтересованность СВАО в проводимом шахматном эксперименте. Практически все выступающие коснулись вопроса о значимости шахмат как предмета в начальной школе, поделились положительными впечатлениями о ходе эксперимента. На Круглом столе эксперимент в СВАО получил высокую оценку. Было высказано также немало конструктивных пожеланий для ещё более продуктивной работы:

 

Участники Круглого стола приняли решение:

  1. Выразить благодарность фонду "Попечитель" за большую, конструктивную работу по введению шахмат как учебного предмета в жизнь общеобразовательных школ и одобрить пути реализации Программы "Первый ход".
  2. Просить Благотворительный совет г. Москвы и Департамент образования г. Москвы продолжить программу "Первый ход" и расширить эксперимент на другие школы СВАО.

 

Информация до и после

6 декабря 2004: Москва: Завтра в школе №297 СВАО состоится круглый стол по обсуждению предварительных результатов Программы "Первый ход", которую патронирует А.Е.Карпов. Повестка дня: 1. К.Ю.Курченков, руководитель Программы, председатель Благотворительного Фонда "Попечитель" – "О результатах Программы "Первый ход" и перспективах её продолжения". 2. Т.А.Портнова, депутат Мосгордумы, член КС по РШО в СО РФ – "О роли шахмат в интеллектуальном развитии школьников младших классов". 3. И.Г.Сухин, ведущий круглого стола, снс Института теории и истории педагогики РАО, ответственный за методическое наполнение Программы – "Значимость эксперимента в СВАО, промежуточные итоги". 4. С.В.Барканов, заместитель начальника отдела Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Минобрнауки РФ "Министерство образования и науки РФ и вопросы шахматного образования". 5. А.Н.Костьев, президент МШШС – "Первый Конгресс "Шахматы в школах" (Испания, октябрь 2004)". 6. А.А.Тимофеев, кандидат экономических наук, преподаватель шахмат – "Уроки шахмат в начальной школе: опыт и перспективы". 7. Т.А.Огнева, психолог – "Психологические аспекты шахматного образования детей". 8. Выступления директоров школ СВАО – обмен мнениями по результатам введения шахматного образования в школах: Р.В.Николаева, директор школы №234; Л.Ю.Корнеева, директор школы №1202; З.Я.Исаев, директор школы №271; З.С. Строчкова, директор школы №297 и другие. С заключительным словом выступит И.М.Калинина, начальник отдела Управления образования СВАО Департамента образования г. Москвы.

7 декабря 2004: Москва: В школе №297 прошёл круглый стол по обсуждению предварительных результатов Программы "Первый ход"; ведущий И.Г.Сухин. С важными сообщениями дополнительно выступили Генеральный директор фонда "Попечитель" Н.Ф.Комарова, исполнительный директор Межрегионального шахматного центра В.И.Краюшкин и начальник Управления ВДО "Спортивная Россия" М.Н.Давыденко (а вместо Т.А.Портновой приехал её помощник И.А.Кодинцев). С.В.Барканов озвучил позицию Минобрнауки: "1. Вы задумали интересное дело и гарантированно получите нашу поддержку. 2. Приказ №2211 действует, но по срокам его пункты будут немного сдвинуты". Шёл предельно конкретный, насыщенный информацией обмен мнениями между директорами школ, представителями Минобрнауки, руководством округа и фонда "Попечитель". Каждый из выступающих сказал о пользе шахмат для развития детей, причём с привлечением фактического материала. Высокий уровень организации мероприятия подчеркнуло то обстоятельство, что оно началось ровно в 15.00, а после окончания директора получили в подарок шахматы с автографами А.Е.Карпова.

 

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

Шахматный курс в начальной школе: история становления

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"

Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"

Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"

Империя ссылок

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/1hod.htm

© 2005-2009 Сухин И.Г.

 

 

Hosted by uCoz