Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

ИЗБРАННОЕ ИЗ АРХИВОВ НОВОСТЕЙ 2004 - 2009 ГГ.

Архив новостей 2004

Архив новостей 2005

Архив новостей 2006

Архив новостей 2007

Архив новостей 2008

Архив новостей 2009

Архив новостей 2010

 

Архив новостей 2003 (4.09.2003-30.12.2003)

4-6 сентября 2003: Каспаров и Карпов в Москве

16 сентября 2003: Новая охота на плагиаторов

21 сентября 2003: Накануне Исполкома РШФ. Хотя программа "Шахматы – школе" с 1996 года является составной частью "Программ общеобразовательных учреждений: Начальные классы", но о массовом внедрении говорить преждевременно. С 1993 года налажено взаимодействие между Министерством образования и Российской Академией образования (которую представляет, в частности, автор данного сайта). Однако позитивных контактов обеих организаций с РШФ и СМИ пока нет. Тем не менее, в последнее время все заинтересованные стороны уделяет этому вопросу повышенное внимание. Будет ли толк? Круглый стол в МО РФ в ноябре прошлого года обозначил проблемы. Но пока дело застопорилось. Что нам готовит второе заседание Исполкома РШФ?

22 сентября 2003: На нашу письменную просьбу – включить в повестку дня вопрос о министерском курсе "Шахматы – школе" – в РШФ пока ответили отрицательно (так было и перед первым заседанием Исполкома РШФ 27-06-2003). Опять возникает резонный вопрос: "Почему РШФ не интересует информация о БОЛЬШОЙ работе, проведённой в Министерстве образования РФ?" Кто на него ответит? Поистине нельзя не согласиться со статьёй "Шахматной недели" (2003, №35, с.7. А.Тимофеев "Легко ли быть учителем шахмат?"), в которой автор публикации пишет о курсе "Шахматы – школе": "Удивительно, что организаторы детских шахмат об этом не знают или не хотят знать". Мы уже получили множество откликов из регионов и убедились, что "на местах" хотят знать, но нет информации (и проведённый нами двухдневный семинар в Ульяновске 30-31.08.2003 лишний раз это подтвердил). А информация вот уже 10 лет (!) застревает между РАО, Министерством образования и РШФ. Вот уже 10 лет, как учителя шахмат можно не скрывать под маской "педагога дополнительного образования", но и об этом не знают. Мы попытались проявить добрую волю, но… Чтобы не быть голословными, приводим указанное письмо в РШФ.

25 сентября 2003: После Исполкома РШФ. Ожидания не обманули – один из вопросов повестки дня оказался необычайно интересным: "О создании комиссии "Шахматы и образование" (Л.И.Абалкин, А.Н.Костьев, В.И.Краюшкин). В 14.15 (как и в прошлый раз) после появления лидеров РШФ "Исполком стартовал". На этот раз перерывов не было, работа затянулась до 18.00. К сожалению, вопрос о новой комиссии рассматривался, когда все устали. Теперешнее положение дел в РШФ нам представляется колоссом на глиняных ногах. Колосс – это гроссмейстерская элита, а глиняные ноги – то, что осталось от внимания общественности к опоре РШФ – дошкольных и школьных шахмат. Я уже указывал, что в 80-е годы общество в целом и шахматные СМИ в частности самое серьёзное внимание уделяли методической работе в школах и детских садах (по крайней мере, собирался и анализировался опыт – см. другие материалы данного сайта, к примеру "О пользе шахмат"). Вот уже много лет, как прекратила существование важнейшая комиссия "Шахматы – школе". И вот забрезжил лучик света. На Исполкоме РШФ исполнительный директор школы А.Е.Карпова В.И.Краюшкин рассказал собравшимся о письме Президента межрегионального шахматного центра, академика Л.И.Абалкина и многократного чемпиона мира А.Е.Карпова, направленного Президенту РШФ А.Д.Жукову. В этом письме были такие строчки: "…налажено тесное сотрудничество с Министерством образования РФ и Министерством труда и социального развития РФ. Для более эффективной работы в этом направлении полагаем необходимым создание в РШФ отдельной комиссии "Шахматы и образование". Такие комиссии имеются как в ФИДЕ, так и в около 70 национальных шахматных федерациях". В.И.Краюшкин также сказал, что в одной из школ Северо-Восточного округа г. Москвы скоро начнётся эксперимент по преподаванию ученикам 2-3 классов основ шахматной игры. Затем слово взял Президент МШШС А.Н.Костьев, который дополнил выступление В.И.Краюшкина и подчеркнул важность создания новой комиссии. Затем вокруг данного вопроса развернулась полемика. Председатель ДЮК Ю.С.Разуваев выразил сомнение в необходимости отдельной комиссии, отметив, что три из четырёх основных вопросов комиссии "Шахматы и образование" (кроме пункта "Содействие включению шахмат в обязательную программу общеобразовательных школ России, разработка соответствующих тематических планов") относится к прерогативе ДЮК. Затем он добавил, что следует использовать и огромный опыт РГУФК (заведующий кафедрой шахмат Е.П.Линовицкий). В результате окончательное решение по данному вопросу принято не было. Как один из вариантов предложено подумать о создании подкомиссии в ДЮК. По нашему мнению, создание специальной комиссии "Шахматы и образование" явилось бы серьёзным шагом вперёд (кто бы её ни возглавил). Ведь, помимо всего прочего, за последние годы шахматы уже вошли в жизнь начальной школы, как факультатив, изданы красочные учебники. Кстати, после окончания заседания Исполкома директор издательства "Духовное возрождение" Т.К.Фесенко подарила школьные учебники и пособия для учителя "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны", "Шахматы, первый год, или Учусь и учу" и "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" Президенту РШФ А.Д.Жукову. Ранее данные книги были высоко оценены зарубежными издателями из Венгрии, Испании, Германии и Арабских Эмиратов на ежегодной Международной книжной ярмарке во Франкфурте (кроме того, учебник "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" отмечен дипломом седьмой московской ярмарки "Детская, развивающая и учебная литература" в 2001 году). Интересно, как оценит шахматные школьные учебники Президент РШФ?

26 сентября 2003: После Исполкома РШФ (продолжение). В октябрьском №40 "Шахматной недели" помещена небольшая редакционная статья "Губернатор приглашает вновь" (с.2), посвящённая заседанию Исполкома РШФ 24.09.2003. В ней ничего нет о полемике по вопросу создания новых комиссий. Только одно предложение в конце статьи: "Вопрос о создании комиссий "Шахматы и образование", "Быстрые шахматы", "По этике" перенесён на следующее заседание Исполкома"… В Интернет-версии журнала "64 – Шахматное обозрение" (2003, №9) опубликована редакторская статья, посвящённая заседанию Исполкома. В ней опять-таки не приведена полемика, но есть важная информация: "Председатель Комиссии (ДЮК) отметил, что Г.Каспаров и В.Крамник согласились вести работу в Центральной детской шахматной школе. Назрела необходимость как можно скорее опубликовать современную программу преподавания шахмат для детей". И всё… Каких детей? Для каких целей? Видимо, подразумевается спортивное направление (ведь Программы 3-х лет обучения "Шахматы – школе" изданы), но и тут много неясного.

6 октября 2003 года: в конференц-зале Российской академии образования (ул. Погодинская, д.8) состоялось Общее собрание РАО, посвящённое 60-летию РАО. На первом этаже были выставлены стенды с книгами сотрудников институтов, входящих в систему РАО. На стенде нашего Института теории образования и педагогики была представлена и моя книга "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны". По соседству стояла новая книга академика Б.С.Гершунского "Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учебное пособие" (М.: Флинта: Наука, 2003). Примечательно, что в данном объёмном (768 с.) научном труде раздел "Шахматы – школе будущего" посвящён нашей древней игре – с.729 – 765. Его подразделы: "Педагогический потенциал шахмат" и "Философия шахмат 21 века" ("Шахматы и наука", "Шахматы и искусство", "Шахматы и спорт", "Шахматы и школа", "Шахматы и компьютеры").

8 октября читал лекцию о своём шахматном курсе слушателям Российского государственного университета физической культуры (заведующий кафедрой шахмат – Е.П.Линовицкий). Среди слушателей следует отметить В.В.Капустиана из г. Воскресенска (лицей №6) и В.К.Горбунова из г. Когалыма Тюменской области (ШШК "Дебют", школы №2 и №3, д/с "Почемучка"). Отметим, что в школе №3 шахматы – обязательный урок во 2 "А" и 2 "Б" (3 раза в неделю). При этом в урочную сетку шахматы были включены после командировки в 2003 году в Когалым московских учёных из системы развивающего обучения.

10 октября: На странице http://school-sector.relarn.ru/efim/mail/2003/mail_2003_045.htm сайта "Школьный сектор" (рубрика "Замечания в дневнике") опубликовано наше "Обращение к школьным шахматным учителям".

12 октября: В журнале "64 – Шахматное обозрение" (2003, №9) опубликована статья А.А.Тимофеева "Бицепс – король: Размышляем – как учить думать". В преамбуле читаем: "Сколько напечатано в нашем журнале материалов о преподавании шахмат? Не сосчитать. Продвинулись далеко. Зачем преподавать — поняли, и шахматы пришли в школы. Как будто расслышали, наконец, философа Конфуция: "Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение…" Логично: учим цифры — чтобы считать, буквы — чтобы писать и читать, а играя в шахматы, учимся — думать. Древний Восток не только все объяснил, но и дал инструмент, которым можно организовать мышление. Вновь призываем тренеров и преподавателей шахмат всех школ: общеобразовательных и спортивных — продолжайте снимать вопросы. Кому? Сколько? Как? Сегодня слово учителю шахмат школы №825 и прогимназии №1753 г. Москвы педагогу высшей категории А.Тимофееву". Читайте – http://www.64.ru/2003/9/sep21.html.

14 октября: Недавно автору сайта рассказали историю похожую на байку. Один из педагогов мини-школы "Знайка-М" (мы вместе работаем) возвращался поездом в Москву и познакомился в купе с Анной Михайловной Дончак из Набережных Челнов (Новый город). Преподаватель шахмат Анна Михайловна – знаток и ценитель древней игры – с энтузиазмом рассказала нашему педагогу о том, что не так давно стала работать с учениками младших классов по новой эффективной шахматной методике. В ответ прозвучало: "Хотите, с трёх раз угадаю, кто автор этой методики?" "Вы же не шахматист, откуда вы можете знать", – усмехнулась А.М. Здесь наш педагог назвал фамилию автора данных строк, и удивлению А.М. не было предела. Выяснилось, что А.М. очень хотела бы попасть на мой семинар, и педагоги обменялись телефонами. Позже А.М. звонила моему коллеге, чтобы узнать мой мейл. Но так как письма я не получил, то посчитал это за шутку. Но недавно педагог-новатор Владимир Иванович Гончаров из Набережных Челнов подтвердил, что знает Анну Михайловну. Будем искать… Адрес А.М. я узнал (правда, без индекса). 3 декабря моя старшая дочь была в Набережных Челнах и оставила письмо для А.М. Будем ждать ответа.

19 октября 2003: "Шахматы и школа" – статья старшего методиста – инструктора СДЮШОР по шахматам И.Р.Андреевой (Кемерово). Адрес шахматного сайта Кемеровского Государственного Университета – http://www.kemsu.ru/chess. Содержательная статья Инги Римовны подтверждает, что в данном регионе России интерес к проблеме "Шахматы – школе" есть, и интерес серьёзный. А у Вас в области, городе, районе, школе? Пишите… Уже появились первые отклики. Председатель Шахматной федерации Ульяновской области В.А.Парфёнов так написал в гостевой книге сайта федерации: "Познавательно! О созвучно! Идём примерно этим же путём!"

25 октября: "Уроки шахмат в 1-м классе общеобразовательной школы" – авторская работа тренера-преподавателя по шахматам средней школы №83 г. Ульяновска А.В.Благодарного, Ульяновск, 1999 г. Это одна из самых объёмных и значительных работ, посвящённых данной тематике, из числа написанных педагогами-практиками. Браво, Ульяновск и Шахматная федерация Ульяновской области – http://simbirskchess.al.ru!

12 ноября 2003: Со дня проведения Исполкома РШФ прошло почти два месяца. На сегодняшний день не известно, будет ли создана комиссия или подкомиссия "Шахматы и образование". Поэтому нами посланы предложения руководству ДЮК РШФ:

"1. Основа основ состоит в том, что различные Управления Министерства образования РФ и Российская академия образования в первую очередь заинтересованы в дальнейшем развитии не спортивного, а общеразвивающего направления в шахматах (оно не мешает спортивному), вместе с тем методическая работа совершенно заброшенный участок и её нужно возрождать.

2. Приглашать методистов на собрания и мероприятия ДЮК (в частности, автора данных строк). С Министерством образования у методистов контакт есть, а вот с ДЮК пока нет.

3. Информационная поддержка ДЮК и РШФ новейших методических разработок по проблемам "Шахматы – школе" и "Шахматы – детскому саду".

4. Включение кратких информационных методических сообщений в повестку дня заседаний ДЮК и РШФ.

5. Регулярная организация круглых столов с представителями ДЮК, МО РФ и РАО (об этом было декларировано ещё на круглом столе в МО в ноябре 2002 года – но МО своё же предложение не выполнило).

6. Организация специальной встречи руководства ДЮК с ведущими методистами России по проблемам "Шахматы – школе" и "Шахматы – детскому саду".

7. Создать в рамках ДЮК РШФ ОБЩЕСТВЕННУЮ подкомиссию "Вопросы методики", в которую вошли бы представители Министерства образования, Российской академии образования, ведущие методисты, школьные учителя и педагоги, работающие в системе дошкольного воспитания. Конкретно: Барканов С.В. (от Управления внешкольного образования Министерства образования РФ), Игнатьева Т.В. (от Управления начальной школы Министерства образования), Сухин И.Г. (от Российской академии образования – Институт теории образования и педагогики РАО), Линовицкий Е.П. (заведующий кафедрой шахмат РГУФК), Тимофеев А.А. (учитель-практик, автор многих проблемных статей)… При этом двери в новую подкомиссию будут открыты всем.

Суть данной подкомиссии – она совершенно не должна касаться спортивной составляющей шахмат (никаких соревнований, это прерогатива самой ДЮК), только методическая работа. Это очень важное обстоятельство, поэтому в подкомиссии не будет случайных людей. Одна из важнейших причин создания подкомиссии – информационная. К сожалению, повсеместно не знают о даже ранее опубликованном передовом опыте. Типичный пример – статья С.Влащенко "Удивительный мир детских шахмат: от 3-х до 6-ти" ("Шахматный Петербург", 2001. №3, с.30-32). Хороший, думающий автор – но всё это уже было, было. И в том, что он этого не знает, наша общая вина. Давайте исправлять её.

В ведении новой подкомиссии должны быть следующие чётко структурированные методические вопросы: а) шахматы и дети, не посещающие детские сады (шахматы и семья), б) шахматы в детском саду (совершенно заброшенный после 1990 года и перспективный участок работы), в) шахматы как урок в школе, г) шахматы в системе дополнительного образования, д) подготовка педагогов для детских садов и школ. Именно это станет надёжным основанием шахматной пирамиды, на вершине которой находится РШФ и чемпион мира, а также базой для дальнейших успехов отечественной шахматной школы.

Не следует полагать, что работа новой комиссии начнётся с чистого листа. Россия всегда славилась своими методистами: в столице и в регионах накоплен колоссальный опыт. Огромны ресурсы и наработки РГУФК, шахматы с 1993 года как факультатив включены в программы начальной школы, различными специалистами множество статей опубликовано в центральной прессе и т.п.

На практике реализовать очерченные направления деятельности подкомиссии следует так: а) сбор информации по всем пяти направлениям и публикация её в печати и в Интернете, б) обмен опытом – организация методических семинаров с оперативным информированием в СМИ, проведение круглых столов, в) в перспективе создание мощного методического сервера, на котором любой методист мог бы опубликовать свои авторские наработки – на начальном этапе с августа 2003 года для этого служит небольшой методический сайт "Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов" (http://chess555.narod.ru) , г) в перспективе создать российский информационно-методический Интернет-совет "Шахматы – детям", в который вошли бы методисты, имеющие доступ в Интернет и проявляющие интерес к проблеме (Интернет позволяет нивелировать расстояния, что для России крайне важно; к работе подобного Совета в первую очередь нужно привлечь регионы – предварительное зондирование вопроса показало, что готовы включиться в работу Андреева И.Р. – Кемерово, Благодарный А.В. – Ульяновск, Давыдов А. – Казань и др.), д) выявить все школы, где шахматы – обязательный урок и т.п.

Для реализации данных целей необходима информационная поддержка РШФ и ДЮК. Формы поддержки: а) включение кратких информационных сообщений в повестку дня заседаний ДЮК и РШФ, б) возможность выкладывать оперативные материалы на странице ДЮК сервера РШФ, в) предоставление возможности оперативной публикации в "64" и "Шахматной неделе" (к сожалению, даже в "Юниоре" – только спортивные шахматы, лишь изредка появляются методические статьи В.Мечитова), г) оперативный обмен информацией об основных мероприятиях ДЮК и возможности принять в них участие и т.п.

При этом:

1. Россия пока ещё является мировым лидером в вопросах методики преподавания шахмат в начальной школе и в системе дошкольного образования.

2. Информации о школах, где проводятся уроки шахмат, мало, хотя количество подобных школ исчисляются тысячами.

3. Публикаций в отечественной прессе по методическим вопросам недостаточно.

4. Большинство школ хотели бы проводить шахматные уроки, но не хватает кадров.

5. Шахматы как основной предмет введены в Калмыкии, Республике Саха и в отдельных школах других регионов.

Как легко убедиться всё вышеперечисленное не требует средств и ничего не требует от самой ДЮК (нужна только информационная поддержка), во всём – добрая воля только методистов.

С уважением, И.Г.Сухин 12-11-2003".

20-23 ноября 2003: Как нам стало известно, наши предложения были рассмотрены и одобрены руководством ДЮК. 27 ноября в ЦДШ состоится очередное заседание российской ДЮК, и мне предложено выступить с идеей создания методической комиссии в ДЮК РШФ.

25 ноября 2003: В №47 "Шахматной недели" опубликована моя статья "Золотой ключик" (написанная более двух месяцев назад – за две недели до второго заседания Исполкома РШФ). Радует, что фразу из данной статьи: "Там, где все ветви власти поддерживают продвижение "Шахматного всеобуча", успехи не заставят себя ждать" редакция вынесла на первую полосу в рубрику "Цитата номера". Надеюсь, и в дальнейшем шахматные СМИ будут уделять вопросам методики повышенное внимание.

27 ноября 2003: Одним из ключевых вопросов повестки дня заседания ДЮК стало создание подкомиссии "Шахматы и образование", возглавить которую доверено автору данных строк. Что ж, взявшись за гуж… Значит, будем работать, тем более что дело важное, нужное. На заседании я выступил с 12-минутным докладом, подготовленным на основе публикации в "Шахматной неделе" и моего письма руководству ДЮК. Уже дали согласие принять участие в работе комиссии Т.В.Игнатьева (Управление начальной школы Министерства образования РФ), Е.П.Линовицкий (заведующий кафедрой шахмат РГУФК), А.Н.Костьев (президент МШШС, автор книг "Уроки шахмат", "Учителю о шахматах" и др.), А.А.Тимофеев (известный педагог, автор книги "Уроки шахмат в начальной школе" и многих проблемных статей, заместитель председателя комиссии), В.И.Гончаров (один из пионеров отечественной шахматной педагогики, автор книги "Войди в мир шахмат в своей школе" и др., г.Набережные Челны), В.С.Цатурян (автор комплекта пособий "Шахматы в школе", ведущий рубрики "Детские шахматы" на сайте WorldChessRating.ru, инициатор мощного шахматного движения в Аджарии, Академия Г.К.Каспарова).

30 ноября 2003: Примерно 10 дней назад в США ушёл из жизни академик РАО, профессор Б.С.Гершунский – автор научного труда "Образовательно-педагогическая прогностика" с большим разделом "Шахматы – школе будущего" (2003). Борис Семёнович много сделал в 80-е годы прошлого века для становления общеразвивающего направления в шахматах, был идеологом и одним из соавторов пособия "Шахматы – школе" (1991).

1 декабря 2003: В жизни часто случается удивительное. Вот и сейчас: 1. Председатель РШФ А.Д.Жуков закончил 444-ую московскую школу, где я уже 13 лет преподаю шахматы детям 4-6 лет (в мини-школе "Знайка-М"). 2. А.Д.Жуков – кандидат в депутаты ГД РФ по нашему Преображенскому одномандатному избирательному округу №199. Всё это выяснилось из письма, которое каждый из членов моей семьи (как и многие другие семьи района), получил за подписью Александра Дмитриевича.

2 декабря 2003: Самый оперативный и подробный материал о заседании ДЮК 27 ноября опубликован на сайте WorldChessRating.ru. Это статья Валерия Цатуряна "Вакансия – шахматный менеджер" (http://www.worldchessrating.ru/themes/basic/material-content.asp?folder=248&matID=1643). Председателю новой комиссии "Шахматы и образование" далеко не безразлично мнение ведущих специалистов о его назначении. Ведь только совместными усилиями можно добиться успеха, и я рассчитываю на помощь КАЖДОГО из членов ДЮК. Вот фрагмент из статьи В.С.Цатуряна: "Было решено создать подкомиссию "Шахматы и образование". Возглавил ее автор многих известных книг по шахматам для детей Сухин Игорь Георгиевич. Это очень важное направление работы. Будем надеяться, что энергичному и по-настоящему влюбленному в свое дело Сухину удастся в ближайшие годы реализовать многие интересные идеи развития шахмат не только в школе, но и в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования". Воспринимаю это, как аванс. Будем работать! Особенно радует молчание по данному вопросу "колючей" (если что не так!) гостевой сайта Поволжья (ведь гостевая Поволжья – это коллективное мнение ведущих специалистов России). Впрочем, я не обольщаюсь – не ошибается тот, кто ничего не делает, а работы непочатый край. Но одно бесспорно – сам факт создания подобной подкомиссии (независимо от того, кто бы её ни возглавил) существенный шаг вперёд.

3 декабря 2003: Один из интереснейших разделов сайта WorldChessRating.ru связан с именем Сергея Воронкова. Глубокий и всесторонний анализ книжных новинок актуален как никогда – за валом пособий трудно уследить даже коллекционерам и книгочеям. Существенно, что ведущий рубрики предельно конкретен, поэтому его комментарии, помимо всего прочего, отличная школа для шахматных литераторов. С точки зрения направления "Шахматы и образование" меня не мог не привлечь последний материал С.Воронкова "Издательский проект "Костров и Ко" (http://www.worldchessrating.ru/themes/basic/material-content.asp?folder=217&matID=1638), посвящённый изданиям известных санкт-петербургских методистов. В начале статьи блестяще сделан экскурс в историю вопроса "Шахматы в школе", где приведены сообщения из журналов начала прошлого века. Затем указано, что "в 80 средних школах Санкт-Петербурга в обязательную сетку включены уроки шахмат, а обучение идёт как раз по книжкам Кострова". Это очень ценная информация. А затем под увеличительное стекло попали сами работы Всеволода Кострова и его коллег. Для меня очень важно было, какую оценку они получат от ведущего рубрики. Дело в том, что до 1992 года мимо меня не прошла практически ни одна книга, изданная "от Москвы до самых до окраин" (полквартиры было завалено тематическими планами столичных и региональных издательств), но за последние годы кое-что упустил. Сергей Воронков достаточно много критикует авторов за огрехи (а у кого их не бывает?), и в заключение пишет: "…Примеры хорошо подобраны, а советы и рекомендации говорят о том, что авторы – люди знающие и опытные. Не какие-то там кабинетные горе-теоретики, а настоящие тренеры-практики. Чего стоит один такой штрих: "Пробовали ли вы когда-нибудь расставить позицию на демонстрационной доске, повернувшись спиной к детям? Не дадут!!! Легче деток расставить по углам. Наша книга хороша тем, что любую позицию можно быстро расставить: почти все задачи – миниатюры". Как методист и практик, совершенно согласен с высокой оценкой указанного штриха. Изящно! Тот, кто внимательно изучил предыдущие статьи С.Воронкова, знают, что критик он строгий. Если похвалил, то в Санкт-Петербурге всё в порядке! Или кто-то думает иначе? Жаль, что у В.Кострова нет своего сайта. Очень хотелось бы получить от него статью о положительном опыте преподавания шахмат в школе.

7 декабря 2003: Купил в ЦДШ "Шахматную неделю" №49 с оперативными материалами заседания ДЮК. В ней опубликована статья автора этих строк "От методики к практике" и документ, посвящённый итогам заседания ДЮК 27 ноября 2003 года (он на нашем сайте выложен частично, после статьи "От методики к практике"). В документе, в частности, говорится: "Председатель ДЮК РШФ Ю.С.Разуваев сообщил, что в соответствии с рекомендацией Исполкома РШФ полезно создать внутри ДЮК подкомиссию "Шахматы и образование", которая занималась бы методическими вопросами преподавания шахмат в дошкольных и школьных учреждениях, и предложил на должность председателя этой комиссии известного специалиста и автора шахматных учебников для детей, научного сотрудника Института теории образования и педагогики РАО Сухина Игоря Георгиевича. И.Г.Сухин рассказал о своей работе в этом направлении и ответил на вопросы. Поскольку возражений против кандидатуры И.Г.Сухина не поступило, он утверждается председателем подкомиссии "Шахматы и образование"… Начальник Отдела учреждений дополнительного образования детей Министерства образования России С.В.Барканов подтвердил готовность Минобразования к совместной работе с ДЮК над программой развития детских шахмат; в частности готовится приказ по министерству о расширении шахматного образования в средних школах с конкретной программой на два года (в каждом субъекте РФ выбирается конкретная школа, которая в дальнейшем будет образцовой для данного субъекта РФ). Владимир Шишкин, представитель сайта РШФ и "Шахматной недели", пригласил всех к более активному сотрудничеству с сайтом РШФ, в частности, в присылке материалов по детско-юношеским шахматам".

10 декабря 2003: К работе подкомиссии "Шахматы и образование" подключился начальник Отдела учреждений дополнительного образования детей Министерства образования России С.В.Барканов. Состоялся обмен мнениями с председателем ДЮК Ю.С.Разуваевым об основных направлениях деятельности подкомиссии. Юрий Сергеевич подчеркнул, что шахматные СМИ проявили огромную заинтересованность в публикации материалов по очерченным в статьях "Золотой ключик" и "От теории к практике" направлениям. Более того, шахматные СМИ обещали "зелёную улицу" заметкам и статьям методистов, прежде всего, из регионов РФ. На сегодняшний день от учителей шахмат приходит мало писем (это вполне объяснимо, ведь все они перегружены сверх меры – такое время, ведь каждый работает в 3-4 местах). Мне, как автору многих книг, а также моим коллегам, не составило бы труда заполнить методическими статьями СМИ. Но это не решение вопроса. Председатель комиссии изначально обязан быть "рабочей лошадкой" и мои статьи, безусловно, будут – даже, возможно, в количестве, которое кого-то станет раздражать (при пассивности других авторов). А.А.Тимофеев и я уже неоднократно призывали в Интернете и на страницах журналов "Начальная школа", "64 – Шахматное обозрение", газеты "Шахматная неделя" всех учителей шахмат в общеобразовательных школах и детских садах: пишите! Теперь наш почин поддержан руководством ДЮК и самими шахматными СМИ: пишите! Единственное, что просили передать шахматные СМИ – авторы должны с пониманием подходить к ситуациям, когда их статьи сокращаются. От себя добавлю, что на моём сайте гарантирую публикацию любых методических статей (на отдельной Интернет-странице с копирайтом автора, но без гонорара), присланных по электронной почте в Ворде, без сокращения и редактирования (но без шахматных диаграмм – просто не умею). Если стесняетесь сразу присылать заметки в СМИ – можете присылать на мой сайт, который станет хранилищем неопубликованных в печати материалов, откуда шахматные СМИ будут отбирать лучшее с выплатой гонораров. Об этом уже достигнута договорённость. А теперь хотелось бы расставить точки над "и", чтобы больше к этому не возвращаться. Я автор более чем 50 книг, причём шахматных из них только 10, а остальное – занимательная математика, скороговорки, литературные викторины и многое другое, которые являются коммерчески гораздо более выгодными проектами, чем то, что я взвалил на себя сейчас (так издательство "ВАКО" уже давно ждёт от меня заказанную книгу "Литературные игры в первом классе" и т.п.) Но абсолютно прав В.С.Цатурян в том, что я влюблён в шахматы, считаю развитие общеобразовательного направления задачей государственной важности и сделаю всё что в моих силах. К чему я веду речь? К тому, что другие ведущие методисты РФ могут не опасаться того, что Сухин, мол, теперь только свои учебники будет "проталкивать" (как видите, у меня хватает сфер деятельности, да ещё два сайта, на которых нет ни баннеров, ни прочего мусора). Не случайно, заместителем председателя я попросил стать А.А.Тимофеева, который помимо всего прочего обладает даром находить узкие места в любой методике (и от которого нередко получаю справедливые критические стрелы). Я считаю, что не бывает плохих методик, в каждой можно найти рациональное зерно и каждого новатора нужно поддержать. Так, как поддержали и ободрили меня в своё время доктор психологических наук Л.А.Венгер, редактор Б.И.Туров, профессор Б.С.Гершунский, сотрудники Министерства образования РФ. К тому же я не принадлежу ни к одному из шахматных кланов и сохраняю (надолго ли?) хорошие отношения со всеми. Итак, шахматные СМИ ждут Ваших статей. Именно в регионах тысячи думающих педагогов, кропотливых исследователей (это не пустые слова – во время поездки в Ульяновск меня потрясла "Авторская работа" учителя А.В.Благодарного и др., в Набережных Челнах всю душу отдают детям В.И.Гончаров и А.М.Дончак, в Кемерово И.Р.Андреева и её коллеги, а сколько таких педагогов-исследователей по всей России!) Я реалист и прекрасно понимаю, что если сейчас поставлю точку, то почти НИ ОДНОЙ статьи в СМИ "не пойдёт" (у учителей нет Интернета). Поэтому обращаюсь к руководству региональных шахматных федераций: Подготовьте публикацию для СМИ о состоянии вопроса "Шахматы как урок в школе и в детском саду" в вашем регионе (пусть небольшую, но с указанием номеров школ и т.п.). Об этом сейчас прошу лично Старцева В.Н., Юнеева А.М., Сапфирова А.А., Губенко О.А., Мешкова Ю.А., Чунакова В.С., Пожарского В.А., Лобача П.В., Казакова В.А., Потапова А.Ю., Ульянова В.В. и других. Но с пониманием отнесусь и к ситуации - "не доходят руки". Знаю, что сегодня у Вас мало свободного времени. Но… завтра его будет ещё меньше, ведь по "теперешней жизни" проблемы накатывают, как снежный ком. Примечание: в сокращённом виде данные предложения мы привели в гостевой книге сайта Поволжья.

17 декабря 2003: В №50 еженедельника "АиФ" опубликовано интервью с Г.К.Каспаровым. Впечатляет следующее высказывание Гарри Кимовича: "В любом случае в ближайшем будущем шахматы завоюют в системе образования важнейшее место. Увы, это случится не у нас, а в Америке, Западной Европе, Израиле, где есть время и желание думать о стратегических перспективах. Один Нью-Йорк даёт 3-4 млн. долларов в год на шахматы в школе по благотворительным программам, и там все понимают, как шахматы влияют на качество образования". (Немного подробнее – на страничке "О пользе шахмат"). Сильно сказано, во многом справедливо, но… за Державу обидно! Запад всегда учился и будет учиться у отечественных методистов. В последнее десятилетие Министерство образования РФ официально признало огромный развивающий эффект процесса обучения основам шахматной игры, в программы включён предмет "Шахматы – школе". Деньги, конечно, хорошо. Большие деньги, безусловно, ещё лучше, но не следует забывать о главном: пожалуй, только в России (во всех регионах без исключения) тысячи увлечённых энтузиастов занимаются с детьми за символическую плату. Сейчас в недрах МО РФ впервые в истории зреет чисто шахматный приказ, который должен законодательно поддержать энтузиастов. Очень хочется в это верить.

24 декабря 2003: Согласовал с Натальей Николаевной Чухровой время проведения 1-го семинара "Шахматы и образование" (в рамках Мемориала Т.В.Петросяна): 7 января 2004 года в 14.30, помещение Клуба Т.В.Петросяна. Приглашаются все желающие школьные шахматные учителя, педагоги, работающие с дошкольниками, СМИ и все, кому интересна данная тематика. Особенно поощряются выступающие. Название темы и тезисы желательно прислать в Вордовском вложении заранее. Это важно для того, чтобы материалы можно было бы выложить в Интернете и регионы получили достаточную информацию о методических наработках коллег.

25 декабря 2003: В этот день в ЦДШ прошло очередное заседание Исполкома РШФ. Широко обсуждались вопросы создания комиссии по этике, комиссии, которая будет ведать делами инвалидов (здесь неожиданно столкнулись интересы двух структур) и др., а вот о комиссии "Шахматы и образование" не было сказано ни слова. Получается, если она в составе ДЮК, то и упоминания на Исполкоме не заслуживает? Кстати, "64 – Шахматное обозрение" №11 тоже ни словом не обмолвилось о создании комиссии "Шахматы и образование". Впервые в истории Министерство образования пошло на серьёзные контакты с РШФ, причём руководство ДЮК стало инициатором создания подкомиссии, а Исполком – промолчал. Это не совсем понятно… Событием дня стало награждение Г.К.Каспарова очередным Оскаром. А затем высокий гость отвечал на вопросы собравшихся. Вопрос автора данных строк прозвучал примерно так: "Гарри Кимович, всем известно, что Вы научились играть в шахматы в раннем детстве. Как Вы относитесь к проблеме "Шахматы и дошкольники"? Г.К.Каспаров отвечал обстоятельно, заметив, что он всегда поддерживал и поддерживает продвижение шахмат в школы. Я уточнил: "Сейчас многие молодые мамы хотели бы, чтобы их 4-5-летние дети научились играть в шахматы. Ваше мнение?" Гарри Кимович отвечал интересно и аргументировано, но не о дошкольниках, а о школьниках – в духе его интервью в №50 еженедельника "АиФ" (см. ниже). В целом, выступление Г.К.Каспарова и его ответы на вопросы были, как обычно, яркими и запоминающимися.

26 декабря 2003: Сегодня в ЦДШ состоялось ежегодное отчётное собрание Шахматной федерации г. Москвы, которое вели президент ШФМ В.А.Береснев и вице-президент ШФМ С.Б.Смагин. Сергей Борисович особо отметил огромную помощь ДЮК и обратил внимание собравшихся на то, что уже в следующем году будет сделан серьёзный шаг вперёд в проблематике "Шахматы в школе". Известно, что Вячеслав Андреевич и Сергей Борисович (как и Юрий Сергеевич Разуваев) поддерживают общеобразовательное направление в шахматах, и последняя фраза это подтверждает. Поэтому, когда председательствующие стали отвечать на вопросы, я поблагодарил их за внимание к проблеме, немного рассказал о создании новой комиссии и пригласил всех заинтересованных лиц на 1-й семинар "Шахматы и образование" 7 января 2004 года 14.30 в ШК им. Т.В.Петросяна. В свою очередь Сергей Борисович высоко оценил состав нашей комиссии ("Вошли настоящие профессионалы") и гарантировал поддержку, особенно на стадии, когда дело войдёт в практическую плоскость. Будем работать.

28 декабря 2003: В №50 "Шахматной недели" опубликована небольшая, но содержательная статья педагога школы №1297 Н.П.Черничкиной "Камень преткновения". Опыт данной школы любопытен тем, что с сентября 2003 года шахматные занятия одновременно начались и в подготовительном отделении (дети 5-6 лет), и в первых классах! При этом за дело взялись сами педагоги дошкольного звена и начальной школы, что необычайно важно (огромная просьба ко всем: напишите, где ещё есть подобный опыт). 5 месяцев в школе №1297 (ЦАО) уже отзанимались, и боевой настрой сохраняется. Примерно то же можно сказать о школе №234 (Медведково, СВАО), где эксперимент начат с октября 2003 года, но там занятия ведёт к/м. И тот, и другой путь одинаково хороши при продуманной постановке учебного процесса. В послесловии к статье "Камень преткновения" приведены интересные размышления В.А.Шишкина по теме публикации. В №51 "ШН" опубликована моя статья "Гарри Поттер за шахматной доской" (фрагмент урока во 2-м классе по министерской программе).

29 декабря 2003: В №52 "ШН" читатели могут познакомиться со статьёй А.А.Тимофеева "Белые вороны: О программе факультативного курса шахмат в начальной школе", в которой критик анализирует программу автора данных строк. Всё же думается, что перед тем, как знакомить шахматистов с анализом министерской программы, следовало сначала привести в "ШН" саму Программу. Впрочем, мои программы "висят" на обоих моих сайтах и ознакомиться с ними может любой имеющий доступ в сеть Интернет (беда в том, что таких в России ещё очень мало; я не беру крупные города). А.А.Тимофеев пишет, что журнал "Начальная школа" отдаёт свои страницы материалам шахматных педагогов. Так в №4, 2003 там была опубликована статья А.А.Тимофеева "Предмет – шахматы", в которой он уже поставил ряд вопросов перед автором министерского курса. И вот только что в №12, 2003 "Начальной школы" опубликована моя ответная статья ("Ещё раз о шахматном курсе в начальной школе", с.107-109). Я подготовил ответ в течение недели после ознакомления со статьёй "Предмет – шахматы", но, к сожалению, редакция журнала смогла опубликовать его только через 8 месяцев и в сильно сокращённом варианте. Я согласился на сокращённый вариант статьи из-за того, что иначе она увидела бы свет гораздо позже (журнал "Начальная школа" буквально завален методическими статьями, которые ждут издания и год, и два).

30 декабря 2003: Семинар 7 января планируют посетить 6 из 8 членов комиссии "Шахматы и образование". Начальник Отдела учреждений дополнительного образования детей МО РФ С.В.Барканов только что вернулся из Читы и отметил, что педагоги этого города положительно оценивают министерскую программу "Шахматы – школе". Руководство РШФ 29 декабря попросило комиссию "Шахматы и образование" собрать статистику: общее количество детских садов и школ в регионе (крае, городе и т.п.), затем количество школ (детских садов), в которых есть шахматный урок или кружок. Если есть возможность, отдельно дать статистику по школам, где шахматы присутствуют как урок (в любой форме: в урочной сетке, послеурочный факультатив и т.п.): в каких классах (начальная школа или старше). Если школ в городе (крае и т.п.) мало, то желательно дать номера школ, в которых шахматы стали предметом. Просим регионы помочь нам в этой работе и присылать информацию по нашему адресу электронной почты: suhin_i@mail.ru.

 

Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

Шахматный курс в начальной школе: история становления

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/arhiv2003.htm

© 2003-2010 Сухин И.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz