Резолюция международной научно-практической конференции “Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования”

 

Ханты-Мансийск, 10 – 13 июня 2013 г.

 

Ключевым событием шахматного образования в мире за последние 100 лет стало принятие Европарламентом в 2012 году Декларации “Шахматы в школе”, в которой шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина.

Поэтому конференция “Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования” проводилась с целью реализации решений Декларации “Шахматы в школе” и выработки единых общемировых подходов к дошкольно-школьной шахматной проблематике.

Для обсуждения этих аспектов в Ханты-Мансийске собрались специалисты, каждый из которых имеет положительный личный опыт преподавания шахмат в различных структурах систем образования и спорта.

В результате работы участники конференции пришли к единому мнению по следующим вопросам:

1) принятие Декларации “Шахматы в школе” – важный позитивный шаг;

2) введение шахмат как учебной дисциплины в сферу образования должно иметь значимое для системы образования целеполагание;

3) включение шахмат в дошкольную и школьную программу уже имеет серьезное научное обоснование и положительные практические результаты;

4) для преподавания шахмат в общеобразовательной школе и в детском саду необходимы научно обоснованные учебно-методические комплекты;

5) преподавать шахматы в начальной школе должны учителя начальных классов, а в детских садах – воспитатели;

6) институтам подготовки кадров желательно системно проводить курсы повышения квалификации по шахматам для учителей начальных классов и воспитателей детских садов;

7) на курсах учителей начальных классов и воспитателей детских садов следует учить: а) шахматным правилам; б) технологии работы с конкретным научно обоснованным учебно-методическим комплектом;

8) необходимо расширить работу по ознакомлению родителей с шахматными правилами, научно обоснованными учебно-методическими комплектами и целями введения шахмат в школьную и дошкольную программу.

Типичный пример научного подхода – российские учебно-методические комплекты трех лет обучения курса “Шахматы – школе” для начальных классов, издаваемые учебно-методическим объединением “Духовное возрождение” г. Обнинска. Курс предназначен для развития фундаментальной способности действовать “в уме” и базируется на теории П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на культурологической концепции содержания образования И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина и на трудах Я.А.Пономарева о стадиях развития внутреннего плана действий – способности действовать “в уме”. Преподавать его призваны учителя начальных классов, прошедшие курсы повышения квалификации.

Образцом организации системной работы по проведению курсов повышения квалификации для учителей начальных классов по шахматам является опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В связи с бурным развитием шахматного образования остро встал вопрос о первенстве тех или иных регионов мира в вопросе включения шахмат в программу начальной школы. Поэтому участники конференции отмечают:

1) Россия – первая страна в мире, где шахматы на государственном уровне стали учебной дисциплиной как предмет по выбору учащихся (родителей) в первой половине дня; для всех учащихся данной школы – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ).

2) Россия – первая страна в мире, где разработан научно обоснованный курс шахмат, преподавать который призваны учителя начальных классов, – в 1994 году (по инициативе Министерства образования РФ).

3) Республика Калмыкия – первый регион России и мира, где шахматы стали обязательным учебным предметом, – в 1995 году (по инициативе Президента Республики Калмыкия К.Н.Илюмжинова).

4) Армения – первая страна в мире, где шахматы стали обязательным учебным предметом на государственном уровне, – в 2011 году (по инициативе Президента Республики Армения С.Саргсяна).

 

Конференция выражает благодарность:

 

1) Президенту ФИДЕ К.Н.Илюмжинову (Россия) – за огромную работу по включению предмета “Шахматы” в программы общеобразовательных школ государств, входящих в ФИДЕ;

2) комитету ФИДЕ “Шахматы в школе” и лично ее председателю А.Н.Язычи (Турция) – за организацию проектов ФИДЕ “Шахматы в школе” и создание содержательного информационного сайта “Chess in Schools Commission” (http://cis.fide.com);

3) Президенту Европейского шахматного союза С.Данаилову (Болгария) – за принятие Европарламентом Декларации “Шахматы в школе”;

4) Оргкомитетам конференций в г. Томске (2008), г. Москве (2009) и г. Ханты-Мансийске (2010) – за издание материалов конференций;

5) Руководителю Интернет-проекта “Сайт шахматного всеобуча” (http://chess555.narod.ru) И.Г.Сухину (Россия) – за информационно-методологическое обеспечение шахматного всеобуча.

 

КОНФЕРЕНЦИЯ ОБРАЩАЕТСЯ С ПРОСЬБОЙ:

 

К Международной шахматной федерации:

 

1. Считать инициативу Президента ФИДЕ К.Н.Илюмжинова о включении предмета “Шахматы” в программу общеобразовательных школ руководством к действию для министерств образования и шахматных федераций всех стран, входящих в ФИДЕ.

2. От имени ФИДЕ направить Федерации шахмат Республики Казахстан письмо-рекомендацию об организации Международной конференции по шахматному всеобучу в рамках международного турнира в г. Астане в 2014 году.

3. Рекомендовать шахматным федерациям стран, входящих в ФИДЕ, изучить и рекомендовать для использования в своих государствах позитивный опыт преподавания шахмат в общеобразовательных школах России, Республики Армения и Турции.

4. Найти возможность опубликовать важнейшие психолого-педагогические материалы, изданные в Республике Армения, России и Турции и касающиеся учебного предмета “Шахматы”, на языках стран, входящих в ФИДЕ.

5. Рекомендовать комитету ФИДЕ “Шахматы в школе” организовать Латиноамериканский центр шахматного образования в городе Фос-ду-Игуасу, Бразилия.

 

К Министерству образования и науки Российской Федерации:

 

1. Пересмотреть нормативно-правовую базу – для создания условий включения предмета “Шахматы” в школьную программу.

2. Принять необходимые решения, направленные на преподавание предмета “Шахматы” в начальных классах в основной сетке занятий в первой половине дня как обязательной учебной дисциплины.

3. Наладить системную подготовку кадров для преподавания шахмат в общеобразовательных школах и детских садах.

4. Рекомендовать единую программу подготовки учителей начальных классов для учреждений профессионального образования, педагогических институтов и колледжей на основе Федерального курса “Шахматы – школе”.

5. Ввести в список предметных олимпиад в общеобразовательной школе олимпиаду по учебному предмету “Шахматы”.

 

К Российской шахматной федерации:

 

1. Рекомендовать органам исполнительной власти регионов, заинтересованных в развитии шахматного образования, расширить практику проведения в 2013–2014 гг. конференций, подобных прошедшим в Якутске (2006, 2012), Томске (2008), Москве (2009, 2010, 2012), Элисте (2009, 2010), Сатке (2011) и Ханты-Мансийске (2010, 2013).

2. Рекомендовать региональным Федерациям шахмат создать на своих сайтах разделы, посвященные проблемам шахмат как учебного предмета.

 

К Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

 

1. Дать указание издать сборник Трудов конференции с дальнейшей рассылкой сборника всем авторам тезисов докладов, а также директорам общеобразовательных школ Югры (рассылку произведет издательство).

 

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ

ВЫРАЖАЮТ ОСОБУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ

 

Губернатору Югры, Югорской шахматной академии, Департаменту образования и молодежной политики Югры, Департаменту по физической культуре и спорту Югры, Федерации шахмат Югры за высокий уровень организации и проведения конференции.

 

Резолюция принята единогласно 12 июня 2013 года.

 

Настоящая резолюция направлена Президенту ФИДЕ, Министру образования и науки РФ, руководству Российской шахматной федерации, Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, региональным шахматным федерациям, руководителям субъектов РФ.