ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 14 ЛЕТ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ: УЧИТЬСЯ НА ОДНИ ПЯТЁРКИ

(САЙТ ШАХМАТНОГО ВСЕОБУЧА)

 

Международная научно-практическая конференция

“Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования”

Ханты-Мансийск, 10-13 июня 2013 г.

 

11 июня 2013

 

 

Презентация к докладу (слайды 1–21)

 

 

И.Г.Сухин

Ключи к решению проблем интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

(Слайды 1, 2 – конференция и тема доклада).

Уважаемые участники и гости конференции! Мы живём в парадоксальное время, ведь к началу нового тысячелетия наблюдается кризис в философии, психологии, педагогике и в науке в целом. И всё же научные ориентиры есть!

Поэтому мы берём на себя смелость заявлять, что одним из ключей к решению проблем интеллектуального развития детей является использование шахмат как научно-обоснованного инструмента развития.

Ведь учёными многих стран проведён большой массив экспериментальных работ, доказавших полезность урока шахмат в начальной школе и занятий в детских садах для интеллектуального развития детей.

Как это ни удивительно, но на ряде Интернет-форумов до сих пор задают один и тот же вопрос, где можно посмотреть эти результаты. Но для этого достаточно зайти хотя бы на сайт комитета ФИДЕ "Шахматы в школе" или на сайт Шахматной федерации США. (Слайд 3).

С результатами экспериментальных работ можно познакомиться во многих научных трудах и на бумажных носителях, в том числе, в нашей монографии "Учебный предмет “Шахматы” в школе как инструмент развития мышления: История, методология, научные исследования и опыт внедрения", изданной в прошлом году в Германии.

Всё это привело к бурному проникновению шахмат в систему образования многих стран. Два года назад шахматы стали обязательным учебным предметом в Армении, а 30 апреля 2013 года – в Парагвае.

Ну и кульминация – принятие Европарламентом в прошлом году Декларации “Шахматы в школе”. Это – историческое событие, потому что впервые в мировой практике:

1) тематика шахмат как учебного предмета получила одобрение на таком высоком международном уровне;

2) спортивные и образовательные структуры выступили совместно, с единым пониманием важности урока шахмат в общеобразовательной школе. (Слайд 4).

Всё это открывает перед организаторами шахматного всеобуча невиданные ранее возможности и перспективы. Однако не меньше и проблем. Ведь в большинстве стран инициаторы всеобуча не знают, ни для чего проводить уроки шахмат в школе, ни как их строить, ни кто их должен вести.

Не случайно, касаясь преподавания шахмат в начальной школе, академик В.Д.Шадриков сказал: "Всё зависит от того, кто и как это будет делать".

Поэтому сейчас, после принятия Декларации "Шахматы в школе" вопрос методологии особенно значим. Сегодня есть два принципиально различных подхода к введению шахмат в школьную программу. (Слайд 5).

Первый из них характерен для большинства зарубежных стран и можно обозначить как “Шахматы в школе”. При таком подходе учеников учат играть в шахматы, а развитие логического мышления выступает как ожидаемый, но побочный результат.

Второй, российский путь, охарактеризован в 80-е годы ХХ века академиком Б.С.Гершунским как “Шахматы – школе”. При нём на уровне целеполагания выявляется всё ценное, чем могут быть полезны шахматы для общеобразовательной школы, и на этой основе разрабатывается научно-обоснованный курс школьных шахмат. В этом случае шахматы рассматриваются как инструмент развития, и процесс обучения основам шахматной игры выступает как средство для достижения цели.

Вычленим важнейшие аспекты введения шахмат в школьную программу, которые являются общими для всего мира. Их должны знать каждая страна, каждый регион. И параллельно покажем, как эти вопросы решены в России, в федеральном курсе "Шахматы – школе".

Вот первый аспект: определение базового научно-обоснованного целеполагания, ориентированного на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования. (Слайд 6).

Вопрос целеполагания – центральный в деле внедрения шахмат в начальную школу. В большинстве стран цель этого предмета видят в том, чтобы лишь научить детей играть в шахматы. Поэтому в зарубежных учебниках очень часто цель – обучение шахматной игре, а развитие мышления – побочный результат.

В ответ на это выдающийся мыслитель Юрий Сергеевич Разуваев справедливо утверждал (слайд 7): "Просто научить учеников в школе играть в шахматы – это ерунда, а не цель. Пока же, на уроках детей всего лишь учат играть в шахматы, а потом перенаправляют в кружки. Это неправильно. Мы должны достигать значимых для системы образования целей, а это, прежде всего, – развитие способности действовать "в уме".

Новый учебный предмет имеет право на существование в начальной школе только в том случае, если даёт что-то очень значимое, зримое, фундаментальное для системы образования. В России вопрос целеполагания решён в федеральном курсе "Шахматы – школе". (Слайд 8).

Развитие способности детей действовать "в уме" и является той фундаментальной целью, для достижения которой разработан курс "Шахматы – школе", а процесс обучения – фон, на котором проходит это развитие.

Второй важнейший аспект: глубокая разработка научного обоснования для написания курса шахмат в начальной школе. (Слайд 9).

Пока ещё для большинства стран характерно незнание либо игнорирование и этой ключевой проблемы. И создаётся парадоксальная ситуация, когда в мире опубликовано немало научных трудов, касающихся достоинств шахмат как учебного предмета в целом, но нет работ, содержащих научное обоснование конкретных школьных курсов шахмат.

А вот в России этот вопрос решён – курс "Шахматы – школе" опирается на теорию П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на культурологическую концепцию содержания образования И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина и на работы Я.А.Пономарёва о стадиях развития способности действовать “в уме”. (Слайд 10).

Напомню, что способность действовать “в уме” – одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. (Слайд 11).

Чтобы осознать термин "способность действовать "в уме", в нём нужно правильно поставить логическое ударение. Оно – на слове "действовать": "способность действовать "в уме".

Ведь в чём общая проблема начальной школы? В том, что большая нагрузка ложится на память детей. Но ребёнку нетрудно запомнить статичное расположение трёх фигур на шахматной доске, – ведь у детей младшего возраста память как фотография. Но вот системно научить действовать "в уме" – например, осмысленно передвинуть фигуру с одного поля на другое – вселенская проблема.

Только после того, как выявлено целеполагание и разработано научное обоснование учебного курса можно переходить к третьему аспекту.

Третий важнейший аспект: разработка общеобразовательной программы курса шахмат в начальной школе. (Слайд 12).

Эта программа должна быть направлена на достижение базового целеполагания курса и основываться на современных научных теориях.

В России такая программа впервые была утверждена Министерством образования и опубликована в 1994 году. (Слайд 13).

И только после того, как установлено целеполагание, разработано научное обоснование и написана программа можно разрабатывать собственно шахматный курс.

На деле же часто доходит до смешного. Лет 10 назад ко мне обратились два известных автора и предложили: "А давайте вместе напишем новый современный школьный учебник. Мы вдвоём его напишем, а вы, Игорь Георгиевич, потом придумаете его научное обоснование". И смех, и грех.

Четвёртый важнейший аспект: написание курса шахмат для начальной школы, в который должны входить учебно-методические комплекты для каждого года обучения. (Слайд 14).

В России таким является только курс "Шахматы – школе", состоящий из учебно-методических комплектов трёх лет обучения: "Шахматы, первый год", "Шахматы, второй год" и "Шахматы, третий год", к 2013 году обеспеченный общеобразовательными программами, учебниками для учеников, пособиями для учителей, рабочими тетрадями, тетрадями для самостоятельных работ и задачниками. (Слайд 15).

До сих пор кое-кто в мире полагает, что это простая задача. Это не так. Поэтому написание российского курса "Шахматы – школе" заняло 20 лет. Ведь особая сложность состоит в том, что каждая из составляющих должна быть ориентирована на достижение целеполагания конкретного курса шахмат, соответствовать его научному обоснованию и программе, предназначаться для определённого контингента педагогов и определённой возрастной группы учеников.

При этом каждый учебный курс подразумевает свою технологию работы. В курсе "Шахматы – школе" применяется задачная технология, и это легко объяснимо. (Слайд 16).

Ведь в чем состоит основная трудность проведения урока шахмат в начальной школе и занятий в детском саду? В том, что в отличие от спортивных секций, здесь педагог имеет дело с немотивированными детьми, и даже подчас с детьми, имеющими отрицательную мотивацию. Это бывает в тех случаях, если родители всё время обыгрывают своего ребёнка, наивно полагая, что закаляют его характер. На самом деле такой подход закаляет лишь примерно 5% детей – бойцов "по жизни", а в остальных случаях нередко приводит к формированию отрицательной мотивации.

А вот курс "Шахматы – школе" обеспечивает почти 100% положительную мотивацию, потому что технология работы – задачная, и неуспешных детей нет. Задачи в курсе – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Во многих из них кажущийся очевидным путь ведёт в тупик. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления. Многие ученики способны решать подобные задачи часами, так как они соответствуют возрастным возможностям, интересам и желаниям детей.

Многочисленные опросы детей, которые занимаются по технологии курса "Шахматы – школе", показали, что урок шахмат нравится почти 100% учеников. Какой из других предметов начальной школы (математика, русский язык, чтение, природоведение) может похвастаться такими же показателями?

Пятый важнейший аспект: кто должен преподавать шахматы в начальной школе. (Слайд 17).

Это почти единственный аспект, который сегодня понимается в большинстве стран одинаково – преподавать шахматы в начальной школе должны преимущественно учителя начальных классов.

Но так было не всегда, В конце прошлого века во всех странах шахматы преподавали почти исключительно квалифицированные шахматисты. К примеру, в 90-е годы ХХ века в аргентинской провинции Санта Фе лишь 3% преподавателей шахмат, которые учили шахматам 18 тысяч школьников, имели педагогическое образование. И к чему это привело? К концу учебного года выяснилось, что 34% учеников этот урок не нравится, 27% – нравится, и 39% – относятся к уроку нейтрально. Вот такой урок шахмат – не нужен.

Поэтому меня очень порадовало общение с педагогами Калмыкии в дни проведения в Элисте конференции по шахматному образованию в декабре 2009 года. Тогда выступили лучшие тренеры Калмыкии и сказали, что преподавать шахматы в школе должны именно учителя начальных классов, так как они:

1) "сильнейшие методисты" и

2) "вторые мамы".

Шестой важнейший аспект: как следует готовить учителей начальных классов. (Слайд 18).

Один из эффективных путей – проведение многочасовых курсов в Институтах повышения квалификации. При этом на курсах примерно 10% учебного времени должно занимать знакомство с правилами шахматной игры, и 90% – обучение технологии работы с конкретным учебно-методическим комплектом. (Слайд 19).

Если речь идёт о курсе "Шахматы – школе", то учителей знакомят с новой здоровьесберегающей образовательной технологией – “Технологией развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала” или “Шахматно-задачной технологией И.Г.Сухина”.

Образцом организации системной работы по проведению курсов повышения квалификации для учителей начальных классов по шахматам является опыт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Итак, шесть важнейших методологических аспектов в России успешно решены, однако с введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения статус шахмат снова стал неопределённым. Если раньше Калмыкия и Томская область смогли включить урок шахмат в базисный учебный план как региональный компонент, то ныне этот компонент отменён. И шахматы приходится вводить тремя путями:

1) как школьный компонент;

2) использовать третий час физической культуры и

3) как внеурочную деятельность.

Спасибо за внимание!

 

 

 

Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Шахматный курс в начальной школе: история становления

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

 

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

 

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/HMAO-2013_Sukhin_Doklad.htm

© 2013 Сухин И.Г.

 

Хостинг: Бесплатный конструктор сайтов http://www.ucoz.ru