Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

ШАХМАТНЫЙ ВСЕОБУЧ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Председатель Ульяновской областной шахматной федерации Владимир Алексеевич Парфёнов

Сайт УОШФ

На фотографии: В.А.Парфёнов награждает юного чемпиона (то же в "джипеге")

Координационный совет по развитию шахматного образования в системе образования Ульяновской области

Основина В. А. - председатель Совета, зам. Начальника Главного управления образования администрации области

Ловыгин Н. А. - заместитель председателя Совета, заместитель председателя комитета по физической культуре и спорту администрации Ульяновской области (по согласованию)

СОВЕТА ЧЛЕНЫ:

Вальцев В. В. – декан факультета физической культуры и реабилитации Ульяновского государственного университета (по согласованию)

Габбазова А. Я. – старший преподаватель Ульяновского государственного технического университета, Мастер ФИДЕ (по согласованию)

Гордеев Ю. А. – зав. каф. Физической культуры и безопасности жизнедеятельности УИПК ПРО

Зарубина В. В. – проректор УИПК ПРО

Козионов М. А. – тренер-преподаватель Майнской ДЮСШ

Кривошеев В. И. – педагог дополнительного образования областного Дворца детского творчества

Парфенов В. А. – доцент Ульяновского государственного университета, председатель Ульяновской областной шахматной федерации

Пиньковецкий С. У. – гроссмейстер РОССИИ, генеральный директор КВЦ

Руденко В. Т. – председатель Заволжской районной федерации шахмат, мастер спорта СССР

Сафонова Л. П. – нач. отдела Главного управления образования

Сойкин С. М. – педагог дополнительного образования Дома детского творчества п. Новоселки Мелекесского района

Сычев С. М. – педагог дополнительного образования Дома детского творчества г. Димитровграда

 

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: "ПРИКАЗ №837 ОТ 11.10.2004 "О РАЗВИТИИ ШАХМАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ".

 

23 августа 2005: Из статьи И.Г.Сухина "Ход выполнения Приказа №2211" ("Шахматная неделя", №31, август, 2005 год, с.5): "Больше года прошло со дня опубликования Приказа Минобразования (МО) №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ" и создания Координационного совета под председательством многократного чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова (см. "ШН" №20/2004, с.12 или сервер Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ (http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_04/2211.html). По нашему мнению, данный приказ и обозначенные в нём конкретные меры призваны в первую очередь придать шахматам статус учебного предмета, а шахматным педагогам статус полноправных участников общешкольного учебного процесса. Необычайно важно, что указанный документ дал региональным шахматным федерациям нормативный инструмент для налаживания взаимодействия с департаментами образования на местах. Отметим первопроходцев:

…Всё большее значение в современном обществе приобретает Интернет, и региональные федерации должны идти в ногу со временем. С 23 по 31 августа 2004 года в РФ прошло одно из главных педагогических событий года – V Всероссийский августовский Интернет-педсовет ("@П-2004"). Данное мероприятие, которое торжественно открыл Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, провели совместно МО, Федеральное агентство по образованию, Фонд поддержки российского учительства, Федерация Интернет Образования при поддержке Российской академии образования. В связи с органичным внедрением шахмат в педагогическую сферу, чему способствовал Приказ МО №2211, "@П-2004" стал для региональных министерств и шахматных федераций своеобразной проверкой готовности к решению поставленных задач. И следует сразу сказать – шахматы как учебный предмет на "@П-2004" были представлены лучше, чем базовые предметы начальной школы. Отметим активное участие в мероприятии Шахматных федераций (и отдельных педагогов) Республики Татарстан, Ульяновской области, Чукотки и Сатки. Рекомендуем всем шахматным федерациям создать веб-странички, посвящённые региональным проблемам по тематике "Шахматы и образование", ведь не за горами "@П-2005"!.. …О людях мы судим по их делам, и если подходить с этой меркой, то хотелось бы отметить следующих: Галина Ковалёва (пос. Пойковский), Виталий Неизвестных (пос. Байкит), Сергей Волков (пос. Черлак), Ольга Трофимчук (пос. Провидения), Анна Дончак и Виктор Гончаров (Набережные Челны), Александр Благодарный, Михаил Козионов и Анатолий Гайнуллин (Ульяновск), Вениамин Исаев и Владимир Мечитов (Москва), Всеволод Костров (Санкт-Петербург), Ирина Волкова (Октябрьский), Сергей Питиримов (Кизел), Игорь Сабельников (Воронеж), Игорь Сокрустов (Обнинск), Андрей Степанов (Владивосток), Анатолий Никитин (Красноярск), Елена Жукавина (Калининград), Александр Добрынин (Дмитров), Эдуард Егоров (Новгород), Инга Андреева (Кемерово), Владимир Волошкин (Белгород), Рафис Валеев (Нижнекамск)... И этот список можно продолжать и продолжать…"

Центральным звеном данной статьи автор считает следующее: "Не следует воспринимать данную статью, как бодрый победный рапорт. Проблем гораздо больше, чем людей, способных их продуктивно решать".

По нашему мнению, в Ульяновской области такие люди есть!!!

Вот полный текст указанной статьи - "И.Г.Сухин "Ход выполнения Приказа №2211".

 

Ноябрь 2003: Из статьи И.Г.Сухина "Золотой ключик" ("Шахматная неделя", №47, ноябрь, 2003, с.7): "Следует подчеркнуть, что основой основ будущей комиссии должна быть пропаганда шахмат на всех уровнях. В конце августа я был в Ульяновске, где по предложению Ульяновской областной ШФ (председатель В.А.Парфёнов) провёл двухдневный семинар для руководителей кружков, учителей и тренеров. Это мероприятие было поддержано всеми ветвями власти: Главным управлением образования Ульяновской области (на мероприятии представляла начальник отдела Л.П.Сафонова), Комитетом по физической культуре и спорту (финансировал поездку зам. председателя Н.А.Ловыгин), Институтом повышения квалификации (ректор ИПК ПРО Т.Ф.Есенкова непосредственно обеспечила проведение семинара). Там, где все ветви власти поддерживают продвижение "Шахматного всеобуча", успехи не заставят себя ждать".

Отметим, что фразу "Там, где все ветви власти поддерживают продвижение "Шахматного всеобуча", успехи не заставят себя ждать" редакция "Шахматной недели" вынесла на первую страницу, в раздел "Цитата номера".

Вот полный текст указанной статьи - "Золотой ключик" ("Шахматная неделя" №47, 2003).

 

01.09.2003: Материал председателя Ульяновской областной шахматной федерации Владимира Алексеевича Парфёнова "Фурор Сухина!" на сайте УОШФ: "Сегодня завершилась первая сессия проблемных курсов подготовки руководителей кружков, учителей и тренеров по шахматам (проходила 30-31 августа). И эта сессия удалась!!! Внимательный читатель помнит, что с аналогичным заголовком была опубликована информация о семинаре судей в Ульяновске, который провел И. А. Верещагин в феврале прошлого года (да и в мае этого года эффект был приличный - хотя шахматисты уже были наслышаны о нем и готовились!). Его выступление было воспринято буквально на "Ура"! Аналогичная история произошла и с Игорем Георгиевичем Сухиным - научным сотрудником Института теории образования и педагогики РАО Министерства Образования России из Москвы, автором более чем полусотни шахматных учебников и других методических разработок, который любезно согласился приехать в Ульяновск и встретиться с нашими людьми, двигателями шахмат в школах и секциях. И беседы получились и познавательными, и полезными, и результативными (о первом результате можно будет сказать уже в конце настоящей статьи!). Я не оговорился - Игорь Георгиевич не читал лекции, а именно БЕСЕДОВАЛ со слушателями. И беседы были разноплановыми (но строго на шахматные темы!). Вот часть того, о чем говорилось: 1. Основные требования, предъявляемые к школьному учителю и тренеру. 2. О пользе шахмат для детей. 3. Возраст, в котором научились играть в шахматы некоторые выдающиеся шахматисты мира. 4. География Шахматного всеобуча в России и в мире. 5. На пути к созданию авторской методики обучения дошкольников 2-5 лет, элементы которой в дальнейшем были использованы и в материалах для начальной школы. 6. Книга "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 5 лет", 1994, как результат обработки передового опыты преподавания шахмат. 7. Особенности обучения шахматам "шустриков" и "мямликов". 8. Книги "Приключения в Шахматной стране" (для 5-7 лет), 1991 и её переработка "Удивительные приключения в Шахматной стране" (для 5-8 лет) 9. Рекомендуемая последовательность выполнения большинства учебных заданий для детей 5-7 лет и какие примеры подбирать. 10. О диафильмах "Приключения в Шахматной стране: Первый шаг в мир шахмат" и "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат" (Диафильмы были показаны. Понравились и взрослым!). 11. О деятельности А.Карпова и работе Академии Г.Каспарова и по популяризации шахмат среди детей. 12. Книги, необходимые шахматному учителю и тренеру. 13. Министерство образования России и шахматы: история становления курса "Шахматы - школе", действующая документацией для школ, официальные программы, номера министерских приказов, посвящённых шахматам, информация о круглом столе состоявшемся в 2002 году в Министерстве и посвящённого путям развития Шахматного всеобуча. 14. О программе "Шахматы, первый год", учебнике для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (Обнинск: Духовное возрождение, 1998) и пособии для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу" (Обнинск: Духовное возрождение, 1999). Конкретные дидактические задания цикла "Шахматы, первый год" и методика их проведения. 15. О программе "Шахматы, второй год", учебнике для 2 класса "Шахматы, второй год, или "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" (Обнинск: Духовное возрождение, 2003), и пособии для учителя "Шахматы, второй год, или Учусь и учу" (Обнинск: Духовное возрождение, 2003). Конкретные дидактические задания цикла "Шахматы, второй год" и методика их проведения. 16. О программе "Шахматы, третий год". 17. Шахматный цитатник: выбор хода, о шахматных книгах и изучении партий, о поражениях и ошибках, с кем играть, как играть, как изучать шахматы, сколько времени нужно чтобы добиться мастерства, что нужно для успеха, как играть в худших положениях, как играть в лучших положениях, как играть в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле, о сравнительной силе фигур и их свойствах, о значении центра, о комбинациях, что важно знать начинающему шахматисту, время шахматного старта. 18. Построение дебютного репертуара: Советы тренеру (для разрядников). 19. Задача из подборки: Копилка шахматных чудес. 20. Одна из основ тренерской работы: тщательный подбор тактических примеров, предлагаемых на занятиях. Опровержения всемирно известных комбинаций, альтернативные решения (на примере книги "1000 самых знаменитых шахматных комбинаций"). 21. Толковый словарь шахматиста: немного юмора. 22. Как работать над шахматами: по книгам Суэтина, Котова, Дворецкого. 23. Применение занимательного материала: викторины. 24. Фрагменты уроков: а) Как появилась шахматная доска, б) партия-повторюшка, в) вместе с Гарри Поттером г) стихи о начальном положении и шахматной нотации... И т.д. 28 руководителей шахматных кружков, учителей, тренеров по шахматам со всех уголков области (из Ульяновска, Димитровграда, Майны, Старой Майны, Сурского, Радищево, Мелекесского района - п. Новоселки) прибыли в Ульяновск (большинство за свой счет!!!) и не ошиблись - Игорь Георгиевич увлек педагогов и негромким голосом вел за собой аудиторию - был слышен даже шорох переворачиваемых листочков. Вопросы ведущему задавались и в процессе собеседования, и в перерывах. и в конце рабочего дня (мои сочувствия Игорю Георгиевичу - чувствую, что его прилично вымотала поездка к нам! Вопросы сыпались и задавались даже при проводах гостя уже в трамвае...). Но здесь просматривается "вина" двух сторон - и слушатели оказались настоящими фанатами шахматного дела! Игорь Георгиевич предоставил возможность высказаться и поделиться своим опытом и слушателям. Особый интерес вызвало выступление Александра Владимировича Благодарного, который еще несколько лет назад взял за основу для своей работы методические разработки И.Г. Сухина (и результат был - его ученик в 14-летнем возрасте стал чемпионом Ульяновской области среди мужчин!!! Это достижение достойно книги рекордов Гинесса), Анатолия Мироновича Гайнуллина (ведет шахматы в начальных классах уже полтора десятка лет), Виктора Геннадьевича Минеева, Владимира Юрьевича Голубева и других. Выступления были интересными - обратная связь она полезна для всех. А предварили выступление И.Г. Сухина вступительное слово председателя ОШФ Парфенова В.А., который ознакомил присутствующих с целями и задачами данных курсов, познакомил с организационными моментами, начальника отдела Главного управления образования Ульяновской области Сафоновой Л.П., которая выразила надежду, что данные курсы станут переломными и шахматы активно начнут вводиться в учебный процесс школ, приветствовала присутствие в аудитории пятикурсниц педагогического университета, сравнила шахматы с математикой, которые дисциплинируют мышление школьников. Любовь Петровна подчеркнула особую пользу шахмат для младших школьников. Кстати, в ходе общения с гостем созрела идея создать областную очно-заочную шахматную школу под юридической крышей Главного управления образования (по идеям Татарстана!). И сегодня эта мысль нашла продолжение - директор Областного Дворца детского творчества Пчелкина Тамара Петровна поддержала идею и уже принято решение для этих целей переселить шахматную секцию Дворца в более просторное помещение для того, чтобы можно было расширить тренерский контингент! А это уже обнадеживает! Теперь очередь хода за Главным управлением образования. Следует отметить существенный вклад комитета по физической культуре и спорту администрации Ульяновской области в проведенную сессию - они финансировали данное мероприятие. Конкретно этим занимался заместитель Председателя Ловыгин Николай Александрович. Огромное спасибо! Не побоюсь повтора - сессия удалась! Более того - она стала настоящим СОБЫТИЕМ - обе стороны подготовились к встрече весьма неплохо. Не обошла вниманием прошедшее событие и пресса - "Ульяновская правда" своевременно информировала общественность о предстоящем событии, а "Союз патриотов" Ульяновска прекрасно осветил мероприятие на телевидении (уделили внимание целых 10 минут из своих 30!). Тоже огромное спасибо - все это "работает" на шахматы. До новых встреч! Следующую встречу педагогическим коллективом шахматистов планируем провести в начале октября" - http://simbirskchess.al.ru/news2003/0309011.htm.

На фотографии: В.А.Парфёнов, И.Г.Сухин и слушатели проблемных курсов подготовки руководителей кружков, учителей и тренеров по шахматам, 31.08.2003 (то же в "джипеге")

02.09.2003: Запись И.Г.Сухина в гостевой книге Шахматной федерации Ульяновской области,: "Проблемные курсы руководителей кружков, учителей и тр.": "Поезд Москва - Ульяновск доставил меня к месту назначения точно по расписанию 30.08.2003 в 08.43. А дальше: встреча, гостиница (номер люкс), телесъёмка, график работы, организация курсов - всё на высочайшем уровне. Представляю, насколько непросто было председателю Ульяновской областной шахматной федерации Владимиру Алексеевичу Парфёнову и его заместителям оперативно решать все эти вопросы! Хочется особо подчеркнуть: подобные семинары обречены на успех только в том случае, когда все структуры власти прекрасно знают о том, насколько полезны шахматы для развития ребёнка. Именно такой замечательный сплав и есть в Ульяновске. Недаром самое непосредственное отношение к проведению курсов имели начальник отдела Главного управления образования Ульяновской области Любовь Петровна Сафонова (спасибо!), заместитель председателя комитета по физической культуре и спорту администрации Ульяновской области Николай Александрович Ловыгин (спасибо!), и ректор ИПК ПРО Татьяна Федоровна Есенкова (спасибо!) А затем закипела работа. В уютном, просторном помещении собрались почти все лучшие шахматные педагоги области. В своём вступительном слове я подчеркнул, что благодарен Шахматной федерации области за любезное предложение открыть серию семинаров (которую затем продолжат другие специалисты), и отметил, почему это очень и очень важно. Ведь на сегодняшний день в российских детских шахматах сложилась парадоксальная ситуация - руководство РШФ (да и ФИДЕ) на словах высоко оценивает важность продвижения общеразвивающего направления в шахматах, на деле же все 100 процентов внимания уделяет спортивному направлению. При этом на всех уровнях декларируется, что РШФ стремится к тому, чтобы Министерство образования включило шахматы в школьные программы… Однако, шахматы в России уже 10 лет в программе начальной школы!!! Почему информация не доходит до регионов? Кто виноват? В 80-е годы движение "Шахматный всеобуч" в СССР достигло невиданного размаха, постепенно сошедшего на нет. И вот теперь я рассматриваю семинар в Ульяновске, как символ возрождения шахмат, как предвестник новых побед отечественной шахматной школы. Завет В.А.Сухомлинского выполнен - шахматы вошли в жизнь начальной школы, есть программы, учебники и пособия. Они-то и были (кроме всего прочего) продемонстрированы на семинаре. Очень важным представлялось, не только показать готовые учебники, но и объяснить, почему именно такой подход к шахматам убедил Министерство образования включить шахматы в школьную программу. Семинар был неоднороден по квалификационному составу участников, но в работу были вовлечены все. И мне приятно, что слушатели решили все сложные задания, которые были им предложены. Слушателями и (приятно добавить) слушательницами были, в частности, самостоятельно найдены альтернативные пути к победе в позициях из партий ведущих шахматистов планеты. При этом, как и положено по штату, одним из лидеров был Президент федерации! Из участников семинара мне особенно запомнились своими ответами: Алексеев Евгений Владимирович, Акимов Геннадий Ильич, Руденко Валериан Теодорович, Нижник Владимир Иванович, Благодарный Александр Владимирович, Гайнуллин Анатолий Миронович, Никонова Ирина Анатольевна, Голубев Владимир Юрьевич, Гурьянов Альберт Константинович, Сойкин Сергей Максимович, Минеев Виктор Геннадьевич, Кривошеев Владимир Исакович, Сидоров Геннадий Григорьевич, Андреева Ирина Владимировна, Еремин Борис Николаевич, Козионов Михаил Александрович, Козионов Сергей Михайлович, Уманский Анатолий Яковлевич, Потапов Владимир Анатольевич, Горланов Ринат Насретдинович, Киряшин Виталий Анатольевич, Елеськин Владимир Евгеньевич, Габунов Фаиль Нургалиевич, Чекалин Александр Михайлович, Бондарева Елена Ивановна, Брежнева Елена Викторовна, Прохорова Юлия Юрьевна, Ермолаева Юлия Александровна. Меня поразило, что в Ульяновске знают мои книги, и кое-кто работает по моим методикам. Е.В.Алексеев не только помогал мне расставлять типичные позиции, но одним из первых давал верные решения. В.И.Нижник впечатлил обилием новаторских идей. А.М.Гайнуллин - огромным опытом работы в школе. А А.В.Благодарный - рефератом, достойным немедленной публикации (я думаю, это реально). Интереснейшая работа! Очень жаль (для меня и для всех), что на семинаре не смог присутствовать первый тренер самого Анатолия Евгеньевича Карпова Улюкин Геннадий Петрович (он отдыхал на юге). Очень понравились всем собравшимся выступления А.М.Гайнуллина, В.Ю.Голубева, А.В.Благодарного. Наибольшее впечатление на меня произвели слова А.В.Благодарного о том, что в одном из классов, с которым он занимался шахматами в начальной школе, "положительный эффект" сказался к 10 классу - учителя заметили, что этот 10 класс стал на уровень "выше", чем параллельный класс, где ранее не велись шахматные занятия. Отсюда вывод: директора школ не должны требовать от шахматной педагогов немедленной "отдачи". Эта "отдача" обязательно будет, но необязательно сразу!!! Два дня пролетели незаметно, и мне особенно приятно, что семинаристы, которые никуда не спешили (большинство было из других городов), остались продолжить общение почти до моего отъезда. Но всё рано или поздно кончается, В.А.Парфёнов и В.И.Нижник любезно проводили меня до поезда. В 18.30 поезд отправился в Москву, а я ещё долго был мысленно в Ульяновске - вспоминал острые вопросы, деловую рабочую обстановку, гостеприимное и радушное руководство УОШФ. До "отбоя" времени оставалось ещё много, и я раскрыл книгу В.А.Парфёнова "Некоторые данные по истории шахматной игры ульяновского любителя" (Ульяновск, 1996, 120 с.) -http://simbirskchess.al.ru/php/guestbook/guestb.phtml?id=3171 (адрес ссылки изменён).

 

Наибольшее уважение у меня вызывают книги с достаточно большим списком литературы, в пособии ссылки на целых 35 источников, собран и чётко структурирован уникальный материал по истории края, приведены партии моих новых друзей: А.М.Гайнуллина, В.И.Кривошеева, В.И.Нижника и других… А в Москве тем временем ожидала любопытная информация: во-первых, второе заседание Исполкома назначено на 24 сентября, а во-вторых… но подождём до двадцать четвёртого".

На фотографии: В.А.Парфёнов (справа) и И.Г.Сухин проводят сессию в Ульяновске, 30.08.2003 (то же в "джипеге")

 

Послесловие И.Г.Сухина от 4 сентября 2005 года: До сих пор удивляюсь, как удалось УОШФ "заманить" меня в Ульяновск в августе 2003 года (честь Вам и хвала, перед потрясающей энергетикой Вашей федерации мой бастион не устоял - снимаю шляпу)! Дело в том, что я называю себя не выездным по ряду причин: 1) в Москве всё время очень много дел, поэтому, к примеру, с 1 сентября по 1 мая моё отсутствие в столице практически невозможно; 2) я домосед, и мне равно сложно пересилить себя и сесть на поезд или самолёт; даже заграница меня совершенно не прельщает, равно как и море (а вот поиграть у себя под окнами в футбол или теннис - с удовольствием!); 3) не хочу быть свадебным генералом, а если куда и выбираюсь то только потому, что моё присутствие там АБСОЛЮТНО необходимо; 4) считаю, что выезжать в регионы должны только те деятели РШФ, которые своим весом способны сразу же "пробить" мгновенное решение важных вопросов (а мой вес лишь 50 кг - улыбаюсь); 5) полагаю, что я очень многое делаю сидючи в Москве за компьютером, именно здесь мой КПД максимален, а отпуска, заграница, море - для лентяев. Поэтому, к примеру, я будучи председателем комиссии "Шахматы и образование" ДЮК РШФ даже не полетел в "Дагомыс-2004", хотя поездка была уже профинансирована РШФ (кто бы ещё отказался от этого?). Даже Виктору Ивановичу Гончарову из Набережных Челнов, которого я глубоко ценю, не удалось уговорить меня посетить Челны в том же 2004 году (хотя и признаю, что всё же я не прав; он, разумеется, пожалуй, обиделся и справедливо). Я полагаю, что в большей степени могу повлиять на ситуацию в регионах именно из Москвы, а не "по приезде". "По приезде" - это для Б.В.Спасского, А.Е.Карпова, Г.К.Каспарова, но там зачастую, к сожалению, эффект кратковременен (хотя и необычайно важен; но уехали - и всё забыто). Свою роль я вижу в каждодневной рутинной работе в общеобразовательном направлении - бить, бить и бить в одну точку; разъяснять, разъяснять и разъяснять скептикам, что детские шахматы для общего развития - не пустые слова, не флаг и не фиговый листочек для увеличения количества соревнований. Шахматы должны стать полноценным дошкольным и школьным учебным предметом. Дорога нам предстоит ДОЛГАЯ, но направление действий у Ульяновской областной шахматной федерации верное!

 

Фрагменты авторской работы тренера-преподавателя по шахматам средней школы №83 г. Ульяновска Благодарного Александра Владимировича

Еще сто лет назад в некоторых странах Европы начинают вести уроки шахмат. У нас в России шахматы приходят в школы в двадцатых годах в основном в качестве кружковой работы. В пятидесятых годах в школах страны началось массовое экспериментирование: уроки шахмат ведутся как в средних, так и в начальных классах. И только в восьмидесятых годах произошло коренное изменение в отношении к шахматам: от лозунга "Шахматы в школе" к лозунгу "Шахматы - школе" [1]. Изменение лозунга не простая формальность: от уроков и кружков, нацеленных только на спортивные успехи, школа стала переходить на преподавание шахмат, направленное и на общее развитие личности ребенка, на интеллектуальный рост детей.

В 1987 году защищена первая "шахматная" кандидатская диссертация, где экспериментально доказан развивающий эффект шахмат.

А в начале девяностых годов сформированы три направления школьных шахмат [1, 2]:

- спортивное, по-прежнему сегодня самое представительное в школах: это - шахматные кружки и уроки с последующим отсевом необучаемых учеников, менее одаренных детей;

- специальное (прикладное), когда шахматы используются при обучении других предметов: математике, языку, информатике, экономике, истории, трудового обучения и других [3];

- развивающее, направленное на общее развитие личности и предназначенное для всех без исключения учеников…

… такой традиционный метод обучения шахматам (спортивный) не работает в массовой аудитории, приводит к провалу в обучении шахматам в массовой аудитории (всего класса, например). Причина - отсутствие у большинства обучаемых интереса к шахматам [3]...

…Именно занимательность и доступность сказочной формы обучения несет в себе успех у массовой аудитории: даже самые неподготовленные к обучению в школе первоклассники увлекаются сюжетом сказки, приключениями её героев. И постепенно втягиваются в изучение шахмат…

Подробнее - А.В.Благодарный "Уроки шахмат в 1-м классе общеобразовательной школы" (Ульяновская область)

 

Ульяновск и Ульяновская область на сайте Шахматного всеобуча:

11 июня 2005: На сайте ChessBase статья "Каспаров и дети берут Манхеттен" - http://chessbase.com/newsdetail.asp?newsid=2444. Неразрешимая проблема - всем хочется работать только с одарёнными детьми. А кто будет заниматься с обычными и с отстающими? Вот, в чём суть проблемы. Невероятно трудная, незаметная, но необходимейшая для страны, работа. Медалей не дают. Всё только на энтузиазме. Каждому из таких подвижников региональные федерации и органы образования должны бы ноги целовать, как минимум - обеспечить достойную зарплату. Но так ли это на деле? Назову лишь несколько имён: И.Сабельников (Воронеж), Г.Ковалёва (Пойковский). А.Никитин (Красноярск), Е.Жукавина (Калининград), И.Сокрустов (Обнинск), А.Дончак (Набережные Челны), С.Волков (Черлак), О.Трофимчук (Чукотка), А.Благодарный, М.Козионов, А.Гайнуллин (Ульяновск), С.Питиримов (Кизел), Э.Егоров (Новгород), И.Волкова (Октябрьский), А.Добрынин (Дмитров), В.Волошкин (Белгород), Р.Валеев (Нижнекамск), Ю.Елькин (Барнаул) и многие другие…

8 апреля 2005: Воронеж: Сегодня здесь должно состояться заседание Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования Воронежской области (о ходе выполнения Приказа №624 от 8.10.2004). Россия не забыла, что член данного КС И.А.Сабельников ещё в далёком 1973-м написал не потерявшую актуальность прекрасную статью "Уроки шахмат" ("Шахматы в СССР", №3). Удивляет, что иные шахматные федерации игнорируют Приказ Минобразования РФ №2211, не понимая, что жизнь случайно предоставила им шанс поднять шахматную работу на должный уровень. Самое поразительное, что именно эти регионы последние годы сокрушаются: “Интерес к шахматам катастрофически падает”. Так будем спать или работать? Вместе с тем, отмечу лучших – Татарстан, Хабаровский край, Ульяновская, Воронежская, Свердловская, Белгородская области, Калининград, Пойковский, Сатка, Серпухов, Обнинск, Кизел (Пермская область). Всех не перечесть. Пишите, делитесь опытом, заявляйте о себе. И “прогибайте” прессу.

19 февраля 2005: Наконец-то опубликована (ждали больше года) статья А.В.Благодарного (Ульяновская область) "Уроки шахмат в I классе" (Начальная школа, 2004, №12, с.41-43 - http://www.openworld.ru/school/2004/12-00/journal.pdf). К сожалению, на сайте журнала (http://www.openworld.ru/school) все номера выложены в pdf, причём целиком, а это 2277 КБ в №12 (бывают номера и на 9000 КБ!) плюс наличие программы "Акробат". С другой стороны мы признательны "Начальной школе" за то, что в последние 6-7 лет они выкладывают на своём сайте все материалы! А любой шахматный учитель обязан прорабатывать данный журнал "от корки до корки". Как поётся в старой песне: "Иначе нам удачи не видать". Не зная общих проблем начальной школы, шахматный педагог рискует остаться в коллективе, как подметил А.А.Тимофеев, "белой вороной".

30 ноября 2004: Главное управление образования Ульяновской области выпустило Приказ №837 от 11.10.2004 "О развитии шахматного образования". Текст Приказа (с приложениями) размещён на сайте Ульяновской ШФ.

11 ноября 2004: Главное управление образования Ульяновской области выпустило Приказ №837 от 11.10.2004 "О развитии шахматного образования".

16 октября 2004: В №36 "ШН" помещена прекрасная статья педагога из посёлка Майна Михаила Козионова "А почему так, а не так?" Автор затрагивает многие актуальные проблемы и призывает центральные СМИ внимательнее подходить к той публикуемой ими информации, которая может оказать и оказывает негативное воздействие на школьную администрацию. М.Козионов справедливо отмечает: "Это далеко не безразлично не только мне, но и многочисленным тренерам, учителям, особенно из глубинки, где значительно труднее решать вопросы преподавания шахмат в школе".

9 сентября 2004: Ульяновская область: В материале от 3 сентября я сообщил о Приказе №618 от 01.09.04 "О развитии шахматного образования" в Хабаровском крае (http://chess555.narod.ru/zz_habar.htm). Председатель ШФ Ульяновской области В.А.Парфёнов отмечает: "Мы пошли несколько иным путем: наметили примерный состав Координационного совета, по телефону опросили их предложения, сформировали проектный документ и для начала собрали этот самый Совет 31.08.04. Далее обсудили предложенный проект, существенно его дополнили и сейчас ждем Приказа!" А как в других регионах? Пишите.

29 августа 2004: Основной обмен мнениями на "@П-2004" идёт по консультационным линиям. По шахматной линии (Вопрос-ответ) - http://alledu.ru/interview/863/119 - пока получено 8 писем и на все дан ответ. Открыт шахматный форум http://pedsovet.alledu.ru/web_forum/863/159. Также шахматные проблемы можно обсуждать на веб-странице http://pedsovet.alledu.ru/web_forum/863/79. После Ульяновской области к обсуждению подключились Набережные Челны. Кто следующий?

27 августа 2004: Сегодня 5-й день "@П-2004". Я решил принять активное участие в работе секции "Начальная школа", так как по неизвестной причине остальные предметники в работе секции не участвуют. Уже удалось наладить работу секции, и сейчас там шахматы в начальной школе представлены лучше, чем русский язык, математика и другие обязательные предметы. Просьба всем регионам: зарегистрируйтесь на сайте Августовского педсовета http://pedsovet.alledu.ru и примите посильное участие в обсуждении наболевших вопросов в секции "Начальная школа" - http://pedsovet.alledu.ru/index/863 и http://alledu.ru/interview/863/119. Пока зарегистрировалась и активна только федерация Ульяновской области. Неужели остальные федерации полагают, что все важные вопросы должны решаться сами собой?

13 августа 2004: Ульяновская область: Главное управления образования администрации Ульяновской области проявляет большой интерес к вопросам введения шахмат в школах как регионального компонента. Талантливые педагоги в области есть, ждём решения органов образования.

7 июня 2004: Добавлен материал на веб-страницу "Некоторые приказы Минобразования РФ" (связанные с шахматами). Получил из журнала "Начальная школа" на рецензию блестящую статью учителя шахмат из Ульяновска А.В.Благодарного "Уроки шахмат в 1-м классе общеобразовательной школы". Она представляет собой значительно сокращённый и переработанный вариант материала, опубликованного на нашем сайте. В сопроводительном письме указано, что письмо из Ульяновска получено редакцией 29 сентября 2003 года. Неужели трудно было прислать эту статью на рецензию сразу же??? Такими темпами…

12 января 2004: В ШК им. Т.В.Петросяна состоялся 1-й семинар "Шахматы и образование" (14.30 - 19.00). Вот темы докладов и выступлений: И.Г.Сухин "Вступительное слово", "Пособия по обучению дошкольников и министерский учебно-методический комплект для начальной школы", А.А.Тимофеев "Проблемы Всеобуча", С.В.Барканов "О совместной работе МО и ДЮК РШФ", Е.П.Линовицкий "О работе кафедры "Теории и методики шахмат", В.А.Пожарский (Рязань) "Поддержка ДЮК начинаний комиссии "Шахматы и образование", А.Н.Костьев "Год школьных шахмат", Л.Я.Береславский "Шахматы для детей с трёх лет", Е.Н.Кучумова "О работе с дошкольниками", Д.Н.Стрижевский "О работе с детьми 4-6 лет", В.И.Гончаров (Набережные Челны) "О развитии шахмат в городе Набережные Челны", В.А.Шишкин "О "Шахматной неделе", С.Е.Дерябина (Ижевск) "Учебное пособие по шахматам для детей 1-го года обучения", С.Б.Позин (Екатеринбург) "Обратная связь в работе с младшими школьниками", В.И.Мечитов "Урок шахмат в школе: кое-что о концепции", В.И.Исаев "Опыт школы №1202", Н.И.Башвеева "Нетрадиционные формы проведения шахматных занятий", С.Б.Позин (Екатеринбург) "Оформление шахматного класса", С.Б.Позин (Екатеринбург) "Конкурс: Научился сам – научи товарища", Н.П.Черничкина "О шахматном потенциале, представленном участниками семинара", И.Г.Сухин "Подведение итогов". После получения от коллег электронных версий докладов, они будут выложены на нашем сайте. Семинар показал, что в Москве, Санкт-Петербурге, в регионах есть методисты и ресурсы для изменения ситуации к лучшему. А идеи, идеи у нас есть и всегда будут. Оживление методической жизни в РФ началось. Чтобы ускорить этот процесс, председатель ДЮК Ю.С.Разуваев и члены новой комиссии предлагают создать в каждой из региональных ШФ отделения "Шахматы и образование". Мне неоднократно при обсуждении каких-либо вопросов на Исполкомах РШФ и т.п. приходится слышать кулуарное: "А что лично я буду с этого иметь?" Сейчас трудно судить о дивидендах, которые получат региональные ШФ, активно включившиеся в формирование общеразвивающего, общеобразовательного направления в шахматах. Но когда придёт время поощрять лучших (по самым различным номинациям), прежде всего будут отмечены те, кто заявит о себе раньше (не дожидаясь "звонка из Москвы"). Ведь первыми всегда откликаются не те, кому хочется "урвать кусочек пирога", а те, кто искренне болеет за дело. Уже заявили о себе Набережные Челны, Кемерово, Ульяновск, Казань, Тольятти, Волгоград, Екатеринбург, Ижевск, Пенза, Белгород, Нефтеюганский район, Поволжье, Чукотка, Москва… Будет очень жаль, если сообщения о лучших региональных педагогах придут слишком поздно. Всё в ваших руках. Заявляйте о себе сами, не дожидаясь, пока это сделают работники федераций. Со времени публикации директивных статей в "ШН" (№47 и №49) прошло уже больше месяца – давайте работать. Звоните, пишите, делитесь опытом, проблемами, высказывайте предложения, пожелания, оперативно шлите статьи и заметки в СМИ и на наш методический рупор – сайт "три пятёрки". Предпочтительный вид связи – электронная почта.

25 октября: "Уроки шахмат в 1-м классе общеобразовательной школы" – авторская работа тренера-преподавателя по шахматам средней школы №83 г. Ульяновска А.В.Благодарного, Ульяновск, 1999 г. Это одна из самых объёмных и значительных работ, посвящённых данной тематике, из числа написанных педагогами-практиками. Браво, Ульяновск и Шахматная федерация Ульяновской области – http://simbirskchess.al.ru!

19 октября 2003: "Шахматы и школа" – статья старшего методиста – инструктора СДЮШОР по шахматам И.Р.Андреевой (Кемерово). Адрес шахматного сайта Кемеровского Государственного Университета – http://www.kemsu.ru/chess. Содержательная статья Инги Римовны подтверждает, что в данном регионе России интерес к проблеме "Шахматы – школе" есть, и интерес серьёзный. А у Вас в области, городе, районе, школе? Пишите… Уже появились первые отклики. Председатель Шахматной федерации Ульяновской области В.А.Парфёнов так написал в гостевой книге сайта федерации: "Познавательно! О созвучно! Идём примерно этим же путём!"

5 октября 2003: Ульяновск: "У нас появился пятилетний чемпион!" "Вот и закончился второй раунд по определению сильнейших шахматистов области по возрастным группам. Напомним в первом раунде выяснили отношения 18-летние юноши (в Димитровграде). И вот вчера завершили свои состязания шахматисты в возрастах до 8 лет, до 10 лет и до 12 лет. Честно говоря, с некоторой настороженностью вводили новый для нас возраст - до 8 лет. Однако первый блин на наш взгляд комом не оказался - приняло участие 7 шахматистов (девочек, к сожалению, не было). И борьба у них получилась серьезной! Однако сильнее всех оказался ПЯТИЛЕТНИЙ Владислав Морозов из Барыша - тренер Геннадий Тимофеевич Сазонов. Он победил всех своих одногруппников (нельзя говорить "сверстников" - остальные ребята были старше его на 1 - 2 года - для этого возраста очень большой разрыв!). Можно уже сейчас говорить о том, что он пойдет высоко (если не охладеет к игре!) - играет быстро и уверенно, рукопожатие твердое (стало быть характер есть!), не стесняется взрослых и уже мечтает о звании чемпиона мира (!). Как говорится, не умеет ни читать, ни писать, а играет в шахматы!" В.А.Парфёнов.

22 сентября 2003: На нашу письменную просьбу – включить в повестку дня вопрос о министерском курсе "Шахматы – школе" – в РШФ пока ответили отрицательно (так было и перед первым заседанием Исполкома РШФ 27-06-2003). Опять возникает резонный вопрос: "Почему РШФ не интересует информация о БОЛЬШОЙ работе, проведённой в Министерстве образования РФ?" Кто на него ответит? Поистине нельзя не согласиться со статьёй "Шахматной недели" (2003, №35, с.7. А.Тимофеев "Легко ли быть учителем шахмат?"), в которой автор публикации пишет о курсе "Шахматы – школе": "Удивительно, что организаторы детских шахмат об этом не знают или не хотят знать". Мы уже получили множество откликов из регионов и убедились, что "на местах" хотят знать, но нет информации (и проведённый нами двухдневный семинар в Ульяновске 30-31.08.2003 лишний раз это подтвердил). А информация вот уже 10 лет (!) застревает между РАО, Министерством образования и РШФ. Вот уже 10 лет, как учителя шахмат можно не скрывать под маской "педагога дополнительного образования", но и об этом не знают. Мы попытались проявить добрую волю, но… Чтобы не быть голословными, приводим указанное письмо в РШФ.

2 сентября 2003: Очень интересной оказалась поездка в Ульяновск 29.08-31.08. Оперативные материалы в гостевой книге Ульяновской областной шахматной федерации http://simbirskchess.al.ru/php/guestbook/guestb.phtml?id=3171, а также странице http://simbirskchess.al.ru/mynews/0309011.htm (адреса ссылки изменены).

 

Другие важные материалы:

Проблемные курсы переподготовки педагогов в Ульяновске (30.08-31.08.2003) - http://simbirskchess.al.ru/news2003/0309011.htm (адрес ссылки изменён).

 

Некоторые важнейшие материалы сайта

Приказ Минобразования РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации и ход его выполнения"

"Перечень школьных шахматных программ, учебников и пособий, рекомендованных к использованию в учебном процессе различными структурами системы образования РФ"

"Юридические аспекты Шахматного всеобуча в вопросах и ответах"

"Шахматные" Приказы Министерства образования РФ

Приказ Министерства образования РФ №325 от 30.07.93 "О дополнении к приказу Минобразования России от 02.07.93 №271"

Информационное письмо Министерства образования Российской Федерации №577/11 от 10.06.94 "О преподавании в начальной школе"

Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 28 апреля 1997 года №461/14-10 "О новых программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы"

Хабаровский край: Приказ №618 от 01.09.04 "О развитии шахматного образования"

Приказ № 624 от 8.10.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования Воронежской области"

Постановление №1844 от 13.09.2004 2004 г. "О развитии шахматного спорта в г. Набережные Челны на период 2004-2007гг."

Министерство образования РФ обнародовало очередной "Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год" (http://www.textbook.ru/files/FP_1_teach.html). Учебно-методические комплекты "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" и "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" имеют №№ 169, 170 (в приложении №8). Данный перечень включён в министерский Приказ №111 от 15.01.2004 "Об утверждении федеральных перечней учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год" (http://sputnik.mto.ru/Docs_05/Prikaz.doc). В письме Министерства образования регионам "В органы управления образованием субъектов РФ" от 22.01.2004 № 03-51-7ин/14-03 отмечено: "Приказ Минобразования России от 15.01.2004 № 111 является основанием для приобретения учебных изданий на средства региональных и муниципальных бюджетов".

"Шахматы в школах" - из Голландии получено письмо о планируемом там в 2005 году Конгрессе. Предлагаем вашему вниманию текст письма и его перевод на русский язык, выполненный Еленой Сухиной.

Шахматный курс в начальной школе: история становления

"Перечень школьных шахматных программ, учебников и пособий, рекомендованных к использованию в учебном процессе различными структурами системы образования РФ"

"Эксперимент в Самаре"

А.В.Благодарный "Уроки шахмат в 1-м классе общеобразовательной школы" (Ульяновская область)

Г.В.Ковалёва "Шахматы в Нефтеюганском районе"

В.М.Моисеев "Из опыта ведения уроков шахмат в школах города Новочебоксарска"

И.Р.Андреева "Шахматы и школа" (Кемерово)

А.А.Якименко "Шахматы в школах Новороссийска"

Р.Г.Валеев "Эксперимент в Нижнекамске"

О.В.Трофимчук "Шахматы на Чукотке: Письмо и анализ работы клуба "Белая Ладья".

В.И.Волошкин "Шахматный всеобуч в Белгороде".

"Шахматы в Нижнетыхтемской общеобразовательной школе" - Башкортостан.

С.Я.Волков "Шахматы - школе" (п. Черлак Омской области)

 

 

 

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/zz_ulianovsk2.htm

© 2005-2006 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz