Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ
№577/11 от 10.06.94
(фрагменты)
О преподавании в начальной школе
Впервые в истории начального образования России преобразования происходят на уровне смены целеполагания. Предусматривается кардинальное изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. Данная переориентация не должна нести в себе разрушительный заряд для массовой начальной школы.
Поэтому развитие начальной школы необходимо рассматривать в следующих направлениях:
В процессе перестройки начальной школы, таким образом, должно произойти обогащение имеющегося стабильного образовательного поля необходимой развивающей средой, обеспечивающей безболезненную переориентацию приоритетов в целях начального образования.
I
. Параллельные системы развивающего образованияРазвивающее обучение - это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития личности младшего школьника...
Это реализуется в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, принципиально отличной от традиционной системы обучения по целям, содержанию, методам обучения и организации учебного процесса (Томская область, Краснодарский край, Москва)…
Второй, параллельной ныне действующей, является дидактическая система Л.В.Занкова, направленная на общее развитие младших школьников…
II
. Обновление содержания действующей системы начального образованияОгромная по сложности задача построения системы образования выдвигает, на наш взгляд, особые требования к построению, прежде всего, самого фундамента образования - его начального звена, от качества которого в значительной степени может зависеть содержание обучения на всех последующих этапах.
Решение задачи преемственности образования - это один вопрос.
Другим нерешённым вопросом является проблема возможности построения различных "предметов" в едином психологическом и смысловом ключе. Таким ключом в начальном образовании, на наш взгляд, является введение ребёнка в культуру, которое позволило бы формировать у детей с младших классов целостную картину мира, чувство взаимосвязи и взаимозависимости явлению природы и человека. Общей задачей при этом может стать развитие у ребёнка навыков исследователя, самостоятельного творческого мышления, устойчивой нравственной позиции…
Образовательная область знаний "Математика"
…В 1993/94 учебном году учителям начальной школы был предложен ряд новых курсов по математике…
Образовательная область естественных и общественных дисциплин
Успех в решении проблем экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения - начальной школы, где закладываются основы личности ребёнка…
Факультативы
В настоящее время создан новый факультативный курс "Шахматы - детям"
(авт. И.Г.Сухин). Курс представляет собой целый мир логики и эмоций для младшего школьника. Шахматы - это не только игра, но и эффективное средство умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий ребёнка - способности действовать в уме. Шахматы способствуют воспитанию сосредоточенности, усидчивости, внимания, вдумчивости, целеустремлённости, развивается наглядно-образное мышление, способствуют зарождению логического мышления.Введение детей в мир символики осуществляется в специальном факультативном курсе "Путешествие в страну "Символика"…
Как продолжение курса природоведения (3 кл.) разработан факультативный курс "Экология для младших школьников"…
В реальном учебном процессе (классном и внеклассном, во вторую половину дня) по программе факультативного курса "Введение в народоведение" (авт. М.Ю.Новицкая) складывается естественная межпредметная интеграция...
Астрономический факультатив "Твоя Вселенная" (авт. Е.П.Левитан) позволяет осознать младшим школьникам своё место в окружающем мире…
Обучение грамоте
Обучение грамоте рассматривается как первая ступень изучения единого курса родного языка…
Требования к читательским умениям и навыкам выпускника
Обязательный базовый уровень математической подготовки выпускников начальной школы
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Примечание: Данное письмо опубликовано, в частности, в сборнике "Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов 1994-1995" /Сост. М.Р.Леонтьева, Н.Н.Гара, А.М.Водянский. - М.: Новая школа, 1994 на с. 118-135 также под названием "О преподавании в начальной школе". Отрывок, посвящённый шахматам, - из раздела "Факультативы" (с.129). Существенно, что о шахматном курсе говорится вначале, и лишь затем о курсах "Путешествие в страну Символика", "Экология для младших школьников", "Введение в народоведение" и "Твоя Вселенная". Шахматный курс назван "Шахматы - детям" - так он назывался в задании на разработку. Чуть позднее название курса стало "Шахматы - школе".
Приказ Министерства образования РФ №325 от 30.07.93 "О дополнении к приказу Минобразования России от 02.07.93 №271" Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации "Об авторских программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы", 1995 год Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 28 апреля 1997 года №461/14-10 "О новых программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы". Приказ Минобразования РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации и ход его выполнения" "Шахматные" Приказы Министерства образования РФ Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе" Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе" Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе" Шахматный курс в начальной школе: история становления Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны” Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу” Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем” Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/prikaz5.htm
2005-2013 Сухин И.Г.