Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ

№577/11 от 10.06.94

(фрагменты)

О преподавании в начальной школе

Впервые в истории начального образования России преобразования происходят на уровне смены целеполагания. Предусматривается кардинальное изменение приоритетов целей обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. Данная переориентация не должна нести в себе разрушительный заряд для массовой начальной школы.

Поэтому развитие начальной школы необходимо рассматривать в следующих направлениях:

В процессе перестройки начальной школы, таким образом, должно произойти обогащение имеющегося стабильного образовательного поля необходимой развивающей средой, обеспечивающей безболезненную переориентацию приоритетов в целях начального образования.

I. Параллельные системы развивающего образования

Развивающее обучение - это обучение, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на закономерности развития личности младшего школьника...

Это реализуется в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, принципиально отличной от традиционной системы обучения по целям, содержанию, методам обучения и организации учебного процесса (Томская область, Краснодарский край, Москва)…

Второй, параллельной ныне действующей, является дидактическая система Л.В.Занкова, направленная на общее развитие младших школьников…

II. Обновление содержания действующей системы начального образования

Огромная по сложности задача построения системы образования выдвигает, на наш взгляд, особые требования к построению, прежде всего, самого фундамента образования - его начального звена, от качества которого в значительной степени может зависеть содержание обучения на всех последующих этапах.

Решение задачи преемственности образования - это один вопрос.

Другим нерешённым вопросом является проблема возможности построения различных "предметов" в едином психологическом и смысловом ключе. Таким ключом в начальном образовании, на наш взгляд, является введение ребёнка в культуру, которое позволило бы формировать у детей с младших классов целостную картину мира, чувство взаимосвязи и взаимозависимости явлению природы и человека. Общей задачей при этом может стать развитие у ребёнка навыков исследователя, самостоятельного творческого мышления, устойчивой нравственной позиции…

Образовательная область знаний "Математика"

…В 1993/94 учебном году учителям начальной школы был предложен ряд новых курсов по математике…

Образовательная область естественных и общественных дисциплин

Успех в решении проблем экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения - начальной школы, где закладываются основы личности ребёнка…

Факультативы

В настоящее время создан новый факультативный курс "Шахматы - детям" (авт. И.Г.Сухин). Курс представляет собой целый мир логики и эмоций для младшего школьника. Шахматы - это не только игра, но и эффективное средство умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий ребёнка - способности действовать в уме. Шахматы способствуют воспитанию сосредоточенности, усидчивости, внимания, вдумчивости, целеустремлённости, развивается наглядно-образное мышление, способствуют зарождению логического мышления.

Введение детей в мир символики осуществляется в специальном факультативном курсе "Путешествие в страну "Символика"…

Как продолжение курса природоведения (3 кл.) разработан факультативный курс "Экология для младших школьников"…

В реальном учебном процессе (классном и внеклассном, во вторую половину дня) по программе факультативного курса "Введение в народоведение" (авт. М.Ю.Новицкая) складывается естественная межпредметная интеграция...

Астрономический факультатив "Твоя Вселенная" (авт. Е.П.Левитан) позволяет осознать младшим школьникам своё место в окружающем мире…

Обучение грамоте

Обучение грамоте рассматривается как первая ступень изучения единого курса родного языка…

Требования к читательским умениям и навыкам выпускника

Обязательный базовый уровень математической подготовки выпускников начальной школы

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ

ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Примечание: Данное письмо опубликовано, в частности, в сборнике "Общее среднее образование России: Сборник нормативных документов 1994-1995" /Сост. М.Р.Леонтьева, Н.Н.Гара, А.М.Водянский. - М.: Новая школа, 1994 на с. 118-135 также под названием "О преподавании в начальной школе". Отрывок, посвящённый шахматам, - из раздела "Факультативы" (с.129). Существенно, что о шахматном курсе говорится вначале, и лишь затем о курсах "Путешествие в страну Символика", "Экология для младших школьников", "Введение в народоведение" и "Твоя Вселенная". Шахматный курс назван "Шахматы - детям" - так он назывался в задании на разработку. Чуть позднее название курса стало "Шахматы - школе".

 

Приказ Министерства образования РФ №325 от 30.07.93 "О дополнении к приказу Минобразования России от 02.07.93 №271"

Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации "Об авторских программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы", 1995 год

Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 28 апреля 1997 года №461/14-10 "О новых программах, параллельных курсах и учебно-методических комплектах для начальной школы".

Приказ Минобразования РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации и ход его выполнения"

"Шахматные" Приказы Министерства образования РФ

Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

Шахматный курс в начальной школе: история становления

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/prikaz5.htm

2005-2013 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz