Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
Р.Г.Валеев "Всеобуч в Нижнекамске"
"Шахматная неделя" №17, 2004, с.12, Интернет-вариант
Благодарим редакцию "Шахматной недели" за интересные и злободневные материалы, посвящённые различным аспектам преподавания шахмат в общеобразовательных школах. Ваши материалы помогают нам строить учебный процесс, но, думается, и у нас накоплен некоторый опыт, который будет небезынтересен коллегам из других регионов.
Я окончил Казанский педагогический институт, факультет физического воспитания и спорта. Если раньше шахматы были для меня хобби, то теперь - призвание. В 2002-2003 учебном году директор школы №27 (Центр дополнительного образования при школе) Лидия Васильевна Ярцева разрешила мне поэкспериментировать, и я стал проводить уроки шахмат во 2 "Б" классе. Результаты обнадёжили: у школьников улучшилась дисциплина, успеваемость, а один из учеников (1994 года рождения) стал серебряным призёром первенства г. Нижнекамска по шахматам среди мальчиков.
После окончания первого учебного года я составил план введения шахматного всеобуча во всех школах Нижнекамска. Моё предложение было принято начальником Городского управления образования (ГУО) Рависом Музагитовичем Шакировым, а затем одобрено Министром образования Республики Татарстан. Курировать шахматный всеобуч поручено методисту ГУО Николаю Михайловичу Телепенину.
В результате с 1 сентября 2003 года во всех 33-х школах Нижнекамска во вторых классах 2 урока в неделю отданы шахматам. Эксперимент проводится при содействии и активной помощи ГУО. За этот период нам удалось наладить в одной из школ выпуск демонстрационных досок. В школах начали приобретать шахматы. Основной вопрос - кадровый, для обучения детей мы привлекаем тренеров шахматного отделения ДЮСШ-4, а также учителей, умеющих играть в шахматы, а они есть, так как шахматы уже третий год входят в Спартакиаду ГУО.
Эксперимент набирает силу, и нам необходимо знать всё то ценное, что наработано в других регионах. Поэтому администрация города направила нас с Н.М.Телепениным в г. Элисту, где, благодаря Президенту Калмыкии К.Н.Илюмжинову, многое делается во имя шахмат. В Элисте мы побывали и в школах и в детских садах, посмотрели открытые уроки, получили методический материал и программу, которая составлена на основе министерской программы И.Г.Сухина. В Калмыкии нас покорили радушие и гостеприимность хозяев, которые встретили нас на республиканском уровне, как самых дорогих гостей! Такое не забывается. Шахматы там - обязательный школьный атрибут, в каждой школе есть хорошо оформленный шахматный кабинет. Забота о шахматах чувствуется в Калмыкии повсюду.
Первый год всеобуча в Нижнекамске дал богатую пищу для размышлений: много идей, много проблем, которые мы постепенно решаем. Так мы планируем вводить шахматный факультатив на последнем курсе в педучилище. Во время каникул мы стали организовывать семинары для учителей первого и второго классов по основам шахматной игры, и уже провели три семинара. На последнем из них (во время весенних каникул) мои воспитанники дали сеанс одновременной игры учителям начальных классов. Ученики учат учителей - замечательный пример обратной связи.
Также рассчитываем наладить шахматную работу в пришкольных лагерях. Позитивный опыт уже есть: в летнем оздоровительном лагере "Алмаш" проводятся две восемнадцатидневные шахматные смены, для которых разработана специальная программа. Недавно узнали об учебниках и пособиях для начальной школы "Шахматы, первый год" и "Шахматы, второй год", выпускаемых обнинским издательством "Духовное возрождение", собираемся приобретать.
В настоящее время в стадии проработки 2 вопроса.
1. Как оценить уровень обучения игре в шахматы (вторые классы) в конце учебного года? Тестирование?
2. Мы считаем, что в конце учебного года необходимо по линии ГУО проводить шахматные соревнования между школами среди вторых классов. Но по какой системе их лучше проводить?
Впереди непочатый край работы!
Р.Г.Валеев, учитель шахмат ЦДО и школы №27 г. Нижнекамска, кандидат в мастера по шахматам.
Комментарий И.Г.Сухина: работу Рафиса Галиахметовича и его коллег иначе как на "пятёрку" не оценишь! Инициатива, инициатива и ещё раз инициатива! Материал казалось бы небольшой, но очень информативный. В нём есть почти все составляющие, которые интересуют комиссию "Шахматы и образование": охват, программа, направления деятельности, проведение семинаров, обмен опытом, пути решения проблем, методические пособия, координация работы с ГУО. Особенно радует последняя фраза: "Впереди непочатый край работы!" Так держать! И на заре XXI века некие оппоненты
ещё выражают сомнение в общеобразовательном значении шахмат. Р.Г.Валеев, как и многие другие новаторы, подтверждает - повышается дисциплина, успеваемость и т.п. Чтобы охватить всеобучем как можно больше школ, необходимо привлечь к обучению шахматным основам учителей начальных классов. В Нижнекамске нашли одну из форм решения данной задачи - включили шахматы в Спартакиаду ГУО! В результате педагоги и сами научились играть в шахматы (нужно же поддержать честь коллектива!), а затем и учеников начинают учить. Это очень перспективный путь. Меня заинтересовала также информация о программе из Элисты, ведь до сих пор из этого региона мне не поступало писем. Приятно, что в Элисте за основу взяли мою программу, но хотелось бы её увидеть.
Примечание: Выше Вы познакомились с первоначальным вариантом статьи Р.Валеева. При подготовке её к печати, она была редакцией слегка сокращена. Не вошло в статью 5 предложений, которые у нас помечены курсивом: часть абзаца о Калмыкии (4 предложения) и предложение об учебниках, выпускаемых обнинским издательством "Духовное возрождение". А вот наш комментарий вошёл в статью целиком.
Программа "Шахматы, первый год"
Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"
Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин "От сказки к шахматам"
Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"
Программа "Шахматы, второй год"
Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"
Пособие для учителя "Шахматы, второй год, или Учусь и учу"
Программа "Шахматы, третий год"
"Шахматные" приказы Министерства образования РФ
О пользе шахмат: Экспериментальные результаты
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/st7-val.htm
© 2004 Валеев Р.Г.