Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
С.Я.Волков “Шахматы - школе”
Шахматы – детям, шахматы – школе – идеи внедрения древней игры в качестве учебного предмета все настойчивее воплощаются в жизнь.
И уже нет споров о том, что если каждый ребенок научится играть в шахматы еще в младшем школьном возрасте, это очень пригодится в жизни.
Выдающегося советского педагога В.А.Сухомлинского по праву считают одним из основоположников шахматного всеобуча в нашей стране. Он писал: “Шахматы – превосходная школа последовательного мышления… Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы”.
А вот, что говорят о проблеме школьных шахмат наши выдающиеся шахматисты: Анатолий Карпов: “Моя суперидея состоит в том, чтобы вернуть шахматы былую популярность, причем добиться введения шахмат в школьную программу… Если мечта осуществится, и в каждой школе шахматы станут обязательным предметом, это будет не меньшим завоеванием, чем шахматная корона”.
Гарри Каспаров: “В школьном образовании шахматы могут сыграть важную роль как бы в улучшении качества выдаваемой продукции” (Здесь можно говорить о качестве личности школьника на разных этапах его учебы в школе).
С 1 сентября 1999 г. в районном центре Черлак работает учебное заведение нового типа – гимназия (директор - заслуженный учитель школы РФ Галина Степановна Грекова). И вот уже шестой год в гимназии преподаются шахматы, правда, пока в качестве факультатива. Шахматный всеобуч внедрен в начальных классах. Занятия проводятся в студиях один раз в неделю.
В 2004-2005 учебном году в шахматных студиях занимаются 27 учащихся 2 класса (делятся на две группы), 24 учащихся 3 класса (делятся на две группы), 28 учащихся 4 класса. Все предыдущие годы мы начинали обучение шахматам с первого класса. Но ныне в связи переходом первоклассников на пятидневку, пришлось, к глубокому моему сожалению, год пропускать. Занятия ведутся по программам курса “Шахматы – школе”, разработанным И.Г.Сухиным. Использовал также материалы мини-сайта А.А.Тимофеева “Шахматы-детям” на сайте Kasparov-chess.ru (пока он существовал) и др.
Учащиеся 5-6 классов – всего 24 ученика посещают шахматную студию по выбору. Занятия для них проводятся 3 раза в неделю. В этом учебном году гимназия сделала набор в 5 класс. Пришли новички из трех других школ поселка. Приходится вместе заниматься и тем, кто только познает азы шахматной игры и тем, что обучается ей уже четвертый год, 20 наиболее перспективных юных шахматистов посещают шахматный клуб (кружок) “Белая ладья”. Замечаю, что в гимназии всего обучается 270 учащихся.
По итогам учебного года лучшие в учебе становятся лауреатами конкурса “Овация” в номинации “Шахматы”. В игровую же практику вношу любимый детьми соревновательный элемент: провожу турниры на первенство группы, класса, соревнования для выполнения норм спортивных разрядов. Все это находит оперативное отражение в фото-стендах, листовках. Занятия шахматами стали хорошим помощником в учебе. Надо в должной мере оценить и то важнейшее обстоятельство, что шахматные уроки помогают не отставать в развитии слабым школьникам, что, как отмечает И.Г.Сухин в журнале “Начальная школа” (1994, №9), они открывают дорогу для творчества детям-инвалидам, ребятам с различными функциональными отклонениями, детям некоммуникативного типа.
Я сторонник того, чтобы шахматы в школе использовались не ради обучения шахматам, а для развития личности ребенка и особенно для развития его мышления. Главное – развивать у детей их личностный потенциал.
Регулярные занятия шахматами стали основой роста спортивного мастерства гимназистов. Команды гимназии выиграли в районе все соревнования среди школьников, часто побеждают и в турнирах взрослых. Своеобразным спортивным феноменом стала команда девушек – Лена и Вика Масольд, Настя Дубич, Ира Белоусова, Саша Стародубова – в пух и прах громившая команды других школ, где большинство составляли юноши. За четыре года, как шахматы включены в областные спартакиады школьников, команда Черлака трижды праздновала на них победу и один раз была второй. И в личном зачете чемпионами области становилась Лена и Вика Масольд, установившие своеобразные шахматные рекорды, которые нельзя побить, - 9 побед в 9 встречах, Андрей Новиков. В двух последних областных турнирах “Белая ладья” отличная игра шахматистов гимназии вывела команду района на первое место. Вместе с ее первым номером Андреем Новиковым отличились Илья Темников, Станислав Козлов, Евгения Еремина.
Наивысшего спортивного успеха добилась Вика Масольд, ставшая в 2002 г. чемпионкой России среди сельских школьниц.
Шахматный всеобуч помог скомплектовать команду из 64 игроков. Гимназия сыграла на 64 досках против сборной команды трех других школ Черлака и уверенно победила 85:43. Большую помощь в проведении этого грандиозного матча, который дети назвали матчем века, оказал заведующий отделом образования муниципального образования заслуженный учитель школы РФ Александр Викторович Лейс. Это был замечательный праздник детского спорта, значительно увеличивший число поклонников древней и мудрой игры. В связи с тем, что 2005 год в мире отмечается как год школьных шахмат, мы готовы сыграть на 100 досках!
На занятиях много внимания уделяется воспитательному значению шахмат. Учебный год начинается с исторического урока о шахматах, их развитии в районе, в гимназии. Разработан цикл бесед “Шахматы в жизни выдающихся людей” Во вторую неделю февраля, когда отмечается День памяти А.С.Пушкина, в каждой группе проводится пушкинский урок, который строится на основе подготовленного мною очерка “Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься”.
У каждого учебного года свои особенности. В связи со 150-летием со дня рождения основоположника русской шахматной школы М.И.Чигорина в течение месяца шли чигоринские уроки. Гимназисты учились на его партиях, узнали о причастности Чигорина к проведению в 1893-1894 годах матча по телеграфу между шахматистами Омска и Верного (ныне Алма-Ата), познакомились с газетными и журнальными публикациями того времени, с результатами архивных поисков по истории первого шахматного кружка в Омске. Первые уроки нынешнего учебного года были посвящены выдающемуся шахматисту Тиграну Петросяну, чье 75-летие со дня рождения отмечал шахматный мир.
На уроках использую видеофильмы о сильнейших шахматистах, специальную и художественную литературу и много других дополнительных материалов. Мне довелось быть на встречах с чемпионами мира Михаилом Ботвинником, Тиграном Петросяном, Борисом Спасским, сфотографировался с ними, получить за победу в соревнованиях книги с автографами Михаила Таля и Гарри Каспарова, сыграть по переписке с шахматистами 23 стран. Все это вызывает у детей повышенный интерес. Познакомились гимназисты с оригинальным творчеством художницы из Казани Г.И.Сатониной, чьи рисунки на шахматные темы известны во всем мире.
Проверкой знаний учащихся, своеобразной предметной олимпиадой стала шахматная викторина, в которой победили Илья Темников и Саша Стародубова. Группа кружковцев отмечена в областной шахматной газете за активное участие в конкурсе “Шахматист тысячелетия”.
Осуществлять всеобщее шахматное образование в нынешних условиях сложено. Бедна материальная база. Абсолютно нет учебников. Во многих семьях нет комплектов шахмат, ими, как и шахматной литературы, в районе не торгуют.
В связи компьютеризацией школ на очередь встает вопрос использования шахматного компьютера для обучения детей. Чувствую, что необходимо более тесное взаимодействие учителя шахмат и школьного психолога.
В четвертом классе, чтобы изучить мнение детей об уроке шахмат, и о шахматах как учебном предмете, я предложил гимназистам написать домашние сочинение “Играем в шахматы”.
Вот, что пишут дети:
Оля Смолина: “Урок шахмат мне очень нравится, он очень занимательный. Я многое узнаю. Я довольна, что у нас есть этот урок, и я ему буду всю жизнь благодарна. Ведь урок шахмат учит не только играть, но и развивает интеллект”.
Денис Тимофеев: “Шахматы – это очень познавательная игра, они развивают внимание, способность мыслить и рассуждать, помогают быть умнее. Я стал чемпионом класса и хочу играть в районных соревнованиях. Я буду играть в шахматы каждый день”.
Лена Лашкина: “Я перешла в гимназию из другой школы. Здесь много разных интересных предметов, но большего всего мне понравились шахматы”.
В стихотворной форме написали сочинения несколько учащихся:
Лена Войтович:
“Увидев шахматы впервые
В игру влюбилась я в момент”.
Таня Шелковская:
“Шахматы – любимая игра.
Шахматы люблю везде и всегда!
Шахматы я обожаю,
Шахматы я уважаю!”
Сергей Яковлевич Волков, педагог дополнительного образования высшей категории МОУ “Черлакская гимназия”, судья республиканской категории.
Приложения: из переписки с Г.С.Макшеевым и С.Я.Волковым
Редактору газеты “Шахматное время” Г.С.Макшееву
Уважаемый Геннадий Степанович! Благодаря С.Я.Волкову я узнал о существовании газеты "Шахматное время". Мне очень понравился номер от 29.9.2003 (Шахматы - школе). Таких бы статей побольше! Были ли у Вас ещё подобные статьи? Можете ли Вы мне их переслать мейлом, чтобы о Вашем издании узнала вся страна? Мне С.Я.Волков написал замечательное письмо (по обычной почте) ещё в сентябре 2004-го, а я к своему стыду пока ему не ответил. Нет ли у него мейла? Или я через Вас ему напишу, если это реально. Ваш мейл я обнаружил случайно, чему несказанно рад. С уважением, И.Г.Сухин.
И.Г.Сухин - С.Я.Волкову
Здравствуйте, уважаемый Сергей Яковлевич! Наконец-то от Макшеева узнал ваш мейл!!! Сразу после получения от Вас письма я на методическом сайте http://chess555.narod.ru дал такую информацию: 2 ноября 2004: Омская область: Получено письмо от С.Я.Волкова из р.п. Черлак. Педагог отмечает: "Замечательно, что в последнее время возрос интерес к шахматам в школе. Но, к глубокому сожалению, на местах нет никакой реакции. Не знаю, прочитан ли приказ №2211 в Омском областном Министерстве образования?.." Все присланные Вами материалы крайне интересны. К своему стыду я пока не ответил Вам обычной почтой. Вы спрашивали о №47 и №49. Если у Вас их нет, то я куплю и вышлю (в редакции ещё остались старые номера). Если у Вас есть выход в Интернет, то общаться нам будет гораздо проще, - я со всеми общаюсь только мейлами (телефон и обычную почту редко использую). Сами статьи №47 и №49 выложены у меня на сайте - http://chess555.narod.ru/cw1.htm и http://chess555.narod.ru/cw2.htm. Да и многие другие статьи там есть. Теперь о позициях 169, 170 в министерском перечне. Об этом я написал на странице http://chess555.narod.ru/prikaz.htm. Если вкратце, то в 2004 году Министерство образования РФ обнародовало и очередной "Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год". Учебно-методические комплекты "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" и "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" имеют №№ 169, 170. Данный перечень включён в министерский Приказ №111 от 15.01.2004 "Об утверждении федеральных перечней учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год" (http://sputnik.mto.ru/Docs_05/Prikaz.doc или http://www.edu.ru/db-mo/mo/data/d_04/111.html или http://nsc.1september.ru/2004/13/4.htm). К данному приказу восемь приложений-перечней. Шахматы, как и другие "обязательные предметы по выбору", попали в "п. 1.8. Федеральный перечень методических изданий для учителей общеобразовательных учреждений на 2004/2005 учебный год (приложение №8)". В письме Министерства образования регионам "В органы управления образованием субъектов РФ" от 22.01.2004 № 03-51-7ин/14-03 (или http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/book/887/) отмечено: "Приказ Минобразования России от 15.01.2004 № 111 является основанием для приобретения учебных изданий на средства региональных и муниципальных бюджетов". Также в документе говорится: "Информация о потребности в учебной литературе и сводном заказе на нее направляется до 15.03.2004 в печатном виде за подписью руководителя органа управления образованием субъекта Российской Федерации и в электронном виде (формат Excel для Windows 95 версия 7.0) в Департамент общего и дошкольного образования по адресу: (Чистопрудный бульвар, 6/19, Москва, 101990), а также электронной почтой в Головной информационно-аналитический центр учебного книгоиздания Минобразования России: zakaz@mto.ru". Важный раздел посвящён ответственности ОУ за выбранные учебники: "В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 25.06.2002 № 71-ФЗ (ст.32, п.2, пп.23) "образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе". Таким образом, в образовательном процессе образовательных учреждений могут быть использованы только учебные издания, имеющие гриф Минобразования России или органа управления образованием субъекта Российской Федерации". Как видите, к приказу 8 приложений, и позиции №№ 169, 170 - в приложении 8. Мне очень понравился номер от 29.9.2003 (Шахматы - школе). Таких бы статей побольше! Были ли у Вас ещё подобные статьи? Хорошо бы если в электронном виде! Вся Ваша статья "Шахматы - школе" от 29.9.2003 замечательна! Особенно меня потрясла Ваша фраза: "За многие годы я нигде не встречал, чтобы в Омской области или в Сибири обобщался и пропагандировался опыт преподавания шахмат в школе". Насчёт Сибири Вы не совсем правы, а Никитин в Красноярске? Есть асы и в других местах Сибири. Очень хочется, чтобы моё письмо дошло до Вас, и очень рассчитываю, что я получил точный Ваш мейл. С безграничным уважением, И.Г.Сухин 22-01-2005.
С.Я.Волков - И.Г.Сухину
Здравствуйте, уважаемый Игорь Георгиевич! Получил Ваше письмо от 22 января 2005 г. Большое спасибо! С прошлого года я получаю “Шахматную неделю” и Ваши статьи очень помогли мне в работе. Надеюсь, что газета встанет на ноги. А тут еще приятный сюрприз: директор принесла Вашу статью в “Учительской газете”. Свою статью “Шахматы - школе” я несколько расширил и зав.РОНО отвез ее в газету Омского Министерства просвещения. Она же выходит нерегулярно, 4-6 номеров в год и в большинстве школ ее не видят. Обещали напечатать. Посылаю копию Вам. Есть желание написать в журнал “Сельская школа”, но удастся ли пробиться? Вот небольшое выступление по больной теме в “Шахматном времени”: “Несколько слов о прошедшем в Омске в ноябре турнире “Белая ладья” 30 декабря 2003 года в детском спорте произошло знаменательное событие. Министр образования РФ направил руководителям органов управления образованием и органов по молодежной политике субъектов РФ письмо “О проведении всероссийских соревнований среди детей по футболу и шахматам”. Второе рождение получили популярнейшие соревнования “Кожаный мяч” и “Белая ладья”. Но в нашей области это письмо уподобилось гоголевской пропавшей грамоте. Организаторы нынешних соревнований даже не ведали о нем. Турнир собирался наспех. Пришел факс с положением и надо сразу посылать заявку на участие. Ни о каких внутришкольных и районных соревнованиях уже речи не могло быть. И главное. “Белая ладья” зарождалась как турнир пионерских дружин. Сейчас в ней соревнуются команды школ – четыре мальчика и две девочки. У нас же почему-то сборные районов по четыре человека. Не поэтому ли Омск не участвовал в сибирском турнире?! Словом, вся рота в ногу, а один нет. Не знаю, когда и на каких условиях будет действовать министерское письмо, но твердо уверен, детям нужны массовые соревнования и, прежде всего, в школах, дворах, районах”. До развала страны я следил за многими журналами, газетами, получал книги, которые хотел иметь. Сейчас же поле информации с мест очень и очень сократилось. Бесспорно, опыт преподавания шахмат где-то и есть. Но как до него добраться? У больших городов большие возможности. А как нам в небольших сельских районах. Все на голом энтузиазме. И вот почти как анекдот. В прошлом году позвонил мне из Новосибирска бывший мой юный чемпион, а ныне ученый. Оказывается его одноклассник, работающий учителем в одной из школ Черлака, попросил его разработать программу для преподавания шахмат, упомянув при этом, что я сейчас работаю в школе. Пришлось объяснить, что не надо изобретать велосипед, а надо зайти к директору или завучу и найти готовую уже программу. С глубоким уважением С.Я.Волков, 1 февраля 2005 г.
И.Г.Сухин - С.Я.Волкову (выдержки)
Здравствуйте, Сергей Яковлевич! Очень рад, что Вы снова написали мне! Я Вам не ответил так оперативно, как обещал, каюсь! Вы делаете огромное, нужное дело! Наша общая беда в том, что таких подвижников как Вы в РФ на виду немного (я уверен, что их тысячи, но они скромно работают и не считают нужным писать статьи - это печалит). Макшеев обещал мне переслать все статьи, связанные с Всеобучем, которые вышли в его газете (жаль, нет Интернет-версии). Ваш материал очень хорош! Прибивайтесь везде, где только можно! Информация должна доходить до читателей. Я думаю подготовить по материалам Ваших статей отдельную Интернет-статью за Вашим авторством и размещу её на методическом сайте… Вам уже пора, в самом деле, публиковаться не только в местной прессе, а и в центральной! Потому что Вы ищущий, работающий подвижник, новатор! Мне доставляет искреннее удовольствие читать Ваши материалы, поэтому жду Ваших новых работ. А на своём методическом сайте я с удовольствием размещу любую Вашу статью методической направленности, т.е. всё кроме “чемпионов и соревнований”. В Ваших материалах ценны очень многие моменты, например (цитирую Вас): “С 1 сентября 1999 г. в районном центре Черлак работает учебное заведение нового типа – гимназия (директор - заслуженный учитель школы РФ Галина Степановна Грекова). И вот уже шестой год в гимназии преподаются шахматы, правда, пока в качестве факультатива. Шахматный всеобуч внедрен в начальных классах. Занятия проводятся в студиях один раз в неделю… Все предыдущие годы мы начинали обучение шахматам с первого класса… На занятиях много внимания уделяется воспитательному значению шахмат. Учебный год начинается с исторического урока о шахматах, их развитии в районе, в гимназии… В связи со 150-летием со дня рождения основоположника русской шахматной школы М.И.Чигорина в течение месяца шли чигоринские уроки… Осуществлять всеобщее шахматное образование в нынешних условиях сложено. Бедна материальная база. Абсолютно нет учебников. Во многих семьях нет комплектов шахмат, ими, как и шахматной литературы, в районе не торгуют”. И многое другое. С уважением, И.Г.Сухин, 19 февраля 2005 г.
С.Я.Волков - И.Г.Сухину (выдержки)
Уважаемый Игорь Георгиевич! Задержал с ответом… А планов громадьё. В июле моему шахматному клубу 40 лет. На 16 апреля готовлю матч на 100 досках команды гимназии против сборной трех других школ Черлака. Этим хочу обратить внимание на то, что нынешний год в мире отмечается как год шахмат в школе. Пока что у нас в области о нем ни звука… Как выйти на ваш методический сайт? Заранее благодарю Вас за помощь в подготовке Интернет-публикации. А как ее переправить в “Шахматную неделю”? Нам самим или Вы перешлете ее туда. Фотографии я Вам посылал. Подскажите. В перспективе я хотел подготовить разработку пушкинского урока “Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься…”. Необходимость шахмат в школе приходится доказывать работникам органов образования, руководству школ, да и родителям через соревнования, чемпионские звания. Хорошо еще, когда они есть. Хотя я следую этому всю жизнь, я нашел подтверждение правильности своих дел в словах Владислава Третьяка. Несколько лет назад в Москву приезжали из-за океана юные хоккеисты и Третьяк в телеинтервью сказал “Главное, что мы делаем, это то, что мы даем детям возможность соревноваться”. Я больше года не могу добиться в РОНО Ваших учебников для 1 и 2 классов. А когда будет издан для 3-го? Наша беда, что в райцентре сейчас вся торговля частная. Литературой не торгуют. Купить комплект шахмат и то проблема. А в Омск за 145 км не наездишься. Да и там нужное сразу не найдешь. По итогам учебного года у нас в гимназии студии отчитываются перед родителями. Каждый год используются разные формы: Сеанс одновременной игры, матч между учебными группами и т.п. После таких занятий легче разговаривать с родителями. Один мальчик занимается у меня четвертый год, второй год его сестра. И сколько бы я не говорил, что детям нужны дома шахматы, ответ был один: у нас нет денег на покупку. Но вот сыграл он хорошо в турнире, фотография чемпиона появилась на классном стенде и родственники подарили шахматы. Вот пришла “Шахматная неделя”. Заседала комиссия “Шахматы и образование”. Действует программа “Первый ход”, есть фонд “Попечитель”. Есть и многое другое. Но кто и чем конкретно (литература, дидактический материал и т.п.) может помочь бедной сельской школе? С шахматным приветом Сергей Яковлевич Волков, 14 марта 2005 г.
Послесловие И.Г.Сухина: В "Шахматной неделе" №16 за 2005 год на с.2 опубликована заметка С.Я.Волкова "Матч на 100 досках". В заметке есть такие строки: "Матч проводился не ради спортивного результата. Он стал главной составляющей уже вошедшего в традицию культурно-спортивного праздника "День юного шахматиста". Матч состоялся! Низкий поклон, Сергей Яковлевич!
Что ещё почитать на сайте:
Некоторые важнейшие материалы сайта
Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе" Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе" Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе" Шахматный курс в начальной школе: история становления Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу" Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране" Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/z_volkov.htm
© 2005 С.Я.Волков, И.Г.Сухин