Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

В.И.Исаев "Бояре в младших классах"

"Шахматная неделя" №17, 2004, с.12

Примечание: Статья написана по просьбе И.Г.Сухина

 

Благодаря инициативе Л.Ю.Корнеевой, директора общеобразовательной школы №1202 с углубленным изучением английского языка, с 1998 года в учебные планы начальных классов включены уроки шахмат (школьный компонент - 33 ч).

Вводя уроки шахмат, мы, прежде всего, ставили задачу развития общих умственных способностей школьников. Значение шахмат "как элемента умственной культуры" в системе школьного воспитания давно известно, и в этой статье мы не будем это обсуждать.

Сейчас накопился некоторый опыт, и хотелось бы поделиться им на страницах "ШН". При введении уроков шахмат необходимо было решить ряд вопросов методического плана, выбрать форму обучения, наиболее подходящую для младших школьников. В соответствии с рекомендацией РГУФК, на уроках шахмат классы делятся на две группы. Во второй группе уроки математики и русского языка (также школьный компонент). Учебные планы составлены по программе "Шахматы - школе", рекомендованной МО РФ. Однако в нее были внесены коррективы, связанные с тем, что занятия шахматами по программе 1-го года обучения начинаются со второго класса. Во втором классе маленький ученик уже умеет читать и писать, поэтому в учебные планы мы включили уроки шахматной нотации. В связи с этим время для изучения первой темы "Шахматная доска" увеличено до 3 часов. На уроке ученики осваивают обозначения горизонталей, вертикалей и полей. Последующие уроки знакомят школьников с порядком записи ходов и элементарными обозначениями шахматных действий. Первая тема 2-го года, рассчитанная на 1 час, призвана закрепить знание полной, сокращенной и других записей ходов и позиций.

В программе курса тема "Игра всеми фигурами из начального положения" изучается лишь в конце 1-го года. Но, как показывает наш опыт, дети быстрее хотят начать игру. Этот момент надо как можно скорее (и торжественно!) приблизить. Игру из начального положения мы начинаем, как только освоим тему "Мат". При этом еще не изучены темы "Рокировка", "Взятие пешки на проходе" и др. Сыграв несколько партий, дети начинают понимать силу фигур (да и плакат у них перед глазами). Для закрепления этого практического опыта в программу 1-го года обучения включена тема "Сравнительная ценность фигур". На втором году обучения игру из начального положения следует практиковать как можно чаще. Для этого достаточно 10-15 минут в конце урока. Игру надо использовать как поощрение быстрого освоения очередной темы, причем играть должен весь класс! Чем быстрее класс освоит тему, тем больше времени остается для игр. Ученикам, недостаточно изучившим очередную тему, не следует разрешать игру. Правда, злоупотреблять этими запрещениями не стоит.

Да, программу И.Сухина "Шахматы - школе" можно и должно совершенствовать (см. статью "Белые вороны" А.Тимофеева в "ШН" №52/2003 и № 1/2004). На сегодня данная программа рекомендована РФ, и каждый учитель, взяв ее за основу, может изменять и дополнять ее по своему усмотрению. Так, в рекомендованных министерством учебниках "Шахматы - первый год" и "Шахматы -второй год", которыми мы пользуемся, не всегда присутствуют объяснения, определения, правила. Поэтому, уточнив программу, мы разработали рабочие тетради, служащие дополнением к учебникам. Тетради соответствуют адаптированной для нашей школы программе. Их содержание постоянно корректируется уже в течение 3-х лет. Работа с тетрадями предполагает запись в сжатой форме определений, правил или планов действия (игры). Часть заданий из тетради дети выполняют дома. Окончательное закрепление знаний достигается выполнением более сложных заданий из учебника. Например, по теме "Рокировка" в учебнике четко указаны пять условий, при которых рокировка осуществима. А по теме "Мат двумя ладьями" в учебниках даются лишь отдельные задания по оттеснению короля на край доски и мат в один и два хода. В наших рабочих тетрадях после изучения темы "Мат двумя ладьями" на уроке записывается план - так, как это рекомендуется в книге В.Кострова и Дж.Давлетова. Поскольку план предполагает системный подход к изучению темы, содержание урока должно последовательно объяснять цель, средства, алгоритм и логические цепочки. Объяснение начинается с формулирования цели. Для этого на диаграмме показываются различные положения мата двумя ладьями на краю доски; - на 1-й и 8-й горизонталях, на крайних вертикалях и в углу. Затем - способы оттеснения короля из центра на край доски и логические цепочки "если" - "или". Дети запоминают выбор места, способ оттеснения и защиты фигуры в случае, когда король нападает на ладью. Вся последовательность шагов отражена в плане. В тетради задаются домашние задания: способ оттеснения, переброска ладьи и ее защита. Для закрепления навыка решаются задачи из учебника на оттеснение короля на край доски и мат в один и два хода.

Быстрому освоению любой темы помогает сравнение действий, происходящих на шахматной доске, с какой либо жизненной ситуацией. Очень важно дать маленькому школьнику "человеческую интерпретацию" изучаемой шахматной позиции. Этот тезис наглядно проиллюстрировал В.Хенкин в книге "1000 матовых комбинаций".

Любое шахматное задание, упражнение можно преподнести в виде сказки, рассказа или забавной истории. У преподавателя всегда есть возможности для импровизации. Так, изучая тему "Двойной удар", можно рассказать детям историю о том, как некий охотник изобрел двустволжу и затем попытался одним выстрелом подстрелить сразу двух зайцев. Но зайцы разбежались в разные стороны - в разные углы шахматной доски! Дети оживленно болеют за зайцев, дружно смеются над "горе-охотником" и - самое поразительное! - наперебой предлагают конструкцию эффективной "шахматной двустволки". В результате известная пословица превращается в шахматную премудрость "За двумя зайцами погонишься, одного да и поймаешь".

При изучении техники матования 2 слонами предложенный В.Костровым и Дж.Давлетовым "большой треугольник" на наших уроках превращается в таинственный Бермудский. А стоит только попросить детей рассказать сказку "Колобок" перед раскрытием темы "Мат", как тут же придумывается шахматная сказка "Король-Колобок", сразу же на доске возникают "пешки - зайцы", "волки - слоны" и "медведи - ладьи" - и все норовят съесть румяного короля: "Король, король! Я тебя съем!"

Способы защиты от шаха можно проиллюстрировать боксерским поединком. Я вызываю к доске мальчика и предлагаю ему в шутку "побоксировать". Получается "удар - блок". Тут же на демонстрационной доске показываю: "шах - защита".

А решить задачу "Ограничение подвижности 3-х связанных белых пешек на 5-й горизонтали против 3-х черных - на 7-й" (из учебника И.Сухина) замечательно помогает старинная русская игра. Перед решением задачи я спрашиваю учеников, знают ли они игру; "Бояре, а мы к вам пришли!.." Как правило, приходится рассказывать самому, так как мало кто из учеников слышал о ней. В итоге веселится весь класс. А игру мы переиначили на шахматный лад: "Бояре, а мы к вам пришли! Молодые, нам невеста нужна! Бояре, проходная она!"

Уроки шахмат проводятся в специальном кабинете. Школа приобрела инвентарь, помогла с оборудованием шахматного класса. У нас имеются 6 шахматных столиков (по 2 доски на каждом), 2 магнитные демонстрационные доски, 12 комплектов шахмат, 5 шахматных часов, компьютер, учебная и методическая литература, плакаты, портреты чемпионов и др.

Уроки шахмат в нашей школе входят в систему технологий развивающего обучения. Недавно, в декабре прошлого года, в школе №1202 прошел городской семинар для руководителей школ г. Москвы по теме: "Игровые технологии в системе развивающего обучения". Наряду с другими уроками - такими, как "Лего конструирование", "Использование кубиков в 1-м классе" и пр. был показан фрагмент урока "Шахматы - школе", вызвавший живой интерес у присутствующих.

Вениамин ИСАЕВ, учитель школы №1202 (г. Москва)

 

Комментарий И.Г.Сухина: Данная публикация порадовала! К сожалению, пока ещё мало в шахматных СМИ серьёзных продуманных работ, доходчиво повествующих о передовом опыте. Не так-то это просто. И вот одна из таких публикаций перед нами. Вызывает восхищение эрудиция автора, который кропотливо пополнял свою методическую копилку оригинальными находками своих коллег по цеху. В.Исаев демонстрирует совершенно верный подход: работая по министерской программе, он обогатил её собственными разработками, преломил её с точки зрения своих знаний о предмете, реализовал своё видение. Наивно полагать, что возможно существование некой идеальной программы, по которой занимались бы с учениками начальных классов педагоги-разрядники. В любой из общепринятых программ педагог-творец что-то примет, что-то переделает, при этом разные педагоги изменят различные составляющие программы. Другое дело, когда шахматы преподаёт неопытный педагог с небольшим шахматным багажом - в этом случае на первых порах он будет строже придерживаться министерской программы. Но вернёмся к статье В.Исаева. Хороши сюжетные находки автора: Бермудский треугольник (впрочем, и о нём современные дети не знают), Колобок, бояре, двустволка. Любопытно, что на моих занятиях с детьми 5-6 лет нередко также звучит фраза: "Король, король! Я тебя съем!" Правда, у меня она произносится раньше - при объяснении темы "шах", и мы обходимся без Колобка, зайца, волка и медведя. У нас сами лёгкие и тяжёлые фигуры пугают его величество данной фразой. А король отвечает: "А я убегу!"… Нужно будет мне как-нибудь побывать на уроке у В.Исаева, чтобы самому всё это увидеть. Меня всегда огорчает, когда прекрасный методист, писатель, художник или учитель "по жизни" оказывается сложным, конфликтным человеком, а ведь такое почему-то случается довольно часто. Поэтому особенно приятно, что В.Исаев и педагог отличный, и человек замечательный. Мне понравилось, как он рассказывал о своих наработках на семинаре "Шахматы и образование" 7 января 2004 года - пламенно, вдохновенно и очень сильно волновался! Нам так не хватает неравнодушных людей!

 

 

Программа "Шахматы, первый год"

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"

 

Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"

 

Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин "От сказки к шахматам"

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"

 

Программа "Шахматы, второй год"

 

Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"

 

Пособие для учителя "Шахматы, второй год, или Учусь и учу"

 

Программа "Шахматы, третий год"

 

Шахматы в школе

 

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

 

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

 

Империя ссылок

 

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/st6-isa.htm

© 2004 Исаев В.И.

 

 

 

Hosted by uCoz