Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.Сухин
ШАХМАТНЫЙ КУРС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ:
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
Доклад из сборника трудов Первой Российской конференции тренеров и организаторов детских шахмат “Дагомыс-2003” (Набережные Челны:
Sundries LTD, с.150-154)
Методика преподавания шахмат – один из тех редких аспектов, в которых Россия является мировым лидером.
Большой вклад в развитие отечественной методики обучения детей дошкольного и школьного возраста внесли: Л.Я.Береславский, М.В.Блох, А.О.Гаврилов, В.И.Гончаров, В.Г.Гришин, Д.А.Давлетов, Н.И.Журавлев, В.Г.Зак, С.Д.Иващенко, Е.И.Ильин, В.В.Костров, А.Н.Костьев, Е.П.Линовицкий, И.Л.Майзелис, С.Ю.Макарычев, М.И.Макарычева, В.И.Мечитов, В.А.Пожарский, И.Л.Славин, И.Г.Сухин, А.А.Тимофеев, В.Б.Уманский, В.Л.Хенкин, В.Д.Чащихин, Н.П.Шумилин, М.М.Юдович, Н.Г.Яковлев и многие другие.
В сердцевине современной концепции общего образования – идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Мы, шахматные методисты, любим цитировать В.А.Сухомлинского, который был обеими руками “за шахматы”. Но вот любопытные цитаты из книги начала века: “Теперь перейдём к таким играм, где всё зависит от умения и внимательности к положению не только своих фигур, но и фигур противника. Все эти игры, в особенности сложнейшая из них – шахматы, имеют громадное воспитательное значение... Шахматы научат детей строго обдумывать каждый ход, научат анализировать своё положение, научат соображать. У нас шахматы имеют ещё большее значение, чем где-либо; в нас так глубоко вкоренилась привычка всё делать на авось. Люди же, с детства
привыкшие обдумывать каждый свой ход в шахматах, перенесут эту привычку и на другие дела... Разумеется, одними шахматами дела не поправишь, – здесь важен весь склад воспитания; но в воспитании всё важно, а шахматы, ведённые последовательно, начиная с решения самых простых двух-трёх ходовых задач, явятся одним из очень действительных средств в этом отношении, кроме того дадут немалую пищу соображению” (И.Я.Герд “Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов с предисловием для родителей и воспитателей”. – СПб.: Шиповник, 1912, 5-е изд., с.40-41). На титульном листе данной книги указано: “Первые 4 издания одобрены для всех учебных заведений”.Говоря о шахматах для детей младшего возраста, я подразумеваю не столько игру как таковую, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.
Методически грамотное обучение детей основам шахматной игры, опирающееся на постулат Л.С.Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, и свойственные детям потребности и возможности – действенное, эффективное средство их умственного развития.
Ещё не оценено в должной мере то обстоятельство, что шахматные занятия помогут не отстать в психическом развитии миллионам детей, живущим в сельских регионах, приоткроют дорогу к творчеству детям-инвалидам, ребятам с различными функциональными отклонениями, детям некоммуникативного типа. Круг общения, возможности полноценного развития и самовыражения, самореализации этих детей порой чрезвычайно узки, и дети остро чувствуют свою реальную либо мнимую ущербность.
Парадокс обучения игре в шахматы состоит в том, что оно даёт необычайно много не только детям с задержкой психофизического развития, не только “нормальным” детям, но и детям одарённым. Важно лишь каждому ребёнку давать посильные развивающие задания.
С 1993 года официально в начальной школе были выделены учебные часы для факультативов (2 часа в первом классе, 3 часа во втором и третьем классе; к 2002 году, к сожалению, часов для них отводится меньше). Учителям предоставлялся выбор из трёх факультативных курсов (“Введение в народоведение”, “Твоя Вселенная” и “Шахматы – школе”).
Здесь следует уточнить, что такое шахматный факультатив. Многие полагают по старинке, что это дополнительные занятия, проводимые после уроков. А на самом деле, факультативы нового поколения в начальной школе присутствуют в сетке уроков наряду с математикой и русским языком. Поэтому, не может не вызывать удивления тот факт, что до сих пор в прессе пишут: “Давайте включим уроки шахмат в школьную программу”.
Шахматы в России уже в программе начальной школы! Другое дело, что уроки шахмат проводят не в каждой школе, так как от директора зависит, будет ли в сетке занятий шахматный курс или, скажем, “Твоя вселенная”. При этом очень многие директоры школ хотят, чтобы у них в школах проходили уроки шахмат.
Очень точно об этом сказал В.И.Мечитов в журнале “64 – Шахматное обозрение” (1998, N7): “Еще не так давно приходилось доказывать, что шахматы важны для развития личностных качеств, а не ценны сами по себе. Сегодня вопрос так не стоит, практически любой директор школы готов включить в программу урок шахмат, если поступит предложение от внушающего доверие преподавателя. К сожалению, мало людей, желающих этим заниматься”.
В рамках научной программы “Российская школа” в 1993 году, направление II Государственной научно-технической программы “Развитие образования в России” (проект “Шахматы детям”, шифр 1.1.2, N62) автору этих строк было доверено разработать учебно-методический комплект “Шахматы, первый год” – для первого класса общеобразовательной начальной школы, и
это было сделано.В комплект вошли:
1. Программа “Шахматы, первый год”; опубликована в журналах “Начальная школа” (N9, 1994) и “Вестник образования” (N9, 1994).
2. Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны” (издан “Духовным возрождением” г. Обнинск в августе 1998 г. тиражом 15000 экз.). Учебник отмечен дипломом 7-й международной ярмарки “Детская, развивающая и учебная литература” в 2001 году.
3. Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу” (Обнинск: Духовное возрождение, 1999).
4. Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин “От сказки к шахматам” (ещё не издан).
5. Пособие “Необыкновенные шахматные приключения” (ещё не издано).
6-7. Дидактические книжки-картинки “Удивительные приключения шахматной доски” и “Лена, Оля и Баба-Яга” (отдельными книгами ещё не изданы).
В комплект включён и сценарий обучающего шахматного мультфильма “Горизонталик из Шахматной страны”. К сожалению, киностудия “Союзмультфильм” не выполнила эту работу.
Также был написан сценарий третьего шахматного диафильма “Волшебные шахматные фигуры: Третий шаг в мир шахмат”. Но к тому времени студия “Диафильм” прекратила свою деятельность. Ранее студия выпустила два удачных обучающих диафильма “Приключения в Шахматной стране: Первый шаг в мир шахмат” (М.: Диафильм, 1990) и “Книга шахматной мудрости: Второй шаг в мир шахмат” (М.: Диафильм, 1992).
Каждая из данных работ получила гриф “Рекомендовано Министерством образования России”.
Ни в одной стране мира нет подобного учебно-методического комплекта по шахматам, написанного специально для начальной школы.
В 1994-1995 гг. работа была продолжена и подготовлен к печати учебно-методический комплект второго года обучения. В него вошли:
1. Программа “Шахматы, второй год” (опубликована в журналах “Начальная школа” 1995, N8) и “Вестник образования” (1995, N12).
2. Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем” (Обнинск: Духовное возрождение, 2002).
3. Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”.
4. Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране” (М.: Поматур, 2000).
Каждая из указанных работ также получила гриф “Рекомендовано Министерством образования России”.
В 1996 году обе программы включены в сборники обязательных программ Минобразования “Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3)” и “...Начальные классы (1-4)”. – М.: Просвещение, 1996.
В 1998 году в журнале “Начальная школа” издана программа “Шахматы, третий год” (1998, N3). В 1998 году увидела свет новая редакция “Программ общеобразовательных учреждений. Начальные классы”, в которые включены шахматные программы трёх лет обучения (М.: Просвещение, 1998). В дальнейшем они были переизданы в 2000, 2001 и 2002 гг. Добавим, что в настоящее время издаются программы только для 4-летней начальной школы. Они в двух частях (шахматы – в самом конце второй части).
Все работы опираются на нестандартные авторские наработки, на авторское ноу-хау. В их числе: разработка оригинальных дидактических заданий и игр, блоков игровых позиций для каждой из них, использование игры на фрагментах доски, выявление базисной игры первого этапа обучения – фигура против фигуры, детальная разработка “доматового” периода обучения и многое другое. Из всего многообразия шахматного материала отобран именно тот, который в полной мере отвечает задачам начальной школы, дополняет и обогащает остальные учебные предметы.
Особенность курса состоит в том, что он предназначен для обычного учителя начальной школы, не знакомого прежде с шахматами. В пособиях для учителя детально описывается каждый из программных уроков (с вариантами) и объясняется самый элементарный шахматный материал.
Сравнительно недавно, в дополнение уже изданным работам, увидело свет наше пособие “Тысяча самых знаменитых шахматных комбинаций” (М.: Астрель, 2001), где были заново проанализированы комбинации, входящие в золотой фонд шахматного искусства. Как это ни странно, но хотя многие из них имеют альтернативные решения, а некоторые даже – опровержения, это не было замечено авторами многочисленных учебников и сборников по тактике.
Уверен, одна из обязанностей методиста перед обществом состоит в том, чтобы иметь в Интернете свой сайт и публиковать свои наработки. Поэтому в июне 2001 года я сделал свой сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина” (http://suhin.narod.ru), на котором поместил программы трёх лет обучения, статьи и большие фрагменты из книг.
С огорчением отмечу – несмотря на старания автора этих строк и усилия других новаторов, шахматы, как обязательный предмет, присутствуют пока не в каждой школе. Поэтому не может не радовать то обстоятельство, что 12 ноября 2002 года, благодаря инициативе А.Е.Карпова, в Министерстве образования
состоялся “круглый стол”, посвящённый вопросам шахматного образования в России. На нём присутствовали не только ведущие шахматные методисты (к сожалению, собрать удалось не всех, отсутствовали В.И.Гончаров, В.А.Пожарский и др.), но и сотрудники Министерства. По его результатам был создан координационный совет, и Министерство образования приступило к разработке новых нормативных документов, посвящённых развитию шахматного образования в России.Теперь обратим ваше внимание на очень важное обстоятельство: во многих регионах России давно поняли, что начинать учить игре в шахматы лучше не в школе, а гораздо раньше. Много лет назад и автор этих строк постарался выявить всё то, чем могут быть полезны шахматы системе дошкольного воспитания, и реализовать это в программах, учебниках, пособиях.
И многое уже сделано в начале 90-х гг.: получено свидетельство на промышленный образец устройства для обучения шахматным азам детей с двухлетнего возраста (!), выпущены в свет диафильмы “Приключения в Шахматной стране: Первый шаг в мир шахмат” (М.: Диафильм, 1990) и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат (М.: Диафильм, 1992), написаны и изданы книга для совместного чтения родителей и детей 5 – 7 лет “Приключения в Шахматной стране” (М.: Педагогика, 1991), сборник дидактических сказок с предисловием Г.К.Каспарова “Волшебный шахматный мешочек” (Испания, 1992, на испанском языке), пособие-сказка “Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет” (М.: Новая школа, 1994), переизданное позднее под названием “Шахматы для самых маленьких” (М.: Астрель, 2000). В журналах “Мир образования” (1996, N7-8) и “Материнство” (1997, N1) был опубликован глубокий и содержательный анализ учебной шахматной литературы, проведённый доктором филологических наук Б.Ланиным, где этим работам дана высокая оценка.
Любопытный штрих: в 1990-1991 гг. Г.К.Каспаров приступил к реализации мощной программы выпуска шахматной литературы, ориентированной на западные страны. Мне посчастливилось попасть в число авторов, хотя я ещё не опубликовал в России свои книги (только статьи и диафильм). Как это ни удивительно, но когда американским издателям дали посмотреть диафильм “Приключения в Шахматной стране”, они пришли в такой восторг, что предложили выпустить его сценарий отдельной книжкой-картинкой. В дальнейшем
, благодаря Г.К.Каспарову, не меньший интерес проявили к данной работе и её продолжению в Англии, Германии и Испании. К сожалению, данный проект не получил развития, и удалось издать только книжку-картинку “Волшебный шахматный мешочек” (в Испании, 1992).В заключение – ещё раз о грустном. В последние годы появляется мало актуальных статей, посвящённых не спортивным итогам детских соревнований, а вопросам методики преподавания шахмат детям самого младшего возраста. Лучшее из опубликованного: серия статей А.А
.Тимофеева в Выпусках Ассоциации школьных шахматных клубов “Шахматный всеобуч” (1997). Почти нет подобных материалов и в Интернете. Здесь учитель шахмат может найти лишь содержательные статьи одного из пионеров массового шахматного движения, замечательного педагога В.И.Гончарова, превосходный мини-сайт “Шахматы – детям” А.А.Тимофеева, а также программы обучения и другие материалы автора данных строк. А ведь в России шахматы – обязательный атрибут каждой школы Калмыкии и Республики Саха. Как работают педагоги указанных республик? По каким методикам? Информации об этом и многом другом нет (на одной из Интернет-страниц написано, что в Республике Саха с лекциями побывал В.И.Гончаров, но детали не приводятся).Хотелось бы найти среди участников конференции единомышленников, людей которым небезразлична судьба школьных и дошкольных шахмат в России.
Я всегда открыт для сотрудничества. Связаться можно по следующему адресу электронной почты: suhin_i@mail.ru. Home Page URL: http://suhin.narod.ru. Контактный телефон в Москве: 966-79-48.
И.Г.Сухин, научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, член Союза писателей, преподаватель шахмат в московской мини-школе “Знайка-М”, автор многих книг по педагогике, кандидат в мастера по шахматам.
Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/doklad.htm
© 2003 Сухин И.Г.