Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

В.И.Гончаров "Что могут малыши?"

(Некоторые итоги двадцатилетнего обучения дошкольников шахматам в г.Набережные Челны)

 

Интернет-версия публикации в "ШН" №8, 2004

 

Предлагая ниже результаты нашей работы, мы далеки от того, что можем решить безграничные задачи шахматной педагогики дошкольника и дать ответы на все вопросы, возникающие при работе с малышами. Авторы просто приводят свой опыт и тот, кто задумается и начнет делать сравнения, быть может, найдет для себя зерно истины, найдет что-то полезное в нашем труде.

На основании 20-летней педагогической деятельности по обучению дошкольников в г.Набережные Челны, в котором было охвачено 1000 малышей (700 мальчиков и 300 девочек), представляется возможность сформировать ряд практических рекомендаций для специалистов и будущих тренеров по шахматам.

1. При обучении дошкольников в 6-7 лет следует опираться на общепедагогические принципы дидактики с обязательным использованием учебных пособий, сюжетного материала, дидактических игр, элементов физического воспитания: подвижные игры, физические упражнения, ритмические движения. Особо следует обращать внимание, чтобы игровые элементы физического воспитания имели место в двигательном опыте ребенка.

При обучении детей 6-7 лет игре в шахматы на этапе начальной подготовки следует обращать внимание, чтобы ведущее место занимал наглядно-образный метод обучения. Наглядно-действенный и логический методы должны выполнять в учебном процессе первого года обучения вспомогательную роль.

2. Тренер по шахматам должен акцентировать свое внимание на формировании у каждого начинающего шестилетнего шахматиста устойчивого интереса к игре. Достигать этого следует путем системного медленного и постепенного освоения с детьми азов шахматного букваря. Тренер должен быть вооружен знаниями о переходе внешних действий ребенка во внутренний образ.

Сердцевиной всей работы тренера является формирование устойчивого познавательного интереса: от первого чувства острого любопытства у детей к чувству устойчивого интереса, и, в идеале, до чувства любви к шахматам.

Педагогу, тренеру по шахматам на этапе начального обучения пора отрешиться от взгляда, что ребенку всю жизнь следует работать и что всякие скучные и нудные занятия именно для него и подходят. “Чувство серой скуки для ребенка должно быть чувством неведомым”. – А.Нимцович.

3. Специалист по шахматам готовит учеников осмысливать идеи и решения, учит детей аргументировано обосновывать свою точку зрения, имея для этого прочные знания в голове.

Успешной работе тренера в работе с шестилетними способствует правильное применение наглядно-образного метода во взаимосвязи с элементами физического воспитания, которое включает:

Для качественного усвоения учебного материала детьми 6-7 лет мы рекомендуем проходить его дважды с циклом в полгода, при этом во втором полугодии учебный шахматный материал надо подавать через новый или модифицированный сюжетный материал первого полугодия, с активным применением игровых форм занятия (сеансы, турниры, консультационные партии).

4. Специфика работы тренера при обучении детей шахматам заключается в том, что следует ориентироваться на худших. Если условно разбить всю группу детей на получающих “пять”, “четыре”, “три”, “два”, “один”, то надо ориентироваться на детей, получающих “два”. Такой подход к работе позволяет обучить в среднем 95% детей. Из числа обученных ребят – 75-80% продолжат занятия в шахматном кружке.

5. Очень важно тренеру умело перейти к самому процессу игры. Спешить перейти к игре не следует. Первые шахматные партии под руководством тренера следует организовывать через три месяца регулярных занятий. Первый турнир организовывать в конце первого полугодия в зимние каникулы. Надо развивать у детей серьезное отношение к шахматам, как к педагогической дисциплине. Во втором полугодии 50% времени занятий следует отводить игровой практике.

6. Специалисту по шахматам мы рекомендуем обращать самое серьезное внимание на психолого-педагогические основы начального обучения шахматной игре:

7. Тренеру следует планировать применение приемов стимулирования познавательного интереса детей:

8. В нашей работе мы начинали изучение шахматной нотации не на первых порах, а после первого полугодия обучения. Освоение происходило всеми детьми за два занятия.

9. Обучая детей наглядно-образным методом во взаимосвязи с элементами физического воспитания позволило к концу первого года добиться следующих результатов:

При обучении шахматам без применения наглядно-образного метода эти показатели ниже (от 30% до 50%).

Параллельно с шахматным развитием у детей идет и общее развитие. С приходом в школу дети, которые занимались в шахматном кружке, по данным тестирования (в сравнении с детьми, не занимающимися шахматами) к концу первого учебного года имеют преобладание в показателях развития. Так, шахматисты читают в минуту 120-150 знаков при среднем показателе 70 знаков; решают контрольные по математике в два раза быстрее и точнее, речь по картинке богаче.

Опираясь на полученные нами данные, тренеру по шахматам будет легче оценивать результаты своей педагогической деятельности в работе с дошкольниками на этапе начальной подготовки.

 

Наш комментарий: Статья не просто хороша, а очень хороша!

 

 

Программа "Шахматы, первый год"

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

 

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

 

Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин “От сказки к шахматам”

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

 

Программа "Шахматы, второй год"

 

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

 

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

 

Программа "Шахматы, третий год"

 

Шахматы в школе

 

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

 

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

 

Империя ссылок

 

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/goncharov.htm

© 2004 Гончаров В.И.

 

Hosted by uCoz