Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
В.И.Гончаров "Что могут малыши?"
(Некоторые итоги двадцатилетнего обучения дошкольников шахматам в г.Набережные Челны)
Интернет-версия публикации в "ШН" №8, 2004
Предлагая ниже результаты нашей работы, мы далеки от того, что можем решить безграничные задачи шахматной педагогики дошкольника и дать ответы на все вопросы, возникающие при работе с малышами. Авторы просто приводят свой опыт и тот, кто задумается и начнет делать сравнения, быть может, найдет для себя зерно истины, найдет что-то полезное в нашем труде.
На основании 20-летней педагогической деятельности по обучению дошкольников в г.Набережные Челны, в котором было охвачено 1000 малышей (700 мальчиков и 300 девочек), представляется возможность сформировать ряд практических рекомендаций для специалистов и будущих тренеров по шахматам.
1. При обучении дошкольников в 6-7 лет следует опираться на общепедагогические принципы дидактики с обязательным использованием учебных пособий, сюжетного материала, дидактических игр, элементов физического воспитания: подвижные игры, физические упражнения, ритмические движения. Особо следует обращать внимание, чтобы игровые элементы физического воспитания имели место в двигательном опыте ребенка.
При обучении детей 6-7 лет игре в шахматы на этапе начальной подготовки следует обращать внимание, чтобы ведущее место занимал наглядно-образный метод обучения. Наглядно-действенный и логический методы должны выполнять в учебном процессе первого года обучения вспомогательную роль.
2. Тренер по шахматам должен акцентировать свое внимание на формировании у каждого начинающего шестилетнего шахматиста устойчивого интереса к игре. Достигать этого следует путем системного медленного и постепенного освоения с детьми азов шахматного букваря. Тренер должен быть вооружен знаниями о переходе внешних действий ребенка во внутренний образ.
Сердцевиной всей работы тренера является формирование устойчивого познавательного интереса: от первого чувства острого любопытства у детей к чувству устойчивого интереса, и, в идеале, до чувства любви к шахматам.
Педагогу, тренеру по шахматам на этапе начального обучения пора отрешиться от взгляда, что ребенку всю жизнь следует работать и что всякие скучные и нудные занятия именно для него и подходят. “Чувство серой скуки для ребенка должно быть чувством неведомым”. – А.Нимцович.
3. Специалист по шахматам готовит учеников осмысливать идеи и решения, учит детей аргументировано обосновывать свою точку зрения, имея для этого прочные знания в голове.
Успешной работе тренера в работе с шестилетними способствует правильное применение наглядно-образного метода во взаимосвязи с элементами физического воспитания, которое включает:
Для качественного усвоения учебного материала детьми 6-7 лет мы рекомендуем проходить его дважды с циклом в полгода, при этом во втором полугодии учебный шахматный материал надо подавать через новый или модифицированный сюжетный материал первого полугодия, с активным применением игровых форм занятия (сеансы, турниры, консультационные партии).
4. Специфика работы тренера при обучении детей шахматам заключается в том, что следует ориентироваться на худших. Если условно разбить всю группу детей на получающих “пять”, “четыре”, “три”, “два”, “один”, то надо ориентироваться на детей, получающих “два”. Такой подход к работе позволяет обучить в среднем 95% детей. Из числа обученных ребят – 75-80% продолжат занятия в шахматном кружке.
5. Очень важно тренеру умело перейти к самому процессу игры. Спешить перейти к игре не следует. Первые шахматные партии под руководством тренера следует организовывать через три месяца регулярных занятий. Первый турнир организовывать в конце первого полугодия в зимние каникулы. Надо развивать у детей серьезное отношение к шахматам, как к педагогической дисциплине. Во втором полугодии 50% времени занятий следует отводить игровой практике.
6.
Специалисту по шахматам мы рекомендуем обращать самое серьезное внимание на психолого-педагогические основы начального обучения шахматной игре:7. Тренеру следует планировать применение приемов стимулирования познавательного интереса детей:
8. В нашей работе мы начинали изучение шахматной нотации не на первых порах, а после первого полугодия обучения. Освоение происходило всеми детьми за два занятия.
9. Обучая детей наглядно-образным методом во взаимосвязи с элементами физического воспитания позволило к концу первого года добиться следующих результатов:
При обучении шахматам без применения наглядно-образного метода эти показатели ниже (от 30% до 50%).
Параллельно с шахматным развитием у детей идет и общее развитие. С приходом в школу дети, которые занимались в шахматном кружке, по данным тестирования (в сравнении с детьми, не занимающимися шахматами) к концу первого учебного года имеют преобладание в показателях развития. Так, шахматисты читают в минуту 120-150 знаков при среднем показателе 70 знаков; решают контрольные по математике в два раза быстрее и точнее, речь по картинке богаче.
Опираясь на полученные нами данные, тренеру по шахматам будет легче оценивать результаты своей педагогической деятельности в работе с дошкольниками на этапе начальной подготовки.
Наш комментарий: Статья не просто хороша, а очень хороша!
Программа "Шахматы, первый год"
Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”
Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”
Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин “От сказки к шахматам”
Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”
Программа "Шахматы, второй год"
Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”
Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”
Программа "Шахматы, третий год"
Шахматы в школе
"Шахматные" приказы Министерства образования РФ
О пользе шахмат: Экспериментальные результаты
Империя ссылок
Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/goncharov.htm
© 2004
Гончаров В.И.