Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

Шахматы на Чукотке: Письмо и анализ работы клуба “Белая Ладья”

Здравствуйте, Игорь Георгиевич! Пишет вам преподаватель шахматного клуба при доме детского творчества Ольга Викторовна Трофимчук. В нашем маленьком поселке (2000 человек) на краю России шахматы всегда были популярны среди взрослых в советское время. Однако в 90-х годах многие стали уезжать с Чукотки, и шахматы постепенно стали забывать. Я приехала в п. Провидения в 1997 году. Моя профессия - преподаватель начальных классов. Занималась шахматами только в детстве в г. Владивостоке и помню, какое влияние на мое развитие оказывали шахматы, да и просто игра приносила радость и удовлетворение. Мое предложение об организации кружка шахмат было поддержано директором Дома детского творчества Ольховик Татьяной Васильевной, и 1 апреля 2003 года состоялось первое занятие (в клубе сейчас 21 мальчик). Кстати сказать, что в то время я почти ничего не знала о развитии шахмат в нашей стране, есть ли еще детские клубы и как обстоят дела с мировыми шахматами, т. к. средства массовой информации об этом ничего не сообщают. В подготовке к первым занятиям мне помогли книги, которые я нашла в нашей районной библиотеке: 1. Ю.И.Карахан “Шахматы – удивительная игра”. 2. А.Н.Костьев “Учителю о шахматах”. 3. Б.С.Гершунский “Шахматы – школе” (эта книга помогла составить программу нашего клуба и конспекты уроков, что было огромной помощью в первое время). 4. В.Г.Гришин “Малыши играют в шахматы”. 5. И.Весела, И.Веселы “Шахматный букварь”. 6. Н.Петрушина “Шахматный учебник для детей” (в книге подробно изучаются тактические приемы, и содержится большое количество задач в 1-2 хода с использованием тактических приемов). С мужем мы изготовили демонстрационную доску и шахматные фигуры из картона и магнитов. 5 комплектов шахмат было в Доме творчества. Это все с чего мы начали свою работу. Постепенно я приобретала литературу, компьютерные программы и, в первую очередь, мы стали выписывать газету “Шахматная неделя”. Я очень рада, что на ее страницах печатают методические рекомендации для занятий с детьми, которые я сразу стала использовать. Для обучения теории я готовлю плакаты, диаграммы. На компьютере набираю диаграммы задач для самостоятельного изучения, а также составляю для ребят кроссворды, ребусы, головоломки по темам. Интересны ребятам лабиринты на шахматной доске, загадки, которые я собираю и разных книг (и из Ваших, Игорь Георгиевич, тоже). Для повторения и проверки знаний детей готовлю тесты и отпечатываю на компьютере. Почти каждый месяц проводим соревнования и внутри клуба, и между командами школьников и учащихся нашего СПУ. В мае 2004 года состоялось первенство юниоров поселка Провидения (24 участника) в Центре культуры и досуга. Совсем недавно наш Дом творчества купил 5 шахматных часов, поэтому также удалось провести турнир по быстрым шахматам (15 минут на партию) среди взрослых. Зимой я проходила аттестацию. Для открытого урока выбрала тему “Волшебный Квадрат”, на котором дети разыгрывали сценку из жизни Белого и Черного Королей, решали ребусы, кроссворд, отвечали на вопросы викторины, решали задачи по теме занятия и, конечно, играли в шахматы. Многое сразу не напишешь в одном письме. Мне просто хотелось рассказать вам, как мы учимся играть в шахматы. У меня есть предложение: публиковать на страницах газеты занимательный материал для маленьких детей, которые увлекаются шахматами: загадки, стихи, рассказы, песни, головоломки, ребусы, чтобы и малышам было интересно читать шахматную газету.

С уважением, Ольга Трофимчук, педагог дополнительного образования, Шахматный клуб “Белая Ладья”.

 

 

О.Трофимчук “Анализ работы клуба “Белая Ладья”, 2003-2004 учебный год”

На начало учебного года в клуб “Белая Ладья” было зачислено 21 школьник 2 – 8 класса. Занятия я проводила в двух возрастных подгруппах (8-10 лет и 10-13 лет). Вся работа клуба, прежде всего, направлена на формирование творчески мыслящей личности, что является задачей умственного воспитания и развития умственной культуры детей. На вводном занятии мальчики узнали об истории возникновения шахмат и о современных российских чемпионах мира. В течение года дети освоили основные правила игры, практиковались в постановке мата одинокому королю в эндшпиле. Узнали простые тактические приемы в миттельшпиле и учились находить их в специально подобранных мною позициях. Несколько занятий мы посвятили дебюту и основным правилам развития фигур в начале игры, что эффективно повысило уровень игры большинства ребят. На занятиях я старалась использовать разнообразные методы объяснения теоретического материала. При этом я учитывала:

- возраст ребят;

- особенности их познавательной деятельности;

- поставленные цель и задачи;

- содержание теоретического материала;

- возможности, которыми я располагаю.

Стержневым моментом моих занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Поэтому основным методом объяснения нового материала на моих занятиях является проблемно-поисковый в сочетании со словесным, наглядным и практическими методами. Наглядность использую для изображения определенных позиций, требующих самостоятельного размышления школьников. При этом я предусматриваю использование занимательного материала: загадки, викторины, ребусы, головоломки, кроссворды, стихи и сказки о шахматных фигурах, лабиринты и т. д. Для развития заинтересованности ребят, мотивов обучения шахматам, для занятий подбираю интересные рассказы из жизни шахматистов, а также организация соревнований, познавательных игр, встречи с шахматистами, посещение библиотеки и краеведческого музея способствовало активизации ребят на занятии. Шахматы положительно повлияли на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление, начальное формирование волевого управления поведением. Так как на первый год обучения мною была поставлена цель: не только обучение шахматной игре, но и изучение интеллектуальных, творческих способностей учащихся и создание условий для их дальнейшего развития. В связи с этим в ходе наблюдения и тестирования все ребята были условно поделены на три группы и для закрепления той или иной темы мною подбирались задания различной степени сложности. Также детям понравились задания, предложенные компьютером для развития устойчивого внимания, оперативной памяти, воображения, логики, смекалки и творчества. Для некоторых тем я составила программированные конспекты для самостоятельного изучения новой темы. Так, например, тема “Ферзь против пешки” изучалась детьми самостоятельно по таким конспектам. Результаты такой работы показали, что при изучении легких тем такая форма объяснения материала очень эффективна, особенно для ребят среднего школьного возраста. Для контроля и самоконтроля ЗУН широко использовала тесты, которые проверялись детьми самостоятельно, а также решение задач с помощью компьютера. Причем дети могли сами выбрать ту тему, по которой они хотят проверить или закрепить свои знания. Многие ребята выбирали сложные задания. Все данные заносились в память компьютера, что позволило мне своевременно выявить недочеты в знаниях и наметить индивидуальный план повторения тем для каждого ученика. Использование одного компьютера для всего клуба отнимает много времени, поэтому для оперативной работы всей группы необходимо несколько компьютеров. Демонстрационная доска, комплекты шахмат, таблицы и диаграммы, плакаты с ребусами и кроссвордами, шахматные тетради, карточки для индивидуальной работы, дидактический материал, компьютерные обучающие программы, доска и шахматные часы - являются основными средствами обучения, которые позволяют разнообразно проводить занятия, однако есть необходимость использования видеоматериалов: диафильмы и видеокассеты с видео уроками.

На следующий год я планирую:

- подготовить пакет упражнения для закрепления всех тем 2-го года обучения;

- составить несколько программированных конспектов для самостоятельного изучения тем;

- подобрать интересные рассказы из истории шахмат в России, что позволит решить задачу патриотического воспитания;

- обсудить и спланировать вместе с детьми досуговые мероприятия, в которых ребята средних классов могли проявить свою творческую самостоятельность;

- спланировать различные формы организации занятий и массовых мероприятий;

- подготовить (совместно с детьми второго года обучения) наглядные пособия, плакаты, дидактические игры, карточки, фланелеграф.

- подготовить занимательный материал: загадки, стихи, сказки, ребусы, лабиринты, кроссворды, песни о шахматах для 1-го года обучения.

Для того чтобы ребятам было интересно заниматься шахматами, им необходимо общение со сверстниками из других районов Чукотки и России, которые также увлечены интеллектуальной игрой. Было бы прекрасно, если в окружной столице г. Анадырь организовали соревнования среди учащихся (личные и командные турниры), провели мастер-класс для способных ребят, семинары для преподавателей, организовали сеанс одновременной игры с мастерами спорта. Это внесет большой вклад для развития шахмат среди школьников.

 

 

Комментарий И.Г.Сухина: Такие материалы не могут нас не радовать. Как прекрасно продумала учебный процесс Ольга Викторовна! Воплощено в жизнь множество интересных идей, и всё это практически за 1 год. Снова и снова убеждаюсь, как нужна поддержка таким звёздочкам! Даже не столько поддержка, столько простые слова одобрения, ведь все мы работаем, прежде всего, за Великую идею, и она постепенно воплощается в жизнь. Локомотив интереса общественности к шахматам наконец-то сдвинулся с места, и с такими педагогами как Ольга Викторовна мы не имеем права не добиться успеха. Проблем у всех нас много, очень много, о самой важной из них, возникшей в 2003 году, Ольга Трофимчук пишет так: “Кстати сказать, что в то время я почти ничего не знала о развитии шахмат в нашей стране, есть ли еще детские клубы и как обстоят дела с мировыми шахматами, т. к. средства массовой информации об этом ничего не сообщают”. Это тот самый информационный голод, на который почему-то никто, кроме “Шахматной недели”, не обращает внимания. Не случайно “ШН” стала для новатора огромным подспорьем в работе. У тренеров-преподавателей, работающих в клубах, и у школьных шахматных учителей изначально нередко разные цели и задачи, но вместе с тем есть множество общих проблем и путей их решения. Некоторые из них высвечены в материалах Ольги Трофимчук. Мне приятно, что Ольга Викторовна читала мои шахматные программы и использовала приведённую там аргументацию в своём отчёте (“Стержневым моментом моих занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности” и т.п.) Абсолютно согласен с тем, что на занятиях необходимо использовать “занимательный материал: загадки, викторины, ребусы, головоломки, кроссворды, стихи и сказки о шахматных фигурах, лабиринты и т.д.” О том же много говорили педагоги на семинаре, который я провёл в Обнинске 18 июля. Десять лет я жду издания сборника “От сказки к шахматам”, где всё это собрано под одной обложкой, и после семинара директор издательства “Духовное возрождение” Т.К.Фесенко сообщила, что в 2004-2005 гг. книга увидит свет. Подытоживаю: Замечательно работают на Чукотке! Одну из главных причин успеха Ольги Трофимчук вижу в том, что она по профессии - преподаватель начальных классов. Именно создание мотивов для широкого привлечения учителей начальных классов и воспитателей детских садов к шахматной работе – козырная карта Шахматного всеобуча.

 

 

Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Шахматный курс в начальной школе: история становления

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"

 

Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"

 

Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"

 

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/z_trofimchuk.htm

© 2004 Трофимчук О.В.

 

Hosted by uCoz