Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

Новая охота на плагиаторов

Финт первый: "Метода Кучерова"

Уж сколько раз твердили миру: "Не выдавай чужое за своё". Бесполезно. Очередной пример: статья учителя физкультуры школы №51 г. Астрахани Н.Г.Кучерова "Астраханская метода" в разделе "Шахматный всеобуч" (Приложение к газете "Первое сентября" - "Спорт в школе", 1998, №10, с.5-11). Все семь огромных страниц данного издания на 90% наполнены материалами из двух моих книг: "Приключений в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991) и "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет". Все задания на фрагментах шахматной доски, все упражнения - всё моё. При этом фамилия Сухина ни разу не упоминается. Самое удивительное, что я для Кучерова - не абстрактный Сухин, мы бывали на одних и тех же конференциях, даже общались… И вот, на тебе! Вот ведь не поленился человек все фигурки на диаграммах расположить так, как в моих книгах, все варианты под копирку передрать. Мелкий нынче плагиатор пошёл, ленивый. Не то, что раньше, когда мой симметричный кроссворд аккуратно "разрезали" на две части и выдавали за два своих (см. http://suhin.narod.ru/plagiat.htm). Теперь всё проще. В 2000 году вышло в свет второе издание первой из моих книг "Удивительные приключения в Шахматной стране" (М.: Поматур). Как бы у читателей, которые впервые взяли в руки эту книгу после творения Кучерова, не сложилось впечатления, что это-де я такой сякой. Бог с ним с гонораром. Но хочется верить, что коллега передо мной хотя бы извинится. Или это не модно? 16.09.2003.

 

New Ответ из Шахматной Федерации Астраханской области от 29.04.2006

Уважаемый Игорь Георгиевич! Я, Спирин Алексей, из г. Астрахани. С недавнего времени в Шахматной Федерации Астраханской области я занимаюсь работой со СМИ. Обнаружив в сети Интернет Вашу статью "Новая охота на плагиаторов" о Кучерове Н.Г., я вынес озвученную Вами проблему на обсуждение Федерации. В результате Кучеров Николай Григорьевич написал Вам ответ:http://chess.real-plus.net/index.php?option=com_content&task=view&id=55&Itemid=36 С уважением, Спирин Алексей.

 

New Ниже привожу соответствующие материалы сайта ШФ Астраханской области:

Суббота, 29 апреля 2006. На последнем заседании Федерации обсуждалась статья И.Г.Сухина "Новая охота на плагиаторов", в которой в плагиате был обвинен тренер ДЮСШ№9 Кучеров Н.Г. Руководству ДЮСШ было поручено разобраться в этом конфликте. Результатом разбирательств стал ответ Николая Григорьевича Игорю Георгиевичу, содержащийся в данном материале.

Уважаемый Игорь Георгиевич!

Когда мне показали Вашу статью "Новая охота на плагиаторов", я был очень удивлен. Ответ Вам хочу начать с ее окончания. Вы пишите: "... но хочется верить, что коллега передо мной хотя бы извинится."

Игорь Георгиевич, Вы, наверное, забыли, что на одной из встреч с Вами в 1998 г. я сказал: "Вы меня извините, но мои поурочные планы, которые я написал для себя по Вашим разработкам, опубликованы". В ответ Вы махнули рукой и сказали: "А-а, я свою книгу уже 5 лет жду". Может быть, Вы вспомнили?

Я уже много лет веду уроки согласно Вашим рекомендациям (тематические разработки мне дали в спортшколе) и на основе Ваших работ. И в начале программы, и в конце ее упоминается и Ваше имя, и Ваши работы. Например: "... Основная задача программы - дать обучающимся основы шахматной игры для их практического применения. Она написана согласно тематическим разработкам И.Г.Сухина (г. Москва), научного сотрудника Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании и на основе его работ "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 - 5 лет" и "Приключения в Шахматной стране".

Игорь Георгиевич, Ваш труд даром не пропал, я всегда говорил и говорю, что благодаря Вашим разработкам, мы можем вести уроки (именно уроки) в начальных классах общеобразовательных школ.

25.04.2006. Н.Г.Кучеров, г. Астрахань.

 

New Из моего письма Алексею Спирину.

Спасибо за письмо, Алексей! Необычайно важно, что этот вопрос был поднят на заседании Шахматной федерации Астраханской области. Федерация проявила принципиальность, и это делает ей честь. Данный случай плагиата ни в коем случае не бросает тень на всю ШФ области, поэтому я сразу же убрал из Интернет-заметки наиболее "колючие" строчки. Согласен с комментарием на Вашем сайте, сделанном Кисуней по поводу ответа Н.Г.Кучерова: "Мда... Мягко сказать неубедительно..." Но это уже проблема самого Кучерова, а не Федерации (я не понял, зачем Кучеров фактически заимствовал у меня даже не строчку, две, а целых 7 газетных страниц текста - по недоразумению или по наивности?) Из ответа Кучерова я понял, что он официально извиняется. Этого достаточно.

С уважением, И.Г.Сухин 30-04-2006.

 

Финт второй: "Метода Поповой и Манаенкова"

Это было, оказывается, ещё раньше. В стародавнем 1995 году. Итак, М.Попова, В.Манаенков “30 шахматных уроков: Пособие для начинающих шахматистов” (Тула: Дворец детского и юношеского творчества, 1995). Самое обидное, что данные господа не только у меня кучу диаграмм позаимствовали, так они ещё и замечательного педагога Л.С.Белавенец подставили, заставив Людмилу Сергеевну написать к книге предисловие. Впрочем, быть может, я сгущаю краски? Печально, что соавторы написали неплохую в целом книгу-то, но зачем было воровать диаграммы? Ведь подобные задания, по большому счёту, не так уж сложно было придумать самостоятельно (причём это творческий, очень интересный процесс).

Сравним диаграммы М.Попова и В.Манаенкова с моими, из книги "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991).

С.10 “30 ШУ” п.3.5 – у меня это с.60, п.13.

С.12 “30 ШУ” п.4.6 – у меня это с.70, п.15.

С.12 “30 ШУ” п.4.5 – у меня это с.67.

С.12 “30 ШУ” п.4.8 – у меня это с.70, п.12. Здесь в одном задании сразу 4 примера, и “новаторы” наконец-то пару раз приставили зеркало.

С.14 “30 ШУ” п.5.7 – у меня это с.79, п.12. Опять 4 примера, и все украдены. Здесь даже зеркало поленились взять.

С.18 “30 ШУ” п.7.4 – у меня это с.105, п.4.

С.18 “30 ШУ” п.7.5 – у меня это с.105, п.5.

С.68 “30 ШУ” п.7 – у меня это с.95.

И этот ряд можно продолжать и продолжать, но зачем?

Огорчает, что подобное заимствование допустили сильные шахматисты. Ведь в книге есть восхитительные положения, которые я раньше не видел. Пример: мат в 2 хода на с.70, п.20. Если случится писать подходящее пособие, обязательно приведу этот пример и укажу авторов М.Попову и В.Манаенкова. Не хочется верить, что и данный пример у кого-то позаимствован. Уж очень красив! Ведь могут же творить, могут!

Самое печальное расположено на с.92. Рубрика “Использованная и рекомендуемая литература”. В нём 19 позиций. П.11 таков: И.Сухих "Приключения в шахматной стране", Москва, Педагогика, 1991. Мало того, что “Шахматной” написано с маленькой буквы, но я-то оказался Сухих, а не Сухин (заметают следы?) Неужели уважаемые плагиаторы не знают, что такие списки величают “братскими могилами”? Если берёте диаграмму у Сухина, будьте добры на той же странице, где даётся задание, указать “Из книги И.Г.Сухина…” И Сухин не в обиде, и авторы держат планку. Неужели это нужно объяснять? В результате все суды забиты исками. Почему же авторы этого не сделали? Неужели и ВСЕ остальные примеры у них “надёрганы” из списка “Использованная и рекомендуемая литература”? Неужели и своего-то нет? Надеюсь, что авторы принесут мне свои извинения.

Пугает, что данный коллектив авторов недавно выпустил продолжение “30 уроков шахматной тактики” (Тула, 2001) и снова со списком “использованной литературы”. Теперь уже без "рекомендуемой". Братская могила расширяется… Неужели так трудно подобрать свои примеры или грамотно привести ссылки? 16.09.2003.

 

Финт третий: "Метода Шепиловой "

(Из открытого письма издательству “Росмэн”)

УВАЖАЕМЫЙ ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ!

Давно слежу за детскими и развивающими книгами Вашего издательства. Почти все они самого высокого уровня. Однако недавно поступила в продажу новая шахматная азбука, которую ни в коем случае нельзя показывать детям, и выпустил её, как ни странно, "Росмэн" (это единственная непрофессиональная книга уважаемого мною издательства, а удач было много, в том числе "Книги битв" А.Торопцева). Книга эта - "Шахматное королевство (М.: Росмэн, 1996, текст Натальи Шепиловой). Иллюстрации в подарочной книге чудесны, а содержание - пародия на шахматы. Материал книги плохо систематизирован, термины объяснены неполно и неточно. Цитировать её можно бесконечно, но чтобы не быть голословным приведу примеры.

"Если же игрок, пожертвовав своей фигурой, не получает выигрыша более ценной фигуры соперника либо улучшения своей позиции, то такая жертва называется необоснованной. Это приводит к потере качества" (с. 78). Нелепица на нелепице (качество здесь ни при чём), а ведь это предпоследний абзац книги!

"На диаграмме можно записать все возможные передвижения фигур по шахматной доске" (с.16). На диаграмме ничего не записывают.

"На диаграмме самый нижний горизонтальный ряд - это горизонтальный ряд h-1, самый верхний - горизонтальный ряд h-8" (с.18). Не верно. Нижний ряд - первая горизонталь, верхний ряд - восьмая горизонталь.

"Сокращённо диагонали обозначаются так: например, с3-g7 или b2-h8, то есть записываются координаты первого и последнего поля диагонали" (с.22). Нет диагоналей с3-g7 и b2-h8, а есть диагональ a1-h8.

Но если бы дело было только в этом, то это письмо я бы не стал писать. Дело в том, что часть материалов дословно списана с моей книги "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991).

ПЛАГИАТ, это очень нехорошо. Вот примеры:

"Шахматный конь неохотно открывает дошкольнику свои секреты. Конь - фигура с норовом, укротить его нелегко" (Сухин, с.80).

"Шахматный конь неохотно открывает начинающим игрокам свои секреты. Конь - фигура с норовом, укротить его нелегко" (Шепилова, с.43).

"Играя в шахматы, противники по очереди делают ходы – передвигают свои фигуры по доске... Каждая фигура перемещается по-своему" (Сухин, с.47).

"Играя в шахматы, соперники поочерёдно делают ходы – передвигают свои фигуры по шахматной доске. Каждая фигура перемещается по-своему..." (Шепилова, с.30).

"За один ход ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали... Если на пути встретятся другие фигуры - всё равно, свои или неприятельские, - перепрыгивать через них или становиться с ними на одной клетке мы не можем. Но мы имеем право побить фигуру другого цвета, которая окажется на нашей дороге" (Сухин, с.47).

"За один ход ладья может переместиться на любое количество полей свободной горизонтали или вертикали. Если на её пути встретятся другие фигуры - свои или соперника, - перепрыгивать через них ладья не может. Она имеет право побить фигуру другого цвета, которая оказалась на её дороге" (Шепилова, с.36).

Забавно, что, даже списывая у меня, Шепилова ухитряется ошибаться. Вот примеры:

"В центре слон очень силён. В углу стоять слон не любит..." (Сухин, с.58).

"В центре поля слон очень силён, в углу он стоять не любит" (Шепилова, с.41).

Слон силён не в центре поля, а в центре (доски)!

"В начальном положении пешки прикрывают своим строем остальные фигуры. Пешки, стоящие на одной вертикали с ладьями, - Ладейные пешки. Коней прикрывают Коневые пешки, слонов - Слоновые, ферзей - Ферзевые, королей - Королевские" (Сухин, с.84).

"В начальном положении пешки прикрывают остальные фигуры. Пешки, стоящие на одной вертикали с ладьями, - это Ладейные пешки. Коней прикрывают Конные пешки, слонов - Слоновые, ферзей - Ферзевые, королей - Королевские пешки" (Шепилова, с.50). Двойка за списывание. Не бывает конных пешек, бывают - коневые.

Подобные примеры можно приводить и приводить. Но стоит ли? "Суду всё ясно".

Во всей книге Шепилова пишет - "соперники". В шахматном кодексе игроки называются только противниками и партнёрами.

В заключение нельзя не привести ещё одну фразу Шепиловой: "Необходимо быть уверенным, что, жертвуя фигурой (так у Шепиловой раз за разом - не фигуру, а фигурой!!), вы извлечёте для себя пользу" (с.77).

Так и хочется с сарказмом заметить, что если вы прочитаете эту книгу, то, "жертвуя фигурой" или "конной пешкой", не "извлечёте для себя пользу".

Такие издания - беда для популяризации шахмат.

Почему я так подробно остановился на этой работе? Недавно я существенно дополнил свою книгу и под названием "Удивительные приключения в Шахматной стране" она получила гриф "Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации" (этот гриф получило также несколько моих шахматных учебников и пособий для начальной школы). Сейчас она принята к изданию. И мне бы не хотелось чтобы "Росмэн" продолжал тиражировать как ворованные, так и некачественные материалы. Я пытался дозвониться Вам, но Ваши сотрудники посоветовали мне написать письмо. Жду ответа. 4.06.1998.

И.Г.Сухин, научный сотрудник Института теории образования и педагогики Российской академии образования, руководитель проекта "Шахматы детям", автор учебно-методического комплекта для начальной школы "Шахматы, первый год", автор книг "Приключения в Шахматной стране", "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет", "La bolsita magica del ajedrez. El ajedrez para los mas pequenos" и многих других.

 

 

 

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/plag.htm

© 2003-2009 Сухин И.Г.

 

 

 

Hosted by uCoz