Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

И.Р.Андреева "Шахматы и школа"

В наше время шахматы довольно активно превращаются из собственно вида спорта в средство обучения детей. Что послужило толчком к этому, не знаю. Скорее всего, просто естественное развитие событий. Меня попросили рассказать о том, как мы оказались вовлечены в этот процесс.

Мы функционируем как филиал областной СДЮШОР по шахматам при Кемеровском государственном университете, т.е. учреждение сугубо спортивное, даже более того. Название "школа олимпийского резерва" предполагает профессиональный подход к делу.

Более десяти лет тому назад завуч школы №89 обратилась ко мне с предложением организовать уроки шахмат в первых гимназических классах. Тогда эти классы набирались впервые, и стремление руководства школы сделать обучение в них интересным выглядело вполне логичным. Однако я уверена, что завуч смотрела намного дальше. Это сейчас никого не нужно убеждать в том, что шахматы полезны детям с точки зрения развития их логического мышления и т.п. Тогда, 11 лет назад, эта идея была где-то даже новаторской.

Дело двигалось, постепенно выработалась система. Школа ежегодно объявляла набор в 1 "А" класс с шахматным "уклоном". На протяжении обучения в начальной школе в этой параллели велись уроки в режиме два раза в неделю. Первые несколько лет уроки велись непосредственно в школе, затем на базе Рудничного дома творчества.

Что и кому эта работа давала полезного?

Скоро я заметила, что активность посещения занятий напрямую зависела от позиции учителя, работающего с детьми в школе. Думающий педагог быстро разбирался, что дети, посещающие уроки шахмат, гораздо лучше успевают на уроках математики. На самом деле я думаю, что это касается не только математики, просто на точных науках легче уловить и "вычислить" этот процесс.

Что касается меня, то я все-таки сотрудник спортивной школы. Работа с большим числом детей дает возможность отобрать наиболее способных и привлечь их к профессиональному занятию спортом. Не могу сказать, что это легко удается. Способный ребенок-это здорово, но этого мало. Нужно еще, чтобы его родители хотели, чтобы он занялся этим видом спорта. Все-таки речь идет об очень маленьких детях.

Однако, результаты говорят сами за себя. Могу сказать, что на данный момент в этой школе (теперь это уже лицей) две действующих Чемпионки области; пятеро ребятишек завоевали право выступать на Чемпионатах Сибирского федерального округа; команда школы – Чемпион города среди школьных команд на призы клуба "Белая ладья"; девочки(!) 3 "А" фактически выиграли первенство области среди детских коллективов возрасте до 10 лет, где играли и почти все сильнейшие мальчики Кузбасса и т.д. Могу долго продолжать в том же духе.

Хочу подчеркнуть, что занятия шахматами в общеобразовательной школе нужно рассматривать как некий органичный процесс: часть ребятишек (и их единицы) находит себя в шахматах, для большей же части детей (и их подавляющее большинство), уроки шахмат являются одним из элементов так называемого "развивающего блока".

Нужно сказать о том, что при КемГУ действует такая структура, как Центр непрерывного образования, в которую входит замкнутая система “садик-школа-университет". Неразумно было бы не воспользоваться этой системой в свете всего вышесказанного. Второй год мы ведем уроки шахмат в двух гимназиях – №№1 и 62 , входящих в структуру ЦНО. В прошлом году ребятишек приводили к нам, в шахматный клуб КеГУ, в том же режиме – два раза в неделю, комплектуя группы в виде групп продленного дня. В этом году работа организована на базе гимназий. Проблем хватает. Закупка инвентаря – тоже проблема, поскольку, как ни странно это звучит, хорошие, удобные для детей шахматы, найти не так-то просто.

Ведем занятия еще в двух школах – №№10 и 84 – уже на протяжении четырех лет.

Более года назад мы задумались о том, что, начиная занятия в первых классах, мы уже опаздываем, и довольно сильно. Профессиональные тренеры меня поймут – участие в Чемпионатах среди малышей в возрасте до 8 лет никто не отменял. А когда мы узнали, что в г. Прокопьевске занятия ведутся в 9 (!) детских садиках, ситуация разрешилась сама собой. Теперь я веду занятия в двух детских садиках все той же структуры ЦНО. Сейчас у нас учатся играть в шахматы около 50 малышей в возрасте 5-6 лет. Это самые благодарные ученики, и работа с ними доставляет массу удовольствия.

Однако при работе с такими малышами сразу же встала проблема грамотной методической постановки занятий с учетом детской психологии. Любопытно, что примерно в это же время мы вышли на сайт chess555.narod.ru. Я вообще мало верю в случайности, просто ситуация развивалась логически. Информация, которую я почерпнула на этом сайте, оказалась для меня крайне полезной. Самое большое желание теперь – раздобыть книги, написанные И.Г.Сухиным. В Кемерове сделать это совсем не просто. Так что пока пользуюсь одной – "Удивительные приключения в Шахматной стране". Надеюсь к началу следующего учебного года подготовиться в этом смысле более основательно.

Очень важно, что интерес к такой работе со стороны администрации города, и, более того, со стороны руководства Университета огромный. Нас поддерживают, и самым существенным образом. Без этой поддержки быстро организовать работу было бы сложно. 19.10.2003.

Автор: Андреева И.Р., старший методист – инструктор СДЮШОР по шахматам, мастер спорта, Кемерово.

Адрес шахматного клуба Кемеровского Государственного Университета – http://www.kemsu.ru/chess.

 

Программа "Шахматы, первый год"

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин “От сказки к шахматам”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Программа "Шахматы, второй год"

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

Программа "Шахматы, третий год"

Шахматы в школе

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

Империя ссылок

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/andreeva.htm

© 2003 Андреева И.Р.

 

 

Hosted by uCoz