Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

РШФ

От методики к практике

Шахматная неделя, №49, декабрь, 2003, с.7

Состоялось очередное заседание ДЮК РШФ. Одним из ключевых вопросов стало создание специальной методической подкомиссии "Шахматы и образование". Председателем новой структуры назначен И.Г.Сухин – научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, член Союза писателей РФ, руководитель проекта "Шахматы детям" МО РФ. Игорь Георгиевич хорошо известен нашим читателям. В №47 опубликована его статья "Золотой ключик".

Председатель ДЮК предложил И.Сухину подготовить развёрнутую публикацию в СМИ с подробным изложением целей, задач и программы работы подкомиссии, которую мы и помещаем на страницах нашей газеты.

 

На только что завершившем работу 74-м конгрессе ФИДЕ решено придать дополнительный импульс деятельности Комитета "Шахматы в школе". При этом Исполком ФИДЕ объявил 2005-й годом "Шахмат в школе".

Поэтому важно, чтобы подобная подкомиссия была создана и в РШФ. Акцент в работе будет сделан на дальнейшем продвижении общеразвивающего направления в шахматах. Не случайно, на заседании ДЮК впервые за многие годы присутствовали не только её члены, но и представители Министерства образования (МО) и Российской академии образования (РАО).

Комиссия не будет касаться спортивной составляющей шахмат – у неё иные задачи. Поле деятельности не ограничено школой. Не менее важно охватить дошкольный сектор и семью, именно здесь колоссальнейший резерв. Многие современные молодые мамы мечтают о том, чтобы отдать своих 5–6-летних детей в шахматные студии, но не знают куда. А родители 3–4-летних малышей сами хотели бы научить своих чад азам мудрой игры, но не владеют методическими приёмами. Помочь и тем и другим – наша задача.

В целом современное состояние проблемы "Шахматы и образование" характеризуют 7 положений:

1. Россия является мировым лидером не только в спортивных шахматах, но и в вопросах методики преподавания шахмат в начальной школе и в системе дошкольного образования.

Большой вклад в развитие отечественной методики обучения детей дошкольного и школьного возраста внесли: Л.С.Белавенец, М.В.Блох, В.И.Гончаров, Д.А.Давлетов, В.Г.Зак, В.В.Костров, А.Н.Костьев, Е.Н.Кучумова, Е.П.Линовицкий, А.Г.Мазья, С.Ю.Макарычев, М.И.Макарычева, В.И.Мечитов, В.А.Пожарский, И.Л.Славин, А.А.Тимофеев, В.Б.Уманский, В.С.Цатурян, Н.Г.Яковлев и многие-многие другие.

Отметим огромные методические наработки сотрудников РГУФК под руководством Е.П.Линовицкого, пособия Президента МШШС А.Н.Костьева "Уроки шахмат" и "Учителю о шахматах", многочисленные книги санкт-петербургских новаторов, аналитический труд А.А.Тимофеева "Уроки шахмат в начальной школе", работы В.И.Гончарова "Очерки по шахматной педагогике" и "Войди в мир шахмат в своей школе", серию методических разработок "Шахматы в школе" В.С.Цатуряна, злободневный сборник "Дагомыс – 2003", прекрасную публикацию А.А.Сапфирова "Шахматы в детском саду" ("Шахматы в СССР", №4, 1982) об опыте работы с дошкольниками в Краснодарском крае. Всего не перечесть.

2. Благодаря инициативе Отдела начальной школы Министерства образования РФ в 1993 году разработана, одобрена МО и включена в министерские сборники программа "Шахматы – школе".

В результате для начальной школы написаны, изданы и получили гриф "Рекомендовано МО РФ" учебники и пособия "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы" (Обнинск, Духовное возрождение, 1998), "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя" (Обнинск, Духовное возрождение, 1999), "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для четырёхлетней начальной школы, второй год обучения" (Обнинск, Духовное возрождение, 2003), "Удивительные приключения в Шахматной стране: Занимательное пособие для родителей и учителей" (М., Поматур, 2000), готовятся к изданию остальные пособия учебно-методического комплекта для начальной школы.

Необходимо отметить, что в западных странах для преподавания в начальных школах отбирался лучший из учебников для начинающих и ему присваивался министерский гриф. При этом не учитывалось то обстоятельство, что учебники для начинающих изначально непригодны для школьного обучения детей 6–9 лет. В России пошли другим путём: разработаны учебно-методические комплекты специально для начальной школы (программа, учебник, пособие для учителя, пособие для родителя, хрестоматия). Для каждого класса свой комплект. При этом курс ориентирован на педагога с минимальной шахматной подготовкой.

3. Шахматы как основной предмет начальной школы введены в Калмыкии, Республике Саха и многих школах других регионов.

Неоценим тот вклад, который вносят в развитие школьных шахмат наши легендарные чемпионы А.Е.Карпов и Г.К.Каспаров со своими коллективами единомышленников.

Однако будем смотреть правде в глаза – на сегодняшний день уровень преподавания шахмат в общеобразовательных школах оставляет желать лучшего. Именно по этой причине в своё время провалились широко разрекламированные эксперименты в ряде зарубежных стран, есть и негативный отечественный опыт. Но не ошибается тот, кто ничего не делает – выводы сделаны, и, несмотря на массу проблем, с которыми сталкиваются педагоги-шахматисты, очень многие из них работают очень продуктивно. К примеру, З.А.Нейштадт (Самара), Г.А.Плокидина (Ростов-на-Дону), Н.И.Беспалова (Астрахань), В.К.Горбунов (Когалым), а также коллектив учителей из московской школы №1297.

4. Многие директора школ РФ хотели бы видеть в расписании шахматные уроки, но не решён кадровый вопрос.

Это – вопрос вопросов, но педагогические коллективы РГУФК, МГСУ и др. в состоянии дать на него положительный ответ.

5. Информации о детских садах и школах, где проводятся регулярные шахматные занятия, крайне мало, хотя количество подобных школ исчисляется тысячами.

Это один из ответственных участков нашей работы. Начальник Отдела учреждений дополнительного образования детей МО РФ С.В.Барканов подчеркнул на заседании ДЮК, что МО заинтересовано в том, чтобы в каждом из 89-ти субъектов федерации была создана экспериментальная площадка, базовая школа. Это ваш шанс. Пишите нам о вашем опыте.

6. В России увидело свет большее число газетных, журнальных публикаций и пособий, посвящённых шахматным занятиям с дошкольниками, чем во всех других странах мира вместе взятых.

Нами будет обнародован наиболее полный библиографический перечень подобных публикаций, которые станут хорошим подспорьем и для родителей, и для педагогов, работающих в детских садах. Так как в последние 10 лет издано множество малотиражных пособий, которые могли ускользнуть от внимания членов комиссии, просьба их авторов откликнуться. Это в ваших же интересах. Лучшее будет широко пропагандироваться. Среди методических пособий отметим следующие: В.Г.Гришин, Е.И.Ильин "Шахматная азбука" (1980), В.И.Гончаров "Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре" (1984), В.Г.Зак, Я.Н.Длуголенский "Я играю в шахматы" (1985), В.Г. Гришин "Малыши играют в шахматы" (1991), И.Г. Сухин "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет" (1994), И.А. Бареев "Гроссмейстеры детского сада" (1995).

7. Публикаций в отечественной прессе по методическим вопросам недостаточно.

А здесь вся надежда на шахматные СМИ. Если нам удастся ощутить хотя бы часть той фантастической поддержки, которую оказали шахматные издания направлениям "Шахматы – школе" и "Шахматы – детскому саду" в 1980-1991 гг., то наша любимая игра вернёт утраченные позиции и в семье, и на телевидении, и в обществе в целом.

Если всесторонне рассмотреть 7 перечисленных аспектов, то можно видеть, что основой работы методической комиссии станет треугольник: семья, детский сад, школа. Среди первоочередных задач:

Для начала ждём от вас информацию о тех школах и детских садах, где шахматы присутствуют не как кружок, а как полноправный урок. Нужно указать город, номер школы или детского сада, фамилию педагога, возможность оперативной связи с ним, а также данные о том, в каких именно классах ведутся занятия и какие пособия используются. Оптимальный вариант – наличие в каждом регионе координатора с Интернетом.

Игорь Сухин

 

Связаться с руководством подкомиссии "Шахматы и образование" вы можете по телефону (095) 966-79-48 или по E-mail: suhin_i@mail.ru, сайты в Интернете: http://chess555.narod.ru и http://suhin.narod.ru.

 

Также на с.7 "Шахматной недели" помещён следующий материал:

"Документ: Итоги заседания детско-юношеской комиссии РШФ 27 ноября 2003 года"

(Примечание: на нашем сайте публикуются небольшие извлечения)

Ведущий – председатель ДЮК РШФ, международный гроссмейстер Ю.С.Разуваев. Присутствовали: Кентлер А.Р. (Санкт-Петербург), Юнеев А.М. (Санкт-Петербург), Сапфиров А.А. (Краснодар), Губенко О.А. (Ессентуки), Мазья А.Г. (Москва), Мешков Ю.А. (Смоленск), Чунаков В.С. (Нижний Новгород), Пожарский В.А. (Рязань), Дубов Э.Л. (Москва), Костьев А.Н. (Москва), Лобач П.В. (Саратов), Казаков В.А. (Северо-Западный ФО, Череповец), Потапов А.Ю. (Уральский ФО, Салехард), Стецко О.В. (Москва), Быховский А.А. (Москва), Цатурян В.С. (Москва), Сухин И.Г. (Москва), Ульянов В.В. (Самара), Старцев В.Н. (Уфа), Дворкович В.Я. (РШФ), Струтинская Г.Н. (РШФ), Барканов С.В. (Минобразования), Киселёв В.И. (ВДО "Спортивная Россия").

Валерий Иванович Киселёв, начальник управления Всероссийского добровольного общества "Спортивная Россия" (которое является проводящей организацией Всероссийских детских соревнований по шахматам "Белая ладья"), рассказал о целях и задачах соревнований, их организации, финансовых расходах. Он особо подчеркнул, что так же, как создан центральный Оргкомитет "Белой ладьи" под председательством Г.К.Каспарова, так в субъектах РФ должны быть созданы областные (республиканские, городские) оргкомитеты, включающие руководство облспорткомитетов, органов народного образования, шахматных федераций и других учреждений и общественных организаций…

Далее председатель ДЮК РШФ Ю.С.Разуваев сообщил, что в соответствии с рекомендацией Исполкома РШФ полезно создать внутри ДЮК подкомиссию "Шахматы и образование", которая занималась бы методическими вопросами преподавания шахмат в дошкольных и школьных учреждениях, и предложил на должность председателя этой комиссии известного специалиста и автора шахматных учебников для детей, научного сотрудника Института теории образования и педагогики РАО Сухина Игоря Георгиевича. И.Г.Сухин рассказал о своей работе в этом направлении и ответил на вопросы.

Поскольку возражений против кандидатуры И.Г.Сухина не поступило, он утверждается председателем подкомиссии "Шахматы и образование".

…массовость – первое условие будущего мастерства… Не будь в Якутии шахматного Всеобуча, такой прекрасный результат вряд ли был бы возможен…

Председатель ДЮК также сообщил, что в процессе проработки находятся два больших мероприятия:

1) согласование и принятие Минобразования и ДЮК РШФ совместной программы развития детских шахмат в России;

2) возрождение для сильнейших юных шахматистов страны Шахматной школы им. М.М. Ботвинника, в которой уже дали принципиальное согласие работать несколько сильнейших шахматистов мира…

Начальник Отдела учреждений дополнительного образования детей Министерства образования России С.В.Барканов подтвердил готовность Минобразования к совместной работе с ДЮК над программой развития детских шахмат; в частности готовится приказ по министерству о расширении шахматного образования в средних школах с конкретной программой на два года (в каждом субъекте РФ выбирается конкретная школа, которая в дальнейшем будет образцовой для данного субъекта РФ).

Владимир Шишкин, представитель сайта РШФ и "Шахматной недели", пригласил всех к более активному сотрудничеству с сайтом РШФ, в частности, в присылке материалов по детско-юношеским шахматам.

Председатель ДЮК РШФ Ю.С.Разуваев

Секретарь В.А.Пожарский

 

Программа "Шахматы, первый год"

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Программа "Шахматы, второй год"

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

Программа "Шахматы, третий год"

Шахматы в школе

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/cw2.htm

© 2003-2009 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz