Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

В Российской шахматной федерации

Золотой ключик

Шахматная неделя, №47, ноябрь, 2003, с.7

(Примечание: это полная версия статьи; в ней приведены и небольшие фрагменты, исключённые редактором – они выделены курсивом; принципиальный среди них – один: из статьи выпало существенное уточнение "как факультатив "Шахматы - школе", из-за чего далее непонятно, о каком факультативе идёт речь; название статьи "Золотой ключик" дано редакцией, оно не представляется удачным, так как лет 25-30 назад в "64" была статья с таким заголовком)

 

В 80-е годы широчайший размах в стране приобрело движение "Шахматный всеобуч". И не случайно в 1986 году в ШФ СССР была создана специальная комиссия "Шахматы - школе", расформированная в дальнейшем после распада СССР.

В настоящее время представляется актуальным воссоздание этой комиссии. Данный вопрос на первом заседании Исполкома РШФ 27 июня поставил А.А.Тимофеев (спасибо "Шахматной неделе" за публикацию его статьи "Легко ли быть учителем шахмат?" в №35). Затем на заседании ДЮК РШФ вопросы преподавания шахмат в школе прозвучали в выступлении В.С.Цатуряна и других. 24 сентября на втором заседании Исполкома РШФ было обнародовано письмо Л.И.Абалкина и А.Е.Карпова, в котором предлагалось создать комиссию "Шахматы и образование". На заседании Исполкома к тому же призвали В.И.Краюшкин и А.Н.Костьев.

В самом деле, до сих пор РШФ ориентируется только на спортивную составляющую шахмат, совершенно игнорируя общеразвивающее направление (линию В.А.Сухомлинского). Неужели не очевидно, что без поддержки низового звена - детских садов и школ - вся пирамида развалится (что повсеместно и происходит)? В последние годы Министерство образования (МО) начинает оказывать РШФ всё большую поддержку. В ноябре 2002 года в МО РФ был проведён круглый стол, посвящённый проблемам и болевым точкам "Шахматного всеобуча". Важно закрепить наметившийся альянс МО РФ с РШФ и создать в РШФ общественную комиссию или подкомиссию "Шахматы и образование". Подобные комиссии есть в 70-ти национальных шахматных федерациях (Франции, Германии и др.) При этом в её ведении должны быть следующие чётко структурированные вопросы: а) шахматы и дети, не посещающие детские сады (шахматы и семья); б) шахматы в детском саду; в) шахматы как урок в школе; г) шахматный кружок в школе; д) подготовка педагогов для детских садов и школ. Именно это станет надёжным основанием шахматной пирамиды, на вершине которой находится РШФ и чемпион мира, а также базой для дальнейших успехов отечественной шахматной школы.

Не следует полагать, что работа новой комиссии начнётся с чистого листа. Россия всегда славилась своими методистами: в столице и в регионах накоплен колоссальный опыт, написаны сотни статей и книг. Огромны ресурсы и наработки РГУФК, успешно функционирует Межрегиональный шахматный центр, всё большее признание получает МШШС, кафедра шахмат создана в МГСУ и т.д.

Следует подчеркнуть, что основой основ будущей комиссии должна быть пропаганда шахмат на всех уровнях. В конце августа я был в Ульяновске, где по предложению Ульяновской областной ШФ (председатель В.А.Парфёнов) провёл двухдневный семинар для руководителей кружков, учителей и тренеров. Это мероприятие было поддержано всеми ветвями власти: Главным управлением образования Ульяновской области (на мероприятии представляла начальник отдела Л.П.Сафонова), Комитетом по физической культуре и спорту (финансировал поездку зам. председателя Н.А.Ловыгин), Институтом повышения квалификации (ректор ИПК ПРО Т.Ф.Есенкова непосредственно обеспечила проведение семинара). Там, где все ветви власти поддерживают продвижение "Шахматного всеобуча", успехи не заставят себя ждать.

Немаловажно и то обстоятельство, что благодаря инициативе МО РФ, в России уже с 1993-1994 гг. шахматы включены в сетку уроков (как факультатив "Шахматы - школе"), и шахматные программы для начальной школы с 1996 года регулярно приводятся в сборнике министерских программ (этот сборник находится в кабинете каждого директора школы). И программы эти подкреплены обязательными красочными учебниками и пособиями для учителей (этого пока нет ни в одной другой стране мира).

Здесь следует уточнить, что такое шахматный факультатив. Многие полагают по старинке, что это дополнительные занятия, проводимые после уроков. На самом деле, факультативы нового поколения в начальной школе присутствуют в сетке уроков наряду с математикой и русским языком. С 1993 года официально в начальной школе были выделены учебные часы для факультативов (2 часа в первом классе, по 3 часа во втором, третьем и четвёртом классах). Учителям предоставляется выбор из нескольких факультативных курсов, причём один из них - шахматный. Конечно, не каждый директор склонен выбрать именно шахматы, но если такой выбор сделан, то шахматы становятся в данной школе обязательным предметом (например, как в московской школе №1202 и др.)

Особенность курса "Шахматы - школе" состоит в том, что он предназначен в первую очередь для обычного учителя начальной школы, не знакомого прежде с шахматами. По нашему мнению, это единственный путь, чтобы в дальнейшем шахматы вошли в жизнь каждой начальной школы, ведь педагогов – игроков большой практической силы на все школы не хватит. В пособиях для учителя детально описывается каждый из программных уроков (с вариантами) и объясняется элементарный шахматный материал.

Вместе с тем в начальной школе почти по каждому предмету у учителя есть несколько вариантов учебно-методических комплектов. По шахматам же пока только один. Дерзайте, новаторы! В первую очередь необходимы учебники для педагогов-разрядников, которые могут гораздо быстрее "проходить" с детьми учебный материал. Но следует предупредить сразу - получить одобрение Экспертного совета МО непросто. В заключение замечу, что реально во многих регионах шахматы стали реальным предметом в начальной школе, причём педагоги работают по самым различным методикам и программам, утверждённым школьным советом, городом, областью, краем и т.д., и это хорошо. Главное не то, по какой программе работать, а то, как найти ключик к сердцу детей, научить их мыслить. В свою очередь, официальная министерская программа служит юридическим (формальным) обоснованием для директора включить шахматы в перечень уроков. Благодаря этому учителя шахмат в России имеют возможность получать зарплату не только как педагоги дополнительного образования, но и как собственно учителя шахмат!

Хотелось бы найти среди читателей "Шахматной недели" единомышленников - людей, которым небезразлична судьба школьных и дошкольных шахмат в России.

Игорь Сухин

От редакции: автор статьи – научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, член Союза писателей России, руководитель проекта "Шахматы детям" МО РФ (с 1993 г.), кандидат в мастера. E-mail: suhin_i@mail.ru, сайты в Интернете: http://chess555.narod.ru и http://suhin.narod.ru. Контактный телефон в Москве: 966-79-48.

 

На с.1 данного номера "Шахматной недели" вверху справа заголовок "Цитата номера":

"Там, где все ветви власти поддерживают продвижение "Шахматного всеобуча", успехи не заставят себя ждать".

Из статьи Игоря Сухина

 

 

Программа "Шахматы, первый год"

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Программа "Шахматы, второй год"

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

Программа "Шахматы, третий год"

Шахматы в школе

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/cw1.htm

© 2003 Сухин И.Г.

 

Hosted by uCoz