Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

ШАХМАТНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (Владимир Алексеевич Парфёнов, Ульяновск) - http://simbirskchess.al.ru.

АВТОРСКАЯ РАБОТА ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ШАХМАТАМ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ №83 Г. УЛЬЯНОВСКА БЛАГОДАРНОГО АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВИЧА

Тема: УРОКИ ШАХМАТ В 1-м КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ, УЛЬЯНОВСК, 1999 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

3. ПРЕПОДАВАНИЕ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

4. ТЕМАТИКА КУРСА

5. ПРОГРАММА КУРСА

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7. ЛИТЕРАТУРА

1. ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в начальной школе происходят изменения: “на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности и раскрытию творческих способностей” [14].

Основным на уроке “становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности” [14].

При этом обучение детей должно быть радостным, без принуждения, при поддержке устойчивого интереса к знаниям, с использованием многообразия форм обучения. Эти позитивные идеи теоретиков и практиков начальной школы позволяют реализовать грамотно поставленный процесс обучения детей шахматам [14].

Шахматы формируют личность ребенка, его способность думать, развивают наглядно-образное и логическое мышление, воспитывают усидчивость, целеустремленность. Ребенок, играющий в шахматы, становится более собранным и самокритичным, привыкает думать, самостоятельно принимать решение, бороться до конца, не унывать при неудачах [14].

Правда, строгих полномасштабных доказательств влияния шахмат на умственное развитие ребенка до сих пор нет [4]. Опыт различных стран действительно свидетельствует, что дети, которые играют в шахматы, учатся лучше, чем остальные. Но не шахматы тому причиной, секрет в том, что интеллектуально развитые дети (например, отличники по школьным предметам, победители математических олимпиад), проявляя интерес к шахматам, достигают высоких результатов и в шахматах. Несмотря на несомненные педагогические достоинства, которые имеют шахматы, ни в одной стране они не введены в систему образования повсеместно или на длительное время [3].

Еще сто лет назад в некоторых странах Европы начинают вести уроки шахмат. У нас в России шахматы приходят в школы в двадцатых годах в основном в качестве кружковой работы. В пятидесятых годах в школах страны началось массовое экспериментирование: уроки шахмат ведутся как в средних, так и в начальных классах. И только в восьмидесятых годах произошло коренное изменение в отношении к шахматам: от лозунга "Шахматы в школе" к лозунгу "Шахматы - школе" [1]. Изменение лозунга не простая формальность: от уроков и кружков, нацеленных только на спортивные успехи, школа стала переходить на преподавание шахмат, направленное и на общее развитие личности ребенка, на интеллектуальный рост детей.

В 1987 году защищена первая "шахматная" кандидатская диссертация, где экспериментально доказан развивающий эффект шахмат.

А в начале девяностых годов сформированы три направления школьных шахмат [1, 2]:

- спортивное, по-прежнему сегодня самое представительное в школах: это - шахматные кружки и уроки с последующим отсевом необучаемых учеников, менее одаренных детей;

- специальное (прикладное), когда шахматы используются при обучении других предметов: математике, языку, информатике, экономике, истории, трудового обучения и других [3];

- развивающее, направленное на общее развитие личности и предназначенное для всех без исключения учеников.

Как за рубежом, так и в России обучение шахматам обычно проводят хорошие игроки-практики, профессиональные шахматисты, владеющие теорией шахматной игры и имеющие высокую шахматную квалификацию [14]. Для них главное - спортивные успехи, а вовсе не развитие ребенка. Учить шахматам всех детей без исключения и при этом сознательно стремиться к формированию их интеллекта - трудно и далеко не всем профессиональным шахматистам доступно. Спортивные результаты заметнее, чем учебные, быстрее достижимы у одаренных детей [5].

Такие профессиональные шахматисты-преподаватели (тренеры) работают по собственной программе, используют шахматную литературу, написанную специально для достижения спортивных целей, проводят отбор более одаренных детей, работают с детьми, у которых уже есть интерес к шахматам, и ставят перед детьми исключительно спортивные цели (и достигают их).

Но такой традиционный метод обучения шахматам (спортивный) не работает в массовой аудитории, приводит к провалу в обучении шахматам в массовой аудитории (всего класса, например). Причина - отсутствие у большинства обучаемых интереса к шахматам [3].

К такому выводу пришел и автор этих строк после нескольких попыток обучения шахматам всех учеников одного класса (даже самого сильного в своей параллели) в одной из школ города Ульяновска.

Для преподавания шахмат как предмета, преследующего в первую очередь развивающие учебно-педагогические цели, необходимо [3]:

- наличие соответствующих этому учебно-методических материалов обучения шахматам;

- наличие подготовленных для этого учителей шахмат.

Тогда универсальное средство общего развития школьника, каким являются шахматы, из потенциального состояния перейдет в действительно дающее развивающий эффект.

2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Имеется множество учебников, руководств, а также программ обучения детей шахматам как самостоятельно, так и под руководством взрослых. Но все они нацелены на достижение спортивных целей, написаны для тех, у кого уже есть интерес к шахматам. Как раньше, так и теперь эти материалы поддерживают спортивное направление школьных шахмат.

Для обеспечения же развивающего направления школьных шахмат массовой учебно-методической литературы почти нет.

Автору этих строк известно чуть более десятка публикаций, которые можно (с некоторыми оговорками) использовать сегодня именно для развивающего обучения шахматам в начальной школе [6-9, 11-15].

С начала восьмидесятых годов в нашей стране стала появляться шахматная литература, в которой шахматное содержание переплетается с занимательностью сказки [6-9, 11-13]. В этих сказках действуют либо оригинальные герои (в книгах для детей младшего школьного возраста), либо канонические персонажи (в книгах для детей 2-7 лет).

Именно занимательность и доступность сказочной формы обучения несет в себе успех у массовой аудитории: даже самые неподготовленные к обучению в школе первоклассники увлекаются сюжетом сказки, приключениями её героев. И постепенно втягиваются в изучение шахмат.

При этом часть этой литературы имеет один очень важный недостаток (с точки зрения развивающего обучения): в них мало упражнений, задач, заданий, при решении которых (как в математике, например) и происходит развивающее обучение [6-9]. Но зато это были первые попытки дать толчок массовому обучению шахматам дома, в детском саду, в начальной школе.

Авраменков А. [10] не придумывал сказки, а пошел другим путем: после знакомства с доской, с общими правилами игры, с нотацией, с правилами игры двух фигур (короля и ладьи) идет объяснение шаха, мата и постановки мата двумя ладьями. При такой методике обучения ученики почти с первых уроков начинают играть на доске и уже в начале обучения учатся ставить мат. Автор публикации замечает, что "проведение уроков в сухой, академической манере" не способствует обучению. Необходимо "использовать "живой" материал (сказки, загадки, басни, стихи, считалки, скороговорки, рисунки, слайды и другое)". И предлагает учителю самому всё это найти.

Автор этих строк использовал публикацию Авраменкова А. в обязательном обучении шахматам всего класса в одной из школ Ульяновска. И начиная с пятого класса, и начиная с десятого класса. Администрация школы предоставляла для этого лучший класс в параллели (и по успеваемости, и по дисциплине). Но всеобщего развивающего обучения так и не произошло: играть научились, но обучались и даже играли без особого интереса (кроме тех, кто ещё до обучения умел играть и проявлял интерес). Малочисленность заданий по каждой теме также снижала эффективность обучения. А имеющиеся задания не всегда соответствуют принципу постепенного перехода от простого к сложному: после довольно сложного задания идет легкое задание, а после легкого - сразу довольно трудное.

Привлечение автором этих строк заданий из книги Иващенко С. [18] в конце обучения только фиксировало неуспех обучения: с заданиями полностью справлялись единицы (не более семи человек). В основном справлялись только с половиной задач из предлагаемых 150.

И автор этих строк сделал такие выводы:

- всеобщее начальное обучение шахматам в возрасте 12-16 лет сегодня нецелесообразно;

- для развивающего обучения нужна соответствующая возрасту учебно-методическая литература.

В начале девяностых годов появились книги, в которых к сказочному изложению добавились многочисленные задания [11-13].

Автор этих строк использовал книгу Гришина В. [11] для преподавания шахмат в другой школе, начиная с первого класса. Каждая глава книги - это отдельная сказка, сказки объединены общим сюжетом, едиными героями. Закрепление шахматных правил осуществляется с помощью вопросов из "Шахматной шкатулки". Имеются методические советы для обучающего (что очень важно!). Все учащиеся научились играть с записью партий. В конце обучения (в третьем классе) были проведены чемпионаты в каждом из семи классов в параллели, а затем чемпионат школы среди лучших шахматистов от каждого класса (с присвоением 4-го разряда). Развивающий эффект налицо: два года подряд на педсоветах школы фиксируется повышенная в целом успеваемость по математике учащихся этой параллели (в 3-м и 5-м классах) по сравнению с учащимися других параллелей в этих же классах. Значительных успехов в успеваемости по всем предметам нет. Автор этих строк объясняет это так. Книга предназначена для детей в детском саду. Поэтому каждая глава-сказка рассчитана на изучение от двух до 13 занятий из-за насыщенности сказочного и шахматного материала. Заданий много однотипных, без постепенного усложнения. Поэтому приходилось и отказываться, и заменять их (что не всегда возможно: нужны дополнительные затраты - поиск, подборка, наличие другой соответствующей этому литературы). При обучении один раз в неделю получилось, что игра всеми фигурами на мат началась в начале третьей четверти второго года обучения. Если бы это произошло в конце первого года обучения, то летом ребята значительно прибавили бы в игре. И последующие темы шли бы с большей развивающей отдачей...

Книгой можно пользоваться для обучения в начальной школе, но при условии частичной переработки и четкого распределения обучающего материала по сетке школьных часов (34 или 68 часов в год).

Автор этих строк отказался от переработки и воспользовался для обучения книгой Сухина И. "Приключения в Шахматной стране" [12]. Она лишена многих недостатков книги Гришина В. [11]. В смысле использования в начальной школе. Это позволяет учащимся уже в конце первого года обучения играть всеми фигурами с матом. На лето ребята уходят знающими и умеющими это делать. И все лето - практика, закрепление этого умения.

Вскоре появилась и так необходимая учителю программа факультативного курса шахмат в первом классе Сухина И. [14, 15]. Эта программа разработана с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается на ряд нестандартных авторских наработок. В их числе наиболее существенные:

- детальное изучение возможностей каждой фигуры;

- выделение главного на первом этапе обучения: фигура против фигуры;

- использование игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных заданий и игр;

- использование позиций с ограниченным количеством фигур.

Данная методика обучения шахматам нацелена именно на общее развитие детей и служит тренингом для совершенствования интеллектуальных качеств и черт характера первоклассника.

Учебно-методический комплект "Шахматы, первый год" представляет собой:

- программу;

- учебник для первоклассника;

- методическое пособие для учителя.

Программа предусматривает 33 занятия (одно занятие в неделю). Упор делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, её игровых возможностей (этот раздел не разработан в традиционной методике обучения детей шахматам - спортивной).

Учебник для первоклассников (подобно другим учебникам для них) содержит минимум слов и максимум иллюстративного материала. Элементарный шахматный материал в нем закрепляется благодаря большому количеству продуманных, удачно подобранных дидактических игр и заданий:

- "Уничтожение";

- "Один в поле воин";

- "Кратчайший путь";

- "Лабиринт";

- "Двойной удар";

- "Перехитри часовых".

Объяснению нового материала отведено совсем немного страниц, большая часть учебника посвящена закрепляющим заданиям. Много в учебнике задач на мат в один ход. Приводятся примеры разыгрывания начала шахматной партии.

И все это - без шахматной нотации, чтобы не отпугнуть её кажущейся сложностью.

В пособии для учителя даны рекомендации по использованию на уроках учебника. Почти все задания и игры приводятся с решениями, сделаны необходимые пояснения.

Книга Сухина И. [13] предназначена для обучения детей 2-5 лет. Поэтому использовать её для обучения в школе в полном объёме, без изменения - невозможно.

В 1995 году появляется учебное пособие Винокурова К. [16]. Оно предназначено для самостоятельного обучения шахматам. Построено пособие по принципу программированного обучения. Каждая тема имеет три степени сложности. Ответы на задания оцениваются в очках. Набор определенной суммы очков считается достаточным для изучения темы. Это пособие можно использовать и для развивающего обучения в школе. Этому способствует простота изложения, обилие простых разнообразных заданий на каждую тему. Правда, учителю придется самому разбираться с наложением данного учебного материала на школьную сетку часов (34 или 68 часов за год). А также самому ориентироваться в трех степенях сложности изложения и контроля темы, ибо никаких рекомендаций не дано для учителя. Ни в изложении, ни в выполнении заданий пособие не выходит за чисто шахматные рамки. Поэтому самое целесообразное его применение в школе - для желающих, во вторых-третьих классах.

В марте 1998 года опубликована программа Кучерова Н. [17]. Фактически она является объединением (с некоторыми изменениями) шахматных материалов Сухина И. [12-15]. Из них убраны сказки и всё "нешахматное" (стихи, загадки, шутки, ...) Эта программа - также для обучения желающих, уже имеющих интерес к шахматам, а не всех.

3. ПРЕПОДАВАНИЕ ШАХМАТ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Для преподавания шахмат в первом классе более всего подходит учебно-методический комплект И.Сухина "Шахматы, первый год", представленный автором в публикациях [14, 15].

Но до 1998 года комплект ещё не был издан. Поэтому автор этих строк для преподавания в первом классе использует эти публикации и книгу И.Сухина "Приключения в Шахматной стране” [12].

Программа, приведенная в публикациях, рассчитана на использование учениками учебника "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны". И в дополнение к учебнику автор советует читать на занятиях сказки из книги-сказки "Приключения в Шахматной стране".

Из-за отсутствия учебника (и пособия для учителя к нему – в то время они ещё не были изданы) автор этих строк использует свою программу, которая отталкивается от программы Сухина И. [14, 15] и опирается на книгу [12]. При этом тематика курса остается такой же.

Чтение сказок из книги дополнено беседой о прочитанном. Это позволяет учащимся лучше осмыслить и запомнить прочитанное (дома они ведь не смогут ещё раз прочитать об этом). Правда, это же и удлиняет общее время обучения.

В тетради ведется запись самого главного из прочитанного в сказке про шахматы: ход фигуры, взятие фигурой, превращение пешки, взятие на проходе, рокировка, шах, мат, пат. Очень кратко, ибо первоклассники пишут очень медленно. Дома дети читают эти свои записи, готовясь к уроку.

Сама книга предназначена для чтения родителя с ребенком. Поэтому некоторые советы родителям автор этих строк не использует (без ущерба для обучения), если они явно рассчитаны на детсадовский возраст.

При изучении шахматной доски вместо многочисленных упражнений на вырезание, складывание, склеивание фрагментов шахматной доски автор этих строк использует рисование фрагментов в тетрадях в клетку: горизонтали (оба вида), вертикали (оба вида), самых маленьких диагоналей, центра, больших диагоналей, доски 2 клетки на 2 клетки (2х2), 3х3, 4х4, 5х5, а затем всей доски (8х8), сначала в черно-белом, а затем в цветном варианте. После этого дети довольно уверенно ориентируются на шахматной доске, запинаясь, правда, при произношении "вертикалей", "горизонталей", "диагоналей".

Там, где нужна игра фигурами на шахматной доске, используется демонстрационная доска. Чаще всего в течение одного урока каждый ученик по несколько раз бывает у демонстрационной доски.

После изучения пешки начинается практическая игра на игровых шахматных досках, сначала 8 пешек против 8 пешек (8пп.х8пп.) на уничтожение, а потом с добавлением короля (на мат), затем поочередно добавляются ладья, слон, ферзь, конь. И затем - игра всеми фигурами.

Всего за год - 66 занятий (2 раза в неделю, начало занятий со второй недели сентября). И на летние каникулы дети уходят подготовленными для самостоятельной игры.

Уроки построены по не совсем обычной для начальной школы схеме. Первые один, два, три урока читается сказка (с вопросами, обсуждением, с записью главных шахматных правил и повторением предыдущего урока). Потом несколько уроков (2-8) идет закрепление с помощью заданий из "Загадок из тетрадки". А затем - решение позиций в игровой форме на демонстрационной доске (2-4 урока). Записанные шахматные правила повторяются в течение нескольких уроков (до усвоения большинством ребят).

4. ТЕМАТИКА КУРСА по программе И.Сухина

Тема 1: "Шахматная доска" Доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр.

Тема 2: "Шахматные фигуры" Белые, черные. Пешка. Конь. Слон. Ладья. Ферзь. Король.

Тема 3: "Начальная расстановка фигур" Начальная позиция. Положение каждой из фигур в начальной позиции. Правило "Ферзь любит свой цвет". Связь между начальной расстановкой фигур и горизонталями, вертикалями, диагоналями.

Тема 4: "Ходы и взятия фигур" Правила хода и взятия каждой из фигур. Белопольные, чернопольные слоны. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Тема 5: "Цель шахматной партии" Шах, мат, пат. Ничья. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировки.

Тема 6: "Игра всеми фигурами" "Дурацкий мат". "Детский мат" и защита от него.

К концу учебного года ученики должны знать:

а) шахматные термины: - белое, черное поле; - горизонталь, вертикаль, диагональ; - центр; - партнеры, соперники, противники; - начальное положение; - белые, черные; - ход, взятие; - стоять под боем; - взятие на проходе; - длинная, короткая рокировки; - шах, мат, пат; - ничья;

б) названия шахматных фигур: - ладья, конь, слон, ферзь, король, пешка; - правила хода и взятия каждой фигурой.

К концу учебного года ученики должны уметь: - правильно помещать шахматную доску между партнерами; - ориентироваться на шахматной доске; - различать горизонталь, вертикаль, диагональ; - правильно расставлять начальное положение; - играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения основных шахматных правил игры; - рокировать; - объявлять шах; - уходить от шаха; - решать задачи на мат в один ход.

5. ПРОГРАММА КУРСА (на основе программы И.Сухина и книги “Приключения в Шахматной стране”)

Занятие 1: ШАХМАТНАЯ БЕСЕДКА Об уроке "Шахматы" с использованием стихов: - "Игра" ("Приключения в Шахматной стране"); - "Кто ты..." ("Шахматный букварь"). Чтение-беседа сказки "Шахматная беседка". "Загадки из тетрадки". Домашнее задание - нарисовать: - что больше всего понравилось в сказке; - или девочку Клеточку.

Занятие 2: ЛИНИИ Проверка домашнего задания: рисунки. Повторение сказки из прошлого урока с показом и комментированием рисунков. "Загадки из тетрадки" (повторение). Чтение-беседа сказки "Линии" (начало). Домашнее задание: нарисовать задание прошлого занятия (кто не сделал).

Занятие 3: ЛИНИИ Проверка домашнего задания: рисунки. Повторение сказки из прошлого занятия (начало). Продолжение чтения-беседы сказки "Линии". "Загадки из тетрадки". Домашнее задание: для тех, кто не сделал задание первого занятия.

Занятие 4: ДИАГОНАЛЬ Сбор рисунков домашнего задания. Повторение сказки из прошлого занятия. "Загадки из тетрадки" (повторение). Чтение-беседа сказки "Диагональ". "Загадки из тетрадки" (1-4). .

Занятие 5: ДИАГОНАЛЬ Повторение сказки из прошлого занятия. "Загадки из тетрадки" (1-9). Игровые задания: - "Горизонталь"; - "Вертикаль"; - "Диагональ".

Занятие 6: ШАХМАТНАЯ ДОСКА Игровые задания (повторение): - "Горизонталь"; - "Вертикаль"; - "Диагональ". Беседа: "Где, кроме шахматной доски, есть клетки, расположенные в шахматном порядке" (такси, одежда, пол и т.п.). Чтение "Шахматной сказки".

Занятие 7: ШАХМАТНАЯ ДОСКА Рисование фрагментов шахматной доски: - клетка чёрная; - доска 2х2; - доска 3х3; - доска 4х4. Домашнее задание: нарисовать шахматную доску 5х5.

Занятие 8: ШАХМАТНАЯ ДОСКА Рисование шахматной доски 8х8 (чёрно-белой). Домашнее задание: нарисовать шахматную доску 8х8 и раскрасить её цветными карандашами.

Занятие 9: ШАХМАТНАЯ ДОСКА Проверка домашнего задания. Рисование фрагментов шахматной доски: - горизонталь (2 вида); - вертикаль (2 вида); - самые короткие диагонали (чёрная, белая); - центр; - длинные диагонали (в пересечении). Домашнее задание: нарисовать длинные диагонали отдельно.

Занятие 10: ЧУДЕСНЫЕ ФИГУРЫ Проверка домашнего задания. Чтение-беседа сказки "Чудесные фигуры" (начало).

Занятие 11: ЧУДЕСНЫЕ ФИГУРЫ Повторение сказки из прошлого занятия (начало). Чтение-беседа сказки "Чудесные фигуры" (окончание). "Загадки из тетрадки" (1-8).

Занятие 12: ЧУДЕСНЫЕ ФИГУРЫ Повторение сказки из прошлого занятия (окончание). "Загадки из тетрадки" (1-14). Запись: - название сказки; - названия фигур (полные и сокращённые). Дидактические игры: - "Секретная фигура"; - "Буквы".

Занятие 13: ВОРОТА КАИССИИ Дидактические игры: - "Секретная фигура"; - "Буквы"; - "Большая и маленькая"; - "Шахматная репка"; - "Что общего". Чтение-беседа сказки "Ворота Каиссии" (начало). Запись: - название сказки; - "Каисса - богиня шахмат".

Занятие 14: ВОРОТА КАИССИИ Повторение сказки из прошлого занятия (начало). Чтение-беседа сказки "Ворота Каиссии" (продолжение). Запись: - "Ферзь любит свой цвет"; - "Начальная позиция - это расположение фигур перед началом игры".

Занятие 15: ВОРОТА КАИССИИ Повторение сказки из прошлого занятия (продолжение). Чтение-беседа сказки "Ворота Каиссии" (окончание). "Загадки из тетрадки" (1-8).

Занятие 16: ВОРОТА КАИССИИ Повторение сказки из прошлого занятия (окончание). "Загадки из тетрадки" (7-11). Дидактическая игра: "Да и нет" (5-7 раз). Расстановка фигур на своей игровой доске (1 раз).

Занятие 17: Я - ЛАДЬЯ Расстановка фигур на своей игровой доске (2 раза). Чтение-беседа сказки "Я - ладья" (начало). Запись: - название сказки; - основные правила игры в шахматы.

Занятие 18: Я - ЛАДЬЯ Повторение сказки из прошлого занятия (начало). Чтение-беседа сказки "Я - ладья" (продолжение). Запись: правила игры ладьёй (ход, взятие).

Занятие 19: Я - ЛАДЬЯ Повторение: - основные правила игры в шахматы; - правила игры ладьёй; - сказки прошлого занятия (продолжение). Чтение-беседа сказки "Я - ладья" (окончание). "Загадки из тетрадки" (1-6).

Занятие 20: Я - ЛАДЬЯ Повторение: - основные правила игры в шахматы; - правила игры ладьёй; - сказки прошлого занятия (окончание). "Загадки из тетрадки" (5-10).

Занятие 21: Я - ЛАДЬЯ "Загадки из тетрадки" (10-13).

Занятие 22: Я - ЛАДЬЯ "Загадки из тетрадки" (13-15). У демонстрационной доски: - игра на доске 2х2 (пп. 1-6).

Занятие 23: Я - ЛАДЬЯ У демонстрационной доски: - игра на доске 2х2 (пп. 1-6); - игра на доске 3х3 (пп. 7-10).

Занятие 24: Я - ЛАДЬЯ У демонстрационной доски: - игра на доске 3х3 (пп. 9-14).

Занятие 25: ЭТОТ СЛОН СОВСЕМ НА СЛОНА НЕ ПОХОЖ У демонстрационной доски: - игра на доске 3х3 (п. 14). Чтение-беседа сказки "Этот слон совсем на слона не похож" (начало). Запись: - название сказки; - правила игры слоном (ход, взятие); - белопольный слон; - чёрнопольный слон.

Занятие 26: ЭТОТ СЛОН СОВСЕМ НА СЛОНА НЕ ПОХОЖ Повторение сказки из прошлого занятия (начало). Чтение-беседа сказки "Этот слон совсем на слона не похож" (окончание). "Загадки из тетрадки" (1-8).

Занятие 27: ЭТОТ СЛОН СОВСЕМ НА СЛОНА НЕ ПОХОЖ Повторение: - правила игры слоном; - белопольный слон; - чёрнопольный слон; - сказки из прошлого занятия (окончание). "Загадки из тетрадки" (7-14).

Занятие 28: ЭТОТ СЛОН СОВСЕМ НА СЛОНА НЕ ПОХОЖ "Загадки из тетрадки" (13-16). У демонстрационной доски: - игра на доске 2х2 (пп. 1-12).

Занятие 29: ЭТОТ СЛОН СОВСЕМ НА СЛОНА НЕ ПОХОЖ У демонстрационной доски: - игра на доске 2х2 (п. 12); - игра на доске 3х3 (пп. 13-20).

Занятие 30: В ГОСТЯХ У ФЕРЗЯ У демонстрационной доски: - игра на доске 3х3 (пп. 19-20). Чтение-беседа сказки "В гостях у ферзя" (начало). Запись: - название сказки; - правила игры ферзём (ход, взятие).

Занятие 31: В ГОСТЯХ У ФЕРЗЯ Повторение сказки из прошлого занятия (начало). Чтение-беседа сказки "В гостях у ферзя" (окончание). "Загадки из тетрадки" (1-8).

Занятие 32: В ГОСТЯХ У ФЕРЗЯ Повторение: - правила игры ферзём; - сказки из прошлого занятия (окончание). "Загадки из тетрадки" (8-11).

Занятие 33: В ГОСТЯХ У ФЕРЗЯ Повторение: правила игры ферзём. "Загадки из тетрадки" (11-13). У демонстрационной доски: - игра на доске 2х2 (пп. 1-10).

Занятие 34: В ГОСТЯХ У ФЕРЗЯ У демонстрационной доски: - игра на доске 2х2 (пп. 10-12); - игра на доске 3х3 (пп. 13-20).

Занятие 35: КОНИ ЧЕРНЫЕ И БЕЛЫЕ У демонстрационной доски: - игра на доске 3х3 (пп. 19-20). Чтение-беседа сказки "Кони чёрные и белые" (начало). Запись: - название сказки; - правила игры конём (ход). Рисунок: ходы конём ("паук").

Занятие 36: КОНИ ЧЕРНЫЕ И БЕЛЫЕ Повторение сказки из прошлого занятия (начало). Чтение-беседа сказки "Кони чёрные и белые" (окончание). Запись: - правила игры конём (взятие); - тяжёлые и лёгкие фигуры. "Загадки из тетрадки" (1-5).

Занятие 37: КОНИ ЧЕРНЫЕ И БЕЛЫЕ Повторение: - правила игры конём; - сказки из прошлого занятия (окончание). "Загадки из тетрадки" (3-8).

Занятие 38: КОНИ ЧЕРНЫЕ И БЕЛЫЕ "Загадки из тетрадки" (6-12).

Занятие 39: КОНИ ЧЕРНЫЕ И БЕЛЫЕ "Загадки из тетрадки" (12). У демонстрационной доски: - игра на доске 3х3 (пп. 1-8).

Занятие 40: КОНИ ЧЕРНЫЕ И БЕЛЫЕ У демонстрационной доски: - игра на доске 3х3 (пп. 8-12).

Занятие 41: ДЕТСКИЙ САД "ЧУДЕСНАЯ ПЕШКА" У демонстрационной доски: - игра на доске 3х3 (пп. 12). Чтение-беседа сказки "Детский сад "Чудесная пешка" (начало). Запись: - название сказки; - правила игры пешкой (ход, взятие).

Занятие 42: ДЕТСКИЙ САД "ЧУДЕСНАЯ ПЕШКА" Повторение сказки из прошлого занятия (начало). Чтение-беседа сказки "Детский сад "Чудесная пешка". (продолжение). Запись: взятие на проходе.

Занятие 43: ДЕТСКИЙ САД "ЧУДЕСНАЯ ПЕШКА" Повторение: - правила игры пешкой; - сказки из прошлого занятия (продолжение). Чтение-беседа сказки "Детский сад "Чудесная пешка" (окончание). Запись: превращение пешки. "Загадки из тетрадки" (1-6).

Занятие 44: ДЕТСКИЙ САД "ЧУДЕСНАЯ ПЕШКА" Повторение: - правила игры пешкой (ход, взятие); - взятие на проходе; - сказки из прошлого занятия (окончание). "Загадки из тетрадки" (4-11).

Занятие 45: ДЕТСКИЙ САД "ЧУДЕСНАЯ ПЕШКА" Повторение: - правила игры пешкой (ход, взятие); - взятие на проходе; - превращение пешки. "Загадки из тетрадки" (11-13). У демонстрационной доски: - игра на доске 2х2 (пп. 1-12).

Занятие 46: ДЕТСКИЙ САД "ЧУДЕСНАЯ ПЕШКА" У демонстрационной доски: - игра на доске 2х2 (пп. 12); - игра на доске 3х3 (пп. 13-20).

Занятие 47: ДЕТСКИЙ САД "ЧУДЕСНАЯ ПЕШКА" У демонстрационной доски: - игра на доске 3х3 (пп. 18-20); - игра на доске 8х8 (по одной пешке - на уничтожение): - на одной вертикали; - на соседних вертикалях; - через вертикаль.

Занятие 48: ДЕТСКИЙ САД "ЧУДЕСНАЯ ПЕШКА" Игра на игровой шахматной доске (на уничтожение): по восемь пешек у противников (с пересаживанием противников).

Занятие 49: КУДА ИДЁТ КОРОЛЬ? Обсуждение игры на прошлом занятии. Чтение-беседа сказки "Куда идёт король?". Запись: - название сказки; - правила игры королём (ход, взятие); - "Короля нельзя убивать"; - "Короля нельзя ставить под удар"; - выполнения рокировки.

Занятие 50: КУДА ИДЁТ КОРОЛЬ? Повторение сказки из прошлого занятия. "Загадки из тетрадки" (1-8).

Занятие 51: КУДА ИДЁТ КОРОЛЬ? "Загадки из тетрадки" (9-14). У демонстрационной доски: - игра на доске 2х2 (пп. 1-6); - игра на доске 3х3 (пп. 7-14).

Занятие 52: КУДА ИДЁТ КОРОЛЬ? У демонстрационной доски: - игра на доске 3х3 (пп. 13-14). Игра на игровой шахматной доске (на уничтожение): - 8пп.+ Кр.

Занятие 53: КОВЁР - САМОЛЁТ Обсуждение игры на прошлом занятии. Чтение-беседа сказки "Ковёр - самолёт". Запись: - название сказки; - шах; - защита (спасение) от шаха; - когда нельзя делать рокировку.

Занятие 54: КОВЁР - САМОЛЁТ Повторение сказки из прошлого занятия. "Загадки из тетрадки" (1-8).

Занятие 55: КОВЁР - САМОЛЁТ У демонстрационной доски: - игра на досках 2х2 и 3х3 (пп. 1-18).

Занятие 56: МАТ И ПАТ У демонстрационной доски: - игра на доске 3х3 (п. 18). Чтение-беседа сказки "Мат и пат". Запись: - название сказки; - мат; - пат; - "Шахматы - король умер".

Занятие 57: МАТ И ПАТ Повторение сказки из прошлого занятия. "Загадки из тетрадки" (1-6).

Занятие 58: МАТ И ПАТ "Загадки из тетрадки" (5-6). У демонстрационной доски: - игра на доске 2х2 (пп. 1-9); - игра на доске 3х3 (пп. 10-17).

Занятие 59: МАТ И ПАТ У демонстрационной доски: - игра на доске 3х3 (пп. 14-45).

Занятие 60: ДО СВИДАНИЯ, ШАХМАТНАЯ СТРАНА У демонстрационной доски: - игра на доске 3х3 (пп. 34-45). Чтение-беседа сказки "До свидания, шахматная страна" (начало). Запись: - название сказки; - "Для лучшей игры надо проиграть тысячу партий"; - "Правила честной игры".

Занятие 61: ДО СВИДАНИЯ, ШАХМАТНАЯ СТРАНА Повторение сказки из прошлого занятия (начало); Чтение-беседа сказки "До свидания, Шахматная страна" (окончание).

Занятие 62: ДО СВИДАНИЯ, ШАХМАТНАЯ СТРАНА Повторение: - "Для лучшей игры..."; - "Правила честной игры"; - "дурацкий мат"; - "детский мат"; - защита от "детского мата". "Загадки из тетрадки" (1).

Занятие 63: ДО СВИДАНИЯ, ШАХМАТНАЯ СТРАНА "Загадки из тетрадки" (2).

Занятие 64: ДО СВИДАНИЯ, ШАХМАТНАЯ СТРАНА Игра на игровой шахматной доске (на мат): - Кр + 8пп.; - Кр + ЛЛ + 8пп.; - Кр + ЛЛ + СС + 8пп.

Занятие 65: ДО СВИДАНИЯ, ШАХМАТНАЯ СТРАНА Игра на игровой шахматной доске (на мат): - Кр + ЛЛ + СС + 8пп.; - Кр + ЛЛ + СС + Ф + 8пп.

Занятие 66: ДО СВИДАНИЯ, ШАХМАТНАЯ СТРАНА Игра на игровой шахматной доске (на мат): - Кр + ЛЛ + СС + Ф + 8пп.; - Кр + ЛЛ + СС + КК + Ф + 8пп.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По данной программе автор этих строк несколько раз пытался проводить занятия в начальной школе. (Пытался - так как в последнее время трудно стало "пробить" часы на обучение шахматам).

Первый раз эта программа использовалась на восемь полных первых классов, но при занятиях один раз в неделю и начало учёбы - с первого октября. На следующий год занятия продолжались только в четырёх классах. Стали сказываться демографическая и ухудшающаяся экономическая ситуация в стране: количество детей в первых классах уменьшается, а учителей начальных классов администрация старается не "выбрасывать" на улицу. Из-за этого ещё труднее становится с получением часов на шахматы. Занятия также проводились один раз в неделю и с октября.

Программа была завершена только в третьем классе и уже не в полных классах, а в группе из нескольких человек желающих. Проведён был чемпионат школы среди третьих классов (с присвоением 4 разряда).

Вторая попытка была также с первоклассниками (7 классов), но тоже один раз в неделю и с октября. На следующий год часов совсем не выделили на занятия.

В третий раз представилась возможность заниматься только в одном первом классе. Два раза в неделю, но с октября. Программа поэтому тоже не завершена за год. Сейчас также с октября началось её завершение, но уже один раз в неделю. О каких-то результатах судить ещё рано.

И всё же автор этих строк убеждён: программа работающая, она лучше, чем программа, основанная на книге Гришина В.Г.[11]. А, значит, и успех должна приносить больший.

7. ЛИТЕРАТУРА

1. Князева В. "Шахматы в школе: сто лет эволюции" (Журнал "Шахматы в России", 1997г., N8).

2. Князева В. "О будущем школьных шахмат" (Журнал "Шахматы в России", 1997г., N4).

3. Злотник Б. "Шахматы и развитие интеллекта" (Журнал "64", 1997г., N8).

4. Гершунский Б.С. "Во что мы играем?" (Журнал "64", 1997г., N2).

5. Князева В. "Итак, мы начинаем" (Журнал "Шахматы в России", 1997г., N8).

6. Гришин В.Г., Ильин Е.И. "Шахматная азбука" М., Детская литература, 1980г.

7. Весела И., Веселы И. "Шахматный букварь" М., Просвещение, 1983г.

8. Зак В., Длуголенский Я. "Я играю в шахматы" Л., Детская литература, 1985г.

9. "Миша учит шахматам" (Журнал "Шахматы в СССР", 1989г., N1-12).

10. Авраменков А. "Урок в школе" (Газета "Шахматисты России", 1989г., N1-12).

11. Гришин В.Г. "Малыши играют в шахматы" М., Просвещение, 1991г.

12. Сухин И.Г. "Приключения в Шахматной стране" М., Педагогика, 1991г.

13. Сухин И.Г. "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет" М., Новая школа, 1994г.

14. Сухин И.Г. "Факультативный курс "Шахматы, первый год" для учащихся школы 1-3, 1-4" (Журнал "Начальная школа", 1994г., N9).

15. "Программа факультативного курса обучения шахматной игре школьников 1-3 классов". Автор: Сухин И.Г. (Газета "Спорт в школе", 1995г., N2)

16. Винокуров К. "Шахматы. Научитесь сами" (Газета "Спорт в школе", 1995г., N5-14).

17. "Астраханская метода". Автор: Кучеров Н.Г. (Газета "Спорт в школе", 1998г., N10).

18. Иващенко С.Д. "Сборник шахматных комбинаций" Киев, Радянська школа, 1988г.

Автор: Благодарный А.В., тренер-преподаватель по шахматам, Ульяновск.

 

ШАХМАТНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (Владимир Алексеевич Парфёнов, Ульяновск) - http://simbirskchess.al.ru.

Гостевая книга Шахматной федерации Ульяновской области - http://simbirskchess.al.ru/php/guestbook/guestb.phtml?id=3171.

Ссылки на сайте Шахматной федерации Ульяновской области - http://simbirskchess.al.ru/ourfriends.htm.

 

Программа "Шахматы, первый год"

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин “От сказки к шахматам”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Программа "Шахматы, второй год"

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

Программа "Шахматы, третий год"

Шахматы в школе

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

Империя ссылок

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/blagodarny.htm

© 1999 Благодарный А.В.

 

 

 

 

Hosted by uCoz