Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

Фрагменты мастер-класса, проведённого Татьяной Валентиновной Бойко 30 марта 2006 года на районной ассамблее дополнительного образования

(Нефтеюганский район, Тюменская область)

Пояснения И.Г.Сухина: Слово директору ДЮСШШ им. А.Е.Карпова Галине Викторовне Ковалёвой: "Надеемся, что с 1 сентября 2006 года во многих школах района будут введены уроки шахмат. Во всяком случае, мы для этого делаем всё возможное. 30 марта с.г. проходила районная ассамблея дополнительного образования, в рамках которой проводились мастер-классы по разным направлениям. Мы также не остались в стороне. Был проведён мастер-класс для педагогов, желающих преподавать шахматы в образовательных учреждениях района. Цель мастер-класса: привлечь, заинтересовать педагогов района для дальнейшего ведения шахмат в школах своего населённого пункта. Как показали результаты опроса участников класса - получилось всё очень даже не плохо.

На вопрос: "Нужны шахматы школе?" "Да" ответили 100% педагогов.

"Появилось ли у Вас желание преподавать шахматы в школе?" "Да" - 80 %, "Не могу ответить" - 10 %, "Меня шахматы заинтересовали" - 10%.

"Принесла ли Вам пользу сегодняшняя встреча?" "Да" - 100 %.

"Какая помощь вам необходима?" "Обучение (курсы), литература".

"Ваши пожелания организаторам мастер-класса". Ответы: "Спасибо за организацию и проведение. Хочу ещё". "Спасибо за всё, было отлично. С большим удовольствием занималась этим интереснейшим видом спорта, науки, искусства". "Спасибо, было всё замечательно. Я думаю, и детям было бы сегодня интересно. У них появилось бы желание заниматься шахматами". "Спасибо! Очень понятно, эмоционально. Вам творческих успехов, сотрудничества в будущем!" "Изыскать возможность для привлечения большего количества учителей начальных классов для преподавания шахмат".

Пояснения Т.В.Бойко: При подготовке к мастер-классу были использованы: книга Анатолия Евгеньевича Карпова “Учитесь шахматам”, материалы методического сайта И.Г.Сухина “Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов” (http://chess555.narod.ru), статья Льва Борисовича Бабушкина "Помогут ли шахматы школе?" (http://proint.narod.ru/kniga2/vseob.htm) и другие материалы.

Итак, мастер-класс ведёт Татьяна Валентиновна Бойко

На доске цитата:

“Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы”. В.А.Сухомлинский.

На фотографии: На доске цитата В.А.Сухомлинского. Т.В.Бойко держит в руках учебник “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы” и рабочую тетрадь “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь".

Ведущий: Здравствуйте уважаемые любители шахмат. Я не ошиблась. Ведь сегодня в этой аудитории собрались педагоги, которых заинтересовала эта древнейшая игра, а также идея Шахматного всеобуча. Шахматы – спорт, искусство или наука? На этот вечный вопрос так никому и не удалось ответить. Поэтому я вам сегодня предлагаю в нашей встрече использовать все три направления. Для обращения предлагаю так называемую спортивную форму общения, а именно обращаться друг к другу по имени. Меня зовут Татьяна Бойко. Моя профессия педагог. Работаю в ДЮСШШ им. А.Е.Карпова в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе (http://www.docum.cos.ru/portal/dt?last=false&provider=HMAOForPrintChannel&type=section&dbid=SECTION_89019). Сегодня моя миссия заключается в том, чтобы донести до вас идею Шахматного всеобуча, заинтересовать вас. Бытует мнение, что шахматы скучная игра. Мне хотелось бы вам доказать, что шахматы - игра тысячи радостей. Предлагаю построить нашу работу по плану:

1. Будем знакомиться.

2. Что такое Шахматный всеобуч?

3. Помогут ли шахматы школе?

4. Учим детей – учимся сами.

5. Шахматы без проигравших.

6. Комитет “Шахматы в школе”.

7. Нормативно-правовая база.

8. “Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”.

1. “Будем знакомиться”.

(Участнику необходимо назвать своё имя, род занятий, место жительства. Пример: Ольга, учитель начальных классов, п. Салым).

Ведущий: Ольга, вам присваивается титул “ладья”.

(Участнику Ольге выдаётся корона - ладья и т.д. После того, как все представятся, своё имя необходимо записать на бейдже).

На фотографии: Знакомство. Учителю присваивается титул "Ферзь".

2. Что такое Шахматный всеобуч?

Ведущий: (Зачитывает цитату, записанную на доске). Идеи великого педагога были реализованы в 90-х гг. прошлого века, когда по инициативе Минобразования РФ появился факультативный курс “Шахматы – школе”. (Участникам показываются “Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). Часть 2” (М.: Просвещение, 2002), на с. 370-392 которых помещена Программа "Шахматы - школе").

На фотографии: Татьяна Валентиновна Бойко показывает министерский сборник “Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4)".

Затем был выпущен Приказ Минобразования России №2211 от 18.05.2004 “О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации” (На столах у всех участников лежат соответствующие Приказы).

Вывод: Идея Шахматного всеобуча заключается в том, чтобы ввести в школьную программу предмет “шахматы”.

3. Помогут ли шахматы школе?

Здесь ведущий целиком цитирует статью Льва Борисовича Бабушкина "Помогут ли шахматы школе?" - http://proint.narod.ru/kniga2/vseob.htm.

Вывод: "Занимаясь шахматами, ребенок научается тому, чему не совсем хорошо учат традиционные школьные дисциплины: соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, искать в теории ответы на практические вопросы, творчески применять полученные на уроке знания, не ожидая от теории готовых решений. Шахматы стимулируют самостоятельность мышления, награждая поиски нетривиальных решений эстетическим чувством прекрасного. Шахматы учат творчеству" (Л.Б.Бабушкин "Помогут ли шахматы школе?" - http://proint.narod.ru/kniga2/vseob.htm).

4. Учим детей – учимся сами.

Ведущий: Обучение шахматам в школе станет более полезным и результативным, если преподаватели научат детей (а прежде научатся сами, что очень непросто) видеть глубокую и отнюдь не лежащую на поверхности связь игры с живой жизнью. Шахматы могут быть полезны в школе. Однако при том непременном условии, что в школу придут преподаватели, способные передать детям свою увлеченность шахматами. Причем это должны быть не тренеры, нацеленные на подготовку чемпионов, а педагоги, которые научат школьников понимать и ценить мудрость и красоту шахмат. Научить шахматам надо всех детей. И лучше всего это сделать, как считают специалисты, в начальных классах или еще раньше. А тем школьникам, кому шахматы придутся по душе, надо дать возможность продолжить занятия и в старших классах. А кто как не учителя начальных классов смогут сделать эту работу правильно и качественно? Как решить проблему обучения педагогов?

1. В соответствии с приказом Министерства образования РФ № 2211 “О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации” (пункт 6, приложение №1, в Москве, в Российском государственном социальном университете создаются Всероссийские шахматные курсы. Перед курсами поставлена задача осуществлять подготовку (переподготовку, повышение квалификации) педагогов по шахматам; учителей общеобразовательных школ и руководителей шахматных кружков в учреждениях дополнительного образования детей. Курсы начнут работу в 2006 г.

Мы планируем организовать обучение педагогов желающих преподавать шахматы в своих школах.

2. На базе ДЮСШШ им. А.Е.Карпова в г.п. Пойковский ежегодно проводить для преподавателей шахмат обучающие семинары с привлечением тренеров-преподавателей школы и методистов.

Содействовать обеспечению педагогов методической и учебной литературой, подбором необходимых материалов для проведения уроков шахмат. Одним словом, оказать педагогам помощь в преподавании.

5. Шахматы без проигравших.

(Примечание: п.5 “Шахматы без проигравших” составлен по цитатам из работ И.Г.Сухина).

Ведущий: Как сделать урок шахмат здоровьесберегающим уроком (примечание: это впервые отмечено И.Г.Сухиным - http://pedsovet.org/forum/index.php?act=Attach&type=post&id=212). Именно это может открыть перед шахматами в школе неплохие перспективы. По системе, которую предлагает Сухин Игорь Георгиевич, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, учебный процесс первого года обучения планируется таким образом, чтобы в школьных классах и в дошкольных образовательных учреждениях не было проигравших детей. Это необычайно важно и позволяет стать шахматам в начальной школе по-настоящему здоровьесберегающим предметом! Ведь удаётся преодолеть, казалось бы, непреодолимое препятствие – поражения, из-за чего нередко не менее 50% учеников (чаще проигрывающих, чем выигрывающих) в каждом классе обычной (не ДЮСШ) школы без интереса относятся к предмету. Не вызывает сомнений, что шахматные уроки первого года обучения должны дарить ученикам только радость, давать лишь положительные эмоции! Для первого года обучения детей 5 – 10 лет распространенный тезис о том, что шахматные соревнования закаляют характер ребёнка, не более чем миф. Остаётся поражаться амбициям тех родителей, которые с ранних лет бросают малышей в горнило жёсткого и жестокого шахматного спорта. Шахматы в школе должны быть здоровьесберегающим предметом, первый год – без проигравших. Разыгрываются положения, изначально выигрышные для детей. Ребёнок выиграл, учитель проиграл, но и он в выигрыше, потому что научил!

Вывод: Шахматы без проигравших! Вот, что нужно для общеобразовательной школы. Вот ключ к решению проблемы.

6. Комитет “Шахматы в школе”.

(Примечание: п.6 “Комитет “Шахматы в школе” составлен по цитатам из работ И.Г.Сухина - http://chess555.narod.ru/cw2.htm)

Ведущий: На 74-м конгрессе ФИДЕ решено придать дополнительный импульс деятельности Комитета “Шахматы в школе”. При этом Исполком ФИДЕ объявил 2005 год - годом “Шахмат в школе”. В целом современное состояние проблемы “Шахматы и образование” характеризуют 7 положений:

1. Россия является мировым лидером не только в спортивных шахматах, но и в вопросах методики преподавания шахмат в начальной школе и в системе дошкольного образования.

2. Благодаря инициативе Отдела начальной школы Министерства образования РФ в 1993 году разработана, одобрена МО и включена в министерские сборники программа “Шахматы – школе”.

В результате для начальной школы написаны, изданы и получили гриф “Рекомендовано МО РФ” учебники и пособия “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы” “Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя”, “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для четырёхлетней начальной школы, второй год обучения”), “Удивительные приключения в Шахматной стране: Занимательное пособие для родителей и учителей”, готовятся к изданию остальные пособия учебно-методического комплекта для начальной школы. Все указанные программы, учебники и методические пособия получили гриф “Рекомендовано Министерством образования РФ”. Необходимо отметить, что в западных странах для преподавания в начальных школах отбирался лучший из учебников для начинающих и ему присваивался министерский гриф. При этом не учитывалось то обстоятельство, что учебники для начинающих изначально непригодны для школьного обучения детей 6–9 лет. В России пошли другим путём: разработаны учебно-методические комплекты специально для начальной школы (программа, учебник, пособие для учителя, пособие для родителя, хрестоматия). Для каждого класса свой комплект. При этом курс ориентирован на педагога с минимальной шахматной подготовкой.

На фотографии: Перед педагогами лежит раскрытый учебник “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы”.

На фотографии: Т.В.Бойко показывает учебник “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы” и рабочую тетрадь “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь". Фото1.

На фотографии: Т.В.Бойко держит в руках учебник “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы” и рабочую тетрадь “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь". Фото 2.

На фотографии: Т.В.Бойко демонстрирует пособия “Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя” и “Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя”.

 

На фотографии: Учителя рассматривают тетрадь “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь".

 

3. Шахматы как основной предмет начальной школы введены во многих регионах России.

Неоценим тот вклад, который вносят в развитие школьных шахмат наши легендарные чемпионы А.Е. Карпов и Г.К. Каспаров со своими коллективами единомышленников.

Однако будем смотреть правде в глаза – на сегодняшний день уровень преподавания шахмат в общеобразовательных школах оставляет желать лучшего. Именно по этой причине в своё время провалились широко разрекламированные эксперименты в ряде зарубежных стран, есть и негативный отечественный опыт. Но не ошибается тот, кто ничего не делает – выводы сделаны, и, несмотря на массу проблем, с которыми сталкиваются педагоги-шахматисты, очень многие из них работают очень продуктивно.

4. Многие директора школ РФ хотели бы видеть в расписании шахматные уроки, но не решён кадровый вопрос.

5. Информации о детских садах и школах, где проводятся регулярные шахматные занятия, крайне мало, хотя количество подобных школ исчисляется тысячами.

6. В России увидело свет большее число газетных, журнальных публикаций и пособий, посвящённых шахматным занятиям с дошкольниками, чем во всех других странах мира вместе взятых.

7. Публикаций в отечественной прессе по методическим вопросам недостаточно.

7. Нормативно-правовая база.

(Примечание: п.7 “Нормативно-правовая база” составлен по цитатам из работ И.Г.Сухина - http://chess555.narod.ru/cw9.htm).

Ведущий: Какая существует нормативно-правовая база для введения курса в общеобразовательных школах? Куда необходимо обратиться для приобретения программно-методического материала для ведения уроков. Каково юридическое (формальное) обоснование преподавания шахмат в российских школах?

В настоящее время официально шахматы как учебный предмет проложили дорогу только в начальную школу. Основополагающим документом, регламентирующим работу российских школ, являются “Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4)” (М.: Просвещение, 2002). Именно в данном документе с 1996 года по настоящее время публикуются шахматные программы. С 2000 года выходит только сборник для четырехлетней школы. Данный курс не привязан жестко к классам, поэтому “Шахматы, первый год” можно вводить не только с 1-го класса.

Для организации учебного процесса вам следует также знать некоторые аспекты, рассматриваемые в нормативном сборнике “Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины” (Москва: ТЦ Сфера, Прометей, 1998). В документе указано: “Разделение компетенций в области образования отражается в учебных планах посредством выделения федерального, национально-регионального и школьного компонентов”. При этом школьный компонент (обязательные занятия по выбору и факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения (ОУ), позволяет ему в соответствии со статьей 32, пункт 2.6 Закона “Об образовании” самостоятельно разрабатывать образовательные программы и учебные планы (примечание И.Г.Сухина: но школьные учебники в РФ разрешается использовать только прошедшие экспертный совет и рекомендованные Министерством образования, о чём свидетельствует соответствующий гриф “Рекомендовано Министерством образования РФ” или “Допущено Министерством образования РФ”).

В сборнике “Учебные стандарты школ России” речь также идет о базисном и региональном учебных планах. В структуре учебных планов выделяются: а) инвариантная часть (ядро); б) вариативная часть. При этом учебные планы представлены тремя видами учебных занятий:

1. Обязательные занятия, составляющие базисное ядро общего среднего образования. 2. Обязательные занятия по выбору учащихся. 3. Факультативные занятия. В базисном учебном плане начальной школы (1–4 классы) обязательным занятиям по выбору отводится: 1 класс – 1 час; 2 кл. – 3 ч.; 3 кл. – 5 ч.; 4 кл. – 5 ч. На факультативные занятия отводится соответственно: 2 ч. – 3 ч. – 3 ч. – 3 ч.

К каким из указанных видов реально в школах относят шахматные уроки? Чаще всего они представлены в виде обязательных занятий по выбору учащихся (т.е. в сетке занятий; для этого собственно и разрабатывался курс “Шахматы – школе”), но могут являться и послеурочным факультативом. Формально в “Программах общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4)” курс “Шахматы – школе” назван факультативным, и поэтому иногда администрация школ необоснованно выносит шахматы за урочную сетку. На самом деле указанный курс предполагает обязательные занятия по выбору учащихся и обязан быть в сетке.

Добиваться включения шахмат, как предмета, в урочную сетку целесообразнее всего со сборником “Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы” в руках и номерами министерских приказов, которые мы приведем ниже.

Разработка шахматного курса началась с Приказа МО РФ №325 от 30.07.93 “О дополнении к приказу Минобразования России от 02.07.93 №271”, послужившего основанием для постановки проекта “Шахматы детям” (пункт №62, шифр проекта). Каждый год Минобразования РФ утверждает “Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях” и публикует его в педагогических СМИ. С 1998 года в него включаются и шахматные учебники. Последний перечень, в котором эти учебники имеют №№169, 170, включен в министерский Приказ №111 от 15.01.2004 “Об утверждении федеральных перечней учебников, учебно-методических и методических изданий на 2004/2005 учебный год”.

Обязательно следует иметь под рукой №20 “Шахматной недели”, где на с. 12 целиком приведен недавний Приказ Минобразования №2211 от 18.05.2004 “О развитии шахматного образования в системе образования РФ”. Текст данного приказа лишний раз убедит школьную и иную администрацию в том, что шахматы пришли в школу всерьез и навсегда. Еще лучше показать руководителям любого ранга не только указанный номер “ШН”, но и целую подборку “школьных материалов”, опубликованных ранее. Ведь, начиная с №47 “ШН” за 2003 год, во многих номерах газеты есть страницы, дающие учителям необходимую информацию.

В заключение о том, где приобрести программно-методический материал. Чтобы увидеть министерские “Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы”, далеко ходить не нужно. Они есть в каждой школе и находятся в кабинете директора или завуча. Главное, год издания должен быть в интервале 1996 – 2006.

Федеральные школьные учебники и пособия можно приобрести в книжных магазинах или непосредственно у издателя – обнинского “Духовного возрождения”.

(Педагогам предлагается перечень литературы и Интернет-ресурсы).

8. “Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”.

Из истории шахмат

Ведущий: Шахматы – очень древняя игра, и даже сегодня её происхождение остаётся тайной. Согласно индийской легенде, шахматы были изобретены человеком по имени Сиса, воспитателем принца. И называлась она тогда не шахматы, а “чатуранга”.

На фотографии: А вот и сам Сиса.

(мини-сценка)

(Король) - Мне не нужна поддержка моих подданных! Я и сам могу справиться в своём королевстве!

(Сиса) - Смею вам возразить, ваше величество. Разрешите с вами сыграть в новую игру чатурангу и доказать, что король ничего не стоит без поддержки своих подданных.

Ведущий: В награду за своё изобретение Сиса попросил столько пшеничных зерен, сколько покажет шахматная доска, если на первую клетку положить одно зерно, а потом количество зерен удваивать. Оказалось зерен потребуется 18446744073709551615 (18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 биллиона 709 миллионов 551 тысяча 615). Количество зёрен превышало весь мировой запас.

Позднее в Персии, куда игра была завезена проходившими купеческими караванами, их стали называть “шатранж”, и следы персидского языка можно видеть в современной шахматной терминологии. Например, выражение “шах и мат” происходит от персидской фразы “шах-мат”, означающий “король умер”.

Самое интересное, что около 1050 года высокопочитаемый врач при дворе короля Альфонса VI издал указ: (текст указа оформляется на специальном свитке и зачитывается)

УКАЗ “Новая игра шахматы должна стать обязательной частью рыцарского образования”

Шахматы считались отличным интеллектуальным стимулом, необходимым для культурного и нравственного воспитания истинного рыцаря.

Вывод: Этот пример доказывает, что идея Шахматного всеобуча – дело наших предков.

Шахматная доска

Ведущий: Перед вами поле шахматной битвы (перед каждым шахматная доска). Это - шахматная доска. На ней 64 поля, или по-другому – клетки. Чтобы играть, вы должны всегда располагать доску так, чтобы белое угловое поле было по правую руку от вас…

Задание: (Из белых и чёрных квадратов нужно составить шахматную доску).

На фотографии: Учителя составляют шахматную доску. Фото1.

На фотографии: Учителя составляют шахматную доску. Фото2.

На поле битвы нужно уметь пользоваться сигналами. Когда играют в морской бой, то пользуются кодом. В шахматах также устанавливается свой код, называется он шахматной нотацией. Он позволит вам записать ходы на бумаге и показать партию другим (показать, как записывают партии гроссмейстеры). (Расставить буквы и цифры, около собранных из квадратов шахматных досок). Каждое поле обозначают сначала буквой, а потом цифрой.

Вывод: Что такое шахматная доска? Как называются клетки на шахматной доске? Сколько полей на шахматной доске? Сколько белых? Сколько чёрных? Назовите поле в правом нижнем углу у белых фигур (h1).

Небольшая шахматная доска является необъятным полем для бесчисленных комбинаций. Достаточно сказать, что в самом начале партии игрок имеет 20 вариантов для первого хода; его партнер может ответить 20 ходами на каждый ход, то есть в распоряжении последнего уже 400 вариантов только для первого хода!

Фигуры

Всем участникам-фигурам (фигуры участникам присваивались во время знакомства) заранее раздаются четверостишья о фигурах.

Ведущий: Кто главные герои шахматной игры? (шахматные фигуры).

Я познакомлю вас с каждой из них. Вы научитесь правильно располагать шахматные фигуры на шахматной доске. (Участники надевают коронки с изображением шахматных фигур).

Ведущий: Король – генерал на поле битвы. У каждой стороны, у белых и у чёрных, свой король. Давайте вместе поставим наших королей на поле битвы. Первоначальное положение белого короля е1, чёрного поля е8 (участник читает стихотворение о короле).

Ведущий: Ферзь – самая сильная фигура на шахматной доске. У каждой стороны свой ферзь. У белых ферзь располагается на поле d1, у чёрных на поле d8. При расположении ферзей вы заметили что-то особенное? (любит свой цвет) (участник читает стихотворение о ферзе).

Ведущий: Ладьи – располагаются в четырёх углах шахматной доски. Они крепости шахматных армий. У белых и у чёрных по две ладьи. Давайте вместе, используя шахматную нотацию, расставим ладьи на шахматной доске. Ладьи белой армии: а1, h1; чёрной армии: а8, h8 (участник читает стихотворение о ладье).

Ведущий: Слоны располагаются рядом с королём и ферзём. У белых и у чёрных по два слона. Попробуйте сами расставить слонов на поля и назвать места их расположения (белые с1, f1; чёрные с8, f8). Слоны бывают белопольные и чернопольные (участник читает стихотворение о слоне).

Ведущий: Не нужно говорить “лошадь”, а следует говорить “конь”. И у белых, и у чёрных по два коня. В первоначальном положении они находятся между слонами и ладьями. Белые на полях b1, g1; чёрные – b8, g8 (участник читает стихотворение о коне).

Ведущий: Пешки – защитники двух армий. У каждой стороны по восемь пешек. Располагаются они на второй горизонтали белые, на седьмой – чёрные (участник читает стихотворение о пешке).

На фотографии: Живые шахматы - все белые фигуры-учителя занимают своё место в начальном положении на импровизированной шахматной доске.

Игра “Волшебный мешочек”.

(Описание игры: Опустить руку в мешочек, достать фигуру и определить, что это за фигура, назвать её, поставить на своё место на шахматной доске).

Вывод: Сколько всего фигур на шахматной доске? Каких фигур по две? Каких фигур больше всего? Какая из фигур самая сильная? Какая особенность у ферзя?

Итог: (На большой шахматной доске под лирическую музыку предложить участникам-фигурам занять своё место на шахматной доске) (можно предложить как физкультминутку).

Ведущий: Сухомлинского дополняет немецкий ученый Г.Клаус: “Точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения”.

Итог мастер-класса:

Шахматы!.. Два лагеря, по шестнадцать фигур и пешек с каждой стороны, застыли в безмолвии на шестидесятичетырёхклеточной доске. Они ждут сигнала о начале битвы. И не по мановению волшебной палочки, а рукою Человека, по приказу его Разума, по желанию его Воли приходят они в движение, “диво дивное творя”.

Идет шахматное сражение, самое благородное, которое человечество когда-либо знало: без крови, без потерь, удивительное по глубине мысли, отражению страстей, ощущениям прекрасного.

Уважаемые коллеги. Пускай сегодня вы не приняли решения обучать детей игре в шахматы. Но вы с уверенностью можете сказать, что сегодня вы “прикоснулись” к прекрасному. Благодарю за внимание.

 

Опрос

  1. Нужны ли шахматы школе? (подчеркнуть)
  2. -ДА

    -НЕТ

    -НЕ МОГУ ОТВЕТИТЬ

  3. Появилось ли у Вас желание преподавать шахматы в школе?
  4. -ДА

    -НЕТ

    -НЕ МОГУ ОТВЕТИТЬ

    -МЕНЯ ШАХМАТЫ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИ

  5. Принесла ли вам пользу сегодняшняя встреча?

-ДА

-НЕТ

-НЕ МОГУ ОТВЕТИТЬ

Какая помощь Вам необходима?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши пожелания и предложения организаторам мастер-класса.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Комментарий И.Г.Сухина: Выражаю особую благодарность коллегам за предоставленный материал. На наш взгляд, мастер-класс проведён просто блестяще – он прекрасно продуман, рационально составлен и изначально был обречён на успех. Материал очень и очень содержателен. Татьяна Бойко продемонстрировала и выдумку, и глубокое владение материалом, и прекрасное знание первоисточников (что особо ценно в 21-м веке). Я не боюсь перехвалить коллег, так как материал говорит сам за себя. Что, на наш взгляд, здесь особенно ценно? То, что это одна из реальных попыток объединить усилия педагогического актива спортивной школы и начальной общеобразовательной школы, здесь чётко показан один из путей, как не запугать учителей начальных классов шахматами, а сделать их своими союзниками, заинтересовать, сломать лёд недоверия к новому пока ещё диковинному предмету. И самое главное – на сегодняшний день это первые качественные материалы подобного мастер-класса, которые (с небольшими сокращениями) выкладываются в сеть Интернет. Опыт новаторов из Пойковского теперь поможет их коллегам из других регионов, которые пока ещё не знают (ждут “отмашки” из Москвы), как им реально включиться в процесс реальной реализации Приказа №2211 на местах. Это я пишу не в упрёк регионам, подобное же положение дел не только с внедрением шахмат в учебную сетку, но и с выполнением других Приказов Минобразования. Сейчас другое время, не будет “отмашки” из Москвы, и это хорошо! Сейчас более чем когда либо, важна инициатива на местах! Не раз мне приходилось слышать от региональных органов управления образования: “Вот будет дана команда, вот тогда уж мы…” Не будет команды! (вернее, сам Приказ №2211 – такая “команда”!) Вполне понимаю те регионы, которым хотелось бы иметь на руках полный “пакет” материалов по реализации идеи Всеобуча. А, ведь, “центр” (Минобразования) сделал за последние 12 лет для Шахматного всеобуча и так уж немало – эти материалы прекрасно прозвучали на мастер-классе в Пойковском: есть нормативная база!!! Теперь свои наработки должны демонстрировать регионы. Специалисты Пойковского сделали это в полной мере – показали другим регионам, как правильно проводить самый трудный - первичный мастер-класс! И это только начало! Теперь материалы, проведённого в Пойковском мастер-класса, помогут и специалистам из других регионов заинтересовать и учителей начальных классов, и директоров общеобразовательных школ шахматами как учебным предметом. Только просьба при использовании данных материалов обязательно указывать примерно так: “При проведении мастер-класса использованы материалы заместителя директора по учебно-воспитательной работе ДЮСШШ им. А.Е.Карпова г.п. Пойковский Т.Бойко и сайта http://chess555.narod.ru”. Если будете приводить в дальнейшем фрагменты своих мастер-классов и других мероприятий в средствах массовой информации, где вам потребуется цитировать данные материалы, обязательно берите цитаты в кавычки и указывайте авторов цитат. Это важная тонкость - на своих "живых" мероприятиях Вы вольны использовать чужие материалы как угодно (хотя желательно, чтобы необходимые ссылки звучали и там), но если Вы несёте статью о своём опыте в СМИ, то должны точно цитировать первоисточники, чтобы не быть обвинёнными в плагиате.

 

 

 

 

Л.Б.Бабушкин "Помогут ли шахматы школе?" - http://proint.narod.ru/kniga2/vseob.htm

Деятельность А.Е.Карпова по продвижению шахмат в общеобразовательные учебные заведения

Г.В.Ковалёва "Шахматы в Нефтеюганском районе"

"Эксперимент в Самаре"

А.В.Благодарный "Уроки шахмат в 1-м классе общеобразовательной школы"

И.Р.Андреева "Шахматы и школа"

А.А.Якименко "Шахматы в школах Новороссийска".

Р.Г.Валеев "Эксперимент в Нижнекамске".

О.В.Трофимчук "Шахматы на Чукотке: Письмо и анализ работы клуба "Белая Ладья".

В.И.Волошкин "Шахматный всеобуч в Белгороде".

"Шахматы в Нижнетыхтемской общеобразовательной школе"

В.М.Моисеев "Из опыта ведения уроков шахмат в школах города Новочебоксарска"

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

Шахматный курс в начальной школе: история становления

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"

Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"

Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"

Империя ссылок

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/z_boiko.htm

© 2006 Бойко Т.В., Ковалёва Г.В., Сухин И.Г.

 

 

 

Hosted by uCoz