Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
Избранные страницы из книги И.Г.Сухина "Удивительные приключения в Шахматной стране"
(М.: Поматур,
2000. – 176 с., ил., формат 60х90 1/8)
АННОТАЦИЯ
Пособие "Удивительные приключения в Шахматной стране" разработано к учебным курсам для начальной школы "Шахматы, первый год" и "Шахматы, второй год". Оно включает в себя наиболее ценный методический материал двух лет обучения.
Основная цель пособия
– помочь родителям, не умеющим играть в шахматы, освоить их азы и эффективно использовать полученные знания, проводя досуг с детьми, занимающимися в начальной школе по программам "Шахматы, первый год" и "Шахматы, второй год".Данная книга
– существенно переработанное и дополненное издание книги "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991), специально для шахматных курсов первого и второго года обучения.Рукописи присвоен гриф "Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации".
Для родителей, учителей начальных классов, детей
4–8 лет.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие для взрослых
. Глава 1. Шахматная беседка. Глава 2. Линии. Глава 3. Диагональ. Глава 4. Чудесные фигуры. Глава 5. Ворота Каиссии. Глава 6. Я – Ладья. Глава 7. Совсем этот слон на слона не похож. Глава 8. В гостях у Ферзя. Глава 9. Кони черные и белые. Глава 10. Детский сад "Чудесная Пешка". Глава 11. Куда идет Король? Глава 12. Ковер-самолет. Глава 13. Мат и пат. Глава 14. Юра решает сложные задания. Глава 15. До свидания, Шахматная страна. Шахматный словарь. Ответы на "Загадки из тетрадки".
ПРЕДИСЛОВИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Основное содержание психического развития дошкольника составляет формирование внутренних действий. Но внутренние действия не появляются сами собой, а возникают в результате перехода "внутрь" внешних, практических действий.
Вы замечали, как играют дети в
5 лет? С этого возраста они способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры "внутрь" – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу.Шахматы
– это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Подытоживая работу с детьми 6–7 лет, посещавшими "Школу радости", В. Сухомлинский писал: "В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти..."Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с
3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Положительный опыт преподавания шахмат малышам в учебных группах детских садов и спортивных секциях накоплен как у нас в стране – в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Красноярске, Волгограде, Набережных Челнах, так и за рубежом – в Венгрии, Германии, Испании, Франции и других странах.Если мы обратимся к биографиям выдающихся шахматистов, то отметим, что
X. Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, М. Эйве познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили, Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6, А. Алехин, М. Таль – в 7. Не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Гораздо важнее другое – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Тургенев, Ю. Гагарин и многие другие.Предлагаемая вашему вниманию книга
– не учебник. Наша цель не столько обучить, сколько привить детям интерес к шахматам, познакомить с азами древней игры. В процессе такого знакомства малыши получат небольшие исторические сведения, узнают о шахматной доске, секретах шахматных фигур, правилах игры, важнейших терминах, этике борьбы за клетчатой доской. Герои книги – мальчик Юра со своими друзьями – путешествуют по Шахматной стране. Следуя мысли А. Франса: "Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом", автор попытался создать книгу, способную удовлетворить стремление детей к приключениям.Композиционно книга делится на
15 небольших глав, в каждой из которых важную роль играют обращения к маленькому слушателю. Для закрепления учебного материала после каждой главы введена рубрика "Загадки из тетрадки". Рекомендуем такую последовательность выполнения большинства заданий из этой рубрики:• разрешите дошкольнику двигать фигурами и водить пальцем по шахматной доске. Но при этом пусть обязательно говорит, что и зачем он делает. Передвигать шахматные фигуры молча позвольте только тогда, когда малыш научится рассуждать вслух, вслух излагать свой план действий;
• если задача не решается, подскажите ребенку. Подсказка должна следовать после безуспешных попыток решить задачу, а не перед ней;
• если дошкольник все же не может решить то или иное задание, не расстраивайтесь и не сердитесь на него, а покажите решение, и пусть он его повторит (верные решения заданий рубрики "Загадки из тетрадки" приведены в конце книги).
Этот раздел – для совместного чтения детей и взрослых.
Непосредственно взрослым адресованы лишь отдельные разделы: методические указания (они помещены перед рядом глав), "Советы родителям" (после глав) и "Странички из дневника" (за рубрикой "Советы родителям").
Перед чтением каждой главы ребенку вам следует внимательно ознакомиться с ее содержанием, рубрикой "Загадки из тетрадки", а также методическими указаниями (при их наличии), "Советами родителям" и "Страничкой из дневника".
Читайте книгу дошкольнику не торопясь. Чтение каждой из первых глав с решением "Загадок из тетрадки" займет не более 15–35 минут. Этого вполне достаточно за вечер. Изучайте не более двух глав в неделю.
Рубрики "Советы родителям" и "Странички из дневника" цементируют книгу. В "Советах родителям" приведены конкретные рекомендации по организации шахматных занятий, закреплению пройденного материала, проведению нестандартных дидактических игр (данная методика одобрена Министерством образования России, и по его заказу автором подготовлен комплект учебно-методических материалов "Шахматы, первый год" – для начальной школы). А "Странички из дневника" откроют взрослому читателю дверь в мастерскую автора, поведают о том, как он на практике претворяет свои идеи в жизнь, познакомят с типичными трудностями обучения шахматным азам детей в возрасте 3–8 лет и путями их преодоления.
Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В ваших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир. Даже если знакомство вашего малыша с Шахматной страной ограничится этой книгой, не беда – развивающий эффект процесса обучения древней игре несомненен.
Знакомство с древней игрой ребенок начнет с шахматной доски. Заранее приготовьте не только ее, но и маленькую игрушку, например, солдатика. Он пригодится при объяснении дошкольнику таких терминов, как ГОРИЗОНТАЛЬ, ВЕРТИКАЛЬ, ДИАГОНАЛЬ, ЦЕНТР. Когда перечисленные термины, а также слова ШАХМАТЫ, ШАХМАТНАЯ ДОСКА, ПОЛЯ, БЕЛЫЕ ПОЛЯ, ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ, ПРОТИВНИКИ, ПАРТНЕРЫ встретятся в тексте, постарайтесь выделить их интонацией и прочитать помедленнее. Перед чтением второй главы постройте около шахматной доски домик из кубиков и поставьте в него солдатика.
Шахматная доска изучается довольно подробно, и это не случайно. Наша задача – не только облегчить ребенку познание азов мудрой игры, но и помочь ему овладеть пространственным ориентированием на плоскости. Последнее очень значимо при обучении в школе и, как правило, овладение им затрудняет дошкольников. А с помощью шахматной доски дети охотно и с большим интересом упражняются в этом.
Глава
1. ШАХМАТНАЯ БЕСЕДКАЕсли очень-очень захотеть научиться играть в шахматы, то желание непременно сбудется. И, возможно, ты попадешь в такую же волшебную историю, как и Юра...
Однажды ранним воскресным утром в Юрину квартиру позвонили. Юра открыл дверь и увидел девочку в клетчатом платьице.
– Здравствуй, Юра. Меня зовут Клеточка. Я приехала за тобой из Шахматной страны.
Девочка взяла Юру за руку и привела к велосипеду с тремя сидениями, шестью педалями и маленькими колесами. Клеточка села за руль. Юра примостился сзади.
Путешествие началось. Велосипед мчался с невероятной скоростью. Мимо мелькали города, леса, реки. С гулко бьющимся сердцем Юра ждал чего-то особенного и удивительного.
Вдруг Клеточка резко затормозила, и велосипед остановился перед красивой беседкой, похожей на башенку.
– Это Шахматная беседка. Здесь мы проведем первое занятие, – проговорила Клеточка.
Юра вслед за девочкой вошел в беседку и в восхищении замер. На массивном столе, излучая мягкий розовый свет, лежала большая квадратная доска со множеством темных н светлых клеток.
– Это ШАХМАТНАЯ ДОСКА. На ней ведется шахматное сражение, – начала занятие Клеточка. – Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.
– Белые поля. Черные поля, – повторил Юра.
Вдруг клетки-квадратики затрепетали, спрыгнули с шахматной доски, стали водить хоровод вокруг девочки и озорно подмигивать Юре.
– Это мои сестренки, – улыбнулась Клеточка. – В Шахматной беседке поля волшебные.
Клетки-квадратики дружно вспорхнули и вернулись на шахматную доску. Юра растерялся. Он не мог понять – было ли все это на самом деле или ему показалось. Он направился к столу, чтобы потрогать клетки-квадратики, но обо что-то споткнулся и чуть не упал. У ног мальчика лежала толстая-претолстая тетрадь. Юра поднял ее и на обложке прочитал: "Загадки из тетрадки".
– Это тетрадка моего друга Загадая, – удивилась Клеточка. – Хорошо, что ты нашел ее. В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Будешь понемногу решать их и научишься играть в шахматы. Начнем?
– Начнем, – кивнул Юра.
ПОМОГИ ЮРЕ РЕШИТЬ ВСЕ ЗАДАНИЯ
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
1. Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?
2. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная? А у шахматного поля?
3. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
4. На каких полях ничего не растет?
5. Из каких досок не строят теремок?
6. В каких клетках не держат зверей?
7. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк, полярник?
8. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?
Скоро бой. И ждет войска
Деревянная ...
Раздался голос Короля:
Найдите на доске
...9. О какой игре Лена Сухина (9 лет) написала стихотворение:
Игра
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя.
–Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король
–Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
Глава
2. ЛИНИИКлеточка начала второе занятие:
– В шахматы обычно играют два ПРОТИВНИКА. Их еще называют ПАРТНЕРЫ. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета... Как нам правильно сесть за шахматную доску?
ПОМОГИ ЮРЕ
Юра усадил за стол девочку, с противоположной стороны стола сел сам.
– Белое поле справа, – сказал Юра.
Тут он обнаружил, что по соседству с этим полем стоит крошечный домик-кубик с резными окошками, маленькой дверцей и затейливым крылечком. Юра удивился, что не заметил домик сразу. На крылечке разместились три яркие кнопки: на красной кнопке была нарисована буква В, на синей – буква Г, на зеленой – буква Д.
– Как в азбуке: В, Г, Д! – воскликнул Юра. – Нет только А и Б.
– А и Б сидели на трубе, – пошутила Клеточка. – Сейчас узнаешь, зачем здесь домик и кнопки. Посмотри на шахматную доску: квадратики разных цветов всегда чередуются. Черное поле следует за белым, белое за черным. Любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо – это ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ГОРИЗОНТАЛЬ. Смотри, вот горизонталь, – Клеточка нажала кнопку с буквой Г.
В тот же миг дверца домика-кубика отворилась, и на пороге появился симпатичный гномик. Он ловко прыгнул на белую клетку и проворно побежал по горизонтали до противоположного края доски. Там он развернулся, так же резво поспешил обратно и скрылся за дверцей домика.
– А он живой? – спросил Юра.
– Что ты! Это заводная игрушка – Горизонталик. Он показал тебе одну из горизонтальных линий. А всего их восемь. За белым полем каждой горизонтали следует черное, за черным – белое.
Неожиданно в беседку ворвался запыхавшийся мальчик. Большие уши и толстый нос делали его похожим на слоненка.
– Где тетрадка? А-а, вот она! – он метнулся к Юре и вырвал у него тетрадь.
– Ты Загадай? – удивился Юра.
– Я Задира! – мальчик щелкнул Юру по лбу и хотел убежать. Но не тут-то было. Юра подставил ему ножку. Задира кубарем покатился по полу и выронил тетрадь.
– Ах, так! Ты еще пожалеешь! Учишься в шахматы играть? Ничего у тебя не выйдет!
Задира схватил стул и с такой силой ударил по шахматной доске, что одна из черных клеток не удержалась на своем месте и соскочила на стол. Задира хихикнул и убежал, Клеточка заплакала.
Юра бережно поднял черную клетку и в растерянности глянул на шахматную доску. Откуда же она упала? (Примечание: она находилась в нижнем левом углу).
Юра догадался и от радости захлопал в ладоши. Когда черная клетка-квадратик заняла свое крайнее левое положение, девочка перестала всхлипывать и сказала:
– Хочешь узнать, какие еще бывают линии кроме горизонтальных? Рука Клеточки потянулась к кнопке с буквой В.
– Любая черно-белая дорожка, которая идет от одного противника к другому, – это ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. За белым полем каждой вертикали следует черное, за черным – белое.
Горизонталик снова пробежался по шахматной доске, теперь по вертикали. На этот раз он зацепил черную клетку, и она наползла на белую.
Юра водворил дальнюю черную клетку на место.
– Спасибо, – поблагодарила девочка. – А сейчас "Загадки из тетрадки".
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
1. Что делают противники за шахматной доской? А партнеры?
2. Как правильно сесть за шахматную доску?
3. Покажи какую-нибудь горизонталь. Сколько полей в горизонтали?
4. Покажи все горизонтальные линии. Сколько на доске горизонталей?
5. Покажи какую-нибудь вертикаль. Сколько полей в вертикали?
6. Покажи все вертикальные линии. Сколько на доске вертикалей?
7. Что длиннее: горизонталь или вертикаль?
8. Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два черных?
9. Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых?
10. Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?
11. Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?
12. Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали?
Глава
3. ДИАГОНАЛЬВ беседку вошел мальчик со вздернутым носиком и большими удивленными глазами. Под мышкой он держал длинную тонкую палку.
– Юра, это Загадай, – обрадовалась Клеточка. – Загадай будет путешествовать с нами. Он знает много шахматных историй.
– Что это за палка у тебя? – спросил Юра.
– Не палка, а указка, – обиделся Загадай. – Она нам пригодится.
– Пригодится, – подтвердила Клеточка и продолжила занятие. – Теперь давайте поговорим о ДИАГОНАЛЯХ шахматной доски. ДИАГОНАЛЬ – это любая прямая цепочка клеток одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Диагонали бывают разной длины. В самых коротких – всего два поля.
Загадай взмахнул указкой и показал самые короткие диагонали.
– Есть на шахматной доске и самые длинные – БОЛЬШИЕ ДИАГОНАЛИ. В каждой из них по восемь полей. Горизонталик покажет нам большую белую диагональ.
Клеточка нажала кнопку Д. Полюбившийся Юре Горизонталик поспешил в противоположный угол доски и быстро вернулся обратно.
– Как интересно в Шахматной стране! И сестрички у тебя хорошие, – сказал Юра девочке.
Клетки-квадратики соскочили с шахматной доски и затанцевали вокруг Юры. Да так весело и задорно, что Юра не удержался и поймал восемь черных клеток. Когда остальные клетки вернулись на доску, одна из черных диагоналей стала белой.
– Сейчас большая черная диагональ снова будет черной, – сказал Юра и отпустил пойманные клетки.
– Вот ты и познакомился со всеми шахматными дорожками: горизонталями, вертикалями и диагоналями. Теперь Загадай покажет ЦЕНТР, – проговорила Клеточка. – Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных.
– Теперь, Юра, порешай мои задачки, – сказал Загадай, раскрывая тетрадь.
ПОМОГИ ЮРЕ
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
1. Покажи какую-нибудь диагональ, большую белую диагональ. Сколько в ней полей?
2. Покажи большую черную диагональ. Сколько в ней полей?
3. Какая диагональ длинней: большая белая или большая черная?
4. Покажи одну из самых коротких диагоналей. Сколько в ней полей?
5. Покажи диагональ из трех, четырех, пяти, шести, семи полей. Одинакового ли цвета крайние поля каждой диагонали?
6. Покажи центр. Сколько в нем полей?
7. Какую форму имеет центр: круглую или квадратную?
8. Сколько белых полей в центре? А черных?
9. Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета?
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Ребенок получил первое представление о шахматной доске. Дайте ему карандаш, бумагу, линейку, мел, клей, ножницы, кубики, "солдатика". Для закрепления пройденного материала предложите дошкольнику:
– раскрасить часть шахматного листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только черным);
– вырезать из тетради в клеточку квадраты 2х2, 3х3, 4х4 клетки и правильно раскрасить их;
– выложить из кубиков дорожки, похожие на горизонталь, вертикаль, разной длины диагонали, центр. Пусть "солдатик" пробежит по центру и дорожкам. Хорошо, если доме есть старые кубики, которые можно заклеить бумагой так, чтобы получилось по восемь светлых и темных кубиков. Несложно сделать кубики и из цветной бумаги. Попросите ребенка правильно (с учетом цвета) выложить центр, отдельно горизонталь и вертикаль. Пусть попытается определить, в чем сходство горизонтали и вертикали. Если дошкольник это сходство не найдет, разверните горизонталь и наложите ее на вертикаль. Затем разбросайте кубики и попросите малыша сложить из них большую белую и большую черную диагонали;
– вырезать из тетради в клеточку центр, горизонталь, вертикаль, диагональ. Диагональ не получилась? Пусть ответит, почему;
– нарисовать по линейке на бумаге центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали и правильно раскрасить их. Пусть вырежет нарисованные горизонталь и вертикаль и разрежет их на клетки. Из этих клеток снова сложит горизонталь, вертикаль, затем большую белую и большую черную диагонали (их можно аккуратно склеить уголок к уголку);
– начертить мелом на асфальте центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали. Пробежать по ним и поиграть на них в классики;
– вспомнить, где кроме шахматной доски он видел клетки, расположенные в шахматном порядке (в книгах, на полу, такси, одежде и т.п.).
Если малыш выполнит большую часть этих заданий, можно переходить к чтению следующей главы. Если нет, стоит еще раз прочитать ему первые главы.
СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА
Читал Оле (возраст
4 года 7 мес.) свою сказку о дракончике Пожирателе Полей. Через день спросил: "Помнишь сказку?" – "Не помню". – "Ну, хоть что-нибудь?" – "К помню! (думает небось: "Вот пристал"). Как же Олю перехитрить-расшевелить? Придумал: "Ну, кто там был, медведь?" – "Нет, дракон... Он клетки глотал... А они прижались, и он не мог их проглотить".***
Во время прогулки с Олей (4 года 11 мес.) я спросил: "Что больше: шахматная доска или шахматное поле?" – "Шахматное поле". – "Ну, Оля!" – "Шахматная доска". – "Конечно. А какие поля больше: белые или черные?" – "Они одинаковые". – "Так. А какая форма у шахматной доски?" Молчание. Задаю наводящий вопрос: "Круглая?" – "Квадратная". – "Верно, а у шахматного поля?" – "Тоже квадратная. – "Так. На каких полях ничего не растет?" – "На белых". – "И только?" – "На черных". Обобщаю: "На шахматных... Из каких досок не строят теремок?" – "Из шахматных". – "В каких клетках не держат зверей?" – "В шахматных". – "Что делают противники?" – "Дерутся". "???" "В шахматы играют".
***
Прошу Олю (4 года 11,5 мес.) раскрасить в тетради фрагмент шахматной доски черной шариковой ручкой. Сначала Оля проводит две кривые палочки / /, потом между ними закрашивает. Раскрасив шесть кривых "квадратиков", седьмой Оля рисует по иному, выделяя квадрат толстыми линиями, и затем закрашивает внутри. Получается отлично. Так бы рисовать и дальше, но Оля импровизирует и следующую клетку закрашивает иначе. Получается некрасиво, и новую клетку Оля рисует, как прежде. За 20 минут Оля раскрашивает квадрат "6 на 6 клеток".
***
Лена (5 лет 6 мес.) спрашивает: "А соперники – у которых сопли? А противники – противные?" Смеюсь, объясняю, что партнеры, противники играют в шахматы. Через неделю спрашиваю: "Помнишь, кто такие партнеры?" – "Ну, портнихи, партнеры – которые шьют"... А потом Лена говорит: "Я придумала шахматную загадку: почему доска квадратная?.. Потому, что у нее клетки равные, по восемь". – "Как, по восемь?" – "На каждом краешке по восемь".
ОТВЕТЫ НА "ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ"
ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 1
1. Они равны. 2. Квадратная. 3. Шахматное поле. 4. На шахматных. 5. Из шахматных. 6. В шахматных. 7. Да. 8. Доска. Поля. 9. О шахматах.
ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 2
1. Играют в шахматы. 2. Правое угловое поле должно быть белым. 3–6. Восемь. 7. Они равны. 8–9. Нет. 10–11. Четыре. 12. И белых и черных полей одинаковое количество.
ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 3
1–2. Восемь. 3. Они равной длины. 4. Два. 5. Да. 6. Четыре. 7. Квадратную. 8. Два. 9. Нет.
Если Вас заинтересовала эта книга, и Вы хотите её приобрести, звоните по тел. 8-499-966-79-48.
Рецензия на книгу
Ульяна Деточкина "Детки и клетки"
(Еженедельник "Книжное обозрение", №31, 31 июля 2000, с.15)
Если ваш маленький ребенок-дошкольник очень-очень захочет научиться играть в шахматы, то теперь его желание обязательно сбудется. И он непременно попадёт в такую же волшебную историю, как мальчик Юра, который познакомился с симпатичной девочкой Клеточкой и оказался в Шахматной стране.
А произошла эта удивительная история на красочных страницах занимательного пособия "Удивительные приключения в Шахматной стране". Оно разработано в соответствии с учебным курсом для начальной школы "Шахматы, первый год" и "Шахматы, второй год" и включает в себя методический материал двух лет обучения.
У книги гриф "Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации". Она состоит из 15 небольших глав, каждая из которых начинается с обращения к маленькому шахматисту.
Для закрепления материала после каждой главы даётся рубрика "Загадки из тетрадки"; ответы на эти загадки можно найти в конце пособия. "Как правильно сесть за шахматную доску? Что делают противники? А партнёры? Что длиннее: горизонталь или вертикаль?" Справочный аппарат включает подробный список тематической литературы и шахматный словарь.
Словом, если хочешь стать великим шахматистом - стань им!
(примечание автора: рядом с рецензией в газете приведена обложка книги и даны выходные данные)
Отзывы о книге:
Очень хорошая книга, 7 мая 2006 г. для всех, кто хочет научить ребёнка играть в шахматы, а может и научиться самому:-)
Ирина, 28 летВеликолепная книга, 5 апреля 2006 г. В увлекательной форме знакомит маленького читателя с основами шахмат: терминами, правилами, приемами. Каждая глава сопровождается заданиями постепенно возрастающего уровня сложности. Задачи не только шахматные, но и просто логические, где шахматы служат естественным и элегантным оформлением. Книга может стать первым шагом в мир шахмат, пробудить интерес у ребенка.
Максим Райский, 36 лет.
Из переписки с читателями
Уважаемый Игорь Георгиевич! Мы с большим удовольствием занимаемся по Вашей книге "Удивительные приключения в Шахматной стране". Это замечательная книга, она очень нравится и мне, и моей почти 7- летней дочке. У меня к Вам вопрос: а ведете ли Вы сам занятия в Москве для детей? И есть ли у Вас единомышленники, обучающие детей по Вашей методике, которых Вы могли бы порекомендовать? Ирина, Москва, 08.04.2003.
Огромное спасибо, Ирина, за Ваше письмо! Кстати, у меня есть диафильм "Приключения в Шахматной стране". В отличие от книги, художник нарисовал Клеточку не маленькой, а крошечной девочкой, и тоже получилось здорово. Кое-кто полагает, что диафильмы - это не современно, но это не так. Теперь, по существу вопроса. Последние 12 лет я преподаю по вторникам в московской мини-школе "Знайка-М" при 444 школе детям 3-6 лет. Там я один из педагогов. Мне многие говорили, что занимаются по моим методикам в группах, но пока у меня очень мало информации о единомышленниках. Раньше я упустил этот вопрос из виду (я много пишу и редко вылезаю из своей "норы", ведь существует ещё так много интересных тем, которые не проработаны современными методистами - не только в шахматах, но и в математике, логопедии, чтении и др., см. материалы моего сайта), но обещаю исправиться и наладить контакты со всеми единомышленниками! Я за сотрудничество! Надеюсь, мои единомышленники мне напишут.
Автор, Москва, апрель, 2003.Зачем самых маленьких детей учить играть в шахматы? Избранные страницы из книги "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет" Чёрно-белая магия Ущелья Великанов Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны” Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу” Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем” Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат” На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/upr.htm
© 2003-2013 Сухин И.Г.