Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
Избранные материалы из книги И.Г.Сухина "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя"
(Обнинск: Духовное возрождение, 1999. – 120 с., ил., формат 70х108 1/16)
Примечание: 2-е издание вышло в 2011 году (Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 120 с., ил.)
АННОТАЦИЯ
Эта книга
– первое в мировой практике шахматное пособие для учителей начальных классов, не обладающих большими знаниями в области шахмат. Данное пособие разработано к учебнику для 1-го класса четырёхлетней и трехлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны".В пособии подробно изложена методика проведения каждого урок
а. В начале каждой главы-урока учителю объясняются необходимые шахматные сведения. Обилие в пособии занимательных заданий, увлекательных дидактических игр позволит педагогу сделать каждое занятие праздником для ребят.Книга адресована учителям начальных классов, воспитателям подготовительных групп детского сада, тренерам-преподавателям, а также родителям.
ПРЕДИСЛОВИЕ к 1-му изданию (1998 г.)
Современная школа динамична, она предъявляет к ребенку, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований. С первых дней учебы первоклассники должны ответственно к ней относиться, выполнять требования и правила школьной жизни, обладать развитыми волевыми качествами
– без них они не смогут сознательно регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, организованно вести себя на уроке. Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка – его внимание, память, мышление. Маленькому человеку необходимо умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной педагогом задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же, наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи.В решении многих из вышеперечисленных вопросов в состоянии помочь более широкое введение шахмат в сетку школьных занятий. Ведь игровая деятельность детей сильно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у ребят развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества. Подчеркнем одно важное и еще не оцененное в должной степени обстоятельство, которое часто упускается из виду. Говоря о шахматах в школе, мы подразумеваем не игру как таковую, а рационально построенный процесс обучения шахматным азам (в формах, доступных для детей каждой возрастной группы)! Обучение игре в шахматы – не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре.
Процесс обучения азам мудрой игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости (это крайне важно для школы), формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность, гибкость и др.
Для реализации этих целей нами разработан сравнительно простой курс начального обучения детей шахматным азам, доступный детям с шестилетнего возраста. Этот курс в состоянии освоить учитель начальной школы, не знакомый прежде с основами шахматной игры (что опять-таки очень значимо, особенно для сельской малокомплектной школы). Разработана программа, написан учебник для первоклассников и это пособие, в котором излагается, как следует использовать учебник на школьных уроках.
Предусматривается
33 шахматных занятия (одно занятие в неделю), в пособии дана методика проведения каждого из них. Для педагога, не знакомого с шахматами, сделаны необходимые разъяснения.Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
— широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
— применение нестандартных дидактических заданий и игр;
— детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
— преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
— выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;
— разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
— неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
В пособии при объяснении того или иного шахматного материала не используется шахматная нотация (чтобы не отпугнуть школьных учителей ее кажущейся сложностью). Курс разработан для занятий с детьми первого года обучения с "упором" на первый класс, однако его можно использован также во втором и третьем классах. Это обеспечивается тем, что дидактические задания и игры, приведенные в учебнике, имеют несколько уровней сложности.
Следует отметить, что как за рубежом (в США, Англии, Франции Бельгии, Испании, Германии), так и в России (а Россия имеет приоритет в вопросах методики обучения школьников основам шахматной игры) шахматные уроки почти всегда проводят хорошие игроки-практики (перворазрядники и кандидаты в мастера спорта по шахматам), блестяще владеющие теорией шахматной игры, но не специалисты в детской психологии и педагогике. Они не знают в должной мере психофизиологических возможностей детей каждой возрастной группы и не всегда четко представляют себе чему и как учить детей. Каждый из них применяет свою программу, подчас весьма сложную и зачастую ставит перед детьми спортивные задачи в ущерб общеобразовательным.
Для общеобразовательных целей начальный шахматный курс должен быть максимально простым и учитывать знания и умения, свойственные для детей 6—7 лет. Это позволит использовать его не только в школе, но и в подготовительной к школе группе детского сада.
"Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом", – любил повторять А. Франс. Поэтому, вводя детей в удивительный мир деревянных королей, широко используйте шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, метаграммы, занимательные задачи, викторины. И каждый, даже, казалось бы, самый простой шахматный термин (поверьте, он простой лишь для вас!) изучите, рассмотрите всесторонне, как учил Д. Максвелл: "Нет лучше метода сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в как можно более разнообразных формах".
Кроме данного пособия в соответствии с проектом "Шахматы детям" нами подготовлены следующие рукописи:
1. Программа для начальной школы "Шахматы, первый год".
2. Учебник для детей 1 класса "Шахматы, первый год".
3. Сборник "От сказки к шахматам".
4. Занимательный текстовый материал.
5. Книга для чтения "Необыкновенные шахматные приключения"
Урок 1 Шахматная доска
Чтение-инсценировка дидактической скажи "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение-инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки".
НЕОБХОДИМЫЕ ШАХМАТНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Шахматная доска – игровое поле - квадратной формы, разбитое на 64 равные по размеру клетки (квадраты; по 8 с каждой стороны), окрашенные попеременно в светлый и темный цвета.
Белые поля – светлые клетки шахматной доски.
Черные поля – темные клетки шахматной доски.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО УРОКА
Начиная шахматные занятия с детьми, не упустите три обстоятельства. Во-первых, уроки должны протекать в игровой, увлекательной форме и доброжелательной атмосфере. "Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения", – указывал К.Ушинский. Во-вторых, чтобы обучение было развивающим, оно должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. А в-третьих, особенно на первых порах не забудьте... сказку. Ведь еще В.Сухомлинский отмечал: "Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений... Мои воспитанники не овладели бы навыками отвлеченного мышления, если бы в их духовной жизни сказка не стала целым периодом... Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап – инсценизация".
Велико значение первого шахматного урока. Именно он может предопределить отношение детей (особенно девочек) к шахматам, а для этого вам нужно привить интерес к новому предмету, зажечь огонек фантазии в глазах ребят. Первая встреча с волшебным миром шахмат должна стать для детей праздником. Готовя его, руководствуйтесь словами К. Ушинского: "Воспитатель непременно должен устроить дело ученья так, чтобы в начале ученья дитя не могло не успеть..."
Начните первый урок с чтения, а еще лучше с чтения и инсценировки сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Если у вас достаточное количество экземпляров этой книжки-картинки, то дайте каждому ученику по книжке, и пусть они по иллюстрациям следят за вашим рассказом. Если же ни одной книжки-картинки у вас нет, ниже мы приводим текст сказки с пояснениями к инсценированию.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ
Вольготно жили люди на Земле в стародавние времена. Они дышали чистым, бодрящим воздухом, пили прозрачную ключевую воду, охотились в густых величественных лесах на диких животных.
И дети их полной грудью вдыхали живительный аромат луговых трав и цветов. Вот только интересных игр у ребят не было.
Пошли как-то раз самые отважные ребята Лена и Ален к Чародею и спросили:
– Где бы нам игру необыкновенную найти? Усмехнулся Чародей:
– Если пересечете Дремучий Лес, проплывете по Бурной Реке и пройдете сквозь Жгучий Огонь, рядом с вами окажется такая игра... Но остерегайтесь колдуна.
Поблагодарили Лена и Ален Чародея и отправились в путь. Уж очень им хотелось получить заветную игру.
Очень спешили ребята и не заметили, что за ними увязался старичок один. Он хищно следил за детьми и, ухмыляясь, похлопывал себя по бокам, где болтался пустой мешок и покоился в ножнах острый меч. Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и закачались вековечные деревья, шелестя листьями: "Опа... Опа... Опа...". Хотели они подсказать, что опасность подстерегает детей. Но не обратили внимания ребята на шепот деревьев.
Лена и Ален вышли на поляну и лицом к лицу столкнулись со старичков Тот злобно расхохотался:
– Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун Звол. А это мой мешок. я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать.
Заранее нарисуйте на картоне и вырежьте Лену, Алена и колдуна. Или вырежьте их из старых, порванных детских книг, журналов и приклейте на картон. По ходу развития сюжета они будут идти, бежать, разговаривать и т. п., это вызывает живейший интерес у детей.
И Звол попробовал накинуть мешок на ребят, да промахнулся. А Ален не растерялся, подставил колдуну ножку, и старичок упал.
Пустились Ален и Лена наутек. Видит колдун – не догнать беглецов вытащил меч и рубанул по высокому дереву. Как пилой его перепилил.
Направил Звол дерево на ребят, но не попал. Лишь ветки хлестнули по щекам Лены и Алена.
С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий.
Схватил Звол кругляк, с силой запустил его в беглецов. Пролетел кругляк над самым ухом Алена.
Попросите учеников открыть с. 4 учебника – там изображен этот кругляк; очень хорошо, если учитель заранее приготовит такой кругляк из картона. На своих занятиях мы запускаем кругляк из картона в класс, потом просим конкретно одного из учеников принести его обратно; только не говорите это всему классу сразу, а то вместо кругляка можете получить три – четыре кусочка картона.
Приглянулся кругляк Алену. Подобрал он его, показал колдуну язык и помчался с Леной дальше. Убежали от Звола.
Вот и Лес позади. Перед ребятами
– Бурная Река.Давай твою деревяшку на воду опустим
– плот получится предложила Лена.Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ребятами колдун. Стоит, насмешливо свой меч поглаживает.
Взмахнул Звол над Аленом мечом, еле успел мальчик закрыться кругляком, как щитом.
Еще трижды поднимал и опускал меч колдун, но не смог он даже оцарапать Алена. Только щит из круглого стал квадратным.
Толкнул тогда колдун Алена, перекинул через плечо Лену и затрусил прочь.
Не растерялся Ален, ловко метнул свой щит вслед злодею. Сбил щит колдуна с ног.
Просите детей посмотреть на с. 4, a потом показываете заранее приготовленный квадрат из картона. Можете метнуть квадрат в класс. Только осторожно..
Подхватила щит Лена, бросила в воду. Поплыли они с Аленом по Бурной Реке.
Плыли ребята, плыли в быстрых водах, с трудом удерживаясь на ногах, и, наконец, пристали к берегу.
На другом берегу появился Звол с луком в руках и одну за другой послал стрелы в беглецов.
Но плот снова превратился в щит и спас детей. От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.
Дети рассматривают с.5, а вы показываете классу картонный квадрат с клетками 8 на 8, как у шахматной доски, только все клетки белые.
Впереди Жгучий Огонь стеной стоит. Взял Ален Лену за руку, выставил щит вперед, и быстро-быстро пробежали они через Огонь.
С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми. Пробрались они через бушующее пламя и подивились: Жгучий Огонь шалуном оказался – на щите почернела каждая вторая клетка.
Дети рассматривают с.5 учебника, рисунок, где изображена шахматная доска, а вы показываете новый картонный квадрат – шахматную доску.
Вдруг из Огня с воем выскочил Звол с мешком на плече. Пощипал ему пятки Жгучий Огонь, да не помогло это ребятам – с победным криком нахлобучил колдун на них мешок.
Здесь можно спросить у ребят: "Как вы думаете, что будет дальше?"
Но рано он радовался. Дно мешка выгорело, и ребята из него вылезли.
– Надоел мне этот злюка! – в сердцах вскричала Лена. – Как от него отвязаться?
В небе возник лик Чародея:
– Сила колдуна в его имени... Расшифруйте его, и Звол потеряет силу. Достал Ален из кармана мел и написал в клетках щита: "ЗВОЛ".
– "3" – это, наверное, "злой"? – предположила Лена. – А что такое "ВОЛ"?
– Молчите, молчите! – испуганно залепетал злодей.
– Ура! Мы правы! – обрадовался Ален. – Он злой колдун... Но тогда его звали бы ЗКОЛ, а не ЗВОЛ?!
– Знаю, знаю! – закричала Лена. – ЗВОЛ – это Злой Волшебник! Вот его секрет!
Скрючился колдун, подряхлел и понуро побрел прочь, как побитая собака.
– Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорченно спросил Ален.
– Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!
Сказка кончилась, и учитель показывает детям различные шахматные) доски: обычную деревянную доску, маленькую доску от дорожных шахмат. доску, нарисованную на шахматном столике (все, что имеется в наличии
у педагога), а затем разворачивает к детям шахматную доску для демонстрационных шахмат, которая до этого стояла лицевой стороной к стене и не привлекала внимания учеников.Демонстрационная шахматная доска нужна обязательно, иначе учителю будет трудно работать.
Учитель объясняет, что на шахматной доске ведется шахматное сражение. Подчеркните, что шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки-квадратики, которые по шахматному называются ПОЛЯМИ Светлые клетки
– это БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные клетки – это ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ Белые поля не обязательно бывают белого цвета – их делают и желтыми. А черные поля иногда выполняют коричневыми (и другими темными) тонами.Нарисуйте мелом на классной доске белое и черное (закрашенное поле. Покажите детям заранее приготовленные белые и черные поля, вырезанные из плотной бумаги или картона. Покажите указкой на демонстрационной доске несколько белых и черных полей. Пусть ребята посмотрят с.
7 учебника, где нарисована большая шахматная доска и отдельно белые и черные поля.Если у педагога есть книга "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика,
1991), то он может вместо сказки "Удивительные приключения шахматной доски" читать первую главу (а лучше читать и инсценировать) "Шахматная беседка". Эту главу можно также найти в журнале "Мурзилка", № 6 за 1993 год.Дайте каждому из учеников по шахматной доске, лучше всего деревянной, но можно и картонную (она гораздо дешевле, но ученики могут быстро ее измять). Наилучший для учебных целей размер шахматных полей
5 см на 5 см. Размер полей менее 3 см на 3 см нежелателен. Пусть каждый из учеников покажет на своей доске белое и черное поля.Затем ребята достают из портфелей тетради в большую клетку (для шестилеток) и рисуют в клеточках несколько белых и черных полей.
Обратите внимание детей на то, что на шахматной доске белые и черные поля всегда чередуются: белое
– черное – белое – черное...Для закрепления элементарного шахматного материала прочитайте ученикам еще одну дидактическую сказку.
КОТЯТА-ХВАСТУНИШКИ
В некотором царстве – шахматном государстве у девочки Поли жили два котенка: белый и черный.
Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости.
Пусть дети снова посмотрят на с.7 учебника, где нарисованы эти котята
– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля. – Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных кл
еток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.Тут котята фыркнули и отвернулись:
– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играл.
– Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.
– Белые, – сказал белый котенок.
– Черные, – сказал черный котенок.
А ВЫ КАК ДУМАЕТЕ?
(учитель спрашивает у детей).
– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны... Можете проверить.
(Учитель накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)
А что больше: шахматная доска или шахматное поле?
– Они равны, – ответил черный котенок.
– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.
ТАК ЛИ ЭТО?
– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?
– У полей круглая, – сказал белый котенок.
– И у доски круглая, – добавил черный котенок.
А ВЫ ЧТО СКАЖЕТЕ?
– Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.
А ВЫ НИКОГДА НЕ ХВАСТАЕТЕСЬ?
Вот и вся сказка.
Снова показываете шахматную доску, белые и черные поля.
В конце урока задайте детям три задачи-шутки:
1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)
2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)
3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)
Если до конца урока у вас еще останется несколько минут, можете провести маленькую литературно-шахматную викторину:
1. Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка.)
2. Знаменитый джинн, друг Вольки Костылькова, большой поклонник шахматной игры. (Старик. Хоттабыч.)
3. Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры. (Электроник.)
4. Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры. (Алиса Селезнева.)
5. Человечек из театра Карабаса Барабаса – "весь клетчатый, как шахматная доска." (Арлекин.)
6. Товарищ Ильи Муромца, прославленный былинный богатырь, обыгравший в шахматы хана Бахтияра Бахтияровича. (Добрыня Никитич.)
7. Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса.)
8. Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: "Глядите, глядите, вон идет шахматная доска". (Сиропчик.)
На дом можете задать ребятам решить два занимательных задания из учебника (с. 8 – 9). Задания совсем простые и вызывают неизменный интерес у детей. Эти задачи можно порешать и на уроке.
Урок 2. Шахматная доска
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль" и др.
В начале урока – повторение пройденного материала. Хоть он и достаточно прост, сделать это необходимо (тем более что кто-то наверняка пропустил первое занятие). Покажите шахматную доску, белые и черные поля. Раздайте детям шахматные доски, и пусть они сами покажут по два белых и два черных поля. Спросите, какая форма у шахматного поля; у шахматной доски.
НЕОБХОДИМЫЕ ШАХМАТНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
В шахматы обычно играют два партнера, или, по-другому, противника. Шахматная доска располагается между ними таким образом, чтобы крайнее правое поле каждого партнера было белым.
Горизонтальная линия, или горизонталь, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит от каждого партнера слева направо (или справа налево).
Вертикальная линия, или вертикаль, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому.
Как уже отмечалось, каждая из горизонталей и вертикалей состоит из восьми полей. За белым полем каждой горизонтали или вертикали следует черное поле, за черным – белое.
Печатное изображение шахматной доски называется диаграммой.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОГО УРОКА
Попросите детей открыть с.10 учебника (откройте ее, покажите классу, и ребята быстро найдут ее сами). Там изображены дедушка и бабушка за шахматной доской.
Объясните, что в шахматы обычно играют два ПАРТНЕРА, или по-другому ПРОТИВНИКА. Подчеркните эти слова интонацией, и пусть дети хором несколько раз проговорят их.
Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого партнера было белое угловое поле.
Теперь каждый ученик должен проверить, правильно ли перед ним лежит шахматная доска. Учитель разворачивает на 90 градусов шахматные доски, которые ребята расположили неправильно, и снова подчеркивает, что крайнее правое поле должно быть белым. Очень немногие дети в этом возрасте не знают правую руку. Для них В.Гончаров из г.Набережные Челны придумал такое объяснение: правой рукой мы держим светлую ложку, вот и правое угловое поле светлое (белое).
Начинайте знакомить детей с дорожками шахматной доски, по которым в дальнейшем будут передвигаться шахматные фигуры.
Объясните, что ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ГОРИЗОНТАЛЬ (подчеркните интонацией и предложите хором 3-4 раза проговорить эти термины), – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо. Очень хорошо, если у вас есть вырезанный из картона шаблон горизонтали.
Если у вас есть картонные шахматные доски, можете разрезать на горизонтали одну-две из них и дать каждому ученику такую горизонталь. Покажите одну из горизонталей указкой на демонстрационной шахматной доске, нарисуйте горизонталь мелом на классной доске, а ребята должны показать любую горизонталь пальцем на своих шахматных досках. Поля в горизонтали всегда чередуются: белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное или черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое. Всего на доске 8 горизонталей. Пусть дети рассмотрят с. 11 учебника, где отдельно расположена одна горизонталь и изображена шахматная доска, на которой показаны все 8 горизонталей. Ученики пальцем покажут все горизонтальные линии на своих шахматных досках.
Можно предложить ребятам правильно раскрасить простым карандашом (чтобы потом можно было стереть) горизонтали, нарисованную в нижней части на с. 11. Пусть они читают, сколько белых и сколько черных полей в каждой горизонтали (их, разумеется, по 4).
Если у вас есть под рукой большой набор черно-белых кубиков, дайте их детям, и пусть они выложат из них горизонталь. Предложите нарисовать горизонтальную линию и в тетради в клеточку.
Разверните в руках на 90 градусов импровизированную картонную горизонталь, и она превратится в вертикаль.
Объясните, что ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ, – это любая черно-белая дорожка, которая идет от одного партнера к другому. Вертикалей, как и горизонталей, 8. Поля в каждой вертикальной линии также чередуются. Ученики открывают учебник на с. 12, где показаны все вертикали.
Как и при объяснении горизонтали, вы показываете вертикали на демонстрационной доске, рисуете одну из них мелом на классной доске и др.
Затем ребята раскрывают учебник на с. 13 и пытаются найти все горизонтали и вертикали, которые "спрятались" там на сюжетном рисунке.
Неплохо, если учитель заранее заготовит несколько нарисованных и вырезанных из ватмана горизонталей, в которых нарушена последовательность чередования белых и черных полей, и покажет их классу. Дети должны обнаружить ошибку. Затем эти "горизонтали" используйте как "вертикали", развернув их на 90 градусов, и повторите задание.
Подобные упражнения приведены на с. 14 учебника, где требуется определить, какие горизонтали и вертикали нарисованы неправильно. При этом ошибки легко исправить, закрасив карандашом черные поля.
Если у учителя под рукой есть книга "Приключения в Шахматной стране" и он умеет и любит инсценировать на занятиях сказки (так работаем с детьми мы), то на втором уроке можно также инсценировать (но можно и просто прочитать) вторую главу "Линии". Эта глава опубликована и в журнале "Мурзилка" (1993 г., N7). Мы обычно выкладываем из кубиков домик, в котором живет гном Веселый Горизонталик. При объяснении вертикали и горизонтали он выбегает из домика и пробегает по шахматным дорожкам перед каждым учеником...
Понятия горизонтали и вертикали базовые при объяснении ходов шахматных фигур. Необходимо добиться, чтобы дети хорошо запомнили эти слова и научились уверенно отличать горизонталь от вертикали. Для этого с детьми можно провести ряд дидактических игр, самая простая из них – "Поиграем – угадаем". Вы загадываете либо горизонталь, либо вертикаль и просите учеников по очереди отгадать, какую именно дорожку вы загадали. Естественно, что с двух попыток дорожка будет отгадана.
"Горизонталь". Вызовите к демонстрационной доске двоих ребят, дайте каждому из них по 4 белые пешки и предложите им по очереди заполнить пешками одну из горизонталей, располагая на каждом поле только по одной пешке (в серединках полей). Можно ввести в эту игру элемент состязательности: кто поставит последнюю пешку, тот выиграет. В этом случае, как легко убедиться, проигрывает тот, кто ставит первую пешку.
Можно проводить эту игру и при большем числе участников (до 8), чтобы охватить большее число учеников "предметной" деятельностью.
Аналогично проводится и игра "Вертикаль", но в этом случае пешками заполняется одна из вертикалей. Пусть дети сами попробуют догадаться: если играют двое, то кто из них победит – кто начинает или кто играет вторым.
"Горизонтально-вертикальная игра". Поставьте белую пешку на любое поле шахматной доски и, вызывая учеников по одному к демонстрационной доске, просите детей передвинуть пешку на одно поле в задаваемом направлении. Типичные указания: "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали". Эта игра очень важна, так как учит детей ориентироваться на плоскости шахматной доски.
В конце урока задайте детям такие вопросы:
1. Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)
2. Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)
3. Сколько белых полей в каждой горизонтали? вертикали? (По 4.)
Содержание
Предисловие ...................................………
Урок 1. Шахматная доска .........................
Урок 2. Шахматная доска .........................
Урок 3. Шахматная доска .........................
Урок 4. Шахматные фигуры .....................
Урок 5. Начальное положение ..................
Урок 6. Ладья ……….................................
Урок 7. Ладья ..........……….......................
Урок 8. Слон .....................……….............
Урок 9. Слон ...............................………...
Урок 10. Ладья против слона ....................
Урок 11. Ферзь ..........................………......
Урок 12. Ферзь ........................………........
Урок 13. Ферзь против ладьи и слона .......
Урок 14. Конь .............................……….....
Урок 15. Конь ...........................……….......
Урок 16. Конь против ферзя, ладьи, слона .
Урок 17. Пешка ..............................………...
Урок 18. Пешка ..........................……….......
Урок 19. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня
Урок 20. Король ...........................………....
Урок 21. Король против других фигур .......
Урок 22. Шах ...............................……….....
Урок 23. Шах ..........................………..........
Урок 24. Мат ........................………............
Урок 25. Мат ........................………............
Урок 26. Мат .......................……….............
Урок 27. Ничья .........................……….......
Урок 28. Рокировка .......................……......
Урок 29. Шахматная партия .......................
Урок 30. Шахматная партия .......................
Урок 31. Шахматная партия .......................
Урок 32. Повторение программного материала ......
Урок 33. Повторение программного материала ......
Факультативный курс "Шахматы – школе". Программа первого года обучения Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы" Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране” Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/1pos.htm
© 2003-2014 Сухин И.Г.