Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

И.Г.Сухин "Ход выполнения Приказа №2211"

("Шахматная неделя", №31, август 2005, с.5; Интернет-версия - строки, не попавшие в бумажный вариант из-за ограниченного объёма статьи, набраны не 14-м, а 10-м кеглем)

Больше года прошло со дня опубликования Приказа Минобразования (МО) №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ" и создания Координационного совета под председательством многократного чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова (см. "ШН" №20/2004, с.12 или сервер Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ (http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_04/2211.html).

По нашему мнению, данный приказ и обозначенные в нём конкретные меры призваны в первую очередь придать шахматам статус учебного предмета, а шахматным педагогам статус полноправных участников общешкольного учебного процесса.

Необычайно важно, что указанный документ дал региональным шахматным федерациям нормативный инструмент для налаживания взаимодействия с департаментами образования на местах. Отметим первопроходцев:

Впрочем, значительно раньше масштабная работа была задумана в Калмыкии и Якутии. Вспомним Указ Президента Республики Калмыкия №29 "О государственной поддержке шахматного движения" (июнь 1995), в соответствии с которым, в начальных классах введены уроки шахмат, созданы секции и кружки при учреждениях дополнительного образования, организованы семинары для повышения квалификации. А также Приказ МО Республики Саха от 17.11.2000 о внедрении уроков шахмат в образовательных учреждениях республики. Среди его задач – максимальный охват учащихся начальных классов, введение шахмат в программы школьного образования и внеклассной работы.

Всё большее значение в современном обществе приобретает Интернет, и региональные федерации должны идти в ногу со временем. С 23 по 31 августа 2004 года в РФ прошло одно из главных педагогических событий года – V Всероссийский августовский Интернет-педсовет ("@П-2004"). Данное мероприятие, которое торжественно открыл Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, провели совместно МО, Федеральное агентство по образованию, Фонд поддержки российского учительства, Федерация Интернет Образования при поддержке Российской академии образования. В связи с органичным внедрением шахмат в педагогическую сферу, чему способствовал Приказ МО №2211, "@П-2004" стал для региональных министерств и шахматных федераций своеобразной проверкой готовности к решению поставленных задач. И следует сразу сказать – шахматы как учебный предмет на "@П-2004" были представлены лучше, чем базовые предметы начальной школы. Отметим активное участие в мероприятии Шахматных федераций (и отдельных педагогов) Республики Татарстан, Ульяновской области, Чукотки и Сатки. Рекомендуем всем шахматным федерациям создать веб-странички, посвящённые региональным проблемам по тематике "Шахматы и образование", ведь не за горами "@П-2005"!

В сентябре 2004 года начат новый этап реализации программы "Первый ход", которую патронируют Анатолий Карпов и благотворительный фонд "Попечитель", возглавляемый Константином Курченковым. Под патронатом Межрегионального шахматного центра в московской школе №234 с октября 2003 года был начат эксперимент во 2-м и 3-м классах. В сентябре 2004 года программа "Первый ход" распространена еще на 10 школ Северо-Восточного административного округа столицы. Во всех указанных школах преподавание ведётся по учебно-методическому комплекту "Шахматы – школе".

В России немало общеобразовательных школ, в которых шахматы давно стали обязательным учебным предметом. Нельзя не отметить московский центр образования №1828 "Сабурово", воронежский лицей №5, ульяновскую школу №38. Вязовская школа Оренбургской области, все ребята которой занимаются шахматами, в январе 2004 года отпраздновала своё 128-летие. 30 лет преподаёт мудрую игру в школах г. Белгорода Владимир Волошкин.

Следует отметить масштабную работу, проводимую в Набережных Челнах. Так, в период 1-6 ноября 2004 года здесь прошёл семинар, в котором приняли участие 182 педагога начальных классов из 52 школ города. Ведётся подготовка педагогов начальных классов, которые за учебный год 2005-2006 гг. привлекут и обучат азам шахмат около 3000 детей. В начале 2005-го года здесь взял старт второй этап подготовки педагогов начальных классов. Из 900 педагогов начального звена обучение основам шахмат проходят 300.

Сравнительно недавно, но с хорошим настроем включились в работу педагоги Калининграда, Обнинска, Нижнекамска, Сатки, а также других городов и посёлков, среди которых особо выделю Пойковский!

О людях мы судим по их делам, и если подходить с этой меркой, то хотелось бы отметить следующих: Галина Ковалёва (пос. Пойковский), Виталий Неизвестных (пос. Байкит), Сергей Волков (пос. Черлак), Ольга Трофимчук (пос. Провидения), Анна Дончак и Виктор Гончаров (Набережные Челны), Александр Благодарный, Михаил Козионов и Анатолий Гайнуллин (Ульяновск), Вениамин Исаев и Владимир Мечитов (Москва), Всеволод Костров (Санкт-Петербург), Ирина Волкова (Октябрьский), Сергей Питиримов (Кизел), Игорь Сабельников (Воронеж), Игорь Сокрустов (Обнинск), Андрей Степанов (Владивосток), Анатолий Никитин (Красноярск), Елена Жукавина (Калининград), Александр Добрынин (Дмитров), Эдуард Егоров (Новгород), Инга Андреева (Кемерово), Владимир Волошкин (Белгород), Рафис Валеев (Нижнекамск)... И этот список можно продолжать и продолжать.

Огромную подвижническую работу проводит Анатолий Карпов, открывший множество спортивных шахматных школ, как за рубежом, так и в РФ: Салехарде, Туле, Воронеже, Смоленске, Обнинске, Красноярске, Ярославле, Кемерово и других городах. В числе курируемых им мероприятий, и ставший ежегодным детский фестиваль в "Орлёнке", где в сентябре-октябре 2004 года прошёл семинар для тренеров-представителей команд. Там, при участии исполнительного директора Межрегионального шахматного центра Владимира Краюшкина, обсуждались вопросы развития шахмат в регионах и были прочитаны доклады из более 20-ти субъектов РФ.

Важнейшее и сложнейшее направление работы – преподавание шахмат в дошкольных учреждениях. Ещё в восьмидесятые годы ХХ века был накоплен опыт преподавания шахмат в детских садах Краснодарского края и Набережных Челнов. В ряде городов, например в Актюбинске (д/с №45), проходят семинары для воспитателей по методике преподавания игры в шахматы детям старшего дошкольного возраста. В 2004 году специальный Шахматный клуб для дошкольников открыт в Воркуте. Тринадцать лет преподаются шахматы детям 4-6 лет в московской мини-школе "Знайка-М". Посещают дошколята шахматные занятия в детских садах №30 Василеостровского района Санкт-Петербурга (а также других ДОУ города на Неве), Челябинска, посёлка Пойковский, села Макушенское Курганской области, г. Октябрьский (Республика Башкортостан), г. Кемерово. 20 мая 2004 года в городе Сатка Челябинской области прошел Бал юных шахматистов, который стал своеобразным подведением итогов первого года программы занятий с детьми в детских садах и начальных классах.

Работа с дошкольниками должна быть в центре внимания региональных шахматных федераций. Субъектам федерации следует обратить внимание на следующий пункт Постановления №1844 г. Набережные Челны: "Управлению дошкольного образовательного учреждения запланировать активную поддержку и содействие шахматизации детских садов. Обеспечить до конца 2005 года во всех дошкольных учреждениях внедрение в систему развития дошкольника обязательного еженедельного шахматного занятия…" Именно таким путём пошли в Китае, и их результаты впечатляют. Исторически именно Россия была законодателем мод в работе с дошкольниками, и уступка здесь своих позиций нежелательна.

Одним из труднейших вопросов Шахматного всеобуча остаётся вопрос подготовки кадров. Но и он постепенно решается, благодаря созданной при Российском государственном социальном университете (РГСУ) кафедре "Педагогики и организации шахматной работы", а также плодотворной работе шахматных кафедр РГУФК и других вузов, инициативе региональных федераций.

Не следует воспринимать данную статью, как бодрый победный рапорт. Проблем гораздо больше, чем людей, способных их продуктивно решать, поэтому подробно остановимся на негативных явлениях.

Далеко не везде органы образования встречают шахматных активистов, да и председателей региональных федераций, с распростёртыми объятиями. Непросто ещё сеять разумное, доброе, вечное в Эвенкии, Красноярске, Владивостоке, Новгороде, посёлке Черлак и многих других местах, хотя там прекрасные и инициативные шахматные руководители и специалисты. Время, когда шахматы и система образования станут монолитом, ещё не пришло. Но, как недавно сказал художник Илья Глазунов: "Если Вы что-то задумали и уверовали в правоту своего дела, пусть вас ничто не остановит". И уже сам факт существования Приказа №2211 будет вашим добрым помощником в кабинетах чиновников от образования.

Тем более что если верить еженедельнику "АиФ"№26, то теперь активисты могут запрашивать у чиновников любые законодательные акты и нормативные документы, причём для ответа отведено 30 дней. Если же чиновники дадут неточную информацию или не ответят, то следует написать жалобу, и виновного накажут на пару тысяч рублей.

К сожалению, сразу же после издания "шахматного приказа" МО было реорганизовано: объединено с "наукой" и разделено на четыре структуры. Были созданы: 1) Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; 2) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; 3) Федеральное агентство по науке и инновациям и 4) Федеральное агентство по образованию. "Шоковая терапия" привела к тому, что на длительный период работа нового министерства была парализована, а ряд приказов прежнего кабинета отменён.

Но, к счастью, шахматному приказу повезло и заместитель начальника отдела Департамента по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки РФ Сергей Барканов озвучил позицию Минобрнауки: "Несмотря на реорганизацию Минобразования Приказ №2211 действует, но по срокам его пункты будут немного сдвинуты". Реально, так дела и обстоят к августу 2005 года.

А теперь попробуем разобраться, в какой стадии выполнения находятся наиболее важные пункты Приказа №2211:

П.1: "Подготовить письмо о развитии шахматного образования в России для публикации в педагогических СМИ".

Что сделано: Первый вариант проекта письма автор данных строк подготовил и переслал в Минобрнауки сразу же, в мае 2004 года. Третью редакцию отправил 10.11.2004, но воз и ныне там – Минобрнауки пока медленно приходит в себя после реорганизации. Но познакомиться с текстом несложно – пошлите запрос по адресу suhin_i@mail.ru.

П.2: "Подготовить методическое письмо “Об опыте шахматного образования обучающихся” для использования в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей".

Что делается: Ведётся сбор материала. Указанный пункт связан с п.1 и будет реализован только после опубликования письма по п.1.

П.3 Приказа: "Организовать всероссийские соревнования обучающихся общеобразовательных учреждений по шахматам “Белая ладья”.

Пункт выполнен.

П.5 Приказа: "Провести всероссийские курсы повышения квалификации по "шахматному образованию" педагогических работников в московском государственном социальном университете (МГСУ) Минтруда России".

Что делается: РГСУ на сайте РШФ (http://www.russiachess.ru) и в журнале "64 – ШО" №3 2005 г. обнародовал следующую информацию: "В соответствии с приказом Министерства образования РФ № 2211 от 18 мая 2004 г. “О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации” (пункт 5, приложение № 1) в Москве, в Российском государственном социальном университете создаются Всероссийские шахматные курсы. Перед курсами поставлена задача осуществлять подготовку (переподготовку, повышение квалификации) педагогов по шахматам: учителей общеобразовательных школ и руководителей шахматных кружков в учреждениях дополнительного образования детей и юношества. Курсы начнут работать в 2006 году. Координационный Совет по развитию шахматного образования в системе образования Российской Федерации просит руководителей местных шахматных федераций и руководителей территориальных органов управления образованием определить количество лиц, желающих повысить (получить) квалификацию педагога по шахматам. На основании поступающих заявок будет составлен план комплектования курсов и направлены вызовы в местные органы образования. Заявки принимаются в РГСУ: 129256, Москва, ул. Вильгельма Пика, 4 – РГСУ, кафедра педагогики и организации шахматной работы; тел/факс: (095) 169-69-69; электронная почта: scca@online.ru". По словам заведующего кафедрой Александра Костьева, первая сессия предположительно состоится в январе 2006 года.

П.9 Приказа: "Провести совещания-семинары по проблемам "шахматного образования" (с руководителями органов управления образованием, преподавателями вузов, руководителями учреждений дополнительного образования детей с шахматной специализацией, педагогами общеобразовательных учреждений, тренерами ДЮСШ и СДЮСШОР, домов и дворцов творчества детей и юношества)".

Что сделано: 07.12.2004 года проведён круглый стол по обсуждению предварительных результатов Программы "Первый ход", которую патронирует Анатолий Карпов. В обсуждении приняли участие: Константин Курченков, Надежда Комарова, Сергей Барканов, Владимир Краюшкин, Михаил Давыденко, Александр Тимофеев, автор данных строк и другие. Шёл предельно конкретный, насыщенный информацией обмен мнениями между директорами школ, представителями Минобрнауки, руководством округа и фонда "Попечитель". Каждый из выступающих сказал о пользе шахмат для развития детей, причём с привлечением фактического материала. После окончания мероприятия директора общеобразовательных школ получили в подарок шахматы с автографами Карпова. Детально познакомиться с материалами круглого стола можно на веб-странице http://chess555.narod.ru/1hod.htm. Затем 15.02.2005 под председательством Анатолия Карпова состоялось объединённое совещание комиссии "Шахматы и образование" РШФ и Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, на котором представитель Министерства Сергей Усков разъяснил новую идеологию Минобрнауки: "Минимизация базового компонента и расширение дополнительного образования" (материалы на странице http://chess555.narod.ru/z_karpov4.htm).

Подводя итоги, хочется сказать, что для продвижения шахмат в дошкольные образовательные учреждения и школы всем заинтересованным сторонам следует оперативно решить ряд важных вопросов:

Игорь Сухин,

старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ

 

Наш комментарий от 23 августа 2005 года: В целом в газете опубликован весь основной материал моей статьи, но жаль, что выкинутыми оказались полные ссылки на "первопроходцев" (на местах должны знать номера важных документов, тем более что их не так много), затем убрана новая структура Минобразования, не полностью приведено информационное письмо А.Н.Костьева. Это из принципиального - остальное не так существенно.

 

Программа "Шахматы, первый год"

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Программа "Шахматы, второй год"

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

Программа "Шахматы, третий год"

Шахматы в школе

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/cw16_2211.htm

© 2005 Сухин И.Г.

 

Hosted by uCoz