Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

В.И.Волошкин "Шахматный всеобуч в Белгороде"

(фрагменты)

 

Специализацию шахмат ГЦОЛИФКа (сейчас РГУФК) я закончил в 1974 году (5 выпуск). Среди наших преподавателей были ныне известные тренеры: заслуженный тренер СССР М.И.Дворецкий, заслуженный тренер России Ю.С.Разуваев. Душою коллектива и генератором идей был заслуженный тренер СССР Г.А.Гольдберг – руководитель специализации. Много сил и энергии потратил он и на создание специализации, и на душевное участие в судьбе каждого студента. Не случайно, в разговоре между собой называли мы его “Папа”. Это сейчас специалистов по шахматам выпускают несколько вузов России и зарубежья, а в 70-е годы прошлого века специализация шахмат в ГЦОЛИФКе была единственной. Среди её первых выпускников были: президент МШШС А.Н.Костьев, вице-президент Европейского шахматного союза Е.В.Елецкий, заслуженный тренер России В.И.Гончаров.

В середине этого года исполняется 30 лет моей шахматной работе в г. Белгороде. Первые 10 лет работал во Дворце пионеров, а сейчас вот уже 20 лет - старшим тренером отделения шахмат спортивной школы №4. Сначала я пробовал вести всеобуч в разных школах г.Белгорода: 1, 4, 32, 36, 39, но затем понял, что успех всеобуча во многом зависит от отношения директора. И тогда я стал вести всеобуч в школе №38, директор которой Григорий Петрович Войтенко не только любит шахматы, но и сам играет в силу 1 разряда. Всеобуч в 38-ой гимназии проходил так: в один из учебных дней я проводил урок шахмат во всех вторых классах. Так продолжалось целый учебный год. Лучшие шахматисты затем переходили ко мне в спортивную школу. Благодаря всеобучу в шахматы научились играть все…

Последние 10 лет работаю в гимназии №2. Директор гимназии Эльвира Геннадиевна Работягова оказывает полную поддержку моей работе. Здесь я раз в неделю провожу всеобуч во всех первых классах, что позволяет научить играть всех желающих.

Преподавателю, начинающему всеобуч, нужно чётко представлять, что в начале почти 90 процентов учеников воспримут игру в шахматы на уроке на “ура”. Но так будет не всегда. В дальнейшем, когда ребята начнут играть между собой, класс разобьётся на 3 группы. В первую войдут ученики, которые почти всегда выигрывают. Во вторую войдут те, у которых победы чередуются с поражениями. В третьей группе окажутся неудачники, которые почти всегда проигрывают. На кого ориентироваться во время занятий? Если только на представителей первой или второй группы, то третьей группе ребят будет непонятно, они будут шуметь, отвлекаться, баловаться, и в итоге могут очень сильно затруднить проведение занятий. Следовательно, ориентироваться нужно на представителей третьей, самой слабой, группы. Главная задача: научить всех, отобрать сильнейших. Первое правило всеобуча – не спешить объяснять сразу всё. Важно постепенно, медленно и не спеша буквально разжёвывать новый материал. Занятия я провожу сразу с целым классом на демонстрационной доске с магнитными фигурами. На первом занятии – рассказ о шахматах, о шахматистах, о великих людях, которые играли в шахматы. Второе занятие – знакомство с доской, полями и вертикалью. Показываю картинку из “Шахматного букваря”, на которой изображены два маленьких мальчика, сосредоточенно склонившихся над шахматной доской. Обращаю внимание учеников на то, как серьёзно они думают над ходом: “Прежде, чем сделать ход, нужно тщательно взвесить все его последствия. Самое важное, самое главное правило в шахматах “Семь раз подумай – один раз пойди”. Затем подробно знакомимся с вертикалью. Привожу примеры вертикалей в классе, на улице, дома. Затем рассказ о пешке, её ходах и взятии. На каждом занятии обязательная игра на демонстрационной доске. Это очень нравится учащимся, и поэтому всегда используется в конце занятия, как третье, сладкое блюдо. Для игры класс разбивается на две группы: три параллели слева играют белыми, а три параллели справа – чёрными. Или, если девочки сильны, то - девочки против мальчиков. Ходы делают по очереди те, кто поднимают руку. Сначала играем только пешками. Побеждают те, чья пешка раньше дойдёт до последней линии. На занятиях использую книгу И.Весела, И.Веселы “Шахматный букварь”. Зачитываю стихи о фигурах и показываю картинки. На каждом занятии – специально подобранные диаграммы для решений. На следующем занятии – позиция с пешками: сделать ход и осуществить взятие. На очередном занятии – новая позиция с пешками, в которой нужно осуществить взятия. Когда ученики уяснят тему “Пешка”, переходим к следующей теме “Ладья”. Занятия начинаются со знакомства с горизонталью, горизонтом, который можно наблюдать или за городом, где нет домов и деревьев, или на море. Примеры горизонталей в жизни, сходство и различие ходов пешки и ладьи…

В начале каждого пятого занятия – небольшой рассказ об истории шахмат. Знакомство с темой “Слон” начинается со знакомства с диагональю… Затем стихи и рисунки о слоне… По такому же принципу происходит знакомство с ферзём, конём, королём, изучаются темы: шах, мат, рокировка, мат двумя ладьями, ферзём и ладьёй…

В конце учебного года можно провести “Неделю шахмат”. В ней принимают участие команды первых классов, состоящие из 8 мальчиков и 8 девочек. Первый вид соревнований: шахматная эстафета, которая проводится или в спортивном зале, или на спортплощадке. Определив цвет фигур, располагаем двумя колоннами команды двух классов. Впереди девочки с пешками в руках, за ними мальчики с остальными фигурами. На расстоянии 8-10 метров – демонстрационная доска. Побеждают те, чья команда раньше расставит все свои фигуры. По команде судьи бежит первая пара девочек, подбежав к доске – быстро ставит фигуры и возвращаются обратно. Когда первая пересекает линию старта – начинает бег вторая, и так далее… Второй вид соревнований – матч команд на одной демонстрационной доске. Ходы делаются по очереди, без совещания с партнёрами. Третий вид соревнований – традиционные командные соревнования класс на класс.

Свою задачу я понимаю так: научить всех и пригласить желающих на занятия в спортивную школу. Ведь, если просто зайти в класс и пригласить заниматься, то обычно приходят те, кто уже имеют играть. Это пассивная агитация. А может в классе есть способные к шахматам, но они этого не знают, т.к. не умеют играть. И могут не узнать, если займутся чем-нибудь другим. Так что всеобуч – это активная агитация за шахматы.

Первый руководитель первой специализации шахмат в вузе Григорий Абрамович Гольдберг говорил, что шахматы воспитывают около 20 положительных качеств у человека, заставляют думать, сомневаться, принимать решение, прививают терпение, сосредоточенность, развивают такие важные человеческие качества, как логика, фантазия, мышление…

Шахматы особенно благотворно влияют в детском возрасте. Ребёнок, играющий в шахматы, становится более собранным, усидчивым, приучается быть внимательным и терпеливым. Зачем лишать маленького человека стольких радостей? Шахматный всеобуч – в каждую школу!

 

Автор: В.И.Волошкин, старший тренер отделения шахмат ДЮСШ-4 г. Белгорода

 

 

Комментарий И.Г.Сухина: Владимир Иванович Волошкин работает в Белгороде давно и плодотворно. В его статье много важных и интересных наблюдений - самые существенные из них я выделил жирным шрифтом. С точки зрения целей обучения детей шахматам в начальной школе, не всё в статье бесспорно. Так, автор пишет: "Свою задачу я понимаю так: научить всех и пригласить желающих на занятия в спортивную школу". Это классическая позиция тренера, который таким образом решает проблему отбора способных учеников в ДЮСШ и упрекать его за это нельзя. Ведь очень многие в регионах сочетают работу тренера в ДЮСШ и учителя шахмат в школе. Другое дело, что с точки зрения общеобразовательного направления в шахматах (поддержанного директорами школ) преподавание шахмат наиболее целесообразно для формирования у детей образного и логического мышления и повышения успеваемости - именно по этой причине шахматы вводятся в расписание. Исходя из этих посылов, из огромного многообразия шахматного материала, для уроков в школе следует тщательно отбирать тот, который в наибольшей степени "работает" на развитие ребёнка. Шахматы чудесны и самодостаточны и сами по себе, но их роль и значение в начальной школе неизмеримо возрастают, если изучаемый материал оптимальным образом технологически выстроен для решения школьных задач. Данное замечание ни в коей мере не принижает работы, проводимой В.И.Волошкиным в Белгороде, а другими тренерами-преподавателями в других регионах - она огромна. Это мостик к более широкому внедрению шахмат в школьное расписание.

 

 

Программа "Шахматы, первый год"

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

 

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

 

Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин “От сказки к шахматам”

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

 

Программа "Шахматы, второй год"

 

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

 

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

 

Программа "Шахматы, третий год"

 

Шахматы в школе

 

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

 

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

 

Империя ссылок

 

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/st3-vol.htm

© 2004 Волошкин В.И.

 

Hosted by uCoz