Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

Игорь Сухин

ОБМЕНИВАЕМСЯ ОПЫТОМ: НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Шахматная неделя, №22, июнь, 2004, с.12

(на 1-й странице "Шахматной недели" данный материал анонсируется так: ОБМЕНИВАЕМСЯ ОПЫТОМ: НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ - ФЛАГМАН ДЕТСКИХ ШАХМАТ)

 

 

От редакции "Шахматной недели": В №20 "ШН" был опубликован приказ Минобразования России о развитии шахмат в школе, а в №21 - статья Александра Тимофеева, в которой известный школьный шахматный педагог рассказал об анкетировании детей, их мнении об уроке шахмат. Обе публикации вызвали интерес многих читателей рубрики "Ступени". Сегодня мы даём слово учителям начальных классов, родителям учеников и выпускникам. Заодно наши читатели смогут ближе познакомиться с опытом подобной работы из Набережных Челнов - города, знаменитого своими традициями и достижениями в деле развития детских шахмат.

 

Сейчас в печати и в Интернете идёт интенсивный обмен мнениями по поводу общеобразовательного значения шахмат. Право скептиков – сомневаться, право новаторов – эффективно работать. 30 лет преподаёт в общеобразовательных школах г. Белгорода В.И.Волошкин, полтора десятка лет ведёт шахматы в начальных классах школы №38 учитель из г. Ульяновска А.М.Гайнуллин, и этот список можно продолжать и продолжать. Наш сегодняшний разговор об одном из таких новаторов. Знакомьтесь, Анна Михайловна Дончак, преподаватель шахмат в общеобразовательной школе №33 г. Набережные Челны (директор школы – С.Р.Кайбышев). Отметим, что данный город – знаковый для шахматного всеобуча, причём во многом благодаря огромному подвижническому труду замечательного методиста, организатора и руководителя Виктора Ивановича Гончарова. Его статья "Что могут малыши?" была опубликована в №8 "ШН". Неудивительно, что и шахматные кадры в Набережных Челнах высшего качества. Сегодня мы не предоставляем слова самой А.М.Дончак – её работу лучше всего оценят учителя начальных классов, родители и ученики. Отметим, что начальные классы разбиты на две группы, а шахматные занятия Анна Михайловна ведёт лишь в одной из них (поэтому, есть, с чем сравнивать). Вначале слово учителям начальных классов:

Григорьева Н.В. (2 "Б"): "На учёбе занятия шахматами отразились с самой лучшей стороны. В группе, где проводятся шахматные занятия, 3 отличника, остальные (кроме одного) хорошисты. В другой половине – 1 отличник, 3 хорошиста, остальные – с тройками. При этом шахматная группа уже в конце первой четверти стала существенно отличаться самостоятельностью, собранностью, ответственностью и дисциплиной от второй группы. В результате ещё трое родителей настояли на том, чтобы их дети тоже стали заниматься шахматами".

Хафизова М.Ф. (2 "В"): "В группе шахматистов – 4 отличника, остальные – хорошисты. В другой группе – 1 отличник, 3 хорошиста, остальные с тройками. Считаю, что без уроков шахмат в школе нечего делать. Минусов преподавания шахмат в школе нет, одни плюсы. Дети стали более коммуникабельными, раскованными, участниками всех школьных мероприятий (чего раньше не наблюдалось)".

Исмагилова К.Ф. (2 "А", татарско-русский класс): "Шахматы положительно повлияли на адаптацию к школьному ритму".

Гурьянова Р.У. (3 "А", татарско-русский класс): "Занятия шахматами помогли детям в короткий срок раскрыться как личностям, преодолеть замкнутость, стеснительность. Характерный пример: вначале один из мальчиков плохо, несвязно, говорил, боялся отвечать. Через год он стал держаться с достоинством, уверенно, перешёл в разряд хорошистов. Даже его мама удивляется тому, как он изменился. Уверена, что его перерождению помогли шахматы".

Сибгатуллина Ф.Н. (4 "Б" класс): "Вначале я согласилась, чтобы шахматы со второго полугодия преподавались лишь в одной группе – посмотреть, что получится. На следующий год сама уговорила других родителей, чтобы дети занимались шахматами. Ведь ученики, у которых были одни тройки, сейчас твёрдые хорошисты. Даже на переменах мальчики и девочки взяли за правило решать шахматные задачи. Класс стал дружнее, собраннее. Ребята научились рационально распределять своё время. Я считаю большой удачей для школы, что у нас есть свой тренер – отличный педагог".

Теперь слово завучу начальных классов М.Х.Рахмановой: "Безусловно, шахматы нужны в начальном звене. Что это дало? Во-первых, развитие интеллекта. Во-вторых, шахматисты активнее своих сверстников и являются авангардом любых школьных мероприятий. В-третьих, ребята, которые учатся играть в шахматы, коммуникабельные – сказывается частое общение со сверстниками. В-четвёртых, они научились подходить к поручениям творчески. Так, в прошлом году в третьих классах был проведён конкурс на лучший реферат на любую тему. По грамотности, содержательности и творческому оформлению были отмечены рефераты шахматистов на тему "Мой любимый чемпион мира". В-пятых, повышение успеваемости. Диагностика показала, что уровень усвоения знаний в группах учеников-шахматистов на 65-70% выше, чем у детей, не занимающихся шахматами. На предметных олимпиадах, благодаря развитому интеллекту, шахматисты чаще других занимают призовые места".

А что думают родители? Послушаем.

Аглиуллина С.Р.: "Я одна воспитываю сына. Очень беспокоилась, как он один будет дома после школы. Но его увлечение шахматами освободило меня от этого беспокойства. Я знаю, что он может часами разбирать партии и решать задачи".

Вафина Р.А.: "Дочь была замкнута, необщительна. Теперь же она самостоятельна, уверена в себе, подтянулась в учёбе, стала хорошисткой. У дочери появился круг умных друзей, чему она очень рада".

Мингазова Р.А.: "Сын посещает шахматные занятия 3 года. Раньше был инертный, не расшевелить. Сейчас его не узнать, стал намного собранней, выполнил 1 разряд. Занятия шахматами не мешают учёбе, а помогают".

Теперь – мнение учеников.

С.Козырев (выпускник 2003 года): "Тому, что я окончил школу с золотой медалью и поступил в МГУ, - я обязан шахматам. До того, как я увлёкся шахматами, учился на четвёрки. Именно шахматы помогли мне стать отличником. Шахматы научили меня логически мыслить, развили интуицию".

Б.Аглиуллин (4-й класс): "Шахматы помогли мне выработать усидчивость. В школе я отличник".

О.Гладков (2-й класс): "Учусь отлично. Шахматы очень нравятся".

Такие педагоги, как Виктор Иванович Гончаров и Анна Михайловна Дончак, – гордость нашей страны, её золотой фонд. Так работают в Набережных Челнах. А как обстоят дела у вас?

 

Игорь Сухин,

председатель комиссии "Шахматы и образование"

 

 

Программа "Шахматы, первый год"

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

 

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

 

Программа "Шахматы, второй год"

 

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

 

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

 

Программа "Шахматы, третий год"

 

Шахматы в школе

 

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

 

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

 

Империя ссылок

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/cw7.htm

© 2004 Сухин И.Г.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz