Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

И.Г.Сухин "Второе шахматное занятие в мини-школе "Знайка-М": 22 сентября 2005 года"

 

Этот рисунок нарисовала 27.04.2004 Богдана Савенко. Здесь и я, и Весёлый Горизонталик, и Клеточка, и шахматные фигуры. Вот такие у нас в "Знайке-М" талантливые художники

Второе шахматное занятие во всех группах прошло в четверг 22 сентября, а не во вторник 20 сентября, но в дальнейшем - шахматные занятия будут только по вторникам. Впрочем, возможно с 1 октября по воскресеньям я возьму ещё группу "знайковцев", которые уже поступили в первый класс школы №444 - очень много просьб.

22 сентября очень приятно было встретить своих бывших учеников, уже учащихся в школе №444. Одна девочка благодарила за уроки и сообщила, что уже обыграла в шахматы чемпиона класса. Дети очень непосредственны и подчас выдают желаемое за действительное, но всё равно приятно. А один мальчик из 1-го класса с порога спросил, когда снова будут шахматы. Быть может и будут, если я продолжу заниматься с желающими. Уже звонил дедушка Алёши Шатилова, Алёша рвётся в бой. Посмотрим. Алёша уже записался в секцию, но очень хочет ходить и ко мне на занятия.

А пока коротко о втором занятии. В группах №№ 1, 2 и 6 я провёл одно из самых выигрышных, самых смотрибельных занятий, в которых ребята растворяются в театральной постановке, и которые я провожу на одном дыхании. Тут и тайна, и маленький гномик, которые пробегает у КАЖДОГО ребёнка по шахматной доске, и злой Задира, который мешает героям учиться игра в шахматы, и волшебный домик-кубик. Этот домик стоит до поры до времени незамеченный ребятами, а потом… Секрет!

На 2-м занятии я инсценирую вторую главу своей книги "Приключения в Шахматной стране", маскирую на домик-кубик с буквами В, Г, Д, в котором живет гном Веселый Горизонталик. При объяснении вертикали и горизонтали он выбегает из домика и пробегает по шахматным дорожкам перед каждым учеником... Пам-пам-пам! А ребята хором помогают ему: "Пам-пам-пам!", и пальчиками показывают его маршрут, затем по несколько раз проговаривают шахматные термины, отрабатывают их руками в физкультминутках и т.д. и т.п. Особенно хорошо отвечал Витя из второй группы, любопытно, что он принёс своего солдатика, и по его доске пробежал не гномик, а солдатик. Этот приём я рекомендую в своих книгах, и, видимо, Витя с папой его дома уже отработали. Браво!

Вообще, приятно, что все 6 групп в этот день отлично занимались! Очень зрелищно во всех группах у нас проходит "перекличка". Тоже в игре, и ребята её любят. Суть её состоит в следующем. Я называю всех ребят по имени и фамилии, и каждый из них должен сказать какое-либо определённое слово. 22 сентября, например, в некоторых группах мальчики должны были сказать: "Робот", а девочки: "Королева", а в других группах - просто "мальчик" или "девочка". И обязательно встать. Как только я называю последнего по списку, все должны сразу же сесть! Задача - быть внимательным, не зазеваться. Это позволяет избежать рутинных проходных моментов на уроках - даже на перекличке полноценная полезная игра! Даже на перекличке случаются нестандартные ситуации. Так в прошлом году один из мальчик специально садился самым последним и весело смеялся: "Я зазевался!" Так продолжалось несколько занятий кряду.

Очень важно, чтобы с первого же занятия дети правильно располагали перед собой шахматную доску. Поэтому во всех группах я начал урок с игры "Закрываем единички". Напоминаю, что на первом уроке мы познакомились с шахматной доской, белыми и чёрными полями и тем, как правильно положить перед собой доску - чтобы слева и справа около ребёнка были единички. Для этого я специально придумал такую игру: ребята закрывают единичку пальчиками или ладошками, а Клеточка пытается эти цифры подсмотреть - заглядывает слева и справа, пытается щекотать пальчики. Ребята смеются и не поддаются. На втором занятии ребята уже почти не делали ошибок, располагая перед собой шахматную доску.

Дома родителям желательно отработать все "Загадки из тетрадки" ко 2-й главе.

В остальных трёх группах занимались повторением по такой тетради - "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ" (32 с.).

На втором занятии наряду с другим материалом мы проработали с ребятами "Проверочную работу №1" (с. 3 - с.4) - 16 вопросов. Ребята неплохо отвечали, а дома должны вместе с папами и мамами записать ответы - ребёнок отвечает - мама пишет. А кто умеет писать сам, может и сам. Писать везде нужно только "да" или "нет". Или цифры от 0 до 8. Не более того.

Вот вопросы, на которые отвечали ребята групп №№ 3, 4, 5:

1. Ответь: да или нет. Согласен ли ты, что

1. Каждое шахматное поле квадратное? ______

2. Шахматное поле больше шахматной доски? ______

3. В горизонтали крайние поля разного цвета? ______

4. В вертикали бывает рядом два чёрных поля? ______

5. Во всех горизонталях и вертикалях одинаковое количество полей? ______

6. В диагонали все поля одинакового цвета? ______

7. Большая чёрная диагональ проходит через центр? ______

8. В центре белых и чёрных полей поровну? ______

MKKKKKKKKN
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
PLLLLLLLLO

2. Запиши ответ цифрой.

1. Сколько на шахматной доске горизонталей? ____

2. Сколько белых полей в горизонтали? ____

3. Сколько на шахматной доске вертикалей? ____

4. Сколько полей в каждой вертикали? ____

5. Сколько на доске больших диагоналей? ____

6. Сколько белых полей в любой чёрной диагонали? ____

7. Сколько всего полей в центре? ____

8. Через сколько полей в центре проходит большая белая диагональ? Через_______

 

"Первое шахматное занятие нового сезона в мини-школе "Знайка-М": 13 сентября 2005 года".

"Консультация по шахматам в мини-школе "Знайка-М": 17 сентября 2005 года".

"Встреча педагогического коллектива мини-школы "Знайка-М" с родителями".

И.Г.Сухин "Шахматы в мини-школе "Знайка-М".

Зачем самых маленьких детей учить играть в шахматы?

Шахматы в детском саду и до детского сада

Шахматы и раннее развитие

Шахматы и развитие детей от 3 до 7 лет

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

Избранные страницы из книги "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет"

Избранные страницы из книги "Удивительные приключения в Шахматной стране"

Избранные страницы из книги "Приключения в Шахматной стране"

Чёрно-белая магия Ущелья Великанов

Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

Шахматный курс в начальной школе: история становления

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Империя ссылок

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

suhin@yandex.ru

http://chess555.narod.ru/znaikaM5.htm

© 2005-2006 Сухин И.Г.

 

 

 

 

Hosted by uCoz