Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.Сухин "Второе шахматное занятие в мини-школе "Знайка-М": 22 сентября 2005 года"
Этот рисунок нарисовала 27.04.2004 Богдана Савенко. Здесь и я, и Весёлый Горизонталик, и Клеточка, и шахматные фигуры. Вот такие у нас в "Знайке-М" талантливые художники
Второе шахматное занятие во всех группах прошло в четверг 22 сентября, а не во вторник 20 сентября, но в дальнейшем - шахматные занятия будут только по вторникам. Впрочем, возможно с 1 октября по воскресеньям я возьму ещё группу "знайковцев", которые уже поступили в первый класс школы №444 - очень много просьб.
22 сентября очень приятно было встретить своих бывших учеников, уже учащихся в школе №444. Одна девочка благодарила за уроки и сообщила, что уже обыграла в шахматы чемпиона класса. Дети очень непосредственны и подчас выдают желаемое за действительное, но всё равно приятно. А один мальчик из 1-го класса с порога спросил, когда снова будут шахматы. Быть может и будут, если я продолжу заниматься с желающими. Уже звонил дедушка Алёши Шатилова, Алёша рвётся в бой. Посмотрим. Алёша уже записался в секцию, но очень хочет ходить и ко мне на занятия.
А пока коротко о втором занятии. В группах №№ 1, 2 и 6 я провёл одно из самых выигрышных, самых смотрибельных занятий, в которых ребята растворяются в театральной постановке, и которые я провожу на одном дыхании. Тут и тайна, и маленький гномик, которые пробегает у КАЖДОГО ребёнка по шахматной доске, и злой Задира, который мешает героям учиться игра в шахматы, и волшебный домик-кубик. Этот домик стоит до поры до времени незамеченный ребятами, а потом… Секрет!
На 2-м занятии я инсценирую вторую главу своей книги "Приключения в Шахматной стране", маскирую на домик-кубик с буквами В, Г, Д, в котором живет гном Веселый Горизонталик. При объяснении вертикали и горизонтали он выбегает из домика и пробегает по шахматным дорожкам перед каждым учеником... Пам-пам-пам! А ребята хором помогают ему: "Пам-пам-пам!", и пальчиками показывают его маршрут, затем по несколько раз проговаривают шахматные термины, отрабатывают их руками в физкультминутках и т.д. и т.п. Особенно хорошо отвечал Витя из второй группы, любопытно, что он принёс своего солдатика, и по его доске пробежал не гномик, а солдатик. Этот приём я рекомендую в своих книгах, и, видимо, Витя с папой его дома уже отработали. Браво!
Вообще, приятно, что все 6 групп в этот день отлично занимались! Очень зрелищно во всех группах у нас проходит "перекличка". Тоже в игре, и ребята её любят. Суть её состоит в следующем. Я называю всех ребят по имени и фамилии, и каждый из них должен сказать какое-либо определённое слово. 22 сентября, например, в некоторых группах мальчики должны были сказать: "Робот", а девочки: "Королева", а в других группах - просто "мальчик" или "девочка". И обязательно встать. Как только я называю последнего по списку, все должны сразу же сесть! Задача - быть внимательным, не зазеваться. Это позволяет избежать рутинных проходных моментов на уроках - даже на перекличке полноценная полезная игра! Даже на перекличке случаются нестандартные ситуации. Так в прошлом году один из мальчик специально садился самым последним и весело смеялся: "Я зазевался!" Так продолжалось несколько занятий кряду.
Очень важно, чтобы с первого же занятия дети правильно располагали перед собой шахматную доску. Поэтому во всех группах я начал урок с игры "Закрываем единички". Напоминаю, что на первом уроке мы познакомились с шахматной доской, белыми и чёрными полями и тем, как правильно положить перед собой доску - чтобы слева и справа около ребёнка были единички. Для этого я специально придумал такую игру: ребята закрывают единичку пальчиками или ладошками, а Клеточка пытается эти цифры подсмотреть - заглядывает слева и справа, пытается щекотать пальчики. Ребята смеются и не поддаются. На втором занятии ребята уже почти не делали ошибок, располагая перед собой шахматную доску.
Дома родителям желательно отработать все "Загадки из тетрадки" ко 2-й главе.
В остальных трёх группах занимались повторением по такой тетради -
"Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ" (32 с.).На втором занятии наряду с другим материалом мы проработали с ребятами "Проверочную работу №1" (с. 3 - с.4) - 16 вопросов. Ребята неплохо отвечали, а дома должны вместе с папами и мамами записать ответы - ребёнок отвечает - мама пишет. А кто умеет писать сам, может и сам. Писать везде нужно только "да" или "нет". Или цифры от 0 до 8. Не более того.
Вот вопросы, на которые отвечали ребята групп №№ 3, 4, 5:
1. Ответь: да или нет. Согласен ли ты, что
1. Каждое шахматное поле квадратное? ______
2. Шахматное поле больше шахматной доски? ______
3. В горизонтали крайние поля разного цвета? ______
4. В вертикали бывает рядом два чёрных поля? ______
5. Во всех горизонталях и вертикалях одинаковое количество полей? ______
6. В диагонали все поля одинакового цвета? ______
7. Большая чёрная диагональ проходит через центр? ______
8. В центре белых и чёрных полей поровну? ______
MKKKKKKKKN
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
PLLLLLLLLO
2. Запиши ответ цифрой.
1. Сколько на шахматной доске горизонталей? ____
2. Сколько белых полей в горизонтали? ____
3. Сколько на шахматной доске вертикалей? ____
4. Сколько полей в каждой вертикали? ____
5. Сколько на доске больших диагоналей? ____
6. Сколько белых полей в любой чёрной диагонали? ____
7. Сколько всего полей в центре? ____
8. Через сколько полей в центре проходит большая белая диагональ? Через_______
"Первое шахматное занятие нового сезона в мини-школе "Знайка-М": 13 сентября 2005 года".
"Консультация по шахматам в мини-школе "Знайка-М": 17 сентября 2005 года".
"Встреча педагогического коллектива мини-школы "Знайка-М" с родителями".
И.Г.Сухин "Шахматы в мини-школе "Знайка-М".
Зачем самых маленьких детей учить играть в шахматы?
Шахматы в детском саду и до детского сада Шахматы и раннее развитие Шахматы и развитие детей от 3 до 7 лет О пользе шахмат: Экспериментальные результаты Избранные страницы из книги "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет" Избранные страницы из книги "Удивительные приключения в Шахматной стране" Избранные страницы из книги "Приключения в Шахматной стране" Чёрно-белая магия Ущелья Великанов Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе" Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе" Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе" Шахматный курс в начальной школе: история становления Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны” Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу” Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем” Империя ссылокПереход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru suhin_i@mail.ru suhin@yandex.ru
http://chess555.narod.ru/znaikaM5.htm
© 2005-2006 Сухин И.Г.