Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
Империя ссылок
ШАХМАТЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДО ДЕТСКОГО САДА
(неинтерактивные и интерактивные ссылки)
Шахматы в 7 месяцев
Корейский мальчик Ким Унг уже в пять месяцев умел ходить и …говорить. Когда ему было семь месяцев, он научился читать, писать, а ещё - играть в шахматы… Анатолий Сафонов, журналист "Наперегонки со временем". (Подробнее - "Пионерская правда" от 14 мая 1993 г., №93, с.2)
Шахматы по складам, 1980
(От редакции "64": "Плавать раньше, чем ходить… Такая формула обучения малышей плаванию находит всё больше сторонников. А можно ли учить ребятишек шахматам раньше, чем они станут читать и считать? Возможно ли систематическое обучение дошкольников шахматам? Да, возможно - утверждают работники СДЮСШОР №3 Московского Дворца пионеров. В августе прошлого года детско-юношеская школа провела уже шестой набор в группы малышей".)
Взяться за это дело пять лет назад нас побудило наблюдение за несколькими нашими воспитанниками, которые весьма хорошо усваивали курс шахматных азов еще в дошкольном возрасте. Среди этих детей впоследствии наибольших успехов добились Сергей Макарычев и Артур Юсупов. Поначалу, кроме энтузиазма, собственных небольших навыков да невеликого опыта нескольких московских и иногородних педагогов, у нас ничего не было. Это и неудивительно. Специальной литературы по обучению шахматам дошкольников, не говоря уже о соответствующих исследованиях, нет. Удалось лишь разыскать пару статей в журнале “Дошкольное воспитание” (№№ 3, 4 за 1973 г.) да пришлось просмотреть всю шахматную периодику. Итак, в 1974 году у нас появилась группа из 20 “шестилеток”. А с ней и первая проблема — кто поведет эту группу? В конце концов, удалось убедить нашу бывшую воспитанницу перворазрядницу Е. Басманову уйти с работы в детском саду и перейти во Дворец пионеров. Определенный шахматный опыт, стаж работы воспитательницей детского сада и соответствующее педагогическое образование — это сочетание оказалось очень удачным, и дело пошло. (Кстати, нам потребовалось специальное разрешение на функционирование таких групп.) Заниматься было трудно. Методику занятий приходилось вырабатывать самим. Чего только не делалось с дошколятами, чтобы “раскрыть” и увлечь их. Здесь были сказки, различные игры, рассказы во время прогулок и т. п. А сколько фантазии потребовалось, чтобы сделать шахматную часть занятий интересной для детей! И лепка фигур из пластилина, и чтение вслух “Приключений Пешки”, и домашние рисовально-шахматные задания — всего не перечислишь. Интересные обобщения появились уже через полгода. Во-первых, дети совершенно спокойно запоминали буквы латинского алфавита и цифры. К середине года почти все успешно оперировали нотацией, хотя многие из детей не умели читать. К весне почти все могли записывать в тетрадь домашнее задание. А месяца через три-четыре дети разделились на группы. Чувствовалось, с кем дома занимаются, а с кем — нет. Причем имеются в виду не только шахматные занятия — подготовленные и в других отношениях дети лучше усваивали наш материал. Задача, стоявшая перед тренером Е. Басмановой, была, конкретной: ей предстояло выявить перспективных детей и “закрепить” их в шахматах. Через три года, когда у нас накопился опыт сравнительно-возрастных характеристик шестилеток, мы могли уже с достаточной уверенностью рекомендовать родителям некоторых учеников сделать шахматы важным направлением в жизни их детей. Пятилетний срок работы с дошкольниками достаточно убедителен, чтобы сделать вполне определенные выводы. Когда-то мы боялись, что шестилетки не “просуществуют” у нас и нескольких месяцев. Теперь же ежегодно в среднем по 15 человек поступают в первый класс 22-й школы, и все сомнения позади. Надо отметить еще одну деталь. Дошкольники-шахматисты с каждым годом привлекают к себе все больше и больше внимания. Органы народного образования, энтузиасты, просто родители постоянно интересуются жизнью группы. Центральное телевидение включило рассказ о ней в свой фильм о дошкольниках “Ранний расцвет”. Все это привело к тому, что группа малышей переполнена круглый год. Главный итог нашего опыта: практически доказана возможность проведения систематических занятий шахматами с большой группой дошкольников-шестилеток. Дети прекрасно усваивают материал, с нетерпением ждут очередного занятия. Судя по отзывам родителей, каждый ребенок значительно прибавляет к концу года в развитии своих личностных качеств. То же самое подтверждают учителя первых классов — шахматисты несколько лучше выглядят на фоне других школьников. Кроме того, совершенно ясно, что подобная группа позволяет кидать глубокий резерв для каждой спортшколы. Даже один-два человека, замеченные тренерами среди общей массы, — это большой КПД группы дошкольников. Обобщая, можно сказать твердо: подготовительная группа дошкольников нужна каждой спортшколе! А. КОСТЬЕВ, директор СДЮСШОР № 3 Московского Дворца пионеров. (От редакции "64": "А ваше мнение о шахматах в детском саду? Мы просим педагогов, врачей, тренеров, родителей принять участие в обсуждении поднятых вопросов, поделиться опытом, высказать свои предложения") Подробнее - "64 - Шахматное обозрение", 1980, №2, с.24.
Шахматы для всех, 1981
Во многих детских садах Германской демократической республики можно увидеть за шахматной доской пятилетних мальчуганов и девчушек… А ребятишек села Гатерслебен (округ Галле) обучают этой игре уже пятый год. А нужно ли это? Во всяком случае, полезно. И в Гатерслебене было замечено, что девочки и мальчики, прошедшие начальный курс шахматного обучения, показывают отменные результаты в школе… отмечает журнал "Спорт в ГДР". (Подробнее - "64 - Шахматное обозрение", 1981, №6, с.21)
В детском саду, 1982
В Краснодарском крае накоплен определенный опыт преподавания шахмат в детских садах. Краевым институтом усовершенствования учителей совместно с краевым отделением педагогического общества издано методическое пособие “Обучение дошкольников шахматной игре". Одним из зачинателей и пропагандистов - этого важного дела является тренер ДЮСШ №7 А.Бышок. Дошкольники многому учатся в процессе игры. Игры, лепка, рисование, сказки и рассказы знакомят ребят с миром. Решение всякого рода загадок, головоломок становится главным содержанием их познавательной деятельности. Всё это позволяет понять те методические приёмы, которые используются для преподавания шахмат в детском саду №160 Краснодара. В средних группах (дети от 4 до 5 лет) ребят как бы подводят к шахматам, воспитатели рассказывают им сказки, читают стихотворения на шахматную тематику, на занятиях по математике кроме обычных предметов используются и карточки с изображением шахматных фигур. Обучение основам шахмат начинается в старших группах (дети 5—6 лет). Тренер снимается с группами по 30 человек 1 раз в неделю I течение получаса. Для облегчения понимания шахмат изготовлены наглядные пособия из цветной пленки, бумаги и картона, что помогает детям запомнить названия фигур, их ходы, видеть горизонтали и вертикали шахматной доски. В течение дня дети берут шахматы на прогулку, играют по желанию. Мы рекомендуем им играть дома, на улице. Обучение основам шахмат продолжается в подготовительных группах (дети 6—7 лет). Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут. Ребята настраиваются на более серьезный подход к шахматам, для них первое правило — “шахматы любят тишину”, “в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход”. Мы уже разрешаем детям играть всеми фигурами, они уже начинают усваивать понятие о дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Регулярно проводим беседы и консультации с родителями, привлекаем их к турнирам “Папа, мама и я”. Проводим матчи с соседними Детскими садами. Эти матчи проходят всегда торжественно. Очень дружны детсадовцы с воспитанниками спортшколы №64, они поздравляют их с началом шахматных соревнований, готовят дни старших друзей стихи, рисунки. Преподавание шахмат встретило поддержку и понимание администрации детсада. Заведующая детсадом С. Гурская сама часто бывает на занятиях, а присутствие воспитателей на этих уроках обязательно. В детсаде организовано также обучение шахматам сотрудников. И вся эта работа ведется А. Бышоком на общественных началах. Интересны высказывания дошколят. Турина Света: “Шахматы люблю, потому что там думать нужно”. Дроздов Рома: “Раньше я любил играть в солдатики, а сейчас в шахматы”. Каменко Света: “Я очень хочу обыграть папу”. Ковтун Оля: “Я так полюбила шахматы, что научила играть братика, он ходит в 5-й класс”. Селюк Оля: “Я научила играть“ шахматы маму”. Но бывают и такие: Першина Маша: “Не люблю шахматы. Сиди, думай, думай”. Хвостова Лара: “Все шахматы, шахматы, в садике, дома, и не поиграешь на улице”. Окончившие подготовительные группы на выпускном вечере получают значки “Юный спартаковец”. Мастер А. САПФИРОВ. Подробнее - "Шахматы в СССР", 1982, №4, с.21.
Шахматы для дошкольников: Вести из стран социализма, 1984
Будапешт. Шахматы развивают воображение, дисциплинируют память и активизируют умственные способности. Именно поэтому в детских садах венгерского города Веспрем проводится эксперимент, когда с согласия родителей обучают игре в шахматы от трёх до шести лет. ("Советский спорт" от 2.10.1984).
Перспективный "Гамбит", 1984
…Решили создать при "Гамбите" группу, в которую бы входили и дети 5-6 лет… Когда сделали набор тренерам было нелегко, ведь обучая малышей шахматному искусству, их приходилось учить и писать, и читать. К счастью наставникам во всём помогали родители, среди которых было немало опытных педагогов… По словам малышей, на каждое занятие они шли, как на праздник, встречаясь за шахматной доской с любимыми героями мультфильмов - Волком, Зайцем, хитрющей Лисой. Лучше осваивать теорию помогали и диапозитивы, которые члены клуба сделали своими руками. Кстати, малыши любят играть в блиц… В.Михайлов, г.Львов. (Подробнее - специальный бюллетень турнира "Львов-84").
Куда идёт король?, 1984
Необычный эксперимент проходит в детских садах №30, 38, 53 молодого города автомобилестроителей. Здесь обучают дошкольников игре… в шахматы. Для того чтобы программа лучше усваивалась, тренеры-преподаватели спортклуба "Камаз" пошли на маленькую хитрость. 50 сказок, 65 стихотворений, 30 загадок и столько же пословиц с их помощью приобрели шахматную интонацию. К концу обучения дошколята умеют не только играть в шахматы, но и легче усваивают программу дошкольного воспитания. Наиболее подготовленные продолжают своё совершенствование в шахматном клубе "Этюд". С.Волков, г.Брежнев. ("Советский спорт", 1984).
Коллеги, откликнитесь!, 1985
Я несколько лет веду шахматный кружок в детском садике. Накопился некоторый опыт, но приходится всё обдумывать самостоятельно. Специальной литературы, к сожалению, найти не удалось. Прошу откликнуться тех, кто обучает детишек в детских садах. С удовольствием поделюсь опытом, воспользуюсь добрыми советами. П.Н.Тодарашко, 353350, Краснодарский край, Крымский район, ст. Варениковская, ул.Пушкина, д.10 ("64 - Шахматное обозрение", 1985, №14, с.16-17).
Обучение дошкольников, 1985 (В.И.Гончаров)
В нашем городе многие дети знакомятся с шахматами в пять лет. Организуя обучение дошкольников в 1977 году, мы с первых же шагов столкнулись с отсутствием научно обоснованной программы занятий, наглядных пособий, методических рекомендаций, рассчитанных на обучение ребят младшего возраста. Учебники, как правило, пишутся для взрослых, авторы их, даже такие, как Эм. Ласкер и X. Р. Капабланка, вряд ли рассчитывали на то, что их руководствами будут пользоваться дети. Так, например, на первом занятии по книге Г. Левенфиша ученика спрашивают, какого цвета поле е4, требуют назвать поля шахматной доски по памяти! Это трудная, а главное, неинтересная задача для ребенка. Если так начинать обучение, то у детей можно отбить всякое желание играть в шахматы. Для того, чтобы знания дошкольников были прочнее и глубже, нами была разработана и прошла проверку сюжетная программа обучения. В нее вошли песни, стихотворения, сказки, загадки. И все о шахматах. Занятия проводились на свежем воздухе, а при неблагоприятной погоде — в “зимнем саду”. Широко использовались хороводы, эстафеты, конкурсы рисунка на асфальте и т. п. Мы исходили из известного положения, что для детей всякая деятельность — прежде всего игра. Поэтому и уроки шахмат должны стать привычной для них игрой. Малыши охотно в нее включались, уже на первых порах удивляя точным и образным описанием шахматных фигур, умением отыскивать сходные черты и предметы в окружающем мире. Так, на уроке “Шахматное лото” на загадку, которую задавал педагог, дети быстро доставали из “волшебного мешочка” фигуру-отгадку, на уроке “Шахматная ярмарка” с удовольствием учились на весах определять “вес” фигуры (ее цену в игре). С радостью дети участвуют в перевоплощениях в фигуры на уроке “Карнавал”. Урок шахмат с дошколятами превращается в урок познания. Здесь присутствуют и элементы других занятий, таких, как развитие речи, рисование, пение, лепка, труд, физкультура. К концу обучения ребята умеют не только играть, но, что крайне важно, легче усваивают программу дошкольного воспитания. Существенно и то, что учебная сюжетная программа позволила добиться устойчивого интереса к шахматам практически у всех детей. Хочу еще раз подчеркнуть: надо понятно и эмоционально подавать ребенку новый материал. Ведущим в обучении является наглядно-образный метод, когда на каждом занятии абстрактные понятия объясняются с показом доступных сознанию ребенка рисунков. Для первого года обучения нами было изготовлено 72 рисунка и 12 таблиц. Незамысловатая сама по себе идея потребовала напряженного труда. Судите сами: только для того, чтобы отыскать и сгруппировать для включения в учебную программу 30 шахматных загадок, “перелопатили” их более тысячи. Усилия, затраченные на разработку метода и программы, окупились сторицей. Дети с удовольствием участвуют в уроках по шахматам, тянут руки, стремясь ответить на вопросы. Да и как, скажите, можно не признать короля (не деревянную фигурку, а живой, действующий на поле сражения персонаж), если в памяти то и дело вспыхивают стихотворные строки:
Идет и озирается,
Пугается всего.
Когда игра кончается,
То в плен берут его.
А вот загадка про слона:
Два братца в одном королевстве живут,
А встретиться не могут.
Чтобы отгадать ее, надо знать правила игры, требующие, чтобы один слон передвигался по белым, а второй — по черным диагоналям. Зато, если отгадаешь, запомнишь накрепко. Так, мало-помалу, ребята начинают воспринимать шахматное войско как целостный организм, а себя — ощущать полководцами. Постигали малыши и “цену” фигур. Типично детская оценка: “У меня всего одна ладья, а у него — целых три пешки” давала о себе знать все реже. Спросишь, какая фигура стоит восемь пешек? Ферзь — отвечают без промедления. Самое трудное, пожалуй, заключается в том, чтобы воспитать у дошкольника пространственное восприятие шахматной доски. На помощь опять приходит сказка. Оказывается, это только на первый взгляд обычная доска, а на самом деле... гора-невидимка. Кто на вершину заберется, да из-под ладони поле сражения оглядит, тому и победа достанется! А закрепить знания центра очень удобно стихами:
Вот центральные поля —
Торопитесь их занять,
Ведь отсюда Короля
Можно вмиг атаковать!
Строки наивные, но дети их запоминают с удовольствием. Нередко нас спрашивают, не вредят ли малышам шахматные нагрузки? Сошлемся на факты. К концу первого года обучения ребята из детских садов №№ 53, 30 и 38, на базе которых вот уже девятый год ведутся занятия, по сравнению со сверстниками, не занимающимися шахматами, задают более грамотные, четко сформулированные вопросы, проявляют склонность к анализу, оригинальным умозаключениям. Практически нет ребят, которые не хотят заниматься шахматами, наоборот, более 70 процентов малышей после садика продолжают заниматься в секции ДЮСШ “КАМАЗа”. Однако хочу еще раз подчеркнуть, что наша главная цель не только научить детей игре, что само по себе и неплохо, а облегчить малышам переход к занятиям в школе. В. ГОНЧАРОВ, старший тренер спортклуба “КАМАЗ”, г. Брежнев (Подробнее - "Шахматы в СССР", 1985, №5, с.24-25)
И это не предел, 1986 (И.Г.Сухин)
Шахматный всеобуч охватил не только начальную школу, но и организации дошкольного воспитания. Подытоживая работу с детьми шести-семи лет, посещавшими “Школу радости”, В. А. Сухомлинский писал: “В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь — это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти”. Проверено, что ребята, вовлеченные в волшебный мир шахмат в старшем дошкольном возрасте, гораздо лучше успевают по всем без исключения предметам. Положительный опыт преподавания шахмат малышам в учебных группах детских садов и спортивных секций накоплен на Украине, в Москве, Белоруссии, Краснодарском и Красноярском краях, Таллине, Челябинске, г. Брежневе и других местах. В психологии есть понятие “сензитивность” — чувствительность к воздействиям определенного рода. К примеру, наибольшая сензитивность к языку у детей в 2—3 года, к чтению — в 5 лет. Возвращаясь к шахматам, следует заметить, что в большинстве случаев успешная работа велась с детьми начиная с пятилетнего возраста. Но и это не предел. В детских садах венгерского города Веспрем с шахматами знакомятся трехлетние малыши. Венгр Л. Полгар приобщал дочерей к игре с 1,5 — 2-годовалого возраста. Жужа Полгар в четырехлетнем возрасте со стопроцентным результатом выиграла свое первое соревнование — “Пионерскую олимпиаду”. И. Сухин, Москва (И это не предел. – М.: 64 – Шахматное обозрение, 1986, №18, с. 18).
Профессия — тренер, 1987
Одним из летних дней 1956 года в тбилисском детском саду № I появился молодой человек Он представился - Шота Инцкирвели, тренер по шахматам республиканского Дворца пионеров и школьников, и предложил проводить занятия с ребятами. На общественных началах. Не без сомнения руководство сада дало на это согласие. И вот шестелетние, а то и пятилетние ребята начали учиться играть в шахматы… Более трех лет Шота Инцкирвели читает лекции и ведет учебные семинары по методике преподавания шахмат на факультете тренеров Университета шахматной культуры Грузии. На занятиях, которые всегда привлекают большое внимание, он делится своим богатым опытом преподавания, учит тому, как следует работать с детьми. Древние римляне говорили поэтами рождаются, а ораторами становятся. Шота Инцкирвели стал педагогом Педагогом с большой буквы, чей славный, самоотверженный труд способствовал появлению многих талантливых шахматистов в нашей республике. Н. ГАПРИНДАШВИЛИ, экс-чемпионка мира по шахматам. Подробнее - "Шахматы в СССР", 1987, №4, с.20-21.
Первые шаги, 1988 (И.Г.Сухин)
Если вы решили познакомить дошкольника 5—6 лет с азами шахмат, необходимо помнить, что этому возрасту свойственно 1) преобладание игры как ведущего вида деятельности, 2) стремление добиться конечного результата, а не понять, как этот результат достигается, 3) образный характер познавательных интересов, преобладание образного мышления над отвлеченными рассуждениями 4) повышенная эмоциональность, страстное желание успеха и боязнь неудачи. И еще первая встреча с волшебным миром шахмат должна стать для дошкольника праздником, готовя его, не забудьте слова К. Д. Ушинского “Воспитатель непременно должен устроить дело ученья так, чтобы в начале ученья дитя не могло не успеть...”
ДОСКА
Подружите ребенка с шахматной доской. Объясните понятия — белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дайте малышу карандаши, линейку, бумагу, мел, клей, ножницы, кубики, маленькую игрушку, которая будет бегать по шахматным “дорожкам” (например, гномика). Для закрепления учебного материала предложите дошкольнику: вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел клетки, расположенные в шахматном порядке (например, на такси, одежде, полу и т.п.); выложить из кубиков дорожки, похожие на горизонталь, вертикаль, разной длины диагонали, центр. Хорошо если есть старые кубики, которые можно заклеить бумагой так, чтобы получилось по восемь светлых и темных кубиков. Пусть “гномик” пробежит по центру и дорожкам. Попросите ребенка определить, в чем сходство горизонтали и вертикали. Если он это сходство не найдет, помогите ему, развернув “вертикаль” или “горизонталь” и наложив их друг на друга. Затем разбросайте кубики и попросите малыша сложить из них большую белую и большую черную диагонали; вырезать из тетради в клеточку центр, вертикаль, горизонталь, диагональ. Диагональ не получилась? Пусть ответит, почему; нарисовать по линейке на бумаге центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали и правильно раскрасить их. Посоветуйте малышу вырезать нарисованные горизонталь и вертикаль, разрезать их на клетки. Из этих клеток нужно снова правильно сложить вертикаль и горизонталь, затем большую белую и большую черную диагонали; начертить мелом на асфальте центр, вертикаль, горизонталь, большую и самую короткую диагонали, пробежать по ним и поиграть на них в классики.
ФИГУРЫ
Покажите дошкольнику шахматные фигуры белую и черную пешки, коня, слона, ладью, ферзя, короля, обращая внимание ребенка на особенности их формы. Дайте ему пластилин, бумагу, ножницы, клей, карандаши, мел. Пусть лепит, рисует (на бумаге и асфальте); вырезает шахматные фигуры. Закрепить новый материал поможет игра. 1. “Шахматный кубик”. Нарисуйте на бумаге каждую из шести шахматных фигур и приклейте рисунки к граням кубика. Бросайте его по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадет на верхней грани (можно сделать два кубика: с белыми и черными фигурами). 2. “Волшебный мешочек”. В этой игре ребенок должен на ощупь определить, какую фигуру вы спрятали в мешочке. 3. “Угадайка”. Словесно, с учетом цвета, опишите малышу какую-нибудь фигуру и предложите ему угадать, что это за фигура Следующую фигуру опишет ребенок. Теперь ваша очередь “поразмышлять”. 4. “Запретная фигура”. Поставьте шахматные фигуры в один ряд. По вашей просьбе малыш должен называть все показываемые ему фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать: “Секрет”. 5. “Поиграем — угадаем”. Загадайте какую-нибудь фигуру. Малыш перечисляет шахматные фигуры, пока не назовет задуманную. Потом фигуру загадывает ребенок. 6. “Буква”. Спросите ребенка, названия каких фигур начинаются с букв К, Л, П, С, Ф. 7. “Большая и маленькая”. Поставьте перед ребенком шесть разных шахматных фигур и попросите выбрать самую высокую, назвать ее и отставить в сторону. Затем пусть определит самую высокую из оставшихся фигур и т.д. В конце игры все фигуры ставятся на место, и начинается новая игра, в которой выбирается самая низкая фигурка. 8. “Шахматный теремок”. Постройте из кубиков домик-теремок, в который будут по одной (от самой маленькой до самой большой) “забегать” шахматные фигуры Ребенок должен назвать каждую из них. В конце игры король развалит “теремок”. 9. “Шахматная репка”. Вы сажаете “репку”. Около нее малыш выстраивает по росту фигуры, поясняя: “Дедка — это король, бабка — ферзь, внучка — слон. Жучка — конь, кошка — ладья, мышка — пешка”. 10. “Что общего”? Возьмите две любые фигуры и спросите малыша, чем они похожи, чем отличаются (цвет, форма)? Следующие фигуры выбирает ребенок, а отвечаете вы. 11. “Тридцать две”. Высыпьте весь комплект шахматных фигур и предложите определить: каких фигур больше всего, каких меньше всего? 12. “Белые и черные”. Расставьте на столе в беспорядке все 32 фигуры. Начиная игру, вы отставляете в сторону одну из фигур называя ее (например “белый конь”). Задача ребенка — каждый раз выбирать фигуру другого названия и цвета, обязательно называя ее (например “черный слон”).
НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Не торопясь, расставьте на доске фигуры в том порядке, с которого начинается шахматная партия. Ребенок будет смотреть как зачарованный, если белые ладьи плавно скользнут, кони лихо проскачут, слоны степенно прошествуют, ферзь и король важно ступят, пешки озорно прыгнут на свои места. Черные фигуры малыш с удовольствием расставит сам. Не забудьте объяснить правило: “Ферзь любит свой цвет”. Поиграйте с ребенком в следующие игры: 1. “Из мешочка”. В непрозрачном мешочке прячутся все фигуры. Малыш вынимает их по одной и расставляет начальное положение Если он ошибется, то вы берете у него мешочек и продолжаете расставлять фигуры сами Затем вы “ошибаетесь”, это должен заметить ребенок. Так, по очереди, вы заполняете доску шахматными фигурами. 2. “Да” и “Нет”. Возьмите две любые фигуры и спросите дошкольника, стоят ли они рядом в начальном положении? Затем фигуры выбирает ребенок, а отвечаете вы. 3. “Мяч”. Вы произносите какое-либо утверждение, например. “Ладья стоит в углу”, и бросаете малышу мяч. Если ваше утверждение верно — мяч надо поймать, если нет — ловить нельзя. Типичные утверждения. “Пешки расположены на одной горизонтали”, “Конь стоит между ладьей и слоном”и т. п. В этой игре спешить нельзя. Дайте малышу подумать или взглянуть на доску. Потом поменяйтесь ролями. 4. “Многофигурный кубик”. На гранях кубика нарисуйте по 2—3 клетки, каждая из которых занята шахматной фигурой. Тот, кто бросает кубик, должен ответить, правильно ли расположены фигуры на этом “кусочке” начального положения. 5. “Шахматные классики”. Играют в них, как в обычные классики, но клеток больше (8X2). В клетках вместо цифры надо нарисовать белые фигуры в том порядке, с которого начинается игра в шахматы. Малыш должен называть фигуры, “на которые прыгает”. Предложите также дошкольнику: вылепить из пластилина двух цветов все 32 фигуры и правильно расставить их на шахматной доске; нарисовать в тетради в клеточку шахматную доску с фигурами, готовыми к сражению; выложить из кубиков с рисунками шахматных фигур начальное положение (или хотя бы заполнить первую и вторую горизонтали).
ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ
В заключение загадайте малышу загадки из волшебной тетрадки: 1. Что за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону? 2. На каких полях ничего не растет? 3. Сколько на доске горизонталей, вертикалей, диагоналей? 4. Какой король не умеет говорить? 5. Одинакового ли цвета крайние поля горизонтали, вертикали, диагонали? Игорь Сухин. ("64 – Шахматное обозрение", 1988, №15, с. 8, 15).
"Дорожки" и "лабиринты" для малышей", 1989 (И.Г.Сухин)
(примечание: рисунки и диаграммы ниже не приводятся)
После ознакомления детей 5—6 лет с названиями шахматных фигур и “дорожками”, по которым они перемещаются (см “64”, 1988, №15), перед вами встает очень важный вопрос как “проходить” сами шахматные фигуры? Можно ли, наспех показав возможности каждой фигуры и расставив начальное положение, сразу вовлекать малыша в горнило шахматных баталий или же разумнее поступить по-иному? В. В. Смыслов писал: “Еще в юные годы я особенно интересовался так называемыми “простыми позициями”, где в игре с обеих сторон участвует не много фигур. Именно они дают возможность неопытному шахматисту не только понять, но и “почувствовать”, на что способна каждая фигура в завязавшейся борьбе. Может быть, я несколько переоцениваю это обстоятельство, но склонен думать, что оно сыграло значительную роль в моем формировании как будущего мастера. Потому что запомнить, как ходят фигуры, нетрудно, а вот ощутить их сравнительную силу в разных сложных ситуациях на доске, уловить, что они “любят” и чего “не любят”, — все это намного важнее”.
Поэтому более подробно остановитесь на том, что “умеет” и чего “не умеет” каждая фигура, взгляните на ее игровые возможности с различных сторон. “Нет лучше метода сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах”, — заметил Д. Максвелл. После объяснения ребенку ходов той или иной фигуры обязательно предложите порешать занимательные задания, которые позволят ему “прочувствовать” каждую фигуру. Прежде чем предложить вашему вниманию примеры таких заданий, замечу следующее: если мы хотим, чтобы ребенок 5—6 лет что-то всерьез усвоил, надо воплотить это в деятельности самого ребенка. Но деятельность эта должна быть рационально организована. Рекомендуем следующую последовательность выполнения большинства заданий-упражнений: 1. Разрешите ребенку передвигать фигуры и водить пальцем по шахматной доске. Но обязательно пусть говорит, что и зачем делает. Позволить передвигать фигуры без комментариев можно лишь тогда, когда малыш научится рассуждать и излагать план своих действий вслух. 2. Если задача не получается, подскажите ребенку. Но не сразу: подсказка дает эффект лишь после нескольких безуспешных попыток решить задание. 3. Если малыш все же не может осилить задачу, не расстраивайтесь и не сердитесь на него, а покажите решение, и пусть ребенок его повторит.
ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. “Лабиринт”. Как слону прокрасться в противоположный угол? Через сколько ходов он туда доберется? 2. “Перехитри часовых”. Белой ладье-разведчику нужно достигнуть противоположного угла доски, избрав такой путь, чтобы в местах остановок черные ладьи-часовые не побили разведчика. Сколько ходов для этого следует сделать. 3. “Путешествие” Обойди королем все клетки шахматной доски, проходя через каждое поле только один раз. 4. “Квадрат” Найди путь ферзя, который вырисовывал бы квадрат, прямоугольник, треугольник. 5. “Один в поле воин”. Побей белым ферзем все черные фигуры так, чтобы каждым ходом брать одну из них. 6. “Стадо слонов”. Расположи, сколько можешь, слонов на доске так, чтобы ни один из них не стоял “а пути другого. 7. “Буква” Отыщи путь ладьи, который похож на вот такие буквы Г, Е, Н, П, Т, Ч, Ц, Ш, Щ. 8. “По углам”. За сколько ходов ладья обежит “вокруг” доски, двигаясь только по углам.
Аналогичные упражнения вам не составит труда придумать самостоятельно. Практика показывает, что дети решают их с удовольствием (особенно лабиринты) и приобретают первые навыки владения фигурами. Каждой фигуре стоит посвятить отдельное (а то и не одно) занятие. Завершает “фигурные катания” практическая игра. К примеру, после изучения хода и взятия слоном поиграйте с ребенком слонами. Для начала у каждой из сторон должно быть по одной фигуре. Не торопите малыша. Первое время он будет часто подставлять своего слона под удар. “Помогите” вашему партнеру одержать первые победы, успех малыша доставит много радости и ему, и вам. Затем введите в бой еще по одному слону… Особое внимание уделите коню: он неохотно делится с малышами своими секретами, укротить его нелегко. Дошкольнику непросто освоить даже ход хитрой фигуры. Постарайтесь облегчить ему это, сделайте шаблон “хода коня” — из плотной бумаги. И последнее: при изучении ходов фигур желательно обозначить бумажными квадратиками все поля, на которые может пойти данная фигура. Бумажные квадратики примерно в размер шахматной клетки несложно сделать из цветной бумаги. Они пригодятся также при решении заданий типа “Как обойти все клетки шахматной доски?”, “Сколько различных ходов можно сделать?”, “Как пробраться в противоположный угол?” И. СУХИН, кандидат в мастера, член комиссии “Шахматы — школе” Шахматной федерации СССР. (Подробнее - Дорожки и лабиринты для детей. – М.: 64 – Шахматное обозрение, 1989, №12, с. 27).
Сыграйте со мной гроссмейстер!, 1989
Вот так девчушка! Сейчас ей всего 4 года, а она уже участвует в шахматных турнирах вместе со школьниками. И чаще всего побеждает. Так, что для маленькой Леночки Дембо возраст - не помеха! Город Куйбышев. ("Пионерская правда", от 4.04.1989).
Игровой клуб УГ: Выпуск №25, 1990
“Игорь Георгиевич Сухин очень любит шахматы. Он прививает эту любовь 5-7-летним детям в шахматной студии “Весёлый Горизонталик”, действующей при при ДЭЗ-23 Кунцевского района Москвы. В своём письме в редакцию И.Сухин раскрывает свои “секреты”. Нам представляется, что имеющим дело с детьми они будут небезынтересны” (гроссмейстер Вениамин Городецкий).
ОТ СКАЗКИ – К ШАХМАТАМ
“Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”, - говорил Анатоль Франс. Поэтому, вводя детей 5-7 лет в удивительный мир шахмат, с первых же занятий широко использую авторские “наработки”: шахматные сказки, ребусы, загадки, викторины. Привлекаю ребят к литературно-шахматному творчеству. Они сочиняют, рисуют, придумывают загадки. Вот одна из них, придуманная 5-летней Олей: “Не люди, не звери, а ходят?” …Я тоже думал, что это часы, а это шахматные фигуры. Каждое занятие начинаем с чтения – показа новых фрагментов дидактического комикса. Предлагаю ребятам догадаться, что будет дальше. Затем, когда дети “заряжены” на занятие, проверяю домашнее задание, провожу чтение-инсценировку нового материала (главы сказки авторского пособия для родителей и детей “Приключения в Шахматной стране”). Потом закрепление материала – ребята отвечают на “Загадки из тетрадки” и играют… Сочетание литературного творчества и фантазии с шахматным творчеством и фантазией – приём, который, на наш взгляд, эффективен на этапе становления личности ребёнка. И.Сухин (“Учительская газета”, №46, 13 ноября – 20 ноября, 1990, с.12).
Где прячется шах?, 1990 (И.Г.Сухин)
(примечание: рисунки и диаграммы ниже не приводятся)
В "64", №15 за 1988 год и №12 за 1989-й мы писали о том, каким, может быть первый шаг в мир шахмат детей 5—6 лет, и показали, как знакомить малышей с шахматными фигурами, "дорожками" шахматной доски, как дать прочувствовать силу и возможности каждой из фигур. Настало время поговорить с ребенком о важнейших шахматных терминах: шахе и мате. Далеко не каждый шах полезен в игре, но умение дать шах необходимо. В наши дни шах вслух не объявляют, но на первых порах малышу можно разрешить это. Предложите ребенку решить такие задания: 1. “Пять шахов”. Дай шах каждой из фигур. 2. “Шах — не шах”. Стоит ли черный король под шахом в восьми таких положениях? Если да, то нельзя ли побить атакующую фигуру? 3. “Точный шах”. Дай такой шах, чтобы не потерять ни одну из своих фигур. 4. “Двойной удар”. Обьяви шах и побей черную фигуру.
Разыграйте с ребенком на шахматной доске следующие положения: король и ферзь против короля и ферзя; король и ладья против короля и ладьи; король и слон против короля и слона и т.п. Играйте до первого шаха, кто его объявит, тот и выиграл (при условии, чти фигура, объявляющая шах, не ставится под бой), причем начинать всегда должен малыш. Может создаться впечатление, что мы преувеличенно большое внимание уделяем такому простому делу, как объявление шаха, но это не так. Дело в том, что у детей 5—6 лет постановка шаха вызывает определенные затруднения, а прежде чем подвести ребенка к цели шахматной партии, мы должны быть уверены, что малыш прочно знает весь пройденный материал. Загадайте ребенку и несколько развивающих загадок.
Загадки из тетрадки
1. Каким словом оканчиваются такие стихотворные строчки: "На тебя решил нагнать твой противник страх: королю сейчас опять объявил он..." (шах) (И. Весела, И. Веселы “Шахматный букварь”), 2. Прячется ли ШАХ в галошах, камышах и шалашах? А в ушах, мышах и малышах? (Да). 3. Сколько раз шах встречается в предложениях: шахтер играл в шахматы с падишахом в шахте? (Четыре).
Особое внимание уделите постановке мата. Это трудно. Не спешите. Мат даже в один ход малыш найдет не сразу, после многочисленных проб и ошибок. Но, научившись ставить мат, он будет играть в шахматы с большим удовольствием. Снова приготовьте бумажные квадратики, они обозначат атакованные поля вокруг короля. Ваша задача: помочь ребенку почувствовать гармонию фигур при постановке мата. С объявлением мата цель шахматной игры считается достигнутой, и партия прекращается. Поэтому не случайно матовые позиции издавна считаются венцом шахматного творчества. Изучая элементарные маты, указывал X. Р. Капабланка, “следует комбинировать разными фигурами, увеличивая и уменьшая их число, чтобы овладеть особенностями их действия и ознакомиться с силой тех или иных фигур, атакующих короля”. Предложите малышу решить следующие задания. 1. “Мат — не мат”. Догадайся, объявлен ли мат черному королю в восьми таких положениях.
Загадки из тетрадки
1. Где спрятался мат в словах: автомат, математика, матрешка, матрос, формат, шахматы? 2. Что выгоднее: объявить шах или дать мат? Побить ферзя или дать мат? 3. Придумай задачу: мат в один ход.
Ребенок получил первое представление о шахматах, почувствовал сравнительную силу фигур, научился ставить элементарные маты. Теперь поиграйте с ним по всему комплексу шахматных правил, но вначале малым числом фигур. Рекомендуем разыграть следующие начальные положения: 1. Положения с большим материальным перевесом у ребенка: король и ферзь против короля; король, ферзь и ладья против короля; король, ферзь и конь против короля; король, ферзь и пешка против короля; король и две ладьи против короля. 2. В начальной позиции стоят только короли и пешки (от одной до восьми при небольшом материальном перевесе у ребенка или материальном равенстве). 3. К королям и пешкам поочередно добавляются ферзь, ладья, слон, конь.
“Нелегко будет при увеличении числа фигур по-прежнему целесообразно управлять ими, ибо координирование действий фигур принадлежит не только к самым важным -элементам игры, но в то же время и к самым трудным. Бесконечное разнообразие шахматной игры делает ее трудной, но в то же время интересной и прекрасной”, — указывал Х.Р.Капабланка. Чтобы малыш научился создавать и реализовывать свои угрозы, поиграйте некоторые партии с ним следующим образом: вы делаете ход, затем два хода подряд делает малыш. И так на каждый ваш ход он отвечает двумя своими. Только условьтесь, что первым ходом ребенок не имеет права объявлять шах, ведь королей в шахматах не бьют. Постепенно вводите в игру большее число фигур и играйте, играйте, играйте. Малыш должен чувствовать ваше искреннее желание сражаться с ним за шахматной доской и не бояться наказания за ошибки. Ведь адресуясь даже к начинающим шахматистам более старшего возраста, X. Р. Капабланка писал: “Трудно будет... избегать вначале грубых ошибок. Но это не должно обескураживать... Таким промахам подвержены иной раз даже сильнейшие шахматисты”. Вот и все, что в сжатой форме хотелось предложить вашему вниманию из методического раздела нового пособия для совместного чтения родителей и детей 5—6 лет “Приключения в Шахматной стране”. Это книга-сказка, сказка-игра. В основе сюжета — необыкновенное путешествие шестилетнего мальчика и его друзей. Следуя завету А. Франса: “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”, мы попытались создать книгу, способную удовлетворить стремление детей к невероятным и забавным приключениям, к жажде необычного. Насколько этот замысел удался, судить вам после выхода в свет пособия. И. СУХИН, член комиссии “Шахматы — школе” Шахматной федерации СССР. (Подробнее - Где прячется шах? – М.: "64 – Шахматное обозрение", 1990, №1, с. 22-23).
Чего нам не хватает, 1990 (И.Г.Сухин)
Шахматный всеобуч давно начал свое победное шествие по стране. Накоплен опыт преподавания основ шахмат в детских садах и школах РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана, других республик. Но, к сожалению, ряд проблем, высвеченных еще на заре шахматного всеобуча до сих пор не разрешен. Много ли у нас диафильмов, диапозитивов, мультфильмов, постановок кукольных театров, учебных кинолент, посвященных шахматной тематике? Достаточно ли учебных и наглядных пособий, увлекательных сказочных повестей, детских пьес и интермедий? Студия “Диафильм” выпустила лишь серию “Чемпионы мира”... Незавидная судьба обычно ожидает шахматную доску в работах киностудии “Союзмультфильм”. Либо она попадает в пылесос (“Винтик и Шпунтик — веселые мастера”), либо превращается в некую зубастую абракадабру и гоняется за мячом (“Котенок Филя и...”). А если герои мультфильма и играют в шахматы, то обмениваются репликами типа “Тоже мне, Фишер нашелся!” (“Шапка-невидимка”)... А какой увлекательный “Будильник” могло бы подарить детворе Центральное телевидение! Ведь многие детские писатели посвятили свои лучшие страницы шахматам. В древнюю и мудрую игру играли старик Хоттабыч (Л. Лагин, “Старик Хоттабыч”), Незнайка (Н. Носов, “Незнайка в Солнечном городе”), Алиса (Л. Кэрролл, “Алиса в Зазеркалье”), Электроник (Е. Вел-тистов, “Победитель невозможного”), Юра Баранкин (В. Медведев, “Сверхприключения сверхкосмонавта”), Витя Малеев (Н. Носов, “Витя Малеев в школе и дома”), Толя Клюквин. (Н. Носов, “Приключения Толи Клюквина”), Дениска Кораблев (В. Драгунский, “Что я люблю” и “Шляпа гроссмейстера”), Толик Рыжков (Ю. Томин, “Шел по городу волшебник”), Дима Колчанов (В. Медведев, “Капитан Соври-голова”), Джонни Воробьев (В. Крапивин, “Тайна пирамид”) и другие литературные герои... Но вместо этого Центральное телевидение... закрывает “Шахматную школу”. И журналы для маленьких не балуют дошкольников. Нет шахматных рубрик в “Веселых картинках”, “Мурзилке”, “Колобке”, “Мише”, “Барвинке” (Киев), “Искорке” (Ленинград), “Колокольчике” (Якутск), “Роднике” (Душанбе), “Малыше” (Ашхабад”), “Ласточке” (Улан-Удэ), “Звездочке” (Кишинев). Как и прежде, литература, нацеленная на самого юного читателя, составляет мизерный процент от общего выпуска шахматных книг. А ведь именно шахматные книги для детей 5— 8 лет остродефицитны! Дебютные монографии и брошюры, посвященные творчеству некоторых современных гроссмейстеров, купить сравнительно легко, но попробуйте достать “Путешествие в шахматное королевство” Ю. Авербаха и М. Бейлина (ФиС, 1988), “Шахматную азбуку” В. Гришина и Е. Ильина (М., Детская литература, 1980), “Я играю в шахматы” В. Зака и Я. Длуголенского (Л., Детская литература, 1985), “Шахматный букварь” И. Весела и И. Веселы (М., Просвещение, 1983), “Книгу начинающего шахматиста” В. Никитина и А. Фрадкина (Красноярск, 1983). Важнейшая задача всеобуча — увлечь детей древней игрой. Каждый воспитатель, родитель, тренер, знает, как эффективны здесь шахматные сказки. Но на сегодняшний день их немного: “В стране деревянных королей” Е. Ильина (М., Малыш, 1985), “Требуется Король” П. Аматуни (Ростов-на-Дону, 1977) и ее переработка “Королевство Восемью Восемь” (П. Аматуни, “Сказки”, Ростов-на-Дону, 1980), “В гостях у Короля” (В. Гришин, Н. Осипов, “Малыши открывают спорт”, М., Педагогика, 1978), “Приключение Пешки” (С. Прокофьева, Г. Сапгир, В. Гришин, “Румяные щеки”, М., ФиС, 1987), “Приключения Пешки” Е. Ильина (М., Детская литература, 1978), “Чья армия сильней?” В. Никитина (Красноярск, 1977). Этот список можно расширить, если включить в него сказки С. Сендюкова “Королевство в белую клетку”, Е. Чеповецкого “Приключения шахматного солдата Пешкина”, А. Куммы и С. Рунге “Шахматный король”, А. Шарова “Сказка о настоящих слонах”, но они меньше подходят для наших целей. А с дидактическими сказками можно познакомиться только в методическом пособии В. Гончарова “Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре” (М., ГЦОЛИФК, 1984)... Если издательства нашей огромной страны выпустят чуть-чуть больше шахматных сказок и учебных пособий, а студии, киностудии, радио и телевидение будут чаще вспоминать, что есть такая увлекательная и мудрая игра шахматы, то мы с вами гораздо скорее сможем подарить нашим детям золотой ключик в волшебный мир шахмат. И. Г. СУХИН, член комиссии “Шахматы — школе” (Чего нам не хватает. – "Шахматы в СССР", 1990, №3, с. 35.)
Шахматы в детском саду №402 Ленинского района Челябинска, 1998
Преподаватель расставляет на шахматной доске позицию и спрашивает: кто выигрывает? В ответ - десятки нетерпеливо взметнувшихся детских рук: "Белые! Нет, черные!" Но один из юных слушателей солидно уточняет: "Все зависит от того, чей сейчас ход". "Правильно, молодец!" - хвалит преподаватель и усложняет задачу… В детских садах внедряется обучение азам шахматной игры. Интересно, познавательно проходят занятия в детсаду №402 Ленинского района, где заведующей Л.А. Старостина. Шахматные уроки здесь ведет чемпион области среди ветеранов, кандидат в мастера спорта Юрий Гешелин. Тайны древней игры постигают сразу шесть групп.
В. ПЕТРОВ. “Челябинский рабочий”, от 22-01-98. Подробнее -
http://www.chrab.chel.su/archive/22-01-98/3/RD31.DOC.html."Жемчужинка" Ведомственный детский сад "Мосметрострой" N626
Адрес: 125047, Москва, Златоустовская, 1 метро "Выхино"… Директор - Денисова Маргарита Ильинична. Государственная организация… Сад расположен в 10 мин. от ст. Ухтомская Казанской ж/д. Программа обучения и воспитания для дошкольников включает: обучение чтению, английскому языку, развивающие игры, занятия в изостудии, графикой, шахматами, интеллектуальное и физическое развитие. Занятия с применением различных современных методик проводят квалифицированные педагоги с учетом особенностей индивидуального развития ребенка… В саду 85 детей (в группе до 15 человек). Организация работает пять дней в неделю с 7:30 до 19:00… Подробнее -
http://www.sciteclibrary.ru/family/inform/detsad/d2_24.html.Шахматная сказка продолжается, г. Барнаул, 2000
Двадцать лет назад Юрий Борисович Елькин привел в первый класс 85-й школы сынишку. Тогда же шахматист-любитель решил организовать для малышей кружок… Теперь в школе-гимназии вовсю внедрен шахматный всеобуч. Именно в 85-й школе работает главный филиал клуба "Шахматная сказка", клуб объединяет детей из шести школ и четырех детских садов...
Юрий Борисович не скрывает своей гордости, рассказывая о воспитанниках. Надо же, три его карапуза (еще дошкольники) стали призерами первенства города. А еще его воспитанники пишут стихи, сценарии, занимаются в художественной самодеятельности, замечательно поют. Валентина ЗОРИНА, Барнаул. "Учительская газета" 2000, №29. Подробнее -
http://www.ug.ru/00.29/hobby.htm.Общественная организация "Шахматы в детском саду", Набережные Челны, 2000
…в Челнах появилась общественная организация "Шахматы в детском саду". Подробнее –
http://vechorka.chelny.ru/view.phtml?viewyear=2000&viewnum=52&viewart=12.Сайт Набережных Челнов о Викторе Ивановиче Гончарове
Организатор, тренер-педагог по шахматам, директор шахматно-шашечного клуба в г.Набережные Челны (с 1989г.). Заслуженный тренер РФ (1992г.), лауреат медали им. М.И.Чигорина (1987г.)… Начал трудовую деятельность в г.Набережные Челны по окончании Государственного Центрального Ордена Ленина Института Физической Культуры (ГЦОЛИФК). Образование - высшее. Профессия: тренер-педагог по шахматам (окончил институт в 1976г.). Поступил на работу в 1976 году в шахматно-шашечный клуб спортклуба “КамАЗ” и прошел путь от тренера-педагога по шахматам до директора клуба… На протяжении 20 лет педагогической деятельности воспитал и подготовил большой отряд шахматистов разного возраста (обучил игре более 2000 юных шахматистов, работая на базе ряда школ и детских садов города). Автор более ста работ по шахматной тематике. Автор наглядно-образного обучения дошкольников. Разработал систему опорных сигналов обучения младших школьников шахматной игре. Внедрил основы систематизации учебного материала по шахматам для спортсменов IV-I разряда… Организовал и открыл специализацию “шахматы” в Камском Государственном Институте Физической Культуры (КГИФК). Разработал концепцию, написал учебную программу для ВУЗа, издал 24 пособия для студентов ВУЗа (шахматная специализация). Под его руководством коллектив тренеров клуба разработал теорию вопроса: “Наглядно-образный метод обучения дошкольников игре в шахматы”. Педагоги клуба выступали на международных симпозиумах, конференциях, семинарах (Амстердам - 1996г., Венеция - 1989г., Пальма-де-Мальорка - 1990г., Бостон - 1998г., Германия - 1995г., Ганновер - 1996г., Париж - 1994г., Глазго - 1992г., Лондон - 1993г., Прага - 1976, 1980, 1995г.г.). В клубе были проведены Всесоюзные семинары директоров шахматных клубов СССР (организатор зам. председателя профкома Р.Галеев - 1989, 1990, 1991г.г.), научные конференции по обучению детей шахматной игре (организатор - директор спортклуба “КамАЗ” Ф.К.Муртазаев - 1988, 1996г.г.) Вершиной его научной деятельности является издание научной работы объемом 60 п.л. “Современное состояние развития шахматной культуры в мире”. В ней проанализирован опыт фактической деятельности шахматной жизни на континентах Америке (северная), Африке, Азии, Европе (всего охвачено 63 страны). …Вице-президент федерации “Шахматы-школе” (1992-96г.г.), член президиума ассоциации школьных шахматных клубов - АШШК с 1997г., член федерации шахмат Татарской АССР (1978-1989г.г.), член федерации шахмат Татарстана с 1989г. Подробнее - -
http://chelny.inftech.ru/guidebook/chess/biogr1.htm.Шахматы в ДОУ №7 Приморского района Санкт-Петербурга
Видеозапись занятия в ДОУ №7 Приморского района Санкт-Петербурга. Авторская методика С.В. Белоцерковской. Подробнее -
http://www.loiro.ru/structure/fklt/inform/avkt4.shtmlШахматы в детских садах Коломны
Центр развития ребенка - детский сад №26 "Родничок" (ул. Юбилейная, 7, тел. 13-93-72). Детский сад №46 "Орленок" (ул. Осипенко, 1, тел. 16-35-26). Подробнее -
http://press.kolomna.ru/detsad.htm.Первенство по шахматам среди детских садов в Санкт-Петербурге
Спортивное событие, достойное занесения в Книгу рекордов Гиннесса прошло в Санкт-Петербурге - первенство по шахматам среди детских садов. В финале приняли участие 10 команд, средний возраст участников которых не превышал 5 лет. Победили юные мастера из детского сада №30 Василеостровского района. “Петербургский дневник №9: Гроссмейстеры из детского сада”. Подробнее -
http://www.ipc.spb.ru/dnevnik/papers/9/hronograph.htm."Фельзь на Е-тли", с. Макушенское Курганской области, 06.12.2002
"Развивающую программу для детей младшей группы “Чудесная шашечка” детского сада “Теремок” придумала и разработала воспитательница Зоя Нелюбова. По отзывам преподавателей школ, обучавшиеся по этой программе дети обладают более высоким уровнем развития интеллекта, они более успешны в учебе. По словам Зои Нелюбовой, у детей в трехлетнем возрасте логическое мышление начинает только формироваться, поэтому знакомство с шахматами должно быть в игровой форме. Дети разыгрывают спектакли, где вместо привычных сказочных персонажей выступают шахматные фигуры. Так, например, в переделанной сказке “Репка” без помощи самой слабой шахматной фигуры, пешки, сильные фигуры: король, ферзь, конь, ладья - не могут вытянуть репку". Подробнее -
http://www.gorodfm.ru/index.phtml?div=dn_archive&date=20021206&news=8436.Наш комментарий: Об одном из вариантов использования переделанной сказки "Репка" я писал ещё в 1994 году в книге "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет" (М.: Новая школа). Смотрите также материалы обоих моих сайтов.
Шахматный семинар в детском саду №45, Актюбинск, 2002
Сегодня в детском саду №45 прошел семинар для воспитателей по методике преподавания игры в шахматы детям старшего дошкольного возраста. В санитарно-противотуберкулезном яслях-саду “Доктор Айболит” уже третий год преподают детям технику игры в шахматы. Методики преподавания этой довольно сложной логической игры для маленький детей раньше не было разработано. Идея научить детей играть в шахматы пришла воспитателю этого детского сада Наталье Лебедевой. Она в течение трех лет разрабатывала методику преподавания игры в шахматы для дошкольников. Не смотря на то, что процесс игры в шахматы заставляет задумываться и взрослых, новая методика показала, что и маленьких детей можно научить думать логически. Например, один из способов – научить детей играть сначала только пешками, потом по шаблону показать ход коня. Главный принцип этой педагогической разработки – научить рассуждать детей в слух. На семинаре воспитателям, приглашенным из других детских садов, показывались основные обучающие игры и способы преподавания. Кроме того, новую педагогическую разработку готовят к выпуску в виде методического издания. 13/02/02. “Актюбинский региональный портал телекомпании Рика ТВ: Дошколята играют в шахматы”. Подробнее -
http://www.rikatv.kz/print.php?sid=2438.
Шахматы в детских садах Набережных Челнов, 8 марта 2002
"В Набережных Челнах впервые в РФ подготовлен профессиональный отряд по обучению шахматам в детских садах. Накануне праздника 8 Марта 40 воспитательницам (это случайное совпадение событий по-своему символично - увы, среди персонала городского управления детских дошкольных учреждений мужчины наперечет) были вручены удостоверения, дающие им право обучать малышей искусству древней игры. В течение года на 75 уроках длительностью от 20 до 30 минут будущие Анатолии Карповы и Алисы Галлямовы через знакомство с "Шахматной сказкой" приобретут зачатки интеллектуальной культуры. Применять полученные в шахматно-шашечном клубе города у известного тренера Виктора Гончарова знания новоиспеченные шахматные педагоги начнут сразу после праздников, а с 1 сентября в половине детсадов автограда преподавание основ теории и практики шахмат станет обычным делом" (Владимир Жигульский "Учиться никогда не рано", "Республика Татарстан" №48, 8 марта 2002) -
http://www.rt-online.ru/numbers/social/?ID=1865&forprint.В.Горбунов о книге "Азбука для юных шахматистов", 2002
Если вы человек одаренный, то вам ничего не стоит написать целую поэму о шахматах и шахматных фигурах. Во всяком случае, это успешно сделал наш земляк - известный спортсмен Орест Курбатов. В Сахалинском книжном издательстве вышла его книга "Азбука для юных шахматистов". Взявшись обучить дошкольников шахматам, автор только что выпущенной в Сахалинском книжном издательстве книге нашел, как нам думается, не ординарный ход: он изложил необходимый минимум знаний о шахматах в стихотворной форме. Ну вот, к примеру, о слоне: "Слон - охрана короля, Черно-белые поля Держит под прицелом строгим Не пуская на дороге Силы вражеских фигур Из своих всех амбразур Слон, как снайпер, очень метко По косым стреляет клеткам". Подобная игровая форма подачи сложного материала очень подкупает как детскую, так и взрослую аудиторию. Друзья и знакомые Ореста Курбатова, собравшиеся сегодня на презентацию его книги, поблагодарили автора за хороший подарок юным шахматистам Сахалина. 18.11.2002. Виктор Горбунов. Подробнее -
http://kholmsk.sakh.com/cgi/news.pl?nv=53&them=4.Клуб “Шахматная сказка”, Иркутская область, 2003
Усилиями руководителя шахматы получили прописку в 6 школах Ленинского района, 3 детских садах, где с успехом проходят обучение дети 5-6 лет… 09.03.2003. Подробнее -
http://admin2.dcn-asu.ru/~f_klimen/chess.html.Шахматы в детских садах “Венда”, Москва, 2003
Детские сады "ВЕНДА" располагаются в "Останкино" и в "Немчиновке". В отделении "Немчиновка" имеется группа для детей с 2-х лет, в "Останкино" прием ведется с 3-х лет. Детский сад работает с 8.30 до 19.00. В отделении "Немчиновка" имеется круглосуточная группа. В группах 10 детей… Занятия проводятся преимущественно в игровой форме. Продолжительность занятий от 20 минут до 30 минут. К 6 годам у детей формируется академическая и психологическая готовность к школе. Особой гордостью "Венды" является предмет "Занимательная математика с элементами логики и шахмат". В детском саду все дети играют в шахматы. Ежегодно проводится первенство детского сада по шахматам. “Частная школа - лицей учебного комплекса “ВЕНДА”. – Подробнее -
http://schools.keldysh.ru/venda/dsad/index.htm.Муниципальное образовательное учреждение "Начальная школа - детский сад №7", 2003
МОУ "Начальная школа - детский сад №7" осуществляет принцип непрерывности и преемственности учебно-воспитательного процесса между детским садом и школой, школьными и внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями. Целью МОУ "Начальной школы - д/с №7" является органическое и естественное продолжение воспитания, обучения и развития личности начатое в дошкольном возрасте и успешный переход на новый этап становления и развития ребенка в базовую школу. Учреждение, исходя из государственной гарантии прав граждан на получение бесплатного дошкольного воспитания и начального общего образования, осуществляет образовательно-воспитательный процесс, соответствующий двум ступеням. I ступень - общее дошкольное воспитание обеспечивает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе. II ступень - начальное общее образование обеспечивает развитие обучающихся, овладении ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками самоконтроля учебной деятельности, элементами теоретического мышления, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное образование является базой для получения основного общего образования. В настоящее время в МОУ "Начальная школа - д/с №7" функционирует 7 групп дошкольного возраста… Расширение содержания обучения: "Игралочка" Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова, "Математика для дошкольников" Е.В.Колесникова, "По дороге к азбуке" Р.Н.Бунеев, "По дороге к азбуке" Т.Р.Кислова, "Здравствуй мир" А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, "Нетрадиционные занятия по физической культуре" Л.Д.Глазырин, "Играем пальчиками и развиваем речь" В.И.Цвынтарный, "Математика для младших школьников" Т.К.Жикалкина, "Зеленый дом" А.А.Плешаков, "Изобразительное искусство и художественный труд" Б.М.Неменский, "Школа 2001 года", "Шахматы - школе" И.Г.Сухин, "Духовное воспитание детей" Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Педагоги в своей работе используют с детьми традиционные и нетрадиционные методы и приемы, инновационные формы работы для формирования у детей художественно-творческих способностей, речевой и изобразительной деятельности и в приобщении нравственно - патриотических чувств. Адрес: Московская область, г. Ступино, ул. Садовая, д. 6. Подробнее -
http://www.mineconom.ru/Stupino/Obrazov/DOU/sh_sd7.htm.Когалым: Шахматы в детском саду, 2003
Педагог В.К.Горбунов из г. Когалыма Тюменской области проводит шахматные занятия с детьми подготовительной группы в детском саду "Почемучка". Занятия проходят в двух группах по 15 ребят.
"У нас появился пятилетний чемпион!", Ульяновск, октябрь 2003
"Вот и закончился второй раунд по определению сильнейших шахматистов области по возрастным группам. Напомним в первом раунде выяснили отношения 18-летние юноши (в Димитровграде). И вот вчера завершили свои состязания шахматисты в возрастах до 8 лет, до 10 лет и до 12 лет. Честно говоря, с некоторой настороженностью вводили новый для нас возраст - до 8 лет. Однако первый блин на наш взгляд комом не оказался - приняло участие 7 шахматистов (девочек, к сожалению, не было). И борьба у них получилась серьезной! Однако сильнее всех оказался ПЯТИЛЕТНИЙ Владислав Морозов из Барыша - тренер Геннадий Тимофеевич Сазонов. Он победил всех своих одногруппников (нельзя говорить "сверстников" - остальные ребята были старше его на 1 - 2 года - для этого возраста очень большой разрыв!). Можно уже сейчас говорить о том, что он пойдет высоко (если не охладеет к игре!) - играет быстро и уверенно, рукопожатие твердое (стало быть характер есть!), не стесняется взрослых и уже мечтает о звании чемпиона мира (!). Как говорится, не умеет ни читать, ни писать, а играет в шахматы!" В.А.Парфёнов, 05.10.2003. Подробнее -
http://simbirskchess.al.ru/mynews/0310051.htm."Детский шахматный турнир", Арсеньев, 8 января 2004
"На завершившемся в Арсеньеве детском шахматном турнире случилась сенсация российского масштаба. Второе место среди девочек с результатом 4,5 очка из 7 возможных заняла младшая сестра чемпионки ДВФО по шахматам 6-летней Сони Обуховой - Василина. А сенсационность события в том, что ребенок, которому четыре месяца назад исполнилось только 4 года, выполнил норму 4-го взрослого разряда! Аналогичные случаи в мировой шахматной истории можно пересчитать по пальцам. Так, чемпион мира по шахматам, гениальный кубинец Хосе Рауль Капабланка в этом нежном возрасте только учился передвигать фигуры, наблюдая за игрой отца. Трудно сказать, переплюнет ли в конечном счете Василина Капабланку, но то, что на приморском спортивном небосклоне загорелась еще одна маленькая звездочка, несомненно". ("Восток-Медиа"). Подробнее - новости на сайте РШФ.
Воспитанники детских садов Воркуты сразятся друг с другом за шахматными досками, Воркута, 23 марта 2004
В Воркуте 24 марта пройдет четвертый открытый турнир по шахматам среди дошкольных учреждений города "Дебют-2004". В городском детском центре культуры и досуга за шахматной доской встретятся 48 малышей из 11 детских садов. Как сообщили "Комиинформу" в департаменте социально-культурных и дошкольных образовательных учреждений Воркуты, вести шахматные баталии учат в специальных кружках при детсадах, где с малышами занимаются тренеры шахматного клуба Воркуты. Ровно треть участников турнира в этом году - девочки. Призеры прошлогоднего первенства по традиции примут участие в судействе соревнований. По словам главного специалиста департамента Татьяны Фикс, первенство проводится с соблюдением всех правил шахматного турнира. "Однако, поскольку дети быстро устают, ограничивается время шахматных партий. Участники этого турнира неоднократно становились чемпионами города и республики по шахматному спорту в своих возрастных категориях", - отметила Т.Фикс. Подробнее -
http://www.komiinform.ru/?id=26813.Бал юных шахматистов в Сатке, 20 мая 2004
"20 мая в городе Сатка Челябинской области прошел Бал юных шахматистов. Это торжественное мероприятие стало своеобразным подведением итогов первого года программы занятий с детьми в детских садах и начальных классах. Всего по ней проходят обучение более 400 детей. Специальные семинары проводятся также для педагогов. Эти полезные начинания пользуются весомой поддержкой администрации города и различных коммерческих структур" (Подробнее на сайте РШФ -
http://russiachess.ru/mods.php?name=section&oid=1&bid=31&&PHPSESSID=186f33af4aeeddca3e1d8d558c494b97).Наш комментарий: До апреля 2004 года в Сатке не знали о существовании министерских шахматных учебников, а также о пособиях для занятий с дошкольниками "Удивительные приключения в Шахматной стране" и "Волшебные фигуры". Посмотрим, какую оценку они получат у педагогов.
"Вундеркинд-2004",Улан-Удэ, 31 мая 2004
"В Улан-Удэ финишировал 7-й традиционный детский шахматный турнир "Вундеркинд-2004" на призы главного федерального инспектора по Бурятии, почетного президента федерации шахмат республики Бориса Данилова. В соревнованиях приняли участие около 70 дошколят и первоклассников". В качестве приза победители получили подписку на детский журнал "Одон". Подробнее - новости на сайте РШФ (
http://www.russiachess.ru/mods.php?name=section&oid=1&bid=31&&p31=0|&PHPSESSID=76f3f3e574a8693edb1f86076d8dad28).Пойковский: Большой клуб в маленьком посёлке, июль 2004
В легендарном российском посёлке шахматы начали преподавать с детского сада: "Сегодня в Пойковском занимаются уже более 400 детей: у нас, в 12 школах и детских садах" (Интервью с Г.Ковалёвой, директором школы им. А.Е.Карпова; Е.Атаров "Большой клуб в маленьком посёлке". - 64 - Шахматное обозрение, 2004, №7, с. 47). Это подтверждает и главный тренер А.Ободчук: "У нас есть тренеры-совместители, преподающие шахматы в школах, а теперь ещё в детских садах" (то же, с.47).
Эстония: 7 сентября 2005 года
"В новом учебном году свои двери открыла еще одна академия: Шахматной академией с сентября называется созданный на базе клуба имени Пауля Кереса шахматный клуб Vabaettur. Новые центры Шахматной академии появились в пяти столичных школах, так что теперь для того, чтобы учиться играть в умную игру, не обязательно ездить в центр города. - Посмотри, это – вертикаль, она обозначается цифрами, это – горизонталь, она помечена буквами, — показывает один из старейших тренеров Шахматной академии Лидия Глебовна Барбо де Марни пятилетнему кандидату в шахматисты. – Вот это – ладья, сейчас она стоит на C5 и может двигаться на любое поле, но только по вертикали или по горизонтали, по диагонали – исключено. Ладья может съесть слона, а вот слон не может съесть ладью... У Лидии Глебовны сегодня сложный день: и продолжающих озадачить, и начинающим первые шаги в шахматах показать – в минувшие выходные в Шахматной академии прошли первые в новом учебном году занятия. И с 1 сентября этого года на базе Раннику официально открылся новый центр Шахматной академии, в который могут прийти ребята из всех окрестных школ. И даже детских садов – начинать играть можно с четырех-пяти лет. — Исследования, в частности китайских ученых, свидетельствуют, что шахматы являются мощным катализатором развития детского интеллекта, — говорит руководитель учебного процесса Vabaettur международный мастер Александр Вейнгольд. — Правильно организованный учебный процесс в шахматах позволяет воспитать в ребятах целеустремленность, стойкость и умение сохранять внутреннее равновесие на протяжении всего последующего жизненного пути. Станет ли ребенок сильным шахматистом, или нет – не так важно. Главное, что даже краткосрочное, менее полугода, посещение шахматной школы может послужить хорошей “вакцинацией” от многих ошибок в будущем. Как свидетельствуют социологические опросы, наивысшего мастерства в избранной профессии достигают те, кто рассматривает свою жизнь как своеобразную шахматную партию, в которой время от времени приходится принимать важные стратегические решения. Если же ребенок более серьезно увлечется шахматами, то Vabaettur располагает всеми необходимыми силами и средствами, чтобы довести его до вершин шахматного Олимпа"
Евгения ГОРСКИ - "Молодёжь Эстонии". Подробнее -
http://www.moles.ee/05/Sep/07/23-1.php.
Зачем самых маленьких детей учить играть в шахматы? Ответы на вопросы: методист в “гостевых” популярных образовательных сайтов Избранные страницы из книги "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет" Чёрно-белая магия Ущелья Великанов Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/imp1.htm
© 2003-2006 Сухин И.Г.