Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
Шахматы и раннее развитие
В 1982 году во Франции была создана Национальная ассоциация пренатального обучения (обучения во время беременности, АНЕП). 28 июня 1988 года на конгрессе АНЕП А.Бертэн прочитал лекцию "Тело как источник обучения". Некоторые положения из этой лекции мы сейчас и рассмотрим, преломив их к обучению игре в шахматы. Общеизвестно, что ни один период в жизни человека не сравним по интенсивности развития с пренатальным периодом: из одной клетки в течение 9 месяцев формируется живое существо, обладающее удивительными способностями и прочными навыками. Пренатальное обучение призвано создать эмбриону благоприятные условия для его полноценного развития. Это двойное обучение: и матери и плода. Установлено, если отцы регулярно разговаривают со своими ещё не родившимися детьми, то дети узнают их голоса сразу же после рождения. Младенцы узнают песни и музыку, услышанную во время пренатального периода. Моцарт успокаивает плод, Бетховен - приводит в волнение. Что касается концертов рок-музыки, то будущие младенцы своими энергичными пинками нередко заставляют будущих матерей покидать эти мероприятия. Специалисты АНЕП открыли, что повторяемое слушание чего бы то ни было способно привести к полноценному обучению плода. Многие известные музыканты (Рубинштейн, Менухин, Брот, Мессаен) удивлялись своей способности представлять дальнейшее развитие незнакомых им мелодий. Оказалось, что эти мелодии они прослушивали, будучи в чреве матери и т.п. Мы не берёмся утверждать, что если женщина во время беременности учится шахматам или играет лёгкие партии (но обязательно выигрывает!), то ребёнок станет чемпионом мира. Но то, что его общее развитие будет более гармоничным, не исключено. Опрос 500 беременных женщин показал, что 30% из них никогда не думали о ребёнке, которого носили. В результате дети, появившиеся на свет, имели вес ниже среднего и чаще болели. Известно, что когда человек находится в радостном расположении духа, мозг выделяет "гормоны счастья". Будущему отцу следует знать это, и, играя с будущей мамой в шахматы, следует обязательно поддаваться. При этом, если в турнирной практике запрещается разговаривать во время партии, то будущие родители наоборот должны доброжелательно комментировать каждый ход и подчас обращаться к будущему младенцу. Женщины обладают большой силой творческого воображения: оно способно сотворить чудо, если направлено на достижение красоты, доброты и мудрости. Поэтому, по мнению А.Бертэна, будущая мать должна визуально представить себе качества, которые она надеется увидеть у своего ребёнка, ведь все зрительные представления есть сознательный путь вызвать к жизни и заставить работать подсознательные силы. Многие из этих качеств может приобрести во время беременности и будущая мама, если в данный период будет не спеша учиться играть в шахматы и решать несложные занимательные шахматные задачи. Те самые, которые затем, в возрасте 3-4 лет, ребёнок с необычайной для родителей лёгкостью (а если верить в пренатальное обучение, то удивляться тут нечему) будет решать сам! Какие шахматные пособия и учебники следует читать будущей маме (а ещё лучше вслух маме и папе, ведь будущий ребёнок реагирует, прежде всего, на голос)? Некоторые ссылки вы найдёте в нижней части данной Интернет-страницы. Идеи пренатального обучения настолько необычны, что многими могут быть восприняты с усмешкой. Здесь, как и во многом другом, важна вера. Если не верить - ничего не получится. Кто-то, возможно, сейчас думает с улыбкой: "А играл ли автор сайта со своей женой в шахматы в пренатальный период?" Играл. И учил жену играть в шахматы. Теперь в семье две золотые медалистки… Те, кого идеи пренатального развития настроили не на иронический лад (и это неплохо), а на серьёзную работу, могут прочитать статью "Как тело в ходе своего развития обучается из источника своего бытия" (Дошкольное воспитание, 1991, №10, с.94-96). И… "думайте сами, решайте сами…"
Но вот человек родился. Что дальше? Попробуйте научить его играть в шахматы. Не совсем чтобы сразу, а месяцев через семь. Именно в этом возрасте научился играть в шахматы корейский мальчик Ким Унг. Правда, он был очень одарён от природы: ходить и говорить стал в 5 месяцев, чуть позже - читать и писать. Когда ему исполнилось чуть больше года, Ким Унг приступил к изучению иностранных языков, и к полутора годам освоил китайский, немецкий и английский.
Конечно, не у каждых родителей ребёнок такое чудо природы, поэтому очень спешить не следует. В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Так, наибольшая сензитивность к языку у детей в 2–3 года, 5-летние дети легче и лучше, чем дети другого возраста, обучаются чтению. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены все сензитивные периоды, в частности обучения игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Малыши необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты. И среди многих средств, благоприятно влияющих на развитие ребёнка, одно из самых эффективных - шахматы. Неторопливое и систематичное обучение малыша шахматным азам в наши дни обязательно. Почему? Ознакомьтесь с материалами следующих ссылок.
Зачем самых маленьких детей учить играть в шахматы?
Ответы на вопросы: методист в “гостевых” популярных образовательных сайтов Избранные страницы из книги "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет" Избранные страницы из книги "Шахматы для самых маленьких: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей" Чёрно-белая магия Ущелья Великанов Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/rr.htm
© 2003-2006 Сухин И.Г.