Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

И.Г.Сухин "Первое шахматное занятие нового сезона в мини-школе "Знайка-М": 13 сентября 2005 года"

 

Вначале главное: в ближайшую субботу 17 сентября в "Знайке-М" состоятся консультации для родителей по шахматам и по музыке. Мои консультации: группы №1 и №2: 17.15 - 17.55, группа №3: 17.55 - 18.30, группы №4 и №6: 18.40 - 19.20, группа №5: 19.20 - 20.00. На консультации будет показана вся рекомендуемая литература и объяснены особенности методики обучения.

 

Итак, 13 сентября 2005 года в 17.15 я возобновил шахматные занятия в московской мини-школе "Знайка-М", Восточный административный округ Москвы. Напомню расписание: шахматы - во вторник: группа №1 - 17.15 - 17.40, группа №2 - 17.40 - 18.05, группа №3 - 18.05 - 18.30, группа №6 - 18.40 - 19.10, группа №4 - 19.10 - 19.40, группа №5 - с 19.40. Группы №1, №2 - четырёхлетних, группы №3, №4 - пятилетних, группы №5, №6 - шестилетних.

Хотя я преподаю в "Знайке-М" уже долгие-долгие годы и, казалось бы, всё отработано до мелочей, каждый раз стремлюсь придумать что-нибудь новое, интересное для ребят. Я не умею работать в полсилы, поэтому к исходу дня уже как "выжатый лимон". Выручает, что по "внутреннему" возрасту я ещё такой же, как мои подопечные (а с ребятами постарше ещё и во дворе в футбол играю), поэтому мне с ними интересно. И всё же очень трудно. Особенно первый день с новенькими четырёхлетними. Для них отрыв от мамы вообще стресс, а тут новый человек, кто он, что он? Поэтому первые минуты на меня как обычно смотрит множество настороженных глаз. На первом занятии нельзя терять ни минуты, особенно с новенькими четырёхлетними. Нужно сразу же заворожить их предметом, окинуть в сказочную и немного таинственную атмосферу урока. Это приходит только с опытом.

Зато как приятно, когда малыши, занимающиеся уже второй-третий год, на первый урок летят с восторгом. Вот и вчера, например, Лёва Катенин, Лиза Дашкевич, Гоша Трубачёв и другие ребята "объяснялись в любви". Особенно радует, что нередко шахматные занятия нравятся не только ребятам, которым удаётся всё, но и тем, у которых получается пока далеко не всё! Это важно. Для педагога очень важно найти тёплые слова для каждого малыша, искренне похвалить каждого, ведь у каждого есть свои "плюсы": один быстрее всех соображает, у другого примерное поведение (это важнее всего на первых порах), третий лучше всех рисует и т.д. Единственная вселенская проблема, если в группу попадает гиперактивный ребёнок с нереализованными задатками лидера, который умышленно "вызывает огонь на себя" и мешает другим. К счастью, пока среди новеньких такого не видно. А вот был лет восемь назад у нас Паша Коньков (вначале драчун и "каратист"), от которого полгода стонали все педагоги, а затем благодаря именно шахматным занятиям мальчик совершенно переродился, стал скромным, уважительным, сейчас профессионально занимается танцами. И уже много раз приезжал в "Знайку" повидать педагогов. Ради этого хочется работать.

 

Но вернёмся к самым маленьким. У меня есть несколько сценариев первого занятия. На этот раз я заранее приготовил нарукавную игрушку Клеточку, книгу "Удивительные приключения в Шахматной стране", вырезанных первого издания данной книги персонажей Юру и опять Клеточку. Около классной доски на четырёх стульчиках я расположил 10 из 70 книг, которые я написал.

Каждый малыш вначале сидел за отдельной партой (до физкультминуток и т.п.), а на доске перед ним лежала перевёрнутая клетками вниз цельная деревянная шахматная доска. Казалось, что просто деревяшка лежит. В этот и заключалась первая тайна. Вторая тайна - демонстрационная доска тоже располагалась клетками к доске, непонятно было для детей что это такое. Вот группа №1 вошла в класс, я с улыбкой рассадил малышей по стульчикам, вышел к доске и спросил, кто из ребят любит мультфильмы. Лес рук. Только один мальчик, сказал, что не любит. Затем спросил: "А кто любит сказки?" Здесь руки подняли все (также и в группе №2).

Затем я сказал, что меня зовут Игорь Георгиевич, что я писатель и показал рукой на книги. Сказал, что очень хорошо, что ребята любят сказки, потому что сегодня мы начнём совершать волшебное сказочное путешествие вместе с героями книги "Удивительные приключения в Шахматной стране". Чуть позже героиня книги Клеточка поздоровалась за ручку с каждым из ребят, сказала им, что она маленькая, а они большие и спросила не будут ли они её обижать. Ребята сказали, что не будут, Клеточка обрадовалась и т.п. Это было важно для того, что перед первым уроком иногда некоторые (домашние) дети сами боятся идти на занятия, поэтому переживания Клеточки им близки, и они обретают уверенность. Бывают случаи, когда на первом уроке четырёхлетние вначале плачут. Ведь занятия, обычно, проходят без родителей, и ребёнок впервые оторванный от мамы, разумеется, боится, а вдруг мама вообще уйдёт. Однажды был случай, когда один мальчик проплакал весь урок (как трудно педагогу!), но уже на втором занятии всё было нормально. А с одним мальчиком был вообще забавный случай. Я начал урок, и только тут он расплакался. Потом успокоился. И лишь позже выяснилось, что плакал он потому, что дедушка учил его по-другому. Чаще всего на первом уроке с плачущим ребёнком на первом уроке сидит мама, чтобы он успокоился. В этот раз из шести групп только одна маленькая девочка пришла с рёвом, её посадили рядом с мамой, начался урок, сказка заворожила, её и она успокоилась. На первом уроке мы познакомились с шахматной доской, белыми и чёрными полями и тем, как правильно положить перед собой доску - чтобы слева и справа были единички. Для этого я специально придумал такую игру: ребята закрывают единичку пальчиками или ладошками, а Клеточка пытается эти цифры подсмотреть - заглядывает слева и справа, пытается щекотать пальчики. Ребята смеются и не поддаются. Итак, первый урок, как и многие другие, урок-театр, где персонажи подходят к зрителям-соучастникам шоу.

Вот начало нашей инсценировки:

"Если очень-очень захотеть научиться играть в шахматы, то желание непременно сбудется. И, возможно, ты попадешь в такую же волшебную историю, как и Юра... (здесь я показываю "вырезанного" Юру).

Однажды ранним воскресным утром в Юрину квартиру позвонили. Юра открыл дверь и увидел девочку в клетчатом платьице (здесь показываю "вырезанную" Клеточку, затем куклу Клеточку).

– Здравствуй, Юра. Меня зовут Клеточка. Я приехала за тобой из Шахматной страны.

Девочка взяла Юру за руку и привела к велосипеду с тремя сидениями, шестью педалями и маленькими колесами. Клеточка села за руль. Юра примостился сзади".

Все дети смотрят представление как зачарованные и по ходу сказки помогают главному герою. К исходу 25-й минуты первая глава книги вместе с "Загадками из тетрадки" пройдена. На эти загадки отвечают все ребята, помогая Юре. Вот эти загадки:

 

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

1. Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?

2. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная? А у шахматного поля?

3. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?

4. На каких полях ничего не растет?

5. Из каких досок не строят теремок?

6. В каких клетках не держат зверей?

7. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк, полярник?

8. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?

Скоро бой. И ждет войска

Деревянная ...

Раздался голос Короля:

Найдите на доске ...

 

Казалось бы, вопрос номер 7 сложен для 4-летних малышей, но они отвечают уверенно! Также легко все решают первую загадку 8-го вопроса, а вот о короле - не получается.

Вторая базовая книга для наших занятий - "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 - 5 лет", из неё берём учебные положения, которые я разыгрываю с детьми.

 

В 17.40 прозвенел звонок, занятие в группе №1 завершено, и я, как обычно, чувствую, что смертельно устал. А впереди ещё пять групп! Затем по накатанной схеме проходит занятие с группой №2. Всё - падаю. А затем, как всегда, приходит второе дыхание - всё легко, всё получается. И только после последнего шестого урока чувствую, как устал. Это нормально. У меня такой один день, а как же бедные учителя преподают в школах каждый день? Для меня это загадка.

Я привёл лишь некоторые эпизоды первого занятия в первой группе, раскрывать все свои методические тайны было бы непозволительной роскошью в наше непростое время. Тем более, что в последние годы многие методики секретятся, и это логично.

Что сказать о первом дне? Группы №1 и №2 понравились - все дети внимательно слушали и помогали героям книги-сказки, отсутствующих взглядов не было. Дисциплина - отличная. Когда знакомились с Клеточкой, 4-летняя Александра назвала себя по имени-отчеству. Такие случаи бывают, очень трогательно.

В группе №2 папа Вити уже приобрёл книгу "Удивительные приключения в Шахматной стране" (московского издательства "Поматур", 2000; ростовское издание 2004 г. хуже, так как там не цветные иллюстрации, а это крайне важно для дошкольников) и Витя активно мне помогал.

В группе №6 (шестилетки) прошли тот же материал, но насколько же легче работать с шестилетками! Все умницы, всё схватывают на лету. Уже третий год подряд у нас очень хорошая (надеюсь) группа №6. В этой группе все новенькие, причём в отличие от 4-летних около половины имеет представление о шахматах (Ярослав, Антон, Володя, Эрнст, Никита, Рома), а остальные - нет. Поэтому в каждом конкретном случае выстраивать учебный процесс приходится иначе.

Первое впечатление о группах №3 и №4 тоже положительное. Как всегда внимателен Алёша Кныш, деловит Саша Романов, серьёзен Арсений Шуров и т.д. Но за лето многие кое-что подзабыли, это обычная история, будет навёрстывать.

В группе №5 выделялась Полина Волович. Она озадачила меня тем, что дала самое потрясающее определение шаха, которое я когда-либо слышал: "Шах - это такой мат, от которого можно сбежать королю" (дословно!) Какое изящное логическое построение! Это перефраз определения мата; мат - шах, от которого нет защиты. Обрадовало, что Максим Исаев не забыл принести рабочую тетрадь (единственный из всех!), причем показал новые решённые задачи, за которые получил законную пятёрку. Повзрослел Данила Волошин, целеустремлённее стал Серёжа Самойлов, старательны Алёша Липанов, Андрей Захаров и другие ребята.

 

"Встреча педагогического коллектива мини-школы "Знайка-М" с родителями".

И.Г.Сухин "Шахматы в мини-школе "Знайка-М".

Зачем самых маленьких детей учить играть в шахматы?

Шахматы в детском саду и до детского сада

Шахматы и раннее развитие

Шахматы и развитие детей от 3 до 7 лет

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

Избранные страницы из книги "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет"

Избранные страницы из книги "Удивительные приключения в Шахматной стране"

Избранные страницы из книги "Приключения в Шахматной стране"

Чёрно-белая магия Ущелья Великанов

Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

Шахматный курс в начальной школе: история становления

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Империя ссылок

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

suhin@yandex.ru

http://chess555.narod.ru/znaikaM3.htm

© 2005 Сухин И.Г.

 

 

 

Hosted by uCoz