Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.СУХИН
ЧЁРНО-БЕЛАЯ МАГИЯ УЩЕЛЬЯ ВЕЛИКАНОВ
(шахматная сказка)
("Книга-выручалочка по внеклассному чтению: Выпуск 2" – М.: Новая школа, 1994, с.10-15)
Жил-был добрый великан. Звали его Добрыня. Он был ещё маленький – ниже пятиэтажного дома, ведь ему ещё и пяти лет не исполнилось. Вот папа его – тот высокий был, как небоскрёб.
Жил Добрыня в Ущелье Великанов с папой и мамой, которые целыми днями занимались разными делами и поиграть с малышом не успевали.
Очень скучал Добрыня, играть самому с собой ему надоело, и задумал он с кем-нибудь подружиться. Но в ущелье других детей-великанов не было, а люди, которые жили в ближайшем селении, почему-то боялись Добрыню. Каждый раз они в страхе разбегались, когда Добрыня подходил к ним.
– Постойте, не убегайте! Я хочу играть с вами! – звал их Добрыня своим раскатистым голосочком.
Но куда там! Люди улепётывали – только пятки сверкали! А Добрыня горько плакал и никак не мог в толк взять: чего же они боятся?
И вот повезло Добрыне. На одной солнечной лужайке он увидел девочку в синенькой шапочке, которая задумчиво сидела на пеньке. Добрыня тихо-тихо подошёл к ней, встал на колени и наклонил голову. В руках у девочки он заметил малюсенькие причудливые игрушки.
Девочка подняла голову, увидела великана и испугалась. Но у него было такое добродушное лицо, что девочка засмеялась:
– Какой большой!
Добрыня смутился и покраснел.
– Большой, давай играть.
– Давай! – обрадовался великан. – Только я не Большой, я – Добрыня.
– А меня зовут Оля, – важно сказала девочка и снова прыснула от смеха.
– Давай в догонялки поиграем или в прятки? – предложил Добрыня.
– Не-е-ет, – протянула Оля. – В догонялки я тебя не догоню. А в прятки ты меня не найдёшь. Лучше в ШАХМАТЫ поиграем.
– Я такую игру не знаю... Значит, ты со мной не будешь играть? – огорчился Добрыня.
– А хочешь, я тебя научу?
– Да! Да! Да! – запрыгал от радости Добрыня. Земля заходила ходуном, деревья стали раскачиваться из стороны в сторону, пригибаясь до самой земли. Оля в ужасе зажала уши.
Когда Добрыня утихомирился, Оля ему строго сказала:
– Больше, пожалуйста, не скачи, как козлик. А говори лучше шёпотом.
Добрыня оробел, растерянно заморгал. От этого поднялся ветер и чуть не сбил с Оли шапочку.
– И не моргай, – добавила Оля. Она раскрыла ладонь и показала Добрыне крошечные деревянные фигурки.
– Это твои игрушки? – поинтересовался Добрыня.
– Это не игрушки, а ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Ими играют в шахматы. Смотри: это БЕЛЫЕ и ЧЁРНЫЕ КОНИ. Видишь, они похожи на лошадок.
– А это что? – Добрыня сорвал стебелёк и показал на самые маленькие круглоголовые фигурки: светлую и тёмную.
– Это БЕЛАЯ и ЧЁРНАЯ ПЕШКИ. Запомнил?
– Запомнил, – кивнул Добрыня. – Кони и пешки. А это что? – И он указал на фигуры-башни.
– Это ЛАДЬИ. БЕЛАЯ и ЧЁРНАЯ, – объяснила Оля.
– Кони, пешки, ладьи, – повторил Добрыня. – Я хорошо запоминаю. Но фигуры очень маленькие: я их плохо вижу.
– Других у меня нет... – вздохнула Оля. – А ещё несколько фигур потерялись.
– Шахматы, фигуры, кони, пешки, ладьи, – ещё раз повторил великан. – А знаешь, Оля, кажется, у папы есть такая игра и такие фигуры. Он от меня их прячет: боится, я их тоже растеряю. Пойдём попросим у него?!
Добрыня очень боялся, что Оля не согласится.
– Пойдём. Но не сегодня, а завтра, – предложила Оля. – Ладно?
– Ладно, ладно! – обрадовался Добрыня и вприпрыжку побежал в ущелье.
– Просила же не прыгать! – строго посмотрела ему вслед Оля.
Дома родители спросили Олю: где она так долго пропадала?
– Да так, с одним знакомым великаном заболталась, – махнула рукой Оля.
– Выдумщица! – улыбнулись папа и мама.
На следующий день Оля заметила Добрыню ещё издали. Он возвышался над лужайкой, как каменное изваяние.
– Оля пришла! Пришла Оля! – Добрыня радовался потихоньку, чтобы его снова не ругали за шумливость.
Девочка отважно забралась великану на ладонь и вскоре удобно устроилась у Добрыни на плече. Добрыня заранее попросил маму пришить ему к плечу крошечную корзинку. Оля встала в неё, взялась обеими руками за ручку корзинки и уже не боялась упасть.
Добрыня, осторожно ступая, пошёл в замок великанов.
– Где же твоя подружка? – удивлённо спросил папа-великан.
– Да вот же, на плече!
Папа-великан нагнулся, но всё равно ничего не увидел. Тогда мама-великанша протянула ему увеличительное стекло.
– Здравствуйте, – поздоровалась Оля, глядя на папу-великана сквозь стекло.
– Здравствуй, малявочка, – заметил наконец девочку папа-великан.
– Я не малявочка, я – Оля.
– Прости, малявочка... Ой, прости, Оля. Так это ты будешь учить моего малыша в шахматы играть? Вот и хорошо! Я подарю вам необыкновенные живые шахматные фигуры, которые мне привезли из дальних стран.
Папа-великан повёл Добрыню в игровую комнату замка. Там, на дубовом столе, стоял игрушечный дворец, вход в который охраняли восемь белых и восемь чёрных пешек-солдат, ростом чуть пониже Оли.
– Смотри, Добрыня! В шахматы играют как раз восемь белых и восемь чёрных пешек.
Дворцовые часы пробили два часа, и к пешкам вышли две белые и две чёрные башенки.
– Папа, это же ладьи! Мне и о них Оля уже рассказала! – обрадовался Добрыня.
–Молодец, Оля! – похвалил папа-великан. – Ну, я теперь пойду – не буду мешать вашим занятиям.
– А шахматные кони тоже прискачут, да? – спросил у Оли Добрыня.
В тот же миг из дворца выскочили два белых и два чёрных коня.
– Интересно, какие ещё фигуры мы увидим? – прошептал Добрыня.
В это время в дворцовых дверях появились две светлые и две тёмные островерхие фигуры.
– Это БЕЛЫЕ и ЧЁРНЫЕ СЛОНЫ, – объяснила Оля.
За слонами неторопливо и величаво прошествовали две красивые высокие фигуры с маленькими шариками на верхушках. Одна фигура была светлой, а шарик имела тёмный. Вторая фигура была тёмной, а шарик имела светлый.
– Это БЕЛЫЙ и ЧЁРНЫЙ ФЕРЗИ, – сказала Оля.
– Ферзи свои шапочки перепутали! – засмеялся Добрыня.
– Ничего мы не перепутали, – обиделись ферзи.
– Верно, в шахматном войске так принято: белым ферзям носить чёрные шапочки, а чёрным ферзям – белые, – подтвердила Оля.
А затем Добрыня увидел две самые высокие фигуры, очень похожие на ферзей. Но на головах у них красовались не шарики, а нашлёпки.
– Это БЕЛЫЙ и ЧЁРНЫЙ КОРОЛИ. У них тоже нашлёпки другого цвета.
– Вижу, вижу, – закивал Добрыня. – У белого короля – чёрная шапочка, а у чёрного короля – белая шапочка.
Тут Добрыня снова посмотрел на дворцовые двери, ожидая, кто же выйдет ещё.
– Всё, Добрыня. Других фигур в шахматном войске нет. Только пешки, кони, ладьи, слоны, ферзи и короли, – сказала Оля.
Часы пробили три часа. Оля заторопилась домой.
– А завтра будешь меня учить дальше? – спросил Добрыня.
– Буду. Приходи опять на лужайку. А сейчас отнеси меня домой.
И Добрыня зашагал к Олиному селению.
Олины папа и мама уже волновались: где же дочка? Они вышли во двор и стали звать:
– Оля! Оля!
И тут перед ними возник великан. Не успели папа и мама испугаться, как великан опустил руки вниз, и с его ладони соскочила улыбающаяся Оля.
А великан так же быстро ушёл.
Папа и мама с удивлением смотрели на дочку. Как же это великан её отпустил?
– Я же говорила, что у меня есть друг-великан. Я учу его играть в шахматы. Он уже запомнил названия шахматных фигур! – похвасталась Оля.
– Чтобы больше никаких великанов! – в один голос закричали папа и мама. – Он же тебя съест, раздавит, потеряет, уронит!!!
– Он же очень добрый и хороший, мой Добрыня. И ещё... Он маленький, а играть ему не с кем, – объяснила Оля и побежала в дом.
Зачем самых маленьких детей учить играть в шахматы? Избранные страницы из книги "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет" Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране” Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/magia.htm
© 2003-2009 Сухин И.Г.