Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.Сухин
Содействие продвижению шахмат в детские сады и общеобразовательные школы как ключевой критерий оценки деятельности К.Н.Илюмжинова и А.Е.Карпова за последние десять лет
Противостояние К.Н.Илюмжинов – А.Е.Карпов достигло апогея. И спрятать голову в песок уже не получается. Мне искренне жаль членов Наблюдательного совета РШФ, которым поневоле пришлось стать заложниками сложившейся непростой ситуации. Я всегда стоял на одной и той же позиции: миру шахмат нужно единство – все должны дружить со всеми. Вместе с тем понимаю, что это – маниловщина. Потому что сам мир людей недопустимо жёсток и жесток. И миром людей правит, к сожалению, не душевность, доброта, честность, отзывчивость, а амбиции, столкновение интересов. Это касается любой сферы: образования, медицины, культуры и т.п. Все мы видели, как 14.05.2010 в передаче "Гордон Кихот", посвящённой расколу в Союзе кинематографистов, жёстко оппонировали друг другу Н.Михалков и В.Матизен. Это всё, увы, понятно. Но я не пойму одного – жизнь любого человека и так "весьма не длинна" (особенно мужчин), неужели нельзя просто радоваться солнцу и каждому подаренному нам Небом дню? Но раз объединение усилий К.Н.Илюмжинова и А.Е.Карпова на благо шахмат не получается (по крайней мере, на сегодня), то можно сравнить их реальный вклад в развитие шахматного образования России и мира. Как и каждый достаточно пожилой человек, я не верю словам. Поэтому – только о сделанном, о конкретных делах.
Кресло Президента ФИДЕ – одно. А претендента только от РФ – уже два. И здесь меня беспокоит то же, что и А.Р.Кентлера, который в статье
"Боливар не выдержит двоих" писал: "В течение многих лет всех держало в напряжении противостояние между Карповым и Каспаровым. Теперь у Анатолия Евгеньевича новый соперник. Раньше все решалось за шахматной доской, теперь другие игры. В них вполне может вмешаться кто-то третий, кому любой президент из России встанет поперек горла..."Вот это было бы вдвойне обидно. Тем более, общеизвестно, что за рубежом Россию воспринимают весьма неоднозначно. Время ещё есть, и "под шумок" может возникнуть иностранный претендент, который может реализовать подвернувшийся шанс.
Но, предположим, иностранного претендента не будет. Кто на сегодняшний день внёс какой вклад в развитие шахматного образования? Это вполне можно сейчас здесь рассмотреть. Я человек науки, вполне независим, не принадлежу ни к каким шахматным группировкам, поэтому постараюсь сейчас максимально объективно оценить вклад Анатолия Евгеньевича Карпова и Кирсана Николаевича Илюмжинова в продвижение шахмат в детские сады и общеобразовательные школы. Разумеется, это может быть моим заблуждением, но мне представляется, что именно этот аспект – определяющий перспективы шахмат как уникального явления действительности. При этом я равно удалён и от Анатолия Евгеньевича, и от Кирсана Николаевича, и никогда не имел ни с кем из них личных бесед. Отмечу также, что я никогда не состоял ни в каких партиях (ни в коммунистической, ни в прочих). Более того, я не верю никаким организациям, но верю отдельным людям.
Итак, перспективы продвижения шахмат в детские сады и общеобразовательные школы.
Суть проблемы была обозначена великим педагогом Василием Александровичем Сухомлинским в работе "Сердце отдаю детям" (1969): "Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы".
Идеи В.А.Сухомлинского созвучны идеям нашего современника, великого педагога и психолога Шалвы Александровича Амонашвили, который, отвечая на мой вопрос о месте шахмат в системе образования (2006), сказал так: "Еще в 1964 году я впервые ввел в учебный план урок шахмат. В начальных классах, 1, 2, 3, 4-м и дальше это шло, до восьмого класса. Были уроки математики, языка, и далее по расписанию стоял у меня урок шахмат. И дети учились играть в шахматы… Для меня не сами шахматы были важны, а те качества, которые развивались при этом в учениках. Сила воли, сообразительность, терпение, умение дружить, умение проигрывать, выигрывать. Игра в шахматы помогала нравственному становлению моих учеников. Это не предмет, даже не спорт, это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс. Если вводить шахматную игру в первом классе, вы скоро увидите, что дети ее осваивают не только для того, чтобы потом стать чемпионами, а тренируют волю, вырабатывают умение видеть чуть дальше, умение сдерживаться, умение планировать, а эти качества будут нужны во всех сферах познания… Если мы поощряем эту сферу деятельности в школьной жизни, я это очень приветствую. Я рекомендую моему коллеге, чтобы он упорно продвигал это прекрасное дело". Слова одобрения и поддержка моей деятельности одним из величайших Педагогов и психологов современности для меня необычайно важны! В своём ответе Ш.А.Амонашвили очертил помимо всего прочего следующее: 1) шахматы должны стать обязательным школьным предметом; 2) целесообразность введения шахмат в школе с первого же класса; 3) шахматы – больше, чем обыкновенный предмет, они надпредметны – “это некий образ человеческого сознания и мышления”.
С этих позиций и проанализируем деятельность Анатолия Евгеньевича Карпова и Кирсана Николаевича Илюмжинова.
1. Анатолий Евгеньевич Карпов и продвижение шахмат в детские сады и общеобразовательные школы России и мира
Вот некоторые материалы:
"Выступление А.Е.Карпова на Исполкоме РШФ 14 июля 2004 года" "По инициативе снизу" - обстоятельное интервью с А.Е.Карповым ("Шахматная неделя" №34, сентябрь 2004) "Деятельность А.Е.Карпова по продвижению шахмат в общеобразовательные учебные заведения" Объединённое совещание комиссии "Шахматы и образование" РШФ и Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ (Москва, 15 февраля 2005 года) Тематика "Шахматы и образование" на заседании президиума РШФ (Москва, 22 декабря 2006 года)
Разумеется, это неполные материалы, но и они дают достаточную информацию о том, что Анатолием Евгеньевичем Карповым проводилась большая работа по популяризации шахмат.
Отмечу также, что 14 июля 2004 года на Исполкоме РШФ было принято решение о создании комиссии “Шахматы и образование” РШФ во главе с А.Е.Карповым и Л.И.Абалкиным.
Нельзя не привести здесь и следующей цитаты А.Е.Карпова: "Моя суперидея состоит в том, чтобы вернуть шахматам былую популярность, причём добиться введения шахмат в школьную программу. Если наша мечта осуществится, и в каждой школе шахматы станут обязательным предметом, это будет не меньшим завоеванием, чем шахматная корона".
Возвращаясь назад, отмечу: очевидно, какую сложнейшую проблему представляет собой подружить Министерство образования РФ и шахматы. В середине 1980-х гг. в СССР мощно стартовал шахматный всеобуч, но тогдашнее Министерство Просвещения СССР отклонило просьбы энтузиастов о включении шахмат в школьную программу. До 1993 года все попытки отдельных энтузиастов, общественных организаций, шахматных федераций добиться включения шахмат как предмета в расписание для учащихся начальных классов ни к чему не привели. И это несмотря на то, что в 80-е годы огромный размах в стране (при поддержке прессы) получило движение "Шахматный всеобуч". Об этом можно прочитать на страничке
"О пользе шахмат: Экспериментальные результаты". Типичный аргумент озвучил в 1983 году председатель методического совета по физическому воспитанию МП СССР В.И.Филимонов: "Введение в школьную программу ещё одного урока будет стоить больших средств, не говоря уже о том, что школьная программа и так перегружена…"В конце 1980-х гг. с шахматным проектом обратился в то же министерство Г.К.Каспаров, но и он был отклонён. Но капля точит камень, и в начале 90-х гг. ХХ века всё то ценное, что несут в себе шахматы, в должной мере было оценено Министерством образования РФ. Момент был благоприятный, ведь в школьном образовании свершилась подлинная революция: появились альтернативные учебники практически по каждой учебной дисциплине, а в сетке уроков появились новые предметы. Появился шанс для официального введения шахмат в программные документы общеобразовательной школы, и благодаря инициативе, поддержке и заботе сотрудников Отдела начальной школы (который сейчас называется Отделом программ и стандартов начального образования) он был реализован. Итак, с 1993 года официально в начальной школе были выделены учебные
часы для факультативных курсов (2 часа в первом классе, 3 часа во втором и третьем классе). Учителям предоставлялся выбор из трёх факультативных курсов ("Введение в народоведение", "Твоя Вселенная" и мой курс "Шахматы – школе"). Здесь следует уточнить, что такое шахматный факультатив. Многие полагают по старинке, что это дополнительные занятия, проводимые после уроков. А на самом деле, факультативы нового поколения в начальной школе присутствовали в сетке уроков наряду с математикой и русским языком.А началась работа с
приказа Министерства образования РФ №325 от 30.07.93 "О дополнении к приказу Минобразования России от 02.07.93 №271".То есть, с 1994 года шахматы в РФ - уже в школьной программе. О дальнейшем развитии событий я писал на веб-странице
"Некоторые приказы и методические письма Министерства образования Российской федерации, в которых затрагиваются вопросы шахматного факультативного курса (постановка проблемы, утверждённые программы и учебники)".Тем не менее, всё это в России прошло почти незамеченным, так как я трудился в научном институте, и после распада СССР в 1990-е гг. не сотрудничал с РШФ и миром шахмат.
Поэтому бесценно, что Анатолий Евгеньевич Карпов в 2004 году смог "продавить" Министерство образования РФ, которое впервые в истории издало специальный полностью шахматный приказ №2211 от 18.05.04 г. “О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации”.
Этому предшествовал круглый стол, посвящённый проблемам шахматного всеобуча, организованный 15 ноября 2002 года по инициативе Анатолия Евгеньевича Карпова в Министерстве образования РФ.
Вот
приказ №2211 от 18.05.04 г. “О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации” и комментарий к нему.К сожалению, как раз в этот момент ушёл в отставку Министр образования РФ, на его место пришёл новый Министр с новой командой, и почти ни один пункт приказа №2211 не был выполнен. Также это было связано с тем, что как видим, в приказе не предусмотрена персональная ответственность за выполнение тех или иных пунктов. Всё это очень жаль, так как приказ в целом был очень даже неплохой, и, как сказал мне ответственный секретарь созданного Координационного совета, советник Министерства образования РФ С.В.Барканов, в мае 2004 года планировалось подготовить письмо о развитии шахматного образования в России для публикации в педагогических СМИ, которое должны были подписать и А.Е.Карпов, и Г.К.Каспаров. Но это письмо не было написано ни в мае, ни в июне, поэтому в июле я сам на свой страх и риск подготовил проект этого письма и переслал его С.В.Барканову. Но свет не увидел ни мой вариант письма, ни чей-либо ещё.
По чьей вине фактически был провален приказ №2211? Разумеется, по вине Минобразования России! Но следует учесть, что данный приказ был нужен шахматному миру, а Минобразования РФ он был "до лампочки", поэтому членам Координационного совета нужно было проявить расторопность и поставить выполнение приказа под жёсткий контроль. А это-то и не было сделано. Насколько я помню, членов Координационного совета в 2004 году НИ РАЗУ не собирали вместе. Любопытный нюанс – в первоначальном списке членов Координационного совета не было даже моей фамилии. Это заметил и исправил всё тот же С.В.Барканов, в последний момент включив меня в список членов Совета. Впрочем, в 2005 году кто-то вновь вычеркнул меня из членов Координационного совета, что, впрочем, меня только удивило, но не огорчило, так как я сам предпочитаю определять для себя большой объём общественной работы и оперативно выполнять её.
Несмотря на то, что с приказом №2211 "не заладилось", он, безусловно, сыграл в развитии шахматного образования в регионах положительную роль. Примерно в 10 регионах были приняты подобные региональные приказы (причём, один из них с моей подачи; в Хабаровском крае).
Срок действия приказа №2211 истёк в 2006 году, и долгое время не удавалось "пробить" новый шахматный приказ по Минобрнауки РФ. Наконец, в 2008 году опять-таки благодаря Анатолию Евгеньевичу Карпову был подписан новый документ. 18.06.2008 Минобрнауки РФ утвердил
"Комплексный план мероприятий по развитию дополнительного образования детей в области шахмат в системе образования Российской Федерации на 2008-2010 годы" № АФ-19/06 вн. И Минобрнауки РФ оперативно выполнил пункт 1 Плана: 25.06.2008 всем субъектам федерации было разослано письмо Департамента воспитания дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ №06-1025 “О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования”, к которому прикреплён комплексный план за подписью Министра А.А.Фурсенко.Было ли это шагом вперёд? Безусловно. И всё же:
1) его статусность ниже: план не приказ;
2) опять-таки отсутствовали персональная ответственность за выполнение пунктов.
В результате выполненными оказались только пункты, касающиеся проведения соревнований (но соревнования - это прерогатива ДЮК). Лишь 4 пункта из 11 оказались выполненными. Невыполненными, как и в приказе от 2004 года, оказались пункты, связанные с подготовкой методических писем, разработкой различных перечней, организации системы семинаров и т.п. То есть, пунктов, требующих кропотливой, рутинной каждодневной работы. Кто виноват? Опять же – Минобрнауки РФ. Но, с другой стороны, не Минобрнауки РФ нужен был этот план. Более того, долгое время вообще не было понятно подписан ли этот план или нет – далеко не до всех регионов он дошёл. И ещё хуже: если приказ от 2004 года был опубликован на сервере Минобрнауки, но с Планом мероприятий № АФ-19/06 вн вообще много непонятного:
1) на сервере Минобрнауки РФ его не было и нет;
2) когда я в прошлом году попытался получить в Минобрнауки РФ хотя бы ксерокопию этого плана и письма Министерства образования и науки РФ №06-1025 “О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования”, то даже мне, сотруднику Российской академии образования, это не удалось сделать.
Неудивительно, что и регионы вяло откликнулись на новый документ.
Но вернёмся к ключевой идее Анатолия Евгеньевича Карпова – чтобы "в каждой школе шахматы стали обязательным предметом".
Идея совершенно правильная, и актуальная. И реализация идеи началась в 2003 году, когда стартовала мощная программа А.Е.Карпова "Первый ход" в школе №234 СВАО г. Москвы. В 2004 года программа была расширена до 10 школ. В конце 2004 года на период болезни ответственного секретаря комиссии РШФ В.И.Краюшкина меня на пару месяцев подключили к этой программе, а затем всё вернулось на круги своя. Вот
материалы заседания круглого стола по обсуждению предварительных результатов Программы "Первый ход", который я провёл 7 декабря 2004 года, г. Москва. В дальнейшем планировалось расширить программу до 100 школ в Москве, но с января 2005 года по ряду причин прекратилось финансирование программы, и в результате почти во всех 10 школах шахматы как урок перестали существовать. Не следует полагать, что это недоработка Анатолия Евгеньевича Карпова – просто всё это лишний раз показывает, насколько сложна и многоаспектна проблема шахматного всеобуча. Нужны и людские, и материальные ресурсы и т.п.
Резюмирую: всё вышеперечисленное свидетельствует о том, что Анатолий Евгеньевич Карпов провёл в последние 10 лет большую работу в области шахматного образования.
Да, многое получилось.
Да, получилось не всё.
В том числе, шахматы – пока ещё не обязательный предмет школьной программы. И этой цели хотелось бы достичь в самое ближайшее время.
Но остаётся вопрос - как?
И реально ли это?
Огорчает, что в разделе комиссии "Шахматы и образование" последняя информация датирована
20.06.2008 (приведён сам План), а последняя отчётная информация - 27.01.2007. Но, давно известно, – "полного счастья не бывает", – Анатолий Евгеньевич Карпов взвалил на себя большой объём работы, и многое уже сделано. Тем не менее, хотелось бы, чтобы как можно быстрее была реализована основополагающая идея А.Е.Карпова: "…добиться введения шахмат в школьную программу. Если наша мечта осуществится, и в каждой школе шахматы станут обязательным предметом, это будет не меньшим завоеванием, чем шахматная корона". Ведь, шахматы введены в школьную программу как обязательный предмет по выбору учащихся (факультатив) в далёком 1994 году, но обязательным предметом школьной программы до сих пор не стали.
2. Кирсан Николаевич Илюмжинов и продвижение шахмат в детские сады и общеобразовательные школы России и мира
Огромный объём работы по продвижению шахмат в систему образования выполнен Президентом ФИДЕ Кирсаном Николаевичем Илюмжиновым. Достаточно сказать, что практически в каждой поездке Кирсана Николаевича Илюмжинова в другие страны неизбежно разговор заходит о внедрении шахмат в систему образования этой страны. И именно по инициативе Кирсана Николаевича Илюмжинова шахматы стали атрибутом школьной программы во многих странах мира.
Масса информации по этой теме размещена на
Сайте шахматного всеобуча.Вот лишь некоторая информация навскидку.
Боваев В.Э., Васильев А.Н., Папуев В.Б.: "После выхода Указа Президента Республики Калмыкия №129 от 19.06.1995 "О государственной поддержке развития шахматного движения" в республике началась напряженная работа по претворению в жизнь положений Указа. Первым пунктом Указа предлагалось руководителям министерств и ведомств проведение ежегодных лично-командных соревнований по шахматам. Госкомитет по делам молодежи, туризму и спорту должен был организовать координационно-методический центр, решить вопрос по бюджетному финансированию республиканского шахматного клуба, открыть детско-юношескую шахматную школу олимпийского резерва. Министерство образования разработало программу подготовки курсов преподавателей начального шахматного обучения. Был проведен семинар учителей физкультуры под руководством А.Н. Костьева. С 1-го сентября 1995 года начались шахматные занятия во всех начальных классах Калмыкии, школьные библиотеки были укомплектованы шахматной литературой… В конце ноября 1995 года в Париже состоялась Генеральная Ассамблея ФИДЕ, на которой Кирсан Николаевич Илюмжинов был избран Президентом ФИДЕ за большие заслуги перед шахматным миром. Реализуя Указ Президента РК, с 1995-1996 учебного года был введен предмет "Шахматы" как региональный компонент базисного учебного плана. Преподавание шахмат в школах Республики Калмыкия: 1. Учебные занятия как предмет, который входит в расписание уроков за счет вариативной части базисного учебного плана: 1 час в 1-4 классах. Факультативно: 1 час в 5-9 классах. Секции, кружки "Белая ладья": 1 час в 10-11 классах. 2. Дополнительные занятия. 2.1. Кружки, секции, клубы "Белая ладья" по шахматам при районных детско-юношеских спортивных школах, в центрах детского творчества. 2.2. Кружки "Белая ладья" для детей старше 5 лет. 2.3. Индивидуальные занятия преподавателей с одаренными детьми, с детьми-инвалидами. Предмет "Шахматы" преподается в 207 школах Республики Калмыкия, его изучают 13861 ученик начальных классов, 19924 ученика 5-9 классов, 3693 ученика 10-11 классов. Все школы обеспечены достаточным количеством шахматных комплектов, часов, демонстрационных досок, шахматными столами, оборудованы классы-кабинеты с наглядными пособиями. Предмет ведут учителя, хорошо владеющие шахматной игрой, более 75% учительского состава имеют высшее образование и соответствующие категории. Для повышения теоретических и практических знаний для них проводятся категорийные и проблемные курсы в республиканском институте повышения квалификации работников образования (РИПКРО). Для обмена опытом работы, обсуждения наиболее важных вопросов по проблемам преподавания созданы районные и городские методические объединения учителей шахмат, вопросы преподавания находятся под постоянным контролем… Нормативно-правовая база преподавания шахмат: Приказы: 1. Указ Президента Республики Калмыкия №129 от 19.06.1995 "О государственной поддержке развития шахматного движения". 2. Приказ Министерства образования Республики Калмыкия №224 от 08.06.1998 "О переходе ОУ РК в 1998-1999 учебном году на базисный учебный план" п. 4.3. Считать обязательным для изучения предметом региональной компетенции "Шахматы": 1-3 классы – 1 час, 1-4 классы – 1 час за счет вариативной части БУП. 3. Приказ Министерства образования РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ". Учебно-методический комплекс учителя: Программы: И.Г. Сухин "Шахматы – школе", В.Е. Голенищев "Программа подготовки шахматистов". Учебники: И.Г. Сухин "Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны", "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"…" (Боваев В.Э., Васильев А.Н., Папуев В.Б. Дети Каиссы: Калмыцкий всеобуч. – Элиста: Джангар, 2006. – 117 с.).
1998 год
К.Н.Илюмжинов "Мы большая международная организация: Из выступления на генеральной Ассамблее. Когресс ФИДЕ" // 64 - Шахматное обозрение. - 1998. - N 10. - С.27-29: "Шахматы в жизни республики, в жизни страны... Почему я остановился на этом аспекте? Потому что как президент ФИДЕ посещаю многие страны мира (и обещаю, что на этом посту успею посетить те 157 стран, которые входят в состав ФИДЕ). И повсюду прошу руководителей государств, президентов, премьер-министров активнейшим образом поддерживать шахматы. Стараюсь на примере маленькой Калмыкии, когда-то очень отсталой, показать, что могут сделать шахматы… Без поддержки детских шахмат и программы "Шахматы в школах" нет будущего для ФИДЕ и для самих шахмат. На своих встречах с руководителями государств я прошу их, чтобы в первую очередь они поддерживали детские шахматы. Так, после моей беседы с президентом Молдовы там в 23 школах шахматы стали обязательным предметом. После обращения к президенту Египта, к его супруге в этой стране детские шахматы также получили поддержку. У меня есть предложение объявить следующий, 1999 год Годом детских шахмат. Комиссией разрабатывается специальная программа мероприятий как в национальных масштабах, так и на уровне ФИДЕ: семинары, конференции, проведение на высоком уровне Всемирной детской шахматной Олимпиады".
2002 год
К.Н.Илюмжинов: "Роль шахмат в формировании интеллектуальной личности ХХI века" (ТЕЗИСЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА ЗАСЕДАНИИ ГОССОВЕТА РФ): "Речь пойдет о шахматах для миллионов и их роли в формировании подрастающего поколения. Общеизвестны высказывания типа “Шахматы — это гимнастика ума” или “Шахматы — это пробный камень человеческого ума”. В недавнем послании Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина участникам чемпионата мира сказано: “Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько “ходов” вперед. А главное, воспитывают характер”… Социальный статус шахмат в большинстве развитых стран мира достаточно высок. Мы же отстаем. Если на спортивных достижениях это пока не сильно сказывается (очень велико наследие, доставшееся нам от советской шахматной школы), то в более широком масштабе — на интеллекте нации — подобное отставание отражается… Все шахматисты понимают, что будущее напрямую зависит от развития детских шахмат. Но тут же встает вопрос: а кто будет учить? Совместно с Шахматной федерацией Германии создана новая структура — Академия ФИДЕ, основная задача которой — подготовка тренерских кадров. А в России Государственная Академия физической культуры выпускает лишь девять специалистов в год. Какой же выход? Он видится в получении второго диплома. Организовать специальные курсы (например, при шахматной федерации) для выпускников педагогических вузов и т.д. Ввести шахматы в программу подготовки будущих педагогов. Готовить не педагогов-шахматистов, а педагогов, которые, помимо своего непосредственного предмета, будут знать и шахматы. Это обогатит и шахматы, и школьников, и самих педагогов. Необходимо повышать шахматную культуру, что несомненно скажется и на общей культуре в целом… Давно уже преподают шахматы в общеобразовательных школах Канады, Мексики, Испании, Молдовы, собираются даже в Сальвадоре. Знаю это не понаслышке, а как президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ). Возвращусь, однако, на родину. Наряду с некогда славной “Белой ладьей” именно в России зародился Международный школьный шахматный союз. Это результат инициативы энтузиастов школьных шахмат. Тех самых энтузиастов, директоров и учителей общеобразовательных школ, которые по собственному почину ввели уроки шахмат в расписание учебных занятий. Такие уроки проходят в Учебно-воспитательном комплексе № 1828 (Москва), лингвистической гимназии № 11 (Самара), средней школе села Ярково (Тюменская область), в Волгограде, Ростове-на-Дону, Уфе, Астрахани и других. Порадовала и классическая гимназия в Элисте, которая на фестивале “Шахматы в школе” сумела обойти даже московскую математическую школу №2, из стен которой вышли несколько гроссмейстеров. И в этой гимназии шахматы давно уже вошли в расписание учебных занятий. Поэтому было бы лишним пояснять актуальность выхода в свет в июне 1995 года Указа Президента Республики Калмыкия за №129 “О государственной поддержке развития шахматного движения”, основной целью которого является воспитание подрастающего поколения посредством приобщения к шахматам. Согласно данному Указу, в школах республики введены уроки шахмат для учеников младших классов, созданы секции и кружки при учреждениях дополнительного образования, организовываются семинары для повышения квалификации тренеров-преподавателей, проводятся различные соревнования среди школьников. С момента официального введения шахмат в план учебных занятий в 1995 году систематическими занятиями на уроках шахмат охвачено около 26 000 человек… В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что шахматы могут непосредственно влиять на интеллектуальное развитие личности в XXI веке, подготавливая подрастающее поколение к успешной жизнедеятельности в различных социально-бытовых и производственных сферах нашего общества".
2004 год
К.Н.Илюмжинов: "…Конечно, я постоянно встречаюсь с руководством Китая. Но я, с другой стороны, тоже благодарен китайцам, когда они в декабре 95-го года пригласили меня выступить на заседании политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая, когда обсуждался вопрос, какие шахматы считать государственными в Китае - или шахматы ФИДЕ, 54 клетки, или китайские шахматы? Так вот, после дебатов Китай все-таки решил, так как он интегрируется в мировую систему, вступает в ВТО, и практически единогласно проголосовали, чтобы государственными шахматами считать шахматы ФИДЕ. После этого в год примерно по 50 миллионов американских долларов они вкладывают в развитие шахмат. Практически, во всех школах преподаются шахматы. И уже два раза подряд чемпионками мира среди женщин по шахматам являются китаянки. И, конечно, политика политикой, но, с другой стороны, религиозные чувства есть религиозные чувства".
2005 год
28 октября 2005: Москва: Сегодня состоялась пресс-конференция Президента ФИДЕ К.Н.Илюмжинова, на которой он сообщил, что "согласно последнему постановлению правительства, шахматы вводятся в Болгарии в школьную программу".
2006 год
"Президент поможет популяризации шахмат": "…8 августа, Президент Российской Федерации Владимир Путин провел встречу с Президентом Международной шахматной федерации, Главой Республики Калмыкия Кирсаном Илюмжиновым, сообщает официальный сайт ФИДЕ. Прежде чем приступить к обсуждению тем, связанных с Республикой Калмыкия, Владимир Путин поздравил Кирсана Илюмжинова с переизбранием на пост Президента Международной шахматной федерации, подчеркнув, насколько важно то, что во главе одной из крупнейших международных спортивных организаций стоит гражданин нашей страны. Президент ФИДЕ проинформировал Владимира Путина о ходе подготовки к матчу на первенство мира между Веселином Топаловым и Владимиром Крамником и получил заверения от Президента России, что проведение этого матча является в высшей степени значимым событием для страны и, следовательно, будет предоставлена вся необходимая помощь в организации матча. Кроме того, Кирсан Илюмжинов проинформировал Владимира Путина по некоторым программам ФИДЕ и, в частности, “Шахматы в школе”. Президент России проявил интерес к этому вопросу и дал инструкции министру образования РФ Андрею Фурсенко ознакомиться с опытом преподавания шахмат в школе в разных странах с последующей возможностью применения его в нашей стране. Президент РФ пообещал оказать полную поддержку в дальнейшей популяризации шахмат в России".
2008 год
Президент ФИДЕ К.Н.Илюмжинов (от 21.07.2008): "По подсчетам ФИДЕ, в мире ежегодно проводится 60 тысяч соревнований, а умеют играть примерно 650 миллионов человек. Во многих странах шахматы входят в программу школьного обучения. В Калмыкии шахматы являются обязательной школьной дисциплиной, и в этом году наши выпускники показали лучшие в России результаты по независимому тестированию".12 ноября 2008: На форуме
"Шахматы в школе будущего": Там я дал ссылку на Обращение, и учитель W.W.Nosyrev написал: "Прочитал, но... проблема в том, что на стол Фурсенко ежедневно ложится сотни подобных обращений, которые он даже не читает. В лучшем случае, в недрах министерства родится бумага рекомендующая органам местной исполнительной власти и начальникам управлений образований ввести курс шахмат в программу обучения. А если рекомендательная, значит не обязательная". Вот мой ответ, И.Г.Сухин: "Владислав Викторович, неужели Вы думаете, что я столь наивен, что не понимаю этого? С улыбкой, ИГС. Но в последние годы на федеральные органы власти на предмет введения шахмат в стандарт оказывают давление: 1) Президент ФИДЕ К.Н.Илюмжинов (Кирсан Николаевич снова поднимал этот вопрос на октябрьском заседании Госсовета, 2008 год); 2) Многократный чемпион мира по шахматам, человек авторитетный в самых высших сферах А.Е.Карпов (2004-2008); 3) Комитет по образованию Государственной Думы (Валентина Иванова, 2007); 4) Спикер Госдумы Б.Грызлов (2007); 5)“Всероссийское педагогическое собрание” (2007), 6) благосклонно к идее отнеслись В.В.Путин и Д.А.Медведев и т.д. и т.п. Поэтому ОБРАЩЕНИЕ Всероссийской конференции может стать той каплей, которая точит камень. А под лежачий камень… Наше дело – работать. Работать по максимуму. Когда работаешь – получаешь и результат. Тем более что делегаты Всероссийской конференции убедились в результативности шахмат как учебного предмета воочию – рядовой учитель начальных классов, не умевший ранее играть в шахматы (Л.Н.Истомина) показала делегатам блестящий мастер-класс!!! Я всё видел своими глазами… Более того, я сам после Людмилы Истоминой 5 минут поработал перед взыскательной публикой (делегатами конференции) с этим классом – и второклассники отлично ответили на мои каверзные вопросы!!!"
2009 год
26 декабря 2009:
Президент ФИДЕ К.Н.Илюмжинов: "Даже в Африке и Южной Америке шахматы очень популярны, и они сейчас опережают Россию, у них шахматы стали обязательным предметом в школах, чего нет пока в России…"Куба, Гавана: 15-06-2009. Teresa Valenzuela "El ajedrez y el desarrollo de la personalidad" ("Шахматы и развитие личности"). -
http://www.radiorebelde.cu/noticias/educac...-150609.html#up В кубинской системе образования (одной из лучших в современном мире) уроки шахмат вводятся в школьное расписание.Куба, Гавана: 16-06-2009. CUBA PROMUEVE LA PRÁCTICA DEL AJEDREZ EN EDADES TEMPRANAS. -
http://www.ajedrezenlasescuelas.com/module...cle&sid=383 Министерство образования Кубы включает уроки шахмат в учебную программу с первого класса начальной школы. Уроки будут проходить в первой и во второй половине дня. Методолог Министерства образования Izquierdo сказал, что уроки шахмат вводятся с целью развития личности учащихся, и пояснил, что с внедрением новой модели начальной школы акцент делается на качество учебно-воспитательного процесса. Izquierdo добавил, что в результате шахматы перестают быть средством развлечения или полезного проведения досуга, а превращаются в важный аспект школьного образования…Ю.Бланко: "VENEZUELA INVITADA ESPECIAL AL CONGRESO DE ENSEÑANZA DEL AJEDREZ" ("Венесуэла – особый гость конгресса по преподаванию шахмат") -
http://www.ajedrezenlasescuelas.com/module...cle&sid=384 В городе Мар-дель-Плата (Аргентина) 28 июня 2009 года завершил работу конгресс по преподаванию шахмат в школах, гостем которого стал председатель комитета ФИДЕ "Шахматы в школе" Ю.Бланко. Тема конгресса – "Шахматы как средство обучения мышлению". Ю.Бланко выступил с докладом "Развитие преподавания шахмат в мировом сообществе", в котором он изложил наиболее значительные успехи, достигнутые в 10 странах – лидерах шахматного образования. Вот эти страны (по мнению Ю.Бланко): Германия, Китай, Куба, Египет, Испания, Италия, США, Россия, Турция и Венесуэла. На сегодняшний день в Аргентине шахматы всё шире встраиваются в местную систему образования, чему способствует новый "образовательный" Закон № 13688, статья 27 которого даёт для внедрения шахмат в школу необходимую нормативно-правовую базу. Благодаря этому все школьники провинции Буэнос-Айрес будут обеспечены уроками шахмат в своих общеобразовательных школах.9 марта 2009:
Отчёт комитета "Шахматы в школе" на 79 Конгрессе ФИДЕ (16-26.11.2008, Дрезден, pdf-файл). Остальные материалы 79 Конгресса ФИДЕ.4 марта 2009: Венесуэла: Глава комитета ФИДЕ "Шахматы в школе" Ю.Бланко информирует:
Culminó la Conferencia Mundial sobre Ajedrez en las Escuelas de Turín, Italia ("Завершилась международная конференция по шахматам в школах, Турин, Италия"). Отмечается, что конференция “Chess: a game to grow up with” прошла с успехом. В течение трех дней, с 25 по 27 февраля состоялись пять рабочих сессий по следующим двум ключевым аспектам "Роль шахмат в развитии личности и познавательных способностей, и преподавание шахмат в школах: сравнение между различными методами и опытом преподавания". Указано, что: 1) в следующем 2010 году будет проведен международный семинар по шахматам в школах "Методики преподавания шахмат в мире"; 2) международные конференции по тематике шахматы в школах мира будут теперь проходить регулярно с периодичностью раз в два года, следующая состоится в 2011 году.3 марта 2009:
Армения: Президент Армении и глава Федерации шахмат Армении С.Саргсян провёл сегодня встречу с президентом ФИДЕ К.Н.Илюмжиновым. В числе обсуждавшихся вопросов – "введение в школах шахматной программы в качестве факультативных занятий".3 марта 2009: Новости
Калмыцкого информационного портала от 17.02.2009: "Болгария изучит опыт Калмыкии по шахматному всеобучу школьников": "Премьер-министр Болгарии Сергей Станишев на встрече с главой Калмыкии, президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым выразил пожелание включить в школьную программу страны новый предмет – шахматы, сообщил агентству “Интерфакс-Юг” помощник президента Международной шахматной федерации Берик Балгобаев. "На встрече с премьер-министром Станишевым президент ФИДЕ, глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов рассказал о 15-летнем опыте внедрения в школьные программы республики такого необычного предмета как шахматы, что чрезвычайно заинтересовало главу правительства Болгарии", – рассказал Берик Балгобаев. По его словам, Сергей Станишев предложил Кирсану Илюмжинову направить в Болгарию специалистов, а также методические пособия и рекомендации "для детального изучения опыта Калмыкии и возможного внедрения шахматного всеобуча в школы страны".1 марта 2009: 9-11 декабря 2008 года в городе Сан-Фелипе (Венесуэла) был проведён, как отмечается, "первый в своём роде" международный семинар "Шахматы и дошкольное образование" ("Chess and Initial Education"), в котором приняли участие 620 педагогов. Перед аудиторией выступали специалисты из Венесуэлы, Аргентины, Кубы, Колумбии и других стран. Как сказал председатель комитета ФИДЕ "Шахматы в школе" Ювенсио Бланко: "Наша общая цель заключается в том, чтобы предоставить новые стратегии и рабочие инструменты для преподавателей, координаторов и матерей, которые работают в учреждениях дошкольного образования с детьми в возрасте от 3 до 6 лет". Среди рассматриваемых вопросов: 1) Как научить шахматным азам детей от 3 до 6 лет? 2) Какие стратегии и подходы следует для этого использовать?
28 февраля 2009:
Международная конференция "Chess: a game to grow up with" ("Шахматы – игра, с которой нужно расти"). Сайт конференции: Dott. Roberto Rivello: "The Piemontese regional committee F.S.I., with the F.S.I. council patronage, will organize in Turin, from February 25 to 27th 2009, an International Convention on the theme: “Chess: a game to grow up with”, based on the chess teaching methods in school and on the chess teaching potentialities in the development of cognitive competences and learner’s personalities. Within the convention, that will be held in English, with simultaneous translation into Italian, will find place, first of all, the presentation of some of the main and most recent scientific research plans on the subject and also the exposition of an outline, as much complete as possible, of the chess teaching experience and concrete methods in schools all over the world. The convention will also be, on the other side, an opportunity to show the various realities of Italian chess teaching, to gather concerning precise data, and to compare them with the different international experience. Both national and regional school representatives will attend to the convention, so that the goal of this meeting would also be to create and serve as a model for a closer cooperation between chess teaching and school instruction. On the occasion of the convention, the Youth Didactic Commission for School – F.S.I. will also hold meetings finalized to draw up an ultimate document, which will be showed in the convention conclusive session, containing guiding lines for a predisposition of a common didactic protocol suitable, in the school system, throughout Italy, in order to better qualify the Chess Instructor role. Should this be an important and appreciated opportunity to meet, compare and examine closely, we hope you will attend numerous to the contest and convention. We thank you beforehand for your attention, The president of the F.S.I. Piemontese regional committee". Draft Programme: 25th February 2009. 9.30/10.00 Welcome Address by Italian Minister of Education, t.b.c. (or by a representative of Italian Ministry of Education) by President of Piedmont Region, t.b.c. (or by a representative of Piedmont Region), by Mr. Kirsan Ilyumzhinov, President of World Chess Federation (FIDE), President and Head of Republic of Kalmykia, by Mr. Gianpietro Pagnoncelli, President of Italian Chess Federation (FSI), by Mr. Flavio Brugnoli, Coordinator of the institutional activities of the Compagnia di San Paolo, by Prof. Roberto Rivello, President of the Piedmont Committee of Italian Chess Federation. 10.00/10.20 Introductive Remarks by Mr. Francesco De Sanctis, Direttore generale dell’Ufficio scolastico regionale del Piemonte (Piedmont Scholastic Office), by Ms. Giovanna Pentenero, Assessore all’Istruzione e alla Formazione professionale, Piedmont Region, by Mr. Luigi Saragnese, Assessore alle risorse educative, City of Turin, by Gianfranco Porqueddu, President of the Piedmont Committee of the CONI, tbc, by Mr. Gianfrancesco Lupattelli, President of the MSP – Italia. PLENARY SESSION 1 – THE ROLE OF CHESS IN THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY Time: 10.20 – 11.00, 11.20 – 13.00 (11.00/11.20: Coffee Break) Chair: prof. Roberto Rivello (University of Turin, President of the Organizing Committee, Chairman of the FIDE Ethics Commission) Keynote Speakers: – Dr. Sulaiman Abul Kareem Mohammad Al-Fahim (President of the United Arab Emirates Chess Federation, CEO of Hydra Properties, component of The Abu Dhabi United Group for Development and Investment that bought Manchester City Football Club on 2008, IIMSAM Goodwill Ambassador), The Development of Chess in Schools in Arabian Countries. The Role of Learning Chess for the Education of Arabian Girls, – IGM Maurice Ashley (1st African-American International Grandmaster, he was the coach of the "Raging Rooks" and of the "Dark Knights" of Harlem, winners of many U.S.A. National Junior High School Championships), Chess for Success – Using an Old Game to Build New Strengths in Children and Teens. PLENARY SESSION 2 – TEACHING CHESS IN SCHOOLS: A COMPARISON AMONG DIFFERENT METHODS AND EXPERIENCES – I. Time: 14.30 – 16.00, 16.30 – 19.00 (16.00 – 16.20: Coffee Break). Chair: Damir Levacic (International Master, Member of the ECU Board, President of the Mediterranean Chess Association). Keynote Speakers: – Umberto Magnoni (I.T.E.R. Director – City of Turin), Chess in Schools, the Turin Experience, – Marcello Perrone (Italian Chess Federation), Chess in Schools, the Italian Experience, – Ali Nihat Yazici (President of Turkish Chess Federation, FIDE Vice-President), Chess in Schools, the Turkish Experience, – Léo Battesti (President of the “Ligue Corse”, Corsican Chess Federation), Chess in Schools, the Corsican Experience, – Damir Levacic (French Chess Federation) and Jérôme Mauffras (Académie de Créteil – France), Chess in Schools, the French Experience, – Alessandro Dominici (Italian Chess Federation), Chess in Schools, the Piedmont Experience, – Paola Russo (FSI Instructor), Chess for very young Students: a Psicomotricity Experience. 26th February 2009. PLENARY SESSION 3 – THE ROLE OF CHESS IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE CAPACITIES Time: 9.30 – 11.00, 11.20 – 13.00 (11.00/11.20: Coffee Break) Chair: prof. Uvencio BLANCO H. (Chairman of the FIDE Committee on Chess in Schools) Keynote Speakers: – prof. Fernand Gobet (Professor of Cognitive Psychology and Director of the Centre for the Study of Expertise at Brunel University, West London), – prof. Roberto Trinchero (Professor of Experimental Pedagogy at the Faculty of Forming Sciences of the University of Turin), – prof. Domenico Parisi (Chairman of the Italian Association of Cognitive Sciences, works at the Institute of Cognitive Sciences and Technologies of the CNR – Rome), – prof. Philippe Chassy (Researcher on Psychology – University of Toulouse), – dott. comm. Piero Angela (Scientific Journalist – RAI) (video contribution from Rome), PLENARY SESSION 4 – TEACHING CHESS IN SCHOOLS: A COMPARISON AMONG DIFFERENT METHODS AND EXPERIENCES – I Time: 14.30 – 16.30 Chair: Damir Levacic Keynote Speakers: – Boris Shedulin (Russian Chess Federation), Chess in Schools, the Siberian Experience of distance learning, – Rikard Medancic (Croatian Chess Federation), Chess in Schools, the Croatian Experience, – Walter Radler (President of the German Chess in Schools Foundation) and Patrick Wiebe (German Chess Federation), Chess in Schools, the German Experience. 16.30 – 16.45 Coffee Break PARALLEL SESSIONS A – B – TEACHING CHESS IN SCHOOLS: A COMPARISON AMONG DIFFERENT METHODS AND EXPERIENCES – III Time: 16.45 – 19.00 A) Italian Experiences (Chair: Maurizio Perrone) B) International Experiences (Chair: Uvencio Blanco) Keynote Speakers: – Sebastiano Paulesu (FSI Instructor), The Ideographic Method, – Carlo Alberto Cavazzoni (FSI Instructor), The Castle of Chess, – Alexander Wild (FSI Instructor), Basic Chess Teaching. 27th February 2009 CONCLUSIVE PLENARY SESSION Time: 9.30 – 11.00, 11.20 – 13.00 (11.00/11.20: Coffee Break) Keynote Speakers: – Valery Bovaev (Vice President of the Russian Chess Federation, President of the Kalmyk Chess Federation, Vice Prime Minister of the Government of the Republic of Kalmykia), Chess in Schools in Kalmykia, – Alexander Kostyev (President of the ISCU – International School Chess Union), Chess in Schools: the Russian Experience, – Tian Hongwei (Chinese Chess Federation), Chess in Schools, the Chinese Experience, – Prof. Filippo Spagnolo (University of Palermo) – Giuliano d’Eredità (University of Palermo), Cultural differences in the conceptual frameworks of strategy and tactics: Chess and go, – Michel Noir (former Minister of the French Government, organiser of the 1990 World Chess Championship in Lyon, expert and author of publications on Brain Training), Chess and Brain Training. Conclusive Remarks: Uvencio Blanco, Marcello Perrone, Roberto Rivello.
И, конечно же, в актив Кирсана Николаевича Илюмжинова следует занести две замечательно организованные научно-практические конференции по шахматному образованию в Элисте. Вот материалы, посвящённые декабрьской конференции 2009 года.
Приветствие Главы Республики Калмыкия К.Н.Илюмжинова
"Участникам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России".Резолюция Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России" (участники из 29 регионов России) 17-20 декабря 2009 г., г. Элиста.
Благодарственное письмо от участников Всероссийской научно-практической конференции в Элисте "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России"
И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009: Материал 1: За неделю до конференции: 10.12.2009 – 12.12.2009
И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России”, Элиста, декабрь 2009": Материал 2: Подготовка первых вариантов Программы конференции и план пленарного выступления: 15.12.2009 – 16.12.2009
И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 3: Этот длинный-длинный-длинный-длинный-длинный день 17.12.2009
И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 4: День конференции 18.12.2009: Утро.
И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 5: Пленарные выступления 18.12.2009: Первые доклады: 10.12 – 11.15.
И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 6: 18.12.2009: Заключительные пленарные доклады: 11.15 – 13.00.
И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009: Материал 7: 18.12.2009: День, вечер.
И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009:
Материал 8: День второй и день третий: 19.12.2009 – 20.12.2009.
2010 год
30 апреля 2010: Москва:
"Быстрое внедрение шахмат в общеобразовательную программу РФ позволит повысить уровень образования": "29 апреля, в Москве Глава Калмыкии, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов дал интервью для радиостанции “Эхо Москвы”, главной темой которого стало современное развитие шахмат, ход проходящего в Софии матча на первенство мира по шахматам между В. Анандом и В. Топаловым, а также перспективы внедрения шахмат в обязательную программу общеобразовательных школ России. В частности, Кирсан Илюмжинов отметил, что быстрое внедрение шахмат в общеобразовательную программу страны, учитывая их богатый потенциал для воспитания подрастающего поколения, будет способствовать повышению общего уровня образования России. В беседе с журналистами радиостанции он привел пример Турции и Китая, где уже сегодня шахматы стали неотъемлемой частью школьной программы. По его словам сегодня многие регионы России в разной форме активно внедряют шахматы в программу общеобразовательных школ. Свидетельством тому стала состоявшаяся недавно в Элисте научно-практическая конференция по вопросам внедрения шахмат в общеобразовательную систему, на которой собрались преподаватели шахмат из многих регионов России".29 апреля 2010:
"Выборы президента ФИДЕ": К.Н.Илюмжинов: "Сейчас в шахматы играет более полумиллиарда человек на Земле. Ну, для примера Турцию возьмем: если 6 лет назад там практически не играли, после того, как мы встретились с президентом Турции, они приняли постановление, и сейчас во всех 64-х тысячах школ Турции дети обучаются шахматам… Даже если взять такую небезызвестную арабскую компанию Аль-Джазира, так вот, у них 4 часа эфирного времени выделены на шахматы… Что касается Китая, например, это такая тоже плановая социалистическая страна, там государство поддерживает шахматы, дети обучаются шахматам, и очень много там журналов, газет, которые издаются и публикуют шахматные задачи и материалы". Н.Асадова: "А вот у меня есть еще такой вопрос. Я знаю, что существует такая программа – шахматы как обязательный предмет в школе. И что делает ФИДЕ для распространения этой программы? В частности, в России?" К.Н.Илюмжинов: "Программа да, есть. Я неоднократно встречался с руководством России и с другими президентами стран... В Калмыкии один из первых указов, который я подписал в 95-м году – об обязательном преподавании шахмат. На сегодняшний день, 100% детей Калмыкии играют в шахматы … В 40 регионах уже шахматы преподаются. В Томской области – спасибо губернатору. В Екатеринбурге. В Нальчике, в Кабардино-Балкарии. В Ханты-Мансийске. И во многих других регионах".Н.Одинокова
"Альтернативы Кирсану Илюмжинову нет и не предвидится": "…26-го апреля на Первом канале вышла программа "Познер", где в качестве гостя был Кирсан Илюмжинов. Честно говоря, меня потряс абсолютно предвзятый подход одноименного ведущего. Куда подевался хваленый профессионализм титулованного телеакадемика? Надо заметить, что Илюмжинов держался куда достойнее интервьюера. Не нервничал, не злился, спокойно и уверенно отвечал на вопросы, в большинстве выуженные редактором передачи явно из желтой прессы. Уверена, что альтернативы харизматичному, обладающему высоким рейтингом Кирсану Илюмжинову нет и не предвидится – ни на уровне республики, ни в мировых шахматах. Думаю, об этом прекрасно осведомлены и российские власти". Добавлю от себя: Н.Одинокова ещё мягко написала об эфире 26-го апреля на Первом канале. На самом деле, Кирсану Николаевичу Илюмжинову перед передачей было сообщено, что эфир – якобы, прямой, при этом ведущий трижды неправильно называл Республику, которой руководит К.Н.Илюмжинов, и когда на это указывалось, то передача сразу прерывалась, и фрагмент "переигрывался". Поэтому нельзя не восхищаться хладнокровием, с которым провёл этот сложнейший "шахматный" поединок Кирсан Николаевич."Кому, как не России, бороться за включение шахмат в Олимпиаду?" ("Время новостей" от 18.02.2010). Президент ФИДЕ К.Н.Илюмжинов: "На встречах с президентами Болгарии, Монголии, Армении, Молдовы, правительственными чиновниками других стран, руководителями различных регионов, потенциальными спонсорами я все время выносил на обсуждение вопросы не только о проведении тех или иных официальных мероприятий ФИДЕ, но и о включении шахмат в школьную программу, о посильной помощи со стороны властных структур… Президенты Молдовы и Армении сообщили, что с нового учебного года в этих странах будет введен шахматный всеобуч на факультативной основе. Об этом же шла речь на моей встрече с партийным руководством китайского города Нанкин по случаю открытия второго этапа женского Гран-при ФИДЕ. Они сообщили, что хотят превратить свой город в центр развития шахмат в Китае и в этих целях намерены построить шахматный центр. Недавно руководитель рассказывал об успехах. С этого года 100 тыс. студентов вузов и 100 тыс. школьников изучают шахматы". В.Борисов: "А почему не удается внедрить такую же программу на территории России?" К.Н.Илюмжинов: "И в самом деле, почему? Есть же пример Калмыкии, где шахматы уже много лет являются неотъемлемой частью школьной программы. В результате успеваемость в наших школах повысилась на 40%. Теперь к нам приезжают из разных стран и российских регионов перенимать опыт. В конце декабря в рамках товарищеского матча ветеранов Спасский - Корчной в Элисте состоялась всероссийская научно-практическая конференция, посвященная вопросам внедрения шахмат в школьную программу, в которой приняли участие представители 42 регионов России. Подвижки есть - шахматы в той или иной форме присутствуют в школьной программе таких регионов, как ХМАО, Псковская и Томская области. Но ведь этого недостаточно! В конце прошлого года в составе делегации ФИДЕ я принял участие в первом национальном форуме “Россия - спортивная держава” в Казани. В его рамках состоялась встреча 11 моих коллег - президентов международных спортивных федераций с президентом России. Предполагается, что такие встречи могут стать ежегодными. На форуме российский президент предложил ввести в школьную программу дополнительный урок физкультуры. Сразу же состоялась моя встреча с министром образования России г-ном Фурсенко, где я обсуждал с ним возможность внедрения шахматного всеобуча. Министр готов оказать содействие, но просит, чтобы мы предоставили свои лучшие современные методические наработки и программы. Мы это, разумеется, сделаем, но сейчас важно, чтобы весь российский шахматный мир объединил свои усилия ради этого благого дела".
"Ход королем" ("Российская газета" от 18.02.2010). Президент ФИДЕ К.Н.Илюмжинов: "В калмыцких школах уже много лет введен шахматный всеобуч. Мы не стремимся сделать профессионалов из каждого школьника. Наша цель - познакомить ребятишек с игрой и научить их мыслить логически. Результат таков: успеваемость в школах возросла на 40 процентов. Уже есть подвижки: во многих школах ХМАО, Томской области, Псковской области, к примеру, шахматы обязательны для обучения или проходят в качестве факультатива".
4 февраля 2010: "Глава Калмыкии посетил с рабочим визитом Монголию и Вьетнам": "24 января Глава Калмыкии, президент ФИДЕ прибыл с рабочим визитом в Ханой, где в тот же день состоялась его встреча с президентом Вьетнама… Особой темой переговоров стали развитие шахмат и введение шахмат в школьную программу. Как сказал г-н Нгуен Минь Чьет, осенью этого года шахматы войдут в программу общеобразовательных школ Вьетнама как обязательный предмет и в этой связи успешный опыт Калмыкии представляет в этом вопросе представляет повышенный интерес. С целью изучения этого опыта в скором времени руководство намерено направить в нашу республику группу специалистов для изучения опыта Калмыкии".
“COMISION DE AJEDREZ PARA LAS ESCUELAS TIENE EXTENSA AGENDA INTERNACIONAL” Планы комитета ФИДЕ “Шахматы в школе” на 2010 год. В материале говорится о том, что в своем докладе, представленном в конце 2009 года на конгрессе ФИДЕ, проходившем в Греции, профессор Ю.Бланко представил программу работы своего комитета ФИДЕ в новом году: “Мы будем развивать деятельность на всех континентах, уделяя особое внимание Азии иАфрики". Мероприятия начинаются с Международной конференции, которая состоится в Москве в конце января (имеется в виду научно-практическая конференция "Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования", Москва, РГСУ, 31 января - 1 февраля 2010). Затем в феврале состоится международный семинар на тему "Методика преподавания шахматной школы" в городе Кюрасао. Далее в планах – национальный конгресс "Шахматное образование" в Бразилии (март). В июле в Венесуэле состоится седьмая национальная конференция по школьно-шахматной тематике. А в конце года работа комитета ФИДЕ “Шахматы в школе” пройдёт в Ханты-Мансийске, в рамках 81-го Конгресса ФИДЕ.
"Ajedrez para aprender a pensar" ("Шахматы для развития мышления"): Congreso "Enseñanza del ajedrez en la provincia de Buenos Aires" (примечание - название конгресса на испанском языке здесь некорректно отображается) (Конгресс "Преподавание шахмат в провинции Буэнос-Айрес"). Мар-дель-Плата, 25 - 27 июня 2009 года. Секции: 1) Шахматы и образование, 2) Шахматы в раннем образовании, 3) Шахматы в начальном образовании, 4) Шахматы в образовании и СМИ, 5) Шахматы в специальном образовании, 6) Высшее образование в шахматы, 7) Неформальное образование по шахматам, 8) Социальные шахматы...
Блистательно была организована и апрельская научно-практическая конференция по шахматному образованию в Элисте (22 - 25 апреля 2010).
О ней я писал так: "Конференция в Элисте прошла качественно, феерически, волшебно! Предупредительность и предусмотрительность радушных хозяев потрясала. Для обеспечения конструктивной работы было сделано всё возможное и невозможное. Лично я не обнаружил ни одной мелочи, которая не была бы учтена. Взять хотя бы такой нюанс – участникам были предложены симкарты! А торжественная встреча основной группы участников 22 апреля в аэропорту! Участники, летевшие со мной в самолёте, смотрели в окна иллюминаторов и размышляли вслух – интересно, кого это встречает высшее руководство Республики Калмыкия?! Оказалось – нас, участников конференции!!! Все мы, смущаясь, вышли из самолёта, поздоровались с руководством Республики, и из рук самых красивых девушек Калмыкии получили ажурные белые шарфы – знак белой дороги – удачи в работе конференции. Неудивительно, что конференция прошла содержательно и качественно. Все мы прекрасно знаем, что поднять пласт шахматного всеобуча – сложнейшая задача. И не боялись на конференции говорить о своих проблемах честно, порой резко, нелицеприятно, но от души, – чтобы изменить ситуацию к лучшему. Очень удалась встреча с Главой Республики Калмыкия 25 апреля! Кирсан Николаевич Илюмжинов подробно рассказал нам о своих ближайших планах в отношении введения шахмат в основную сетку шахматных занятий в общеобразовательных школах. Это было для нас крайне важно – так как официальная СМИ-информация крайне скупа! Мы убедились, что Кирсан Николаевич плотно работает на ниве шахматного всеобуча. И это необычайно важно, так как я получаю сотни писем от энтузиастов шахмат из различных регионов РФ с одним и тем же вопросом: "Ну, когда же наверху от слов перейдут к делу – когда шахматы станут обязательным школьным предметом? Только в этом случае в региональных Департаментах образования будут обращаться с нами по-человечески, а не как с назойливыми мухами…". Выражу осторожную надежду, что теперь шахматному всеобучу в РФ будет открыт зелёный свет. На встрече с Главой Республики Калмыкия мне удалось подарить Кирсану Николаевичу все изданные учебники, пособия, задачники и тетради федерального курса "Шахматы – школе". Владимир Михайлович Белоусов, который прекрасно представил на конференции Томскую область, подарил Главе РК сборник докладов Томской конференции-2008. Не буду сейчас выделять персонально никого из участников, выступивших с пленарными докладами 23 апреля, – все были просто молодцы! Как и их товарищи, которые приняли участие в работе круглого стола 24 апреля и выступили на нём с сообщениями. И коллеги, которые высказали свои конкретные пожелания к тексту итоговой резолюции (они очень помогли). А какой интереснейший и содержательный труд – энциклопедия калмыцкой культуры "Сокровища культуры Калмыкии" (448 с.) – был подарен участникам конференции. При этом данная энциклопедия поступила участникам конференции буквально из типографии. И приятно, что в ней есть большой раздел, посвящённый шахматам – "Шахматная столица мира". А когда у некоторых участников конференции возникла идея получения сертификатов, которые подтверждали бы их участие в работе данного форума, то и это было сверхоперативно сделано оргкомитетом!!! Такого внимания, такой заботы мне ещё не приходилось видеть. Поэтому знаменательно, что и участники конференции сорганизовались и приготовили подарки и руководству Республики, и оргкомитету, и сопровождавшим нас специалистам, и поварам кафе "Лотос", и всем-всем-всем".
Благодарность Главе Республики Калмыкия К.Н.Илюмжинову от участника конференции в Элисте И.Г.Сухина
Резюмирую: всё вышеперечисленное свидетельствует о том, что Кирсан Николаевич Илюмжинов провёл в последние 10 лет огромную работу в области шахматного образования. И всё же пока ещё обязательным предметом школьной программы шахматы в России не стали.
Когда это произойдёт?
Кто же именно: Кирсан Николаевич Илюмжинов или Анатолий Евгеньевич Карпов смогут сделать шахматы полноценным и полноправным обязательным предметом школьной программы?
Возвращаясь к началу, отмечу, что с 1969 года, когда Василий Александрович Сухомлинский в книге "Сердце отдаю детям" написал: "Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры" прошло 40 лет. Трудным и тернистым оказался путь к обязательности шахматного образования. И сейчас все надежды энтузиастов шахматного всеобуча обращены на Россию.
Россия первой в мире ввела шахматы в 1994 году в школьную программу,
в России издан первый в мире специальный учебник для начальной школы (1998),
в России впервые в мире изданы программы трёх обучения для начальной школы (1998),
в России впервые в мире изданы учебно-методические комплекты для трёх лет обучения в начальной школе (1998-2010).
Россия до сих пор – мировой лидер в вопросах методики преподавания основ шахматной игры детям дошкольного и младшего школьного возраста. И всё же, пока ещё шахматы лишь в ряде отечественных регионов считаются полноценным учебным предметом (как региональный компонент). Когда это произойдёт на всей территории России?
А ВОТ ХРОНИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ШАХМАТЫ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
В целом с 2002 года по 2009 год, внимание властных структур РФ к проблематике шахматного образования "шло по нарастающей". Начало было положено многократным чемпионом мира А.Е.Карповым, по инициативе которого в ноябре 2002 года в Министерстве образования РФ был проведен "круглый стол" по вопросам шахматного образования.
В мае 2004 года издан шахматный Приказ Минобразования РФ №2211 и создан общероссийский Координационный совет по развитию шахматного образования в системе образования РФ для его выполнения.
В августе 2006 года
Президент РФ В.В.Путин предложил Министерству образования и науки РФ ознакомиться с опытом преподавания шахмат в школе в зарубежных странах с последующей возможностью применения его в нашей стране.На прошедшем 24-25 февраля 2007 года VIII съезде шахматистов России президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) К.Н.Илюмжинов, предложил рекомендовать всем регионам страны преподавать шахматы в школах как факультатив.
А 28 февраля 2007 года в ходе визита в Санкт-Петербург председатель Государственной Думы Борис Грызлов сказал: "Стоит отметить и позитивные изменения. К ним я отношу, например, введение в школах Москвы, Калмыкии, Санкт-Петербурга, Якутии занятий шахматами. В Калмыкии после введения в школах таких занятий заметно снизился уровень детской преступности. Давайте обратимся к Министерству образования и науки и введем уроки шахмат во всех школах".
В июле 2007 года заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке В.Н.Иванова на пресс-конференции в Москве сообщила, что "скоро в школах России будут учить младшеклассников игре в шахматы в обязательном порядке". Ею было также сказано, что в первом классе шахматам посвятят два часа в неделю, во втором – три часа и в третьем классе – три часа.
На пороге сентября 2007 года В.Н.Иванова заявила, что единственный прорыв, "который, надеюсь, удастся сделать в новом учебном году, это - преподавание шахмат в средней школе…Во всероссийском масштабе ставится вопрос о развитии, возрождении, достижении совершенно нового уровня в шахматном образовании наших детей. Это, как мне кажется, веление времени. Решая вопросы модернизации отечественного образования, надо думать, как наполнить образовательный процесс теми дисциплинами, которые в ещё большей степени будут способствовать развитию умственного потенциала наших детей, их способности мыслить и действовать. С этих позиций, как мне кажется, шахматное образование необходимо отечественной школе на 100 процентов".
В октябре 2007 года вопрос о включении шахмат в урочную сетку начальной школы на заседании Госсовета поставил Президент ФИДЕ и Республики Калмыкия К.Н.Илюмжинов.
В июне 2008 года обнародован "Комплексный план мероприятий по развитию дополнительного образования детей в области шахмат в системе образования Российской Федерации на 2008-2010 годы" (№АФ-19/06 вн), подписанный 18.06.2008 Министром образования и науки РФ А.А.Фурсенко. Высокий статус шахмат в системе образования РФ закрепило письмо Департамента воспитания дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ №06-1025 от 25.06.2008 "О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования".
В июле 2008 года Президент ФИДЕ и Республики Калмыкия К.Н.Илюмжинов на пресс-конференции снова предложил сделать шахматы одним из предметов школьной программы. Сообщалось, что К.Н.Илюмжинов обсуждал этот вопрос с Президентом РФ Д.А.Медведевым и Премьер-министром В.В.Путиным и рассчитывает, что в сентябре 2008 года шахматы войдут в школьную программу.
А ключевым событием одновременно шахматной и педагогической жизни России осени 2009 года стала статья
"Шахматное образование в России", написанная Первым Президентом Республики Саха, заместителем Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Михаилом Ефимовичем Николаевым. Эта статья была сначала опубликована на сайте Первого Президента Республики Саха, а затем под названием "Игра, наука или искусство?: Что мешает развитию шахматного образования" – в "Учительской газете" №36 от 08.09.2009.Необычайно ценно, что указанная статья, содержащая и анализ ситуации, и развернутую программу действий. Статья важная, концептуальная, все расставляющая на свои места и высвечивающая наиболее болевые аспекты.
В статье Михаил Ефимович совершенно справедливо отмечает: "Бесконечные обсуждения и многочисленные разговоры о пользе очевидных вещей – одна из наших национальных особенностей. Вместо того, чтобы использовать свои преимущества в шахматах и накопленный в ХХ веке опыт их преподавания, мы ведем очередную бесконечную, пустую и бесполезную дискуссию".
Мой отзыв на эту статью.Но, видимо, мировой экономический кризис внес свои коррективы, и в 2009-2010 гг. внимание общества к шахматному образованию стало меньше.
Так, когда же шахматы станут обязательным школьным предметом во всех школах РФ?
К сожалению, ответ на этот вопрос не прозвучал и в материалах
Презентации, подготовленной специалистами к заседанию Наблюдательного Совета 14 мая 2010 года.
А ведь, ещё в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации в ноябре 2008 года президент Д.А.Медведев рассказал о разработке Национальной образовательной стратегии – инициативы “Наша новая школа” и о пяти ее основных направлениях.
Д.А.Медведев указал: "Именно сейчас нам нужно создавать основы национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Внедрять самые передовые технологии. Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех "И" - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Такой подход закреплен и в подготовленной Правительством концепции развития до 2020 года. Реализовать его нужно в полном объеме. Добавив к нему… пятую составляющую - интеллект".
Но для того чтобы были заложены основы национальной конкурентоспособности, ученики с самых ранних лет должны приобрести не набор различных сведений (что сейчас культивируется в общеобразовательной школе), а необходимые для жизни умения и способности. А для этого в школе должны присутствовать специальные надпредметные дисциплины, которые эффективно и развивают интеллект. Шахматы – не только народная игра в России, но и в определённой степени интеллект российской державы. И не случайно президент к концепции четырёх "И" добавил пятый "И" - интеллект, указав необходимость внедрять самые передовые технологии. Я уверен, что технологии обучения детей шахматной игре, нацеленные на развитие, несомненно входят в число этих передовых технологий.
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/FIDE2010.htm
© 2010 Сухин И.Г.