И.Г.Сухин

Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России”

Элиста, декабрь 2009

 

 

Материал 6: 18.12.2009: Заключительные пленарные доклады: 11.15 – 13.00

 

По Программе мой доклад "Общемировые тенденции продвижения шахмат как учебной дисциплины в системе образования и федеральный курс для начальной школы "Шахматы – школе" должен был начаться в 10.55. Но так как на часах было уже 11.15, то я ещё более сократил своё выступление. Я планировал также продемонстрировать подготовленную мной электронную презентацию Федерального курса "Шахматы – школе" (она была уже готова к показу, благодаря специалистам Элисты), но не стал этого делать, чтобы другим выступающим было предоставлено больше времени для выступления.

Я в своём докладе выразил благодарность самому влиятельному педагогическому изданию – "Учительской газете" за то, что здесь уже четыре года подряд предоставлена трибуна шахматному всеобучу. Также я отметил, что Республика Калмыкия стала первым российским субъектом федерации, который включил в свой региональный компонент урок шахмат. И поэтому, к примеру, на сегодняшний день показатели школьников Республики Калмыкия по ЕГЭ выше, чем аналогичные показатели в большинстве других регионов. Поэтому бесценны усилия Президента ФИДЕ Кирсана Николаевича Илюмжинова по продвижению шахмат в систему образования РФ и зарубежных стран. Также поблагодарил директора учебно-методического объединения "Духовное возрождение" (г. Обнинск) Тамару Константиновну Фесенко за высокий уровень, с которым были изданы составляющие федерального курса "Шахматы – школе".

Вот некоторые фрагменты моего доклада.

 

И.Г.Сухин: "Общемировые тенденции продвижения шахмат как учебной дисциплины в системе образования и федеральный курс для начальной школы "Шахматы – школе": "Дорогие организаторы, участники и гости конференции! Прежде всего, отмечу, что я безмерно счастлив впервые ступить на благодатную землю Республики Калмыкия, – на землю, которая первой в мире высоко подняла флаг шахматного всеобуча; на землю, которая открыла Белую Дорогу всему шахматному образованию. Как все помнят, Республика Калмыкия стала первым российским субъектом федерации, который включил в свой региональный компонент урок шахмат. Согласно Указу Президента Республики Калмыкия № 129 от 19 июня 1995 года "О государственной поддержке развития шахматного движения" в начальных классах введены уроки шахмат, созданы секции и кружки при учреждениях дополнительного образования, организованы семинары повышения квалификации. И поэтому, к примеру, на сегодняшний день показатели школьников Республики Калмыкия по ЕГЭ выше, чем аналогичные показатели в большинстве других регионов. Разумеется, успехи Республики Калмыкия в области шахматного образования достигнуты благодаря конкретным людям и их конкретным делам. И, в первую очередь, благодаря огромной созидательной деятельности Президента ФИДЕ и Главы Республики Калмыкия Кирсана Николаевича Илюмжинова. И это не случайно, ведь для Республики Калмыкия шахматы, как писал Кирсан Николаевич – это "живая традиция калмыцкой мысли, калмыцкой жизни, калмыцкой культуры". Считаю важным подчеркнуть, что в Республики Калмыкия сложился прекрасный коллектив единомышленников, который помогает Президенту развивать шахматную идею до уровня национальной идеи России. Это, прежде всего, Вице-президент Российской шахматной федерации, Государственный советник Главы Республики Калмыкия, Президент Федерации шахмат Республики Калмыкия Валерий Эрдниевич Боваев, заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия – Министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия Бадма Катинович Салаев, Помощник президента ФИДЕ, пресс-секретарь ФИДЕ Берик Туктыбекович Балгабаев, директор Элистинского офиса ФИДЕ, председатель Элистинского городского собрания 4-го созыва Вячеслав Хазыкович Намруев и многие другие. Спасибо Вам за это! Теперь сразу обозначу ещё один ключевой аспект. В таком сложном деле как шахматное образование нам не обойтись без поддержки педагогических СМИ. Поэтому самоценно, что уже четыре года подряд шахматному всеобучу предоставляет трибуну самое влиятельное педагогическое издание – "Учительская газета". Вот и теперь, когда я сообщил редакции, что лечу в Элисту, то сразу получил задание от редактора, цитирую: "Предлагаю ваш рассказ о конференции наполнить полезными советами о том, как в Калмыкии поставлено шахматное дело – таким конкретным материалом, прочитав который, другие регионы могут внедрить это у себя. Уверена, что у вас получится прекрасный материал!" Вот такое задание. Так что я на конференции не только докладчик, но и самый внимательный слушатель! Свой доклад я посвятил базовому компоненту шахматного образования – шахматам как полноценной и полноправной учебной дисциплине в системе образования. Есть расхожая мифологема, что шахматы – это наука, искусство и спорт. Но реально, на сегодня, практически во всех странах мира шахматы на 99% только спорт – это видно и из публикаций СМИ, и из анализа Интернет-контента. И это при всём том, что в регионах России шахматы как учебный предмет преподаются в огромном числе общеобразовательных школ и детских садов, которых с каждым днём становится всё больше. Поэтому мы уже может говорить, что шахматы – это школьный и дошкольный учебный предмет, опирающийся на науку и содержащий элементы искусства. С этой точки зрения я рассматриваю шахматы как чётко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Полноценный и полноправный учебный предмет! Поэтому бесценны усилия Президента ФИДЕ Кирсана Николаевича Илюмжинова по продвижению шахмат в систему образования России и зарубежных стран. И сегодняшние выступления участников конференции – тому подтверждение. И откровенно огорчает и удручает, что не только в не шахматном мире, но и в среде шахматных специалистов до сих пор отношение к шахматному всеобучу нередко ироничное, мол, ну-ну! И продолжается бесконечная полемика – а нужен ли он, этот всеобуч? Лучше всех об этом написал заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, первый президент Республики Саха Михаил Ефимович Николаев. Цитирую: "Бесконечные обсуждения и многочисленные разговоры о пользе очевидных вещей — одна их наших национальных особенностей. Вместо того чтобы использовать свои преимущества в шахматах и накопленный в ХХ веке опыт их преподавания, мы ведем очередную бесконечную, пустую и бесполезную дискуссию". Здесь очень точно отражено положение дел! Болтунов в РФ хватает – опошлить, опорочить, заболтать можно самое благое дело. А вот понять идею, решить проблему и найти оптимальные пути реализации идеи, дано не всем. Поэтому и саботируют в ряде регионов предложения и рекомендации высших руководителей страны. Известное дело: кто хочет делать и способен на это – ищет способ, кто не хочет – ищет причину, отговорку. Но важно, чтобы шахматный всеобуч расцветал не только в регионах-лидерах (Калмыкии, Якутии, Томской области, Ханты-Мансийском автономном округе и других), а в большинстве регионов. Иначе и Восток, и Запад окажутся сильнее нас в исконно отечественном – постановке и решении задач всеобуча. Ведь, шахматный всеобуч – это будущее наших детей, их успешность в жизни, их умение мыслить, анализировать ситуацию и приходить к правильным выводам… Далеко не все знают, что шахматы как учебный предмет в РФ нормативно уже с 1994 года в программе начальной школы – как факультативный курс в сетке занятий. Федеральный шахматный курс "Шахматы – школе" стал один из трёх первых факультативных курсов, получивших гриф "Рекомендовано Министерством образования России" – в 1994 году (кроме него ещё “Введение в народоведение” и “Твоя Вселенная”). А шахматные программы трёх лет обучения регулярно публиковались в основном нормативном сборнике "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы". При этом учебно-методический комплект "Шахматы, первый год", входящий в Федеральный курс "Шахматы – школе", стал первым в мире учебно-методическим комплектом, написанным специально для начальной школы. Лишь позднее были изданы подобные комплекты в Израиле и Испании. В наши дни происходит переход от стандартов первого поколения к стандартам второго поколения, и нельзя упустить момент, чтобы позиции завоёванные шахматами в школах России были потеряны…Необычайно ценно и то, что за последние годы за рубежом и в России прошло много конференций по проблеме "Шахматы в школах". Среди них: Первый Республиканский шахматный конгресс "Шахматы в школе" в Якутии (2006). Международная конференция "Шахматы в школах" в Абердине (Шотландия, 2007). Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России" (Томск, 2008), Международная научно-практическая конференция "Шахматы в системе образования России и мира" (Москва, 2009), Международная конференция "Шахматы: игра с которой мы растём" (Италия, 2009). Возвращаясь на десятилетие назад – в 1998 год, отмечу статью Александра Николаевича Костьева, посвящённую школьно-шахматной тематике на конгрессе ФИДЕ в Элисте, на которой о своём опыте много говорили даже представители небольших государств, а россияне молчали. А.Н.Костьев писал: "Наша же отечественная шахматная школа с ее апробированными системами организации и методики работы с детьми далеко ушла вперед. Но вот беда. Мы мало популяризируем собственный, порой бесценный, опыт" (“64 – Шахматное обозрение”, 1998, №10, с.37-38). Эти слова А.Н.Костьев написал 11 лет назад, но они более чем актуальны и сегодня! Поэтому считаю необычайно значимым, что все мы собрались здесь – в колыбели всеобуча Элисте – и сейчас – в декабре 2009 года, когда по ряду причин внимание общества к шахматам как к учебной дисциплине снизилось… Поэтому новую надежду шахматному образованию подарила в августе 2009 года важная статья М.Е.Николаева "Шахматное образование в России", а теперь – наша конференция. Следует использовать то обстоятельство, что не так давно из уст Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева прозвучало, что к заявленной концепции четырех "И" (в которую включены институты, инвестиции, инфраструктура, инновации) следует добавить пятую составляющую – интеллект. Прокомментирую. Для того чтобы были заложены основы национальной конкурентоспособности ученики с самых ранних лет должны приобрести не набор различных сведений (что сейчас реально культивируется в общеобразовательной школе), а необходимые для жизни умения и способности. А для этого в школе должны присутствовать специальные надпредметные дисциплины, которые эффективно и развивают интеллект. Шахматы – не только народная игра в России, но и в определённой степени интеллект российской державы. И не случайно президент к концепции четырёх "И" добавил интеллект, указав необходимость внедрять самые передовые технологии. Технологии обучения детей шахматной игре, нацеленные на развитие, несомненно, входят в число этих передовых технологий. Также президент РФ очертил пять направлений новой национальной образовательной стратегии – инициативы "Наша новая школа". И, по моему мнению, в реализации практически каждого из указанных направлений в той или иной степени могут помочь шахматы как учебная дисциплина. В том числе и следующие, цитирую: Д.А.Медведев: "Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности… " Прокомментирую. И развитие у детей с помощью шахмат способности детей действовать "в уме" – основа основ для реализации первого направления. Д.А.Медведев: "Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно". Прокомментирую. Именно на это должна быть направлена работа каждого педагога. Таким должен быть урок шахмат, таким должны быть и остальные уроки. Д.А.Медведев: "Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая". Прокомментирую. Очень ценно, что президент честно признаёт, что "сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая". Поэтому каждый школьный предмет должен быть здоровьесберегающим, и урок шахмат в том числе – его возможности для этого велики (шахматы без проигравших – преподаваемые по задачной технологии)! Таковы инициативы президента РФ. И, по моему мнению, шахматы волшебно ложатся в их прокрустово ложе. Поэтому, создавая курс "Шахматы – школе" я не открыл Америки, объединив в своём курсе игру и театр. Ведь это очевидная вещь – каждое занятие должно стать для ученика уроком-переживанием, уроком-событием, уроком-волшебством. Для этого он должен одновременно представлять собой: 1) урок-сказку; 2) урок-театр; 3) урок-игру; 4) урок-смех; 5) урок-тайну; 6) урок – погружение в решение забавных и занимательных заданий; 7) урок без неуспевающих; 8) урок-мечту; 9) урок без проигравших; 10) урок здоровьесберегающий; 11) урок-радость. Многие отечественные школы работают по моей технологии с 1994 года – с года издания программы "Шахматы, первый год" в журнале "Начальная школа". При этом я всегда подчёркиваю, что мой подход – это лишь один из правильных подходов к проблеме, вполне возможны и другие подходы, в основе которых будет лежать иное целеполагание…"

 

Очень содержательным был доклад ректора Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования, заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук Лилии Демьяновны Мунчиновой "Подготовка учителя для преподавания шахмат в школе в учреждении системы дополнительного профессионального образования". Л.Д.Мунчинова сказала об использовании в Элисте системы Л.Занкова, о том, что в буддизме логика – третий глаз. И благодаря шахматам логика как предмет в школе даже не нужна. Было сказано о модели "Новой школы", курс на которую объявил Президент РФ Д.А.Медведев. И я совершенно согласен со словами Лилии Демьяновны о том, что новую школу нельзя представить без шахмат. Также было сказано о том, что в Калмыкии преподавание опирается на концепцию укрупнения дидактических единиц, которую разработал выдающийся калмыцкий учёный Пюрвя Мучкаевич Эрдниев.

Очень интересны были размышления Лилии Демьяновны о последействии (явлении, состоящем в том, что действие чего-либо на что-либо обнаруживается не только в момент применения, но и в последующее время). Были приведены данные ЮНЕСКО о том, что выживаемость полученных в школе знаний по математике составляет 25% (то есть, взрослый помнит 25% математических сведений от количества, данных в школе), а по гуманитарным предметам – 37%. Была затронута философско-педагогическая концепция С.И.Гессена, ратовавшего за то, что следует учить способу мышления.

Добавлю, что, как отмечает, в частности, Е.Е.Седова: "В философско-педагогической концепции С.И.Гессена рождается новое направление – критическая дидактика. От принципов реального образования (т.е. от передачи сведений) усвоение научного метода знания отличается тем, что любой отдельно взятый факт, или любое отдельное знание передается не изолированно и самодостаточно, а ради более глубокого порождающего его начала: “Сила всякого слова не в том, что оно говорит, а в том, что оно подразумевает. Слово, которое сполна высказало все, что оно хотело сказать, за которым слушатель не чувствует ничего не высказанного, есть поверхностное и мелкое, мало говорящее слово. Все искусство речи состоит в том, чтобы почувствовать позади высказанного глубину невысказанного, которого только незначительной частью, но потому и кроющей в себе объемлющее ее целое является сказанное содержание. Только такие слова волнуют, двигают, поучают” (С.И.Гессен). Знание может быть подлинным только тогда, когда содержит в себе целостность других знаний. Но метод невозможно усвоить только изучая формальную логику, в отрыве от порождаемой им науки. Овладеть методом можно только применяя его к решению конкретных проблем, приходя с его помощью к нахождению новых истин. Аналитическая гносеология рационализма, а вслед за ней и теория формального образования игнорировала синтетически-творческий характер научного метода, а знание же есть “творческое открытие личности”. В связи с этим задачи обучения С.И.Гессен видит не в том, чтобы сделать человека умнее, а в том, чтобы сделать его ум культурнее, научить ставить вопросы и направить на путь их разрешения, “облагородить ум прививкой метода научного знания”. Критическая дидактика С.И.Гессена стремится развить подлинную свободу мышления, ибо метод не может быть чем-то внешним, привнесенным, “перелитым в учащегося извне”. Это добровольный и самостоятельный настрой на определенный научный лад. Метод субъективен как форма отношения субъекта к миру, но объективен как сверхличностное начало, приобщающее к знанию мира. Метод лишний раз свидетельствует, что “мир не исчерпывается физической и психической действительностью и что есть третье царство, царство ценностей и смысла”. “Задача учителя подобна Сократовой “маевтике”: дать толчок, сообщить направление и быть восприемником рожденного учеником знания. Установить, насколько овладел учащийся методом научного мышления невозможно путем традиционных форм проверки (опросом или решением нескольких задач). Только наблюдение в течение сравнительно продолжительного времени за его повседневной работой, что возможно лишь при близком знании ученика, вниманию к личности и ее развитию. Обучение методу возможно только личным примером, деятельным использованием его изо дня в день в совместной работе учителя и ученика. Руководить этой работой, отзываться на всякий обнаруженный в течение работы вопрос и вариант его решения – вот подлинная задача учителя. А для этого он сам должен постоянно применять метод как живое орудие мысли. Никакой учебник или задачник не может заменить учителя, т. к. метод научного мышления “путем заразы, непосредственно от человека к человеку, путем устного предания, носителем которого является не мертвое слово, а всегда живой человек” (С.И.Гессен)".

В этой связи Лилия Демьяновна Мунчинова и делает вывод, что шахматы и формируют способ мышления. И добавляет, что беда отечественной системы образования состоит в том, что школьное обучение происходит в полном отрыве от реалий современной жизни ("обучение - одно, жизнь – другое"). А шахматы интегрируют усилия всех предметников, и здесь Л.Д.Мунчинова соглашается с И.Г.Сухиным: "Да, шахматы надпредметны" (верно, я первым в РФ писал о надпредметности шахмат). Справедливы и слова ректора о том, что насадить сверху шахматы как учебный предмет нельзя – идея должна созреть. Было сказано и о том, что благодаря шахматам формируются познавательные потребности. После этого Л.Д.Мунчинова показала электронную презентацию "по модулям" (начали разрабатывать психологическую концепцию обучения шахматам) и добавила, что к сожалению, ни один институт не учит методике преподавания шахмат.

В числе модулей: психология шахматной игры, философия образования, педагогика сотрудничества и др. Было сказано также о сензитивности. Ректор ссылалась на работы Э.В.Ильенкова и на статьи Л.Б.Бабушкина, и, в частности, на работу "Помогут ли шахматы школе?" Напомню, что в этой статье Лев Борисович Бабушкин писал: "Школа должна учить мыслить" – так называлась статья Эвальда Ильенкова, опубликованная в журнале “Наука и Жизнь” в 1984 году. А написана она была и еще раньше – лет сорок назад. Но и сегодня мысли выдающегося философа и педагога (изложенные ярко и эмоционально) не утратили злободневности. В статье не упоминаются шахматы, тем не менее, шахматистам будет полезно с ней познакомиться. Те, кому небезразлична тема шахматного всеобуча, найдут в ней убедительные аргументы в пользу введения шахмат в школьные программы: шахматы не просто учат мыслить - они учат мыслить диалектически!"

А вот цитата самого Э.В.Ильенкова: "Учить мыслить — значит прежде всего учить диалектике... Чем отличается диалектически мыслящий человек от мыслящего недиалектически? Умением наедине с собой, без “оппонента”, взвешивать все “за” и все “против”, не дожидаясь, пока эти “против” со злорадством предъявит противник. Поэтому культурно мыслящий человек и оказывается всегда прекрасно вооруженным в спорах. Он заранее предвидит все “против”, учитывает их вес, заготавливает контраргументы". И это Л.Б.Бабушкин комментирует так: "Разве не этому учат шахматы в первую очередь?! Невозможно добиться успеха в шахматах, не умея мысленно становиться на сторону противника, не учитывая всех его возможностей - без этого не только сильного противника не победить, но и красивую задачу или этюд правильно не решить".

Сразу же отмечу, что Л.Д.Мунчинова очень высокого мнения о Л.Б.Бабушкине и его сайтах "Генезис" и "Теория творчества" и хотела бы познакомиться с ним лично. На сайте "Теория творчества" пользователи Интернета могут познакомиться и с другими базовыми статьями Э.В.Ильенкова "К вопросу о понятии “деятельность” и его значении для педагогики" и "Проблема противоречия в логике". И ещё – с главами из работы Эдварда Де Боно "Рождение новой идеи" и многим другим. В своём докладе Л.Д.Мунчинова вспоминает и слова гроссмейстера М.Тайманова о том, что шахматы становятся просто игрой, а должны быть искусством (не уверен в точности записи). Ректору понравился девиз новгородской области "Ни дня без шахмат", она согласна с тем, что шахматная педагогика – это новое инновационное направление.

Но Л.Д.Мунчинова со скепсисом относится к идее включения в классификатор профессий профессии "учитель шахмат", так как это очень сложно, а вот программы для курсов повышения квалификации – это реально. Любопытна её мысль о том, что для преподавания шахмат в начальной школе даже лучше использовать учителей-предметников, чем учителей начальных классов. Было подчёркнута важность шахмат в семье и в системе развивающего обучения. Радостно, что Элиста стала Меккой шахмат. А апофеозом выступления Л.Д.Мунчиновой стала знаменитая фраза, которой заканчивалась статья Л.Б.Бабушкина "Помогут ли шахматы школе?", а именно: “Знающий тайну шахмат – знает тайну жизни”. В целом, ректор Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования Лилия Мунчинова объяснила, что шахматы как учебная дисциплина формируют научный способ мышления, учат мыслить, интегрируют усилия учителей-предметников.

 

Своё мнение о данном выступлении В.А.Парфёнов в статье "Шахматам в школах БЫТЬ!": Так решили на Всероссийской конференции в Элисте" от 22.12.2009 выразил так: "Честно говоря, не хочу обидеть других выступающих, но мне больше всего понравилось выступление ректора Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования, заслуженного учителя Российской федерации Мунчиновой Л.Д. - высказала очень созвучные с моими мысли, прекрасно иллюстрировала свое выступление на очень актуальную тему: "Подготовка учителя для преподавания шахмат в школе в учреждении системы дополнительного профессионального образования". Что обидно - всё, что она высказала, начиналось и у нас. Но, к сожалению, не хватало политической воли наших чиновников довести всё это до конца... А сил общественности для кардинального решения возникающих вопросов явно недостаточно. Да и не к чему это - когда есть чиновники, получающие за это государственную зарплату?!... Всё это к вопросу о роли личности и кадров в истории... И о роли ПЕРВОГО лица в реализации идей... К сожалению, дела, которые сейчас делают в Калмыкии по подготовке шахматных педагогических кадров, начинали и у нас в регионе, как говорится, "за здравие", но не смогли довести дело до логичного завершения - за каждым выпускником должен был встать новый клуб или кружок. Не хватило элементарно средств на оснащение каждого нового кружка минимальным комплектом инвентаря и методических материалов. Хотя "особо-настойчивые" выпускники не смотря ни на что организовали кружки. Честь им и хвала. Искренне завидую школьным учителям Калмыкии. Что еще понравилось в её докладе - она рассматривает шахматы КАК ФИЛОСОФИЮ жизни. Провозглашен девиз: "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"!

 

Доклад члена президиума ФШ Самарской области, международного гроссмейстера из г. Тольятти Павла Валерьевича Скачкова касался "Проблемы организации шахматного образования школьников на примере Самарской области". Вот фрагменты, П.В.Скачков: “Комплексный план мероприятий по развитию дополнительного образования детей в области шахмат в системе образования Российской Федерации на 2008-2010 годы” за подписью министра образования А.А. Фурсенко выполняется территориально в Москве, Екатеринбурге, Пскове, Ханты-Мансийске, Томске и, разумеется, в Республике Калмыкия. В Самарской области учебный процесс по шахматам, за исключением единичных достижений, на “нулевой отметке”. Отставание разительно бросается в глаза на фоне успехов в соседнем Татарстане, где уже 20% школьников успешно осваивают шахматную дисциплину”. В декабре 2009 года, по инициативе Министерства образования Самарской области, принято решение организовать шахматные уроки в 40 школах области. Министерство оплачивает 30000 учебных часов, на спонсорские средства закупается необходимый шахматный инвентарь. Педагогический учебно-воспитательный процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. За исключением Республики Калмыкия, где накоплен положительный опыт по успешному внедрению шахматной дисциплины в систему общего начального образования, в остальных регионах России на сегодняшний день педагогическая структура массового шахматного образования полностью зависит от таланта тренера, а значит, чрезвычайно субъективна и малоэффективна".

Отметив, что пока ещё в РФ почти всё зависит от таланта тренера, Павел Валерьевич коснулся важного вопроса, который я не успел захватить в пленарной части (но я его развил позже – в рамках секционной работы). А именно, о необходимости разграничивать две принципиально разные цели: 1) спортивную цель; 2) шахматы как средство воспитания гармонично развитого человека. И рассмотрел формы организации: 1) традиционную для ДЮСШОР, 2) урочную для школы. Реальность – субъективный опыт тренеров.

 

12.10. Выступление Вице-президента Челябинской областной ФШ Амира Мансуровича Гилязова "Шахматный всеобуч в Сатке. А.М.Гилязов проинформировал об огромной конструктивной работе, проведённой по шахматному всеобучу в г. Сатке и нацеленной на развитие у детей способности действовать "в уме". Были расставлены точки над "и" – пока ещё не все регионы готовы к шахматному всеобучу. Там, где нет благодатной почвы, процесс идёт тяжело, причём, в первую очередь, из-за нехватки кадров. Проект “Шахматный всеобуч” стартовал в Сатке в конце 2003 года. Он заключается в приобщении к игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Идея создания проекта, принадлежащая клубу “Вертикаль” получила поддержку Управления образования Саткинского муниципального района. Финансирование проекта осуществляется в рамках социальных программ, проводимых ЗАО “ITF Group Holdinq". Задача проекта - привлечь как можно большее количество учащихся школ и воспитанников детских садов города и района к занятиям в шахматы. Привить детям интерес к игре. Установить тесную взаимосвязь связь между ШК "Вертикаль" и администрациями общеобразовательных учреждений - включение шахмат в расписание занятий, обустройство шахматных уголков. Год от года всеобуч развивается всё более динамично - на первом этапе в проект было вовлечено 450 детей, к осени 2004г. в шахматном всеобуче участвовало уже более полутора тысяч детей; на сегодняшний день шахматы введены в сетку занятий в 20 детских садах и 24 школах района. В проекте участвуют 590 дошколят и 933 учащихся начальной школы. Азам древней мудрой игры их обучают 54 педагога. Проблема тренерского состава решилась просто: для педагогов, работающих с детьми и поддержавших идею всеобуча, проводятся обучающие курсы и семинары. Все образовательные учреждения, вовлечённые во всеобуч, обеспечены шахматным инвентарём и методической литературой. По итогам учебного года каждому ребёнку, участвующему в проекте, вручается сертификат. Традиционно шахматный год завершается балом с королём и королевой, где каждого участника проекта ждут призы и подарки.

Проект “Шахматы для общего развития” - шахматный проект. Заключается в разработке такой методики построения шахматных занятий, чтобы дети не только учились играть в шахматы, но и развивали свои способности: действовать в уме; планировать свою деятельность; работать самостоятельно; осмысливать свою деятельность; концентрировать и распределять внимание; тренировать память. Второй целью проекта стала возможность осуществления переноса принципов и приёмов развивающих занятий по шахматам на другие учебные процессы. В основу идеи проекта лёг тезис о том, что шахматы – это деятельность, которая требует способности действовать в уме. Авторами идеи стали член-корреспондент Российской Академии образования, доктор психологических наук, кандидат в мастера спорта по шахматам Н.Г.Алексеев и международный гроссмейстер по шахматам Ю.С. Разуваев. Руководит проектом кандидат психологических наук, заведующий лабораторией инновационного образования детей с особенностями развития Института педагогических наук Российской Академии наук Виктор Зарецкий. Проводится в школах Сатки в форме эксперимента по инициативе и поддержке президента ЗАО ITF “Group Holding” С.П.Коростелёва. Стартовал осенью 2004 года. Идея создания перспективной методики построения шахматных занятий для учащихся младших классов на основе рефлексивно-деятельностного подхода имеет научную основу. Динамика интеллектуального развития каждого школьника была подтверждена психологическим обследованием интеллектуального развития детей. Исследования такого уровня организованы и спланированы специалистами из г. Москвы при сотрудничестве с психологами Саткинского района. В докладе было сказано, что всеобуч в Сатке протекает в условиях социального партнёрства. Амир Мансурович Гилязов подчеркнул, что для преподавания в школах используется различная литература, но главным являются учебно-методические комплекты, входящие в Федеральный курс И.Г.Сухина "Шахматы – школе", так как они единственные в РФ получили рекомендацию Министерства образования РФ.

Член президиума ФШ Ярославской области, международный гроссмейстер Владимир Алексеевич Поткин "Шахматное образование в вузах (на примере РГУФК)" рассказал о постановке работы на кафедре теории и методике шахмат в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (заведующий кафедрой - кандидат военных наук, доцент Евгений Павлович Линовицкий). На кафедре теории и методики шахмат ведется обучение по специализации “Шахматы”. Кафедра одна из лучших по спортивным достижениям в университете. Кроме того, за последние годы кафедра теории и методики шахмат в призовой тройке по количеству выпускных золотых медалей. За 43 года своего существования кафедра теории и методики шахмат РГУФК подготовила и выпустила не только для России и государств бывшего СССР, а и многих стран дальнего зарубежья свыше 600 тренеров и шахматистов-профессионалов. 64 из них стали международными гроссмейстерами, более 150 - национальными и международными мастерами, мастерами ФИДЕ. Их имена известны всему миру: Юрий Балашов, Александр Морозевич, Александра Костенюк, Александр Грищук, Евгений Бареев, Валерий Чехов, Виорел Бологан, Людмила Зайцева, Анна Ахшарумова, Михаил Кобалия, Саня Вуксанович, Татьяна Лемачко, Сергей Кишнев, Татьяна Грабузова, Евгений Наер и др. Специализация “Шахматы” появилась в ГЦОЛИФК в 1966 г. Инициатором ее создания и первым руководителем стал заслуженный тренер СССР, мастер спорта, доцент Григорий Абрамович Гольдберг. Его помощниками на педагогическом поприще стали М.Дворецкий, гроссмейстер Ю.Разуваев и Б.Злотник. В течение 5 лет (1977-1982) специализацией руководил гроссмейстер, тогдашний чемпион мира в игре по переписке, заслуженный тренер РСФСР Яков Борисович Эстрин. Важным событием в жизни Академии стало образование в 1982/83 учебном году кафедры шахмат. Первым ее руководителем стал международный гроссмейстер, доктор психологических наук Николай Владимирович Крогиус. В 1983 г. кафедру возглавил мастер спорта Борис Анатольевич Злотник. С 1990 г. и по сей день кафедрой руководит Евгений Павлович Линовицкий. В 1983 г. коллективом преподавателей кафедры при участии доцента Львовского Ю.Е.Симкина была разработана новая учебная программа (под редакцией Б.А.Злотника), предусматривающая изучение наряду с теорией и методикой тренировки методики преподавания и спортивно- педагогическое мастерства. По-новому стала проводиться и учебная практика студентов-с целью формирования у них профессионально- педагогических умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы. Эти умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе педагогической практики в школе и организационно- тренерской практики в спортивных школах и сборных командах страны. Кафедра стала центром учебно-методической работы в стране. С 1984 г. открылось шахматное отделение в высшей школе тренеров (ВШТ); регулярно проводилась переподготовка тренеров и организаторов шахматного спорта при Институте повышения квалификации и переподготовки кадров. К проведению теоретических и практических занятий со студентами и слушателями ВШТ привлекались ведущие гроссмейстеры и шахматные специалисты: экс-чемпионы мира М.Ботвинник, В. Смыслов, А.Карпов; гроссмейстеры Ю.Авербах, С.Макарычев, Е.Геллер, Ю.Балашов; международный арбитр Б.Крапиль; заслуженный тренер СССР М.Дворецкий, шахматный писатель И.М.Линдер. Специализация “Шахматы” развивалась год от года. Если в 1970 г. она насчитывала 48 студентов, а первый выпуск составлял всего лишь 5 человек, то уже в следующем году было выпущено 17 дипломированных тренеров- преподавателей по шахматам. Выпуск 1992 г. оказался рекордным - 25 студентов и 6 слушателей ВШТ.

 

12.28. Следующий доклад прочитал председатель Элистинского городского Собрания, директор Элистинского офиса ФИДЕ Вячеслав Хазыкович Намруев (“Шахматная Академия Республики Калмыкия”). Отмечу, что с Вячеславом Хазыковичем я познакомился год назад, на Томской конференции по шахматному образованию, и был очень рад снова выслушать и законспектировать его выступление. Большую роль в популяризации шахмат в Республике Калмыкия играет система дополнительного образования. Региональным центром по развитию дополнительного шахматного образования среди детей является Республиканская детско-юношеская спортивная школа “Шахматная Академия Республики Калмыкия”, благодаря которому выстроена четкая система работы по пропаганде и развитию детских шахмат, индивидуальная работа с одаренными шахматистами. На базе учреждения создана “гроссмейстерская школа” для работы с юными талантливыми шахматистами с привлечением ведущих тренеров страны. В течение года проводятся четыре сессии, в летнее время проводится республиканская профильная смена в детском оздоровительном лагере… Вячеслав Хазыкович подчеркнул, что Республика Калмыкия – единственное место в мире, где есть шахматный город. И привёл любопытный пример: в 1998 году в РФ – дефолт, а в Элисте – конгресс ФИДЕ! В “Шахматную Академию Республики Калмыкия” отдают детей с 5-6 лет, и уже через три месяца глаза детей и родителей загораются! Курирует “Шахматную Академию Республики Калмыкия” экс-чемпион мира Б.В.Спасский, которому подарен коттедж. Занятию здесь идут по своим шахматным программам. Шахматы постепенно становятся национальной идеей…

На этом повестка пленарной части была исчерпана, в 13.30 за участниками конференции пришёл автобус, и мы поехали на торжественную церемонию открытия матча В.Корчной – Б.Спасский, который представлял собой красивейшее зрелище…

 

Продолжение следует

17.01.2010

 

 

 

 

Приветствие Главы Республики Калмыкия К.Н.Илюмжинова "Участникам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России".

 

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России" (участники из 29 регионов России) 17-20 декабря 2009 г., г. Элиста.

 

Благодарственное письмо от участников Всероссийской научно-практической конференции в Элисте "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России"

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009: Материал 1: За неделю до конференции: 10.12.2009 – 12.12.2009

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России”, Элиста, декабрь 2009": Материал 2: Подготовка первых вариантов Программы конференции и план пленарного выступления: 15.12.2009 – 16.12.2009

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 3: Этот длинный-длинный-длинный-длинный-длинный день 17.12.2009

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 4: День конференции 18.12.2009: Утро.

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 5: Пленарные выступления 18.12.2009: Первые доклады: 10.12 – 11.15.

 

 

 

 

 

На главную страницу

 

 

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/elista8.htm

© 2010 Сухин И.Г.

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz