Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

И.Г.Сухин "Выступление А.Е.Карпова на Исполкоме РШФ 14 июля 2004 года" (заметки по горячим следам)

 

Своё выступление Анатолий Евгеньевич начал с экскурса в историю: в 1988 году в Воронеже, благодаря инициативе А.Е.Карпова, была открыта областная шахматная школа. 6 лет назад был создан Межрегиональный шахматный центр, и вскоре образованы шахматные гроссмейстерские школы во многих российских регионах. Ориентиры работы - регионы; опора на мэров и губернаторов. Три ключевые направления: а) работа с одарёнными (селекция, отбор); б) шахматы в секциях и кружках; в) охват общеобразовательных школ. По последнему направлению работа началась с лицея Ямбурга, затем в октябре 2003 года - начало шахматных занятий в школе №234 г. Москвы. Сейчас в СВАО намечены шахматные курсы. Создан Координационный совет по шахматному образованию. Пока ещё в трудовых книжках не ставится запись "преподаватель шахмат". Следует проработать этот вопрос. Глава московского Департамента образования Л.Кезина поддерживает идею более широкого проникновения шахмат в школы. Затем Анатолий Евгеньевич очертил 7 важных вопросов: 1) содействие продвижению шахмат в школы как факультатива и как обязательного предмета, 2) разработка учебных курсов, 3) гроссмейстерские школы, 4) подготовка преподавателей по шахматам для общеобразовательных школ, 5) проблемы тарификации, 6) организация детских соревнований, 7) проведение турниров по линии МШШС. В конце А.Е.Карпов подчеркнул, что массовые детские соревнования следует вывести из ведения ДЮК, пояснив, что ДЮК по масштабу деятельности фактически отдельная федерация.

После заседания В.И.Краюшкин сказал нам о ближайших планах Межрегионального шахматного центра: 20-27 июля в Обнинске сессию проведёт гроссмейстер И.Зайцев, а в сентябре детские соревнования пройдут в "Орлёнке".

 

Комментарий И.Г.Сухина: Безусловно, поддержка А.Е.Карповым общеобразовательного направления в шахматах должна сыграть решающую роль в перспективах данного направления. Ещё раз вспомним недавнюю статью А.Е.Карпова "Отрицательный образ ФИДЕ" ("64-ШО", №3, 2004, с.6), где отмечено: "В шахматах сейчас сложилась парадоксальная ситуация: если на высшем уровне они переживают острый кризис, то в массовом развитии шахмат наступает пора рассвета. При благоприятном стечении обстоятельств они могут стать одним из предметов в общеобразовательной школе. Есть страны, например, Швеция, Испания, в которых парламенты включили шахматы в школьную программу на факультативной основе. В прежние времена об этом не приходилось даже и мечтать. Лёд тронулся в этом отношении даже в России". События последнего года показывают, что у общеобразовательного направления в шахматах есть не только сторонники, но и оппоненты, которые приводят разумные, подлежащие всестороннему изучению, аргументы. Да и что там говорить, если определённые сомнения высказывают ведущие российские тренеры! Поэтому ещё раз повторяю, здесь нужно досконально изучить ВЕСЬ лучший отечественный и зарубежный опыт (эта работа ещё не проведена, далеко не все пособия региональных методистов попали в Москву и Санкт-Петербург), учесть мнения всех заинтересованных сторон, ни в коем случае не форсировать события. Из всех волн Шахматного всеобуча, прокатившихся по нашей стране за последние 20 лет, последняя - самая мощная! Поэтому и наша отвественность за её последствия необычайно высока. Многие страны пробовали с наскока провести "великую шахматную революцию" (Венесуэла и др.) Но воз и ныне там. Мне верится, что у современной России всё получится. Худо-бедно, у нас есть федеральный учебно-методический комплект "Шахматы - школе", в состав которого входят министерские программы, красочные федеральные учебники и пособия "Шахматы, первый год" и "Шахматы, второй год", рекомендованные Минобразования (т.е. не нужно изобретать велосипед), есть региональные пособия (С.Б.Позин, рекомендация Свердловской области), есть незагрифованные, но добротные пособия, изданные в различных городах, есть пособия для родителей. Без использования в учебном процессе научно-разработанных программ, учебников и пособий попытки насильственного внедрения шахмат в школы и детские сады обречены на неудачу. Как патриоту своей страны, мне бы очень не хотелось, чтобы в ближайшем будущем события разворачивались по зарубежному сценарию, из-за чего провалились эксперименты в иноземных странах. Ведь, из-за чего там всё сорвалось? Выделялись определённые средства, которые следовало оприходовать. Наспех (сроки! сроки!) на туалетной бумаге, составлялись дешёвенькие методички, написанные лучшими тренерами или авторами пособий для НАЧИНАЮЩИХ шахматистов, не учитывающие специфику общеобразовательной школы, и в результате всё сводилось к профанации. Хочется верить, что в России всё будет иначе. Единственное условие успешности новой волны - издание трёх-четырёх научно-обоснованных учебно-методических комплектов для детских садов и общеобразовательных школ (программа, цветной учебник для школьников на хорошей бумаге, обстоятельное пособие для учителя на бумаге высшего качества, цветное пособие для родителей, дети которых учатся по данной программе). Их должно быть обязательно 3-4, чтобы педагоги имели возможность выбора той методики, которая им близка. Именно так обстоят дела с учебно-методическими комплектами по математике, чтению, русскому языку и др. По некоторым предметам вообще существует по 10-15 альтернативных УМК, и это правильно. Возьмём учебники для 1-го класса по математике. Лучшие из них написаны Э.И.Александровой, И.И.Аргинской, М.А.Бантовой, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, В.В.Давыдовым, Т.К.Жикалкиной, Л.В.Занковым, А.М.Захаровой, Н.Б.Истоминой, Л.С.Итиной, Г.Г.Микулиной, М.И.Моро, И.Б.Нефёдовой, Л.Г.Петерсон, О.Л.Пчёлкиной, В.Н.Рудницкой, Н.Г.Салминой, С.В.Степановой, Н.Н.Столяровой, В.А.Тарасовым, Т.И.Фещенко и И.Ф.Шарыгиным. При таком выборе любой учитель найдёт себе учебник по душе! Комплекты должны быть научно-обоснованными, их авторам недостаточно знать специальную шахматную литературу (её знают все), они должны отталкиваться от краеугольных работ педагогов и психологов: Н.Г.Алексеева, Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, П.Я.Гальперина, Я.А. Пономарева, Л.Я.Венгера, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и других, а также их учеников. Иначе, опять-таки, - профанация. Российские шахматные учебники должны быть только красочными, каждая страница должна быть цветной! Делать великое дело следует только качественно. Все отечественные шахматные учебники должны стать гордостью Державы. Только в том случае, если отечественные школьные и дошкольные шахматные учебники по полиграфическому исполнению будут выигрывать по сравнению с учебниками математики, природовения, чтения и пр., директора школ признают шахматы полноценным предметом. Второй вопрос - подготовка кадров - проще, так как уже решается, благодаря огромной работе шахматных кафедр РГСУ (бывшее МГСУ), РГУФК и других…

Первые отклики в Интернете на выступление А.Е.Карпова: сайт РШФ, новости от 15 июля 2004: "г. Москва. Заседание Исполкома РШФ: В ЦДШ им. М.М.Ботвинника состоялся Исполком РШФ. Во вступительном слове Александр Жуков рассказал об успехах федерации за первое полугодье 2004 года. Затем, по предложению Анатолия Карпова, было принято решение о создании новой комиссии "Шахматы и образование"; гостевая книга сайта Поволжья, В.Старцев, №613: "Образована отдельная комиссия "Шахматы и образование" (по этому вопросу выступил А.Е.Карпов)", Ю.Юняев, №616: "Любопытная новость - комиссия "Шахматы и образование". Подождем более полной информации".

Журнальные отклики: В №7 журнала "64 - Шахматное обозрение" в статье "Исполком РШФ" (с.7-8) комиссия "Шахматы и образование" почему-то названа наоборот: "Образование и шахматы". Между прочим, название комиссии возникло более года назад в беседе с исполнительным директором Межрегионального шахматного центра В.И.Краюшкиным. Владимир Иванович предложил название "Шахматы в школе", а я возразил, что задачи комиссии должны быть шире, - не упустить дошкольников и семью. В упомянутой статье "Исполком РШФ" ответственный секретарь РШФ Я.Г.Владимиров так пишет о выступлении А.Е.Карпова: "Экс-чемпион мира А.Е.Карпов рассказал о большой работе, проделанной Межрегиональным шахматным Центром. А.Е.Карпов готов вместе с академиком Л.И.Абалкиным руководить вновь создаваемой комиссией ОБРАЗОВАНИЕ И ШАХМАТЫ. К следующему заседанию Исполкома будут представлены её состав и план работы. Основные направления работы: - специализированные шахматные школы для особо одарённых детей; развитие факультативного преподавания шахмат в общеобразовательных школах; организация школ при шахматных клубах". Как видим, выступление освещено очень кратко. И уж совсем загадочно звучит фраза: "…ВНОВЬ создаваемой комиссией ОБРАЗОВАНИЕ И ШАХМАТЫ".

 

Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"

 

Шахматный курс в начальной школе: история становления

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"

 

Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"

 

Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"

 

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/z_karpov.htm

© 2004 Сухин И.Г.

 

 

 

 

Hosted by uCoz