И.Г.Сухин

Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России”

Элиста, декабрь 2009

 

 

Материал 7: 18.12.2009: День, вечер

 

…В 13.30 за участниками конференции пришёл автобус, и мы поехали на торжественную церемонию открытия матча В.Корчной – Б.Спасский, который представлял собой красивейшее зрелище…

 

Мы присутствовали на открытие, посмотрели первые ходы, а затем разделились: кое-кто остался досматривать матч до конца, а остальные (и я в том числе) примерно в 15.20 поехали на секционную работу. Далее точно по графику в 19.30 состоялся концерт мастеров искусств Республики Калмыкия и в 19.45 – торжественный приём в ресторане "Фламинго" в честь участников конференции и матча.

Дальше предоставлю слово опять В.А.Парфёнову…

 

В.А.Парфёнов: "Шахматам в школах БЫТЬ!": Так решили на Всероссийской конференции в Элисте": "После обеда все участники конференции проследовали на открытие матча ГИГАНТОВ - Бориса Спасского и Виктора Корчного! Историческое действо прошло в Доме правительства Калмыкии. Всё было прекрасно обставлено: и Гимны, и национальные танцы, и торжественные слова, и т.д. После представления участников и жеребьевки был объявлен перерыв минут на 20 для подготовки к партии. И далее МАТЧ СТАРТОВАЛ! К сожалению, мы смогли присутствовать лишь на дебютных ходах - время поджимало и мы организованно на автобусе поехали на секционное заседание в МОУ "Русская национальная гимназия". Здесь блестяще выступил Игорь Георгиевич Сухин - зал слушал его, затаив дыхание. Изюминкой его выступления стал видеопоказ его собственного урока, записанного на DVD. Кстати, договорился с ним о перезаписи на флэшкарту. Однако дела в дальнейшем так "завихрились", что просто-напросто не было времени на это. О чем очень сожалею... Думаю, в ближайшую поездку в Москву недостаток устраним! Далее также организованно проехали в центральный концертный зал, где для участников конференции (местных и приезжих) был дан прекрасный концерт - национальные песни и танцы чередовались с русскими и татарскими. Концерт прошел практически "на бис"! СПАСИБО! Далее, после нескольких минут отдыха последовали на прием в ресторан "Фламинго" - как было объявлено "от имени Президента Калмыкии и ФИДЕ К.Н. Илюмжинова в честь гостей конференции и матча ГИГАНТОВ". Официальная церемония прошла "на ПЯТЬ" - тосты перемежались номерами художественной самодеятельности и, наконец, по приглашению нескольких Министров правительства Калмыкии, пообщались узким кругом... В ходе общения удалось выяснить, что практически все Министры правительства очень неплохо играют в шахматы (не ниже КМС!) - после двух десятков сыгранных партий разошлись "миром" и на шахматных досках, и вне их... До рассвета было недалеко..."

 

А вот, как всё это примерно протекало:

15.45 – 18.00. Продолжение работы конференции в МОУ "Русская национальная гимназия". Мы расположились в большом актовом зале, оборудованном современной техникой. Я привёз с собой по одному экземпляру все составляющие своего трёхлетнего Федерального курса и расположил их на столе.

Среди них были: следующие составные части учебно-методического комплекта (УМК) "Шахматы, первый год":

А также следующие составные части УМК "Шахматы, второй год":

И ещё следующие составные части УМК "Шахматы, третий год":

И пособие для совместного чтения родителей и детей "Удивительные приключения в Шахматной стране" (2000), подаренное на следующий день вместе с некоторыми другими пособиями "Русской национальной гимназии".

А так как я написал свыше 100 книг не только по шахматам, то захватил с собой и другие книги, которые могли представлять интерес для учителей начальных классов: "Москва в стихах для детей" (1997), "Новые 500 загадок – 70 кроссвордов" (1997), "Стихи о Москве для учителей и учеников" (1997), "Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук "С" (1997), "Весёлые скороговорки для "непослушных" звуков" (2006), "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет" (1994), "800 новых логических и математических головоломок" (2008), "200 школьных кроссвордов: 1-2 классы" (2002), "Занимательные материалы: Начальная школа" (2005), "Затеи от Мурзилки" (1999), "Игры для мальчиков №19: Шахматы. Мат в 1 ход" (2004), "Какуро для взрослых. 127 заданий" (2007), "Какуро для детей. Математическая игра-головоломка для будущих отличников. 97 заданий" (2008), "Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников" (1998), "Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: Литературные викторины, кроссворды и чайнворды для детей" (1997), "Судоку для детей и взрослых" (2006), "Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей" (2006).

 

Я как руководитель секции завершил свой доклад из пленарной части (как можно короче).

Вот фрагменты:

И.Г.Сухин: "Для решения различных шахматного образования важно четко разграничивать три аспекта шахмат:

1) шахматы как вид спорта;

2) шахматы как явление культуры;

3) шахматы как школьная и дошкольная дисциплина (шахматы как учебный предмет).

Когда речь идет о шахматах как виде спорта, то красной нитью проходит идея спортивного совершенствования. Когда речь идет о шахматах как явлении культуры, то красной нитью проходит идея популяризации шахмат. Когда речь идет о шахматах как школьной и дошкольной дисциплине, то красной нитью проходит идея достижения значимых для системы образования целей.

Шахматный всеобуч – это не простое обучение всех детей игре в шахматы, а постепенное проникновение шахмат как учебного предмета в систему школьного и дошкольного образования для достижения значимых для системы образования целей.

Другое дело, что чаще всего председатели шахматных федераций используют возможности шахматного всеобуча для реализации спортивных задач – для создания резерва шахматных клубов и выявления спортивных звездочек. В этом нет ничего плохого, так как на первом этапе проведения шахматного всеобуча представители системы образования и сотрудники шахматных федераций выступают союзниками в деле включения урока шахмат в программу общеобразовательной школы. И, разумеется, в дальнейшем те ученики, у которых сильна спортивная жилка, пойдут в клубы и секции, и со временем могут стать гордостью отечественного спорта.

Так как многие страны выражают недовольство своей системой образования, то идет активный поиск ресурсов для повышения его качества. Поэтому оказались востребованы достоинства шахмат как учебного предмета в системе дошкольного и школьного образования. На эти достоинства было указано еще 15-20 лет назад, но до недавнего времени не удавалось решить ряд проблем, из-за которых всеобуч нередко терпел неудачу:

1) По чьей инициативе вводится урок шахмат в общеобразовательных школах?

2) Зачем вводить урок шахмат?

3) Кто должен преподавать в школе шахматы?

4) В каких формах преподавать в школе шахматы?

5) Как, по каким материалам преподавать в школе шахматы? Рассмотрим их по порядку.

По чьей инициативе вводится урок шахмат в общеобразовательных школах? В подавляющем большинстве стран урок шахмат вводится по инициативе шахматных федераций, реже – системы образования. В первом случае шахматы культивируются как вид спорта, во втором – как образовательный ресурс.

Зачем вводить урок шахмат? Если инициатором являются шахматные федерации, то, чаще всего, цель введения – подготовка резерва для шахматных клубов и популяризация шахматной игры. Если инициатором являются министерства образования (как было в РФ в 1994 году), то ставятся ценнейшие для системы образования цели – развитие мышления, формирование у детей ряда ценных личностных качеств и т.п. В большинстве стран мира, которые стараются сделать шахматы учебным предметом, не выделяется ведущая, базовая цель, что не позволяет оптимизировать учебный процесс. Оптимальный путь был продемонстрирован в 1994 году в России, где шахматный курс введен по инициативе Министерства образования с целью поэтапного развития внутреннего плана действий детей – способности действовать "в уме". Этой цели подчинена вся структура отечественного курса "Шахматы – школе".

Кто должен преподавать в школе шахматы? Реально в большинстве стран учителями шахмат в школах чаще всего становятся спортсмены-разрядники, не имеющие педагогического образования. Правильный подход характерен для сравнительно немногих стран и регионов, в которых шахматы преподают учителя начальных классов и учителя-предметники. Но, безусловно, только те из них, которые понимают развивающее значение древней игры и ориентированы на творчество. Но для этого качественную работу должна провести система подготовки кадров. Один из лучших положительных примеров – Томская область РФ, где методист Т.И. Партыс привела результаты анкетирования учителей, которым был задан вопрос: помогает ли урок шахмат в освоении общей программы, развитии логики, мышления? Из 364 учителей 356 ответили "да". Начальник Департамента общего образования администрации г. Томска О.В. Васильева отметила, что на первых порах у педагогов начальных классов, привлеченных для преподавания шахмат, наблюдался психологический барьер. Но его сняли курсы повышения квалификации. Только что, с 3 по 12 ноября, подобные курсы проведены мной в Ханты-Мансийске, где учителя общеобразовательных школ продемонстрировали фантастическую готовность освоить новый учебный предмет, новую технологию.

В каких формах преподавать в школе шахматы? Исторически самая давняя и самая массовая форма преподавания шахмат в школах – кружковая. В этом случае из 1000 учеников кружок посещают примерно 15-20 детей. В большинстве стран мира только этой формой и ограничивается присутствие шахмат в школе. Если же речь идет о шахматах как инструменте развития детей, то они должны присутствовать в урочной форме: как обязательный предмет или как предмет по выбору учащихся. В обоих случаях уроки посещают все ученики данного класса.

Как, по каким материалам преподавать в школе шахматы? В зарубежных странах проблему обеспечения школ учебной литературой обычно решают так: дают рекомендацию министерства образования лучшим учебникам для начинающих шахматистов. Но не учитывается, что эти учебники нацелены на спортивное совершенствование детей, а не на их общее развитие. Как-то так в сложилось России и ряде других стран, что сейчас как грибы стали издаваться учебники, на указано, что они, якобы, для общеобразовательной школы. При этом авторы этих учебников не учитывают тот факт, что вначале должна быть разработана и рекомендована органами образования образовательная программа, имеющая чёткое целеполагание, а затем уже пишутся все составляющие курса, нацеленные на решение основополагающей цели. Лишь сравнительно недавно установлено, что требуются даже не учебники, а учебно-методические комплекты, реализующие базовую цель и предназначенные для определенного контингента преподавателей. Так, в России рекомендацию Министерства образования получил только трехлетний курс "Шахматы – школе", предназначенный для развития способности действовать "в уме", преподавать который в состоянии учителя начальных классов.

Что требуется от современных федеральных учебно-методических комплектов – инновационность, технологичность, здоровьесбережение, межпредметные связи. Всё это в полной мере присутствует в Федеральном курсе "Шахматы – школе", который состоит из учебно-методических комплектов трёх лет обучения: "Шахматы, первый год", "Шахматы, второй год" и "Шахматы, третий год".

Все составляющие курса на высоком полиграфическом уровне издаёт учебно-методическое объединение "Духовное возрождение" (город Обнинск Калужской области). Его директор – исключительно творческий новатор – Тамара Константиновна Фесенко ещё в далёком 1998 году привезла в Элисту только что изданный учебник "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны", встретила здесь очень теплый приём, встречалась с представителями системы образования, выступила по элистинскому телевидению.

До сих пор учебники курса "Шахматы – школе", изданные "Духовным возрождением", остаются единственными федеральными шахматными учебниками удостоившимися грифа "Рекомендовано Министерством образования РФ".

В учебно-методические комплекты курса "Шахматы – школе" входят учебные программы, учебники для учеников, пособия для педагогов, рабочие тетради, тетради для проверочных работ и задачники".

 

Здесь я сначала планировал показать Презентацию Федерального курса для начальной школы “Шахматы – школе” (1074 кбт) для Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России”, но решил этого не делать (всё же она суховата) и показал другие материалы.

Сейчас же приведу её основные теоретические положения.

И.Г.Сухин: "Главная цель курса “Шахматы – школе” – поэтапное развитие способности детей действовать “в уме”. В 60-е годы ХХ века было установлено, что единственная не сводимая к простому накоплению знаний и умений интеллектуальная способность, которая развивается в ходе обучения, – это способность действовать “в уме”. Эта способность является одним из важнейших показателей общего развития психики человека, представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления и заключается в возможности человека оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов (не совершая с ними развернутых операций в пространстве). Развитие способности действовать “в уме” важно для всех видов деятельности человека, так как каждый из них требует выполнения операций в определённой последовательности. Известно, что способность действовать “в уме” необходимо специально развивать, причем её развитие – процесс медленный, предполагающий длительное умственное воспитание детей и завершающийся приблизительно в 12 лет. Наиболее интенсивно эта способность развивается в младшем возрасте, но в общеизвестных системах обучения она целенаправленно не формируется. По этой причине способность действовать “в уме” достигает оптимального развития всего у 5% людей. Чётко структурированное обучение детей основам шахматной игры является тем оптимальным средством, которое позволяет развить способность действовать “в уме”. Все составляющие курса “Шахматы – школе” и были разработаны для достижения этой глобальной цели".

 

А показал я фрагмент своего видео-урока для шестилетних детей – инсценировку своей сказки о дракончике Пожирателе полей (для закрепления понятий "горизонталь", "вертикаль", "диагональ"). А затем – звуковую презентацию своей сказки "Котята-хвастунишки" (знакомство с шахматной доской, белыми и чёрными полями).

Время пролетело незаметно, и вскоре мы отправились концерт на мастеров искусств Республики Калмыкия.

 

В 19.45 прошёл торжественный приём в ресторане "Фламинго" в честь участников конференции и матча. Праздничные столы, за которыми расположились участники конференции, были расставлены в виде буквы "П". Я хотел было примоститься с краю – побеседовать в Владимиром Алексеевичем Парфёновым, с которым не виделся шесть лет, но заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия – Министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия Бадма Катинович Салаев пригласил меня в центральную часть, где расположились все члены Президиума конференции плюс Лилия Демьяновна Мунчинова. В.А.Парфёнов очень точно написал: "Официальная церемония прошла "на ПЯТЬ" - тосты перемежались номерами художественной самодеятельности".

Так как я сидел рядом с Бадмой Катиновичем Салаевым, то мы смогли уточнить наиболее принципиальные вопросы дальнейшего развития шахматного всеобуча в Республике Калмыкия. Достигнута договорённость о проведении моих авторских курсов повышения квалификации ориентировочно летом 2010 года. И очень важным для меня оказалось то, что мои мысли оказались очень созвучными с мыслями руководства системы образования Республики Калмыкия. По всем обсуждаемым вопросам полностью совпали мои мнения с мнениями заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия – Министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия Бадмы Катиновича Салаева и с мнением заместителем Министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия Дмитрием Фёдоровичем Лапушко. А это свидетельствует о том, что общее направление выбрано верное. И союз педагогической науки, системы образования и высшего регионального руководства может и должен быть эффективным.

После приёма, под его огромным впечатлением я возвращался в свой коттедж №227 вместе с членом президиума ФШ Республики Марий Эл Сергеем Васильевичем Васеневым и исполнительным директором Костромской ШФ Анатолием Борисовичем Лебедевым. Но отдыхать было некогда – следовало хорошенько подготовиться к завтрашнему дню: продолжению секционной работы в МОУ "Русская национальная гимназия": 1 секция – "Шахматы в школе: пути развития". Тем более что я ещё толком и не осмотрелся в своём номере – время было спрессовано. А на следующий день были запланированы не менее важные и ответственные мероприятия: и, прежде всего, посещение открытых уроков калмыцких педагогов с их обсуждением и заключительное пленарное заседание, на котором должны были принять итоговую резолюцию.

Ещё раз забегая вперёд, отмечу, что и следующий день не обманул ожиданий, и оказался насыщенным и интересным.

 

Продолжение следует

24.01.2010

 

 

 

 

Приветствие Главы Республики Калмыкия К.Н.Илюмжинова "Участникам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России".

 

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России" (участники из 29 регионов России) 17-20 декабря 2009 г., г. Элиста.

 

Благодарственное письмо от участников Всероссийской научно-практической конференции в Элисте "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России"

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009: Материал 1: За неделю до конференции: 10.12.2009 – 12.12.2009

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России”, Элиста, декабрь 2009": Материал 2: Подготовка первых вариантов Программы конференции и план пленарного выступления: 15.12.2009 – 16.12.2009

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 3: Этот длинный-длинный-длинный-длинный-длинный день 17.12.2009

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 4: День конференции 18.12.2009: Утро.

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 5: Пленарные выступления 18.12.2009: Первые доклады: 10.12 – 11.15.

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 6: 18.12.2009: Заключительные пленарные доклады: 11.15 – 13.00.

 

 

 

На главную страницу

 

 

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/elista9.htm

© 2010 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz