И.Г.Сухин

Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России”

Элиста, декабрь 2009

 

 

 

 

Материал 5: Пленарные выступления 18.12.2009: Первые доклады: 10.12 – 11.15

 

Ровно в 10.00 члены Президиума конференции заняли свои места, на снимке справа налево: Вице-президент Федерации шахмат Республики Калмыкия, Государственный советник Главы Республики Калмыкия Елена Борисовна Поканинова, председатель Элистинского городского собрания, директор элистинского офиса ФИДЕ Вячеслав Хазыкович Намруев, председатель Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Анатолий Васильевич Козачко, вице-премьер, министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия Бадма Катинович Салаев, старший научный сотрудник лаборатории методологии сравнительного образования Института теории и истории педагогики Российской академии образования Игорь Георгиевич Сухин.

Исполнительный директор Свердловской ШФ Ирина Александровна Гилева мне потом сказала, что была удивлена тем, что мы, крайне уставшие, приехали в Элисту только к восьми часам, и вдруг уже в 10.00 И.Г.Сухин довольно бодро сидит в Президиуме.

А как же иначе! Так получается, что мне уже не в первый раз случается попадать "с корабля на бал", поэтому неудобства это не вызывает, а наоборот подстёгивает, держит в тонусе. А вот – участники конференции, видны часы, которые показывают примерно 10 часов 14 минут. Евгений Потёмкин сделал и ещё несколько снимков на пленарном заседании. В том числе: 1, 2, 3.

И в 10.12 Всероссийская научно-практическая конференция “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” стартовала.

К сожалению, в работе конференции не смог принять участие Глава Республики Калмыкия, Президент ФИДЕ Кирсан Николаевич Илюмжинов, так как неотложные дела задержали его в Болгарии. Но статусность конференции из-за этого не пострадала, так как в её работе приняли участие многие высшие руководители Республики, все запланированные мероприятия были проведены в полном объёме, а участники конференции на все 200% ощутили и оценили предупредительность, гостеприимство и умение работать радушных хозяев.

Именно с начала работы конференции я стал делать первые пометки в своём блокноте, сейчас сверяю свои записи со своими воспоминаниями и пишу о наиболее значимом. Хотя я и сидел в Президиуме, мне это ни в коей мере не мешало стенографировать доклады – также я работал и на последних двух крупных конференциях в Томске (2008) и в Москве (2009). Материалы московской конференции я уже полностью "расшифровал", а материалы томской конференции – пока только частично (но, надеюсь, что и их дам в полном объёме – она того более чем заслуживает).

Вёл заседание заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия – Министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия Бадма Катинович Салаев.

10.12. Приветствие заместителя Председателя Правительства Республики Калмыкия – Министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия Бадмы Катиновича Салаева. Было сказано о двух аспектах шахмат:

1) шахматы в развивающем обучении (шахматы как учебный предмет в детском саду и общеобразовательной школе);

2) подготовка юных шахматистов (шахматы в ДЮСШ, Центрах, Академиях и т.п.).

И подчёркнута особая важность первого направления – значения шахмат в развивающем обучении (замечу, что в Республике Калмыкия развивающему обучению уделяется особое внимание – опора на систему обучения Л.В.Занкова). Было обнародовано, что 13 ноября "Глава Республики Калмыкия встретился в Москве с Министром образования и науки России А.А.Фурсенко": "На встрече обсуждался вопрос о введении программы шахматного всеобуча в учебный план в средних школах России".

То есть, на заседании Коллегии 13 ноября Министру образования и науки РФ А.А.Фурсенко было доложено об обобщении опыта преподавания шахмат как учебного предмета в общеобразовательных школах Республики Калмыкия, Томской области, Псковской области, Кабардино-Балкарии и других регионов РФ и обсуждался вопрос о необходимости присутствия шахмат в школе как обязательного учебного предмета.

Поэтому в своём приветствии Бадма Катинович Салаев акцентировал внимание собравшихся на том, что итоговая резолюция, которую примет Всероссийская конференция “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” станет историческим документом! Также было сказано о том, что Республика Калмыкия в 2010 году планирует приобрести у учебно-методического объединения "Духовное возрождение" (г. Обнинск) выпускаемые им составляющие учебно-методических комплектов трёхлетнего Федерального курса "Шахматы – школе" (учебники, пособия, задачники, рабочие тетради и т.п.).

После приветствия Бадмы Катиновича начались пленарные выступления. Первым вступил Председатель Народного Хурала (парламента) Республики Калмыкия Анатолий Васильевич Козачко.

Анатолий Васильевич Козачко зачитал участникам конференции поздравительный адрес Кирсана Николаевича Илюмжинова.

Вот он:

 

Участникам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России"

18.12.2009

"Уважаемые гости и участники конференции!

Приветствую и поздравляю вас с началом работы Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России”.

Отрадно, что в конференции принимают участие руководители шахматных федераций субъектов Российской Федерации, представители научной и педагогической общественности.

Знаменательно, что столь представительный форум проходит в год 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства.

В эти дни в Элисте, признанном российском шахматном центре, также проходит исторический матч между экс-чемпионом мира Борисом Спасским и неоднократным участником матчей на первенство мира Виктором Корчным.

Республикой Калмыкия накоплен значительный опыт по шахматному образованию, и мы охотно поделимся им с нашими гостями.

Как президент Международной шахматной федерации замечу, что подобный интерес к шахматам как учебной дисциплине в системе образования проявляют не только в России, но и во многих странах мира.

Твердо убежден, что широкое внедрение шахматного образования в школе будет только способствовать модернизации российской школы, созданию в наших общеобразовательных учреждениях высокоинтеллектуальной и спортивной среды, раскрытию внутреннего потенциала детей, воспитанию талантливых личностей.

Желаю вам успешной и плодотворной работы, интересных дискуссий, всего самого доброго!

Глава Республики Калмыкия К.Илюмжинов"

 

В своём выступлении Анатолий Васильевич Козачко подчеркнул, что в мире шахматы ассоциируются: 1) с Россией, 2) с формированием аналитического склада ума.

И процитировал великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который в книге "Сердце отдаю детям" писал так: "Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы". Но, к сожалению, в целом по России шахматы пока ещё очень медленно проникают в школу. Спикер указал, что шахматы способствуют развитию логического и творческого мышления, преподавание их в общеобразовательных школах способствует модернизации системы образования. Большое внимание в докладе было уделено проблеме подготовки кадров. Были процитированы фрагменты статей заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, первого Президента Республики Саха М.Е.Николаева: "Одна из сложных проблем в процессе внедрения шахматного всеобуча заключается в подготовке квалифицированных педагогических кадров, способных заинтересованно и с любовью обучать детей игре в шахматы. На первый взгляд, самый простой выход – привлечь к преподаванию в школах спортсменов-шахматистов, имеющих высокие разряды и звания. Но если так поступим, то мы сразу же погубим на корню замысел шахматного всеобуча. Некоторые из них, наверное, могли бы работать тренерами, но школьными учителями – лишь единицы. Большинство из них не имеет педагогического образования и не знакомо с особенностями детской психологии. Вряд ли они смогут преподавать шахматы как учебную дисциплину, а не вид спорта. Поэтому данный вариант решения проблемы неприемлем. Необходимо дать шахматное образование учителям. Для этого надо использовать систему повышения квалификации Минобрнауки РФ, создать специализированный методический портал для преподавателей шахмат в Интернете… Следует ввести в государственный классификатор специальностей “Учителя шахмат начальных классов общеобразовательной школы”. Министерству образования и науки Российской Федерации нужно разработать образовательный стандарт учебного предмета “Шахматы” в рамках Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения. Следует распространить на всю страну опыт Российского государственного социального университета, создавшего кафедру шахмат и открывшего Международный центр шахматного образования. Высшим учебным заведениям педагогической направленности следует приступить к созданию кафедры шахмат, готовящих учителей шахмат, педагогов-организаторов шахматной работы в школах и детских клубах…"

В докладе Анатолия Васильевича Козачко было указано на необходимость менять менталитет, и на то, что только шахматы как учебный предмет способны одновременно развивать и логическое, и творческое мышление.

Государственный советник Главы Республики Калмыкия, Вице-президент федерации шахмат Республики Калмыкия Елена Борисовна Поканинова в своём докладе обратила внимание на то, что благодаря шахматному всеобучу Республика Калмыкия открылась миру, а мир открылся Республике Калмыкия, и данная конференция, в которой принимают участие 26 российских регионов, – одновременно и праздник, и прорыв в вопросах шахматного образования. Участникам конференции было сказано: "Спасибо Вам за то, что Вы приехали к нам! Спасибо за этот праздник!" Елена Борисовна подчеркнула, что наш инструмент – знания. Введение уроков шахмат в Республике Калмыкия привело к впечатляющим результатам. Были приведены слова почетного президента ФИДЕ Ф.Кампоманеса о том, что "этот опыт нужно внедрять!" В выступлении было отмечено, что Глава Республики Калмыкия Кирсан Николаевич Илюмжинов ещё в 14-летнем возрасте стал чемпионом Республики по шахматам среди взрослых.

Заместитель Председателя Правительства РК – Министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия Бадма Катинович Салаев в своём пленарном докладе "О перспективах развития шахматного образования в Республике Калмыкия" детально рассказал о состоянии дел. Этот доклад можно цитировать и цитировать. Это я сейчас и сделаю. Вот некоторые фрагменты доклада.

Б.К.Салаев "О перспективах развития шахматного образования в Республике Калмыкия": "… Занимаясь шахматами, ребенок обучается тому, чему недостаточно учат традиционные школьные дисциплины: соотносить мыслительные процессы с практическими действиями; искать в теории ответы на практические вопросы, творчески применять полученные на уроке знания, не ожидая от теории готовых решений. Шахматы стимулируют самостоятельность мышления, награждая поиски нетривиальных решений эстетическим чувством прекрасного, учат творчеству. Учебный предмет шахматы мы рассматриваем средство разностороннего развития ребенка… Шахматы учат грамотно вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать с партнерами по общению. Опытным путем было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы на 40% выше, чем у неиграющих детей. Введение шахмат в учебный план позволяет снизить уровень интеллектуальной пассивности у большой группы детей. Особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях обучения. Важная роль в обеспечении таких условий принадлежит шахматам. Мы убеждены, что научить шахматам нужно и можно всех детей. И лучше всего это сделать, как считают специалисты, в начальных классах или еще раньше. А тем школьникам, кому шахматы придутся по душе, надо дать возможность продолжить занятия и в старших классах. Итак, можно смело утверждать, что шахматы полезны в школе. Однако при том непременном условии, что в школу придут преподаватели, способные передать детям свою увлеченность шахматами. Причём это должны быть не тренеры, нацеленные на подготовку чемпионов, а педагоги, которые научат школьников понимать и ценить мудрость и красоту шахмат. Шахматы – это идеальный инструмент для формирования умственных действий… Начало шахматному всеобучу в школах Калмыкии положил Указ Президента РК от 19.06.1995 года №129 “О государственной поддержке развития шахматного движения в Республике Калмыкия”. Уже с первого сентября 1995-1996 учебного года предмет “Шахматы”, как обязательный для изучения в начальной школе преподавался в 207 школах республики, его изучали 13861 ученик начальных классов (шахматный всеобуч), 19924 ученика 5-9 классов, 3693 ученика 10-11 классов (факультативы, кружки, секции). Школы были обеспечены комплектами шахмат, демонстрационными досками, оборудованы классы-кабинеты с наглядными пособиями. В настоящее время шахматным всеобучем охвачено 100% учащихся начальных классов. По данным мониторинга уровня обученности учащихся, который проводился министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия в 2004 и в 2006 гг., средний уровень обученности учащихся начальной школы, в которых предмет “Шахматы” введён в учебный план в качестве обязательного на 6-10% выше, чем в тех ОУ, где ограничились факультативным преподаванием, по выбору учащихся. Кроме того, степень сформированности общеинтеллектуальных способностей у этих детей по результатам психологического тестирования оказалась выше, чем у их сверстников, не изучающих этот учебный курс. Но всё же суть преподавания шахмат состоит в том, чтобы сформировать внутренний план действий. При этом не следует полагать, что шахматы сами по себе самодостаточны. Предмет “Шахматы” ведут педагоги, хорошо владеющие навыками игры, более 75% из них имеют высшее образование и соответствующие категории. Для повышения теоретических и практических знаний для учителей ежегодно проводятся категорийные и проблемные курсы. В целях обмена опытом работы, обсуждения наиболее важных вопросов преподавания шахмат созданы методические объединения учителей. Со стороны министерства, муниципальных органов управления образованием оказывается необходимая помощь учителям шахмат, вопросы преподавания шахмат находятся под постоянным контролем. Подготовка кадров – это одна из основных проблем, от решения которой зависит качество преподавания в школе. И, исходя из этого, одной из основных задач решения кадрового вопроса является увеличение специалистов по шахматному образованию. Решению проблемы подготовки педагогов – шахматных специалистов будет способствовать открытие шахматного отделения на спортивном факультете Калмыцкого госуниверситета и введение специализации “Шахматы” в Элистинском педагогическом колледже им. Х.Б.Канукова. Ранее их подготовка осуществлялась в Волгоградском институте физкультуры и Российском государственном социальном университете. Кроме этого необходимы курсовая подготовка, проведение семинаров, консультаций педагогов – что является формами работы для продвижения и внедрения шахматного образования  в учебный процесс в общеобразовательном учреждении. Преподавание шахмат требует создания нового научного направления – шахматной педагогики. В России есть специалисты успешно работающие в этом направлении. Среди них, прежде всего, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской Академии образования (РАО), член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, член Совета РАО по сравнительной педагогике, наш уважаемый гость Игорь Георгиевич Сухин. Им подготовлена целая серия учебников и книг по шахматам для детей, основанных на глубоком понимании и знании детской психологии и педагогики… Дальнейшему развитию успехов в шахматном всеобуче и в шахматах, как виде спорта, будут способствовать разработанный Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия комплексный план развития дополнительного образования детей в области шахмат на 2008-2010 годы. Кроме того, хорошие перспективы в области шахмат ожидаются в связи с принятой недавно республиканской программой “Развитие шахмат в Республике Калмыкия на 2009-2013 гг.”, основными целями которой являются пропаганда шахмат как составляющей части здорового образа жизни, привлечение к занятиям шахматами всех слоев населения, в том числе детей и подростков, улучшение материальной базы шахматных центров. Всего на эти цели предусмотрено затратить более 90 млн. рублей…"

Для меня очень значимым стало то обстоятельство, что в своём выступлении Бадма Катинович Салаев, помимо всего прочего, поддержал мои идеи о том, что: 1) обучение игре в шахматы – не самоцель; 2) именно использование шахмат как средства обучения и развития ребёнка позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре; 3) шахматы как школьный и дошкольный учебный предмет становятся эффективным инструментом интеллектуального развития ребёнка.

Бадма Катинович также отметил, что изучение шахмат решает сразу несколько задач: познавательную, воспитательную, эстетическую: физическую и коррекционную. И, резюмируя, Бадма Катинович предложил пять мер, реализация которых будет способствовать введению преподавания шахмат в курс школьной программы во всероссийском масштабе: 1) существенно увеличить приём студентов на шахматные кафедры в вузы России (РГСУ, РГУФК и другие вузы) и продумать механизм, в соответствии с которым закончившие данные учебные заведения пошли бы преподавать именно в школы и ДОУ; 2) организовать постоянно действующие краткосрочные курсы для переподготовки педагогических кадров для детских садов и общеобразовательных школ, в которые привлекались бы не столько шахматисты-разрядники, сколько учителя начальных классов, имеющие минимальную шахматную подготовку – только так кардинально можно решить кадровый вопрос, особенно это важно для сельских школ, которых в РФ две трети; 3) максимально широко использовать возможности СМИ и авторитет выдающихся россиян, отдающих свой досуг шахматной игре; 4) создать шахматный педагогический Интернет-совет по вопросам шахматного образования; 5) информировать общественность обо всех мероприятиях, нацеленных на развитие шахматного образования. 11 часов 15 минут...

 

Продолжение следует

10.01.2010

 

 

 

 

Приветствие Главы Республики Калмыкия К.Н.Илюмжинова "Участникам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России".

 

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России" (участники из 29 регионов России) 17-20 декабря 2009 г., г. Элиста.

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009: Материал 1: За неделю до конференции: 10.12.2009 – 12.12.2009

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России”, Элиста, декабрь 2009": Материал 2: Подготовка первых вариантов Программы конференции и план пленарного выступления: 15.12.2009 – 16.12.2009

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 3: Этот длинный-длинный-длинный-длинный-длинный день 17.12.2009

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 4: День конференции 18.12.2009: Утро.

 

 

На главную страницу

 

 

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/elista7.htm

© 2010 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz