Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

Материал 8: День второй и день третий: 19.12.2009 – 20.12.2009

 

Утром после завтрака часть из нас повезли в МОУ "Русская национальная гимназия", для работы в 1 секции – "Шахматы в школе: пути развития".

А другая группа участников поехала в МОУ "Элистинская национальная гимназия", для работы во 2 секции – "Система дополнительного образования в становлении и совершенствовании юных шахматистов".

Итак, во второй день секционная работа была продолжена. Открытый урок, который показали нам в "Русской национальной гимназии", касался темы "Шахматная нотация".

Каждый из педагогов по-своему проводит урок, посвящённый нотации. Поэтому сейчас проведу своеобразную перекличку уроков:

1) своего урока,

2) урока, который, который опубликовала учитель начальных классов Е.В.Рыжова (г. Томск, школа №22) – этот материал я нашёл в сети Интернет по адресу http://school22.tomsk.ru/files/img/chah.doc и

3) урок, показанный нам в Элисте.

 

В начале этого урока я обычно говорю ребятам:

– Зная азбуку, можно прочитать каждую книгу. Зная ноты, можно сыграть любую мелодию. А можно ли записать шахматную партию? Конечно! Для этого существует шахматная нотация.

Для запоминания латинских букв придумал такое стихотворение:

 

Мы сидели на крыльце,

Повторяли "а", "бэ", "це".

А потом спросили: "Где

Буква "дэ" и буква "е"?

Папа дай нам карандаш –

Мы напишем "эф", "же", "аш".

 

А для закрепления материала использую дидактические задания:

"Назови вертикаль". Покажите указкой на демонстрационной шахматной доске одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Дети должны назвать все вертикали. Затем спросите: 1. На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? 2. Ферзи? 3. Королевские слоны (то есть слоны, которые стоят ближе к королям)? 4. Ферзевые ладьи? Ответы: 1. На вертикали "е". 2. На вертикали "d". 3. На вертикали "f". 4. На вертикали "а".

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но ученики выявляют горизонталь. Потом спросите: 1. Какие фигуры в начальном положении стоят на второй горизонтали? 2. На каких горизонталях фигур нет? 3. На какой горизонтали стоят черные пешки? Ответы: 1. Белые пешки. 2. С третьей по шестую. 3. На седьмой.

"Назови диагональ". Здесь определятся диагональ. Например, диагональ a2-g8. Еще спросите: 1. Как обозначается большая белая диагональ? 2. Большая черная диагональ? Ответы: 1. Диагональ a8-hl. 2. Диагональ al-h8.

"Какого цвета поле". Назовите какое-нибудь поле. Ученики должны определить его цвет.

"Кто быстрее". Вызовите к демонстрационной доске двух учеников и предложите им найти на ней определенное поле. Выиграет тот, кто сделает это быстрее.

"Вижу цель". Задумайте какое-нибудь поле и предложите детям угадать его. Ребята отвечают по очереди. После ответов учеников учитель уточняет: "Ближе", "Дальше", "Почти на таком же расстоянии". И так до тех пор, пока задуманное поле не будет отгадано.

С опорой на этот материал строит своё задание и педагог из Томска Е.В.Рыжова, при этом проводит урок она гораздо интереснее, чем я, использует всю палитру умений, которой в совершенстве владеют только наши замечательные учителя начальных классов. На её уроке используются демонстрационная доска, плоские модели фигур, таблицы с терминами, шахматные доски, цветные магниты. Начинает урок педагог с моего стихотворения "На свете есть заветная волшебная игра", применяет такие приёмы как сочинение детьми шахматных сказок, лучшие из которых помещаются в "Шахматный уголок"; органичное включение физкультминуток и др. Мне понравились её такие задания:

1) покажите вторую горизонталь зелёным цветом; вертикаль "с" – голубым цветом; большую белую диагональ – красным цветом и т.д.;

2) графический диктант – покажите поля (заранее составляется орнамент или простая фигурка и задаётся определенная цветовая гамма);

3) придумайте свой орнамент из полей.

 

Качественный фрагмент урока по теме показал участникам конференции и учитель шахмат Элистинской школы №4, тренер-преподаватель "Шахматной Академии Республики Калмыкия, арбитр ФИДЕ Михаил Дмитриевич Голося (для вторых классов).

9.30. Вначале педагог использовал приём обозначения вертикалей улицами (улица "а" и т.д.), а полей домами (дом а1 и т.д.). Между домами ходит почтальон и разносит почту (педагог спросил у детей: "Чем почтальоны занимаются?"): на белые поля – открытки, на чёрные – письма. Мне понравилось, как при назывании вертикали ученики дружно хлопали в ладоши, а при назывании горизонтали – ударяли по столу (так показали, в частности, поля по горизонтали с е8 до h8).

9.40. Далее ученики изучали ход короля. Михаил показал на демонстрационной доске все шахматные фигуры – ученики их называли.

Педагог объяснил три королевских закона:

1) король – главная фигура в шахматах;

2) король перемещается только на одну клетку;

3) белый и чёрный короли на шахматной доске не встречаются.

Кто-то из детей спросил: "А почему король ходит только на одно поле?"

Педагог не растерялся: "Король старенький, ему трудно ходить".

Было также сказано: "Короля нельзя продать… Без королей шахмат не бывает". Дети любят во время урока задавать вопросы, так один из них и здесь спросил: "А почему короля нельзя срубить?"

Затем педагог сказал, что сейчас он будет играть на демонстрационной доске против всего класса. Михаил поставил своего белого короля на поле а1, а чёрного короля (которым играли дети) на поле а8 ("Королевская игра"). Условие игры: кто из королей быстрее доберётся до противоположного угла доски (то есть белый король спешил к полю h8, а чёрный – к полю h1), тот и победит. Михаил сказал: "Подсказывать можно".

Первые ходя были сделаны быстро: 1. Крb2 Крb7 2. Крс3 Крс6 3. Крd4, и здесь мнения ребят разделились – одни намеревались сыграть Крd6, а другие Крb5. Педагогу удалось "зажечь" учеников игрой, которые эмоционально обсуждали каждый ход. Михаил по одному вызывал учеников, и те с удовольствием выполняли ходы. Разумеется, каждому из детей, хотелось, чтобы его вызвали к доске (на других уроках в школе такое бывает нечасто, а вот на уроке шахмат – всегда). В классе – лес рук: "Можно я!".

После этого поблагодарил педагога за урок, и поработал с детской аудиторией – загадал им свои загадки о литературных героях и загадки-обманки, которые были опубликованы мною, например, в "Учительской газете" №22 от 27.05.2008, с.20 ("Планета Наоборот"). В этой связи скажу следующее. Игра в шахматы сама по себе сложна, далеко не все дети сразу же попадают под её обаяние, магию. Поэтому, несмотря на то, что мой курс “Шахматы — школе” имеет солидную научную базу, но он отнюдь не “занаученный”. В нём кроме формальной логики, которая может подавлять этот веселый народец, который зовется учениками начальных классов очень много занимательного материала. Поскольку я написал немало книг, посвященных разнообразным буквенно-словарным, литературным, логопедическим, логическим, математическим и прочим затеям, то постарался применить их и к шахматам. Для этого я использую как известные приемы (но начиненные шахматным содержанием), так и новые. Вот те, что я применил на уроке шахмат для учеников 2-го класса в Элисте (все предлагаемые ниже конкретные загадки — мои авторские). С ними я использовал два приёма. Прием первый. Разгадывание на уроках шахматных загадок с любимыми литературными героями. Я сказал ученикам: “Догадайтесь, о каких известных литературных персонажах здесь идет речь”.

 

Я коротышка, со мною сыграй-ка,

Без шахмат скучаю, узнали? ... (Незнайка)

 

Конечно, он мастер, а не Безделкин.

Железно играет наш ... (Самоделкин)

 

С Пятачком сев под лопух,

Достал фигуры ... (Винни-Пух)

 

Когда у зверят ничего не болит,

Засядет за шахматы наш ... (Айболит)

 

а, b, с, d, e, f, g, h,

Рисует носом ... (Карандаш)

 

Ферзя я люблю и храню под подушкой.

Привет от Ванюши. Царевна- ... (Лягушка)

 

Герой любимого журнала

Сражался в шахматы, бывало.

Он не задира, не дразнилка,

Веселый желтенький ... (Мурзилка)

 

Когда мне фигуры приносят на крышу,

В тот день не шалю, а сижу тише мыши ... (Карлсон)

 

Прием второй. Применение загадок-обманок. Это сравнительно новый тип загадок, который начал разрабатываться примерно десять лет назад (кто первым придумал этот жанр мне пока не удалось узнать). Сначала — тренировочное задание. Я объяснил ученикам в Элисте на примере суть этих загадок:

 

По улице ходил

Двугорбый ... (верблюд, а не крокодил).

 

Т.е. в этих загадках рифма-обманщица. А затем предложил отгадать шахматные обманки.

 

Знают Пашка, Иришка и Кешка —

Нет фигуры сильнее, чем ... (ферзь, а не пешка).

 

Слово предоставим Ире:

— Коней у партнеров по ...(два, а не четыре).

 

И мальчики, и девочки в Элисте отвечали отлично, и после урока каждый из них получил из моих рук мини-приз – цветной сканворд от журнала "Мурзилка". "Мурзилка" – лучший на сегодняшний день детский журнал, и я горжусь, что уже порядка 17 лет сотрудничаю с ним!

 

10.00. Затем Михаил Голося поработал с четвёртым классом – показал фрагмент урока на тему пространства с опорой на концепцию укрупнения дидактических единиц, которую разработал выдающийся калмыцкий учёный Пюрвя Эрдниев. Михаил взял в руки глобус и сказал, что глобус – это модель земного шара; также и шахматная доска – модель пространства. И вместе с учениками показал, как можно ограничивать подвижность неприятельского короля с помощью двух своих фигур: короля и ладьи.

 

Затем я загадывал загадки-наоборотки с призами-сканвордами и четвероклассникам. К счастью призов у меня хватило всем! Ребята – умницы.

Здесь я использовал третий прием – использование “наобороток”.

Я инструктировал учеников в Элисте: “Ребята, представьте, что вы попали на странную планету, которая называется “Планета Наоборот”. Те ответы, которые на Земле неправильны, здесь считаются верными. Начнем игру”.

 

1. На шахматных клетках-полях можно встретить: слона, крокодила или коня?

2. Самый сильный шахматист — это шахматист, который: лучше всех соображает, лучше всех дерется или лучше всех играет в шахматы?

3. Когда ты проголодаешься, то можешь съесть: пирожок, эклер или шахматного слона?

4. Играя в шахматы, партнеры стараются побить: ферзя, ладью или друг друга?

5. Когда противник бьет твою шахматную фигуру, то ей: очень больно, не очень больно или совсем не больно?

6. Удобнее всего тебе спать на кровати, на диване или на шахматной доске?

7. Половина шахматных полей всегда: белого цвета, зеленого цвета или черного цвета?

8. Когда шахматную фигуру бьют, то ее: ставят рядом с шахматной доской, кладут рядом с шахматной доской или выкидывают в форточку?

9. Летом ты катаешься: на шахматных фигурах, на каруселях или на велосипеде?

10. Прямой ряд клеток называется: горизонталью, вертикалью или лялялью?

(Выделенные курсивом ответы и были правильными на этой планете).

 

10.32. После урока его итог подвёл сам Михаил Голося. Он коснулся важных тем – роли педагогических технологий (на уроке особую ценность имеет ритм), активности ребенка (ученики – соучастники действа), использовании театрализации, которая предполагает энергообмен между педагогом и учениками (учитель должен быть одновременно артистом, автором, режиссёром, сценаристом и… ведомым, а не только ведущим). Педагог подчеркнул, что система Л.В.Занкова как будто с шахмат "списана" – на каждом занятии ребёнок сам первооткрыватель.

Любопытно мнение Михаила о том, что если в классе есть шахматист-разрядник, то его не следует пускать на первый урок шахмат, так как такие дети мешают. Спорный тезис – на моих уроках такие дети мои первые помощники, и они горды тем, что они помощники учителя.

Здесь своим мнением о проведённом уроке поделился исполнительный директор ФШ Ямало-Ненецкого автономного округа (г. Салехард), международный гроссмейстер Александр Юрьевич Потапов. Вначале Александр Юрьевич сказал, что работает по учебно-методическим комплектам И.Г.Сухина, и у себя в регионе кадровую проблему они решают так – выявляют тех школьных учителей, кто умеет играть в шахматы, и учат методике преподавания. Александр Юрьевич Потапов сказал, что ему особенно понравился урок со вторым классом ("здорово!"). А что касается урока в четвёртом классе, то здесь речь шла не столько об изучении пространства, сколько о матовании неприятельского короля совместными усилиями короля и ладьи. В Салехарде они сначала проходят тему матования короля двумя ладьями (отбор пространства), а затем уже органично переходят к матованию королём и ладьёй. Ограничение пространства на уроках в Салехарде объясняется, например, так: "Родители ставят ребёнка в угол – ограничение пространства". А.Ю. Потапов сказал, что матование королём и ладьёй – очень сложная тема, "удушение" неприятельского короля возможно двумя способами.

В ответ на это Михаил Дмитриевич Голося высказал свои соображения по вопросу, подчеркнув, что на уроке речь шла именно о модели пространства.

Затем выступила руководитель ФШ Хабаровского края Наталья Михайловна Семенюк, которая тоже похвалила проведённые уроки.

 

Мне очень хотелось, чтобы в обсуждении приняли участие и другие педагоги Республики Калмыкия. Вначале они стеснялись, смущались, но затем раскрепостились, и разговор приобрёл очень интересный и принципиально важный оборот.

Первым из педагогов Калмыкии высказался учитель шахмат Троицкой муниципально гимназии Цепинного района Батор Очирович Потаев. Здесь и далее, возможно, где-то я буду неточно называть и фамилии высказавшихся, и даже авторов тех или иных реплик, так как успел записать очень мало, но самое ценное постарался не упустить. Повторюсь, это самое интересное обсуждение проблем всеобуча в котором я принимал участие в своей жизни!!!

О проведённом уроке Батор Очирович Потаев сказал так: "Элементы УДЕ, да, есть, – две темы за один урок" (т.е. о использовании концепции укрупнения дидактических единиц, которую разработал Пюрвя Мучкаевич Эрдниев). Было сказано, что очень приятно, что урок шахмат показан здесь в гимназии.

Также Батор Очирович Потаев сказал о том, что это не новость, что шахматы в Калмыкии хорошо развиваются. Так было раньше в Грузии и других местах. Но в некоторых других местах уроки шахмат уроки шахмат вначале проводились, а затем перестали. И чтобы, этого не повторилось и в Республике, указал Батор Очирович Потаев: "…нельзя перебарщивать. Сейчас вот тренеры говорят, шахматы даже с четырёх лет. Но ведь ещё Александр Сергеевич Пушкин писал: "Не дай мне бог сойти с ума". Потому что шахматы – игра сложная! И нужно не переусердствовать. Психология ребёнка очень сложна… Вот на конференции говорили, что шахматы у нас Республике Калмыкия в Калмыкия развиваются с 1995 года. Нет, ещё раньше, – с 1970-х годов… Мой стаж – более 30 лет".

 

Прекрасное и очень важное выступление! Верно, и очень хорошо, что профессиональные педагоги это чувствуют. Чтобы уроки шахмат были интересны и полезны всем детям (а не только избранным) ни в коем случае нельзя спешить в прохождении курса шахмат – нужно идти с такой скоростью, чтобы не было неуспевающих учеников. Логическое мышление складывается у детей очень медленно, нельзя пропустить ни один подэтап его развития.

 

Вот характерный пример. Гениальный педагог В.А.Сухомлинский был превосходным практиком, он потому и ратовал за шахматы, что не видел другого эффективного пути, как развить мышление всех детей. Кроме шахмат для этой цели он использовал также подобные шахматам задачи-загадки, требующие своеобразных "шахматных ходов".

В.А.Сухомлинский в книге "Сердце отдаю детям" писал об этом так: "Эти задачи-загадки - незаменимое средство тренировки ума. Решая каждую из них, надо помнить от 2 до 4 предыдущих и последующих "шахматных ходов". Через полгода после начала этой работы Валя и Слава решали задачи такого рода, у Петрика и Нины пока еще ничего не выходило. Они не могли удержать в памяти то, без запоминания чего нельзя было сделать очередного "шахматного хода". Чем объяснить это явление? По-видимому тем, что некоторые ребята еще не обладают способностью мгновенно переключать мысль от одного объекта к другому, что осознается субъективно как умение удержать в памяти все составные элементы задачи, мысленно охватить несколько "шахматных ходов". Почему не выработалась эта способность клеток коры полушарий - другой вопрос. Далеко не всегда она определяется врожденными особенностями мыслящей материи, но игнорировать эту причину тоже нельзя. Наблюдения подтвердили: если нить мысли мгновенно обрывается, если в одно и то же мгновенье ребенок не может охватить мысленным взором то, что представляет сейчас, и то, что представлял несколько мгновений назад, - он не умеет мыслить, ему трудно установить связь между несколькими предметами и явлениями. Я изучал мышление детей, особенно таких тугодумов, как Валя, Петрик, Нина, не для каких-то теоретических целей, а для того, чтобы облегчить их умственный труд, научить учиться. Наблюдения подтвердили, что прежде всего, надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними. От углубленного взгляда на сущность и внутренние закономерности одного предмета ребенок должен постепенно переходить ко взгляду на ряд предметов как бы издали, на расстоянии. Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями. Пусть Валя не рисует в своем воображении конкретный образ волка, пусть ее мысль не останавливается на том, как коза тянется к капусте. Все эти образы должны быть для ребенка отвлеченными понятиями. Но путь к отвлеченному идет через глубокое понимание конкретного. Нужно научить детей мыслить абстрактными понятиями. Надо воспитывать умение мыслить, иначе дети будут напрягать память, будут зубрить, а это еще больше будет притуплять мысль… Каждый раз, когда создавались благоприятные условия для решения задач, представляющих собой как бы упражнения для мозга, я держал поближе к себе детей, которые медленно мыслят, с трудом запоминают. Приходилось придумывать различные задачи-загадки, задачи-шутки, пока в конце концов удавалось добиться, что между живыми островками мысли у Нины пробудились первые нити, связывающие представления и образы окружающего мира".

 

И ещё один важнейший фрагмент из книги В.А.Сухомлинского "Сердце отдаю детям": "Уроки арифметики в начальной школе, решение задач - это пробный камень первой заповеди воспитания: дать ребенку радость успеха в умственном труде, пробудить у него чувство гордости и достоинства. И надо добиваться того, чтобы первые трудности не стали для ребенка камнем преткновения. Я не ставил оценок за решение задач до тех пор, пока дети не научились самостоятельно думать, разбираться в условиях задания, находить путь к его выполнению - другими словами, пока не пережили радости успеха в этом труде. Здесь особенно недопустим шаблонный подход: один ребенок за месяц может получить три оценки по арифметике, а другой - ни одной, но это не значит, что другой ученик ничего не делает и не продвигается вперед. Он учится понимать задание, и первая сравнительно сложная арифметическая задача, которую ученик решил самостоятельно, - важная ступенька в развитии ребенка. Уже много лет я внимательно присматривался к ученикам, неуспевающим по математике, и убедился, что в начальных и средних классах отстающие никогда не решают самостоятельно ни одной задачи. Они как бы плывут за волной, ставят ногу в то место, куда уже стали их товарищи: списывают готовое с доски или у соседей по парте, но по существу не представляют себе, что такое самостоятельное выполнение задания. Нельзя устранить этого зла поисками каких-то приемов совершенствования дидактического мастерства. Умственный труд на уроках математики - пробный камень мышления. Причина зла в том, что ребенок не научился думать; окружающий мир с его вещами, явлениями, зависимостями и взаимосвязями не стал для него источником мысли… Успешное решение задач зависит от того, научились ли дети видеть взаимодействие вещей, явлений. Самостоятельный умственный труд в процессе решения задачи дает плоды еще и тогда, когда в памяти ребенка постоянно и прочно хранятся обобщения, без которых немыслимо мышление (таблица умножения, состав натурального ряда чисел). Петрик долго не мог понять смысла (условия) арифметической задачи. Я не спешил с объяснением. Главное - чтобы мальчик напряжением собственных умственных усилий понял сущность взаимозависимостей между вещами и явлениями. Но живая мысль не забьет ключом, если ребенок не подготовлен к теоретическому мышлению, не умеет сравнивать, анализировать… Петрик уже перешел в 3 класс, но с задачами у него пока что ничего не получается. Он еще не решил самостоятельно без помощи товарищей или учителя - ни одной задачи, и это меня тревожит. Но я все-таки верю, что мальчик научится думать. Я готовлю его к абстрагированию не только путем мысленного анализа явлений, которые являются основой арифметической задачи. Мыслитель, не умеющий считать, не может овладевать знаниями. Очень важно, чтобы у Петрика постепенно закреплялись в памяти элементарные вещи, без которых невозможно мышление… Я добивался, чтобы тугодумы, и в первую очередь Петрик, овладели как можно большим количеством простейших инструментов математического мышления - примеров на сложение, вычитание, умножение, деление. Мы идем в природу, я обращаю внимание мальчика на множество задач, которые люди решают в процессе труда. И вот пришел день, в который я твердо верил: Петрик решил задачу совершенно самостоятельно, У мальчика загорелись глаза, он стал объяснять, о чем идет речь в задаче, его объяснение было сбивчивым, но я видел, что перед ребенком, наконец, открылось то, что было покрыто мраком. Петрик был рад… Этот случай был предметом раздумий в нашем педагогическом коллективе. Мы в ином свете увидели тех детей, которым трудно дается учение. Никогда нельзя спешить с окончательным и категорическим выводом: у ребенка ничего не получится, такова уж его судьба. Год, два, три года у него что-нибудь может не получаться, но придет время - получится. Мысль - как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце - и он расцветет. Будем учить ребенка думать, откроем перед ним первоисточник мысли - окружающий мир. Дадим ему величайшую человеческую радость-радость познания. Не один вечер собирались мы, учителя начальных классов, специально для того, чтобы подумать над острой и нелегкой педагогической проблемой: как подвести ученика от конкретного счета предметов, вещей, от очевидной, наглядной зависимости между явлениями к абстрактному обобщению - правилу, формуле. Учителя В. П. Новицкая, М. Н. Верховинина, Е. М. Жаленко рассказали об интересных фактах, свидетельствующих о том, что не у всех детей этот переход происходит плавно и безболезненно. Есть ученики, прекрасно справляющиеся с техникой счета, умеющие быстро вычислять, но с трудом разбирающиеся в содержании (условии) задачи. Для части детей, мыслящих яркими, конкретными, наглядными категориями, определенную трудность представляет отвлечься от конкретных чисел, на которых построена задача. В. П. Новицкая рассказала об одной девочке, которая, прочитав задачу, сразу же пыталась найти ответ: начинала вычисления, не разобравшись, что и для чего вычисляется. У каждого из нас встречались такие дети. Мы советовались: каким путем переводить их от конкретного к абстрактному мышлению. Пришли к выводу о необходимости целого этапа работы над задачей - рассуждения по условию задачи, решения задачи без чисел, без арифметических действий. Мы стали проводить открытые уроки арифметики со специальной целью: показать, как дети рассуждают о задаче, решают ее без вычислений. Посещая эти уроки друг у друга, мы искали пути умственного развития отдельных детей".

 

Я специально привёл здесь размышления великого учёного, который сам как учитель начальных классов проводил уроки. Его размышления напрямую относятся к шахматам как учебному предмету и к справедливым замечаниям Батора Очировича Потаева о том, что преподавание шахмат в общеобразовательной школе должно опираться на знание психологии редей этого возраста, их возможности и потребности. Ведь, если мы пойдём по пути, на который нас стараются завлечь некоторые тренеры ("научить в начальной школе детей шахматам по быстрому"), то ничего хорошего из этой затеи не выйдет, кроме боли, слёз и обид (этой болезнью шахматный мир уже переболел во многих странах). Как мы видим, В.А.Сухомлинский пишет о том, что у некоторых детей и три года подряд не получается самостоятельно решать даже несложные математические задачи!!! И это даже у такого гениального педагога как В.А.Сухомлинский! А уроки шахмат должны быть полезны всем, не должно быть потухших глаз. И это реально, если как я уже писал, урок шахмат одновременно представляет собой: 1) урок-сказку; 2) урок-театр; 3) урок-игру; 4) урок-смех; 5) урок-тайну; 6) урок – погружение в решение забавных и занимательных заданий; 7) урок без неуспевающих; 8) урок-мечту; 9) урок без проигравших; 10) урок здоровьесберегающий; 11) урок-радость. А если учесть, что в последние годы по последним исследованиям психологов кризис детей семилетнего возраста превратился в кризис 8-9-летнего возраста (т.е. психологический возраст современных детей 8-9 лет соответствует по ряду причин психологическому возрасту детей СССР 7 лет!!!). Это ещё одна больная и сложная тема. Ещё одна проблема современных детей – они не умеют вообще играть в совместные игры, опять-таки в отличие от детей периода СССР.

Поэтому я ещё раз выражаю огромную благодарность Батору Очировичу Потаеву за очень правильное предостережение "горячим головам" (в самом деле, по этой причине, в ряде регионов всеобуч по этой причине потерпел фиаско) – всё нужно делать грамотно. И, разумеется, пусть этот непрост.

 

И здесь кто-то из тренеров задал мне из зала примерно такой вопрос: "А как Вам, Игорь Георгиевич, удаётся заинтересовать шахматами девочек? У меня не получается, не любят девочки играть в шахматы".

Ещё один важнейший аспект! Я ответил так, И.Г.Сухин: "У меня нет "проблемы девочек", так как я преподаю шахматы по задачной технологии, при которой урок шахмат в одинаковой степени интересен и полезен и мальчикам, и девочкам".

А затем я сказал о том, что помимо всего прочего, при игре с партнёром ряду девочек не хочется обыгрывать свою соперницу, чтобы не огорчать её . У мальчиков это встречается гораздо реже; мальчики порой столь бурно выражают свою радость по поводу победы, что их партнёр в лучшем случае довольно неприязненно смотрит на победителя, а в худшем сбрасывает шахматы с доски, что может привести к срыву урока (может и по шее дать, так как степень озлобления некоторых современных детей зашкаливает – результат просмотра боевиков по телевидению и т.п.). Умению проигрывать современных детей нужно специально учить, но этим мало кто занимается.

Отмечу, что разрабатываю свою технологию преподавания я искал оптимальную форму занятий. Для выявления оптимальной формы занятий мною культивировались:

а) решение шахматных заданий ("задачная" форма),

б) игра детей с преподавателем ("сеансовая" форма),

в) игра детей друг с другом ("соперническая" форма).

В случае игры детей друг с другом все дети оказывались заняты продуктивной деятельностью, однако:

а) педагог не имел возможности контролировать учебный процесс,

б) среди детей были проигравшие,

в) отработка способности действовать "в уме" носила стихийный характер.

В случае игры детей с преподавателем (сеанс одновременной игры) педагог легко контролировал каждого ребенка, но нерационально тратилось время занятия.

В случае решения шахматных заданий педагог легко контролировал ход занятия, все дети были заняты продуктивной деятельностью, отработка способности действовать "в уме" велась целенаправленно.

В результате был сделан вывод о том, что с содержательной точки зрения оптимальной оказалась "задачная" форма занятий. После этого мною сравнивались две принципиально различные формы занятий ("задачная" и "соперническая") с позиции мотивации детей. Здесь я исходил из предположения о том, что для передачи детям социального опыта особую роль играет его четвертый компонент – эмоционально-ценностный. Только тот социальный опыт может быть усвоен детьми, который в наибольшей степени затронет сферу его эмоций и чувств. В конце каждого учебного года нами проводился опрос среди детей. При ответе на вопрос, что им нравится больше: играть с товарищем или решать шахматные задачи, из 422 опрошенных детей (276 мальчиков и 146 девочек) 331 высказался за то, что предпочитает решать задачи (78,4%). При этом среди тех, кому больше нравится решать задачи, оказались 130 девочек (89%) и 201 мальчик (72,8%). На вопрос, любят ли они выигрывать, утвердительно ответили 415 детей (98,3%). На вопрос, огорчает ли их проигрыш в шахматах, утвердительно ответили 359 ребят (81,1%).

Анализ данных опроса и экспериментальная работа свидетельствуют о том, что далеко не все дети любят играть в шахматы друг с другом (из-за боязни проиграть), но практически все дети охотно решают шахматные задания, если они носят занимательный и доступный характер и подаются эмоционально.

Таким образом, в ходе моих исследования было установлено, что ведущей формой проведения шахматных занятий должна стать "задачная". В соответствии с этим выводом, целью и задачами исследования была разработана система дидактических шахматных заданий, предназначенная для повышения этапа развития способности действовать "в уме".

При этом моё исследование показало, что первичный процесс обучения детей шахматным азам должен включать в себя три стадии:

1) "доматовую" (обучение без объяснения термина "мат"),

2) тренинг постановки мата в один ход,

3) "матовую" стадию (игру всеми фигурами из начального положения).

 

Затем слово взял тренер-преподаватель МОУ СОШ №20 Константин Шар-Манджинович Тюрбеев. До недавнего времени мне была известна только одна статья, написанная калмыцким педагогом на темы всеобуча, это работа К.Ш.-М.Тюрбеева "О пользе шахмат для детей и опыте шахматной работе в средней школе" (из сборника "Труды Первой Российской конференции тренеров и организаторов детских шахмат “Дагомыс-2003”; Набережные Челны: Sundries LTD, 2003, 224 с.).

Вот фрагменты той статьи, К.Ш.-М.Тюрбеев: "На занятиях много времени уделяю решению задач-миниатюр, этюдов, умению быстро ориентироваться в выборе хода, мыслить неординарно… Издавна калмыки говорили, что за обучение шахматам и золота не жалко… Делюсь опытом с коллегами, выступаю на семинарах, даю открытые уроки. У меня на занятиях побывали делегации из Дании, США, Англии, Бельгии, Югославии, Республики Саха – Якутии".

Впечатляют и заключительные строки этой статьи, цитирую, К.Ш.-М.Тюрбеев: "Мой девиз – не останавливаться на достигнутом. Работа наша не мёд. У меня много недостатков и упущений на этой тернистой тропинке… Спасибо коллегам-тренерам, читающим эти строки за внимание. Белой Вам дороги в нашей трудной, но нужно детям работе".

Многие ли из нас смогли бы вот так написать в статье: "…У меня много недостатков и упущений на этой тернистой тропинке" (с. 216)? Такие строчки вызывают чувство огромного уважения, тем более в статье одного из лучших педагогов Республики Калмыкия! Преклоняюсь.

Своё выступление на конференции Константин Шар-Манджинович Тюрбеев начал с информации о своём педагогическом стаже – 49 (!!!) лет. И сразу было сказало, что занятия проводятся по учебно-методическим комплектам И.Г.Сухина, курса "Шахматы – школе". 17 лет преподавание он ведёт в общеобразовательной школе №20. Отмечено, что шахматный "всеобуч в Республике Калмыкия – на хорошем уровне".

И здесь К.Ш.-М.Тюрбеев неожиданно для меня сказал, что "к нам приехал великий Сухин". Вполне представляю себе, что, приводя здесь эту фразу, даю своим оппонентам (у кого их нет?) ещё один мощный козырь (вот, мол, Сухин начал заниматься самолюбованием и т.п.).

Но до этой фразы я не имел представления, как именно педагоги Республики Калмыкия относятся к моим книгам, ведь если написанное мною чужеродно для Республики, если оно не соответствует их менталитету, то попытки более широкого использования моего Федерального курса здесь были бы неуместными и неправильными. Слова признания, сказанные опытнейшим педагогом Республики Калмыкия, показали мне, что здесь мои работы ценят, а мне, как каждому нормальному человеку тепло там, где тебя любят. Вместе с тем я прекрасно понимаю, что испытание "медными трубами" самое сложное испытание человека, но я отдаю себе отчёт в том, что пока ещё я достаточно мало сделал для популяризации шахмат как учебного предмета в системе образования и нужно ещё очень много работать (это честно).

К.Ш.-М.Тюрбеев также перечислил то, что "даёт всеобуч", было сказано, что для успешности в преподавании "шахматы нужно любить и самому".

Было также сказано, что лучше преподавать шахматы два часа в неделю, чем один час.

 

Я разъяснил участникам конференции, почему в Федеральном учебном курсе "Шахматы - школе" в первый и второй год обучения шахматам отведено всего по одному часу в неделю. Дело в том, что, разрабатывая в 1993 году этот курс:

1) я представлял себе, что если я "забью" шахматам сразу по два часа, то Министерство образования, скорее всего, не одобрит проект – все знают, какая страшная борьба идёт "за учебные часы" в общеобразовательной школе и

2) я был абсолютно уверен, что ряд тренеров-преподавателей будет считать мой курс "медленным", но если бы я привёл программу для двух часов в неделю для первого года обучения, то я не стал бы за год проходить двухгодовую программу, а программу первого года обучения проходил ещё в два раза медленнее (этого бы мне шахматный мир не простил уже точно – а именно это верный путь; точнее один из правильных, так, к примеру, работал замечательный педагог из Ульяновской области А.В.Благодарный).

 

После К.Ш.-М.Тюрбеева слово попросила учитель начальных классов школы №3 г. Элисты Айса Александровна Мондрунова (1973 г.р., образование – высшее). Выделю два ключевых тезиса Айсы Александровны:

1) "Нужно отдать учебный предмет шахматы в руки учителей начальных классов!"

2) "Шахматы как учебный предмет следует сохранить в общеобразовательной школе", так как они позитивно влияют на развитие логического мышления, хорошо координируют с другими предметами.

И просто здорово, что если вначале мне как руководителю работы секции №1 никак не удавалось расшевелить аудиторию, то сейчас желающих взять слово было хоть отбавляй, и обмен мнениями превзошёл все мои ожидания. И очень жаль, что время, отведённое для дискуссии пролетело как единый миг – уже вижу, что для такого обсуждения нужно планировать гораздо больше времени! Я еле успевал записывать.

 

Затем очень эмоционально выступил О.Д.Дорджиев, тренер-преподаватель из СОШ №2. Он начал с того, что во многих регионах шахматы пробовали преподавать как учебный предмет, но получилось не у всех. А в Республике Калмыкия "прижилось", так как шахматы отвечают ментальности калмыков. Преподавание шахмат в школах "надо претворять в закон". Было сказано, что сейчас шахматы чаще всего преподают тренеры-преподаватели, каждый из которых преподаёт как умеет, по своему личному разумению. Но преподавать должны именно учителя начальных классов, так как "учителя начальных классов - сильнейшие методисты!!" О.Д.Дорджиев также сказал: "Самая трудная работа - учителя начальных классов, труднее, чем тренерская". Он также сказал о том, что мешает тренерам - амбиции. И поднял больной вопрос об оплате преподавания шахмат.

О.Д.Дорджиев тепло отозвался о моей деятельности, но и покритиковал. А именно: мне очень понравились и критические стрелы, прямо сказанные в мой адрес: "Сухин - фанат!.. До фанатства доходите - это плохо". Подобные критические стрелы для меня не менее ценны и дороги, чем и слова одобрения.

 

Подвёл черту обсуждениям заместитель Министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия Дмитрий Фёдорович Лапушко. Он сказал, что сам в 90-е годы вёл шахматный всеобуч на начальной школе.

Д.Ф.Лапушко: "Учебно-методические комплекты Игоря Георгиевича Сухина – идеальны для наших целей… Они легки, доступны, хорошо выверены по методике и дидактике… Мы в Республике Калмыкия понимаем, что преподавать в общеобразовательной школе шахматы должны учителя начальных классов… Учитель начальных классов для учеников - вторая мама".

Было сказано о необходимости открытия шахматной специализации, о разработке перспективного 4-5 летнего плана действий и на разработке программы мер на ближайшую перспективу – на 2-3 года.

Д.Ф.Лапушко также сказал о готовности региона закупить у учебно-методического объединения "Духовное возрождение" (г. Обнинск, директор Т.К.Фесенко) учебно-методические комплекты трёх лет обучения, и о том, что достигнута договорённость, что летом 2010 года И.Г.Сухин проведёт в Элисте курсы повышения квалификации, подобные тем, которые он проводил в ноябре 2009 года в г. Ханты-Мансийске.

В выступлении заместителя Министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия также отмечено, что в Республике достигнут консенсус, симбиоз двух направлений в шахматах: общеразвивающем и спортивном. Говорилось и о недавней Коллегии Министерства образования и науки, где рассматривался "шахматный" вопрос.

Завершило обсуждение выступление ректора Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования, заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук Лилии Демьяновны Мунчиновой, которая сказала о том, что в вопросах шахматного образование важно правильно расставить приоритеты и о том, что впереди серьёзная работа. И также как и заместитель Министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия Дмитрий Фёдорович Лапушко Лилия Демьяновна поблагодарила всех за участие в работе конференции.

 

Удивительный день, удивительное обсуждение. Впервые я столкнулся с полным единодушием в вопросе о том, кто должен преподавать шахматы в начальной школе. И 1) тренера-преподаватели, и 2) учителя начальных классов, и 3) руководство системы образования стояли на одной платформе – преподавать должны учителя начальных классов. Поэтому, представляется, что в этом много лет дискутировавшемся вопросе можно поставить точку.

 

Затем участники конференции поехали на экскурсию (мне помогли догнать их чуть позже), а меня поближе познакомили с гимназией. Здесь я познакомился также с начальником управления мэрии г. Элисты Людмилой Гордеевной Миньковой. Я узнал, что 1 сентября 2008 года в Элисте состоялась церемония открытия Русской национальной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского. В ней приняли участие архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима, Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, заместитель мэра города Элисты Александр Ермошенко, заместитель председателя правительства Республики Калмыкия, министр образования, культуры и науки РК Бадма Салаев, учителя, представители строительных и проектировочных организаций, священнослужители, ученики-гимназисты и их родители. Церемония проходила у центрального входа в гимназию на специальной площадке. Русская национальная гимназия в Элисте — это первое муниципальное образовательное учреждение в Калмыкии, построенное за последние 15 лет. В нем учатся 780 учащихся. Идея создания в Элисте Русской национальной гимназии принадлежит заслуженным педагогам Калмыкии. В декабре 2007 года состоялось заседание Совета ветеранов педагогического труда. Заседание проходило с участием архиепископа Зосимы в здании Элистинского епархиального управления. Тогда Совет ветеранов обратился к главе Республики Калмыкия с просьбой поддержать идею создания на базе строящегося образовательного учреждения по улице Николаева в Элисте Русской национальной гимназии.

 

И в этот же день я узнал ещё один примечательный факт – заместитель Министра образования, культуры и науки Республике Калмыкия Дмитрий Фёдорович Лапушко в 90-е годы ХХ века проводил уроки шахмат по рекомендованной Министерством образования РФ программе "Шахматы – школе" в течение трёх лет, вёл учеников со 2-го по 4-й классы. И, что ценно: в том классе, где были уроки шахмат, после окончания 8-го класса из 20 детей оказалось 8 отличников, 10 – хорошистов и 2 троечника, причём один из учеников стал чемпионом Республики Калмыкия по шахматам в возрастной группе до 12 лет, а в параллельном классе (где уроки шахмат не проводились, но во втором классе эти дети практически не отличались по развитию от "шахматного" класса), после окончания 8-го класса была 1 отличница, 6 хорошистов и 13 троечников. Трудно привести более убедительное доказательство в пользу необходимости урока шахмат в школьной программе!

 

Затем в соответствии с планом состоялась очень интересная экскурсия по Элисте. После неё для участников конференции был организован блицтурнир с крупными призами. Я вначале полагал, что состоится "простой раскрепощённый" блицтурнир, где участники будут думать не о победах или поражениях, не о занятом месте или призе. Я крайне редко выступаю в очных соревнованиях даже по блицу (нет времени), то я никогда не упускаю случая записывать партию даже в пятиминутках, чтобы потом проанализировать её. Здесь же предстояло "играть на деньги", что в моей жизни раньше было всего один-единственный раз – мне было примерно 15 лет, к нам во двор заглянул какой-то человек, и, увидев, что я играю в шахматы предложил сыграть партию по 50 копеек. Как я не отказывался, взрослые из нашего дома уговорили меня сыграть и внесли за меня 50 копеек. Противник не был Фишером, я тогда выиграл. В Элисте я был поставлен перед дилеммой - записывать партии, и этим дать огромную фору партнёрам или не записывать, сосредоточившись на спортивной стороне дела. Если бы я обладал феноменальной памятью запоминать блицпартии, то я так и поступил бы. Но память у меня обычная, средняя, поэтому я без сожалений не стал отказываться от своих принципов, хотя это выглядело комично – разумеется, я был единственным из участников, который записывал свои партии (в общую тетрадь). Разумеется, не целиком, а 12-15 ходов, а дальше восстановить текст было гораздо проще. В результате "я давал фору" противникам примерно в минуту, и, если учесть, что из 9 партнёров был один гроссмейстер (с гроссмейстерами я до сих пор сыграл единичные партии в блиц - со Смагиным, Разуваевым, Долматовым и Васюковым, но получилось как ни странно полтора очка из четырёх возможных) и как минимум четыре международных мастера, то достигнутые три с половиной очка из девяти совсем не плохи.

Перед турниром удалось пообщаться с рядом коллег. Очень конструктивной оказалась беседа с членом президиума ФШ Самарской области Павлом Валерьевичем Скачковым. Познакомиться и перекинуться парой слов мы успели накануне, мне были приятны слова Павла о том, что проблематикой школьных шахмат он начал заниматься несколько лет назад в том числе и благодаря моим статьям. А теперь Павел показал мне несколько своих интересных методических приёмов, также нас сфотографировали, и эти фотографии Павел недавно мне прислал: 1) П.В.Скачков и И.Г.Сухин во Дворце шахмат; 2) П.В.Скачков показывает один из своих методических приёмов (видна чёрная ладья на е6).

 

А в блицтурнире моими партнёрами стали, в порядке очерёдности:

Президент Пермской областной ШФ Терехин Анатолий Николаевич

Заместитель председателя ФШ Кемеровской области Гутов Андрей Николаевич

Член Правления ШФ Карелии Насонов Вадим Альбертович

Сангаджиев (Республика Калмыкия)

Вице-президент ФШ Республики Дагестан Корненко Татьяна Федосеевна

Президент ФШ Владимирской области Солонец Сергей Борисович

Член президиума ФШ Республики Марий Эл Васенев Сергей Васильевич

Президент ФШ Калужской области Желнин Юрий Викторович

Вице-президент Челябинской областной ФШ Гилязов Амир Мансурович

 

В первом туре мне случайно удалось взять реванш за поражение в одном из послепрезидиумных РШФ блицтурниров у президента пермской областной ШФ, международного мастера Анатолия Николаевича Терёхина. Мне повезло, что, в отличие от других участников, Анатолий Николаевич как и я не спешил с ходами. Вот первые ходы: Терёхин - Сухин: 1. с4 е5 2. g3 c6 3. Сg2 Кf6 4. Кf3 d6 5. d4 Кbd7 6. 0-0 Се7. В возникшей позиции, напоминающей староиндийское построения, но без фианкетирования черного чернопольного слона, белые получили перевес, но где-то поспешили, потеряли пешку, а затем и ферзя.

Разумеется, уже во втором туре я был остановлен международным гроссмейстером Андреем Николаевичем Гутовым. Сухин - Гутов: : 1. е4 е5 2. Кf3 Кc6 3. d4 еd 4. с3 (разумеется, слишком нагло было с моей стороны играть против гроссмейстера шотландский гамбит, но я играл не на очки) 4… d5 5. еd Ф:d5 6. сd Сg4 7. Се2 Сb4+ 8. Кс3 С:f3 9. С:f3 Фс4 (разыгран известный вариант, в котором белые вынуждены забыть о планах об атаке и сосредоточиться на помыслах об уравнении в бесперспективном эндшпиле, вариант известен ещё со времен партии Маршалл - Капабланка) 10. Фb3 (парадоксальный ход введённый в практику Л.Любоевичем; разумеется и он ничего белых не обещает - все эти варианты я лет 20 назад изучал, в меру способностей) 10… Ф:b3 11. С:с6+ bс 12. аb Ке7 13. 0-0, и дальше в партии не было ничего интересного. Я получил похуже, затем уравнял (сам удивился как), но потерянная на запись партии минута, естественно, сняла мои шансы к нулю.

Третий тур: Насонов - Сухин: 1. d4 Кf6 2. g3 b5 (польская защита) 3. g3 с6 4. Кf3 Сb7 5. 0-0, чёрные вычурно разыграли дебют, затем уравняли, потом ошиблись и попали в позиционный зажим. Но тут белые попались на простой комбинационный трюк и потеряли фигуру безо всякой компенсации. У меня оставалось 30 секунд (я чуть ли не впервые в жизни играл с электронными часами - любопытно), против полутора минут у партнёра. Я посчитал, что выигрышное положение плюс лишняя фигура - достаточные основания для того, чтобы предложить ничью. Противник ничью отклонил фразой: "Разумеется, я не согласен" и убедительно доказал, что 30 секунд истекают очень быстро. К тому же – я не блицор.

Четвёртый тур, и опять у меня чёрные: Сангаджиев - Сухин: 1. е4 Кf6 (наконец-то мне предоставили возможность сыграть мою любимую защиту Алёхина, но противник грамотно разыграл неприятную для чёрных схему, получил дебютный перевес и хорошо реализовал его) 2. е5 Кd5 3. d4 d6 4. Кf3 Сg4 5. Се2 с6 (вариант С.Флора - что-то ещё помню) 6. 0-0 С:f3 7. С:f3 dе 8. dе е6 9. Кd2. И далее мне нечем похвастаться, кроме того, что у меня как обычно было на минуту меньше.

Пятый тур: Сухин - Корненко: 1. е4 Кf6 2. е5 Кd5 3. с4 Кb6 4. с5 Кd5 5. Сс4 с6 (вот не везёт - а сам играл раньше именно этот вариант за чёрных, гораздо приятнее игра белых после обычного 4…е6) 6. d4 d6. В итоге я ничего из дебюта не извлёк, затем хитростью выиграл пешку, вдобавок мой партнёр проиграл фигуру.

Шестой тур: Сухин - Солонец: 1. е4 е5 2. Кf3 Кc6 3. d4 еd 4. с3 d3 5. С:d3 Сс5 6. 0-0, этот вариант считается более благоприятным для белых, но я разыграл его не вполне удачно, прозевал центральную пешку, затем за счёт тактики отыграл её, и где-то оказался хитрее партнёра.

После этого тура я вышел на уровень 50%, но в трёх последних партиях мне достались (вернее я достался им на растерзание) три международных мастера, и я набрал в них только пол очка, да и то чудом.

Седьмой тур: Васенев - Сухин: : 1. d4 b5 (польская защита) 2. е4 Сb7 3. f3 (считается самым надёжным) 3…а6 4. с4 dс 5. С:с4 е6 6. Фb3 Фс8 7. Кс3 Кс6 8. Фа4. И дальше партия напоминала качели: белые прозевали свою красу и гордость пешку d4, но хорошей игрой смогли получить определённую компенсацию. Чёрные не остались в долгу, и тоже зевнули пешку. Здесь уже белые взяли игру в свои руки, и уверенно вели дело к победе. Но я использовал последний случайный шанс и завершил дело вечным шахом.

До финиша всего два тура у меня три с половиной из семи, но "порох уже закончился", и своей игрой я радовал только партнёров (что тоже хорошо).

Восьмой тур: Желнин - Сухин: 1. е4 Кf6 2. Кс3 d5 3. еd К:d5 4. d4 К:с3 5. bс. Считается, что этот вариант не даёт белым перевеса. Но стоило чёрным сыграть немного неточно, как белые просто образцово провели партию. Я получил большое творческое удовольствие как красиво и элегантно партнёр меня переиграл!

Девятый тур: Сухин - Гилязов: 1. е4 с5 2. с3 d5 3. еd Ф:d5 4. d4 е6 5. Кf3 Кf6 6. Се2 сd 7. сd Се7 8. Кс3. Это вариант тоже из тех, где белым непросто достичь чего-то осязаемого. Белые получили позицию с изолированной центральной пешкой, зачем-то перевели чернопольного слона на поле е5, после чего проблемы оказались только у них. Плюс (вернее минус) опять-таки лишняя минута на часах у партнёра.

Блицтурнир завершён. Приятно, что он прошёл в корректной борьбе. Жаль только, что хоть и только на время участники конференции стали противниками, а не союзниками. Немного грустно было наблюдать, как слегка черствеют за игрой глаза самые добрые лица. Но это недостаток любого спортивного соревнования. Не очень-то приятно обыгрывать друга, коллегу (не случайно нередко в турнирах друзья играю вничью).

Шахматы как вид спорта имеют недостатки, шахматы как учебный предмет и как искусство недостатков не имеют.

 

Заключительно пленарное заседание конференции прошло вечером после блицтурнира, а не в 11.45 как планировалось, так как только к этому времени смогла прибыть в Элисту группа членов президиума РШФ во главе с Вице-президентом Российской шахматной федерации, Государственным советником Главы Республики Калмыкия, Президентом Федерации шахмат Республики Калмыкия Валерием Эрдниевичем Боваевым.

Перед началом заключительного пленарного заседания конференции прошло торжественное награждение участников блицтурнира (призы достались всем). В президиуме были те же лица, что и в первый день работы конференции, а также Валерий Эрдниевич Боваев.

Слово взял ведущий – заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия – Министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия Бадма Катинович Салаев, который сердечно поблагодарил всех участников конференции за активное участие в её работе.

Вот фрагменты выступления, Б.К.Салаев: "Конференция прошла успешно и стала восклицательным знаком в итогах уходящего 2009 года… 26 регионов – это самое большое на сегодняшнее время представительство на подобных конференциях по шахматному образованию… Работу двух секций в общей сложности посетило более 150 человек… Мы нашли точки соприкосновения между органами образования и шахматными федерациями… Конференция дала новый импульс для развития шахмат в Республике Калмыкия... Планируем купить учебно-методические комплекты Игоря Георгиевича Сухина… По итогам работы конференции планируем издание сборника докладов".

Директор Элистинского офиса ФИДЕ, председатель Элистинского городского собрания 4-го созыва Вячеслав Хазыкович Намруев в своём выступлении подчеркнул, что за рубежом сейчас шахматы интенсивно развиваются, уже стали появляться программы обучения даже детей 2-3 лет.

Вице-президент Российской шахматной федерации, Государственный советник Главы Республики Калмыкия, Президент Федерации шахмат Республики Калмыкия Валерий Эрдниевич Боваев проинформировал о том, что принято решение провести в Элисте в апреле-мае ещё одну научно-практическую конференцию по шахматному образованию, с ещё более широким кругом участников. Было сказано, что самой судьбой предрешено, что в Республике Калмыкия шахматы должны интенсивно развиваться.

Заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия – Министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия Бадма Катинович Салаев зачитал проект итоговой резолюции и предложил мне высказаться по её содержательному наполнению. Текст её я получил буквально за 10 минут до начала заключительного пленарного заседания, успел прочитать его и оценить высокопрофессиональный уровень, с которым оно было составлено.

Я, прежде всего, поблагодарил руководство Республики Калмыкия, организаторов конференции в Элисте за то, что все мы, участники конференции, были окружены фантастической, запредельной заботой и любовью и впечатлены тем, как можно успеть в столь сжатые сроки провести огромную организационную работу и тем профессионализмом, с которым была проведена сама конференция организаторами: Министерством образования, культуры и науки Республики Калмыкия и Федерацией шахмат Республики Калмыкия. А также сказал, что, как и все участники только недавно познакомился с итоговой резолюцией, и хочу отметить, что она составлена высокопрофессионально, все акценты сделаны верно и прошу участников конференции проголосовать за её принятие.

Профессионализм разработки итоговой резолюции лучше всего подчеркнул тот факт, что у участников практически не было претензий к её содержанию, были лишь добавления, которые и были сразу же учтены организаторами (как видно из окончательного текста резолюции). Эти добавления касались только перечисления регионов, в которых развёрнут или разворачивается шахматный всеобуч. В первоначальном варианте в тексте было написано (текст передо мной): "Во многих регионах России (в Республике Калмыкия, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе, Свердловской, Псковской, Томской и Калининградской областях) уже предприняты серьёзные шаги в этом направлении".

Если я не ошибаюсь, то Вице-президент Челябинской областной ФШ Амир Мансурович Гилязов, член президиума ФШ Самарской области Павел Валерьевич Скачков, Вице-президент ФШ Саратовской области Михаил Юрьевич Недочетов и тренер-преподаватель школы олимпийского резерва Тюменской области, международный мастер ФИДЕ Евгений Романович Гайсин проинформировали, что и у них в регионах ведётся такая работа, предложили включить их регионы в упомянутый перечень. Также большая работа по всеобучу была развёрнута в 2008 году в Нижегородской области, о чём я сообщил организаторам. Поэтому в окончательном варианте эта фраза приняла следующий вид: "Во многих регионах России (в Республике Калмыкия, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе, Свердловской, Псковской, Томской, Калининградской, Челябинской, Саратовской, Самарской, Тюменской и Нижегородской областях) уже предприняты серьёзные шаги в этом направлении".

 

Ниже привожу текст резолюции.

 

 

Резолюция

Всероссийской научно-практической конференции

"Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России"

(участники из 29 регионов России)

17-20 декабря 2009 г.,

г. Элиста

 

Во время проведения Всероссийской научно-практической конференции в ходе пленарного заседания и работы секций были обсуждены основные проблемы развития шахматного образования в Российской Федерации. Участники конференции отмечают, что мировое лидерство России в шахматах являлось следствием популярности этой игры в стране, его поддержки и пропаганды. В этих результатах отразились особенности отечественной системы образования, способствующей формированию аналитического склада ума. Эта система не только давала знания человеку, но и делала его способным к творчеству и саморазвитию.

Сегодня, когда государство пытается перейти на путь инновационного развития, важнейшей задачей становится интеллектуализация общества, что означает не просто механический прирост знаний, но, прежде всего, освоение логического мышления и творческого поиска для принятия оптимального решения в конкретной ситуации. Такие навыки и способности в наибольшей степени могут сформировать шахматы, как универсальный вид деятельности человека.

Участники конференции отмечают, что дискуссия о том, быть или не быть шахматам в школе, слишком затянулась. Опыт многих зарубежных стран, которые уже ввели шахматы в качестве обязательного предмета в школьную программу, убеждает в необходимости обратить на эту проблему самое пристальное внимание всех заинтересованных структур на всех уровнях.

Во многих регионах России (в Республике Калмыкия, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан, Ханты-Мансийском автономном округе, Свердловской, Псковской, Томской, Калининградской, Челябинской, Саратовской, Самарской, Тюменской и Нижегородской областях) уже предприняты серьёзные шаги в этом направлении. Здесь активно ведётся внедрение шахмат в программу обучения в общеобразовательных учебных заведениях. Высказали намерение последовать их примеру Республика Кабардино-Балкария и Новгородская область.

Таким образом, шахматы становятся составной частью содержания современного отечественного образования, но этот процесс происходит всё ещё медленно. Ускорить его можно лишь при условии решения вопроса о преподавании предмета "Шахматы" в общеобразовательных школах в основной сетке занятий, в первой половине дня (как предмета по выбору учащихся) на уровне Федерального министерства образования и науки.

Участники конференции также обращают внимание на то, что преподавание шахмат требует создания нового научного направления – шахматной педагогики. Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия образования, Российская шахматная федерация, Международный школьный шахматный союз, Педагогический шахматный союз совместно с другими заинтересованными организациями должны заняться разработкой этого нового направления педагогики.

Кроме этого, внедрение шахматного всеобуча должно сопровождаться популяризацией шахмат и созданием условий для роста спортивного мастерства юных шахматистов. Этой цели призваны служить массовые и специальные соревнования среди школьников по шахматам.

Ознакомившись с опытом введения шахматного всеобуча и решения других аспектов шахматного образования, накопленным в регионах России, обсудив проблему включения предмета "Шахматы" в программу общеобразовательных школ как мощного высокоинтеллектуального, инновационного и здоровьесберегающего инструмента развития детей, участники Всероссийской научно-практической конференции, считают необходимым:

 

1. Рассматривать инициативу Главы Республики Калмыкия, Президента ФИДЕ К.Н.Илюмжинова о включении предмета "Шахматы" в программу общеобразовательных школ руководством к действию для региональных министерств и департаментов образования и шахматных федераций.

2. Рассматривать предмет "Шахматы" в качестве инструментария для модернизации системы образования.

3. Разрешить преподавание предмета "Шахматы" в общеобразовательных школах в основной сетке занятий в первой половине дня (как предмета по выбору учащихся).

4. Рекомендовать органам исполнительной власти регионов, заинтересованных в построении и развитии системы шахматного образования, провести в 2010-2011 гг. региональные конференции по шахматному образованию по материалам научно-практических конференций, состоявшихся в г. Томске (2008), г. Москве (2009) и г. Элисте (2009).

5. Провести в 2010 году во время XXXIX Всемирной шахматной Олимпиады (Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) международный конгресс по вопросам шахматного образования.

6. Шире использовать возможности средств массовой информации для пропаганды учебного предмета "Шахматы" в детских садах и общеобразовательных школах.

7. Существенно увеличить приём студентов на шахматные кафедры в вузы России (Российский государственный социальный университет, Российский государственный университет физической культуры и другие вузы) и продумать механизм, в соответствии с которым студенты, закончившие данные учебные заведения направлялись преподавать в школах и дошкольных образовательных учреждениях.

8. Организовать постоянно действующие курсы для повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для детских садов и общеобразовательных школ, с привлечением учителей начальных классов, имеющих минимальную шахматную подготовку.

9. Создать под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации шахматный педагогический Интернет-совет по вопросам шахматного образования.

Кроме этого, участники Всероссийской научно-практической конференции, отмечая значительный вклад в популяризацию шахмат, развитие шахматного образования и, в частности распространение идей шахматного всеобуча в общемировом масштабе действующего Президента ФИДЕ К.Н.Илюмжинова, рекомендуют делегатам внеочередного съезда Российской шахматной федерации, который состоится 19 февраля 2010 года, поддержать кандидатуру К.Н.Илюмжинова для выдвижения на пост Президента Международной шахматной федерации.

 

Государственный советник Главы Республики Калмыкия, Вице-президент Российской шахматной федерации Боваев Валерий Эрдниевич

Заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия – Министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия Салаев Бадма Катинович

Председатель Элистинского городского Собрания, директор Элистинского офиса ФИДЕ Намруев Вячеслав Хазыкович

Президент Пермской областной ШФ Терехин Анатолий Николаевич

Президент ФШ Владимирской области Солонец Сергей Борисович

Президент ФШ Московской области Крюков Михаил Витальевич

Президент ФШ Калужской области Желнин Юрий Викторович

Член президиума Самарской ФШ Янушевский Станислав Борисович

Президент ФШ Приволжского ФО Старцев Владимир Николаевич

Президент Орловской ФШ Лунев Андрей Николаевич

Исполнительный директор ФШ Астраханской области Дудкина Лариса Петровна

Член президиума ФШ Республики Марий Эл Васенев Сергей Васильевич

Руководитель ФШ Хабаровского края Семенюк Наталья Михайловна

Вице-президент ФШ Саратовской области Недочетов Михаил Юрьевич

Президент ФШ Ульяновской области Парфенов Владимир Алексеевич

Заместитель председателя Кировской областной ФШ Шамов Евгений Геннадьевич

Вице-президент Челябинской областной ФШ Гилязов Амир Мансурович

Исполнительный директор Курганской ФШ Предеин Владимир Леонидович

Исполнительный директор Свердловской ШФ Гилева Ирина Александровна

И.О. председателя Белгородской ШФ Иванов Александр Александрович

Исполнительный директор Тамбовской ШФ Уварова Татьяна Борисовна

Заместитель председателя ФШ Кемеровской области Гутов Андрей Николаевич

Исполнительный директор ШФ Удмуртии Ватлин Александр Владимирович

Вице-президент Липецкой ФШ Циммерман Юрий Алексеевич

Исполнительный директор Костромской ШФ Лебедев Анатолий Борисович

Исполнительный директор ФШ Ямало-Ненецкого АО Потапов Александр Юрьевич

Тренер-преподаватель ФШ Красноярского края Заблоцкий Сергей Викторович

Член Правления ШФ Карелии Насонов Вадим Альбертович

Член президиума ФШ Ярославской области Поткин Владимир Алексеевич

Член президиума ФШ Самарской области Скачков Павел Валерьевич

Тренер-преподаватель школы олимпийского резерва Тюменской области, международный мастер ФИДЕ Гайсин Евгений Романович

Вице-президент ФШ Республики Дагестан Корненко Татьяна Федосеевна

Исполнительный директор ФШ Республики Дагестан Мусалов Руслан Гусейнович

 

Ну вот почти и всё. Вечером возвращался к себе вместе с исполнительным директор Костромской ШФ Анатолием Борисовичем Лебедевым и членом президиума ФШ Республики Марий Эл Сергеем Васильевичем Васеневым. Нам было, что обсудить. Время было уже позднее, следовало готовиться к отъезду.

 

 

 

 

День третий: 20.12.2009

 

Хорошее всегда кончается быстро. Также мгновенно промелькнули и два дня конференции. Впечатлений море – поэтому только через пару недель я смог привести их в относительный порядок и приступил к дневнику. Нужен ли он? Сложный вопрос. Если бы ещё 10-20 сайтов так же как и Владимир Алексеевич Парфёнов поместили бы свои репортажи с места событий, то, наверное, не нужно. Но отчего-то я почти ни на одном сайте не нашёл даже Итоговой резолюции конференции!!! Вот такое у нас в РФ отношение к шахматному всеобучу в целом. Но ещё раз повторюсь, будем бороться, будем информировать. Хотя времени, в самом деле, в обрез. Опять я отложил все неотложные дела и занялся дневником конференции.

Утро 19 декабря. Завтракаем, собираемся во Дворце шахмат сдаём ключи от номеров. Здесь же фотографии на память: 1) исполнительный директор Костромской ШФ А.Б.Лебедев и И.Г.Сухин (а на больших шахматах – шуточное положение из скандинавской защиты); 2) "Куда бы передвинуть королевскую пешку?"; 3) "Тяжёл белый ферзь!"

Все эти фотографии присланы мне Анатолием Борисовичем Лебедевым. Фото 2 и 3 сделаны им, а фото 1 – членом президиума ФШ Республики Марий Эл Сергеем Васильевичем Васеневым.

Выяснилось, что и обратная дорога в Москву окажется не прямой – рейс Элиста - Москва был отменён. Поэтому мы загрузились в микроавтобус и взяли курс на… Минеральные воды. Снова впереди милицейская машина сопровождения с мигалкой и 4 часа дороги до аэропорта. Но лично для меня время пролетело быстро, так как я разговорился с тренером-преподавателем ФШ Красноярского края, международным гроссмейстером Сергеем Викторовичем Заблоцким, с которым у нас оказалась общее увлечение к занимательным логическим, математическим и шахматным задачам (вслепую). Мои задачи Сергей щёлкал как орехи, установив, кстати, мировой рекорд в решении следующей задачи на фрагменте шахматной доски 4 на 4 клетки: Белые: Ла2, чёрные: Сb4. На её решение Сергей затратил не более 5 секунд!!! Кто сможет повторить? А вот задачу Сергея я с наскока и без доски решить не смог. Он сказал, что это задача Иванчука, и формулируется примерно так: "На доске короли и три белых пешки, при этом нет ни сдвоенных, ни строенных пешек; ход белых, но они не могут одержать победу; требуется по этим данным установить исходное положение". Лишь дома, в Москве за доской я смог решить эту симпатичную головоломку.

…Лишь примерно в 12 часов ночи я подал домой, оставшись самого лучшего мнения о времени, проведённом в Элисте. Конференция дала и много дополнительной информации для размышлений…

 

 

Продолжение следует

26.01.2010

 

 

 

 

Приветствие Главы Республики Калмыкия К.Н.Илюмжинова "Участникам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России".

 

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России" (участники из 29 регионов России) 17-20 декабря 2009 г., г. Элиста.

 

Благодарственное письмо от участников Всероссийской научно-практической конференции в Элисте "Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России"

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009: Материал 1: За неделю до конференции: 10.12.2009 – 12.12.2009

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России”, Элиста, декабрь 2009": Материал 2: Подготовка первых вариантов Программы конференции и план пленарного выступления: 15.12.2009 – 16.12.2009

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 3: Этот длинный-длинный-длинный-длинный-длинный день 17.12.2009

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 4: День конференции 18.12.2009: Утро.

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 5: Пленарные выступления 18.12.2009: Первые доклады: 10.12 – 11.15.

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009": Материал 6: 18.12.2009: Заключительные пленарные доклады: 11.15 – 13.00.

 

 

И.Г.Сухин "Дневник Всероссийской научно-практической конференции “Проблемы и перспективы развития шахматного образования в России” Элиста, декабрь 2009: Материал 7: 18.12.2009: День, вечер.

 

 

 

На главную страницу

 

 

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/elista10.htm

© 2010 Сухин И.Г.

 

 

Hosted by uCoz