Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
Б.Стеценко "Шахматы повышают работоспособность"
(фрагменты)
В учебную программу вторых классов общеобразовательной средней школы №25 г. Житомира (Украинская ССР) постоянно включается еженедельный урок шахматной игры. Вот уже 5 лет ведет его на общественных началах тренер житомирской ДЮСШ №1 Наум Наумович Гофман…
В связи с тем, что учащиеся занимаются шахматами и на уроках, и в кружке, мы провели работу, целью которой явилась оценка влияния дополнительной нагрузки на работоспособность и успеваемость второклассников. Были проведены исследования на скорость вычеркивания букв в течении 4-х минут с помощью специальных корректурных таблиц. Взяли опытную группу в школе №25 и контрольную группу в школе №3, где занятия шахматами программой не предусмотрены.
Исследование показало, что в день преподавания шахмат работоспособность выше в опытной группе. Дети просматривают больше знаков, делают меньше ошибок. Особенно преуспевают девочки. Однако в субботу работоспособность учащихся-шахматистов после уроков понижается. Это объясняется относительным утомлением. Нами не обнаружено разницы в продолжительности ночного сна и качестве приготовления уроков тестируемых учащихся. При анкетном опросе в обеих группах отмечаются нарушения режима дня, нерегулярные занятия утренней гимнастикой. Средний оценочный балл по четвертям и за учебный год у юных шахматистов был выше, чем в контрольном классе. Таким образом
, юные шахматисты имеют более высокие показатели в успеваемости по математике, они внимательнее, меньше делают ошибок.Мы, как гигиенисты, считаем, что дополнительный урок по шахматам и занятия в кружках способствуют повышению работоспособности школьников. Развивают мыслительные способности, вырабатывают быстроту, внимательность и волевые качества.
Автор: Б. Стеценко, зав. отделением гигиены детей и подростков Житомирской облсанэпидстанции
Подробнее - "Шахматы" (Рига) 1976, №12.
Комментарий И.Г.Сухина:
Статья профессионала-гигиениста лишний (который никогда не бывает лишним) раз свидетельствует о том, что шахматы не менее необходимы для начальной школы, чем базисные предметы. Благодарим Льва Борисовича Бабушкина (проект "Генезис" - http://proint.narod.ru), нашедшего данную ценную статью в периодике! С её полным текстом вы можете познакомиться, взяв в библиотеке двенадцатый номер журнала рижских "Шахмат" за 1976 год.
Иные статьи данной тематики
М.Фельдман "От шахмат — к хорошему самочувствию"
Д.Д.Комаров "Развитие интеллектуальных способностей и социальная реабилитация психически больных и умственно отсталых с помощью шахмат"
Д.Д.Комаров, А.А.Жестерев "Использование шахмат для социальной адаптации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью".
А.В.Цатурян "Шахматно-музыкальная игротерапия, как средство интеллектуальной и социальной реабилитации детей с нарушениями развития психики" -
http://www.chessmusic.ru/content.php?article.31 и http://www.nature.ru/db/msg.html?mid=1156813&s=122100000.
Другие важные материалы сайта
Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"
Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"
Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"
Шахматный курс в начальной школе: история становления
Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"
Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"
Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"
Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"
Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/z_stetzenko.htm
© 2005 Стеценко Б.