Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
Д.Д.Комаров "Развитие интеллектуальных способностей и социальная реабилитация психически больных и умственно отсталых с помощью шахмат"
Толчком к созданию шахматного клуба в реабилитационном центре Первой Киевской психоневрологической больницы послужили беседы с председателем тренерского комитета ФИДЕ международным гроссмейстером Ю.С.Разуваевым и ознакомление с работой доктора психологических наук Н.Г.Алексеева “Шахматы и развитие мышления”. Несмотря на то, что речь, в основном, шла о развитии интеллектуальных способностей детей 6-12 лет, подумалось: “Почему бы не попробовать применить шахматные методики в реабилитации психически больных?
”Занятия начались в ноябре 1999 года. Постепенно число участников росло. От одного-двух, случайно зашедших, в начале работы до 50 (из них 14 постоянных) через 10 месяцев. Посещают, как находящиеся на лечении в стационаре, так и приходящих из дома. Основные заболевания: шизофрения, эпилепсия, органическое поражение сосудов головного мозга. Играют с инструкторами и между собой. Конфликтов не бывает, все благодарят за игру и благожелательное отношение. Интерес большой, многие приезжают в центр из отдаленных районов города только для того, чтобы поиграть в шахматы. Игра помогает больным шизофренией преодолевать эмоциональную уплощенность и расторможенность.
Обращение к психиатрической литературе позволило найти статью киевского психиатра А.А.Рубинчик (“Шахматы в СССР” №11 за 1991 г.) Основной вывод: "Игра в шахматы укрепляет у больного чувство собственной интеллектуальной полноценности".
Использование методики Ю.С.Разуваева “Развитие мышления в уме на шахматном материале” принесло положительные результаты. Решая в уме упражнение из книг “30 шахматных уроков” (М.Попова, В.Манаенков, Тула 1995 г.) и “Сборник шахматных комбинаций” (С.Иващенко, Киев 1988 г.), занимающиеся М. и К. повысили свою шахматную квалификацию, перешли к игре с компьютерной программой Сhess M
aster 3000. Улучшился жизненный тонус, появился интерес к работе с компьютером.Особенно следует отметить К., 20 лет с органическим поражением сосудов головного мозга. В начале занятий не было интереса ни к чему, кроме шахмат. Не мог ответить на элементарные вопросы (типа “Кто такой Александр Македонский?”), имел неразборчивый почерк. Шахматной нотации не знал. Постепенно выучил всю доску, называет поля, и в настоящее время это не вызывает никаких затруднений. Кроме игры на занятиях и разбора партий, стал получать задания по решению позиций (не передвигая фигур) с обязательным условием — вести запись решений. Больной стал значительно дисциплинированнее, резко улучшился почерк (образцы зафиксированы). Постепенно стал появляться интерес к жизни. К. увидел свои шахматные успехи, поверил в себя. Придя в ноябре со старой группой инвалидности, в апреле был переквалифицирован в третью с возможностью трудоустройства. Стал понемногу осваивать компьютер и готовиться к поступлению в Университет развития человека (по инвалидной квоте). В сентябре успешно выдержал экзамены. Вопросы были общими для всех поступающих и обрабатывались компьютером.
Результаты К. (в % от максимальной суммы баллов): украинская литература — 36, история — 28.5, психологическое тестирование — 30. Зачислен в обычную группу студентов на специальность “Социология”.
Больная эпилепсией Л. научилась играть в центре. Правила знает, дебют разыгрывает довольно грамотно. Играет с удовольствием, но, к сожалению, больше проигрывает — тяжело подобрать в группе равного ей соперника. Кстати, реакция на поражение у подавляющего большинства больных более спокойная, чем у людей без психических отклонений. Здоровая конкуренция в группе подстегивает занимающихся тратить больше времени на партию, играть старательно, заниматься в домашних условиях.
Спустя несколько месяцев, аналогичную работу мы начали проводить в благотворительном обществе помощи инвалидам и лицам с интеллектуальной недостаточностью “Джерела”.
Контингент — дети и подростки с болезнью Дауна, аутизмом, олигофренией в разных степенях дебильности (легкая, средняя), задержкой психического развития.
Результаты скромнее. Однако, преподаватели благотворительного общества отмечают, что детям нравится занятия шахматами. Улучшается память, развивается мышление. Так, практически все за два-три занятия научились расставлять начальную позицию и постепенно стали запоминать ходы фигур. К сожалению, из-за того, что занятия проводились два раза в неделю (кто-то из детей болел, кто-то не приходил), все приходилось начинать заново, повторяя ходы фигур.
Придумаю упражнение, развивающее память. С доски убираются все фигуры, затем ставится одна, две, три и т.д. Через несколько секунд фигуры убираются, и дети должны правильно показать поля, на которых они находились. Таким образом дошли до 4 фигур (у группы, занимающейся в Центре реабилитации Первой психоневрологической больницы — 11 фигур). Все играют с удовольствием, особенно дети с болезнью Дауна. Инструкторам следует проявлять большое терпение, так как занимающиеся любят играть по своим правилам.
К занятиям приходится привлекать волонтеров. Рекомендуется увеличить частоту уроков. На одного преподавателя должно приходиться не более двух учеников (желательно одного уровня подготовки и интеллекта). Для развития таких детей (которые даже считать могут с трудом или до какого-то предела) можно и нужно использовать и другие развивающие игры, но шахматы более знакомы в нашем обществе, к тому же имеются соответствующие программы и методики.
Занятия шахматами являются недорогим и общедоступным средством реабилитации психически больных и умственно отсталых. Специальные методики развития мышления позволяют использовать шахматы не только в качестве обычной развивающей игры. Полученные положительные результаты шахматных занятий для некоторых форм душевных болезней нуждаются в дальнейшей практической проверке, методическом обеспечении.
Дмитрий КОМАРОВ, международный гроссмейстер
Наш комментарий: Одна из лучших работ по данной тематике. Особую ценность представляет то, что проведена она шахматистом-профессионалом - международным гроссмейстером. Ключевые цитаты: "Занятия шахматами являются недорогим и общедоступным средством реабилитации психически больных и умственно отсталых… Использование методики Ю.С.Разуваева “Развитие мышления в уме на шахматном материале” принесло положительные результаты… Реакция на поражение у подавляющего большинства больных более спокойная, чем у людей без психических отклонений… Инструкторам следует проявлять большое терпение, так как занимающиеся любят играть по своим правилам… На одного преподавателя должно приходиться не более двух учеников (желательно одного уровня подготовки и интеллекта)". Что касается упомянутой книги книги “30 шахматных уроков” (М.Попова, В.Манаенков, Тула 1995 г.), то к ней у меня есть существенная претензия, о чём я писал в материале
"Новая охота на плагиаторов".
Иные статьи данной тематики
Комаров Д.Д., Жестерев А. А. "Использование шахмат для социальной адаптации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью"
М.Фельдман "От шахмат — к хорошему самочувствию" (адрес опыта — город Тобольск)
Другие важные материалы сайта
Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"
Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"
Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"
Шахматный курс в начальной школе: история становления
Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"
Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"
Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"
Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"
Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/z_komarov1.htm
© 2004 Комаров Д.Д.