Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
М.Фельдман "От шахмат
— к хорошему самочувствию" (адрес опыта — город Тобольск)
От редакции журнала "Народное образование":
Пока полуфантастические прожекты открывают нам уже открытые "Америки", полезные педагогические новации из-за отсутствия денег засыхают на корню. Прочитав публикацию после такого вступления, вы, наверное, решите, что "есть повести печальнее на свете". Увы, да, но эта знаменательна тем, что дает дополнительный аргумент в пользу вывода: на голом энтузиазме теперь далеко не уедешь.УВК №1, о котором пойдет речь, соединил в себе две школы: для сирот и для ребят из ближних микрорайонов. Факт немаловажный для жизни учебного заведения, требующий особого педагогического и (если позволительно так выразиться) финансового внимания. А тут еще зам. директора по учебно-воспитательной работе, Михаил Абрамович Фельдман оказался человеком беспокойным, ищущим. И придумал он школу в школе — психолого-шахматную, для сирот. Что же это за школа такая и зачем ее открыли? Дадим слово автору.
Мой педагогический стаж
— 30 лет, половину его, начав с должности воспитателя, проработал в УВК № 1. Давно занимаюсь шахматами и имею кандидатский балл. Психолого-шахматная школа — плод моих размышлений и поисков путей эффективной реабилитации детей с ослабленной жизненной позицией. Почему не бильярд, не настольный теннис? Потому что позитивное влияние шахматных занятий на формирование личности неоспоримо. Шахматы — это и спорт, и наука, и искусство. Победа дает игроку сильнейший эмоциональный заряд и уверенность в собственных интеллектуальных силах, идущие от сознания, что правильно оценил позицию, точно рассчитал ход, нашел его красивое решение. Нашим воспитанникам, по большей части социальным сиротам, вера в себя особенно необходима, ведь в семьях они были лишены и психологического, и социального статуса.Реализацию замысла предваряли психологические исследования (моим партнером по работе стала психолог). Они показали, что у
62 процентов школьников (1-9-е классы) нарушена механическая, а у половины учеников — логическая память. Три четверти учащихся находятся в состоянии заторможенности и рассредоточенности, а половина ребят плохо считает и потому слаба в математике. Шахматы, более чем любая другая игра, нормализуют эти психические процессы, развивают логическое мышление.Разрабатывая концепцию экспериментальной психолого-шахматной школы, мы представляли эту школу как органическую часть структуры УВК, как своеобразную психологическую службу, помогающую детям восстанавливать и улучшать умственные способности, память, мышление, умение считать. Мы защитили свой проект в городском Комитете по образованию, решили и вопрос ставок и оплаты труда. Директор УВК, горячий сторонник эксперимента, добилась разрешения на передачу нам кирпичной пристройки к школе
— здания бывшего магазина. С помощью банков-спонсоров приобрели четыре специализированных немецких компьютера "Мефисто". Они заменяют тренера и работают со школьниками на уровне, соответствующем году его обучения (1, 2 или 3-му), помогая выбирать оптимальный шахматный ход, решать логические задачи.Программа школы рассчитана на три года, ее тематический план в общих чертах такой: теория шахматной игры; беседы "Тринадцать шахматных королей" (биографии и лучшие партии чемпионов мира); шахматы и компьютер; зачеты. Есть даже "региональный компонент"
— "Шахматные партии Д.И. Менделеева" (занятия эти провожу в рамках цикла "Шахматы в жизни великих людей"; к шахматным знатокам относятся и Пушкин, и Тургенев, и Прокофьев, и другие великие люди).Но цель наша не только научить школьников играть в шахматы. Главное
— развить их личностный потенциал. Поэтому и концепция, и программа, и уроки двусоставные — психолого-шахматные. Психолог вела курс (теоретический и практический разделы) общения и этикета, преподавала ребятам элементарные основы психологии. Рассказывала о структуре памяти, о функциях полушарий головного мозга, о том, что такое мышление и понимание. Проводила тесты и учила самооценке своего психического состояния и интеллектуального развития. Школьники участвовали в психологических играх, выявляющих их познавательные потребности. Была разработана система упражнений на установление логических связей между понятиями и суждениями. На материале пословиц, стихотворений и художественной прозы развивала в учениках умение понимать глубинный смысл высказывания, мыслить образно, ассоциативно. Регулярно отслеживала динамику изменения параметров памяти.На каждого ученика психолого-шахматной школы завели диагностическую карту. Это наше изобретение. Когда ребенок впервые приходит на занятия, мы отмечаем в карте начальные личностные характеристики ученика, уровень (низкий, средний, высокий) его возбудимости, тревожности, демонстративности. Привлекаем для этого данные из личного дела. Фиксируем социальные качества, такие, как требовательность к себе, чувство ответственности, дисциплина, самостоятельность в принятии решений. Учитываем личные особенноспс здоровье, работоспособность, такт,
чувство справедливости, честность, самообладание, скромность, чувство юмора, авторитет. Устанавливаем развитость памяти (слуховой и зрительной), внимания (устойчивость и объем), мышления.Вторая половина карты моя. В ней регистрирую навыки шахматной игры, знание фигур, доски, умение записывать партии, анализировать простые и сложные позиции; класс игры в соответствии с годом обучения; навык работы со справочной литературой; участие в соревнованиях. Как видите, занятия шахматами формируют многие навыки учебной деятельности, необходимые учащимся, в общеобразовательной школе. Диагностическая карта открыта ученику. Разъясняем, как с ней работать, и приглашаем его оценить себя. Он строит график синим карандашом, а мы красным. Из двух картин
— как ребенок себя видит и как мы его видим — методом наложения получим одну более точную, объективную и реальную.Вот карта Вопросова Валерия. Пришел с низкими показателями по всем параметрам, сам это отмечал. Но был у него стерженек
— самостоятельность и ершистость, да и чувство ответственности присутствовало. Кроме того, пошутить любил. На этом и строили отношения с ним. Отличался он крайне слабой слуховой памятью. Из-за нее проиграл сеанс одновременной игры. И нам, и учителям, чтобы восстановить потенцию его памяти, приходилось почаще с ним разговаривать, общаться. Через год, сравнивая графики, увидели, что они стали выше. Учитель математики подтвердил: у мальчика действительно улучшилась память, он стал лучше считать.Особенно замечательна история с Рустамом Набиевым. Когда подросток появился в шахматной школе, врачи и учителя считали, что у него сильно выраженная задержка в психическом развитии, и намеревались перевести в специальный интернат. А у этого "недоразвитого" прорезались вдруг недюжинные способности, и через год парнишка получил
II мужской разряд по шахматам. На педсовете я долго доказывал, что ученик педагогически запущен, потому-то в его диктантах по 20 ошибок. Чтобы вытянуть его из болота, надо поработать с ним по предмету индивидуально. К сожалению, осуществить это в наше вынужденно меркантильное время не так просто, однако мальчика оставили в УВК. Сейчас он чемпион города по шахматам, гордость школы.Хотя школьная команда всегда занимает в первенствах призовые места, мы не стремимся воспитывать детей в сугубо соревновательном духе. Мы хотим видеть их развитыми, умными, умеющими думать и делать в жизни правильный ход. Карпов сказал как-то: шахматы
— моя жизнь, но моя жизнь не только шахматы. И мы стараемся не увлекаться игрой чрезмерно, следим, чтобы и в программе, и в уроке приоритеты были расставлены верно. Хотя сам я, страстный поклонник шахмат, восхищаюсь этим удивительным изобретением человеческой мысли и вполне разделяю чувства поэта:Есть партии короче, чем сонет,
Где каждый ход единственный, как слово,
Забытое и найденное снова
В момент, когда другого слова нет.
Сухие догмы шахматной игры
Сверкают в них, как луч на гранях призмы,
В них варианты, словно афоризмы,
Красивы, неожиданно остры.
Их скрытый ритм естественен и строг.
Они
Где все полно стремительного чувства
И простоты изысканнейших строк.
Ребята тоже с удовольствием учат (в соответствии с программой) и знают немало стихов, в частности пушкинских, посвященных шахматам. Есть у нас в школе художественные коллекции шахмат, используемые в особенно торжественных случаях. Этот союз искусств, который ученики постоянно ощущают на занятиях, помогает им видеть и в окружающей их жизни красоту и поэзию. В работе с социально дезадаптированными детьми такой подход к обучению весьма актуален.
Но сегодня школа работает только как шахматная. Психологическая диагностика и педагогический эксперимент приостановлены. Психолог перешла на более перспективную должность, а найти ей достойную замену пока не удается: то претендента не устраивает зарплата, то нас не устраивает претендент. А жаль, дело стоит того, чтобы его продолжить. Выпускники УВК, закончившие психолого-шахматную школу, наведываясь в гости, рассказывают, что с шахматами не расстаются. Благодаря "хобби" у ребят складывается круг общения, куда входят люди увлеченные, думающие, читающие. Запись в аттестате об окончании трехгодичной психолого-шахматной школы открывает выпускникам двери для дальнейшей учебы и работы в этом направлении. Словом, и за стенами школы шахматы способствуют успешному вхождению наших воспитанников в малознакомую им жизнь.
Михаил Фельдман, заместитель директора по учебно-воспитательной работе УВК № 1, г. Тобольск
"Народное образование", 1998, №2, с.93-95
Наш комментарий: Прекрасный материал, который касается ещё одного важного участка работы комиссии "Шахматы и образование". Это проблемы реабилитации. К сожалению, если по другим направлениям деятельности нашей комиссии у нас собран уже некоторый материал, то по вопросам реабилитации пока нет специалиста. Будем признательны, если кто-то из вас возьмёт на себя данную проблематику. На что в статье М.Фельдмана я обратил внимание прежде всего? Вот несколько цитат: "Нашим воспитанникам, по большей части социальным сиротам, вера в себя особенно необходима, ведь в семьях они были лишены и психологического, и социального статуса… Моим партнером по работе стала психолог. На каждого ученика психолого-шахматной школы завели диагностическую карту… Но цель наша не только научить школьников играть в шахматы. Главное
— развить их личностный потенциал. Поэтому и концепция, и программа, и уроки двусоставные — психолого-шахматные… Мы защитили свой проект в городском Комитете по образованию, решили и вопрос ставок и оплаты труда… Шахматы, более чем любая другая игра, нормализуют эти психические процессы, развивают логическое мышление… Мы не стремимся воспитывать детей в сугубо соревновательном духе… Мы стараемся не увлекаться игрой чрезмерно, следим, чтобы и в программе, и в уроке приоритеты были расставлены верно". Статья датирована 1998 годом. С тех пор о М.Фельдмане ничего не слышно. Удалось ли ему найти нового психолога? Как обстоят дела к 2004 году? Извечная беда - информационный голод.
Другие статьи данной тематики
Комаров Д.Д., Жестерев А. А. "Использование шахмат для социальной адаптации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью"
Д.Комаров "Развитие интеллектуальных способностей и социальная реабилитация психически больных и умственно отсталых с помощью шахмат"
Другие важные материалы сайта
Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"
Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"
Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"
Шахматный курс в начальной школе: история становления
Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"
Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"
Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"
Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"
Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/z_feldman.htm
© 2004 Фельдман М.