Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
А.А.Тимофеев “Школьные шахматы как учебный предмет”
(введение и фрагмент книги А.А.Тимофеева "Уроки шахмат в начальной школе: Опыт и перспективы"; М., 2003, 120 с., тираж 100 экз.)
Примечание И.Г.Сухина: С разрешения автора приводим с. 4-13 данного пособия, присланные нам для публикации А.А.Тимофеевым по электронной почте.
ВВЕДЕНИЕ (с. 4-6)
Очень важно для России, чтобы каждый её гражданин к моменту своего совершеннолетия обладал следующими качествами:
- самостоятельностью и критичностью мышления
- умением мыслить как логически, так и творчески;
- развитой интуицией;
- умением концентрироваться, собираться в критических ситуациях;
- цепкостью, последовательностью в достижении поставленной цели, в том числе в условиях противодействия намеченным планам;
- выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения;
- хорошей, а может быть, даже отличной памятью;
- умение планировать, анализировать, контролировать;
- самодисциплиной и самоконтролем;
- уважению к чужому мнению;
- развитой фантазией и воображением;
- умением ценить красоту мысли, определенным эстетическим воспитанием;
- способностью бороться до конца и не падать духом в критических ситуациях.
Начинать формирование этих качеств необходимо уже у младших школьников, и опыт показал, что прекрасным средством для реализации этой благородной цели являются шахматы. Они уже являются факультативным, а в некоторых школах и обязательным, курсом в школах России. Шахматы энергично внедряются в школах и за рубежом: В США, Испании, Венгрии, Италии, Голландии, Швеции, Израиле, Аргентине, Мексике, Исландии, Индии и т. д. В Индии, например, по данным Российской шахматной Федерации шахматы изучают около 2 000 000 школьников.
В Интернете имеются сведения, что в Израиле, например, этим занимается местное отделение Академии Гарри Каспарова, открывшееся в Иерусалиме. Цель Академии – введение шахмат в общую систему образования. Академия добилась включения шахмат в школьную программу в трех городах. Результаты превзошли все ожидания: исследования показали, что шахматы оказывают колоссальное влияние на развития мышления учащихся и приводят к повышению успеваемости по другим предметам. Но пока шахматы являются относительно молодым учебным предметом в начальной школе, и одной из первоочередных задач является сбор и анализ информации о пользе, которую принесли шахмат в процессе их изучения на уроке младшему школьнику.
Несколько чемпионов мира по шахматам подчеркивают желательность школьного курса шахмат. Вот как, например, писал об этом Капабланка: “Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного… Я считаю, что шахматы следовало бы включить в школьные программы во всех странах. В возрасте десяти лет школьники должны начинать изучение шахмат по программе, которая бы учитывала их возраст и одаренность”{1}.
Полстолетия спустя двенадцатый чемпион мира А.Е. Карпов высказывается на эту тему ещё более категорично: “Моя суперидея состоит в том, чтобы вернуть шахматам былую популярность, причем добиться введения шахмат в школьную программу… Если наша мечта осуществится, и в каждой школе шахматы станут обязательным предметом, это будет не меньшим завоеванием, чем шахматная корона”.
Не остался в стороне от проблемы школьных шахмат и тринадцатый чемпион мира: “В школьном образовании шахматы могут сыграть важную роль… Представим себе, что в первый год или два вводится один час в неделю занятий шахматами. Это достаточно простой час, преподающий основы игры и позволяющий детям лучше усваивать те части и функциональные особенности шахмат, которые связывают их с логическими дисциплинами, в первую очередь, с компьютерными… Я хотел и хочу, чтобы шахматы стали частью регулярного школьного образования”.
Солидарен с Г.Каспаровым гроссмейстер Евгений Свешников. Он пишет “Будущее шахмат, считаю, в школе – в ранге общеобразовательного предмета. Это лучшее, что для них может быть. Посредством шахмат упростится знакомство с компьютерной техникой, не будет проблем с математикой, физикой, логическим мышлением” [2]. В качестве примера он приводит Испанию, где “шахматы указом парламента вводятся в школах как обязательный для изучения предмет”. Известный шахматист, при жизни считающийся классиком шахмат, так же, как и Г.Каспаров, обращает внимание на роль шахмат как пропедевтического средства, облегчающего знакомство с компьютером. Того же мнения придерживается и президент ФИДЕ К. Н. Илюмжинов.
Таким образом, “3К” - три чемпиона мира в несколько необычном сочетании (Капабланка, Карпов, Каспаров) – безоговорочно за школьный урок шахмат. За и президент ФИДЕ. К.Н. Илюмжинов. Именно по его инициативе в план учебных занятий в школах Калмыкии введены шахматы как учебный предмет [3]. Совсем неплохая команда сторонников школьного урока шахмат!
1. ШАХМАТНЫЙ ВСЕОБУЧ (с. 6-13)
Тем не менее и среди учителей шахмат педагогов, и среди научных работников, изучающих проблемы преподавания шахмат в начальной школе, есть сомневающиеся в целесообразности шахматного всеобуча специалисты. Например, известному шахматному тренеру А.Щетинину не совсем ясно, чему можно научить ребенка за 30 часов в год при преподавании шахмат раз в неделю, и он призывает создавать спортивные классы, в том числе и по шахматам. На это можно возразить, что цель преподавания шахмат в школе другая – развивать мышление на шахматном материале и даже при изучении ходов фигур, их ценности, отношений между фигурами типа “нападение - защита” можно добиться реализации этой цели.. В этом плане наиболее близка автору позиция, которую занимает по отношению к уроку шахмат известный эстонский гроссмейстер Я. Эльвест. В одном из своих интервью, опубликованном в Интернете, он следующим образом высказался в отношении шахмат как учебного предмета в начальной школе: “Если бы в школах преподавали шахматы класса с второго – третьего, то ребенок регулярно получал бы хорошую интеллектуальную зарядку, которая впоследствии помогала бы ему осваивать те или иные дисциплины. Никто не говорит об углубленной профессиональной подготовке (и даже о специальном шахматном образовании – А.Т.), достаточно будет и базовых понятий, которые легко усваиваются, но, тем не менее, хорошо развивают. Но для реального внедрения такого урока, помимо всего прочего, необходима разработка определенной философской основы. Ведь родителям нужно объяснять, почему их ребенок будет изучать шахматы, а, скажем, не шашки. Целесообразность школьного шахматного урока потребуется и Министерству образования, которое регулирует процесс обучения. В данный момент разрабатывается философская концепция”. Его мнение тем более ценно, что Я. Эльвест – психолог - профессионал, он окончил психологический факультет Тартуского университета.
Что же касается философской концепции, то авторы учебника для учителя курса “Математические основы мышления и коммуникации” для 1 класса [4] высказывают одну очень интересную мысль, подчеркивающую актуальность преподавания шахмат в начальной школе: “Сравнение математики с игрой по формальным правилам и построение философии математики на этой основе принадлежит Дэвиду Гилберту, одному из крупнейших математиков конца ХIХ – начала ХХ вв.”. Не в этом ли секрет перспективности использования шахмат в начальной школе, ведь шахматы являются именно такой игрой - игрой по формальным правилам. Следовательно, по Д. Гилберту, они также могут в какой – то мере служить основой (!) для современной математики.
Ещё в 1988 году известный российский психолог Н.Ф. Талызина отмечала, что “широкие возможности для формирования логического мышления предоставляют шахматы. Исследования, проведенные автором совместно с В.М.Захаровым с учащимися второго класса, показали, что целенаправленное формирование основных приёмов шахматной игры (то-есть изучение азов шахмат – А.Т.) существенно повышает уровень логического мышления детей, а тем самым и их успехи в овладении школьными предметами. И не случайно, что во всём мире ширится движение за введение шахматной игры в учебные программы школы” [5]. Ученый – профессионал высшей квалификации считает шахматы полезными для начальной школы и доказала это в специальном исследовании.
Сторонником школьного урока шахмат является доктор педагогических наук член - корреспондент Российской академии образования С.Д.Неверкович. Он считает, что “Шахматы как учебный предмет поликомбинированного типа могут быть включены в обязательную программу средней школы наряду с ведущими дисциплинами” [6].
И всё же наиболее ярко выразил свое положительное отношение к шахматам, как к школьному предмету, замечательный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский: “В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы” [7]. Заметим, это мнение педагога, причем педагога выдающегося, просто умевшего играть в шахматы, который в популярной форме и довольно убедительно показывает квалифицированным шахматистам, что шахматы в школе нужны!
Косвенно высказывается в пользу изучения шахмат в начальной школе один из разработчиков теории развивающего обучения В.В. Давыдов. “Самый главный показатель разумно - теоретического мышления - это способность ребенка проводить рассмотрение оснований своих предметно – умственных действий. Рассмотрение оснований своих действий - это рефлексия. Вот когда ребенок, сделав неверное решение, вдруг останавливается и рассуждает (и желательно вслух по просьбе учителя), почему у него получается неверно – это уже начало рефлексии… Чтобы искать другой способ решения задачи, обязательно нужно микрорефлексией обладать…Как дети планируют свои действия. Это, кстати, обнаруживается уже в рефлексии. Какой сложности задачи они могут решать. Одни школьники могут усмотреть свои действия через два, три шага, некоторые через десять шагов. Здесь лучше всего выявить (если школьники умеют играть в шахматы- !!), на сколько шагов вперед они просматривают ситуацию противника. Планирование – важнейшая функция менеджмента. Ещё есть действия мыслительного анализа: что главное, что не главное. А дальше в зависимости от учебных предметов – можно рассуждать, как выявить развитие мышления. Это прежде всего уровень развитости рефлексии, планирования и анализа”” [8].
А теперь немного информации о потребностях практики. В газете “Московский комсомолец” от 26.06.02 напечатана небольшая заметка, на первый взгляд, не имеющая к школьным шахматам никакого отношения. Заголовок заметки - “Начинающим военным летчикам стала отказывать логика”. В ней отмечается заметное снижение в последнее время уровня интеллектуального развития будущих российских летчиков. За последние 10 лет этот показатель их интеллекта снизился на 17%. Этот факт установили специалисты ГНИИ военной медицины, которые тестировали абитуриентов высших авиационных училищ.. “Методика отбора будущих курсантов состояла из психофизиологических тестов,… тестов на особенности технического мышления и интеллект. Ученым надо было определить способность будущих авиаторов хорошо считать и проводить правильные аналогии. (На своих уроках я провожу аналогии очень часто, используя шахматный материал, как модель жизненных ситуаций). Выяснилось, что чаще всего курсанты прокалываются именно в математике, физике и философии. Одной из причин тому, по мнению исследователей, является недостаточно сильная школьная подготовка”. Причем главными виновником пробела в знаниях является начальная школа, которая в последнее время мало уделяет внимания… решению логических задач”. Значит, потребность в усилении логической подготовки учащихся младших школьников имеется. А шахматы как раз и являются чисто логической игрой и они - то и могут реализовать проблему усиления логической подготовки учеников в достаточно занимательной форме.
Но по проблеме полезности шахмат в начальной школе нужно собирать информацию не только видных шахматистов, педагогов и ученых, но учителей и учеников начальной школ, где преподаются шахматы. Вот что, например, пишет об уроках шахмат, проводившемся автором, классный руководитель 4“б” класса прогимназии 1753 г. Москвы Е.А. Невская: “Шахматные занятия, проводившиеся в классе … очень интересны, полезны, помогают детям формировать логическое мышление, внимательность, умение говорить кратко и доказательно…” Далее она пишет о необходимости “иметь информацию о терминах, знание которых необходимо для урока шахмат, с тем, чтобы давать их на уроках по другим предметам (множество, пустое множество, элементы множества и т. д.)”. В данном конкретном случае автор проводил экспериментальные уроки по использованию теории множеств на шахматном материале, к сожалению, не проинформировав об этом классного руководителя, присутствовавшего на большинстве моих уроков. Эксперименты проводились после ознакомления с рабочей тетрадью для 2 класса (3 четверть) курса “Информатика в играх и задачах”, предназначенного для начальной школы [9], учебника по математике для третьего класса, автором которого является Л.Г. Петерсон [10]. Оба источника входят в комплект учебников для начальной школы “Школа 2100”. Далее Е.А. Невская рекомендует “ввести урок шахмат в сетку учебных предметов, так как у некоторых детей оценка, несомненно, стимулирует учебную деятельность. Дети работают на уроке (в подавляющем большинстве), но это во многом определяется личностью учителя, который умеет заинтересовать учеников, и которого дети очень уважают… В 3 - 4 классах вместо так называемых групповых занятий (по труду и проч.) ввести дополнительный урок шахмат. Это принесет гораздо больше пользы детям”.
А вот отзыв об уроке шахмат классного руководителя 3 “в” той же прогимназии М.В. Павленок: “Урок шахмат…Что это за урок? Нужен ли он в школе? Конечно, да.. Прежде всего потому, что это попытка приподнять “потолок” ребенка”, пошире открыть перед ним мир смекалки и творчества, тренировка внимания и памяти. Мне кажется, что уроки шахмат не могут быть строгими, сухими и скучными, так как дают простор для размышления и фантазии. Навыки рассуждения в ходе решения шахматных задач очень помогают при решении задач по математике. Те ребята, кто активен на уроке шахмат, обычно не имеют проблем с математикой и наоборот”. Поддерживают урок шахмат и сами школьники.
К сожалению, сейчас процесс совершенствования обучению шахматам на школьном уроке идет стихийно, усилия учителей, имеющих практический опыт обучения шахматам детей младшего школьного возраста, разобщены и не координируются. Именно поэтому ставить вопрос о повышении статуса школьного курса шахмат как обязательного предмета пока преждевременно.
Главный резерв повышения качества преподавания – это научно-методическое обеспечение процесса преподавания шахмат, научные исследования в этой области ведутся малыми силами, опять-таки разрозненно и педагогический потенциал предмета реализуется слабо. Видимо, аналогично обстоят дела и за рубежом, так как Игнасио Леонг, ответственный секретарь шахматной федерации Сингапура, а ранее организатор, внесший большой вклад в программу “Шахматы в школе” в Венесуэле, считает, что “необходимы более углубленные исследования в программе “Шахматы в школе” и разработка соответствующих пакетов для распространения по всем национальным детским образовательным учреждениям” [11]. Первый этап на пути повышения качества научно – методического – обеспечения процесса преподавания шахмат в школе – необходимость выявления проблем, которые нужно решать при проектировании шахмат как обязательного учебного предмета в начальной школе. Можно даже сказать, что основой для повышения статуса шахмат в начальной школе как учебного предмета (превращения их из факультативного предмета в обязательный), является повышение количества и качества научно – методических разработок.
К этим проблемам относятся:
- анализ развивающей функции шахмат;
- анализ воспитательной функции шахмат на уроке;
- постановка целей и задач, решаемых с помощью шахмат в начальной школе;
- анализ учебных программ по шахматам;
- анализ учебников для начинающих;
- разработка требований к комплексу технических средств обработки;
учебной информации;
- подготовка педагогов;
- выявление организационных мероприятий и особенностей их реализации.
Каждый школьный учебный предмет имеет три педагогические функции – образовательную, развивающую и воспитательную. Особенно важными применительно к шахматам как к учебному предмету нам представляются две последние функции. Именно развивающий и воспитательный потенциал ребенка (в шахматах) может быть повышен на школьном уроке шахмат.
Качественная реализация этих проблем требует проведения значительных по объему научных исследований.
Литература
1. Последние шахматные лекции Капабланки (перевод с немецкого). М.: Физкультура и спорт, 1972. – 53 с.
2. Свешников Е. Будущее шахмат – в школе. - “Челябинская неделя”, 16.03.2000.
3. Илюмжинов К. Роль шахмат в формировании интеллектуальной личности ХХI века. - “64” - Шахматное обозрение” - №2, 2002.
4. Информатика - 1: Математические основы мышления и коммуникации: Книга для учителя. – М.: Институт новых технологий образования, 1999. - 76 с.
5. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
6. Неверкович С.Д. Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе. – Физическая культура, № 2, 2001 г.
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянска школа, 1974. – 287 с.
8. Давыдов В.В. Последние выступления – htpp://www.experiment.lv/rus/biblio/last/htm
9. Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 2 класс, в 4 частях. Учебник – тетрадь, часть 3.- М.: “Баласс”, 1998. – 48 с.
10. Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Часть 1. – М.: Издательство “Ювента”, 2002. - 112 с.
11. Леонг Игнасио. Пора менять команду. - “64” - Шахматное обозрение”, №8, 2002, с 14 – 15.
Комментарий И.Г.Сухина: Необходимые пояснения. В преамбуле к книге автор пишет о себе так: Тимофеев Александр Алексеевич, педагог дополнительного образования школы №825 г. Москвы, кандидат в мастера по шахматам, кандидат экономических наук. Но автор не просто "педагог дополнительного образования", а известный новатор, один из лучших методистов (и полемистов) по различным аспектам внедрения шахмат в жизнь начальной школы. Его перу принадлежит множество статей рассматриваемой тематики. В своём пособии (
http://chess555.narod.ru/ml.htm) А.А.Тимофеев, к сожалению, мало рассказывает о себе. Вот некоторые вехи его биографии: 1984-1990 - заведующий сектором теории и методики шахмат ВНИИФК, 1986-1990 - член комиссии "Шахматы - школе", 1989-1991 - президент Ассоциации шахматного программирования СССР (АШП СССР), 1990-1991 - руководитель проекта "Chess assistant", 1993-1995 - старший научный сотрудник Института теоретической педагогики. В 1990 году по приглашению Мадридского университета в местечке Эскориаль на научно-практической конференции, посвящённой вопросам научно-практического значения шахмат в жизни человека, А.А.Тимофеев выступал с докладом на тему "Информационно-поисковая шахматная система "Chess assistant ". С 2004 года А.А.Тимофеев преподаёт шахматы в школе №234 СВАО г. Москвы - головной школе по Программе "Первый ход", курируемой многократным чемпионом мира А.Е.Карповым - http://chess555.narod.ru/1hod.htm. И ещё один аспект. В своё время я писал: "2001 год подарил направлению “Шахматы – школе” прекрасный мини-сайт А.А.Тимофеева “Шахматы – детям”. К сожалению, мини-сайт А.А.Тимофеева (на Kasparovchess.ru), просуществовал недолго: с 15 января по 8 марта 2001 года, но за это время вышло целых 19 выпусков. Все выпуски были достаточно информативны и содержательны" - http://chess555.narod.ru/tim.htm.Жду от всех читателей Сайта шахматного всеобуча комментариев к опубликованному фрагменту книги Александра Алексеевича.
Программа "Шахматы, первый год" Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны” Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу” Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране” Программа "Шахматы, второй год" Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем” Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу” Программа "Шахматы, третий год" Шахматы в школе "Шахматные" приказы Министерства образования РФ О пользе шахмат: Экспериментальные результаты Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/tim1.htm
© 2010 Тимофеев А.А.