Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

Новинки методической литературы

 

1. О книге Б.С.Гершунского "Образовательно-педагогическая прогностика"

В начале октября 2003 года увидела свет новая книга академика Б.С.Гершунского "Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учебное пособие" (М.: Флинта: Наука, 2003). В данном объёмном (768 с.) научном труде раздел "Шахматы - школе будущего" посвящён нашей древней игре - с.729 - 765. Его подразделы: "Педагогический потенциал шахмат" и "Философия шахмат 21 века" ("Шахматы и наука", "Шахматы и искусство", "Шахматы и спорт", "Шахматы и школа", "Шахматы и компьютеры").

 

2. О пособии А.А.Тимофеева "Уроки шахмат в начальной школе"

В августе 2003 года из печати пособие А.А.Тимофеева "Уроки шахмат в начальной школе" (М.: Департамент образования г. Москвы, Школа-лаборатория №825, 2003, 120 с.). В наши дни, когда школьный шахматный учитель не избалован изданиями, способными помочь ему в его непростом труде, выход данной книги не может не радовать. Данный труд - первая научная попытка проанализировать и осмыслить огромный объём информации, имя которому - "Шахматный всеобуч".

В преамбуле автор представляет себя достаточно скромно: Тимофеев Александр Алексеевич, педагог дополнительного образования школы №825 г. Москвы, кандидат в мастера по шахматам, кандидат экономических наук. На самом деле, автор не просто "педагог дополнительного образования", а известный новатор, один из лучших методистов (и полемистов) по различным аспектам внедрения шахмат в жизнь начальной школы. Его перу принадлежит множество злободневных статей рассматриваемой тематики.

В своём пособии А.А.Тимофеев, к сожалению, мало рассказывает о себе. Вот некоторые вехи его биографии: 1984-1990 - заведующий сектором теории и методики шахмат ВНИИФК, 1986-1990 - член комиссии "Шахматы - школе", 1989-1991 - президент Ассоциации шахматного программирования СССР (АШП СССР), 1990-1991 - руководитель проекта "Chess assistant", 1993-1995 - старший научный сотрудник Института теоретической педагогики. В 1990 году по приглашению Мадридского университета в местечке Эскориаль на научно-практической конференции, посвящённой вопросам научно-практического значения шахмат в жизни человека, А.А.Тимофеев выступал с докладом на тему "Информационно-поисковая шахматная система "Chess assistant ".

Но вернёмся к пособию. В аннотации сказано:

"Пособие подготовлено на основе опыта преподавания автором факультативного курса шахмат в школах и гимназиях г. Москвы, а также результатов апробации обучающих шахматных программ и мини-сайта “Шахматы - детям” в Интернете. Работа предназначена для учителей шахмат, сотрудников кафедр шахмат вузов и работников шахматных федераций. Пособие может быть использовано при подготовке курсов повышения квалификации учителей шахмат и при разработке обучающих шахматных программ нового поколения."

Опять скромно. На самом деле, автор ставит и пытается найти решение важнейших проблем "Шахматного всеобуча", один только библиографический раздел впечатляет. Впервые в отечественной шахматной литературе подробно проанализирован вопрос целей и задач обучения шахматам в начальной школе, ведётся конкретный поиск путей интеграции шахмат с другими предметами. В наше время поток информации огромен, но невероятно трудно найти нужную информацию, особенно шахматному педагогу. Ужасающая разобщённость методических сил в России привела к тому, что сосед не знает о публикациях соседа, а Российская шахматная федерация планирует обратиться в Министерство образования с предложением о введении шахматного факультатива в начальной школе, не представляя, что он существует уже 10 лет! А.А.Тимофеев всё это прекрасно знает и в одном из важнейших разделов пособия "3.3. Обеспечение методической продукцией" пишет:

"Известный шахматный организатор, президент Международного школьного шахматного союза А.Н. Костьев пишет о современном состоянии шахматного всеобуча: “Во-первых, в стране нет учителей шахмат (их не готовят ни государственные, ни коммерческие вузы). Во-вторых, нет стандартных шахматных учебников, нет стандартного шахматного инвентаря, впрочем, много ещё чего нет” [42]. С этим тезисом можно поспорить. Все же главным, основополагающим методическим продуктом, регламентирующим работу учителя шахмат по изложению учебного материала, является учебная программа, причем программа прошедшая практическую апробацию в школах и утвержденная в официальных инстанциях. Об этом документе А.Н. Костьев почему-то не упоминает. А ведь в 90-х годах прошлого столетия программа факультативного курса “Шахматы - школе”, разработанная известным шахматным педагогом И.Г.Сухиным, была опубликована в журнале “Начальная школа”, прошла экспертный совет Министерства образования РФ и включена в сборник программ для начальной школы Министерства образования РФ [43]. Впервые в истории российского образования шахматы официально признаны как школьный учебный предмет, пусть даже и в качестве факультатива. Уже издан и используется в школах России учебник И.Г.Сухина “Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны” [44]. Это единственный в России учебник по шахматам для начальной школы, имеющий гриф “Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации”. Учебник был издан в 1998 году; несколько позднее в дополнение к нему издано руководство для учителя “Учусь и учу” [45]. В марте 2003 года, (к сожалению, практически только через 5 лет) вышел учебник И.Г. Сухина для второго года обучения под названием “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем” [46]. Так же, как и первый том, он имеет гриф Министерства образования РФ. Конечно, оба тома, так же, как программы, опубликованные им в качестве факультативных курсов, подлежат тщательному изучению и анализу. Это очередной и очень важный этап в совершенствовании научно-методического обеспечения процесса преподавания шахмат в начальной школе. Таким образом, педагог-энтузиаст в одиночку проделал огромную работу. Заслуга И.Г Сухина ещё и в том, что он обеспечил российской педагогике школьных шахмат приоритет в международном масштабе, так как израильский методический комплект для обучения шахматам в начальной школе “The next Educational Move... Chess in Schools” (Новый шаг в образовании… Шахматы в школах) и претендующий на роль первого в мире школьного учебника по шахматам, был издан на три года позже, в 2001 году. Комплект состоит из книги для учителя [47] и рабочей тетради в двух вариантах [48, 49]. Программа факультативного курса “Шахматы - школе” рассчитана на обучение в течение трех лет, начиная с первого класса, с периодичностью 1 час в неделю в течение первых двух лет и два часа в неделю в последний, третий год обучения. Хотя она публиковалась в журнале “Начальная школа”, но широкого обсуждения не получила, возможно, потому, что не была опубликована и в шахматной периодике, и, в первую очередь, в главном шахматном журнале РФ - “64” - Шахматное обозрение”. (с.37-38).

Далее А.А.Тимофеев анализирует различные шахматные учебники, которые в той или иной степени может использовать учитель при подготовке к шахматным занятиям, рассказывает о своей работе с детьми, о своей рабочей тетради по шахматам и отмечает:

"В настоящее время в России практически существует только два учебника, предназначенных авторами для использования на первом году обучения в начальной школе - это учебник И.Г. Сухина “Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны” и учебник педагогов В.Кострова и Д.Давлетова “Эта книга научит играть в шахматы” (в двух частях). При этом учебник Сухина предназначен только для школы, в то время как учебник Кострова и Давлетова - фактически как для детей, так и для родителей. Кроме того, учебник Сухина соответствует опубликованной им же программе, он снабжен книгой для учителя - “Учусь и учу” (которой также могут пользоваться и родители). В книге В. Кострова сведения, предназначенные педагогу, включены непосредственно в учебник, что перегружает учебник и делает его не совсем удобным для использования непосредственно учеником. Тем не менее, этот учебник содержит очень полезные для школьного учителя шахмат сведения в разделе “Организация шахматных занятий в школе и дома”. (с.43).

К сожалению, автор мало пишет о своей работе в "Каспаровчесс", где был ведущим мини-сайта (надеюсь автор об этом ещё напишет). Пока же он отмечает только следующее:

"С помощью Интернета возможна реализация различных мероприятий, но наиболее перспективным является создание на базе специализированного шахматного сайта виртуального научно-методического объединения (НМО) школьных учителей шахмат. Такое НМО, по нашему мнению, является оптимальным технологическим решением задачи повышения эффективности взаимодействия учителей шахмат между собой. Такие методические объединения уже успешно действуют по другим предметам, имеющим гораздо более развитое методическое обеспечение по сравнению с шахматами (физика, география, математика, английский язык, биология). Для этого необходима разработка специального сайта. Прообразом этого сайта стал мини-сайт “Шахматы - детям”, который автор вел в качестве рубрики сайта kasparovchess.ru. Мини-сайт обновлялся дважды в неделю, в течение двух месяцев было подготовлено 19 выпусков. Опыт работы сайта показал его перспективность как средства обеспечения учителей актуальной дидактической информацией. Впервые в мировой практике были представлены работы детей на тему “Урок шахмат”, выполненные в разных жанрах: стихи, рисунки, высказывания об уроках шахмат, которые вел автор" (с.70).

Идея НМО очень и очень перспективна! НМО для шахматного учителя, как глоток свежего воздуха. Отметим также, что в пособии А.А.Тимофеева детально рассматриваются обучающие компьютерные шахматные программы - это ещё одно из достоинств книги. Очень уместен в пособии раздел "Школьники об уроке шахмат", он один из лучших в книге. В данном труде есть ещё немало заслуживающего внимания для думающего педагога, но… лучше "один раз увидеть, чем 100 раз услышать". Автор убедителен, и в этой убедительности его сила. Хотя не все положения А.А.Тимофеева бесспорны (по отдельным вопросам мы ещё будем спорить и спорить!), не это главное. Главное в том, что (пока тиражом 100 экз.) издано неординарное методическое пособие, которое (вернёмся к нашему эпиграфу) должно быть на рабочем столе у каждого учителя шахмат.

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/ml.htm

© 2003-2010 Сухин И.Г.

 

 

 

 

Hosted by uCoz