Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

И.Г.Сухин "Ещё раз о плагиате и о путях Шахматного всеобуча"

("Шахматная неделя", №37, сентябрь 2005, с.14, полный Интернет-вариант)

Примечание: По согласованию с редакцией я сократил публикацию. Но на сайте ничто не мешает мне её выложить в полном объёме. То, что не включено в газетный номер, набрано здесь десятым кеглем.

 

От редакции: "ШН" завершает полемику, развернувшуюся на страницах нашей газеты между Светланой Герасимовой и Игорем Сухиным (см. №№ 22, 26, 35/2005).

В №22 "ШН" была опубликована статья Светланы Герасимовой "Мотивация познания" (с.14), 50% которой занимают подробные описания 22-х разработанных мной дидактических игр. Это – плагиат, что и было указано мной в статье "Теремок, колобок и репка" (№26, с.10). Я полагал, что С.Герасимова сразу позвонит мне и при встрече извинится (мой телефон известен редакции). И инцидент был бы исчерпан.

Ответа я ждал более двух (!) месяцев. Затем в №34 "ШН" появляется новая статья С.Герасимовой "Несмотря на проблемы", и в ней ни слова о плагиате. Не понимаю "ШН", которая предоставляет трибуну плагиатору до официальных извинений.

И только в №35 "ШН" появилась заметка С.Герасимовой "Комментарий к комментарию" (с.14).

Содержание заметки С.Герасимовой "Комментарий к комментарию" (№35), на мой взгляд, не соответствует действительности.

С.Герасимова создаёт себе проблемы на ровном месте, и я вынужден вновь взяться за перо.

С.Герасимова пишет: "Мною используются наработки не только г-на Сухина, но и компьютерные программы г-на Гончарова, методики Макарычевых, Журавлёва, Бронштейна и др…"

Отвечаю: в статье С.Герасимовой "Мотивация познания" использованы мои и только мои 22 дидактические игры, в ней нет ни одной игры самой Герасимовой, и ни одной игры других авторов. Это плагиат.

С.Герасимова пишет: "Методические приёмы, используемые г-ном Сухиным, несмотря на их большую практическую значимость, не являются чем-то принципиально новым… Все эти приёмы можно встретить у разных авторов".

Как это следует понимать? Если плагиатору кажется, что в какой-то работе нет принципиально нового, то можно это смело переписывать в свои статьи? Что является новым, а что нет, очень тонкая тема. Я не страдаю амбициями, я просто человек, который работает. И всё же мой подход и отдельные приёмы (разумеется, не все) имеют принципиальные отличия от подходов и приёмов коллег (которых я уважаю, и всегда отмечаю в своих публикациях). Отмечу лишь некоторые:

1) Традиционно мудрую игру принято рассматривать как триединство: наука, искусство и спорт. Я же, говоря о шахматах для детей младшего возраста, подразумеваю не столько игру как таковую, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. В моём подходе шахматы – школьный и дошкольный учебный предмет, включающий науку и искусство, но не спорт. С этой точки зрения я рассматриваю шахматы как чётко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Из этого отнюдь не следует, что мой подход – истина в последней инстанции. У Александра Кентлера, Валерия Цатуряна, Владимира Мечитова, Всеволода Кострова, Джалиля Давлетова иные подходы, и это замечательно, что все мы разные! Поэтому каждый школьный учитель имеет возможность выбирать ту систему занятий, которая соответствует его склонностям и опыту. Мой подход лишь один из множества правильных, и всё же на него обратило внимание Министерство образования РФ. В информационно-методическом письме начальника Главного управления развития общего среднего образования Министерства образования РФ М.Р.Леонтьевой "О преподавании в начальной школе" №577/11 от 10.06.94 было отмечено: "В настоящее время создан новый факультативный курс "Шахматы – школе" (авт. И.Г.Сухин). Шахматы – это не только игра, но и эффективное средство умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий ребёнка – способности действовать в уме";

2) Разработанные мной специально для начальной школы учебно-методические комплекты (для школьных учителей с минимальной шахматной подготовкой!) по характеру предлагаемого материала существенно отличаются от работ предшественников, ориентированных на высококвалифицированных шахматистов. В их основе тезис о достаточно длительном "доматовом периоде" при обучении в общеобразовательной школе, который детально не отрабатывается в традиционных подходах. Именно "доматовый период" обучения даёт педагогу ключ к целенаправленному формированию внутреннего плана действий;

3) По моей системе учебный процесс первого года обучения планируется таким образом, чтобы в школьных классах и в дошкольных образовательных учреждениях не было проигравших детей. Это необычайно важно и позволяет стать шахматам в начальной школе по-настоящему здоровьесберегающим предметом, здоровьесберегающей технологией, одной из самых актуальных школьных проблем! Ведь удаётся преодолеть казалось бы непреодолимое препятствие – поражения, из-за чего нередко не менее 50% учеников (чаще проигрывающих, чем выигрывающих) в каждом классе обычной (не ДЮСШ) школы без интереса относятся к предмету. Для первого года обучения детей 5 – 10 лет распространенный тезис о том, что шахматные соревнования закаляют характер ребёнка, не более чем миф. Остаётся только поражаться амбициям многих родителей, которые с ранних лет бросают малышей в горнило жёсткого и жестокого шахматного спорта. Дети-бойцы, безусловно, есть, но их процент крайне мал по сравнению с ребятишками, болезненно воспринимающими каждый проигрыш. Кажется, Ш.Амонашвили подметил: "Каждая двойка – это нацеленное в лицо ребёнка дуло винтовки". Ещё в большей степени это относится к шахматным поражениям. Некоторые родители не понимают, что в спорте чемпионом становится один, а больных может оказаться слишком много. Да и само чемпионство даётся слишком дорогой ценой (своеобразный парадокс: сама идея – стать чемпионом изначально порочна). Вот мнение известного психолога Р.М.Загайнова, работавшего со многими спортивными "звёздами": "Сами золотые медали не стоят многих переживаний. Сами победы далеко не компенсируют вложенного в победы труда, потраченных чувств и отданного вдохновенья" ("Как осознанный долг", М.: ФиС, 1991, с.99). Повторяю – шахматы в школе должны быть здоровьесберегающим предметом, первый год – без проигравших. Как это происходит на практике я показал, например, во время телеэфиров на НТВ-Плюс 15-04-2005 и канале "Домашний" 29-06-2005. Суть – в курсе обучения запланирована масштабная система мини-сеансов одновременной игры, учитель против учеников. Разыгрываются положения, изначально выигрышные для детей. Ребёнок выиграл, учитель проиграл, но и он в выигрыше, потому что научил! Шахматы без проигравших! Вот, что нужно для школы;

4) Ни один из других методистов не использовал фрагменты шахматной доски для разработки чётко структурированных блоков игровых позиций для детей каждой возрастной группы, начиная с двух-трёх лет (см., например, пособие "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет"). Я даже получил свидетельство на промышленный образец;

5) Разработанные мной дидактические задания и игры позволяют создать добротную начальную элементную базу не только для школьных уроков шахмат, но и для ДЮСШ;

6) Выявлена стержневая игра первого этапа обучения – "Игра на уничтожение": фигура против фигуры.

Это лишь небольшие штрихи, однако уже очевидно, что упрёк С.Герасимовой об отсутствии принципиально нового оскорбителен. С.Герасимова в своём ответе пытается свести мои находки лишь к трём известным методическим приёмам и в подтверждение своих мыслей некорректно приводит работы, увидевшие свет не только до появления моих материалов на данную тему, но и после?!

Огорчает, что С.Герасимова не вполне представляет себе, кто должен преподавать шахматы детям с ограниченными возможностями, высказывая сожаление, что "шахматы детям преподают, как правило, не профессиональные тренеры, а учителя физкультуры или других предметов…" Совсем наоборот – профессиональные тренеры за редким исключением не должны преподавать в общеобразовательных школах, это следует делать специально подготовленным учителям начальным классов или предметникам, а также педагогам, прошедшим курсы переподготовки (сейчас такие организует А.Н.Костьев в РГСУ). Тренеру не интересны бесперспективные в спортивном отношении дети (и это не его вина – так устроено общество), а школьный учитель обязан заинтересовать предметом весь класс, развить весь класс. Тренерская работа – ДЮСШ, тренер и спорт – едины. Очень хорошо о несовпадении тренерской позиции и позиции школьного учителя сказано в замечательной работе Н.Г.Алексеева "Шахматы и развитие мышления" (в сборнике "Шахматы: наука, опыт, мастерство", 1990), я уже ранее писал об этом. У тренера – свой хлеб, у школьного учителя – свой. Тренер может вести шахматный кружок, но урок должен вести только учитель, оснащённый соответствующей методикой (любви к шахматам недостаточно). Разумеется, в РФ есть и тренеры, умеющие работать в общеобразовательных школах, но и самых лучших из них класс интересует как место для отбора в кружок, секцию, клуб. Такова традиция, стереотип, и за один день дело не поправишь. К сожалению, отдельные директора общеобразовательных школ сами заинтересованы лишь в спортивных успехах лучших шахматистов, не подозревая о том, для чего на самом деле нужно вводить шахматы в школы. Медали и грамоты слепят глаза. Посмотрите на некоторых малолетних чемпионов: различные нервные тики – обычное явление. Любой вид спорта тяжёл, а шахматы – вдвойне.

Всё о чём я до сих пор писал необычайно важно для судьбы Шахматного всеобуча, а сейчас вернёмся к частностям, но к частностям, которые помогут начинающим авторам не совершить ошибок, нарушающих авторское право.

С.Герасимова пытается откреститься от обвинений в плагиате и переложить всю вину на редакцию "ШН": "Я бы хотела устранить некоторые недоразумения, вызванные сокращением материала, предложенного редакции". Это не так. Сотрудники редакции при мне смотрели исходный материал Герасимовой, и сказали, что в тексте представленной статьи "Мотивация познания" фамилия Сухин не упоминалась. С.Герасимова пишет: "Формат газеты не позволяет печатать библиографию в конце статьи". При чём тут библиография? Перед тем, как приводить мои 22 дидактические игры следовало указать: "Предлагались такие-то разработанные И.Г.Сухиным в таких-то пособиях задания, как…". Из объяснений С.Герасимовой следует сделать вывод, что в поданных ею материалах был список литературы, и в числе прочих авторов там значился Сухин. А известно ли С.Герасимовой, что абстрактные списки литературы, образно названы сотрудниками Минобразования "братскими могилами" и не снимают обвинения в плагиате? Из них непонятно, что именно у кого из указанных там лиц использовал в своей работе автор статьи. Или ничего не взял, а приводит списки для расширения кругозора читателя.

О "братских могилах" я подробно писал в журнале "Лидеры образования", статья "На воре шапка не горит: Как поймать плагиатора и самому не стать плагиатором" (2004, №9-10, с.106-107). Список литературы в конце статьи не оправдывает плагиатора, а усугубляет его вину – он сознательно совершает противоправное действие. Зарубка начинающим авторам: если вы используете какие-либо материалы другого человека, вы обязаны об этом писать в тексте статьи. Если же после этого вы в конце приведёте ещё и список литературы, то кашу маслом не испортишь.

О своей методике С.Герасимова пишет так: "Главным её отличием от всех существующих методик являются приёмы преподавания, которые позволяют не научить ребёнка как можно лучше играть в шахматы, а использовать их для развития высших психических функций…" Но об этом – все мои работы! Поэтому мои пособия и учебники прекрасно себя зарекомендовали при обучении в том числе и детей с ограниченными возможностями. В подходах С.Герасимовой нет ничего принципиально нового, а почти все используемые задания (даже названия!) – из моих трудов.

А теперь о самом главном. "Убежать" С.Герасимовой в библиографию не удастся. Неужели С.Герасимова полагает, что перед тем как обвинять её в плагиате, я не посмотрел другие образцы её творчества? Любой мало-мальски квалифицированный шахматист заранее просчитал бы такой элементарный вариант.

В публикации "Теремок, колобок и репка" я пожалел кандидата наук Герасимову и не писал о том, что и в её ДИССЕРТАЦИИ обнаружил свои задания и игры. При этом в данной диссертации (139 страниц) приведена библиография из 108 позиций, но фамилия Сухин даже там отсутствует (так что нечего на библиографию пенять). Нет в диссертации Герасимовой ни одной ссылки на работы Сухина. В приведённой библиографии нет ни одной работы и самой С.Герасимовой. На с.72 диссертации приведены названия моих игр. В диссертации несколько приложений, но только в приложении №1 даны дидактические игры – это 26 кратких описаний украденных из моих работ игр! Нет у Герасимовой в приведённом перечне ни одной своей игры, равно как и игр других авторов! Неудивительно, что в статью "Мотивация познания" С.Герасимова включила самый "сочный кусочек" диссертации – 22 из 26 моих дидактических игр. В статье "Комментарий к комментарию" С.Герасимова признаёт: "Те задания и упражнения, которые упомянуты в статье, действительно описаны в книгах И.Г.Сухина". Почему же она не указала это в диссертации?

Где я познакомился с текстом диссертации? Он свободно вывешен на одном из сайтов в Интернете. Но я, разумеется, для подстраховки отправился в Российскую государственную библиотеку, чтобы убедиться в том, что обнаруженный мной текст соответствует оригиналу. Соответствует. С.Герасимова – плагиатор.

В №19 "ШН" уже была публикация С.Герасимовой "Неограниченные возможности". Выясняется, что готовятся к изданию методические рекомендации для учителей спецшкол-интернатов. И как сказано "пройдя рецензию в Министерстве образования России", они будут использованы в учебном процессе. Отправлены ли эти методические рекомендации на рецензирование в Минобразование или ещё нет? Хотя в статье "Комментарий к комментарию" С.Герасимова указывает: "Я в своих методических рекомендациях, несомненно, ссылаюсь на автора", у меня есть основания полагать, что эти рекомендации опять с "братскими могилами". Поэтому я протестую против любого использования С.Герасимовой в своих пособиях и статьях моих игр и настаиваю, чтобы она предоставила мне экземпляр указанных методических рекомендаций для сверки.

Вместо того чтобы извиниться в своей статье С.Герасимова пишет: "Говорить о плагиате в данном случае считаю неуместным". Ни много, ни мало – "неуместным"! И затем: "Подчёркиваю, г-н Сухин не единственный автор обучающих методик". Ни много, ни мало – "подчёркиваю"! Конечно, не единственный. Но если внимательно изучить диссертацию плагиатора, то выходит, что такого автора вообще никогда не было. А все 26 дидактических игр, приведённых в приложении №1, принадлежат самой С.Герасимовой, или "народные" (такое с моими текстами уже случалось). Итак, оказывается, что и в диссертации плагиат, – основа заимствована у И.Г.Сухина. Или, следуя логике С.Герасимовой, это тоже лишь "некоторые недоразумения"?

Свою статью "Теремок, колобок и репка" я завершил словами: "Я требую от С.Герасимовой официальных извинений в одном из ближайших номеров "Шахматной недели". К сожалению, редакция заменила резкое слово "извинений", щадящим "объяснений", и С.Герасимова написала "Комментарий к комментарию".

Теперь комментарии излишни, я жду извинений. Не обязательно через газету, всё уже и так ясно. Достаточно мне позвонить, я назначу время встречи у себя в Институте теории и истории педагогики РАО. С.Герасимова должна привести мне экземпляр методических рекомендаций, мы скорректируем их, и инцидент будет исчерпан.

Сама по себе работа с проблемными детьми необычайно важна. Я ещё более десяти лет назад писал в информационном письме "Факультативный курс "Шахматы, первый год" для учащихся школы 1 – 3 и 1 – 4" ("Начальная школа", 1994, №9, с.48): "Ещё не оценено в должной мере то важнейшее обстоятельство, что шахматные уроки помогут не отстать в психическом развитии миллионам детей, живущим в сельских регионах, приоткроют дорогу к творчеству детям-инвалидам, ребятам с различными функциональными отклонениями, детям некоммуникативного типа. Круг общения, возможности полноценного развития и самовыражения, самореализации всех этих групп детей чрезвычайно узки, и дети остро чувствуют свою реальную либо мнимую ущербность".

Шахматная работа с детьми-инвалидами начата, и это хорошо. Но важно, чтобы такая работа проходила строго в рамках авторского права.

P.S. Когда статья уже была подготовлена к публикации, я получил и принял извинения от С.Герасимовой.

Игорь Сухин,

старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ

 

Хроника событий:

24 июня 2005: Плагиат: Вчера один из коллег сообщил мне, что возмущён публикацией С.Герасимовой "Мотивация познания" ("ШН" №22, с.14) - практически 50% статьи занимают описания, разработанных мной дидактических игр, при этом фамилия Сухин ни разу не упоминается. Сегодня я заехал в клуб и купил номера с №18 по №23. Раскрываю №22. В самом деле, сплошной плагиат. Подробно расписаны все мои дидактические игры: "Шахматный теремок", "Шахматный колобок" и т.д., всего 22 игры. Они из моих программ и книг: "Программа "Шахматы, первый год", "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет", "Удивительные приключения в Шахматной стране", Шахматы, первый год, или Учусь и учу" и др. Более чем печально, но это полбеды. Оказывается, в №19 уже была публикация С.Герасимовой "Неограниченные возможности". Выясняется, что запущена мощная программа "Шахматы - спецшколам-интернатам" и уже готовятся к изданию методические рекомендации для учителей спецшкол-интернатов. И как забавно сказано "пройдя рецензию в Министерстве образования России", они будут использованы в учебном процессе. Указано также, что планируется создать и специальное пособие. Что получается? Моя программа Минобразования РФ "Шахматы - школе" давно хорошо зарекомендовала себя и в обычных школах, и в ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ. Теперь же, её материалы беззастенчиво используются в, якобы, новых разработках, да ещё планируется получить за это гриф МО. Сухин же, "плагиатирован", а не привлечён к работе, что представлялось бы само собой разумеющимся. Думаю, люди знающие здесь улыбнутся - размечтался. Как говорит М.Задорнов - "щас!" P.S. Телефон и мейл С.Герасимовой в редакции узнать не удалось. Может, кто подскажет?

27 июня 2005: В "Шахматную неделю" послана статья "Теремок, колобок и репка" - о плагиате С.Герасимовой.

2 июля 2005: "ШН" №19, с.2: Информация о том, что руководитель московского Департамента образования Любовь Петровна Кезина присутствовала на открытии турнира для детей с ограниченными возможностями. Далее. С.19: С.Герасимова "Неограниченные возможности": "Одной из основных проблем развития шахмат в спецшколах-интернатах является отсутствие методической базы, которая позволила бы ввести шахматы как урок в программу обучения". Несерьёзно! Есть такая база - УМК "Шахматы - школе". С.Герасимова: "Только в единичных случаях шахматы являются обязательным факультативом в образовательном процессе… В "Московском стандарте образования" рекомендуется вводить занятия шахматами и шашками в учебную программу и в систему дополнительного образования, но не указывается ни количество часов в учебном плане, ни методическое обоснование необходимости таких занятий". С.Герасимова демонстративно не замечает УМК "Шахматы - школе" и придумывает "неразработанность нормативных требований, позволяющих ввести официальные занятия шахматами в учебную программу спецшкол-интернатов, а также в массовую школу". Неправда! Есть нормативная база - см. "Юридические аспекты Шахматного всеобуча в вопросах и ответах". Дело за доброй волей директоров школ и качественной работой системы переподготовки кадров.

5 июля 2005: "ШН" №22, с.2. Информация об открытии шахматного класса на базе школы-интерната для глухонемых детей №7 г. Волгограда и результаты опроса родителей на тему детских шахмат. На с.12-13 очерк В.Анзикеева "Гарри Поттер играет чёрными" - о феномене мальчика-волшебника. Этой темы я ранее коснулся в рассказе "Гарри Поттер играет в шахматы" ("ШН" №51, 2003, с.7). Далее на с.14 уже печально-знаменитая плагиат-статья С.Герасимовой "Мотивация познания" (см. 24 июня).

14 июля 2005: "ШН" №26, с.10. Статья И.Г.Сухина "Теремок, колобок и репка" - о плагиате С.Герасимовой.

17 сентября 2005: В №35 "Шахматной недели" на с.14 наконец опубликован ответ плагиатора С.Герасимовой "Комментарий к комментарию" на мою статью из "ШН" №26, с.10 "Теремок, колобок и репка". Я полагал, что плагиатор извинится, и инцидент был бы исчерпан. Не тут-то было. Я про Фому, а мне про Ерёму. Смысл её ответа в том, что а) она заимствовала не только у меня, но и у Гончарова и др. (ложь, в её статье только мои 22 дидактические игры); б) цитирую Герасимову: "Формат газеты не позволяет печатать библиографию" (абсурд, причём тут библиография?; достаточно было дать ссылку в тексте статьи, перед публикацией МОИХ игр); в) разработки Сухина "не являются чем-то принципиально новым" (во-первых, это не так, а во-вторых, оригинальное оправдание воровства; мои игры воспроизведены плагиатором дословно с теми же названиями). И главное: в публикации "Теремок, колобок и репка" я пожалел кандидата наук Герасимову и не писал о том, что основу её диссертации составляют мои задания и игры, при этом в данной диссертации приведена библиография из 108 позиций, но фамилия Сухин даже там отсутствует (так что нечего на библиографию пенять). Теперь наш ответ будет "по полной программе", не приемлю бесчестность ни в каких видах. "Введение" диссертации Герасимовой - http://disser.h10.ru/dis/gerasimovaSV.html. Полный текст диссертации "стартует" с той же веб-страницы (в самом низу - "скачать"). Комментарии излишни, я жду извинений.

22 сентября 2005: Вчера переправил в "ШН" новую статью о плагиаторе С.Герасимовой. Своё деяние она назвала "некоторыми недоразумениями"!? Противно заниматься такими склочными делами, как отлов плагиаторов. Но следует хоть одного шахматного плагиатора вывести на чистую воду, быть может, тогда остальные задумаются. О факте плагиата в диссертации С.Герасимовой я узнал из Интернета. Позавчера отправился в Российскую государственную библиотеку, чтобы убедиться в том, что обнаруженный мной текст диссертации соответствует оригиналу. Соответствует. С.Герасимова – плагиатор. Если и теперь "ШН" продолжит публиковать статьи С.Герасимовой (на любые темы) - будет весьма прискорбно. Плагиатора следует останавливать на взлёте, пока не поздно. Не понимаю одного - зачем Герасимова выпустила джинна из бутылки? Вместо того чтобы извиниться, стала в статье "Комментарий к комментарию" всячески превозносить себя. Загадка. Мой ответ - "Ещё раз о плагиате и о путях Шахматного всеобуча" жёсток, но не жесток, я дал С.Герасимовой ещё один шанс исправить ситуацию.

23 сентября 2005: В последний час: Только что мне звонила С.Герасимова и принесла извинения за плагиат. Разговор был долгим, у меня было много вопросов. Я принял её извинения, но сказал, что статья "Ещё раз о плагиате и о путях Шахматного всеобуча" должна увидеть свет. Она сказала, что всё это послужит ей хорошим уроком. Я привык верить людям. Лучше верить и ошибаться, чем никому не верить.

30 сентября 2005: Моя статья "Ещё раз о плагиате и о путях Шахматного всеобуча" оперативно увидела свет в №37 "Шахматной недели".

 

Ещё о плагиате:

11 апреля 2004: С удивлением увидел стереотипное переиздание брошюры М.Поповой, В.Манаенкова "30 шахматных уроков: Пособие для начинающих шахматистов". В прошлом году я уже писал о грубейших нарушениях авторского права, допущенных в данном неплохом пособии ("Новая охота на плагиаторов"). И вот, новое издание - без изменений!

30 мая 2005: Барнаул: Оказывается плагиаторами бывают не только взрослые дяди и тёти, но и третьеклассники. Вот М.Чиганову из гимназии №79 г.Барнаула так понравилась моя "Шахматная сказка" (впервые опубликованная в моей книге "Приключения в Шахматной стране", 1991, с.132-135), что он решил её инсценировать. Похвально. Но малыш, его мама и папа почему-то "забыли", кто настоящий автор. И на сайте некоего журнала “Пирамида-mAxima” появляется вот такая страничка - http://www.piramida-maxima.ru/issues/2004/3/piramidatvorche/kukolnyjispekta/shahmatnajaskaz.html. Сторонние читатели, конечно, разглядывают симпатичные фотографии, читают текст и умиляются, например, таким строчкам: "Папа вырезал доску, мама нарисовала дракончика, а я шахматную доску. Показывал я ее в центральной детской библиотеке". Сказка моя воспроизведена дословно, но фамилия автора нигде не фигурирует. Ладно, малыш, а мама-то с папой куда смотрели? Понятно куда - в мою книжку. Семейный плагиат-подряд, понимаешь! Грабят! Хотел я было, по обыкновению, отписать этой самой "Пирамиде" гневное письмо с требованием убрать плагиатскую страничку из веб-пространства. А потом взглянул на дракончика, и сам умилился - пусть его. Сказку эту я сам каждый год инсценирую в "Знайке-М", а недавно и студентам в РГСУ показывал. Она и на моём сайте есть, правда, на испанском языке - http://chess555.narod.ru/for3.htm.

 

"Теремок, колобок и репка" ("Шахматная неделя", №26, 2005, с.10)

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/cw21plag.htm

© 2005 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz