Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.Сухин "Шахматы, первый год" (уроки 7-11)
Пояснение:
С №32 2005 года газета "Шахматная неделя" начала публиковать мои школьные шахматные уроки (с.2-7 – любопытно, что на с.2-7 "ШН" не указано, что данные уроки написаны И.Г.Сухиным – такая информация дана лишь на с.1 – забавная оплошность!). С №33уроки продолжены, но опять на с.2-7 "ШН" не указано, что данные уроки написаны И.Г.Сухиным…К сожалению, и в №33 редакция допустила ряд ошибок в шахматных диаграммах - ниже я их отмечу.
И.Г.Сухин "Шахматы, первый год"
("Шахматная неделя", №33, сентябрь 2005, с.2-7; Интернет-версия, небольшие фрагменты)
С.1: От редакции газеты "Шахматная неделя": Здравствуй школа! (фрагмент) Первого сентября начинается новый учебный год. Школьники и студенты снова отправятся в классы и аудитории…Последнее время престиж нашей шахматной школы порядком пошатнулся - не в последнюю очередь потому, что ослабли традиции нашего шахматного "всеобуча"… И потому особенно важно, что в ряде школ, пусть и факультативно, существуют постоянные уроки шахмат…
С.1 (выше): От редакции газеты "Шахматная неделя": ЧИТАЙТЕ: Шахматы, первый год. Продолжаем публиковать методические материалы Игоря Сухина – Стр. 2-7.
Урок 7. Ладья: Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение", "Ограничение подвижности".
В начале урока - повторение пройденного материала. Дети вспоминают ход ладьи, взятие. Перед учениками - по шахматной доске, на одном из полей которой стоит белая ладья. Педагог по очереди подходит к каждому из детей и просит сделать подряд по 3 хода ладьей…
…Игра ладьями "На уничтожение" на шахматной доске проста: у противников каждый раз большой выбор ходов, позволяющих не потерять свою ладью. Как же сделать эту игру труднее и интереснее?
Подсказку находим опять-таки у классиков.
Вот что пишет экс-чемпион мира Михаил Моисеевич Ботвинник: "Следует учесть, что шахматист во время расчётов не видит всей доски с 64 полями... Из общего числа в 25-30 фигур в расчёте участвуют 3-6 фигур".
Не менее интересно и высказывание непревзойдённого Александра Александровича Алёхина, которое хотя и относится к игре вслепую, но отнюдь не теряет из-за этого для нас своей методической ценности: “Играющий не пытается воспроизвести перед своими глазами всю доску с её белыми и чёрными клетками, белыми и чёрными фигурами, как полагают большинство непосвящённых, но он припоминает только какой-нибудь характерный ход, конфигурацию части доски, наподобие того, как в жизни мы вспоминаем о каком-нибудь знакомом, книге, вещи. Так играю я, так играют, насколько мне известно, все мастера игры вслепую... "
И это очень важно для нас, поскольку у детей младшего возраста значительно сужен "размах зрения". Если даже великие чемпионы не видят при расчётах всей доски, что же говорить о детях?!..
…
свидетельствует опыт гроссмейстера Ефима Геллера (о периоде жизни, когда ему было четыре года): "Я играл тогда по своим собственным правилам, и все попытки отца обучить меня заканчивались тем, что я добивался выигрыша простейшим путем: решительным взмахом руки сметал с доски вражеские фигуры и пешки, торжествуя победу. Но больше всего я любил играть в шахматы один, причем в этом случае обходился без доски. Когда отец и мать уходили на работу, я собирал несколько комплектов шахматных фигур, разбивал их на армии и устраивал жестокие сражения. Погибшие в этих сражениях фигуры, как правило, летели с четвертого этажа во двор, и, конечно, очень часто к настоящей шахматной жизни уже не возвращались"…
(наше Интернет-примечание: с.2: на диаграммах №2-4 третьей колонки в газете опечатка - приведены не те позиции (все 4 позиции получились одинаковыми??); должно быть так: №2: белые: Ла2, Лb2, чёрные: Лb1, Лb3; №3: белые: Ла2, Лс1, чёрные: Лb3, Лс3; белые: Ла2, Ла3, чёрные: Лb2, Лс2; далее с.2: на верхней диаграмме №1 "Ограничение подвижности" пятой колонки в газете опечатка - "0" должен быть не на поле а4, а на поле а7)
Урок 8. Слон: Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигуры. Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт", "Перехитри часовых".
В начале урока повторение пройденного материала. Дети вспоминают ход ладьи, указывают, что она ходит и бьет по горизонталям и вертикалям. Учитель разыгрывает с кем-нибудь из учеников на демонстрационных шахматах одно-два положения игр "Захват контрольного поля", "Ограничение подвижности", "На уничтожение"…
…Если учитель использует на уроках пособие "Приключения в Шахматной стране", то на этом занятии инсценируется его седьмая глава "Этот слон совсем на слона не похож" (она опубликована также в журнале "Мурзилка"; 1994 г., №2)…
Урок 9. Слон: Дидактические игры "Игра на уничтожение", "Захват контрольного поля, "Ограничение подвижности".
В начале урока - повторение пройденного материала. Обязательно проговаривайте названия всех шахматных дорожек: горизонтали, вертикали и диагонали - это следует обязательно делать в начале каждого урока! Практика показывает, что там, где эти понятия перед каждым новым занятием не закрепляются, ученики часто путают горизонталь с вертикалью и т.п. Нам, взрослым, это кажется удивительным, но это так!
Весь материал, даже кажущийся элементарным, следует многократно закреплять.
Наталья Черничкина на своих шахматных уроках часто проводит с мальчиками и девочками физкультминутки, на которых каждую из шахматных дорожек ребята показывают руками. Горизонталь - разводят руки в сторону, вертикаль - поднимают их вверх (или только одну руку), диагональ - обе руки расходятся наклонно. Нам очень понравился данный приём, и мы тоже взяли его на вооружение. То же самое и с ходами фигур: при повторении хода слона просите весь класс показать руками, как перемещается данная фигура, вызываете кого-нибудь из детей к доске и предлагаете "превратиться" в слона, пройти по полу по диагонали и т.п.Дети вспоминают ход ладьи, слона, взятие, показывают белопольных и чернопольных слонов, одноцветных и разноцветных слонов. Педагог подходит к каждому из учеников и просит их сделать подряд 3 хода слоном…
…Чем больше фигур на доске, тем труднее ученикам оценить ситуацию на доске. Даже добавление только одной фигуры существенно увеличивает количество вариантов, которые следует рассмотреть.
Очень точно об этом писал великий Хосе-Рауль Капабланка: "Нелегко будет при увеличении числа фигур по-прежнему целесообразно управлять ими, ибо координирование действий фигур принадлежит не только к самым важным элементам игры, но в то же время и к самым трудным"…
Теперь ещё одно существенное обстоятельство. Вы уже могли обратить внимание на то, по различным темам мы предлагаем вашему вниманию неодинаковое количество дидактических заданий и игр. Ни в коем случае не следует все их проводить на уроке, на это у вас не хватит времени. Наша задача иная - дать вам на выбор наиболее полезные задания, а вы сами отберёте те из них, которые совпадают с вашей личной концепцией обучения детей основам шахматной игры. С нашей стороны было бы неправильно жёстко зажимать вас конкретным 40-45-минутным материалом для каждого урока, ведь это ваш урок, ваше творчество. Поэтому здесь мы даём большей частью ориентиры, вариативные задания и упражнения. Чёткое планирование каждого урока придёт к вам с опытом. Реально вы много успеете в обычном классе общеобразовательной школы на первых пяти уроках, посвящённых шахматной доске и начальному положению, и мало успеете на "фигурных" уроках, начиная с шестого, так как расстановка даже малофигурных позиций на всех досках требует времени. Это ни в коей мере не должно вас огорчать, вы должны понять - это норма, и поэтому не комплексовать по данному поводу, мол, "зашиваюсь", мало успеваю.
Вместе с тем очень желательно, чтобы ученики прорешали как можно больше подобных занимательных развивающих заданий. Каков же выход? В конце каждого урока, чтобы не перегружать вечно занятых родителей, мы рекомендуем ученикам разыграть дома с родителями лишь одно-два положения некоторых игр. Но в начале учебного года обязательно проведите родительское собрание и объясните папам и мамам, что шахматы не просто игра, а мощнейшее средство развития. При этом чтобы оно было реализовано на 100%, родителям следует стать полноценными помощниками шахматного педагога и разыграть дома большое количество уже рассмотренных нами логико-занимательных заданий и игр. Недостаток газетной площади не позволяет нам здесь привести их в полном объёме, но родители могут взять в библиотеке книги "
Волшебные фигуры…", "Приключения в Шахматной стране", "Удивительные приключения в Шахматной стране", "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" или "Шахматы, первый год, или Учусь и учу", где даны большие блоки учебных положений. Необычайно важно, что подобные положения не только на тренинг логики, но и на развитие воображения.Здесь мы снова берём в союзники великого кубинца. Хосе-Рауль Капабланка: "Шахматы можно было бы сравнить с точной наукой, если бы от шахматиста, наряду с таким складом ума, не требовалось бы еще другой способности – богатого воображения. Величайшие шахматисты, сделавшие в области шахматного искусства первоклассные открытия, далеко не всегда побеждали с помощью одной чистой логики, но часто прибегали к помощи воображения. У хорошего шахматиста логика и воображение должны идти рука об руку, взаимно друг друга уравновешивая. С воображением, конечно, связана та проницательность и особая зоркость, которые позволяют быстро подмечать ошибки противника и с выгодой их использовать"…
…Здесь уместно вспомнить совет гроссмейстера Игоря Бондаревского: "Начинающий шахматист должен обязательно выполнять упражнения и решать задачи. Это необходимо для закрепления приобретенных знаний, а, кроме того, в задачах и упражнениях даются новые, важные сведения, которые пригодятся в будущем"…
Урок 10. Ладья против слона: Дидактические задания "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру", "Перехитри часовых", "Сними часовых". Дидактические игры "Игра на уничтожение", "Захват контрольного поля", "Ограничение подвижности".
В начале урока повторение - пройденного материала. Дети вспоминают ход и взятие ладьи и слона (и, как помните, вначале - всегда названия шахматных дорожек и физкультминутка!)
Десятое занятие практическое: ребята решают дидактические задания и разыгрывают с педагогом (или между собой) учебные положения дидактических игр…
…Здесь следует учесть следующее важнейшее обстоятельство: дети младшего возраста, как правило, легко решают задания на взятие в один ход, но отработка термина "нападение" для многих ребят представляет сложную задачу. Нам - бывалым шахматистам, это кажется удивительным, казалось бы, всего лишь напасть! Но если вдуматься, то суть проблемы такова: нападение - это такая ситуация, когда неприятельская фигура будет взята на втором ходу. Не на первом, как при взятии, а именно на втором. Разумеется, это труднее…
"Сними часовых". Белой фигурой нужно добраться до черных фигур и побить их, избегая полей, атакованных черными фигурами, не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их.
Это задание похоже на задание "Перехитри часовых", только белые должны не добраться до контрольного поля, а побить черные фигуры (а для этого к ним надо осторожно подкрасться).
Вот примеры данного нового задания…
(наше Интернет-примечание: с.6: на диаграмме №1 задания "Сними часовых" первой колонки в газете своеобразная опечатка - все фигуры и значки "0" сдвинуты на одно поле вверх по вертикали)
…Нападать для детей непросто. Чтобы облегчить понимание нападения, московский педагог Владимир Мечитов учит ребят, что атакующая фигура должна "увидеть" вражескую. Мы объясняем это несколько иначе...
…Коварно положение №1: если белые легкомысленно атакуют черного слона первым ходом, то, как это ни странно, но выиграть не удастся.
Дети должны сообразить, что здесь надо не атаковать, а ограничивать подвижность (реализуем заветы гениального методиста-гроссмейстера Арона Нимцовича)! И тогда решение приходит само собой: в два хода выигрывают два различных первых хода белых.
Положение №2 - одно из самых полезных для данного класса заданий. Здесь продолжается отработка двух важнейших шахматных принципов, провозглашённых Нимцовичем: ограничения подвижности и централизации. Причём в доступной для ребят, непринуждённой форме. Практика показывает, что даже дети старшего школьного возраста (у которых не создана элементная база) подчас бесцельно гоняют белой ладьёй чёрного слона по углам (т.е. с угловых полей)! Поэтому ни в коем случае нельзя пропускать в обучении "доматовый период". Чтобы одолеть черного слона, белая ладья должна попасть на центральное поле. Ладья утверждается там вторым ходом, а третьим бьет слона. Но алгоритм решения ребёнок должен хорошенько прочувствовать!..
…Путь к выигрышу здесь способны найти только очень и очень одаренные дети. Данный пример я неоднократно демонстрировал для решения перворазрядникам и кандидатам в мастера, и ни один из них не смог найти решение менее чем за три минуты!!! А ведь всего-то 16 полей и две фигуры! Шахматы бесконечны. Попробуйте вначале найти решение сами, а потом читайте следующий текст.
Ученик, который решает это задание по алгоритму, - способен осилить задачу. Важно ухватить суть, дух позиции, понять - "за что бороться". И тогда приходит понимание, что черного…
Урок 11. Ферзь: Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь тяжелая фигура. Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт", "Перехитри часовых". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".
В начале урока повторение - пройденного материала. Дети вспоминают, что ладья ходит по горизонталям и вертикалям, а слон по диагоналям. Учитель разыгрывает с кем-нибудь из учеников на демонстрационных шахматах одно-два положения дидактических игр.
НЕОБХОДИМЫЕ ШАХМАТНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ферзь передвигается и как слон, и как ладья…
(наше Интернет-примечание: с.7: на диаграмме, где показан ход ферзя, в газете стрелки "разъехались")
…Если учитель использует на уроках пособие "Приключения в Шахматной стране", то на этом занятии инсценируется его восьмая глава "В гостях у Ферзя" (она опубликована также в журнале "Мурзилка"; 1994 г., №3)…
"Перехитри часовых". Белый ферзь должен пробраться на контрольное поле, не становясь на поля, атакованные черным ферзем. Также нельзя становиться на поля с нарисованными кружочками и перепрыгивать через них.
В подобных положениях мы не раз наблюдали, как ученики, пройдя белым ферзём труднейший путь, буквально предпоследним ходом становились под бой чёрного ферзя. Опасное "предвкушение успеха"!
Как это похоже на партии супергроссмейстеров, когда сильнейшие игроки планеты нередко терпят обидные поражения, находясь в шаге от победы.
"Постоянно упражняя и развивая свое воображение, начинающий не только будет прогрессировать, но вскоре постигнет и красоту шахмат, что, в свою очередь, усилит его желание овладеть ими" (Хосе-Рауль Капабланка).
Вы уже могли убедиться, что некоторые из заданий и игр достаточно сложны. Если средний уровень класса невысок, то при изучении ходов каждой фигуры следует шире использовать более простые разработанные нами игры (особенно полезны они при обучении проблемных детей; эти наши задания с успехом использовала в своей практике
Светлана Герасимова и др.). Например:1. “На одну клетку”. Вы с детьми делаете по очереди ходы белым ферзём, причём пойти им можно только на соседнее поле по горизонтали, вертикали или по диагонали.
2. “Через клетку”. В этой игре в отличие от предыдущей белый ферзь должен каждый раз перепрыгивать через одну клетку в любую сторону по горизонтали, вертикали или диагонали.
3. “Через две клетки”. А здесь, естественно, вы по очереди ходите ферзём через два поля.
4. “Поворот”. Здесь вы первыми делаете какой-либо ход белым ферзём. Игру продолжают дети. Их задача: каждый следующий ход белым ферзём делать в перпендикулярном направлении на любое количество полей.
5. “По всем углам”. Это разновидность игры “Поворот”. Вы располагаете белого ферзя на одно из угловых полей и совершаете свой ход: передвигаете ферзя в соседний угол. Ребёнок, который играет за вами, должен передвинуть белого ферзя в следующий угол и т. д.
6. “Задача направления”. Вы ставите белого ферзя на одно из центральных полей и предлагаете детям играть-ходить им по очереди, причём задавать направление движения ферзя будете вы. Например, вы говорите: “Направо”, “Налево”, “Вверх”, “Вниз” и контролируете выполнение задания (ферзя здесь можно передвигать на любое количество клеток, важно двигать ферзя в правильном направлении). Во втором варианте игры вы задаёте не только направление перемещения ферзя, но и на сколько полей он должен пойти. Например: “Налево по горизонтали на одно поле”, “Вверх по вертикали на два поля”, “Направо вниз по диагонали через поле”.
7. “Туда-сюда”. Сделайте какой-нибудь ход белым ферзём. Задача ребёнка - вернуться своим ходом назад, на исходное поле. Затем поставьте белого ферзя на другое поле и опять сделайте ход. Второй ребёнок также должен вернуть ферзя на исходное поле и т. д.
8. “Длинный ход”. Поставьте белого ферзя на какую-нибудь клетку шахматной доски. Задача каждого ребёнка - сделать этим ферзём ход на максимальное количество клеток. Затем поставьте ферзя на другое поле, и дети снова будут искать самый “длинный” ход…
На фотографии в "Шахматной неделе": Игорь Сухин в мини-школе "Знайка-М", апрель 2004, очередной выпуск мини-школы (то же в "
джипеге")И.Г.Сухин "Шахматы, первый год" (уроки 1-6) И.Г.Сухин "Шахматы, первый год" (уроки 12-13)
Факультативный курс "Шахматы – школе". Программа первого года обучения
Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы" Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя" Избранные страницы из пособия "Удивительные приключения в Шахматной стране" Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/cw18_1god2.htm
© 2005 Сухин И.Г.