Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
И.Г.Сухин "Шахматы, первый год" (уроки 1-6)
Пояснение: С №32 2005 года газета "Шахматная неделя" начинает публиковать мои школьные шахматные уроки (с.2-7 – любопытно, что на с.2-7 "ШН" не указано, что данные уроки написаны И.Г.Сухиным – такая информация дана лишь на с.1 – забавная оплошность!). Ещё в прошлом году редакция предлагала мне их опубликовать, но тогда я ответил отказом – считаю, что нужно шире предоставлять трибуну новым авторам и недавно предложил, в частности, опубликовать добротные статьи Л.Бабушкина и В.Полоудина. Свои 33 урока я подготовил к печати на основе учебника для первоклассников "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны", пособия для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу", тетради "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь: Часть 1" и т.п., а также новых материалов. В №32 приведено 6 первых уроков. Стремясь уменьшить вероятность плагиата, здесь, на сайте я приведу лишь выдержки, впрочем, они достаточно велики. Разумеется, и в газетных номерах будет приведена лишь часть необходимых для занятий материалов (в полном объёме они представлены только в учебно-методическом комплекте "Шахматы – школе"), вместе с тем они дадут достаточную информацию о моей методике – одном из вариантов построения учебных занятий с целью формирования у детей внутреннего плана действий. К сожалению, редакция форсировала подготовку указанных материалов к новому учебному году и не познакомила меня с вёрсткой. Поэтому можно понять моё огорчение, когда я увидел, что на некоторых диаграммах оказалось не совсем то, что было в оригинале. И всё же я с пониманием подхожу к вполне объяснимой спешке (подобные огрехи имеют место во всех шахматных изданиях), но чтобы читатели не думали, что Сухин, мол, что-то недосмотрел, замеченные редакционные опечатки укажу на данном сайте. На самом деле я внимательно вычитываю свои материалы (особенно диаграммы), поэтому, например, в огромной книге "Удивительные приключения в Шахматной стране" (М.: Поматур, 2000) практически нет ляпсусов. Единственным исключением является моя книга "1000 самых знаменитых шахматных комбинаций", где после первого издания я представил редакции "Астреля" не такой уж скромный список опечаток, но во втором и третьем изданиях они почему-то не были исправлены... Готовя к публикации мои уроки, редакция "Шахматной недели" за короткий срок проделала очень большую работу и за это достойна только слов благодарности.
И.Г.Сухин "Шахматы, первый год"
("Шахматная неделя", №32, август 2005, с.2-7; Интернет-версия, фрагменты)
С.1: От редакции газеты "Шахматная неделя": ВНИМАНИЕ! Заканчиваются летние каникулы, снова дети сядут за школьные парты. Учебный 2005-2006 год начнётся и для учителей, в том числе и для преподавателей шахмат в системе образования. По многочисленным просьбам наших читателей, заинтересованных тематикой обучения младших школьников азам древней игры, в преддверии нового учебного года "ШН" начинает публикацию материалов известного специалиста в данной области Игоря Сухина. Всего будет представлено 33 готовых шахматных урока, утвержденных Министерством образования РФ. В связи с тем, что в отдалённые регионы России и стран СНГ газета приходит с некоторым опозданием, для удобства заинтересованных учителей шахмат первые 11 уроков будут напечатаны в 32 и 33-м номерах.
С.1 (ниже): От редакции газеты "Шахматная неделя": ЧИТАЙТЕ: Шахматы, первый год. Продолжаем публиковать методические материалы Игоря Сухина – Стр. 2-7.
На фотографии: Игорь Сухин в мини-школе "Знайка-М" (то же в "
джипеге")
Реформа начальной школы 1993-1994 гг. изменила приоритеты целей обучения. На первый план была выдвинута развивающая функция обучения, в значительной степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и наиболее полное раскрытие его творческих способностей. Появились новые технологии обучения, которые позволяют каждой школе выбирать оптимальные для нее программы и учебники – система развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова, система развивающего обучения Даниила Борисовича Эльконина – Василия Васильевича Давыдова и другие
(наше Интернет-примечание: в газете вместо тире между Элькониным и Давыдовым корректор поставил запятую, что в корне неправильно, т.к. вторая система называется "система Эльконина – Давыдова").Именно начальная школа обеспечивает становление личности ребенка, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться. Все это требует новых, подчас нетрадиционных методов и форм обучения, введения в учебную сетку новых учебных предметов. Обучение игре в шахматы – не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в мудрой игре.
О пользе умения играть в шахматы для младших школьников сказано немало, отметим лишь наиболее важное. Методически грамотное обучение детей основам шахматной игры, опирающееся на свойственные детям каждой возрастной группы возможности и потребности, а также постулат Льва Семёновича Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, – действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам мудрой игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит детей запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность и др. Обучение игре в шахматы в начальной школе способно помочь не отстать в психическом развитии миллионам детей, живущим в сельских регионах, что особенно важно для сельской малокомплектной школы (ведь для обучения шахматным основам нужно совсем немного – шахматную доску и учебник), приоткроет дорогу к творчеству и детям-инвалидам, и детям с различными функциональными отклонениями, и детям некоммуникативного типа.
Не случайно в ФИДЕ более 20-и лет функционирует специальный комитет "Шахматы в школах", собирающий информацию о месте мудрой игры в жизни школы. Наш подход иной: не "шахматы в школе", а "шахматы – школе", т.е. необходимо определить и уточнить всё то, чем могут быть полезны шахматы ученикам и реализовать это в программах, учебниках, пособиях.
Наш курс "Шахматы – школе", получивший рекомендацию Министерства образования РФ, включает в себя специально разработанные комплекты трёх лет обучения: "Шахматы, первый год", "Шахматы, второй год" и "Шахматы, третий год".
Сегодняшний разговор – о первом годе обучения.
Научной основой наших работ стала теория д.пс.н Петра Яковлевича Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, а также исследования д.пс.н Якова Александровича Пономарёва о психологии творчества и стадиях развития внутреннего плана действий. Достоверность данной теории проверена временем. В частности академик Нина Фёдоровна Талызина ещё в 1988 году отмечала: "Широкие возможности для формирования логического мышления представляют шахматы. Исследования, проведённые автором совместно с В.М.Захаровым с учащимися 2-го класса, показало, что целенаправленное формирование основных приёмов шахматной игры существенно повышает уровень логического мышления детей, а тем самым и их успехи в овладении учебными предметами. И не случайно, что во всём мире ширится движение за введение шахматной игры в учебные программы школы" (Н.Ф.Талызина "Формирование познавательной деятельности младших школьников". – М.: Просвещение, 1988, с.174).
"ШАХМАТЫ, ПЕРВЫЙ ГОД"
Нами разработан сравнительно простой курс начального обучения детей шахматным азам, доступный детям с шестилетнего возраста. Этот курс в состоянии усвоить учитель начальной школы, не знакомый прежде с основами шахматной игры. Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта преподавания шахмат в школе и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок. В их числе:
Курс разработан для занятий с детьми первого года обучения в первом классе, однако его можно использовать также во втором и третьем классах. Это обеспечивается тем, что разработанные дидактические задания и игры имеют несколько уровней сложности. Для общеобразовательных целей начальный шахматный курс должен быть максимально простым и учитывать знания и умения, свойственные для детей 6-7 лет. Это позволит использовать его не только в школе, но и в подготовительной к школе группе детского сада. "Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом", – любил повторять Анатоль Франс. Поэтому, вводя детей в удивительный мир деревянных королей, широко используйте шахматные сказки, ребусы, загадки, занимательные задачи, викторины. И каждый даже, казалось бы, самый простой шахматный термин (поверьте, он простой лишь для вас!) изучите, рассмотрите его всесторонне, как учил Джеймс Максвелл: "Нет лучше метода сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах..."
Программа "Шахматы первый год" предусматривает 33 занятия (одно занятие в неделю). Но если есть возможность проводить шахматные уроки два раза в неделю – это ещё лучше. В этом случае каждое программное занятие делится на два. Учебный курс включает в себя темы "Шахматная доска", "Шахматные фигуры", "Начальная расстановка фигур", "Ходы и взятие фигур", "Цель шахматной партии", "Игра всеми фигурами из начального положения".
УРОК 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА: Чтение-инсценировка дидактической скажи "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля – квадратные. Чтение-инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки".
НЕОБХОДИМЫЕ ШАХМАТНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Шахматная доска – игровое поле – квадратной формы, разбитое на 64 равные по размеру клетки (квадраты; по 8 с каждой стороны), окрашенные попеременно в светлый и темный цвета.
Белые поля – светлые клетки шахматной доски.
Черные поля – темные клетки шахматной доски.
(наше Интернет-примечание: Здесь и далее мы не приводим рисунки и диаграммы - они есть только в газетном варианте)
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО УРОКА
Вы готовитесь к первому уроку шахмат. Как его лучше провести?
Начиная шахматные занятия с детьми, не упустите три обстоятельства.
Во-первых, уроки должны протекать в игровой, увлекательной форме и доброжелательной атмосфере. "Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения", – указывал Константин Дмитриевич Ушинский.
Во-вторых, чтобы обучение было развивающим, оно должно включать деятельность самого ребенка с изучаемым материалом.
А в-третьих, особенно на первых порах, не забудьте... сказку. Ведь еще Василий Александрович Сухомлинский отмечал: "Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений... Мои воспитанники не овладели бы навыками отвлеченного мышления, если бы в их духовной жизни сказка не стала целым периодом... Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап – инсценизация".
Значение первого шахматного урока велико. Именно он может предопределить отношение детей к шахматам, а для этого вам нужно привить интерес к новому предмету, зажечь огонек фантазии в глазах ребят. Первая встреча с волшебным миром шахмат должна стать для детей праздником. Готовя его, руководствуйтесь словами К.Д.Ушинского: "Воспитатель непременно должен устроить дело ученья так, чтобы в начале ученья дитя не могло не успеть..."
Начните первый урок с чтения, а еще лучше с чтения и инсценировки сказки "Удивительные приключения шахматной доски" – ниже мы приводим её текст с пояснениями к инсценировке.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ
Вольготно жили люди на Земле в стародавние времена. Они дышали чистым, бодрящим воздухом, пили прозрачную ключевую воду, охотились в густых величественных лесах на диких животных.
И дети их полной грудью вдыхали живительный аромат луговых трав и цветов. Вот только интересных игр у ребят не было.
Пошли как-то раз самые отважные ребята Лена и Ален к Чародею и спросили:
– Где бы нам игру необыкновенную найти? Усмехнулся Чародей:
– Если пересечете Дремучий Лес, проплывете по Бурной Реке и пройдете сквозь Жгучий Огонь, рядом с вами окажется такая игра... Но остерегайтесь колдуна.
Поблагодарили Лена и Ален Чародея и отправились в путь. Уж очень им хотелось получить заветную игру.
Очень спешили ребята и не заметили, что за ними увязался старичок один. Он хищно следил за детьми и, ухмыляясь, похлопывал себя по бокам, где болтался пустой мешок и покоился в ножнах острый меч.
Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и закачались вековечные деревья, шелестя листьями: "Опа... Опа... Опа...". Хотели они подсказать, что опасность подстерегает детей. Но не обратили внимания ребята на шепот деревьев.
Лена и Ален вышли на поляну и лицом к лицу столкнулись со старичком. Тот злобно расхохотался:
– Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун Звол. А это мой мешок. я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать.
Заранее нарисуйте на картоне и вырежьте Лену, Алена и колдуна. Или вырежьте их из старых, порванных детских книг, журналов и приклейте на картон. По ходу развития сюжета они будут идти, бежать, разговаривать и т. п., это вызывает живейший интерес у детей.
И Звол попробовал накинуть мешок на ребят, да промахнулся. А Ален не растерялся, подставил колдуну ножку, и старичок упал.
Пустились Ален и Лена наутек. Видит колдун – не догнать беглецов вытащил меч и рубанул по высокому дереву. Как пилой его перепилил.
Направил Звол дерево на ребят, но не попал. Лишь ветки хлестнули по щекам Лены и Алена.
С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий.
Схватил Звол кругляк, с силой запустил его в беглецов. Пролетел кругляк над самым ухом Алена.
Очень хорошо, если учитель заранее приготовит такой кругляк из картона. На своих занятиях мы запускаем кругляк из картона в класс, потом просим конкретно одного из учеников принести его обратно; только не говорите это всему классу сразу, а то вместо кругляка можете получить три – четыре кусочка картона.
Приглянулся кругляк Алену. Подобрал он его, показал колдуну язык и помчался с Леной дальше. Убежали от Звола.
Вот и Лес позади. Перед ребятами – Бурная Река.
- Давай твою деревяшку на воду опустим – плот получится, – предложила Лена.
Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ребятами колдун. Стоит, насмешливо свой меч поглаживает.
Взмахнул Звол над Аленом мечом, еле успел мальчик закрыться кругляком, как щитом.
Еще трижды поднимал и опускал меч колдун, но не смог он даже оцарапать Алена. Только щит из круглого стал квадратным.
Толкнул тогда колдун Алена, перекинул через плечо Лену и затрусил прочь.
Не растерялся Ален, ловко метнул свой щит вслед злодею. Сбил щит колдуна с ног.
Здесь показываете заранее приготовленный квадрат из картона. Можете метнуть квадрат в класс. Только осторожно…
Подхватила щит Лена, бросила в воду. Поплыли они с Аленом по Бурной Реке.
Плыли ребята, плыли в быстрых водах, с трудом удерживаясь на ногах, и, наконец, пристали к берегу.
На другом берегу появился Звол с луком в руках и одну за другой послал стрелы в беглецов.
Но плот снова превратился в щит и спас детей. От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.
Тут вы демонстрируете классу картонный квадрат с клетками 8 на 8, как у шахматной доски, только все клетки белые.
Впереди Жгучий Огонь стеной стоит. Взял Ален Лену за руку, выставил щит вперед, и быстро-быстро пробежали они через Огонь.
С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми. Пробрались они через бушующее пламя и подивились: Жгучий Огонь шалуном оказался – на щите почернела каждая вторая клетка.
Показываете новый картонный квадрат – шахматную доску.
Вдруг из Огня с воем выскочил Звол с мешком на плече. Пощипал ему пятки Жгучий Огонь, да не помогло это ребятам – с победным криком нахлобучил колдун на них мешок.
Здесь можно спросить у ребят: "Как вы думаете, что будет дальше?"
Но рано он радовался. Дно мешка выгорело, и ребята из него вылезли.
– Надоел мне этот злюка! – в сердцах вскричала Лена. – Как от него отвязаться?
В небе возник лик Чародея:
– Сила колдуна в его имени... Расшифруйте его, и Звол потеряет силу.
Достал Ален из кармана мел и написал в клетках щита: "ЗВОЛ".
– "3" – это, наверное, "злой"? – предположила Лена. – А что такое "ВОЛ"?
– Молчите, молчите! – испуганно залепетал злодей.
– Ура! Мы правы! – обрадовался Ален. – Он злой колдун... Но тогда его звали бы ЗКОЛ, а не ЗВОЛ?!
– Знаю, знаю! – закричала Лена. – ЗВОЛ – это Злой Волшебник! Вот его секрет!
Скрючился колдун, подряхлел и понуро побрел прочь, как побитая собака.
– Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорченно спросил Ален.
– Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!
MKKKKKKKKN
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@?@?@?@J
I@?@?@?@?J
PLLLLLLLLO
Сказка кончилась, и учитель показывает детям различные шахматные доски: обычную деревянную доску, маленькую доску от дорожных шахмат, доску, нарисованную на шахматном столике (все, что имеется в наличии у педагога), а затем разворачивает к детям шахматную доску для демонстрационных шахмат, которая до этого стояла лицевой стороной к стене и не привлекала внимания учеников.
Демонстрационная шахматная доска нужна обязательно, иначе учителю будет трудно работать.
Учитель объясняет, что на шахматной доске ведется шахматное сражение. Подчеркните, что шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки-квадратики, которые по-шахматному называются ПОЛЯМИ Светлые клетки – это БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные клетки – это ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ. Белые поля не обязательно бывают белого цвета – их делают и желтыми. А черные поля иногда выполняют коричневыми (и другими темными) тонами.
Нарисуйте мелом на классной доске белое и черное (закрашенное поле. Покажите детям заранее приготовленные белые и черные поля, вырезанные из плотной бумаги или картона. Покажите указкой на демонстрационной доске несколько белых и черных полей.
Если у педагога есть книга "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991) или "Удивительные приключения в Шахматной стране" (М.: Поматур, 2000), то он может вместо сказки "Удивительные приключения шахматной доски" читать первую главу (а лучше читать и инсценировать) "Шахматная беседка". Эту главу можно также найти в журнале "Мурзилка", № 6 за 1993 год.
Дайте каждому из учеников по шахматной доске, лучше всего деревянной, но можно и картонную (она гораздо дешевле, но ученики могут быстро ее измять). Наилучший для учебных целей размер шахматных полей 5 см на 5 см. Размер полей менее 3 см на 3 см нежелателен. Пусть каждый из учеников покажет на своей доске белое и черное поля.
Затем ребята достают из портфелей тетради в большую клетку (для шестилеток) и рисуют в клеточках несколько белых и черных полей.
Обратите внимание детей на то, что на шахматной доске белые и черные поля всегда чередуются: белое – черное – белое – черное...
Для закрепления элементарного шахматного материала прочитайте ученикам еще одну дидактическую сказку.
КОТЯТА-ХВАСТУНИШКИ
В некотором царстве – шахматном государстве у девочки Поли жили два котенка: белый и черный.
Котята очень любили бегать по шахматной доске и хвастать, что знают все шахматные премудрости.
– И ничего-то вы не знаете, – усмехнулась однажды Поля. – Так и быть поучу вас. Вот смотрите: это шахматная доска. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля.
Тут котята фыркнули и отвернулись:
– Не будем учиться. Мы все-все знаем. Мы на этих полях в салочки играл.
– Тогда скажите: какие шахматные поля больше – белые или черные? – спросила Поля.
– Белые, – сказал белый котенок.
– Черные, – сказал черный котенок.
А ВЫ КАК ДУМАЕТЕ?
(учитель спрашивает у детей).
– Эх, вы – вздохнула Поля. – Белые и черные поля равны... Можете проверить.
(Учитель накладывает белое картонное поле на черное и наоборот.)
А что больше: шахматная доска или шахматное поле?
– Они равны, – ответил черный котенок.
– Поле больше, чем доска. Поле – оно большое-пребольшое, – сказал белый котенок.
ТАК ЛИ ЭТО?
– И ничего-то вы не слушаете, – покачала головой девочка. – Шахматная доска больше любого шахматного поля... А какая форма у шахматных полей и шахматной доски?
– У полей круглая, – сказал белый котенок.
– И у доски круглая, – добавил черный котенок.
А ВЫ ЧТО СКАЖЕТЕ?
– Головы у вас круглые, – засмеялась Поля. – А шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Котятам стало очень стыдно. Они перестали хвастаться и вскоре научились играть не только в салочки, но и в шахматы.
А ВЫ НИКОГДА НЕ ХВАСТАЕТЕСЬ?
Вот и вся сказка.
Снова показываете шахматную доску, белые и черные поля.
В конце урока задайте детям три задачи-шутки:
1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)
2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)
3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)
4. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк, полярник? (Да.)
5. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?
Скоро бой. И ждет войска
Деревянная ... (доска.)
Раздался голос Короля:
Найдите на доске ... (поля.)
Если до конца урока у вас еще останется несколько минут, можете провести маленькую литературно-шахматную викторину:
1. Какой знаменитый коротышка играл в Солнечном городе в шахматы с шахматным автоматом? (Незнайка.)
2. Знаменитый джинн, друг Вольки Костылькова, большой поклонник шахматной игры. (Старик Хоттабыч.)
3. Электронный мальчик, двойник Сережи Сыроежкина, предложивший шести экс-чемпионам мира по шахматам сеанс одновременной игры. (Электроник.)
4. Девочка из будущего, которая обыграла гроссмейстера в сеансе одновременной игры. (Алиса Селезнева.)
5. Человечек из театра Карабаса Барабаса – "весь клетчатый, как шахматная доска." (Арлекин.)
6. Товарищ Ильи Муромца, прославленный былинный богатырь, обыгравший в шахматы хана Бахтияра Бахтияровича. (Добрыня Никитич.)
7. Девочка, которая испытала много шахматных приключений в Зазеркалье. (Алиса.)
8. Коротышка, который всегда ходил в клетчатых костюмах. Увидев его издали, другие коротышки говорили: "Глядите, глядите, вон идет шахматная доска". (Сиропчик.)
Урок 2. Шахматная доска: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль" и др.
В начале урока – повторение пройденного материала. Хоть он и достаточно прост, сделать это необходимо (тем более что кто-то наверняка пропустил первое занятие). Покажите шахматную доску, белые и черные поля. Раздайте детям шахматные доски, и пусть они сами покажут по два белых и два черных поля. Спросите, какая форма у шахматного поля; у шахматной доски.
НЕОБХОДИМЫЕ ШАХМАТНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
В шахматы обычно играют два партнера, или, по-другому, противника. Шахматная доска располагается между ними таким образом, чтобы крайнее правое поле каждого партнера было белым.
Горизонтальная линия, или горизонталь, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит от каждого партнера слева направо (или справа налево).
Вертикальная линия, или вертикаль, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому.
Как уже отмечалось, каждая из горизонталей и вертикалей состоит из восьми полей. За белым полем каждой горизонтали или вертикали следует черное поле, за черным – белое.
Печатное изображение шахматной доски называется диаграммой.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОГО УРОКА
Объясните, что в шахматы обычно играют два ПАРТНЕРА, или по-другому ПРОТИВНИКА. Подчеркните эти слова интонацией, и пусть дети хором несколько раз проговорят их.
Партнеры садятся за шахматную доску лицом друг к другу, а доска размещается так, чтобы справа от каждого партнера было белое угловое поле.
Теперь каждый ученик должен проверить, правильно ли перед ним лежит шахматная доска. Учитель разворачивает на 90 градусов шахматные доски, которые ребята расположили неправильно, и снова подчеркивает, что крайнее правое поле должно быть белым. Очень немногие дети в этом возрасте не знают правую руку. Для них Виктор Гончаров из г. Набережные Челны придумал такое объяснение: правой рукой мы держим светлую ложку, вот и правое угловое поле светлое (белое).
Начинайте знакомить детей с дорожками шахматной доски, по которым в дальнейшем будут передвигаться шахматные фигуры.
Объясните, что ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ГОРИЗОНТАЛЬ (подчеркните интонацией и предложите хором 3-4 раза проговорить эти термины), – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо. Очень хорошо, если у вас есть вырезанный из картона шаблон горизонтали.
Если у вас есть картонные шахматные доски, можете разрезать на горизонтали одну-две из них и дать каждому ученику такую горизонталь. Покажите одну из горизонталей указкой на демонстрационной шахматной доске, нарисуйте горизонталь мелом на классной доске, а ребята должны показать любую горизонталь пальцем на своих шахматных досках. Поля в горизонтали всегда чередуются: белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное или черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое. Всего на доске 8 горизонталей. Пусть ученики пальцем покажут все горизонтальные линии на своих шахматных досках.
Пусть они сосчитают, сколько белых и сколько черных полей в каждой горизонтали (их, разумеется, по 4).
Если у вас есть под рукой большой набор черно-белых кубиков, дайте их детям, и пусть они выложат из них горизонталь. Предложите нарисовать горизонтальную линию и в тетради в клеточку.
Разверните в руках на 90 градусов импровизированную картонную горизонталь, и она превратится в вертикаль.
Объясните, что ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ, – это любая черно-белая дорожка, которая идет от одного партнера к другому. Вертикалей, как и горизонталей, 8. Поля в каждой вертикальной линии также чередуются.
Как и при объяснении горизонтали, вы показываете вертикали на демонстрационной доске, рисуете одну из них мелом на классной доске и др.
Неплохо, если учитель заранее заготовит несколько нарисованных и вырезанных из ватмана горизонталей, в которых нарушена последовательность чередования белых и черных полей, и покажет их классу. Дети должны обнаружить ошибку. Затем эти "горизонтали" используйте как "вертикали", развернув их на 90 градусов, и повторите задание.
Если у учителя под рукой есть книга "Приключения в Шахматной стране" и он умеет и любит инсценировать на занятиях сказки (так работаем с детьми мы), то на втором уроке можно также инсценировать (но можно и просто прочитать) вторую главу "Линии". Эта глава опубликована и в журнале "Мурзилка" (1993 г., № 7). Мы обычно выкладываем из кубиков домик, в котором живет гном Веселый Горизонталик. При объяснении вертикали и горизонтали он выбегает из домика и пробегает по шахматным дорожкам перед каждым учеником...
Понятия горизонтали и вертикали базовые при объяснении ходов шахматных фигур. Необходимо добиться, чтобы дети хорошо запомнили эти слова и научились уверенно отличать горизонталь от вертикали. Для этого с детьми можно провести ряд дидактических игр, самая простая из них –
"Поиграем – угадаем". Вы загадываете либо горизонталь, либо вертикаль и просите учеников по очереди отгадать, какую именно дорожку вы загадали. Естественно, что с двух попыток дорожка будет отгадана.
"Горизонталь". Вызовите к демонстрационной доске двоих ребят, дайте каждому из них по четыре белые пешки и предложите им по очереди заполнить пешками одну из горизонталей, располагая на каждом поле только по одной пешке (в серединках полей). Можно ввести в эту игру элемент состязательности: кто поставит последнюю пешку, тот выиграет. В этом случае, как легко убедиться, проигрывает тот, кто ставит первую пешку.
Можно проводить эту игру и при большем числе участников (до 8), чтобы охватить большее число учеников "предметной" деятельностью.
Аналогично проводится и игра "Вертикаль", но в этом случае пешками заполняется одна из вертикалей. Пусть дети сами попробуют догадаться: если играют двое, то кто из них победит – кто начинает или кто играет вторым.
"Горизонтально-вертикальная игра". Поставьте белую пешку на любое поле шахматной доски и, вызывая учеников по одному к демонстрационной доске, просите детей передвинуть пешку на одно поле в задаваемом направлении. Типичные указания: "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали". Эта игра очень важна, так как учит детей ориентироваться на плоскости шахматной доски.
В конце урока задайте детям такие вопросы:
11. Зачеркни первые 7 букв в слове "ГОРИЗОНТАЛЬ" и узнаешь фамилию прославленного чемпиона мира по шахматам. (Таль.)
(наше Интернет-примечание:в газете "соскочили" цифры пунктов1-10, осталось лишь 11)
Урок 3. Шахматная доска: Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры "Поиграем – угадаем", "Диагональ" и др.
В начале урока – повторение пройденного материала. Покажите шахматную доску, белые и черные поля, горизонтали, вертикали. Раздайте детям шахматные доски и попросите показать на них все горизонтали и вертикали.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО УРОКА
На этом занятии заканчивается знакомство детей с шахматной доской и шахматными дорожками.
Объясните, что ДИАГОНАЛЬ – это прямая цепочка полей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками.
Покажите детям шаблоны большой белой и большой черной диагоналей, поясните, что диагонали бывают разной длины. В самых длинных БОЛЬШИХ ДИАГОНАЛЯХ – по восемь полей.
В самых коротких диагоналях по два поля. Покажите шаблоны коротких диагоналей. Чтобы шаблоны диагоналей не распались на клетки, в местах соединений полей следует сделать утолщения. Покажите указкой несколько диагоналей, обратите внимание детей на то, что не бывает черно-белых диагоналей. Диагонали на шахматной доске только белые или черные. Они могут тянуться снизу справа наверх налево и снизу слева наверх направо. Нарисуйте мелом на классной доске диагональ из двух, трех полей.
Ребята могут нарисовать в тетрадях диагонали из 2, 3, 4 полей.
Вызывайте детей к демонстрационной шахматной доске, пусть они покажут диагонали из 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 полей.
Если у вас есть черные и белые кубики, дайте их детям пусть они выложат из них диагонали.
Объясните, что это ЦЕНТР – четыре клетки в середине шахматной доски.
В центре два белых поля и два черных. Покажите центр на демонстрационной доске, потом дети покажут его на своих досках.
С точки зрения применения в учебном процессе шахматных сказок третий урок наиболее вариативен. Можно инсценировать или прочитать третью главу книги "Приключения в Шахматной стране" (глава "Диагональ"). Она также опубликована в журнале "Мурзилка" (1993 г., № 8). Очень зрелищно мы проводим на своих занятиях инсценировку "Шахматной сказки" из тетрадки Загадая ("Приключения в Шахматной стране", с. 132-135). Там маленький дракончик Пожиратель Полей прилетает в Клеточное государство и начинает глотать одно за другим шахматные поля. Дракончика мы вырезали из картона, прорезали ему рот, и он "в самом деле" глотает клетки. На какие только хитрости не пускались белые и черные поля – и горизонтали образовывали, и вертикали, и диагонали, но и эти дорожки проглотил ненасытный дракончик. Наконец горизонтали и вертикали сложились в шахматные доски, и тут уж дракончик ничего не мог с ними поделать. А если у вас под рукой будет книжка-картинка "Лена, Оля и Баба Яга", то можно прочитать ребятам ту ее часть, в которой смешная и улыбчивая Доша (Доска Шахматная) показывает на себе все шахматные дорожки. Можно показать и фрагмент диафильма "Приключения в Шахматной стране", посвященный горизонталям, вертикалям, диагоналям, но лучше весь диафильм целиком показать на четвертом уроке, после объяснения названий шахматных фигур.
Переходим к дидактическим играм.
Игра "Поиграем – угадаем". Проводится так же, как и на предыдущем уроке, но с добавлением термина "диагональ", т.е. вы загадываете одну из дорожек, а дети пробуют ее отгадать.
Игра "Диагональ". Проводится аналогично игре "Горизонталь", но ученики заполняют пешками не горизонталь, а любую диагональ.
"Горизонтально-вертикально-диагональная игра". Она подобна "Горизонтально-вертикальной игре", но более сложна, так как учитель задает и диагональное направление. Типичные задания детям: "Направо вниз по диагонали", "Налево вверх по диагонали", "Направо по горизонтали", "Налево вниз по диагонали" и т.п. Желательно уделить этой игре достаточно времени, дети должны научиться безошибочно определять требуемое направление. Это создаст добротную базу перед изучением ходов шахматных фигур...
Урок 4. Шахматные фигуры: Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Запретная фигура", "Поиграем – угадаем", "Что общего?", "Большая и маленькая".
В начале урока повторение пройденного материала. Покажите шахматную доску, белые и черные поля, горизонтали, вертикали, диагонали. Раздайте детям шахматные доски и попросите детей показать на них две белые и две черные диагонали, большую белую и большую черную диагонали (они тянутся из угла в угол).
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЧЕТВЕРТОГО УРОКА
На этом занятии начинается знакомство детей с шахматными фигурами, и ученики уже не расстаются с ними до самого последнего занятия. У вас на столе заранее приготовлены 12 шахматных фигур: белая и черная пешка, белая и черная ладья, белый и черный конь, белый и черный слон, белый и черный ферзь, белый и черный король. Желательно, чтобы эти фигуры, как и фигуры, которые вы потом раздадите детям, были крупного размера, но, разумеется, фигуры должны свободно размещаться на шахматных полях (наиболее предпочтительны деревянные "Турнирные шахматы"). Необходимо выбирать такие комплекты шахматных фигур, чтобы разноименные фигуры рельефно отличались друг от друга. К сожалению, наша промышленность все еще выпускает подчас такие шахматные фигуры, что и взрослый может перепутать ферзя с королем, а пешку со слоном.
Неплохо, если у вас под рукой есть самые разнообразные виды наборов фигур. Вы можете продемонстрировать ученикам и миниатюрные дорожные шахматы, и более крупные магнитные шахматы и показать даже фигуры гигантских шахмат (ими играют отдыхающие в домах отдыха).
Лучше всего занимательно "обыграть" появление шахматных фигур перед учениками (например, педагог вынимает их из волшебного сундучка). Перед показом шахматных фигур педагог объясняет, что в шахматы играют особыми шахматными фигурами. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это БЕЛЫЕ. Другой шахматист командует армией темных фигур. Это ЧЁРНЫЕ. Детям показываются первые шахматные фигуры: белая и черная пешка. ! #
Ученики хором повторяют три раза: "Пешка!" Так же происходит знакомство с белой и черной ладьей белым и черным конем% ' , белым и черным слоном) + , белым и черным ферзем 1 3 , белым и черным королем 5 7
.На шахматных диаграммах фигуры рисуются несколько иначе, чем они выглядят на самом деле. Педагог показывает детям шахматные фигуры демонстрационных шахмат (они такие же, как на диаграммах).
Учитель раздает каждому из ребят коробочку с шахматными фигурами, дети высыпают их на парты, в беспорядке расставляют на парте. Начинается закрепление пройденного материала. Учитель по одной поднимает шахматные фигуры, просит ребят назвать их и поднять такую же.
Затем проводится просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране" (при наличии). В этом диафильме-сказке изложен материал первых четырех уроков. Этот диафильм дети смотрят с большим удовольствием, сопереживая Юре и Клеточке, негодуя против козней злого Задиры, радуясь встрече с Веселым Гномиком.
Педагоги, использующие на занятиях пособие "Приключения в Шахматной стране", инсценируют на этом занятии его четвертую главу "Чудесные фигуры". Она опубликована также в журнале "Мурзилка" (1993 г., № 9), но, к сожалению, в очень сокращенном виде.
Далее педагог на выбор проводит некоторые из следующих дидактических игр:
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана. В другом варианте игры в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определенную фигуру.
"Угадайка". Словесно опишите какую-нибудь из фигур и предложите ребятам определить ее.
"Запретная фигура". Все фигуры выстроены на столе учителя в один ряд, дети стоят рядом и по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "запретной", которая выбирается заранее. Вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
"Поиграем – угадаем". Педагог загадывает одну из фигур (или прячет ее в кулаке), а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две фигуры и спрашивает учеников, чем эти фигуры похожи? чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе учителя 6 разных фигур. Дети подходят туда по одному, называют самую высокую фигуру и отставляют ее в сторону... Вскоре все фигуры стоят по росту.
Можно предложить детям нарисовать в тетрадях полюбившиеся фигуры. В конце урока задайте детям такие вопросы…
…10. "Зачёркивание". Закрась лишние буквы в каждой строке таким образом, чтобы оставшиеся буквы образовали слова, обозначающие шахматные фигуры.
КРЕСЛОНОТЫ (Слон.)
БАЛКОНДЕНЬ (Конь.)
УСПЕХШКАФ (Пешка.)
БАЛБАДЬЯ (Ладья.)
ФЕРМАКНЯЗЬ (Ферзь.)
ЛИНКОРОЛЬХА (Король.)
Урок 5. Начальное положение: Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: ферзь любит свой цвет. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".
В начале урока повторение пройденного материала. Дети должны безошибочно определять белые и черные поля, горизонтали, вертикали, диагонали, правильно называть все шахматные фигуры.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЯТОГО УРОКА
Объясните ребятам, что перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ, или НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ. При этом фигуры ставятся на шахматные поля посередине шахматных полей.
Вы занимаете место около демонстрационной шахматной доски. Под рукой у вас комплект шахматных фигур (32 фигуры). Перед учениками на партах шахматные доски, около которых в беспорядке стоят шахматные фигуры.
Шахматные фигуры для демонстрационных шахмат магнитные, они без труда "прилепляются" к нужному полю. Объясняете, что ладьи в начальном положении стоят по углам, на угловых полях. Говорите:
"Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят"
и ставите белые ладьи на крайние поля первой горизонтали. На крайних полях последней горизонтали устанавливаете черные ладьи. Все дети должны на своих досках также расположить свои ладьи.
Продолжаете урок:
"Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей"
и на первой горизонтали появляются белые кони, а на последней – черные кони. При этом кони белых и черных должны повернуть свои "мордочки" навстречу друг другу (а вот на диаграммах "мордочки" коней повернуты налево).
Вводите слонов:
"Меж коней заключены
Наши славные слоны".
На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два поля. Говорите:
"И еще два поля есть,
А на них король и ферзь".
Эти стихотворные строчки непритязательные, но они помогут оживить шахматное занятие и облегчить детям процесс запоминания начальной позиции.
На первых порах дети часто путают позиции ферзя и короля. Чтобы это случалось реже, издавна придумали правило: ферзь любит свой цвет. Объясните, что белый ферзь располагается на поле белого цвета (белому королю достается черное поле), а черный ферзь – на черном поле (черный король – на белом). Это правило дети легко усваивают.
Здесь обычно кто-то из ребят спрашивает: "А как же пешки?" И белые пешки выпрыгивают из ваших рук на вторую горизонталь, а черные пешки – на предпоследнюю, прикрывая своим строем остальные фигуры.
"А теперь без спешки
Идут на место пешки".
У каждого ученика на доске должно стоять точно такое же положение. Затем дети снимают все фигуры со своих досок и заново расставляют начальную позицию.
Педагоги, предпочитающие работать по книге "Приключения в Шахматной стране", на этом уроке читают и инсценируют ее пятую главу "Ворота Каиссии". Эта глава приведена также в журнале "Мурзилка" (1993 г., № 10).
Это поможет детям легче справиться с сюжетными заданиями из диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Просмотр этого диафильма, посвященного краткой истории шахмат и начальному положению, проводится на этом занятии. Дети с радостью встречаются со своими любимцами Юрой, Клеточкой и Гномиком, которых ожидают новые удивительные приключения.
На пятом уроке проводятся следующие дидактические игры:
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и ставят их в те места, которые они занимают в начальной позиции. Когда последняя фигура извлечена из мешочка, на доске будет расставлено начальное положение.
"Да и нет". Педагог поднимает над головой две шахматные фигуры и спрашивает у класса, стоят ли эти фигуры рядом в начальной позиции.
"Мяч". Учитель говорит какую-либо фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.
В конце занятия задайте детям такие вопросы…
Урок 6. Ладья: Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".
В начале урока - повторение пройденного материала. Дети вспоминают названия шахматных фигур, расставляют на доске начальное положение.
(наше Интернет-примечание: с.6, левая колонка газеты - на диаграмме не дорисована стрелка, направленная от ладьи направо)
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ШЕСТОГО УРОКА
Здесь следует сделать небольшое отступление и пояснить, почему изучение ходов фигур и их игровых возможностей мы начинаем с ладьи, а не, скажем, с пешки, и чем мотивирован подбор конкретных дидактических заданий и игр.
Итак, выучены названия шахматных фигур, "пройдена" шахматная доска, отложилось в детской памяти начальное положение. Что дальше? Вот мнения авторитетных гроссмейстеров.
"Первое, что необходимо для изучающего игру, это - освоиться с силой фигур", - учил экс-чемпион мира Хосе-Рауль Капабланка.
Но как лучше всего это сделать?
"Начиная играть в шахматы, должно сперва учить ходы фигур по одиночке. Затвердя ходы, маневрировать двумя фигурами, потом тремя и т.д. Получив в сем навык, должно начать маневрировать двумя фигурами против двух и т.д. Сим способом начинающий тверже укоренит себя в правилах, нежели начав играть вдруг всеми фигурами" (Александр Дмитриевич Петров).
Гениально написано!
"Начинающим шахматистам всегда кажется, что они теряют время, изучая игровые свойства каждой фигуры в отдельности. Начальная позиция полна фигур, таит в себе так много вариаций, стоит ли уделять внимание мелким деталям? Такой взгляд на шахматы был бы верным, если бы на каждом ходу можно было перемещать одновременно две-три фигуры или пешки. Тогда слабая роль одной фигуры не была бы столь огорчительной – ее функции в атаке или защите взяли бы на себя другие фигуры. Но по правилам игры ходить можно только одной фигурой… Поэтому как раз для начинающих важно умение видеть угрозы только одной фигуры или пешки" (Давид Ионович Бронштейн).
А вот бесценный опыт экс-чемпиона мира Василия Васильевича Смыслова: "С самого начала отец привил мне любовь к так называемым "простым" позициям, где в игре участвует немного Фигур. Именно они дают возможность неопытному шахматисту не только понять, но и глубоко "прочувствовать", на что способна каждая фигура. Не знаю, может быть, я несколько переоцениваю это обстоятельство, но всё же склонен думать, что оно сыграло важную роль в моём формировании, как шахматиста. Потому что запомнить, как ходят фигуры, нетрудно, а вот ощутить их особенности, их силу и бессилие в разных ситуациях на доске, пределы возможностей, что они "любят" и чего "не любят" и как себя ведут в различных передрягах своей шахматной судьбы, - понять и "прочувствовать" это и значительно труднее, и значительно важнее. Позже, когда шахматист постигнет технику игры и приобретёт необходимые знания - а это доступно каждому, - такое "взаимопонимание" между ним и ведомыми его рукой фигурами раскрепостит его мысль, позволит ему видеть то, что часто остаётся скрытым от чисто логического анализа. Тогда и проявляется та врождённая способность шахматиста, которую я называю чувством гармонии. Чувством гармонии человек наделён от природы. Оно остаётся у шахматиста навсегда, является его оружием во всех стадиях партии, в самых сложных ситуациях на доске".
Каждый из мэтров даёт чёткие ориентиры для правильной организации начального обучения. Но в каком порядке оптимальнее "изучать фигуры"? Очевидно, что тоже следуя принципу "от простого к сложному". Но применительно к изучению ходов различные методисты трактуют этот принцип по-разному.
Ряд авторов считает самой простой боевой единицей пешку и именно с неё начинает обучение. А ведь эта "простенькая" пешка совсем не проста: ходит прямо, бьёт наискосок, да ещё случается - и на проходе! Обычно перемещается на одно поле, но из начального положения способна пойти через клетку. И ещё может превращаться в другие фигуры! Сложна пешка, и не хватает ей "геометрически чистого" начала.
Первым мы изучаем ладью.
Слон имеет более сложный ход. Если, перемещая ладью по горизонталям и вертикалям, ученики не так уж часто по ошибке перескакивает ей на смежные дорожки, то, играя слоном, дети значительно чаще "соскакивают" с белой диагонали на чёрную, с чёрной на белую, особенно при совершении длинных ходов.
Далее мы изучаем ход ферзя, объединяющий ходы ладьи и слона.
Теперь осталось решить, какую фигуру "проходить" после ферзя: пешку или коня. Хотя конь имеет самый сложный ход из всех фигур, тем не менее, мы считаем методически более правильным, вначале изучать ход коня, а уже потом ход пешки, так как пешка на последней горизонтали превращается в ферзя, ладью, слона или коня. Всё логично.
Ход короля изучается самым последним. Хотя сам по себе он прост, но, после его изучения, следует сразу же объяснять самые важные шахматные термины: шах, мат, пат. К тому же, в отличие от других фигур короля в шахматах не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Мы полагаем, что вначале ребёнок должен прочувствовать "доматовую гармонию" фигур, и только на втором этапе обучения - "матовую гармонию", которая на порядок сложнее.
Итак, наша последовательность изучения шахматных фигур такова: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Она объясняется ещё и тем, что схема "ладья-слон-ферзь" чётко прорисована геометрически и даёт педагогу прекрасный ресурс для развития творческого мышления ученика.
Сначала следует создать элементную базу (термин московского педагога Натальи Черничкиной), при этом "доматовый" период обучения может быть достаточно длительным. Игровые свойства шести фигур предоставляют поразительные возможности для формирования у ребёнка внутреннего плана действий, и это необходимо использовать. С помощью специально разработанных дидактических заданий и мини-игр оказалось возможным достичь решения сразу нескольких задач:
1) занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам;
2) решение большого количества дидактических заданий содействует формированию способности действовать в уме;
3) ученик, который решит продолжить обучение в спортивных школах, получит добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования…
…Если педагог использует на занятиях пособие "Приключения в Шахматной стране", то на этом занятии инсценируется его шестая глава "Я - Ладья" (она также опубликована в журнале "Мурзилка"; 1994 г., № 1).
В следующей части урока предложите вниманию детей различные занимательные задания, которые помогут им лучше прочувствовать возможности и силу ладьи.
Для каждой из фигур (в том числе и для ладьи) были разработаны 3 вида упражнений:
а) передвигается и выполняет взятие только белая фигура, а чёрные недвижимы, выполняют роль статистов; здесь ребёнок учится создавать и реализовывать свои угрозы без противодействия противника;
б) ходит только белая фигура, но она не имеет права становиться под бой; здесь уже нужно следить за полями, атакованными фигурами партнёра;
в) игра ведётся поочерёдно, как это и принято в шахматах; здесь ученик учитывает лучшие ходы противника и преодолевает его сопротивление.
В ходе 6-го урока ученики знакомятся с упражнениями видов а) и б). Из множества подобных заданий наиболее эффективными оказались следующие: "Один в поле воин", "Кратчайший путь", "Лабиринт" и "Перехитри часовых"…
…Ниже мы приводим типичные "ладейные" задания:
"Один в поле воин". Белая ладья должна побить все чёрные фигуры, беря каждым ходом по фигуре.
Как мы уже отметили, ходит только белая ладья, а черные фигуры как бы "заколдованы": они не могут ни ходить, ни бить. Во всех примерах решение единственное. Это задание вызывает неизменный интерес у детей, которые с усердием и восторгом уничтожают черные фигуры, затрачивая на поиск верного решения от 5 до 50 секунд…
"Кратчайший путь". Белая ладья должна самым коротким путем добраться до определённого контрольного поля.
В заданиях подобного типа отдельные поля заняты кружочками (это как бы "заминированные поля"). Становиться на них и перепрыгивать через них ладья не имеет права. Когда подобное положение расставляется на демонстрационной шахматной доске, вместо кружочков установите любые перевёрнутые белые фигуры (как известно, через белые фигуры белая ладья не перепрыгивает) или намагниченные кругляши (сейчас такие есть в продаже), а на контрольное поле поставьте одну из черных фигур, чтобы дети ясно видели, куда надо попасть белой ладье. Дети за 5-25 секунд решают эти задания. Идея перевёртывать фигуры на демонстрационной доске (правда, для других целей), насколько нам известно, принадлежит Всеволоду Кострову.
В двух следующих примерах подобного вида ладье нужно добраться до буквы К за наименьшее число ходов.
(наше Интернет-примечание: на диаграмме №2 в газете опечатка - контрольное поле, разумеется, не f1, а f2; сами диаграммы здесь не приводим)
"Лабиринт". Подобно предыдущему заданию, белая ладья должна добраться до контрольного поля, не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их.
Но здесь не требуется найти кратчайший маршрут - достаточно добраться по цели (однако более старшие дети в состоянии и здесь сосчитать, за сколько ходов белая ладья быстрее всего доберется до контрольного поля).
Школьники затрачивают на решение каждого из подобных положений от 6 секунд до 1 мин. Вот примеры, где нужно добраться до поля с буквой К:
(наше Интернет-примечание: на диаграмме №1 в газете опечатка - на поле g нужна не буква К, а кружок; на диаграмме №2 забыт кружок на поле d1, но он не влияет на решение задания).
"Перехитри часовых". Белая ладья должна добраться до контрольного поля, не становясь на поля, атакованные черными ладьями-часовыми (а также не становясь на поля с кружочками и не перепрыгивая их).
Хотя в этом задании двигается только белая ладья, а черные ладьи стоят на месте, они побьют белую ладью-разведчика, если она встанет под бой. Это сложное задание (но оно уже более приближено к реальной шахматной партии, когда любая наша ошибка может повлечь за собой немедленное возмездие). Здесь уже нужна подчас помощь педагога, который будет указывать детям, что на то или иное поле белая ладья не может ступить - там ее побьют. Только одаренные дети смогут затратить на решение следующих позиций менее 20 секунд (на одну позицию). Для облегчения поиска решения в таких задачах можно разрешить ребятам сначала карандашом проставить точки на те поля, которые атакуют черные ладьи, и сразу станет ясно, каких клеток следует избегать (точки ставятся на диаграммах в учебнике)…
И.Г.Сухин "Шахматы, первый год" (уроки 7-11) И.Г.Сухин "Шахматы, первый год" (уроки 12-13)
Факультативный курс "Шахматы – школе". Программа первого года обучения
Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы" Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя" Избранные страницы из пособия "Удивительные приключения в Шахматной стране" Империя ссылок Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/cw17_1god1.htm
© 2005 Сухин И.Г.