Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов: Учиться на одни пятёрки
Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers
Первый семинар комиссии "Шахматы и образование"
(Москва, ШК им. Т.В.Петросяна, 7 января 2004, 14.30 – 19.00)
Разве мыслимо было представить себе ещё пару лет назад, что 7 января (в Рождество!) ведущие специалисты Министерства образования, Российской академии образования, РШФ, завкафедрами столичных вузов и шахматные педагоги в течение пяти часов (без перерывов!) будут обсуждать вопросы, не связанные ни с финансовой составляющей нашей жизни, ни со спортивным направлением в шахматах? Поразительно, но факт. При этом самые стойкие вместе с председателем продолжили полемику и позже, воспользовавшись прекрасными условиями для работы, предоставленными администрацией клуба.
Повестка дня
1. Вступительное слово, приветственные сообщения.
2. Доклады и выступления.
3. Подведение итогов.
Приветственные сообщения
Шахматная академия Российских провинций (ШАРП) приветствует всех участников первого семинара "Шахматы и образование". Желаем всем участникам успешной работы. Надеемся, что обмен опытом послужит делу процветания шахматной школы России. С уважением. Президент ШАРП, академик М.И. Станкин.
Доклады и выступления
И.Г.Сухин "Вступительное слово".
1. И.Г.Сухин "Пособия по обучению дошкольников и министерский учебно-методический комплект для начальной школы".
2. А.А.Тимофеев "Проблемы Всеобуча".
3. С.В.Барканов "О совместной работе МО и ДЮК РШФ".
4. Е.П.Линовицкий "О работе кафедры "Теории и методики шахмат"
5. В.А.Пожарский (Рязань) "Поддержка ДЮК начинаний комиссии "Шахматы и образование".
6. А.Н.Костьев "Год школьных шахмат".
7.
Л.Я.Береславский "Шахматы для детей с трёх лет".8. Е.Н.Кучумова "О работе с дошкольниками".
9. Д.Н.Стрижевский "О работе с детьми 4-6 лет".
10. В.И.Гончаров (Набережные Челны) "О массовом развитии шахмат в городе Набережные Челны".
11. В.А.Шишкин "О "Шахматной неделе".
12. С.Е.Дерябина (Ижевск) "Учебное пособие по шахматам для детей 1-го года обучения".
13. С.Б.Позин (Нефтеюганский район) "Обратная связь в работе с младшими школьниками".
14. В.И.Мечитов "Урок шахмат в школе: кое-что о концепции".
15. В.И.Исаев "Опыт школы №1202".
16. Н.И.Башвеева "Нетрадиционные формы проведения шахматных занятий".
17. С.Б.Позин (Нефтеюганский район) "Оформление шахматного класса".
18. С.Б.Позин (Нефтеюганский район) "Конкурс: Научился сам – научи товарища".
19. Н.П.Черничкина "О шахматном потенциале, представленном участниками семинара".
20. И.Г.Сухин "Подведение итогов".
Приложения:
1. Тезисы выступления В.С.Цатуряна.
2. Материалы, присланные из Пензы.
3. И.Р.Андреева (Кемерово) "Шахматы и школа".
4. А.В.Благодарный (Ульяновск) "Уроки шахмат в 1-м классе общеобразовательной школы".
Ниже публикуем рабочие материалы семинара. Как и ожидалось, докладчики не спешат передать или переслать нам свои материалы, но я с пониманием отношусь к данной ситуации. И всё же ещё раз обращаюсь ко всем выступающим – срочно пришлите ваши доклады. Россия должна всё знать, ведь самый страшный голод – информационный! Поэтому следует отметить тех, кто оперативно представил материалы: С.Е. Дерябину из Ижевска,
А.Н.Костьева, В.И.Гончарова, педагогов из "Шахматной школы" Пензы, а также А.В.Благодарного из Ульяновска и И.Р.Андрееву из Кемерово, приславших нам интересные материалы ещё до создания комиссии "Шахматы и образование". По мере получения новых статей, страничка посвящённая семинару будет пополняться.
И.Г.Сухин "Вступительное слово"
Дорогие коллеги! Поздравляю Вас всех с Новогодними праздниками и напоминаю, что 2004 год объявлен ФИДЕ годом Тиграна Вартановича Петросяна. Поэтому символично, что именно в Шахматном клубе, носящим имя выдающегося чемпиона, стартует Первый семинар "Шахматы и образование". Комиссия с таким же названием, создана совсем недавно. Её состав до сегодняшнего дня публично не оглашался, поэтому укажем, что в неё вошли:
Игорь Георгиевич Сухин, председатель комиссии, старший научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО.
Александр Алексеевич Тимофеев, заместитель председателя, кандидат экономических наук, педагог высшей категории.
Сергей Владимирович Барканов, начальник Отдела учреждений дополнительного образования детей МО РФ.
Тамара Вивиановна Игнатьева, главный специалист Отдела программ и стандартов начального образования МО
РФ.Евгений Павлович Линовицкий, заведующий кафедрой "Теории и методики шахмат" Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Александр Николаевич Костьев, президент Международного школьного шахматного союза, заведующий кафедрой "Педагогики и организации шахматной работы" Московского государственного социального университета.
Валерий Суренович Цатурян, руководитель методического центра Шахматной академии Г.К.Каспарова, ведущий раздела "Детские шахматы" на сайте
worldchessrating.ru.Владимир Иванович Гончаров, заслуженный тренер РФ, лауреат медали им. М.И.Чигорина, директор Центрального шахматно-шашечного клуба Закамья, г. Набережные Челны.
Основные направления деятельности новой комиссии были очерчены в декабрьском №49 "Шахматной недели". Главное внимание будет уделено треугольнику: школа – семья – дошкольные учреждения. При этом под словом "школа" понимается, прежде всего, "шахматы, как урок", а не кружок. А вот дошкольный опыт интересен любой – ведь его пока крупицы. Один из важнейших пунктов – организация методических семинаров. Если с проведением детских соревнований в РФ дело обстоит более или менее благополучно, то количество значимых круглых столов, семинаров и конференций для учителей за последние 15 лет можно пересчитать по пальцам: конференция 3-4 февраля 1989 г., научно-практическая конференция "Шахматы – школе" 15-17 июля 1994 г., семинар "Преподавание шахмат в общеобразовательной школе" 5 января 1995 г., конференция "Шахматы – школе" 14 июля 1998 года, круглый стол в Министерстве образования 15 ноября 2002 г. И это почти всё. Такими темпами далеко не уедешь. Поэтому мы планируем проводить не менее трёх семинаров ежегодно. Сегодняшний первый, как бы знакомство с московскими педагогами и теми новаторами из регионов, кто приехал на Мемориал Петросяна, либо смог организовать себе командировку на семинар. Считаю необычайно важным не столько личное участие региональных представителей, сколько то, чтобы сегодняшние докладчики предоставили нам тезисы (желательно, на двух страницах в Ворде и электронный адрес для связи), тогда данные материалы удастся выложить в Интернете, и все региональные ШФ смогут с ними ознакомиться.
Не следует думать, что мы в Москве плохо осведомлены о тех трудностях, с которыми сталкиваются шахматные учителя, работающие в регионах РФ. Вот фрагмент типичного письма: "10 лет тому назад, в 90 г., я и моя бывшая директриса ввели впервые шахматы как предмет. Они выполняли роль развивающего обучения. Но с её отъездом, не только в других школах, но и в нашей, шахматы убрали. Директора очень рады, когда предлагаешь им вести шахматы. Но, когда дело доходит до кабинета, оплаты, инвентаря, сразу "гаснут". Где я только не вела шахматы – и в раздевалке, и в подвале, и в коридоре, и в фотолаборатории. При всём при этом в ужасном холоде и тесноте". Это реальность, и за один день положение, конечно, не изменишь.
Теперь просьба к докладчикам: так как выступающих много, и важно предоставить слово всем, то просьба уложиться в 10-12 минут (это примерно 3 страницы в Ворде). Повторяю, идея сегодняшнего семинара "знакомство": знакомство учителей друг с другом, знакомство СМИ с методистами, знакомство сотрудников МО и РАО с текущим состоянием проблемы "Шахматы и образование". Поэтому в этот день нас ждут самые разнообразные виды докладов: и обзорные, и сообщения методистов о своих пособиях для школ, и выступления учителей о своём опыте преподавания. При этом среди выступающих будут и опытнейшие педагоги, за плечами которых по 15 лет преподавания в одной школе (я говорю о Сабурово), и их коллеги, только приступившие к работе, и шахматисты, завершившие активную преподавательскую деятельность, но опыт которых так пригодится их коллегам.
И.Г.Сухин "Пособия по обучению дошкольников и министерский учебно-методический комплект для начальной школы"
(примечание: все пособия, о которых говорится в докладе, т.е. Е.Ильина, В.Зака, В.Гончарова и др., были показаны собравшимся)
Работа с дошкольниками – не менее ответственный, а, пожалуй, и более ответственный участок работы нашей комиссии, чем методическое обеспечение уроков шахмат в школах.
Кто из родителей не мечтает о том, чтобы дети учились в школе только на 4 и 5? А чтобы они быстро и самостоятельно выполняли домашние задания по всем учебным предметам? И это не фантастика, если с малых лет знакомить малышей с секретами шахматной игры.
К счастью, давно уже никому не нужно доказывать насколько полезно для дошкольников умение играть в шахматы. За последние годы в России появилось новое поколение родителей, широко использующих возможности Интернет и проявляющих огромный интерес к методикам раннего развития. Я буквально завален письмами от молодых мам и пап с просьбами помочь приобрести тот или иной шахматный учебник. Когда такое было?
Все современные программы воспитания и обучения в детском саду ("Истоки", "Радуга" и др.) предусматривают развитие у детей в процессе учебной, игровой деятельности внимания, воображения, мышления, формирование умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Шахматы – в числе средств эффективного решения данных задач.
Основное содержание психического развития дошкольника составляет формирование внутренних действий. Но внутренние действия не появляются сами собой, а возникают в результате перехода "внутрь" внешних, практических действий. С возраста 4-5 лет они способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры "внутрь"
– важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу.Пожалуй, первым пособием для 6-летних дошкольников, неплохо себя зарекомендовавшим себя в СССР, стала книга Гришина В.Г., Ильина Е.И. "Шахматная азбука" (М.: ФиС, 1972, 60 с.) Шахматный материал в ней растворён в рассказе, главные действующие лица которого – мальчики. Основной недостаток – отсутствие заданий.
Затем увидело свет пособие Зака В.Г., Длуголенского Я.Н. "Я играю в шахматы" (Л.: Детская литература, 1980). Это добротная, известная книга, но она для детей 6-8 лет.
В 1984 году ГЦОЛИФК издал небольшое пособие, которое я сразу полюбил. Гончаров В.И. "Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре".
В 1991 году появилась книга для воспитателя детского сада Гришин В.Г. "Малыши играют в шахматы" (М.: Просвещение, 1991). Это книга-сказка для обучения 6-летних детей с симпатичными иллюстрациями, но методика "тяжеловата".
Все вышеперечисленные книги, посвящены обучению детей с возраста 6-ти лет. В те времена это был дошкольный возраст – сейчас уже школьный. Поэтому около 15 лет назад я написал книгу-сказку "Приключения в Шахматной стране" (М.: Педагогика, 1991) доступную для пятилетних детей. Для работы с детьми данной возрастной группы требовались иные задания, иные сказки, иные рекомендации, чем для более старших детей. Примерно в это же время студия "Диафильм" вслед за лентой "Анатолий Карпов – чемпион мира" выпустила две плёнки по моей книге: "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат" (1990) и "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат" (1992). Также в 1992 году в Испании была издана моя небольшая книжка-картинка "Волшебный шахматный мешочек" с предисловием Г.К.Каспарова (на испанском языке).
И всё же 5 лет – это не предел. В 1994 году увидела свет моя книга "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет" (М.: Новая школа, 1994). В 2000 и 2001 гг. она была переиздана "Астрелем" и "АСТ" под названием "Шахматы для самых маленьких".
Я не случайно так подробно коснулся пособий для дошкольников. Когда российская система образования "заставила" наших детей идти в школу с 6-ти лет, наиболее ценные идеи отечественных методистов были использованы при написании по заказу МО РФ учебно-методического комплекта для начальной школы.
Развивая идеи В.А.Сухомлинского, отечественные новаторы в своё время высказали предположение, что основной развивающий потенциал несёт не сама по себе шахматная игра, а чётко структурированный процесс обучения её основам. Только когда в отечественной прессе появились аргументированные материалы (начало 90-х гг.) на эту тему, Министерство образования РФ заинтересовалось шахматами как учебной дисциплиной. Ведь в сердцевине современной концепции общего образования – идея
развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. А во всём этом шахматы – добрый помощник.Именно тогда были изданы альтернативные учебники практически по каждой учебной дисциплине, а в сетке уроков появились новые предметы. Представился шанс для официального введения шахмат в программные документы общеобразовательной школы, и, благодаря инициативе и поддержке сотрудников Отдела начальной школы, он был реализован. Итак, с 1994 года в начальной школе были выделены учебные
часы для новых предметов, в том числе и для курса "Шахматы – школе", написать который мне поручило МО РФ.В учебно-методические комплекты трёх лет обучения вошли:
1. Программы "Шахматы, первый год", "Шахматы, второй год", "Шахматы, третий год".
Конкретные программы по всем рекомендуемым Министерством образования предметам приведены в основополагающем документе "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4)" (М.: Просвещение). Именно там с 1996 года по настоящее время публикуются шахматные программы. В 1996 году в данном министерском сборнике приведены программы двух лет обучения курса "Шахматы – школе" (и для трёхлетней, и для четырёхлетней начальной школы), а в 1998, 2000, 2001, 2002 – уже программы трёх лет обучения. При этом Программа "Шахматы, первый год" впервые была опубликована в журналах
"Начальная школа" (№9, 1994) и "Вестник образования" (№9, 1994).2. Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной
школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" (Обнинск: Духовное возрождение, 1998), отмеченный дипломом 7-й международной ярмарки "Детская, развивающая и учебная литература" в 2001 году.3. Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"
(Обнинск: Духовное возрождение, 1999).4. Пособие для родителей "Удивительные приключения в Шахматной стране" (М.: Поматур, 2000).
5. Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем" (Обнинск: Духовное возрождение, 2003) и другие материалы.
Каждая из данных работ получила гриф "Рекомендовано Министерством
образования РФ". В других странах мира нет подобного учебно-методического комплекта по шахматам, написанного специально для начальной школы (за рубежом для преподавания шахмат в школе используются учебники для начинающих).Все работы опираются на нестандартные авторские наработки: разработка оригинальных дидактических
заданий и игр, блоков игровых позиций для каждой из них, использование игры на фрагментах доски, выявление базисной игры первого этапа обучения – фигура против фигуры, детальная разработка "доматового" периода обучения и многое другое. Из всего многообразия шахматного материала отобран именно тот, который в полной мере отвечает задачам начальной школы, дополняет и обогащает остальные учебные предметы.У меня порой спрашивают: "Каково юридическое (формальное) обоснование преподавания шахмат в российских школах, желательно со ссылками на конкретные документы, чтобы руководство региональных федераций могло с этими документами в руках общаться с директорами школ, департаментом образования и мэрией?"
Ответ: Обычно основополагающего документа "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4)" бывает достаточно. А он есть в каждой школе!
Также неплохо сослаться на приказы МО РФ №325 от 30.07.93 (о постановке темы) и приказы "Об утверждении перечня учебных изданий, рекомендованных МО РФ": №3135 от 21.12.98, №1428 от 29.12.99, №3491 от 30.11.2000, №104 от 17.01.2003 и др.
Есть ещё одна тонкость. В базовом нормативном сборнике "Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины" (М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998) в структуре учебных планов выделяются а) инвариантная часть (ядро) и б) вариативная часть. При этом учебные планы представлены тремя видами учебных занятий: 1. Обязательные занятия, составляющие базисное ядро общего среднего образования. 2. Обязательные занятия по выбору учащихся. 3. Факультативные занятия. В базисном учебном плане начальной школы (1–4 классы) обязательным занятиям по выбору отводится: 1 класс – 1 час; 2 кл. – 3 ч.; 3 кл. – 5 ч.; 4 кл. – 5 ч. На факультативные занятия отводится соответственно: 2 ч. – 3 ч. – 3 ч.
– 3 ч.Реально шахматы в начальной школе чаще всего представлены, как "обязательные занятия по выбору учащихся" (т.е. в сетке занятий) и реже как факультативные занятия (т.е. после уроков). При этом министерский курс "Шахматы – школе" позволяет включать шахматы в сетку занятий, "обязательные занятия по выбору учащихся". Собственно именно для данной цели он и был написан.
А.Н.Костьев "Год школьных шахмат"
Рассказ руководителя делегации МШШС о работе двух комитетов на Генеральной Ассамблее ФИДЕ
(примечание: это полная Интернет-версия статьи "Главный год – через год", опубликованной в журнале "64 – Шахматное обозрение", 2003, №11, с.44-45)
74-й Конгресс ФИДЕ в Калитее (Греция) и юношеское первенство мира принесли Международному школьному шахматному союзу большой успех.
Впервые спортивная делегация МШШС выступала самостоятельно, мы были в одном ряду с другими национальными федерациями и после фамилий наших шахматистов стояла аббревиатура
ISC (в ФИДЕ принято сокращение из трех букв для названия стран). На Конгрессе даже приняли специальное разъяснение, позволяющее сборной МШШС (по-английски ISCU) участвовать во всех юношеских соревнованиях ФИДЕ. Нам, правда, не удалось в этот раз обеспечить представительство других стран – прошедшие отбор в соревнованиях ISCU турецкие, болгарские, молдавские, украинские, африканские шахматисты все же выступали в Калитее под своими национальными флагами. Но уже на следующей детской олимпиаде команда ISCU будет многонациональной.В сборной МШШС было одиннадцать чемпионов школ и один студент МГСУ. Выиграна одна серебряная медаль, семь человек были в "плюсе", двое остались на 50% и только двое оказались в "минусе". Для нас это очень хороший результат. В Грецию ребята отбирались на майском фестивале в санатории "Московия", несколько экс-чемпионов МШШС были приглашены в делегацию персонально. Все получили именные письма от Почетного президента МШШС А.Карпова и это очень помогло при решении финансовых вопросов.
Если говорить о спортивных итогах, то полностью оправдал надежды Саша Харитонов. В МГСУ он учится по индивидуальной программе, сочетая университетские занятия с шахматной подготовкой. Тренирует его гроссмейстер А.В.Калинин. Вика Тарасова (г. Балашов) выросла на соревнованиях МШШС, пройдя путь от новичка до мастера ФИДЕ всего
за пять лет. В этом заслуга ее тренера В.Б.Виноградова. В Калитее Вика боролась за первое место, но пока ей не хватает психологической устойчивости в решающих партиях. Чемпионка МШШС Майя Гвилава заняла седьмое место, на пол-очка отстав от прошлогодней чемпионки МШШС Насти Савиной (четвертое место). Победители фестиваля Карпова в "Орленке" мастер ФИДЕ Н.Чадаев и кмс Е.Прудникова (они из Смоленска), также как мастер ФИДЕ, экс-чемпионка МШШС М.Побелянская (Волгоград) и чемпионы МШШС А.Копылов (Тюмень), П.Потапов (Салехард) и А.Кузин (Тула) показали пятидесятипроцентный результат. А вот другой туляк Гриша Ткачев (10 лет) набрал 5,5 очков, что совсем даже неплохо для чемпиона школы. Егор Мишутин (Балашов, 1993 г.р.) и Аня Семенова (Тосно) оказались в минусе, но не это главное. Аня выиграла отборочный турнир МШШС и администрация города Тосно (Ленинградская область) вместе с Тосненской спортшколой нашли возможность командировать свою чемпионку в Грецию, дать ей возможность получить бесценный опыт участия в таких соревнованиях. А с Егором была вообще невероятная история. Мы за него не просили, мэр Балашова сам решил, что надо готовить "смену" Вике Тарасовой и, следуя по ее графику, сделать из Егора за пять лет мастера ФИДЕ. Похвальная инициатива!И все же самым главным результатом следует считать одобрение Конгрессом ФИДЕ инициативы
ISCU о придании статуса "года школьных шахмат – School Chess Year"" 2005 году и проведению с 2005 года первенств мира среди школьных команд и среди чемпионов школ. ISCU совместно с Греческой и Турецкой шахматными федерациями будет готовить эти соревнования, очень важные для развития школьных шахмат. Во второй половине апреля 2005 года в Калитее пройдет World School Children Chess Championship (первенство мира среди школьников). Принять участие в нем смогут чемпионы классов общеобразовательных школ, начиная от первого и до двенадцатого. А осенью этого же года в Турции состоится World School Chess Teams Championship (первенство мира среди школьных команд), туда приглашаются школьные команды (3 мальчика, 1 девочка, 1 руководитель) до 12, до 14, до 16 лет.Кроме того, всем национальным шахматным федерациям рекомендовано провести в 2005 году серию специальных мероприятий в области школьных шахмат.
Исполнительный директор ФИДЕ Эмануэль Омуко отметил, что Комитет "Шахматы в школе" стал гораздо активнее работать. Помимо общих заявлений о пользе шахмат для школ и издания в ограниченном количестве методических материалов появились конкретные дела: фестивали "Шахматы в школе" в разных странах, семинары для школьных учителей, открылись образовательные центры ФИДЕ (
Chess Education Center) в Далласском университете (штат Техас, США) и Московском государственном социальном университете.Профессор Тим Редман (Даллас) объявил о приеме первых англоязычных стипендиатов ФИДЕ в свой Центр. Далласский университет обеспечивает бесплатное обучение двум студентам из Африки, а из фонда КАКДЕК (фонд ФИДЕ для помощи развивающимся странам) выделяется определенная дотация для проживания в США.
Я рассказывал о другой схеме, которая применяется в МГСУ. Стипендию ФИДЕ мы не просим, а заключаем договора на целевое обучение с направляющими организациями из России или стран СНГ. Российские абитуриенты могут сдавать экзамены в МГСУ на общих основаниях и поступать на бюджетное обучение. Начиная с 2004 года в школьные каникулы (20 – 30 марта) будет проходить Олимпиада МГСУ по шахматам для старшеклассников, победители которой (юноша и девушка) без экзаменов зачисляются в МГСУ на кафедру педагогики и организации шахматной работы. А через некоторое время в МГСУ откроются курсы переподготовки шахматных педагогов.
На тренерском комитете ФИДЕ развернулась дискуссия о содержании работы Академии шахмат в Берлине. Бюджет академии не вызвал вопросов. А по тематике семинаров, составу слушателей Академии и ее учебному плану с активной критикой выступил гроссмейстер Гельфер (Израиль).
Маленькое отступление. В 1987 году на Конгрессе ФИДЕ в Севилье мне очень понравилось выступление делегата Израиля по вопросам школьных шахмат. Он настолько логично и четко ставил проблемы, что я ни сколько не сомневаясь, что это "наш" человек, подошел к нему в перерыве и спросил по-русски, не из Одессы ли он и почему мы раньше не были знакомы. В
ответ я услышал “I can not speak Russian”. Оказалось, что несмотря на то, что Гельфер не "наш", он очень хорошо усвоил советскую методику и уже тогда давал правильные советы. Сегодня Гельфер известный методист, автор учебников, руководитель семинаров ФИДЕ и к его мнению очень прислушиваются.Суть проблемы заключалась в том, что не было представлено никаких документов и даже Хорст Метзинг – ответственный за техническое обеспечение работы берлинской Академии – затруднялся сообщить, чем будут заниматься будущие слушатели. Гроссмейстер Тукмаков, представлявший Швейцарию, предложил проработать все учебные планы на установочном семинаре Академии в феврале.
Обсуждался также проект Положения о дипломе "Тренер ФИДЕ". Рекомендовано добавить раздел "Старший тренер ФИДЕ" и опубликовать проект.
Особое внимание Конгресса было обращено на факты нарушения визового режима со стороны участников официальных соревнований ФИДЕ. В частности, отмечалось, что в ряде национальных делегаций участники юношеского первенства мира в Греции, получившие Шенгенские визы, не явились на турнир. С будущего года к таким федерациям начнут применять сильные штрафные санкции.
В заключение хочу пожелать энтузиастам школьных шахмат начать подготовку к школьным первенствам мира сразу же после прочтения этой статьи. Россия должна выиграть эти турниры!
Календарный план основных мероприятий МШШС в 2004 году
№ |
наименование |
место |
сроки |
главный приз |
примерная стоимость размещения |
участники |
1 |
Международный турнир в МГСУ |
Москва |
27 января 8 февраля |
Норма МГ |
бесплатно |
Студенты; персонально приглашен-ные |
2 |
Всероссийский шахматный фестиваль по программе празднования Победы в Великой Отечественной войне |
Санкт -Петербург |
Начало марта |
Призы от Совета по делам молодежи при Президенте РФ |
бесплатно |
1 юноша и 1 девушка 1988 г.р., 1 тренер – от области РФ |
3 |
Олимпиада МГСУ по шахматам среди старшеклассников (турнир и тест по истории шахмат) |
Москва |
18 – 28 марта |
Победители (один юноша и одна девушка) зачисляются в МГСУ без экзаменов на кафедру шахмат |
Свободное размещение или гостиница "Турист" |
Выпускники общеобра-зовательных школ |
4 |
Европейский фестиваль "Шахматы в школе" (команды до 12 и до 16 лет) |
Турция г.Эскише-хир |
16 – 24 апреля |
Выход (бесплатный прием) в первенство мира среди школ (Турция, 2005 г.) |
Евро 15 – 18 в день |
Школьные команды (3 м., 1 д., 1 тренер) |
5 |
Мемориал М.М.Юдовича –ст. (команды из 4 шахматистов 1988 г.р. и моложе) |
Смолен-ская обл. г. Рославль |
29.04. – 04.05. |
Выход (бесплатный прием) в юношеский международный турнир в Испании (г.Авилес) |
260 руб. в день |
Детские коллективы
|
6 |
Открытое первенство ДЮСШ "Шахматная школа Анатолия Карпова" – международный фестиваль "Шахматы в школе" |
Подмос-ковье, Спорт-база "Чехов" |
5 – 12 мая |
Выход в первенства мира и Европы среди юношей и девушек и международный турнир в Авилесе; для школ – в первенство мира 2005 года (бесплатный прием на первенстве мира среди школ в 2005 г.) |
450 руб. в день |
Чемпионы школ от 10 до 16 лет, школьные команды до 12, до 14, до 16 лет (3 м, 1 д., 1 тренер) |
7 |
Кубок мэра г. Балашова (команды из 4 шахматистов 1992 г.р. и моложе)
|
Саратов-ская обл. г. Балашов |
20 – 30 июня |
Выход (бесплатный прием и авиабилеты) в юношеский международный турнир в Испании (г.Авилес) |
400 руб. в день |
Детские коллективы |
8 |
Турнир чемпионок мира (девушки до 16 лет) |
Новоси-бирск |
5 – 15 июля |
Первый приз $ 1000 |
бесплатно |
Персональ-ные пригла– шения |
9 |
Международный юношеский турнир |
Испания г.Авилес |
15 – 23 августа |
Первый приз $ 1000 |
бесплатно |
Победители турниров в Рославле, Чехове, Балашове |
10 |
Всероссийский фестиваль шахматистов |
Подмос-ковье Детский санаторий "Моско-вия" |
1 – 10 октября |
Выход (бесплатный прием) в первенство мира среди чемпионов классов (Греция, 2005 г.) |
бесплатно |
Чемпионы классов (от первого до десятого) по заявкам от регионов РФ |
Примечание:
В.И.Гончаров "О массовом развитии шахмат в городе Набережные Челны за 2003 год"
Организационная структура включает шесть блоков:
1.
Шахматная академия Российских провинций (научно-методическое обеспечение)2.
Шаматная федерация школьников.3
Шахматная федерация дошкольников.4.
Шахматная федерация Домов детского творчества.5.
Тренерский совет ГУ ЦШШК6.
ДЮК шахматной федерации городаВ 2003 году было охвачено шахматной работой:
1. 49
школ (гимназий) города из 92 школ города (1 группа = 30 учащимся).2. 56
детских дошкольных заведений из 72.3. 520
учащихся на базе клуба.Общее число учебных групп – 143 группы с охватом 1785 человек. Во всех выше перечисленных учебных заведениях
имеется база (класс, литература, наглядные пособия)Впервые провели под эгидой ГУНО и УДУ семинары для учителей – 2 недельных семинара, для воспитателей детских садов – 3 недельных семинара. Подготовлено 132 наставника детских шахмат. Город выступил с идеей шахматизации Татарстана.
С января выходит "Шахматный листок для тренера" (ежемесячно). Выпуск 1 "Простые истины для тренера". Для служебного пользования. Тираж 200 экземпляров.
Календарь детских мероприятий включает 11 обязательных традиций: Мемориал М.М. Ботвинника, Мемориал "Камская Ладья", турнир "Белая Ладья", турнир "Сладкий Слоненок", фестиваль "Я б в гроссмейстеры пошел", "Сабантуй", "Моя республика Татарстан", "День Знаний", командная спартакиада дошкольников, Олимпиада школьников по шахматам, "Челны Чесс Вега".
Опубликованы 62 печатных листа по шахматной педагогике. Кадровая поддержка: 73 работника по шахматам.
С.Е. Дерябина "Учебное
пособие по шахматам для детей первого года обучения"
(Дерябина С.Е. – кандидат в мастера спорта по шахматам, тренер-преподаватель ДЮСШ №6 г. Ижевск)
Мы представляем учебное пособие по шахматам для учащихся дошкольного и школьного возраста (1-го года обучения).
Особенность данного учебного пособия заключается в том, что оно является одновременно и учебником (предназначенным для изучения нового материла) и рабочей тетради (для закрепления материала).
Изучение нового материала организуется в виде исследования, состоящего из порции информации и специально подобранных вопросов, отвечая на которые ученики под руководством учителя (тренера) приходят к формулировке новых понятий, правил и т.д.
Для закрепления полученных знаний в учебное пособие включены упражнения, расположенные в порядке усложнения. Деятельность учеников организуется таким образом, что каждый ученик выполняет упражнения самостоятельно – в своем темпе. При этом тренер контролирует и направляет деятельность учащегося, тем самым, обеспечивается индивидуальный подход к каждому ребенку.
Часть упражнений выполняется на уроке, другая предназначена для домашней работы.
Для работы с детьми дошкольного возраста, в данном пособии предусмотрена возможность использования условных обозначений (линий, крестиков, кружочков и т.п.) для записи ответов на шахматной диаграмме.
На сегодняшний день разработаны учебники-тетради для первого и второго года обучения, которые в течение нескольких лет используются в работе в ДЮСШ, а также в нескольких общеобразовательных школах г. Ижевска.
И.Г.Сухин "Подведение итогов"
Прослушанные доклады и их обсуждение показали глубокую озабоченность собравшихся состоянием дел в шахматном королевстве. Даже те доклады шахматных учителей, которые изначально планировались, как "Из опыта работы" вылились в полемичные выступления. Впрочем, иначе и не могло быть. Слишком много проблем в последние годы. Недаром с такой болью недавно Г.К.Каспаров сказал в №50 еженедельника "АиФ": "В любом случае в ближайшем будущем шахматы завоюют в системе образования важнейшее место. Увы, это случится не у нас, а в Америке, Западной Европе, Израиле, где есть время и желание думать о стратегических перспективах. Один Нью-Йорк даёт 3-4 млн. долларов в год на шахматы в школе по благотворительным программам, и там все понимают, как шахматы влияют на качество образования". Сильно сказано, во многом справедливо, но… за Державу обидно! Запад всегда учился и будет учиться у отечественных методистов. В последнее десятилетие Министерство образования РФ официально признало огромный развивающий эффект процесса обучения основам шахматной игры, недаром в программы включён предмет "Шахматы – школе". В Москве, Санкт-Петербурге, в регионах есть методисты и ресурсы для изменения ситуации к лучшему. А идеи, идеи у нас всегда были и всегда будут. И сегодняшние доклады и выступления лишний раз это продемонстрировали. Спасибо за внимание, и ещё раз прошу докладчиков оставить материалы для публикации вначале в Интернете.
Приложения:
И.Р.Андреева (Кемерово) "Шахматы и школа"
В наше время шахматы довольно активно превращаются из собственно вида спорта в средство обучения детей. Что послужило толчком к этому, не знаю. Скорее всего, просто естественное развитие событий. Меня попросили рассказать о том, как мы оказались вовлечены в этот процесс.
Мы функционируем как филиал областной СДЮШОР по шахматам при Кемеровском государственном университете, т.е. учреждение сугубо спортивное, даже более того. Название "школа олимпийского резерва" предполагает профессиональный подход к делу.
Более десяти лет тому назад завуч школы №89 обратилась ко мне с предложением организовать уроки шахмат в первых гимназических классах. Тогда эти классы набирались впервые, и стремление руководства школы сделать обучение в них интересным выглядело вполне логичным. Однако я уверена, что завуч смотрела намного дальше. Это сейчас никого не нужно убеждать в том, что шахматы полезны детям с точки зрения развития их логического мышления и т.п. Тогда, 11 лет назад, эта идея была где-то даже новаторской.
Дело двигалось, постепенно выработалась система. Школа ежегодно объявляла набор в 1 "А" класс с шахматным "уклоном". На протяжении обучения в начальной школе в этой параллели велись уроки в режиме два раза в неделю. Первые несколько лет уроки велись непосредственно в школе, затем на базе Рудничного дома творчества.
Что и кому эта работа давала полезного?
Скоро я заметила, что активность посещения занятий напрямую зависела от позиции учителя, работающего с детьми в школе. Думающий педагог быстро разбирался, что дети, посещающие уроки шахмат, гораздо лучше успевают на уроках математики. На самом деле я думаю, что это касается не только математики, просто на точных науках легче уловить и "вычислить" этот процесс.
Что касается меня, то я все-таки сотрудник спортивной школы. Работа с большим числом детей дает возможность отобрать наиболее способных и привлечь их к профессиональному занятию спортом. Не могу сказать, что это легко удается. Способный ребенок-это здорово, но этого мало. Нужно еще, чтобы его родители хотели, чтобы он занялся этим видом спорта. Все-таки речь идет об очень маленьких детях.
Однако, результаты говорят сами за себя. Могу сказать, что на данный момент в этой школе (теперь это уже лицей) две действующих Чемпионки области; пятеро ребятишек завоевали право выступать на Чемпионатах Сибирского федерального округа; команда школы – чемпион города среди школьных команд на призы клуба "Белая ладья"; девочки (!) 3 "А" фактически выиграли первенство области среди детских коллективов возрасте до 10 лет, где играли и почти все сильнейшие мальчики Кузбасса и т.д. Могу долго продолжать в том же духе.
Хочу подчеркнуть, что занятия шахматами в общеобразовательной школе нужно рассматривать как некий органичный процесс: часть ребятишек (и их единицы) находит себя в шахматах, для большей же части детей (и их подавляющее большинство), уроки шахмат являются одним из элементов так называемого "развивающего блока".
Нужно сказать о том, что при КемГУ действует такая структура, как Центр непрерывного образования, в которую входит замкнутая система “садик-школа-университет". Неразумно было бы не воспользоваться этой системой в свете всего вышесказанного. Второй год мы ведем уроки шахмат в двух гимназиях – №№1 и 62 , входящих в структуру ЦНО. В прошлом году ребятишек приводили к нам, в шахматный клуб КеГУ, в том же режиме – два раза в неделю, комплектуя группы в виде групп продленного дня. В этом году работа организована на базе гимназий. Проблем хватает. Закупка инвентаря – тоже проблема, поскольку, как ни странно это звучит, хорошие, удобные для детей шахматы, найти не так-то просто.
Ведем занятия еще в двух школах – №№10 и 84 – уже на протяжении четырех лет.
Более года назад мы задумались о том, что, начиная занятия в первых классах, мы уже опаздываем, и довольно сильно. Профессиональные тренеры меня поймут – участие в Чемпионатах среди малышей в возрасте до 8 лет никто не отменял. А когда мы узнали, что в г. Прокопьевске занятия ведутся в 9 (!) детских садиках, ситуация разрешилась сама собой. Теперь я веду занятия в двух детских садиках все той же структуры ЦНО. Сейчас у нас учатся играть в шахматы около 50 малышей в возрасте 5-6 лет. Это самые благодарные ученики, и работа с ними доставляет массу удовольствия.
Однако при работе с такими малышами сразу же встала проблема грамотной методической постановки занятий с учетом детской психологии. Любопытно, что примерно в это же время мы вышли на сайт
chess555.narod.ru. Я вообще мало верю в случайности, просто ситуация развивалась логически. Информация, которую я почерпнула на этом сайте, оказалась для меня крайне полезной. Самое большое желание теперь – раздобыть книги, написанные И.Г.Сухиным. В Кемерове сделать это совсем не просто. Так что пока пользуюсь одной – "Удивительные приключения в Шахматной стране". Надеюсь к началу следующего учебного года подготовиться в этом смысле более основательно.Очень важно, что интерес к такой работе со стороны администрации города, и, более того, со стороны руководства Университета огромный. Нас поддерживают, и самым существенным образом. Без этой поддержки быстро организовать работу было бы сложно.
"Шахматная школа г. Пензы"
(избранные материалы)
Школа функционирует на базе многопрофильной гимназии №13, обучение проводится в несколько этапов:
1. Занятия с детьми 4-6 лет в подготовительных группах.
2. Занятия в начальной школе с обязательным изучением шахмат, шашек и посещением факультативов по карточным и логическим играм.
3. В 5-7 классах каждый ребенок может свободно выбрать посещение одной или нескольких учебных дисциплин: шахматы, русские шашки, международные шашки, спортивный бридж, развитие памяти, скорочтение.
Занятия в школе проводятся во второй половине дня, наполняемость групп 4-16 человек. Обучение в школе платное, финансирование производится за счет родительской платы и привлечения спонсорских средств. На начало 2002-2003 учебного года в школе обучалось 230 учащихся.
Основные задачи школы:
1. Ориентация процесса обучения и воспитания на выявление способностей ребенка, дальнейшее их развитие и формирование потребности к самосовершенствованию.
2. Формирование личности ребенка через развитие творческих способностей.
3. Создание оптимальных условий для получения образования путем реализации индивидуальных потребностей учащихся.
4. Широкое использование в образовательном процессе исторического материала, знакомство с тенденциями развития мирового шахматного искусства.
5. Пропаганда достижений российской шахматной школы, воспитание уважения к их традициям.
Шахматная школа известна тем, что является одним из крупнейших организаторов шахматных соревнований Пензенской области. На протяжении многих лет проводится Рождественский шахматный турнир "Волшебное королевство" среди детей младшего школьного и дошкольного возраста.
А.В.Благодарный (Ульяновск) "Уроки шахмат в 1-м классе общеобразовательной школы".
Сегодня в начальной школе происходят изменения: "на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности и раскрытию творческих способностей" [14].
Основным на уроке "становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности" [14].
При этом обучение детей должно быть радостным, без принуждения, при поддержке устойчивого интереса к знаниям, с использованием многообразия форм обучения. Эти позитивные идеи теоретиков и практиков начальной школы позволяют реализовать грамотно поставленный процесс обучения детей шахматам [14].
Шахматы формируют личность ребенка, его способность думать, развивают наглядно-образное и логическое мышление, воспитывают усидчивость, целеустремленность. Ребенок, играющий в шахматы, становится более собранным и самокритичным, привыкает думать, самостоятельно принимать решение, бороться до конца, не унывать при неудачах [14].
Правда, строгих полномасштабных доказательств влияния шахмат на умственное развитие ребенка до сих пор нет [4]. Опыт различных стран действительно свидетельствует, что дети, которые играют в шахматы, учатся лучше, чем остальные. Но не шахматы тому причиной, секрет в том, что интеллектуально развитые дети (например, отличники по школьным предметам, победители математических олимпиад), проявляя интерес к шахматам, достигают высоких результатов и в шахматах. Несмотря на несомненные педагогические достоинства, которые имеют шахматы, ни в одной стране они не введены в систему образования повсеместно или на длительное время [3].
Еще сто лет назад в некоторых странах Европы начинают вести уроки шахмат. У нас в России шахматы приходят в школы в двадцатых годах в основном в качестве кружковой работы. В пятидесятых годах в школах страны началось массовое экспериментирование: уроки шахмат ведутся как в средних, так и в начальных классах. И только в восьмидесятых годах произошло коренное изменение в отношении к шахматам: от лозунга "Шахматы в школе" к лозунгу "Шахматы – школе" [1]. Изменение лозунга не простая формальность: от уроков и кружков, нацеленных только на спортивные успехи, школа стала переходить на преподавание шахмат, направленное и на общее развитие личности ребенка, на интеллектуальный рост детей.
В 1987 году защищена первая "шахматная" кандидатская диссертация, где экспериментально доказан развивающий эффект шахмат.
А в начале девяностых годов сформированы три направления школьных шахмат [1, 2]:
– спортивное, по-прежнему сегодня самое представительное в школах: это – шахматные кружки и уроки с последующим отсевом необучаемых учеников, менее одаренных детей;
– специальное (прикладное), когда шахматы используются при обучении других предметов: математике, языку, информатике, экономике, истории, трудового обучения и других [3];
– развивающее, направленное на общее развитие личности и предназначенное для всех без исключения учеников.
Как за рубежом, так и в России обучение шахматам обычно проводят хорошие игроки-практики, профессиональные шахматисты, владеющие теорией шахматной игры и имеющие высокую шахматную квалификацию [14]. Для них главное – спортивные успехи, а вовсе не развитие ребенка. Учить шахматам всех детей без исключения и при этом сознательно стремиться к формированию их интеллекта – трудно и далеко не всем профессиональным шахматистам доступно. Спортивные результаты заметнее, чем учебные, быстрее достижимы у одаренных детей [5].
Такие профессиональные шахматисты-преподаватели (тренеры) работают по собственной программе, используют шахматную литературу, написанную специально для достижения спортивных целей, проводят отбор более одаренных детей, работают с детьми, у которых уже есть интерес к шахматам, и ставят перед детьми исключительно спортивные цели (и достигают их).
Но такой традиционный метод обучения шахматам (спортивный) не работает в массовой аудитории, приводит к провалу в обучении шахматам в массовой аудитории (всего класса, например). Причина – отсутствие у большинства обучаемых интереса к шахматам [3].
К такому выводу пришел и автор этих строк после нескольких попыток обучения шахматам всех учеников одного класса (даже самого сильного в своей параллели) в одной из школ города Ульяновска.
Для преподавания шахмат как предмета, преследующего в первую очередь развивающие учебно-педагогические цели, необходимо [3]:
– наличие соответствующих этому учебно-методических материалов обучения шахматам;
– наличие подготовленных для этого учителей шахмат.
Тогда универсальное средство общего развития школьника, каким являются шахматы, из потенциального состояния перейдет в действительно дающее развивающий эффект… (Реферат А.В.Благодарного велик, поэтому здесь приводится только введение; полностью материал см. на странице
http://chess555.narod.ru/blagodarny.htm).
Программа первого года обучения курса "Шахматы – школе"
Программа второго года обучения курса "Шахматы – школе"
Программа третьего года обучения курса "Шахматы – школе"
Шахматный курс в начальной школе: история становления
Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"
Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"
Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"
Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"
Империя ссылок
Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"
На главную страницу
mailto:suhin_i@mail.ru
suhin_i@mail.ru
http://chess555.narod.ru/sem.htm
© 2004 Сухин И.Г. и др.