Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

Августовский Интернет-педсовет-2004: Вопросы И.Г.Сухину по консультационной линии и ответы на них

 

Вопрос 1: Уважаемый Игорь Георгиевич! Понятно, что шахматам, так же как и математике, учить надо хотя бы потому, что они ум в порядок приводят. Именно в этом контексте мой вопрос. Как Вы считаете, с какого возраста и как можно учить ребенка шахматам? Может ли это сделать родитель, владеющий фигурами на уровне "е2 - е2"? С уважением, Александр Драхлер [DrakhlerAB@fio.ru]

 

Ответ И.Г.Сухина: Спасибо за вопрос. Очень точно и красиво сказано: "Они ум в порядок приводят"! Разобьём вопрос на три части:

1) С какого возраста?

Чем раньше, тем лучше. В связи с появлением Интернета очень многие родители увлеклись методиками раннего развития (это не всегда благо, но при правильном подходе неплохая вещь) и обратили внимание на шахматы. Я специально посетил несколько самых популярных семейных сайтов, внимательно следил за обсуждением пользы шахмат для конкретных детей и был буквально потрясён грамотными доводами родителей, многие из которых самые элементарные вещи начинали объяснять детям с 3-х лет. В принципе, для начала подходит весь период 3-7 лет, а вот начинать с 8-ми лет немного поздновато. Цель дошкольного обучения - не подготовка чемпионов, а формирование внутреннего плана действий, и пропускать оптимальный для этого период нельзя.

2) Как учить?

Это большой вопрос, на который пока во всём мире написано не так-то много книг. Я имею в виду, учить детей самого маленького возраста. Подробный ответ на него есть на веб-страницах http://chess555.narod.ru/volsh1.htm и http://suhin.narod.ru/chessland1.htm.

Если же ответить кратко, то главное - не спешить, многократно закрепляя самый элементарный материал в самых различных формах. Очень эффективно нарисовать на асфальте квадрат 3 на 3 клетки и разыграть "на уничтожение", например, такую партию: папа принимает на себя функции шахматного коня, а ребёнок - ладьи (возможны и другие сочетания фигур). И идёт "живая" игра - кто кого!

3) Может ли это сделать родитель, владеющий фигурами на уровне "е2 - е2"?

Ваш вопрос написан с хорошим добрым юмором, а вот мой ответ будет серьёзным. Не только может, но и должен! Без развитого внутреннего плана действий в школе делать нечего. При этом на семейных сайтах родители, в принципе, пришли к единому мнению: до 5-6 лет лучше учить шахматам малыша по книгам. А вот затем, при желании, можно отдать в секцию (если у ребёнка проявится спортивная жилка). Родители на семейных сайтах указали и два пособия, которые им больше всего пригодились для обучения детей 3-6 лет: "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет" и "Удивительные приключения в Шахматной стране". В этих книгах дана методика, которая позволяет обучать детей родителям самим не умеющим играть в шахматы.

 

 

Вопрос 2: Игорь Георгиевич! 1) Очень сложно "добраться" до Вас, чтобы задать вопрос!!! Боюсь, что менее упорные посетители так и не добрались... 2) События у нас в Ульяновской области начали развиваться достаточно бурно - подготовлен соответствующий приказ и будет приведен в действие сразу же после первого заседания координационного Совета. Заседание состоится августа в 9-00. Уже в преддверии этого заседания появились вопросы. И один из них такой: Есть проблема с подготовкой-переподготовкой учителей начальных классов преподаванию шахмат. Нет ли специальных программ подготовки-переподготовки УЧИТЕЛЕЙ для средних педагогических училищ? (В смысле проведению этой работы в педучилищах!). Проблема АКТУАЛЬНА! Спасибо! Парфенов Владимир [avtomob@ulstu.ru]

 

Ответ И.Г.Сухина: Спасибо за вопрос. Вы попали в самую больную точку! У нас в России уже много ценного сделано в направлении "Шахматы и образование", но ещё далеко не всё возможное. Что мы имеем пока де-факто:

Разработаны также (но пока не утверждены на уровне Минобразования) Программы для дошкольников. Программы для начальной школы у нас уже есть давно, а с Программами подготовки учителей дело обстоит сложнее. Это вопрос ближайшего будущего. Возможно, через 2-3 месяца появится вузовская программа подготовки учителей для общеобразовательных школ, а затем уже дойдёт черёд до педагогических училищ.

Ваш вопрос я специально подниму на ближайшем заседании комиссии "Шахматы и образование". Как эффективнее решить кадровую школьную проблему? Один из путей предлагает РГСУ (бывший МГСУ): "В МГСУ преподавание шахматных дисциплин выстраивается таким образом, чтобы дать студентам максимальное представление о практической работе учителя или тренера. На втором курсе студенты направятся в общеобразовательные школы, чтобы вести уроки шахмат" (А.Н.Костьев "Я всем советую поступать в МГСУ…" - по материалам сайта РШФ).

 

 

Вопрос 3: УВАЖАЕМЫЕ консультанты! 1) Просьба передать вопрос специалисту по шахматам; 2) Нет ли разработанной "Программы подготовки тренеров по шахматам" для средних специальных педагогических учебных заведений? Парфенов В.А., Ульяновск. Драхлер Александр [DrakhlerAB@fio.ru]

 

Ответ И.Г.Сухина: Спасибо за вопрос. На него я ответил в предыдущем материале.

 

 

Вопрос 4: Игорь Георгиевич! Как продвигается дело с рассылкой письма о развитии шахматного образования в России? Сейчас нечто подобное мы должны делать на местах! Парфенов Владимир [avtomob@ulstu.ru]

 

Ответ И.Г.Сухина: Хороший вопрос, злободневный. Он связан с Приказом Минобразования №2211 от 18.05.2004. С его текстом можно познакомиться на сервере Минобразования детей http://dod1.miem.edu.ru/normative/prikaz/629.php, а также на сайте Российской шахматной федерации http://russiachess.ru в разделе "Комиссия "Шахматы и образование". Это первый в истории нашей страны специальный чисто шахматный приказ. Он называется "О развитии шахматного образования в системе образования РФ". В соответствии с данным приказом, создан Координационный совет по развитию шахматного образования в системе образования РФ во главе с многократным чемпионом мира А.Е.Карповым и принята Программа мер по развитию шахматного образования в системе образования РФ на 2004-2006 годы. Согласно данной Программе мер в сентябре 2004 года планируется подготовить методическое письмо “Об опыте шахматного образования обучающихся” для использования в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей". Подготовка данного письма идёт полным ходом.

 

 

Вопрос 5: Игорь Георгиевич! С удовольствием узнал о том, что подготовка письма о шахматном образовании в России идет полным ходом. Не подскажете ли, как подключиться к процессу. А.Тимофеев, член комиссии "Шахматы и образование" РШФ

 

Ответ И.Г.Сухина: Спасибо за вопрос, Александр Алексеевич! Но в "Программе мер по развитию шахматного образования в системе образования РФ на 2004-2006 годы" нет такого пункта: "Письмо о шахматном образовании в России" (цитирую Ваш вопрос), см. http://dod1.miem.edu.ru/normative/prikaz/629.php. В "Программе мер" есть п.1: "Подготовить письмо о развитии шахматного образования в России для публикации в педагогических СМИ" и п.2: "Подготовить методическое письмо “Об опыте шахматного образования обучающихся” для использования в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей". Где Вы у меня могли прочитать, что "подготовка письма о шахматном образовании в России идет полным ходом"? Видимо, Вы подразумеваете фразу из моего ответа В.А.Парфёнову, но там же написано совсем иное, а именно: "Согласно данной Программе мер в сентябре 2004 года планируется подготовить методическое письмо “Об опыте шахматного образования обучающихся” для использования в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей". Подготовка данного письма идёт полным ходом". Это различные пункты. Если Вас интересуют детали, то мой контактный телефон: 966-79-48. Ещё раз спасибо за вопрос.

 

Вопрос 6: Игорь Георгиевич! Как Вы голосовали на ДЮК при рассмотрении нового "Положения" о первенстве России среди юношей и девушек на 2005 год? Парфенов Владимир [avtomob@ulstu.ru]

 

Ответ И.Г.Сухина: Спасибо за вопрос. Прежде всего, поясню, что ДЮК - это детско-юношеская комиссия в Российской шахматной федерации (напомню, что Президент РШФ - сам А.Д.Жуков). Я всегда писал, что я сторонник не спортивного, а общеобразовательного, общеразвивающего направления в шахматах. Не случайно, в прошлом году меня избрали Председателем комиссии "Шахматы и образование" ДЮК РШФ. В настоящее время данная комиссия переструктурирована, выведена из состава ДЮК и стала не подкомиссией РШФ, а отдельной комиссией, возглавили которую А.Е.Карпов и Л.И.Абалкин. Одну из целей своей деятельности я вижу в максимальном предоставлении регионам всей полноты информации обо всём, что делается по проблеме "Шахматы и образование". Я в первую очередь за регионы, а не за Москву и Санкт-Петербург. Поэтому на заседании ДЮК я голосовал за то решение, которое выгодно не столицам, а регионам! Не так давно, мы в РШФ получили письмо из Голландии о планируемом там Конгрессе "Шахматы в школах". Шахматная Европа объединяется по вопросам преподавания шахмат в школах, и Россия не должна остаться в стороне от этого процесса. С текстом письма можно познакомиться на веб-странице http://chess555.narod.ru/dutch1.htm.

 

 

Вопрос 7: (Не могу выйти на вас сразу, трудно добраться). Информирую Вас о том, что в Набережных Челнах прошел августовский педсовет для учителей начальных школ по вопросу: "Шахматы в начальной школе. Участвовало 112 человек. Дополнительно провели учебу для заведующих школьными библиотеками (98 человек) для обеспечения учебного процесса по шахматам в начальной школе. (Процент охвата учителей начальных классов в городе шахматным педсоветом - 52%, библиотекарей - 94%). Планируется ли подготовка, переподготовка и координация работы учителей начальной школы по проведению урока по шахматам в начальной школе? В.И.Гончаров.

 

Ответ И.Г.Сухина: Ваш вопрос не менее злободневен, чем вопросы присланные Председателем Шахматной федерации Ульяновской области. Но, прежде всего, позвольте публично выразить своё восхищение огромной работой, проводимой в данном направлении в Набережных Челнах. Не могу ещё раз не привести Ваши впечатляющие строки: "В Набережных Челнах прошел августовский педсовет для учителей начальных школ по вопросу: "Шахматы в начальной школе. Участвовало 112 человек. Дополнительно провели учебу для заведующих школьными библиотеками (98 человек) для обеспечения учебного процесса по шахматам в начальной школе. (Процент охвата учителей начальных классов в городе шахматным педсоветом - 52%, библиотекарей - 94%)".

Виктор Иванович, давно знаю и ценю Вас как человека, внёсшего огромный вклад в развитие шахматного образования в Вашем регионе! Одно из Ваших пособий ("Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре", М., 1984) явилось в те годы своеобразным "прорывом" в проблеме и до сих пор не теряет своей актуальности. Несмотря не то, что в названии пособия фигурирует слово "дошкольник", оно имеет важнейшее значение именно для начальной школы (в 1984 году дети 6-7 лет были дошкольниками, а сегодня они первоклассники!) Особенно меня покорили в данном пособии цитаты из работ В.А.Сухомлинского, особенно цитаты о важности сказок в начальной школе. На мой взгляд, из шахматных педагогов никто лучше Вас не читал Сухомлинского. Совершенно согласен, что сказка и шахматы в начальной школе должны идти бок о бок!!! Учителя начальных классов прекрасно это знают, жаль, что это понимают не все шахматисты-разрядники, которые ведут занятия в начальной школе. Наша с Вами задача - донести до них это. И в этом контексте (как и в других) Ваш вопрос: "Планируется ли подготовка, переподготовка и координация работы учителей начальной школы по проведению урока по шахматам в начальной школе?" очень важен. Если ответить одним словом, то "планируется". Более того, продумываются различные формы координации с регионами. Но поймите нас правильно, без Ваших конкретных предложений, учитывающих специфику каждого региона, без постоянного обмена мнениями в этом и во многих других вопросах не обойтись. Ведь как очень часто получается на деле (я не говорю сейчас про шахматы) - Москва "высасывает из пальца" какие-то решения, положения, методические письма, а потом регионы обижаются, что с ними не посоветовались, и появляется много обиженных. Ещё раз официально заявляю, пусть те регионы, которые не предоставили или в ближайшее время не предоставят нам информацию о своём опыте, лучших педагогах, предпринятых шагах и т.п. потом не обижаются, что в официальных документах, которые в ближайшее время Минобразования будет рассылать по регионам, опыт пассивных регионов не будет учтён. Самое обидное заключается в том, что в соответствии с проведённым мной Интернет-поиском обнаружена информация о более 1000 общеобразовательных школ (и детских садов; всё это есть на сайте http://chess555.narod.ru), где занятия проводят замечательные педагоги-новаторы по прекрасным авторским методикам, но практически нигде нет их "мейлов", а сотрудники ряда региональных шахматных федераций даже не подозревают о существовании в своих городах шахматных педагогов-новаторов???

Теперь поговорим предельно конкретно! Ещё раз повторюсь (об этом я уже писал в одном из ответов, но вопрос очень важен). Недавно вышел специальный шахматный Приказ Минобразования №2211 от 18.05.2004. С его текстом можно познакомиться на сервере Минобразования детей http://dod1.miem.edu.ru/normative/prikaz/629.php, а также на сайте Российской шахматной федерации http://russiachess.ru в разделе "Комиссия "Шахматы и образование". Он называется "О развитии шахматного образования в системе образования РФ". В соответствии с данным приказом, создан Координационный совет по развитию шахматного образования в системе образования РФ во главе с многократным чемпионом мира А.Е.Карповым и принята Программа мер по развитию шахматного образования в системе образования РФ на 2004-2006 годы. Согласно данной Программе мер в сентябре 2004 года планируется подготовить методическое письмо “Об опыте шахматного образования обучающихся” для использования в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей". Подготовка данного письма идёт полным ходом. Хорошо, что мы получили информацию из Набережных Челнов, Ульяновской области, Сатки, Свердловской области, Нижнекамска, Кемерово, Новороссийска (не буду сейчас перечислять всех). Срок письма по графику - сентябрь 2004 года, т.е. времени у регионов на раскачку уже нет. Прошу все регионы в сжатом виде прислать информацию о наработках своего края. Поверьте, Вам, представителям регионов гораздо проще будет добиться должного уважения со стороны региональных органов образования, если в методическом письме, которое будет рассылать Минобразования региональным органам образования будет фигурировать Ваш регион. В России принято, что всё делается в последний день. Это неправильно. Поймите, нам следует не только учесть Ваш опыт в данном письме, но и "пропустить" письмо через Минобразования, а это требует времени. У регионов - неделя, максимум две. Мы не спешим, очень хочется учесть опыт всех регионов (чтобы не было обиженных). Итак, ещё неделя (две) и никакие упрёки не принимаются. Сейчас нам очень не хватает нормативной документации, утверждённой в регионах - с номерами приказов, датами, названиями приказов. Очень хорошо сформулировано это в недавно поступившем письме из Свердловской области. Цитирую: "Игорь Георгиевич! Свердловская областная федерация шахмат, совместно с министерством спорта Свердловской области разрабатывает областную программу развития шахмат. В рамках программы особое место отводится направлению "Шахматы в школе". Было бы замечательно, если бы на Вашем сайте появилась бы информация и содержание нормативных документов субъектов РФ, муниципалитетов, в которых отражена тематика "Шахматы в школе". Так же было бы полезно узнать опыт других стран, в том числе содержание нормативных актов. Эту информацию мы могли бы использовать для разработки программы. Со своей стороны готовы предоставлять всю информацию об опыте работы, нормативную документацию, программы развития, которые будут приняты на территории Свердловской области" (Заместитель министра физической культуры, спорта и туризма Свердловской области, вице-президент Свердловской областной федерации шахмат Андрей Юрьевич Салов).

Просьба прислать все имеющиеся региональные документы (особенно из Калмыкии и Якутии, где шахматы стали обязательным предметом в школе), о которых пишет Андрей Юрьевич.

Ещё раз выражаю признательность В.И.Гончарову за его подвижническую деятельность, и я очень рад, что недавно Виктор Иванович выпустил книгу "Как стать тренером по шахматам" (Набережные Челны, 2004, 312 с.), в которую он включил все свои лучшие статьи. Пусть читателей не смущает слово "тренером" - в пособии очень много материалов, полезных для учителей начальной школы, к тому же в него целиком включена работа "Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре", уже давно ставшая библиографической редкостью.

 

 

Вопрос 8: Уважаемый Игорь Георгиевич! Моей дочке Настеньке скоро два года. С чего начать? Я не про "почитать", мы читаем, правда, не очень охотно слушаем. Развивающие игры? Какие? Подскажите, пожалуйста. С уважением Андрей Лукутин

 

Ответ И.Г.Сухина: Спасибо за вопрос. Сейчас так много различных методик раннего развития, что даже специалисты хватаются за голову. Зайцев, Доман и т.д., и т.п. Думается, что материалы сайта Августовского педсовета изучают только настоящие педагоги, а каждый из настоящих педагогов очень настороженно относится к чужому опыту и 7 раз отмерит, прежде чем, ставить эксперимент на собственном ребёнке. Уверен, что каждый из настоящих педагогов разрабатывает собственную систему развития своего малыша, свой план действий, учитывая психофизиологические особенности ребёнка. Всё чужое берётся только в малых дозах (и это правильно), а костяк системы составляют идеи самого родителя. Японец Ибука написал характерную книгу "После трёх уже поздно", и это говорит о многом. Как найти золотую середину, чтобы не спешить, но и не упустить? Каждый решает сам.

Мои дочери были в дошкольном возрасте в далёкие 80-е годы. Тогда, к счастью, не было такого обилия методик раннего развития, да и специальной литературы по существу не было. Я просто "исходил из здравого смысла" и использовал несколько составляющих. 1. Шахматы (http://chess555.narod.ru/volsh1.htm). 2. Словесные игры. 3. Математические игры. 4. Литературные забавы. 5. Обычные и шуточные загадки. 6. Чистоговорки и скороговорки. И др. Я не говорю сейчас именно о возрасте 2 года, я имею в виду весь период до 7 лет. Все свои разработки я в дальнейшем реализовал в книгах, и к настоящему моменту их набралось 60. А дочери? Разница в возрасте у них около 4-х лет. Обе они домашние задания выполняли без помощи родителей, учились по всем предметам на одни пятёрки и окончили школу с золотыми медалями. Затем старшая получила красный диплом на "иностранных языках" в МГУ, а младшая идёт по её стопам в "лингвистическом" МГЛУ. Любопытно, что старшая научилась писать раньше, чем читать, при этом меня совершенно не беспокоило, что писала она печатными буквами с "зеркальными элементами" (порой буквы-перевёртыши). Шахматы составляли основу системы, их в небольших дозах я стал давать с двух лет.

И директора школ, и родители мечтают о том, чтобы дети учились легко, с увлечением, а домашние задания делали самостоятельно без помощи взрослых, и так загруженных сверх меры в наш безумный век. Своевременное формирование способности действовать в уме позволяет учащимся учиться на 4 и 5, а развитое благодаря опять-таки шахматам умение планировать своё время, позволяет детям выполнять задания не только качественно, но и в срок. 80% моей методики обучения детей посвящено шахматам, но есть и остальные 20%, которые не должен упускать ни педагог, ни родитель. В их арсенале обязательно должны быть загадки, словесные игры (анаграммы, логогрифы, кроссворды, скороговорки, чистоговорки и пр.), шуточные задания различного типа, математические головоломки, литературные викторины. И здесь я занимался с детьми только по собственным разработкам (разумеется, прочитав предварительно всё только, что можно, по проблеме), каждую из которых через 10-15 лет воплотил в отдельную книгу. Сейчас я автор 60 книг, из них 10 шахматных. Шахматы прекрасны, но не зацикливайте детей только на мудрой игре, не забывайте о том, что есть ещё 20%, тогда успехи не заставят себя ждать. Базовыми своими книгами нешахматного направления считаю:

Сухин И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все: Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей – М.: Издательство фирмы АСТ, 1992 - http://suhin.narod.ru/vic4.htm.

Сухин И.Г. Новые 500 загадок – 70 кроссвордов. – М.: Антиква, 1997 - http://suhin.narod.ru/zag1.htm.

Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Союз, 2001 - http://suhin.narod.ru/mat1.htm.

Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: ТЦ "Сфера", 2002.

Сухин И.Г. Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников. – М.: Новая школа, 1998 - http://suhin.narod.ru/zag2.htm

Сухин И.Г. Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук "С". – М.: Новое знание, 1997 - http://suhin.narod.ru/log1.htm.

Сухин И.Г. Весёлая математика: 1500 головоломок для математических олимпиад, уроков, досуга. – М.: ТЦ "Сфера", 2003 - http://suhin.narod.ru/mat1.htm.

Вы можете, сказать: "Всё это может быть и неплохо, но как же заниматься шахматами с детьми двух лет?" и будете правы. Подробно об этом написано в книге "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет" - http://chess555.narod.ru/volsh1.htm.

А если в двух словах, то один из самых эффективных приёмов - фрагментирование шахматной доски! Условно говоря, двухлетнему ребёнку доступна игра на фрагменте 2 на 2 клетки, трёхлетнему - 3 на 3 клетки и т.д. Играете, скажем, ладьёй против слона. Такая "партия" закончится за 1-2 хода, но именно здесь происходит первая зацепка за внутренний план действий! Возьмём положение на фрагменте 2 на 2 клетки, где белая и чёрная ладьи расположены в соседних углах по диагонали. Белые начинают и проигрывают. Вот малыш 2-3 лет после нескольких поражений вдруг, скажет: "Ты, папа, начинай!" Всё!! Схвачено!!! Он сам понял - тот, кто начинает, проигрывает!!! Мы ему это не объясняли, он сам всё просчитал и сообразил. Будущий отличник взял старт!!!!! Но, разумеется, не всё так просто, не всё так радужно. Это маленький, крохотный элемент, начало большого пути. Само слово "выиграть" вначале для малыша - пустой звук, чтобы к нему подойти, нужны другие методические приёмы. Их много, все они есть в моих пособиях по шахматам.

Если какие-то из моих книг помогут сделать Вашего ребёнка немножко умнее, помогут ему полюбить чтение, книгу как таковую, разбудят мысль, то свою задачу буду считать выполненной. Ещё раз спасибо за вопрос.

 

 

Вопрос 9: Игорь Георгиевич! Большое спасибо за ответ!!! С огромным уважением любящий папа Андрей Лукутин

 

Ответ И.Г.Сухина: Мне лестно было получить от Вас такой ответ, Андрей Владимирович. Тем более что недавно я прочитал в новостях Августовского Интернет-Педсовета-2004 следующее: "Сокоординатор секции "Общественные дисциплины" Андрей Лукутин будет представлять Москву на конкурсе "Учитель года России - 2004" - Об этом журналисты узнали 26 августа на состоявшейся в информационном агентстве "Интерфакс" пресс-конференции руководителя Департамента образования Правительства Москвы Любови Кезиной… Любовь Кезина назвала Андрея Лукутина "бесподобным учителем". Конец цитаты.

Я никогда не участвовал в Августовских Педсоветах и тому подобных мероприятиях. Я немножко писатель (всё-таки 60 написанных книг неплохое число) и чуть-чуть учёный (автор официального факультативного курса с 1994 года, но писать диссертацию не планирую - это так скучно, да и времени на такие пустяки жалко). Вдобавок я из того поколения, для которого слова "компьютер" и "Интернет" - чуть ли не ругательные. Работать предпочитаю в домашней или библиотечной тиши (в гостях меня интересуют больше корешки книг). Если бы не эра компьютеризации так бы я и сидел сейчас в обнимку с пишущей машинкой. Почтальон Печкин в гениальной повести-сказке одного из моих литературных учителей Э.Н.Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот" сказал: "Я почему нехороший был? Потому что у меня велосипеда не было". Перефразируя, замечу: "Я раньше почему таким затворником был? Потому что у меня Интернета не было". Теперь есть (за 500 руб в месяц). Возможности Интернета позволяют прорубить каждому методисту окно в мир, и с удивлением констатируешь: "А ведь земной-то шар так мал!?" Поэтому меня огорчает, когда многие учителя пренебрегают Интернетом (зато их лукавые ученики нет - базы рефератов там огромные). А вот Андрей Владимирович Интернетом не пренебрегает, более того, когда я посетил его методический сайт http://prepod.km.ru и особенно страничку "Документация учителя общественных дисциплин" - http://prepod.km.ru/docuch.html, то ахнул: "Нам бы такого мастера в шахматную комиссию!" Ещё раз спасибо. Мнение педагога-суперпрофессионала мне вдвойне важно.

 

 

Вопрос 10: Уважаемый Игорь Георгиевич! Громадное спасибо Вам за ответы на предыдущие вопросы, связанные с "раннедетским" воспитанием (мой и Андрея Владимировича). Возможно, мой следующий вопрос покажется несколько некорректным, но... тем не менее. В принципе, мне кажется, что по книгам, статьям, каким-то ответам, наконец, можно понять жизненные и педагогические приоритеты человека. Судя по всему, Вы следите за моими репликами на этом АП, да и за моими книжками, вероятно тоже. Т.е., вероятно, могли составить некоторое представление и о том, что я хочу вложить в своих детей... Теперь вопрос: На собеседовании в детскую школу искусств нам для дочки выдали список НЕОБХОДИМОЙ учебной литературы (см. ниже). Поскольку и я, и жена - преподаватели истории (я, правда, последние лет пять еще и Интернет-технологиями занимаюсь), то профессионально оценить материалы для этого возраста не можем. Но очень хотим понять, каким (не что будет знать-не знать, а именно каким) может стать наш ребенок (сейчас ей 3 года 8 месяцев) к концу учебного года. Девочка сейчас подвижная, творческая, толковая, хорошо развита память и логика. Соответствуют ли эти пособия ее возрасту? Будут ли они ее развивать? Итак, набор следующий: Русская азбука (В.Горецкий), Математика (для 1 класса, автор М.Моро), Рабочие тетради для дошкольников "Школа для дошколят" 2 части, Я учу буквы - прописи (из серии "Вместе учимся, играем", Азбука-читалочка, сост. О.Н.Левик, Раз ступенька, два ступенька - математика для дошкольников (Петерсон), Математика для малышей Серия "Я считаю до 10). С уважением, А.Драхлер, учитель истории и обществознания, редактор Интернет-проекта "СОМ - В помощь учителю" http://som.fio.ru.

 

Ответ И.Г.Сухина: Спасибо за интересный, трудный вопрос, Александр Борисович! Мне кажется, лично мы никогда не встречались, но я с ностальгией вспоминаю время, когда мы с Вами входили в обойму авторов издательства "Новая школа". Уже тогда Ваши пособия по истории пользовались исключительной популярностью в среде педагогов. Я имею в виду одни из первых Ваших книг: "Сборник кроссвордов по истории древнего мира" (М.: Новая школа, 1994), "Сборник кроссвордов по истории средних веков" (М.: Новая школа, 1996) и другие. Я указываю сейчас специально, так называемые "занимательные пособия", потому что именно такие пособия по всем предметам лично сам люблю листать, читать и "решать" больше всего. Ведь, что собственно было издано в жанре игровой занимательной истории (название жанра - условное) до Ваших книг? Ну, Ерохов В.А. Занимательность на уроках истории и во внеклассной работе. – Йошкар-Ола: Маркнигоиздат, 1966. Ну, Чемоданов Л.А. Занимательная история. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1969. Ну, Кулагина Г.А. 100 игр по истории. – М.: Просвещение, 1983 (безусловно, я что-то и упустил, я слаб в библиографии занимательной истории). Вместе с Вами стартовала Маргарита Алексеевна Гузик "В поисках золотого руна: Мировая художественная культура в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах" (М.: Просвещение, 1994), чуть позже Хажаев В.Н. "Кроссворды на уроках истории: Практикум" (Саранск: МРИПКРО, 1995) и Балязин В.Н. "1000 занимательных сюжетов из русской истории" (М.: Просвещение, 1995). Уже потом, по проторенной Вами дорожке, пошло ярославское издательство "Академия развития" (выпустившее серию предметных сборников кроссвордов), новые авторы и новые педагогические издательства.

Я сейчас посмотрел Вашу "визитную карточку" на сайте и узнал, что последние годы были в Вашей деятельности очень плодотворными, Вы стали Лауреатом конкурса "Учитель года Москвы - 1999", автором многих учебных и учебно-методических пособий по истории, граждановедению (общий тираж свыше 1 млн. 200 тыс. экз) и более чем 300 статей.

Не случайно даю такую большую преамбулу к своему ответу, потому что Вы, как и Андрей Владимирович, - суперпрофессионал. Я же, домашний затворник с ограниченным кругом общения, который, не выходя из дома, тщетно пытается разобраться во многих проблемах. Итак, поставленный вопрос, действительно, непростой. Дело в том, что после того, как в 1993 году Минобразования взяло курс на вариативность в начальной школе, по каждой из основных дисциплин появилось множество добротных альтернативных УМК. Все они прошли Экспертный совет Минобразования РФ, экспериментальную проверку. Установить какой из них лучше, какой хуже можно только на аптекарских весах. При этом у каждого из них свои цели и задачи, свои подходы, свои решения проблемы. И, слава Богу, что появилась вариативность, ведь теперь каждой школе предоставлена возможность выбирать наиболее предпочтительные для неё УМК. На место жёсткой схемы пришла мягкая. Вы всё это прекрасно знаете, поэтому я просто, скорее для себя, сначала "выстраиваю" ответ.

Так как ваш вопрос касается начального образования, то вспоминаю, как по инициативе Министерства образования с 1 до 5 апреля 1994 года в Подмосковье был проведён мощнейший образовательный форум по начальному образованию - семинар "Гуманитаризация начального образования", на который были приглашёны видные учёные, "весь цвет" новаторов начального звена, авторы основных и факультативных курсов (Давыдов, Талызина, Нечаева, Виноградова, Ладыженская, Горячев, Салмина, Левин, Стрельцова, Львов, Новицкая и многие другие; я там присутствовал как автор курса "Шахматы - школе"). На мероприятии было проведено множество консультаций, творческих мастерских, круглых столов, лекций. Главная цель мероприятия заключалась в том, чтобы с одной стороны "всех передружить", а с другой (это выяснилось позднее) - предоставить возможность авторам образовать творческие коллективы, которые в дальнейшем смогут получить финансирование или гранты под комплексные проекты и программы. Вскоре большинство авторов образовали творческие коллективы (впрочем, многие уже приехали командами - давыдовцы, занковцы, "информационщики" и др.) Но в то время я посчитал неправильным "вливаться" в какой-либо конкретный коллектив (которых было создано много), хотя точек соприкосновения и предложений хватало. Мне было важно (как и на сегодняшний день) сохранить независимость, материальная сторона в принципиальных вопросах меня почти не интересует. Кстати, сразу же после семинара многие авторы подали заявки на соросовские гранты и получили их. Я не стал играть и в "эти игры", называю их "игра в бумажки" (очень много времени уходит не на конструктивную работу, а на составление документации).

Я и сегодня не вхожу ни в одну из педагогических команд, поэтому могу отвечать вполне объективно, не лоббируя ничьи интересы. С другой стороны, из-за того, что после семинара-2004 я ни разу не участвовал в педагогических, скажем так, "тусовках" (слово неудачное, но синоним не подберу), можно сказать на печи сидел (в библиотеках пропадал, так хотелось подержать в руках большинство книг затейного жанра, особенно раритеты 18 века - вот где кладезь идей!), то моё мнение будет предельно субъективным. Ставя свой вопрос, Вы написали: "Возможно, мой следующий вопрос покажется несколько некорректным, но... тем не менее". Этим Вы подразумевали, что мне именно здесь неэтично оценивать творчество своих коллег. Спасибо Вам за понимание! Это связано ещё и с тем, что пока (на сегодняшний день) в работе секции "Начальная школа" не участвуют другие авторы УМК, поэтому я не имею права стать "медведем в посудной лавке", ведь в случае моего неосторожного слова они не получат возможности мгновенно внести коррективы. Я сам попал на "Педсовет" случайно, и… "засосало".

Далее. Хотя я заядлый библиофил, но в сфере моего внимания находятся, прежде всего, занимательные игровые пособия (видимо, ещё не вырос из детского возраста; вот вчера с какими-то малышами во дворе в футбол играл), а не обязательные учебники. Тем более что УМК для начальной школы сейчас тьма-тьмущая. Это очень хорошо - ведь, каждый педагог может выбрать курс, созвучный собственным мыслям!!! Но имеет и небольшой минус - невозможно получить доступ к полному банку данных. Так газеты "1 сентября" ("Спорт в школе") я не нашёл даже в Ленинке; меня очень интересуют статьи, посвящённые шахматной тематике - согласно моей библиографии их там вышло в прошлые годы немало. Это у меня, москвича, проблемы. А что делать сельскому жителю? Где посмотреть новинки? Где получить возможность законспектировать?

Основополагающим документом, регламентирующим работу начальной школы, являются "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4)" (М.: Просвещение, 2002). Скоро увидит свет стереотипное издание 2004 года. Быть может, уже вышло? (Кто видел в продаже, напишите!) Данный сборник с 2000 года издаётся в двух частях, в нём 40 УМК (Один из них - "Шахматы - школе"). Среди перечисленных в Вашем списке авторов в Сборнике-2002 представлены: Всеслав Гаврилович Горецкий - УМК "Обучение грамоте и развитию речи", "Чтение", "Русский язык, 1 класс"; Мария Игнатьевна Моро "Математика" и Людмила Георгиевна Петерсон "Математика". Всё, что принадлежит перу Всеслава Гавриловича и Марии Игнатьевны, - классика и выдержало испытание временем. УМК Людмилы Георгиевны появился относительно недавно и сразу полюбился родителям. Замечу, что для каждого писателя попасть в книгу Всеслава Гавриловича - великая честь. Можете себе представить моё состояние, когда две мои скороговорки были опубликованы в книге В.Г.Горецкого и О.Ю.Шараповой "Русская азбука плюс" (М.: ГОМЦ "Школьная книга", АО "Московские учебники", 2001, с.79 и 90). Вот одна из них:

Корили Кирилла:

- Не дразни гориллу!

Корили гориллу:

- Не дразни Кирилла!

Между прочим, я в своей педагогической практике предлагаю ребятам 5-6 лет разыграть эту скороговорку по ролям. Получается достаточно весело, участвовать желают все.

Но кроме книги "Русская азбука плюс" существует и просто "Русская азбука", в которой у Всеслава Гавриловича другие соавторы - В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов (М.: Просвещение, 2003). Это совершенно другая книга. Подобное же замечание я высказываю и к остальным пособиям Вашего списка. Учебники математики, которые написала Мария Игнатьевна, тоже разные. Есть для трёхлетней школы (кое-кто по ним ещё работает), есть для четырёхлетней. И т.д. И т.п. Для высказывания суждения мне нужно абсолютно точно знать все выходные данные каждой книги.

И всё же проблемы начальной школы не сравнить с проблемами системы дошкольного воспитания. Если для начальной школы издаётся единый сборник "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4)", который служит для педагога и родителя определённым ориентиром, то для дошкольников такого нет. В эпоху СССР он существовал, а сейчас нет. Это беда! Система разбилась на множество программ воспитания и обучения в детском саду ("Истоки", "Радуга", "Росинка" и др.), каждая из которых предусматривают развитие у детей в процессе учебной, игровой деятельности внимания, воображения, мышления, формирование умения сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Однако я никак не могу получить "картинку" общего состояния дел. Не так давно отправился в центральный дом Книги (на бывший проспект Калинина, никак не выучу эти новые названия улиц, хотя они и не новые вовсе, а наоборот старые), поднялся на второй этаж и 3 часа копался на полке пособий для дошкольников. Я не только не нашёл там программ "Истоки", "Радуга" и "Росинка", но и вообще ничего путного! Хорошо коллеги помогли, дали на время программу "Истоки". Но где купить-то? Если уж я не могу, то, что говорить о жителях регионов? Опять тоска, печаль.

До 1990 года я просматривал и конспектировал журнал "Дошкольное воспитание", но последние 14 лет - нет. Поэтому у меня нет данных о суперидеях в данной области. Появились и другие дошкольные журналы, однако, да простят меня их редакции, на форумах семейных сайтов я узнаю гораздо больше. Практически каждому популярному отечественному семейному сайту ставлю пятёрку! Не буду их называть поимённо, любая "Интернет-мама" знает их адреса. Люблю, ценю и уважаю.

Теперь к главному. Александр Борисович, Вы отмечаете: "3 года 8 месяцев… Девочка сейчас подвижная, творческая, толковая, хорошо развита память и логика. Соответствуют ли эти пособия ее возрасту? Будут ли они ее развивать?"

По всем "параметрам" девочка Ваша одарённая. Поэтому очень хорошо, если в Вашей домашней библиотеке есть книга "Одарённые дети: перевод с английского /общая редакция Г.В.Бурменской и Г.М.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991, 376 с. Авторы статей сборника - психологи и педагоги - знакомят родителей и учителей со специально разработанными программами отбора, обучения и развития одарённых детей. Лучшего я не читал.

Будут ли указанные Вами книги её развивать? Однозначно - да! Но соответствуют ли они её возрасту? Об этом лучше проконсультироваться с психологами. В принципе, современные учебники для 1-го класса написаны так хорошо, что допустимо их применение "с пелёнок". И всё же, в каждом конкретном случае нужна консультация психолога-профессионала. Современные крохи такие умные, что их книжным пристрастиям остаётся только удивляться. Я не говорю, что некоторые из них обожают "Войну и мир", но есть и такие случаи (с улыбкой).

Очевидно, что с общим развитием вашей дочери всё нормально. Это и так было ясно (яблоко от яблони…) Важнее проблема коммуникативности. Умеет ли она дружить со всеми детьми? Как она чувствует себя в незнакомой обстановке? Очень часто родители отвечают утвердительно, не подозревая, что они не знали своего ребёнка. Нередко на первом занятии начинают плакать не только дети-меланхолики, но и дети-сангвиники. Далее. Как она вольётся в коллектив? И т.п. Обо всём этом - с психологом.

В заключение, о самом главном. Вы волнуетесь о доступности восприятия ребёнком пособий, а центральная проблема совсем иная. В этом году (случайно) я попал-таки на одно педагогическое мероприятие. 28 апреля 2004 года сайт Родитель.ru организовал круглый стол (ведущая Тамара Малых) "Непростой путь проявления одаренности у способных детей. Как научить ребенка не терять, а эффективно использовать и развивать свой потенциал". Обсуждение этой темы продолжило серию встреч представителей СМИ и ведущих специалистов, занимающихся научными исследованиями в области детской одаренности. Темы круглого стола 28 апреля: 1. Почему способные дети не всегда могут реализовать свой потенциал? 2. Как выявить доминирующие способности ребенка? 3. Сложности обучения одаренного ребенка. 4. Как построить качественную массовую систему поддержки одаренных детей? 5. Как помочь общеобразовательной школе обучать одаренных детей? 6. Одаренные дети сельской школы – кто поможет современным Ломоносовым? 7. Необходимо ли учить чему-то особому одаренных детей? (подробнее - http://chess555.narod.ru/odar1.htm)

На данном мероприятии одна из сотрудниц журнала "Семья и школа" с огорчением сообщила, что её дочь учится по системе Леонида Владимировича Занкова, но "учитель попался серый, и дети плачут". В частности, сейчас дети сами должны освоить 8 страниц учебника, а они не понимают. Здесь буквально все специалисты вступили в обсуждение и пришли к общему удивительному знаменателю: Хороший педагог важнее, чем хорошая учебная система. Заговорили о личности педагога, она определяющая.

Думается, это и должно стать для Вас главным ориентиром. Я ничего не слышал о "Детской школе искусств" и её педагогах. Поговорите с теми родителями, дети которых уже окончили эту школу, узнайте самых любимых учителей. В эпоху СССР роль личности в истории подвергалась сомнению. Теперь же, полагаю, от личности зависит всё!!! В любой школе ребёнок должен испытывать только комфорт и положительные эмоции - это отправная точка. Александр Борисович, я постарался насколько это в моей компетенции подробно ответить на Ваши вопросы, но я понимаю, что не смог в полной мере дать предельно конкретные рекомендации. Очень всё индивидуально. Ещё раз спасибо за вопрос.

P.S. Александр Борисович, я полагал, что наши направления (у Вас - старшие классы, у меня - младшие классы, да и тематика разная) различны, но оказалось, что они имеют любопытную точку соприкосновения. Я только собрался послать ответ, как увидел на 1-й странице сайта ссылку на доклад "Кроссворды на уроках истории" (http://som.fio.ru/Resources/Drachlerab/2004/08/KR.htm). Сон в руку! Нажал. А это Ваш доклад (каюсь, что не прочитал раньше). Первый же раздел Вашего доклада я проглотил тотчас! Ведь я последние 3 года в библиотечной пыли доискиваюсь до первооснов различных разновидностей кроссворда, анаграммы, викторины и пр. Просто потому что интересно. Поэтому, мне было интересно сравнить результаты своих исследований с Вашими. У Вас очень много интересного, но и мне посчастливилось обнаружить в Ленинке кое-что эксклюзивное. Поделюсь. К истории кроссворда я подступал 3 раза:

1). И.Г.Сухин "200 школьных кроссвордов: 1-2 классы" (М.: ТЦ "Сфера", 2002). http://suhin.narod.ru/zag6.htm. Здесь, как видим, находок по истории кроссворда нет.

2). И.Г.Сухин "101 литературный кроссворд для детей дошкольного и младшего школьного возраста" (М.: АРКТИ, 2002) http://suhin.narod.ru/zag7.htm. Как видим, здесь есть такой абзац: "Во всех отечественных изданиях, посвящённых данной тематике, единодушно утверждается, что первые кроссворды на русском языке были опубликованы в двадцатых годах 20-го века, однако исследования автора этих строк позволяют предположить – российский кроссворд по крайней мере почти на век старше!" Расшифровку я на своём сайте не привёл (чтобы плагиаторы не беспокоились). Теперь же привожу последующий фрагмент Предисловия к своей книге "101 литературный кроссворд для детей дошкольного и младшего школьного возраста":

"В книге "Занимательные и увеселительные задачи, изданные Иваном Буттером" (М.: типография Августа Семёна при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1831, с.49-50) наше внимание привлекли две следующие головоломки:

"Задача 104. Найти три слова, состоящие из трёх букв, которые со всех сторон были бы те же слова.

Пример: Мир, Или, Рим".

м

и

р

и

л

и

р

и

м

 

В примерах от 1831 года И.Буттер заполняет квадраты буквами точно так же, как это сделает значительно позднее англичанин М.Девис! Кроссворд, согласно "Словарю русского языка" С.И.Ожегова, представляет собой "игру-задачу, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова". Думается, что головоломка И.Буттера подпадает под предложенное определение. Кстати, указанный сборник задач в 1844 году был переиздан, экземпляр раритета имелся в домашней библиотеке "доктора занимательных наук" Я.И.Перельмана, и всё же никто не отметил значимость головоломок 104 и 105, их схожесть с западными образцами, появившимися значительно позже. Так что же, Россия - родина кроссворда? Вряд ли, ведь составление подобных квадратов было в древности очень популярным занятием, особенно у жрецов, придававших им магическую силу".

Конец цитаты. Здесь я опускаю второй пример (опять-таки определённая защита от плагиаторов, которые могут позаимствовать всё и не указать, что это обнаружено И.Г.Сухиным, ведь это не просто факт, это микросенсация!!!), в котором все слова - существительные (без всяких "или"). Отмечу, что квадрат нарисован в книге Буттера - де-факто!

3). И.Г.Сухин "Слово на слово, или Тайна рождения кроссворда" (журнал "Рублёвское шоссе", 2003, №9, с.78-79). Эту статью я вообще не выкладывал в Интернете (по тем же причинам), и лишь сейчас даю фрагменты:

"Американские издания и “Книга рекордов Гиннесса”, в свою очередь, утверждают, что самые первые кроссворды были опубликованы в журнале “Святой Николай” (сентябрь 1875 года). Вот один из них:

 

D

A

I

S

Y

A

R

O

M

A

I

O

N

I

C

S

M

I

T

H

Y

А

C

H

T

 

А что же Россия? Ещё совсем недавно во всех отечественных изданиях, посвящённых данной тематике, утверждалось, что первые кроссворды на русском языке появились в 1924-1925 годах. Сам В.Набоков в мае 1924 проявил интерес к составлению игр-затей и стал публиковать их на русском языке в приложении “Наш мир” к одной из эмигрантских газет, издававшейся в Берлине. Но последние 2-3 года позволили опровергнуть расхожее мнение. Так Л.Борисов в “Энциклопедии кроссворда” (СПб.: Издательский Дом “Нева”; М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2001) продемонстрировал игры-затеи, опубликованные всего лишь на полтора года позже, чем в американском журнале “Святой Николай”. Находка обнаружена в санкт-петербургском журнале “Детское чтение” (1877 г., №3):

 

л

о

к

о

н

о

.

.

.

а

к

.

.

.

р

о

.

.

.

о

н

а

р

о

д

 

Что мы видим в данной старинной головоломке? В горизонтальных и вертикальных рядах вписаны буквы, из которых слагаются слова “локон” и “народ”. В соответствии с условием задачи требуется заполнить пустые клетки такими буквами, чтобы и по горизонтали, и в вертикали были записаны одни и те же слова. В ответе (у Л.Борисова и от 1877 года) приведён лишь один вариант решения головоломки, но автору данных строк удалось найти второй вариант, в котором фигурируют три других слова. Сможете ли вы найти оба варианта?

Находка Л.Борисова заслуживает уважения, однако, в результате просмотра раритетов библиотеки имени Ленина автору данной статьи удалось найти ещё более старые корни русского кроссворда. Выяснилось, что он старше американского, причём почти на 50 лет!!! К тому же, первые отечественные игры-затеи по своему условию были сложнее зарубежных аналогов!

Раскроем книгу “Занимательные и увеселительные задачи, изданные Иваном Буттером” (М.: Типография Августа Семёна при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1831) на с.49-50. Здесь размещаются две замечательные головоломки:

“Задача 104. Найти три слова, состоящие из трёх букв, которые со всех сторон были бы те же слова. Пример: Мир. Или. Рим.

 

м

и

р

и

л

и

р

и

м

 

Особая сложность данных задач заключается в том, что И.Буттер предлагает заполнить квадраты буквами таким образом, чтобы одни и те же слова можно было прочитать не только слева направо и сверху вниз, но также справа налево и снизу вверх. Ещё одна характерная деталь – все кроссворды, претендующие на звание первого, относятся к виду так называемых “магических квадратов”. Отметим, что книга И.Буттера переиздавалась в 1833 году и не является суперраритетом (эта брошюра была в частности в домашней библиотеке “мастера затейных наук” Я.Перельмана). Так почему же на данные задачи никто не обратил внимания раньше?

Мне могут возразить, что в задачах И.Буттера нет классических вопросов-определений. Но их нет и во многих кроссвордах более поздней волны, а главное – под определения кроссворда, данное С.Ожеговым, головоломки И.Буттера подпадают".

Конец цитаты. И их данного текста сейчас я убрал вторую головоломку Буттера. Я считаю, что долг каждого автора указывать первооткрывателей. Л.Борисов сделал интересную находку, я отдал ему должное. Надеюсь, последующие исследователи отметят в своих книгах и мои разыскания. Я внимательно слежу за всё новыми и новыми книгами по истории кроссворда, но пока никто из асов-кроссвордистов не заметил моих микрооткрытий. Мне особенно приятно, что Л.Борисов - профессионал в области разработки кроссворда, а я - дилетант, но мне удалось "опередить его на 50 лет" (шучу). Буду рад, Александр Борисович, если мои находки по истории кроссворда Вы учтёте в своих новых работах. Или, быть может, я "изобрёл велосипед"? Если Вас интересует, могу поделиться и своей библиографией книг, в которых описана история кроссворда (в Интернете об этом достаточно мало). У меня нет секретов. С уважением, Игорь Георгиевич Сухин

 

 

Вопрос 11: Уважаемый Игорь Георгиевич! Громадное спасибо за ответ. Мы с женой его читали вслух и живо обсуждали. В принципе, мы и выбрали такой алгоритм: купить (хотя, как выяснилось, это и сложно) книжки, походить на занятия и посмотреть на реакцию ребенка. По поводу оценки "дошколки" я с Вами полностью согласен: дополнительное подтверждение то, что мы так и не смогли найти для такой секции руководителя. И, о кроссвордах. Спасибо за подсказки. У меня сейчас в журнале "Преподавание истории в школе" статья выйдет именно в таком виде, как на АП. Вероятно, также это будет (в качестве предисловия) в сборнике, который выйдет (надеюсь) в ВАКО. Но в следующем издании (там есть некий проект), обязательно все учту (и сошлюсь на помощь!!!!). С уважением, А.Драхлер

 

Ответ И.Г.Сухина: Добро, Александр Борисович!!! Купить нужные пособия, в самом деле, не такая простая задача, ведь в этом мире никто ничего не знает - ни библиотекари, ни продавцы в книжных магазинах. Я, разумеется, утрирую, но общая картина удручающая. Люди неинтересны друг другу. Взять АП. Что мы имеем? Многие выложили свои доклады и в то же время не прочитали ни одного доклада коллег. Каждый стремится показать себя и ждёт, когда к нему придут. Ведь надо общаться и т.п. Ещё одна смешная вещь. Знакомство с материалами АП я начал 21 августа с любопытного доклада "К вопросу об Интернет-зависимости педагога". Я перекачал его на свой комп, а наиболее понравившиеся фрагменты перекинул в папку про АП. И только вчера меня "тормознуло", что это же Ваша статья, Александр Борисович! Спасибо за неё. С уважением, ИГС.

 

(Примечание: Все вопросы мне по консультационной линии передавались через координатора секции. При получении одиннадцатого вопроса произошла забавная ошибка. Я почему-то решил, что это не вопрос, а личное письмо по электронной почте и ответил на него как на личное письмо (на сленге), поделился личными огорчениями, которые не стал бы выкладывать на всеобщее обозрение. Так и отослал. Затем разобрался, в чём дело, заново перечитал ответ, посоветовался с координатором, и мы решили, что пусть он останется таким, как есть - "неформальный" ответ).

 

 

Вопрос 12: Игорь Георгиевич! Вы очень убедительны в пропаганде шахмат для начальной школы. Я думаю сделать "ход конем" - предложить в моей школе ввести такой факультатив. Однако, школа считается Вальдорфской, и этот миф прочно удерживается в началке. "Материальное преимущество" на стороне администрации, но, сами понимаете, учебный год практически начался, - если я не путаюсь в терминах, - ситуация жестокого цейтнота, а не хотелось бы угодить в цугцванг и, не дай Бог, закончить игру в патовой ситуации и тем более довести ее до мата. ;=) А серьезно, - совместимы ли шахматы и вальдорфская педагогика как методы развития отдельно ребенка и детей вместе? Андрей Бахтин, RiSC.Net [bakhtin@kros.ru]

 

Ответ И.Г.Сухина: Спасибо за комплимент и за вопрос, Андрей Юрьевич. Я читал в своё время работы по Вальдорфской педагогике, обдумывал проблемы совместимости. Ни в одном из данных пособий слово "шахматы" не упоминалось, но идеи Вальдорфской педагогики не идут вразрез с моими идеями. За последние 10 лет Вы первый подняли конкретный вопрос о контактах, спасибо! Задача Вальдорфской педагогики отчасти - борьба со стереотипами, воспитание творческой личности. Мне импонирует идея Вальдорфской педагогики - "искусство пробуждать" скрытые в человеке природные задатки. Мне это очень близко. О развитии задатком много писал доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер, у него есть прекрасная серия книг на эту тему, которую он написал вместе с сыном "Домашняя школа мышления" (Знание, 1985). Я знал Л.А.Венгера, где-то в 1989 году консультировался у него по поводу написания книги "Приключения в Шахматной стране". Он поддержал идею и благословил.

Ещё в Вальдорфской педагогике мне нравится, что отметки не выставляются, что начальное обучение ведётся медленно. На всех этих посылах основана и моя (министерская) методика обучения детей шахматному искусству. На первый взгляд, проблемой внедрения уроков шахмат в Вальдорфскую педагогику может стать то обстоятельство, что общий принцип осуществления так называемых "циклов метаморфоз" (по Штейнеру) следующий - "сначала художественное, затем из него интеллектуальное". Но мой подход в шахматах именно такой же! У меня несколько вариантов проведения каждого урока, но лично я сам отталкиваюсь от сказок (за это ратовал и В.А.Сухомлинский). В одном из вариантов на своих занятиях я инсценирую свою сказку "Удивительные приключения в Шахматной стране" (книга общеизвестна, 2000 год). У меня нарисованы персонажи моей сказки (приклеены на плотный картон), они "общаются" друг с другом, а дети помогают им в решении проблем, заданий, сопереживают и т.п.

Тем не менее, я сам ни разу не посещал Вальдорфские центры и школы и не видел конкретную работу этих педагогов, поэтому всю глубину системы на практике я не знаю.

Вывод: полагаю, что шахматы (в моём понимании - у нас в шахматах тоже различные течения) не только совместимы с Вальдорфской педагогикой, но и это очень перспективно.

Кстати, в Татарстане шахматы имеют неплохую поддержку администрации, а В.И.Гончаров из Набережных Челнов проводит очень интересную работу - о нём я написал по своей консультационной линии.

Огромное спасибо за очень ценное предложение! Буду рад и впредь отвечать на все Ваши вопросы.

С уважением, ИГС.

 

 

Вопрос 13: Игорь Георгиевич, где можно приобрести видео уроки и диафильмы по шахматам? Ольга Трофимчук

 

Ответ И.Г.Сухина: Спасибо за вопрос, Ольга Викторовна! Комплект видеокассет выпустила Гроссмейстерская школа А.Е.Карпова. Напишите мне по электронной почте, и я подскажу, как с ней связаться. Что касается диафильмов, то кое-что осталось у меня:

1. Приключения в Шахматной стране. – М.: Диафильм, 1990.

2. Книга шахматной мудрости. – М.: Диафильм, 1992.

А вот диафильма "Анатолий Карпов - чемпион мира" у меня уже не осталось. Если Вас интересуют первые 2 диафильма, то напишите мне по адресу suhin_i@mail.ru.

 

 

Вопрос 14: Игорь Георгиевич, как интересно и доходчиво объяснять дебют ребятам 3-4 класса, а также старшим школьникам, которые также занимаются в нашем клубе? Уровень игры у всех еле дотягивает до 4 разряда, но дети с удовольствием занимаются. Не хочу потушить этот огонек скучными уроками, поэтому нужна ваша помощь! Ольга Трофимчук.

 

Ответ И.Г.Сухина: Спасибо за вопрос, Ольга Викторовна! К сожалению, сегодня последний день Педсовета, и я не успею ответить на него в полном объёме, т.е. так, как я отвечал на другие вопросы. Я привык всё делать обстоятельно, а не "отписываться". Поэтому обещаю, что ответ на этот вопрос вышлю несколько позднее, мейлом. Со своей стороны отмечу, что мы в Москве знаем о Вашей подвижнической деятельности и ценим её. Мы будем и дальше следить за Вашими успехами. Не забывайте мой мейл, пишите чаще о своих достижениях и проблемах.

 

P.S. Вопрос 15: Вопрос Игорь Георгиевич! Я пришел слишком поздно - Педсовет уже закончился. К сожалению, нам сейчас приходится совмещать подготовку к началу учебного года с проведением 4-го Мемориала М.Ботвинника, который, как известно, проходит в нашем городе. Надеюсь, впредь быть более расторопным. Калиев Константин [kaliev@74.ru].

 

Ответ И.Г.Сухина: В самом деле, после 23.59 31 августа 2004 года уже нет технической возможности отвечать на вопросы через сайт АП-2004 (а Ваш вопрос пришёл 1 сентября). Тем не менее, очень приятно услышать на АП-2004 голос Сатки - города, в котором ведётся очень серьёзная работа по тематике "Шахматы и образование".

 

 

Некоторые важные материалы сайта http://chess555.narod.ru

 

Приказ Минобразования РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации"

 

"Шахматные" Приказы Министерства образования РФ

 

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

 

Шахматы в школе

 

Программа "Шахматы, первый год"

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

 

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

 

Программа "Шахматы, второй год"

 

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

 

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

 

Программа "Шахматы, третий год"

 

Империя ссылок

 

На главную страницу

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

 

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/z_pedsovet2.htm

 

 

 

Hosted by uCoz