Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

Игорь Сухин

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ ДЕЛО

Шахматная неделя, №32, август, 2004, с.12-13

Интернет-версия

 

В начале июля по приглашению директора Дворца спорта Александра Силуянова и генерального директора лицея “Держава” Юрия Фрая наукоград Обнинск посетил многократный чемпион мира Анатолий Карпов - http://derjava.uniweb.ru/news/36. Газета “Вы и Мы” так прокомментировала данное событие: “Руководство лицея “Держава” и Дворец спорта в очередной раз широко раскрыло двери для высокого гостя и тем самым сместило культурный и спортивный “центр тяжести” в сторону города Обнинска” (№26, с.2).

Анатолий Карпов создал свои школы в 16 странах мира. Евгений Еремеев в “Спортивном Обнинске” отмечает: “Так что “Державу” можно будет скоро назвать семнадцатой страной имени Карпова… Его имя, как магический кристалл, отражает глубокий свет. Его оберегают, как огонёк свечи. Им дорожат. Мне думается, к организации своих школ и клубов чемпион мира и его преданная профессиональная команда относятся очень взыскательно” (№11, с.1).

Организация подобной школы – большое доверие, поэтому речь идёт только о тех регионах, где есть талантливые руководители и команда творцов-единомышленников. Благодаря деловой хватке Юрия Фрая в “Державе” собран уникальный коллектив педагогов и созданы идеальные условия для творчества.

У лицея есть свой сайт, где, в частности, сказано: “Несмотря на явную атлетическую направленность спортивной подготовки, в "Державе" уделяется пристальное внимание и такому "тихому" виду спорта как шахматы. В лицее организован шахматный центр, где дети уже с 5-летнего возраста обучаются этой древней игре. Обучение юных шахматистов ведет тренер высшей категории И.А.Сокрустов. Занятия проводятся от трех до пяти раз в неделю” - http://derjava.uniweb.ru/chess.

Именно с приездом Игоря Сокрустова, замечательного педагога, который в 2003 году вернулся из Смоленска и за считанные месяцы создал в Обнинске уютный шахматный оазис, связана прекрасная организация шахматной работы в лицее. Ось всей шахматной жизни вращается вокруг Игоря, его работоспособности можно только позавидовать: он и учитель, и тренер, и судья… Новый, ответственный момент в его карьере начнётся с сентября 2004 года, когда в шести 1-х классах лицея “Держава” возьмёт старт Шахматный всеобуч. К его началу руководство лицея подошло на государственном уровне: куплен необходимый инвентарь, приобретены официальные школьные учебники “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны” и пособия для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”, благо издатель свой, обнинский, – “Духовное возрождение”.

В последнюю декаду июля здесь же проведена очередная 31-я сессия шахматной школы Анатолия Карпова, которую вёл выдающийся тренер Игорь Зайцев. Несомненно, об этой сессии ещё напишут в “ШН”, а сейчас я остановлюсь на мероприятии, которое прошло в Обнинске между двумя указанными событиями.

14 июля опять-таки в стенах лицея “Держава” состоялось открытие 1-го международного детского шахматного фестиваля, посвящённого 50-летию первой в мире АЭС. В его рамках 18 июля я провёл семинар для учителей, тренеров и родителей. Едва приехав в лицей, автор данных строк сразу погрузился в его праздничную атмосферу: в просторном зале правильным порядком располагались симпатичные столики, которые через несколько минут были заняты нашими шахматными надеждами. Сильное впечатление оставили и рекламные афиши, и грамотная, без суеты и спешки, работа судейской коллегии, и личное обаяние Игоря Сокрустова. Пока ребята и некоторые из начальников команд выясняли отношения за шахматной доской, в другом зале прошёл наш семинар. Не буду пересказывать содержание самой лекции, остановлюсь только на состоявшемся затем обсуждении болевых точек Шахматного всеобуча. Следует сказать, что немало актуальных вопросов было задано не только на самом семинаре, но также до и после него. Полное взаимопонимание было достигнуто и на последовавшей перед отъездом встрече с Председателем Городского комитета по физической культуре и спорту Борисом Яковлевым, директором издательства “Духовное возрождение” Тамарой Фесенко и Игорем Сокрустовым.

Но вернёмся к самым злободневным вопросам, заданным мне во время пребывания в Обнинске:

– Известно, что практически никто из молодых юношей и девушек, поступающих на немногие шахматные специализации в вузы, не собирается в дальнейшем идти преподавать в школы и в детские сады. Как же решать кадровую проблему?

– Здесь возможно несколько путей. Первый из них озвучил в интервью “АиФ” Министр образования и науки Андрей Фурсенко: “Возможно, государство взамен потребует выполнения каких-то обязательств. Скажем, поработать по специальности в течение некоторого времени – либо ты отрабатываешь затраченное на тебя, либо возвращаешь деньги” (2004, №30, с.3). Второй путь: студентам может быть предложено сочетать учёбу с преподаванием шахмат в каком-либо конкретном образовательном учебном заведении (ОУЗ) – школе, детском саду. Но с помощью обоих путей мы не сможем полностью обеспечить потребность ОУЗ в педагогах. Не отказываясь от уже отмеченных ресурсов, их следует дополнить наиболее перспективным третьим: организовать при вузах краткосрочные постоянно-действующие курсы подготовки и переподготовки специалистов.

– Вот Вы всё – кадры, кадры, а они под рукой! Я ждал, что Вы скажете о таких, как я, но Вы пока молчите... Я учитель начальных классов, шахматной квалификации не имею, но уже давно преподаю в школе шахматы детям, и, по отзывам родителей, неплохо. В моём селе учителей-гроссмейстеров нет, а подобных уголков в России тысячи. Почему наши дети должны страдать? Я уверен, что азы может с успехом преподавать практически любой педагог начальных классов, была бы доступная программа. И ещё хотелось бы организовывать подобные семинары чаще.

– С Вами трудно не согласиться. Учителя начальной школы – бесценный резерв Шахматного всеобуча. Я уже получил немало писем от Ваших коллег, все они солидарны с Вами. Согласен, что в настоящее время практических семинаров проводится крайне мало. Более того, даже если они и проходят, то ни тезисы докладов, ни обзорные статьи об этом не попадают в прессу. Недавние примеры: ни строчки в СМИ о ходе конференции “Шахматы в школе” в Рославле и семинаре на ту же тему в Чехове, состоявшихся в мае этого года.

– Я тренер ДЮСШ и одновременно преподаю шахматы в школе. Считаю, что для России подобное совмещение - лучшее решение кадрового вопроса.

– В самом деле, реальность сегодняшних дней такова, что чаще всего и тренерами, и учителями шахмат работают одни и те же люди. Это нормально, но возникает одна глобальная проблема, которая ещё не нашла своего разрешения. Лучше всех её изложил Н.Г.Алексеев: "Шахматный тренер и учитель по шахматам, хотя эти позиции могут совмещаться и в одном лице, – две различные фигуры; их цели при том, что они могут учить одному и тому же и во многом сходным образом, могут и даже должны расходиться. Изменение в подходе приводит к иной постановке вопроса о развитии мышления на шахматном материале: тренер может, а учитель должен это делать. В результате возникают совершенно иные требования; то, что у тренера может оказаться в результате как бы само собою побочным продуктом его деятельности, то у учителя становится основным. Он должен знать и уметь на материале шахмат практически развивать интеллектуальные способности детей и, следовательно, обладать соответствующими методиками – не шахматного совершенствования, а развития мышления на шахматном материале. Их разработка, на мой взгляд, является ключевым моментом для более быстрого и широкого введения Шахматного всеобуча, аргументом в его пользу". Никита Глебович высветил и второй важный аспект данной проблемы, характерный для тренеров, преподающих в школе: "Трудно избежать одной ошибки – для преподавателя простейшие правила шахматной игры (ходы фигурами, элементарные шахматные маневры, геометрия доски и т.п.) настолько автоматизировались, представляются само собою разумеющимися, что он не видит проблем в их усвоении, стремится как можно быстрее закрепить их у учеников и скорее перейти к показу технических приемов шахматной игры. При этом игнорируется стоящая за этой простотой логика (преподаватель, сам умея достаточно хорошо играть в шахматы, не делает соответствующий анализ), допускается поспешность и пропуски в ней, что может сказаться впоследствии. Здесь должно применяться общее правило "лучше меньше, да лучше". Так, "чувство фигуры", ее возможностей можно начинать развивать уже с первых уроков по шахматам, шаг за шагом переводя траектории ее действия во внутренний план". Вот в чём всё дело! Именно игнорирование последнего тезиса Никиты Глебовича привело к тому, что Шахматный всеобуч во всех странах мира буксует вот уже 20 лет! Тренер заинтересован, прежде всего, в спортивном совершенствовании своих подопечных, причём в кратчайшие сроки, вопросы отбора перспективных ребят для него основные, это его хлеб. И всё же Россия богата талантами, и многим тренерам удаётся найти баланс, удовлетворяющий директора общеобразовательной школы. Лично я больше всего боюсь в продвижении Всеобуча только одной вещи - того, что постулат "шахматы учат детей мыслить", станет лишь банальным прикрытием для увеличения количества соревнований. В настоящее время практически все шахматные программы, разработанные в различных странах мира, фактически являются программами обучения начинающих шахматистов, но никак не программами, ориентированными на целенаправленное развитие способности действовать в уме или умение планировать свои действия.

– С какого класса в школе лучше всего начинать проводить уроки шахмат?

– Единого подхода человечество пока ещё не выработало. К примеру, в 1995 году Сенат Испании принял постановление, разрешающее преподавать шахматы как предмет по выбору в школах второй ступени, т.е. начиная с 12 лет. В РФ обычно начинают с 1-го или со 2-го класса. Я в этом вопросе категоричен – с 1-го касса намного важнее! В психологии есть такое понятие – сензитивность, т.е. чувствительность к воздействиям определённого рода. Так вот, сензитивный возраст обучения детей шахматным азам составляет 5-6 лет, именно дети этого возраста полностью открыты шахматной информации и хватают её на лету. Это одна из причин, по которой пропускать данный период в развитии детей почти преступно. Вторая причина: достижения психологии (Н.Г.Алексеев, Л.Я.Венгер, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Я.А.Пономарёв, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн и др.) свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как пишет Я.А.Пономарёв, “внутренний план действий”. Когда следует начинать его формирование? Разумеется, в сензитивный период! Только тогда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени. Итак, регулярное школьное преподавание желательно начинать с 1-го класса, чтобы не упустить наиболее благоприятного для развития ребёнка периода, а также, чтобы обеспечить преемственность в обучении детей (схема детский сад – школа).

– Я так понимаю, шестилетний ребёнок – это и школьник, и дошкольник. Но 5 лет – это только дошкольник. Выходит, ещё лучше начинать с детского сада? Или нет?

– Вы правильно понимаете. Недаром, практически все “Интернет-продвинутые” родители уже давно самостоятельно разобрались в этом вопросе. Почитайте материалы Интернет-конференций семейных сайтов – здесь такая россыпь дельных мыслей, страниц опыта. Там найдёте забавные материалы о том, как учить шахматам малышей и четырёх, и трёх, и даже двух лет от роду. И о том, как положительно это сказалось на развитии конкретных детей! А вот теория пока отстаёт, хотя Н.Г.Алексеев даёт чёткий ориентир: "Вслед на овладением громадной знаковой системой родного языка, завершающимся в основном к возрасту примерно 5 лет, начинает развиваться следующий чрезвычайно важный процесс, процесс переведения действий с практического уровня на формальный…" Поэтому, когда мы на сайте лицея “Держава” читаем: “Дети уже с 5-летнего возраста обучаются этой древней игре”, это правильно! Только не нужно умиляться, мол, малыши играют. Это серьёзное, государственное дело. Ещё 15 лет назад я разработал две Программы для детских садов, в этом году их переработал, и, если редакцию “ШН” они заинтересуют, то впервые они будут опубликованы именно там. Кстати, я сам много преподавал в начальной школе, но в последние годы стал больше заниматься с дошкольниками, так как с ними гораздо труднее, а, следовательно, и интереснее. Шахматы можно и нужно преподавать в детских садах! При этом практически все согласны с тем, что наилучшим образом проводить занятия с малышами могут только воспитатели - специалисты в области дошкольной педагогики, а не шахматисты-разрядники. Равно как для первоклассников (ведь и они шестилетки!) оптимальный вариант педагога - учитель начальных классов.

– Я знаю Ваши программы, пособия и учебники, использую их в своей работе. Но мне интересно то, что осталось “за кадром”: почему они именно такие, какие есть?

– В современной России книга уже давно перестала быть дефицитом, лучшим подарком. Но в 70-80-е годы интерес общества к литературе был огромен, а возможность купить необходимый фолиант - невелика. Особый интерес представляла занимательная литература по всем областям знаний. Только за годы существования СССР в нашей стране было издано немало сборников затей, головоломок, задач-шуток по самым различным школьным предметам. Когда я окунулся в разработку методики обучения шахматам, то постарался использовать новаторские находки учителей русского языка, литературы, математики и других предметов. Помогло и то, что пишу книги не только по шахматам, и самое серьёзное внимание уделяю библиографии. Так, библиографический перечень к одной из моих последних книг "1200 головоломок с неповторяющимися цифрами" составляет 70 страниц. Акцент в моих шахматных инновациях сделан на разработке занимательных дидактических заданий. Именно подобный игровой материал делает книгу И.Л.Майзелиса "Шахматы" (М.-Л.: Детгиз, 1960) - бестселлером на все времена. Не случайно, когда в 1994 году издательство "РЕСПЕКС" из Санкт-Петербурга, переиздало данное пособие И.Л.Майзелиса под названием "Шахматы детям" без шуточных страниц, его КПД уменьшился на 50%. Для разработки шахматного курса в 1993 году мне следовало выдвинуть главный постулат. О чём пишут многие периодические издания? О том, что шахматы позволяют повысить успеваемость по всем без исключения предметам. Почему это происходит? Не в последнюю очередь потому, что у ребёнка постепенно формируется способность действовать в уме. Но происходит этот процесс, как отмечал Н.Г.Алексеев, стихийно. Следовательно, из всего многообразия шахматного материала следовало отобрать, прежде всего, такой, который позволит поэтапно сформировать требуемое умение. Какой материал дать в 1-й год обучения? Сначала следует создать элементную базу (термин Н.П.Черничкиной), при этом "доматовый" период обучения может быть достаточно длительным. Игровые свойства шести фигур предоставляют поразительные возможности для формирования внутреннего плана действий, и это необходимо использовать. С помощью специально разработанных дидактических заданий и мини-игр оказалось возможных достичь решения сразу нескольких задач: 1) занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам; 2) решение большого количества дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме; 3) ученик, который захочет продолжить обучение в ДЮСШ, получит добротную элементную базу, основу дальнейшего совершенствования. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий реализуется нами с первых же занятий курса "Шахматы - школе". Для каждой из фигур разработаны 3 вида упражнений: а) передвигается и выполняет взятие только белая фигура, а чёрные недвижимы, выполняют роль статистов; здесь ребёнок учится создавать и реализовывать свои угрозы без противодействия противника, б) ходит только белая фигура, но она не имеет права становиться под бой; здесь уже нужно следить за полями, атакованными фигурами партнёра, в) игра ведётся поочерёдно, как это и принято в шахматах; здесь ученик учитывает лучшие ходы противника и преодолевает его сопротивление. Примерно также структурированы и остальные изучаемые темы.

И дирекция ОУЗ, и родители мечтают примерно об одном и том же - чтобы дети хорошо учились. Действительно ли это достижимо благодаря изучению основ шахматной игры?

– Они ещё мечтают о том, чтобы дети учились легко, с увлечением, а домашние задания делали самостоятельно без помощи взрослых, и так загруженных сверх меры в наш безумный век. Своевременное формирование способности действовать в уме позволяет учащимся учиться на 4 и 5, а развитое благодаря опять-таки шахматам умение планировать своё время, позволяет детям выполнять задания не только качественно, но и в срок. В 80-е годы я вначале проверил свои предположения на собственных дочерях, и результаты превзошли все ожидания. Обе дочери учились в школе только на пятёрки, без опеки родителей и получили золотые медали. Затем без блата поступили в престижные вузы. Старшая уже закончила с красным дипломом МГУ (иностранные языки), младшая продолжает отлично учиться в МГЛУ.

– Значит, за счёт занятий шахматами Ваши дочери стали отлично учиться? Это правда?

– Это правда, но это не вся правда. 80% моей методики обучения детей посвящено шахматам, но есть и остальные 20%, которые не должен упускать ни педагог, ни родитель. В их арсенале обязательно должны быть загадки, словесные игры (анаграммы, логогрифы, кроссворды, скороговорки, чистоговорки и пр.), шуточные задания различного типа, математические головоломки, литературные викторины. И здесь я занимался с детьми только по собственным разработкам, каждую из которых через 10-15 лет воплотил в отдельную книгу. Сейчас я автор 60 книг, из них 10 шахматных. Вот теперь - вся правда. Шахматы прекрасны, но не зацикливайте детей только на мудрой игре, не забывайте о том, что есть ещё 20%, тогда успехи не заставят себя ждать.

– У меня есть интересный материал. Я хотел бы написать статью в “ШН”, но не уверен, что у меня получится. Как мне быть?

– А Вы не комплексуйте, пишите. Затем можете переслать то, что получилось, сначала мне. Если материал действительно стоящий, то я помогу Вам его доработать. Некоторые из статей, опубликованных в “ШН”, так и увидели свет. Главное – не бояться. Нельзя молчать о хорошем опыте, ведь в шахматных СМИ публикуется мало методических статей. К сожалению, многие прекрасные педагоги берут в руки ручку только тогда, когда наступает пора писать аттестационные работы. Я уже читал некоторые из них, все они очень высокого уровня, но, к сожалению, их авторы не публиковали свои материалы в прессе. Очень жаль.

– Нам, педагогам, не хватает занимательного литературного материала: шахматных скороговорок, кроссвордов, викторин, ребусов, пословиц, загадок. Как быть?

– Здесь присутствует директор издательства "Духовное возрождение" Тамара Константиновна Фесенко. Рукопись подобного пособия "От сказки к шахматам", с грифом "Рекомендовано Министерством образования РФ", лежит в её редакционном портфеле.

В школе можно преподавать по любым программам и учебникам?

– Согласно школьному компоненту ОУЗ имеет право самостоятельно разрабатывать и утверждать учебные программы. С учебниками – сложнее. ОУЗ предписано использовать только "загрифованные" учебные издания, иначе последуют некие санкции. В нормативном письме Минобразования №03-51-7ин/14-03 от 22-01-2004 сказано: "В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 25.06.2002 № 71-ФЗ (ст.32, п.2, пп.23) "образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе". Таким образом, в образовательном процессе образовательных учреждений могут быть использованы только учебные издания, имеющие гриф Минобразования России или органа управления образованием субъекта Российской Федерации". В настоящее время рекомендацию Минобразования РФ имеют только учебники и пособия, входящие в учебно-методические комплекты "Шахматы, первый год" и "Шахматы, второй год", издаваемые "Духовным возрождением". Вопросы нормативно-правовой базы для введения курса шахмат в школах изложены в статье "По выбору учащихся", опубликованной в "ШН" №24, 2004 (с.12).

– Вы в самом деле верите, что шахматы займут в системе образования подобающее им место?

– Верю. В современном мире на всех уровнях всё решают личности. Если бы не Анатолий Карпов, то 15 ноября 2002 года в Минобразования не состоялся бы круглый стол по вопросам развития Шахматного всеобуча, затем не был бы создан Координационный совет по развитию шахматного образования в системе образования РФ, не вышел бы в мае 2004 года специальный шахматный Приказ Минобразования №2211. У общеобразовательного направления в шахматах хорошие перспективы. Наша общая задача заключается в том, чтобы реализовать их в кратчайшие сроки, тем более что это вполне по силам.

 

 

Программа "Шахматы, первый год"

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

 

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

 

Программа "Шахматы, второй год"

 

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

 

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

 

Программа "Шахматы, третий год"

 

Шахматы в школе

 

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

 

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

 

Империя ссылок

 

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/cw10.htm

© 2004 Сухин И.Г.

 

 

 

Hosted by uCoz