Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

 

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

 

Борис Злотник, международный мастер, кандидат педагогических наук

Испанский предмет

Сенат рекомендовал уроки шахмат

 

Выезжая за пределы своей страны (вернее, теперь уже стран), шахматисты из бывшего СССР убедились: за рубежом статус игрока-профессионала далек от того, что был в советские времена. Вместе с тем шахматы в области детского образования получают все большее распространение. Один из примеров томуИспания. Эта южно-европейская страна, без сомнения, находится в авангарде развития современных шахмат. Любопытно, например, что имена таких небольших городов, как Линарес и Дос-Эрманас, стали известны именно благодаря шахматам. А наиболее примечательным явлением последних лет, с социальной точки зрения, стало развитие детских шахмат.

Преподавание шахмат в испанских школах проводится в трех основных формах: кружок, предмет по выбору и обязательный предмет. Кружковая форма занятий исторически самая давняя и до сих пор самая массовая весьма сходна с тем, что делалось в СССР. Из 700-800 учеников школы в кружок обычно ходят не более 20-25, поэтому, естественно, его статус в школьной жизни невелик. Две другие формы, при которых шахматы уже являются учебным предметом, более современны. Четыре года назад Сенат Испании принял постановление, разрешающее преподавать шахматы как предмет по выбору в школах второй ступени, т.е. начиная с 12 лет. Несмотря на то, что большинство регионов страны и, разумеется, все частные школы имеют автономию в содержательной части образования, принятие решения на государственном уровне имело большое значение для повышения статуса шахмат.

Для введения шахмат как урока по выбору (из ряда предлагаемых дисциплин) теперь достаточно решения на уровне совета школы и необходимого минимума учеников в одной параллели классов (обычно 15), желающих изучать их.

Вслед за решением Сената ряд регионов Испании принял свои собственные проекты Балеарские и Канарские острова, провинция Альмерия и др. Автономия в области образования породила разнообразие форм введения шахмат в школьную жизнь. Показателен в этом смысле проект “Шахматы и школа”, начатый в минувшем учебном году в Альмерии. Им руководит непосредственно глава департамента образования провинции. Основные цели проекта:

распространение шахмат в классной и внеклассной работе;

развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления и способности к концентрации внимания;

повышение у учащихся уверенности в собственных силах, развитие трудолюбия, независимости;

воспитание уважения к правилам и привычки разделять ответственность с другими;

достижение большей интеграции школ в жизнь населенного пункта (большая часть жителей провинции проживает в небольших поселках с населением 3000-5000 человек).

Первая, методическая часть проекта, связанная с подготовкой преподавателей и дидактического материала, реализовывалась через центры профессиональной подготовки учителей. Во второй, спортивной части, основной для минувшего учебного года, было организовано первенство провинции среди команд школ в двух возрастных группах до 12 лет и старше. Всего участвовало 148 команд из 106 школ (первой и второй ступени), в общей сложности 7040 учеников. Это совсем немало для провинции с населением примерно 250 000 человек. По иному пути пошли на острове Менорка (Балеарские острова). В течение последних 3 лет здесь были обучены шахматам 100% детей двух возрастных групп 6 и 10 лет, более 3000 при общем населении острова 70 тысяч! Все эти дети прошли 10-часовой вводный курс, проведенный в чрезвычайно увлекательной форме. Основным “дидактическим” материалом являлись: матерчатая доска размером 4 на 4 метра, костюмы и головные уборы шахматных фигур, “песни” фигур, сопровождаемые музыкальным аккомпанементом. Восторженные отзывы детей, положительные оценки директоров школ, учителей и родителей были запечатлены средствами массовой информации. Поэтому неудивительно, что сейчас на Менорке готовятся к проведению следующего, более углубленного курса, обеспеченного необходимой финансовой поддержкой правительства острова.

Еще большее разнообразие форм, методов и содержания можно увидеть на уровне школ, и, прежде всего, разумеется, частных. Хорошим примером является школа имени Мирабаля в пригороде Мадрида. Здесь обязательное обучение шахматам (начиная с 6 лет) соседствует с формой по выбору (с 10 лет).

Для поддержания интереса учеников используются следующие методические приемы.

Первый школьное Эло. Каждый ученик начинает курс с 2000 очков, которые изменяются в положительную или отрицательную сторону в соответствии с сыгранными партиями, экзаменами, ответами на вопросы и различными упражнениями. Каждый первый день месяца на классной доске объявлений вывешивается новый лист Эло.

Второй командные конкурсы. Команда из 4-5 учеников должна ответить на вопросы или решить поставленные проблемы. В зависимости от задания отвечает команда в целом или один из ее участников.

Третий командные соревнования. Для учеников до 10 лет используется только эта форма, позволяющая пережить все положительные эмоции, связанные с индивидуальными соревнованиями, и вместе с тем сглаживающая горечь личного поражения.

Четвертый индивидуальные соревнования. Они проходят по швейцарской системе для учеников в возрасте от 10 лет, что вызывает живой интерес детей. Результаты туров вывешиваются в классах, превращаясь в объект постоянного внимания.

Пятый соревнования вне школы. Школьные сборные различных возрастов участвуют в командном первенстве Мадрида и других состязаниях. Эти турниры являются большим стимулом для детей, так как дают им возможность померяться силами с новыми соперниками и познакомиться с новой для них шахматной атмосферой вне школы.

Шестой контакты с элитными шахматистами. В конце учебного года школа второй год подряд организует международный турнир по быстрым шахматам с участием таких шахматистов, как А.Широв, В.Салов, М.Ильескас, и одновременно детский турнир, где играют юные шахматисты со всей Испании.

Важным событием стал первый национальный турнир школьников по Интернету, проведенный весной этого года. В его организации приняли участие ведущая спортивная газета “Марка”, главная телефонная компания страны “Телефоника” и Испанская шахматная федерация.

Здесь могут возникнуть два вопроса: “Каково социальное обоснование введения шахмат в школы Испании?” и “Кто конкретно проводит в школах повседневную работу?”

Испания имеет давние шахматные традиции. Достаточно упомянуть, что шахматы проникли в Европу через эту страну, завоеванную арабами, и первая шахматная книга была издана в испанском городе Саламанка студентом тамошнего университета Лусеной аж в 1497 году. Благодаря историческим традициям испанцам хорошо знакомо слово шахматы, и хотя национальная федерация насчитывает лишь 22000 членов, умеющих играть значительно больше. Дети, играющие в шахматы и выбирающие их в качестве школьного предмета, как правило, хорошие и нередко лучшие ученики класса и школы. Кроме того, педагогами уже накоплен опыт положительного влияния шахмат на развитие детей. Можно предположить, что есть причины и макропорядка; достаточно упомянуть, что ассоциации преподавателей шахмат США и Канады двух в целом нешахматных стран растут быстрыми темпами, а в самом богатом городе планеты Нью-Йорке уроки шахмат дают уже более чем в 200 школах.

Отвечая на второй вопрос, следует отметить, что большинство преподавателей шахмат в испанских школах являются любителями древней игры, которые как государственные служащие не получают дополнительной оплаты за уроки шахмат. Тем не менее они включают их в свою педагогическую нагрузку, получая возможность в рабочее время заняться более интересным сердцу шахматиста делом.

Вместе с тем наиболее оригинальными методами и лучшими результатами отличаются любители шахмат с педагогическим даром, которые ради обучения детей мудрой игре нередко оставляют свою более престижную и, что важно на Западе, гарантированную работу. В качестве примера можно привести организатора обучения шахматам на Менорке Пепе Суареса и преподавателя шахмат в школе “Мирабаль” Хосе Анхель Лопес де Турисо, опыт которых упоминался в этой статье.

“64 – Шахматное обозрение”, 1999, №8, с.48-49.

 

Комментарий И.Г.Сухина: Блестящая статья! Нас интересует опыт всех стран, которые в той или иной степени пытаются вводить шахматы в урочную сетку, и работа Б.А.Злотника даёт нам исчерпывающую картину состояния вопроса в Испании. Интересна фраза: "Сенат Испании принял постановление, разрешающее преподавать шахматы как предмет по выбору в школах второй ступени, т.е. начиная с 12 лет". Несомненно, более целесообразно начинать преподавание гораздо раньше, как это сделано в России. Мы солидарны с мнением Ж.Лотье: "Шахматам лучше учить в раннем возрасте, примерно в 6-7 лет, когда ребенок обычно учится читать, и его интеллект развивается наиболее быстро". В статье отражен и аспект пользы шахмат: "Дети, играющие в шахматы и выбирающие их в качестве школьного предмета, как правило, хорошие и нередко лучшие ученики класса и школы. Кроме того, педагогами уже накоплен опыт положительного влияния шахмат на развитие детей". Многие проблемы, с которыми сталкиваются в Испании, являются важными и для России. Это касается, в частности, педагогического опыта и дара: "Наиболее оригинальными методами и лучшими результатами отличаются любители шахмат с педагогическим даром, которые ради обучения детей мудрой игре нередко оставляют свою более престижную и, что важно на Западе, гарантированную работу". Важна информация о США и Канаде и многое другое.

 

 

Программа "Шахматы, первый год"

 

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны"

 

Пособие для учителя "Шахматы, первый год, или Учусь и учу"

 

Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин "От сказки к шахматам"

 

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет "Удивительные приключения в Шахматной стране"

 

Программа "Шахматы, второй год"

 

Учебник для второго класса "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем"

 

Пособие для учителя "Шахматы, второй год, или Учусь и учу"

 

Программа "Шахматы, третий год"

 

Шахматы в школе

 

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

 

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

 

Империя ссылок

 

Переход на сайт "Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат"

 

 

На главную страницу

 

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/st8-zlot.htm

© 2004 Злотник Б.А.

 

 

 

Hosted by uCoz