Шахматы для детей от 0 до 14 лет, родителей и педагогов

Chess for children aged 0 to 14, their parents and teachers

 

Шахматы и начальная школа

С 1993 года в России в сетке занятий официально появился урок шахмат! Произошло это так. В отечественных школах официально были выделены учебные часы для факультативов (2 часа в первом классе, 3 часа во втором и 3 - в третьем классе). Учителям предоставлялся выбор из трёх факультативных курсов (“Введение в народоведение”, “Твоя Вселенная” и “Шахматы – школе”), один из которых становился обязательным предметом в данной конкретной школе. Здесь следует уточнить, что такое шахматный факультатив. Многие полагают по старинке, что это дополнительные занятия, проводимые после уроков. А на самом деле, факультативы нового поколения в начальной школе присутствуют в сетке уроков наряду с математикой, русским языком и другими обязательными предметами. Поэтому, не может не вызывать удивления тот факт, что до сих пор в прессе пишут: “Давайте включим уроки шахмат в школьную программу”. Шахматы в России уже в программе начальной школы! Другое дело, что уроки шахмат проводят не в каждой школе, так как от директора зависит, будет ли в сетке занятий шахматный курс или, скажем, “Твоя вселенная”. При этом очень многие директоры школ хотят, чтобы у них в школах проходили уроки шахмат. Очень точно об этом сказал известный шахматный педагог и методист В.И.Мечитов: “Еще не так давно приходилось доказывать, что шахматы важны для развития личностных качеств, а не ценны сами по себе. Сегодня вопрос так не стоит, практически любой директор школы готов включить в программу урок шахмат, если поступит предложение от внушающего доверие преподавателя” (64 – Шахматное обозрение, 1998, №7).

В рамках научной программы “Российская школа” в 1993 году, направление II Государственной научно-технической программы “Развитие образования в России” (проект “Шахматы детям”, шифр 1.1.2, №62) автору этих строк было доверено разработать учебно-методический комплект “Шахматы, первый год” – для первого класса общеобразовательной начальной школы, и это было сделано.

В комплект вошли:

1. Программа “Шахматы, первый год”; впервые опубликована в журналах “Начальная школа” (№9, 1994) и “Вестник образования” (№9, 1994).

2. Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны” (Обнинск: Духовное возрождение, 1998). Учебник отмечен дипломом 7-й международной ярмарки “Детская, развивающая и учебная литература” в 2001 году.

3. Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу” (Обнинск: Духовное возрождение, 1999).

4. Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин “От сказки к шахматам”.

5. Пособие “Необыкновенные шахматные приключения”.

6-7. Дидактические книжки-картинки “Удивительные приключения шахматной доски” и “Лена, Оля и Баба-Яга”.

8. Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране” (М.: Поматур, 2000).

9. Сценарий обучающего шахматного мультфильма “Горизонталик из Шахматной страны”.

10. Сценарий третьего шахматного диафильма “Волшебные шахматные фигуры: Третий шаг в мир шахмат”.

Но к этому времени студия “Диафильм” прекратила свою деятельность. Ранее студия выпустила два удачных обучающих диафильма “Приключения в Шахматной стране: Первый шаг в мир шахмат” (М.: Диафильм, 1990) и “Книга шахматной мудрости: Второй шаг в мир шахмат” (М.: Диафильм, 1992).

Каждая из данных работ получила гриф “Рекомендовано Министерством образования России”. Ни в одной стране мира нет подобного учебно-методического комплекта по шахматам, написанного специально для начальной школы. Это подтверждает один из крупнейших отечественных шахматных методистов А.А.Тимофеев: "Заслуга И.Г.Сухина ещё и в том, что он обеспечил российской педагогике школьных шахмат приоритет в международном масштабе, так как израильский комплект для обучения шахматам в начальной школе “The next Educational Move... Chess in Schools” (Новый шаг в образовании… Шахматы в школах) и претендующий на роль первого в мире школьного учебника по шахматам, был издан на три года позже, в 2001 году”. (А.А.Тимофеев "Уроки шахмат в начальной школе". - М., 2003, с.38).

В 1994-1995 гг. работа была продолжена и подготовлен к печати учебно-методический комплект второго года обучения. В него вошли:

1. Программа “Шахматы, второй год” (впервые опубликована в журналах “Начальная школа” 1995, №8) и “Вестник образования” (1995, №12).

2. Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем” (Обнинск: Духовное возрождение, 2003).

3. Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу” (Обнинск: Духовное возрождение, 2003, готовится к изданию).

Каждая из указанных работ также получила гриф “Рекомендовано Министерством образования России”. В 1996 году обе программы включены в сборники обязательных программ Минобразования “Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3)” и “...Начальные классы (1-4)”. – М.: Просвещение, 1996.

В 1998 году в журнале “Начальная школа” издана программа “Шахматы, третий год” (1998, №3). В 1998 году увидела свет новая редакция “Программ общеобразовательных учреждений. Начальные классы”, в которые включены шахматные программы трёх лет обучения (М.: Просвещение, 1998). В дальнейшем они были переизданы в 2000, 2001 и 2002 гг. Добавим, что в настоящее время издаются программы только для 4-летней начальной школы. Они в двух частях (шахматы – в самом конце второй части).

Все работы опираются на нестандартные авторские наработки, на авторское ноу-хау. В их числе: разработка оригинальных дидактических заданий и игр, блоков игровых позиций для каждой из них, использование игры на фрагментах доски, выявление базисной игры первого этапа обучения – фигура против фигуры, детальная разработка “доматового” периода обучения и многое другое. Из всего многообразия шахматного материала отобран именно тот, который в полной мере отвечает задачам начальной школы, дополняет и обогащает остальные учебные предметы.

Особенность курса состоит в том, что он предназначен для обычного учителя начальной школы, не знакомого прежде с шахматами. В пособиях для учителя детально описывается каждый из программных уроков (с вариантами) и объясняется самый элементарный шахматный материал.

Здесь уместно отметить, что именно российские новаторы долго и плодотворно работают с детьми 5-10 лет. Большой вклад в развитие отечественной методики обучения детей дошкольного и школьного возраста внесли: Л.Я.Береславский, М.В.Блох, А.О.Гаврилов, В.И.Гончаров, В.Г.Гришин, Д.А.Давлетов, Н.И.Журавлев, В.Г.Зак, С.Д.Иващенко, Е.И.Ильин, В.В.Костров, А.Н.Костьев, Е.П.Линовицкий, И.Л.Майзелис, С.Ю.Макарычев, М.И.Макарычева, В.И.Мечитов, В.А.Пожарский, И.Л.Славин, А.А.Тимофеев, В.Б.Уманский, В.Л.Хенкин, В.Д.Чащихин, Н.П.Шумилин, М.М.Юдович, Н.Г.Яковлев и многие другие.

19 октября 2003: "Шахматы и школа" – статья старшего методиста – инструктора СДЮШОР по шахматам И.Р.Андреевой (Кемерово).

Программа "Шахматы, первый год"

Учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы “Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны”

Пособие для учителя “Шахматы, первый год, или Учусь и учу”

Сборник дидактических сказок, загадок, ребусов, викторин “От сказки к шахматам”

Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет “Удивительные приключения в Шахматной стране”

Программа "Шахматы, второй год"

Учебник для второго класса “Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем”

Пособие для учителя “Шахматы, второй год, или Учусь и учу”

Программа "Шахматы, третий год"

Шахматы в школе

"Шахматные" приказы Министерства образования РФ

О пользе шахмат: Экспериментальные результаты

Империя ссылок

Переход на сайт “Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат”

 

На главную страницу

 

mailto:suhin_i@mail.ru

suhin_i@mail.ru

http://chess555.narod.ru/nach.htm

© 2003-2009 Сухин И.Г.

Hosted by uCoz